УДК 376
ВИЗУАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ1
Иванова Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных образовательных технологий факультета математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, e-mail: [email protected]
Потапова Наталья Викторовна,
преподаватель кафедры информационных образовательных технологий факультета математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, e-mail:[email protected]
Степанян Гарий Артурович,
магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
учитель математики МБОУ СОШ № 49, г. Краснодар, e-mail: garry [email protected]
В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВИЗУАЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ. ОПИСАНЫ ВСЕ ВИДЫ КАЖДОЙ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ФОРМ: ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ, СРЕДСТВАМИ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ОПОР ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ». ПРИВОДЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ СРЕДСТВАМИ SMART NOTEBOOK, ОБЪЕДИНЁННЫЕ В ОДНОМ ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ.
• визуализация • визуальное повторение • понятийный аппарат • преобразование знаний
• крупномодульные опоры • SMART Notebook • обыкновенные дроби
1 Статья поддерж екта №1 ние инт по мате образова! нальногс ваций
В настоящее время в российском обществе происходят такие изменения, которые требуют от современного человека из-за нарастающего потока информации постоянного саморазвития, непрерывного образования, что повлияло и на сферу образования. И в сфере образования, в частности при обучении математике, для решения «проблемы несоответствия увеличивающегося объёма информации количеству учебного времени» [1] можно предложить новые (визуальные) способы представления _ учебной информации. «Визуализация обладает большим потенциалом для активизации и интенсификации учебно-познавательной деятель-
подготовлена при финансовой ке РФФИ в рамках научного про-3-413-230033/18 «Конструирова-ерактивной обучающей среды матике для общего и высшего ния как основы создания регио-кластера педагогических инно-
ности» [2]. При обучении студентов высшей математике средствами модульной визуализации успешность их применения подтверждалась путём создания и использования крупномодульных опор [3]. С внедрением интерактивных компьютерных технологий были разработаны следующие современные направления модульной визуализации, такие как интерактивные интеллект-карты [4] и скрайбинг [5], являющиеся своего рода интерактивными учебными пособиями. Поскольку в процессе изучения математики особое место занимают систематизация и обобщение учебного материала [6], то считаем важным осуществлять повторение через информацию визуального характера средствами интерактивного электронного пособия. Отметим при этом, что «принципиально по-новому взглянуть на обучение математике помогут средства интерактивных
Внедрение и пршшш
компьютерных технологий SMART» [7], которые авторы статьи в рамках магистерской диссертации успешно использовали для учащихся 5-6-х классов при изучении темы «Обыкновенные дроби».
Авторы выявили три основные формы визуального повторения учебной информации: через понятийный аппарат, через преобразование знаний, с использованием крупномодульных опор. Все указанные формы были отражены в созданном нами интерактивном электронном пособии для учащихся 5-6-х классов «Мир обыкновенных дробей» средствами SMART Notebook. На рис. 1 представлены такие формы визуального повторения, используемые в 5-6-х классах, как:
• повторение учебной информации через понятийный аппарат: классификация понятий, работа с определениями, актуализация знаний, кроссворд;
• повторение теоретической информации через преобразование знаний: работа с формулами, опорный конспект в виде алгоритма, словарь знаний;
• повторение учебной информации с использованием крупномодульных опор: таблица, блок-схема, граф-схема.
Сведения о дробях учащиеся получают через практические действия над реальными объектами, