Научная статья на тему 'Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе'

Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
723
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панюкова Светлана Александровна

В наши дни терроризм превратился в одну из самых страшных проблем человечества. Как один из методов борьбы с данным явлением, можно выделить государственную антитеррористическую пропаганду, в том числе антитеррористическую социальную рекламу. Проанализировав представленные в Интернете примеры визуальной антитеррористической рекламы, в данной работе мы рассмотрели использованные в них визуальные образы и их воздействие на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе»

20. Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий : учебник [Текст] / В. В. Тулупов. -СПб., 2008.

21. Фрумкин, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] /К. Г. Фрумкин. - URL :http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm.

22. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера [Текст] / Я. Чихольд; пер. с нем. Л. Якубсона. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011.

Панюкова С. А.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В РОССИЙСКОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ

В наши дни терроризм превратился в одну из самых страшных проблем человечества. Как один из методов борьбы с данным явлением, можно выделить государственную антитеррористическую пропаганду, в том числе антитеррористическую социальную рекламу. Проанализировав представленные в Интернете примеры визуальной антитеррористической рекламы, в данной работе мы рассмотрели использованные в них визуальные образы и их воздействие на аудиторию.

Ключевые слова: социальная реклама, терроризм, экстремизм, визуальные образы.

Идеология террора, основанная на насилии, запугивании и устрашении, по своей разрушающей силе и пугающим последствиям превратилась в одну из главных проблем XXI века.

Как показывают результаты исследования Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) совместно с Университетом Мэриленда (University of Maryland), начиная с 2001 года и трагических событий в США 11 сентября, ежегодно показатель террористической активности увеличивался более чем в четыре раза, достигнув своего пика в 2007 году в разгар военного конфликта в Ираке. Далее количество террористических актов пошло на спад, но затем в 2013 году вновь начало резко возрастать. Причиной этого исследователи считают, прежде всего, массовое нашествие военизированных групп радикальных исламистов.

В 2015 году был отмечен крупнейший ежегодный рост терактов за последнее десятилетие - в общей сложности от рук террористов погибли 29 376 человек. В этот год в рейтинге стран мира по уровню терроризма Россия заняла 23 место: в нашем государстве произошли 38 террористических актов, при которых погибли 57 человек. Глобальный индекс терроризма, измеряющий уровень террористической активности внутри страны по количеству террористических инцидентов, числу погибших и пострадавших и уровню материального ущерба, составил 6,207. Обратим внимание, что в 2014 году с индексом 6.76 Россия занимала 11 место в данном рейтинге. Как отмечает первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Е. П. Ильин, Российская Федерация на протяжении последних 15 лет находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам [5. С. 13].

И, несмотря на заметные успехи в борьбе с мировым терроризмом, в 2015 году активность террористических группировок возросла на 650% по сравнению с 2014 годом. Также исследователям удалось выявить пугающую тенденцию: около половины террористов, совершавших противозаконные акты в развитых демократических странах, не имели прямой связи с руководством движения или террористической организации, и, по сути, действовали по собственной инициативе. И если в 2014 году влияние, например, «Исламского государства» распространялась на 13 стран, то в 2015 году аффилированные группировки запрещенной в России организации появились уже в 28 государствах.

Возможности для такой активной и действенной вербовки предоставляют современные технологии: в наши дни распространение идей терроризма происходит не через прямые контакты с радикалами, а посредством информационного взаимодействия.

Поэтому помимо оперативного силового воздействия непосредственно в ситуациях террористического акта важной задачей в борьбе с терроризмом является ликвидация самой идеи экстремистского поведения и нейтрализация террористического влияния.

Противостоять такому воздействию государство может не только посредством ужесточения наказаний за пособничество терроризму на законодательном уровне, но и с помощью успешного использования ресурсов информационно-пропагандистской деятельности, в том числе и социальной рекламы как одного из мощных инструментов по созданию образа социальной проблемы и, что немаловажно, образа государственного участия в данной области. Это поможет не только привлечь внимание общества к данной проблеме и сформулировать основные принципы безопасности, но и способствовать формированию антитеррористических и антиэкстремистских ценностей.

Мы решили сконцентрировать свое внимание на визуальной социальной антитеррористической рекламе, поскольку, на наш взгляд, она обладает большей эффективностью и имеет возможность увеличить охват аудитории за счет размещения не только на традиционных носителях (баннеры, радио, газеты и телевидение), но и в пространстве Интернета.

Нужно отметить, что степень разработанности проблемы в данном аспекте невысока. Можно найти немало работ, в которых в той или иной мере рассматриваются особенности социальной рекламы в целом. Например, «Социальная реклама: какова ее эффективность?» О. Антипеко, «Полезная реклама - социальная» М. Веденичевой, «Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы» А. Кобалевского, «Социальная реклама в современной России: цели и функции» А. В. Ковалевой и «Социальная реклама: Теория и практика» Г. Г. Николайшвили.

Но вот научного материала о специфике российской антитеррористической рекламы, к сожалению, оказалось не так много. Среди исследователей, обращавшихся к данной проблематике, можно отметить Т. Б. Курбацкую и Л. М. Аболина («Антитеррористическая реклама как вид современной социальной рекламы»), А. В. Овруцкого и А. И. Тащёва («Социальная реклама как способ противодействия идеологии терроризма и экстремизма»), Л. В. Попову и А. Е. Слинько («Социальная реклама как компонент формирования антитеррористических и антиэкстремистских ценностей в молодежной среде»).

Целью исследования стало определение специфики визуальных образов в современной российской антитеррористической социальной рекламе.

Для этого был проведен анализ визуальных образов данной рекламы, представленной на просторах Рунета. Она и послужила материалом исследования.

Прежде всего, следует обратиться к понятиям, которые мы будем использовать далее.

Из Федерального закона РФ «О рекламе» следует, что социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства [10]. В рассматриваемой нами антитеррористической социальной рекламе «общественно полезной целью» служит формулирование основных принципов безопасности и формирование антитеррористических и антиэкстремистских ценностей.

Согласно мнению Александра Владимировича Овруцкого, анализируемый нами «рекламный образ» - это средство визуальной коммуникации, несущее через систему изобразительно-выразительных средств новую для потенциального покупателя информацию о продукте [6. С. 20]. Получается, что, по-сути, это синтез визуальных, звуковых и текстовых форм, воплощенный в материальные рекламные объекты.

Для того чтобы рекламный образ, в том числе и в социальной рекламе, получился убедительным, существует множество приемов, позволяющих не только создать этот образ, но и усилить его воздействие на аудиторию. Некоторые из них уже активно используются в российской антитеррористической пропаганде.

1. Использование профессионального статуса

В данном случае создатели рекламы ссылаются на организацию или группу лиц, обладающую определенным авторитетом и/или возможностью судить о содержании утверждения. Данный прием служит своего рода дополнительным подтверждением высказанной в рекламе информации.

Обращение к профессиональному статусу может быть обезличенным или конкретным (обращение к одному человеку, а не группе лиц). Чаще всего рекламисты используют второй вариант: точное указание фамилии, имени и должности высказывающего то или иное суждение по поводу рекламируемого товара вызывает большую степень доверия аудитории.

Однако в российской антитеррористической рекламе нам удалось найти лишь примеры обращения к обезличенному профессиональному статусу. Экспертами в данных случаях выступают государственные структуры и организации: Главное управление МВД России, Федеральная служба безопасности, региональные Антитеррористические комиссии и так далее.

Например, в антитеррористической серии мультфильмов для детей, созданных при поддержке ФСБ, после каждой короткой истории о нерадивых или, напротив, хороших детях появляется заставка с номерами телефонов служб доверия ГУВД и ФСБ и звучит закадровый голос: «ФСБ предупреждает: «Граждане, будьте бдительны!».

Похожий прием также встречается в серии социальных роликов «Бдительные граждане». Каждый новый эпизод начинает заставка с надписью «Антитеррористическая комиссия Московской области предупреждает: Главные борцы с терроризмом - бдительные граждане!».

2. Использование метафоры

Одним из самых эффективных приемов создания рекламного образа является использование метафоры. Данный троп, основанный на переносе значения по схожести двух объектов или явлений действительности, нацелен на уровень подсознательного и позволяет не только оригинально донести рекламное сообщение до аудитории, но и удержать внимание зрителя, заставив его расшифровывать послание.

В Барнаульской баннерной рекламе агентства «PUNK YOU» фигурирует изображение, состоящие лишь из двух объектов - гранаты и матрешки. Можно легко догадаться, что матрешка - это образ человека, причем в данном контексте предположительно славянского типа. При этом взрывное устройство выступает не только символом угрозы и опасности, но и объектом, лишающим своего обладателя права называться человеком.

3. Оригинальность

Оригинальная социальная реклама обладает возможностью выделиться на фоне стандартных рекламных сообщений. Это позволяет привлечь внимание аудитории и запомниться ей благодаря эффекту неожиданности.

Хороший пример оригинального подхода к созданию рекламного продукта можно увидеть в ролике «Терроризм - это не романтично», созданном отделением канала «ТНТ» в Нижневартовске. Завязка видео выглядит вполне шутливо: молодая девушка знакомится в социальной сети с мужчиной и собирается на свидание с ним. Данная ситуация обыграна в юмористическом ключе и за счет отсылок к современным популярным клипам. Но вскоре картина резко меняется - героиня открывает дверь не своему счастью, а жизни в чужой стране, охваченной войной. И только после этого на экране появляется предостерегающая надпись о количестве россиян, завербованных в ИГИЛ.

Рис. 1. «Внимание, террористы внешне очень похожи на людей!»

Данная реклама направлена, прежде всего, на молодые слои населения. И подход к аудитории, подобранный авторами ролика, можно назвать эффективным. Сначала зрителя завлекает знакомая шутливая стилистика, напоминающая видеоскетчи, а после он оказывается перед неожиданным финалом, который, наверняка, должен запомниться, как и текстовое предостережение на последнем кадре.

4. Гиперболизация

Данный метод подразумевает нарочное нарушение пропорций в пользу одной детали, являющейся самой важной. Это помогает усилить выразительность и экспрессивность образа, показанного в рекламе.

Чаще всего в антитеррористической российской рекламе гиперболизируется мощность террористических актов: нам всегда демонстрируются фотографии и видеофрагменты лишь самых страшных и трагических терактов, хотя на самом деле большая часть из них не несет человеческих жертв. Также часто неоправданно завышается вероятность попадания в теракт среднестатистического гражданина.

Обратимся к детскому антитеррористическому мультфильму «Зина, Кеша и террористы», созданному при поддержке МЧС России. За шестиминутное путешествие домой двое ребят оказываются захваченными в заложники на корабле и в самолете, становятся свидетелями терактов в метро и собственном дворе. Легко заметить, что опасность окружающей действительности в ролике явно сконцентрирована и преувеличена.

5. Проверка практикой

В антитеррористической социальной рекламе данный прием используется для демонстрации последствий правильных и неправильных действий в случаях террористической угрозы.

Например, в социальном мультипликационном ролике, направленном на противодействие терроризму и созданном по заказу Администрации Москвы, демонстрируется верная модель поведения. Мальчик замечает подозрительный предмет в общественном транспорте и звонит по нужному номеру. В дальнейшем все пассажиры эвакуируются, саперы обезвреживают взрывной механизм, а главный герой торжественно получает благодарность от правоохранительных органов.

Напротив, о последствиях незаконных действий рассказывает социальная реклама «Антитеррористическая безопасность «Школа», снятая по заказу Антитеррористической

комиссии Московской области. Зрителей знакомят с главным героем, который сообщил заведомо ложную информацию об акте терроризма. Он рассказывает о своих мотивах и плачевных последствиях этого поступка.

Также стоит упомянуть антитеррористическую рекламу, авторами которой выступили студенты Саратовского государственного технического университета. В своем ролике они продемонстрировали две модели поведения: террориста, охваченного злобой и ненавистью, и простого человека, мечтающего о житейских радостях и любви. Частично показаны и жизненный путь, который проходят главные герои, и последствия их решений.

6. Обращение к эмоциям

Рекламный образ также может строиться просто на эмоциональной восприимчивости адресата. Ведь если реклама нашла эмоциональный и чувственный отклик у аудитории, запала в душу, то велика вероятность, что она запомнится на бессознательном уровне.

Антитеррористический ролик Белгородского УМВД построен на трогательных рассказах двух детей: они играют в песочнице и мечтают о счастливом будущем, представляя свой дом, профессию и взрослую жизнь. Но то, что «строят» ребята, в конце видео рушится под «ногой» террориста. Последние кадры демонстрирую детские грустные лица и слезы, и это финальная точка, с которой остается зритель.

Социальный ролик антитеррористической комиссии Белгородской области «В семье нет места террористу!» длится всего лишь 45 секунд. Но за это время авторы ролика успевают рассказать историю об отречении отца от одного из сыновей из-за неприятия его террористической деятельности. Зрители видят терроризм с новой стороны: рушится самое ценное и крепкое, что есть в человеческой жизни, - семейные узы, и страдают от этого и сами террористы, а не только их жертвы. Вывод напрашивается сам собой: путь экстремизма ведет лишь к разрушениям и одиночеству.

7. Использование историческойретроспективы

Хорошим способом создания рекламного образа может стать его проверка временем, возвращение к прошлому. Применительно к антитеррористической рекламе это обращение к уже совершившимся трагическим событиям.

Например, антитеррористический видеоролик «Вместе против террора», подготовленный творческим коллективом кинокомпании «Мастерская» по заказу Национального антитеррористического комитета, проводит параллель между терроризмом и фашизмом. Создатели ролика считают, что если русский народ смог справиться с угрозой XX века, то уничтожит и главного врага в XXI. Данная реклама обращается к национальному самосознанию зрителей, которые с детства слышали истории о подвигах советского народа в Великой Отечественной войне и ежегодно праздновали День Победы. Свой исторический опыт аудитория должна перенести на реалии наших дней, это позволит закрепить образ врага и призвать на борьбу с ним жителей всех постсоветских стран.

Ассоциации с другим историческим событием вызывает плакат «Альфа» и «Вымпел». Спасибо ребята!», выполненный при содействии регионального общественного движения «Дети России против терроризма». Упоминание одного из самых страшных террористических актов в Беслане и портрет молодого погибшего подполковника способны обратить на себя внимание аудитории и напомнить, что за каждым террористическим актом стоят жизни убитых людей, которые хотели жить.

8. Использование образа человека определенной национальности

В антитеррористической рекламе обычно используется образ человека из Восточных стран. Большинство социальных роликов показывает террориста смуглым бородатым мужчиной средних лет, одетого в одежду темных тонов. Этот образ легко узнается и мгновенно считывается аудиторией как символ угрозы и опасности.

При этом в последнее время все чаще подобный типаж, наоборот, является символом предвзятости и нетерпимости. Существует российская антиэкстремистская реклама, по-

строенная на разрыве шаблона, когда человек, привычно воспринимаемый нами как враг, оказывается другом.

ПОЙПОПКОЦННР

Олег ИЛЬИН

«ВЫМПЕЛ* (паеиб « £осгвт

\

Рис. 2. «Альфа» и «Вымпел». Спасибо ребята!».

Антитеррористический видеоролик «У террора нет национальности», подготовленный творческим коллективом кинокомпании «Мастерская» по заказу Национального антитеррористического комитета, как раз снят по этому сценарию. Главный герой, который выглядит как типичный экстремист, вызывает недоверие у окружающих на улице. Но, несмотря на негативное предвзятое отношение к себе, он, заметив угрозу, спасает незнакомых ему людей от настоящих террористов. Кстати, в данном ролике террористами оказываются внешне непримечательные люди.

Эту идею продолжает и социальный ролик общественного движения «Страна без расизма и ксенофобии». В нем идет более подробная речь о ярлыках, которые люди часто с легкостью готовы отнести к человеку другой национальности.

9. Использование приема «за кадром»

При данном методе аудитории приходится домысливать часть картинки, оставшейся за кадром, и это создает некую интригу.

Например, в антитеррористической серии мультфильмов для детей, созданных при поддержке ФСБ, о которых мы упоминали ранее, используется фраза «мы не покажем, что с мальчиком стало», когда речь заходит о трагическом исходе сюжета. Этот прием позволяет оградить детей от нежелательных сцен, но при этом дает понять, что действия, совершенные мальчиком, привели к чему-то ужасному.

Другое антитеррористическое видео, названное «Социальный ролик о терроризме» без указания авторов, также использует этот прием, но уже для других целей. Создатели ролика рассказывают о существовании схем финансирования терроризма, в которых может быть задействован любой человек. В тот момент, когда главный герой передает чек незнакомцу, ненадолго затемняется экран и звучат звуки взрывов, пальбы и плача. Это может символизировать то, что представить масштаб последствий данных действий практически невозможно. Это могут быть десятки или сотни погубленных жизней. И какие бы жуткие картины не показали создатели видео - в реальности все может обернуться еще страшнее. Зато нет границ у фантазии зрителя, с помощью которой он и должен представить, что скрывается за этой сценой.

10. Использование окружения

Этот способ построения визуального образа реализуется в том случае, когда рекламный объект грамотно вписан в ландшафт места размещения.

На этот раз обратим внимание на антитеррористический социальный проект «Что здесь делает...», запущенный в Алтайском крае при поддержке местной антитеррористической комиссии. В различных общественных местах были размещены арт-наклейки вполне обычных предметов, но в комплекте с поясняющей запиской. Можно выделить несколько примеров данной рекламы: «Что здесь делает этот телефон?», «Почему неизвестный мешок стоит здесь слишком долго?», «Почему здесь стоит эта сумка?» и «Что здесь делает эта игрушка?». Эта антитеррористическая реклама наглядно показывает, что опасность могут представлять не только привычные сумки и коробки, но и, казалось бы, безобидные предметы. Наклейки выполнены ярко, оригинально, в едином стиле и способны привлечь внимание окружающих. Но, главное, они размещены в подходящих местах и полностью вписываются в окружение. Также создатели учли и целевую аудиторию, на которую рассчитано каждое из посланий, подобрав тематические предметы.

Рис. 3. «Что здесь делает этот телефон?».

Кстати, еще одной хорошей иллюстрацией данного метода может служить реклама уже упомянутого нами барнаульского агентства «PUNK YOU». Форма подачи антитеррористической агитации «Жить тебе или нет?» сразу привлекает внимание: это не плакат или баннер, а листовка по типу объявлений на стенах зданий. С одной стороны, авторы рисковали затерять свой проект в массе подобной коммерческой рекламы, но с другой, качество выполнения данной листовки (привлекающий шрифт и текст) позволяют предположить, что внимание зрителей она вполне привлекает. К тому же текст «Противостоять терроризму может каждый. Даже ты! А победить можно только вместе!» позволяет обратиться к каждому конкретному человеку и дать ему почувствовать тот важный вклад, который он может внести в общее дело. Также каждому предлагается взять с собой номер экстренной службы, что, возможно, позволит населению с большей вероятностью запомнить его.

Стоит сказать, что кроме перечисленных приемов в антитеррористической рекламе в качестве методов воздействия на индивидуальное и массовое сознание применяют и различные психологические эффекты. Касательно рекламных образов, можно говорить о якорной технике. «Якорем» психологи называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса.

Рис. 4. «Жить тебе или нет?».

Так, в антитеррористической рекламе «Главные борцы с терроризмом», созданной при поддержке Антитеррористической комиссии Московской области, для пропаганды бдительности было использовано последовательное совмещение якорей: видим странный объект или подозрительных лиц, звоним по указанному номеру и оберегаем окружающих до появления правоохранительных органов. Эта простая последовательность действий позволяет героям видео спастись от любой угрозы, в чем бы она не выражалась. По итогу роликов все ситуации заканчиваются хорошо, люди получают благодарность и могут чувствовать себя героями, а зритель усваивает транслируемую схему.

Отдельно хотелось бы отметить, что при создании визуального образа в антитеррористической рекламе, в отличии, например, от коммерческой, можно продуктивно использовать образы, вызывающие негативные ассоциации, не опасаясь оттолкнуть этим аудиторию.

Авторы плаката «Будущего не будет, пока гибнут дети» обращаются к теме Беслана. Ими была подобрана довольно тяжелая в эмоциональном плане фотография с плачущими матерями у снимков погибших детей. К тому же эту картину сопровождает яркое стихотворение А. А. Ситар «Беслан - город Ангелов». Все это в совокупности апеллирует к негативным воспоминаниям зрителей о тех кровавых событиях, заставляя почувствовать нас боль, грусть, страх перед повторением подобного. Если бы и визуальное исполнение данной рекламы было бы качественнее, этот плакат можно было бы назвать действенным и удачным. Ведь метод воздействия на аудиторию подобран вполне эффективно.

Важно понимать, что здесь воздействие через отрицательные эмоции не вызывает такого сопротивления как в коммерческой рекламе, ведь зритель сам понимает важность затрагиваемой социальной проблемы. И то, что подобная социальная реклама нередко вызывает шок, воспринимается положительно, как момент катарсиса в искусстве. Преобладание же положительных счастливых финалов в данном случае воспринимается, наоборот, как ненатуральная слащавость, неискренность и манипулятивность.

Анализ российской антитеррористической социальной рекламы также позволяет выделить несколько основных групп визуальных образов.

Это парные образы:

1) Угрозы (неопознанный предмет) - защиты (бдительные граждане);

.MISlnH

яшшшншш!

TAMAEB

2) Друга (работник МЧС) - врага (террорист).

И архетипиые образы, к которым можно отнести образ враждебной силы (терроризм и экстремизм) и образ ценности (милосердие и жертвенность).

Беслан - Го род Ангелов

В «Городе Ангелов» тихо... Здесь нет деревьев и неслышно птиц. В «Городе Ангелов» тихо... Ф*

Лишь смотрят глаза с мраморных лицЛк&Г* Д

И мокнут камни от слез матерей. 2шг Но нам не вернуть погибших детей. В забвенье уходит со временем горе, И новые войны появятся вскоре. «Мы строим Мир», напишут в газете... Но будущего не будет, пока гибнут дети.

Ситар A.A. ,

ЭТИ НОМЕРА НУЖНО ЗНАТЬ:

■ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ 2 - С МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА

Рис. 5. «Будущего не будет, пока гибнут дети».

Итак, мы перечислили ряд основных приемов, используемых для создания визуального образа в российской антитеррористической рекламе. Конечно, хочется надеяться, что российские рекламисты будут искать новые способы реализации антитеррористической пропаганды и оригинальные образы. Но и с тем набором приемов, что используются на данный момент, можно создавать качественную социальную рекламу, несколько подобных примеров были приведены ранее. Но нельзя не признать, что до сих пор встречаются примеры, когда создатели рекламы вообще отказываются от визуальных образов или делают их примитивными.

Например, в государственной социальной рекламе, размещенной в некоторых городах в преддверии Дня солидарности в борьбе с терроризмом, были подобраны универсальные образы голубого неба и голубей, которые можно отнести к множеству других праздников. Они не дополнены ничем, что ассоциировалось бы с явлением терроризма и привлекло внимание аудитории.

/ к^^т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ *' юнь 1

& ¡¿f I солидарности

у г / в борьбе

с терроризмом

Рис. б. «День солидарности в борьбе с терроризмом».

Стоит признать, что на сегодняшней день большую часть российской антитеррористической рекламы нельзя назвать эффективной. Даже те примеры, в которых подобраны потрясающие визуальные образы, страдают от некачественного исполнения и отсутствия стратегии распространения.

Подобно тому, как коммерческая реклама ищет новые, интересные формы своего воплощения, например, в так называемых «партизанских» и «вирусных» методах, основанных на намеренном избегании обычных способов рекламы, социальная реклама должна идти тем же путем, используя инновационные, провакативные способы презентации социальных проблем. И, в силу отмеченной специфики, антитеррористические послания должны стать более эпатажными, неординарными, шоковыми, становясь тем самым еще более заметным феноменом.

В завершении, хочется отметить, что потребность в антитеррористической социальной рекламе остается высокой, как со стороны населения, так и со стороны госструктур. Развиваясь, она осваивает разные сферы информационного пространства и, естественно, становится одним из важнейших инструментов влияния на группы общества по профилактике террористической угрозы.

У антитеррористической рекламы в нашей стране есть огромный потенциал развития. Надеемся, что в дальнейшем он будет реализован. Ведь проблема, которая поднимается, в данной социальной рекламе, действительно, как никогда актуальна.

Список литературы

1. Вайнер, В. Л. Тренды развития социальной рекламы в России [Электронный ресурс] /В. Л. Вайнер. - URL: http://www.lsoc.ru (дата обращения 17.04.2017).

2. Гуманитарные технологии. Институт экономики и мира: рейтинг стран мира по уровню терроризма 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/ news/2015/l 1/18/7263 (дата обращения 15.04.2017).

3. Гуманитарные технологии: Институт экономики и мира: рейтинг стран мира по уровню терроризма 2014 года [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/ news/2014/l 1/19/6978 (дата обращения 15.04.2017).

4. Газета.ги. Терроризм шагает на Запад [Электронный ресурс] / А. Атасунцев. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/ll/20_a_10350995.shtml (дата обращения 15.04.2017).

5. Ильин, Е. П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность: материалы научн-практич. конф. «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (фак. псих. Южного федерального университета. Ростов/нД, 12-14 окт. 2009 г.) [Текст] / отв. ред. А. С. Карпов, Ю. Н. Морозова. М. : Кредо, 2009. - 203 с.

6. Овруцкий, А. В. Анатомия рекламного образа [Текст] / под общ. ред. А. В. Овруц-кого. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

7. Овруцкий, А. В., Тащёва, А. И. Социальная реклама как способ противодействия идеологии терроризма и экстремизма: матер научн-практич. конф. «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (фак. псих. Южного федерального университета. Р/нД, 12-14 окт. 2009 г.) [Текст] / отв. ред. А. С. Карпов, Ю. Н. Морозова. - М.: Кредо, 2009. - 203 с.

8. Социальная антитеррористическая реклама [Электронный ресурс]. - URL: https://www. youtube.com/playlist?list=PLu3vK2LjGK4360cqebXv_OMS19al26pKI (дата обращения 15.04.2017).

9. Ученова, В. В. Социальная реклама: учеб. пособие [Текст] / В. В. Ученова, Н. В. Старых. - М.: ИндексМедиа, 2006. - 234 с.

10. Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» N 38-Ф3 от 13.03.2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonrf.info/zoreklame/10 (дата обращения 10.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.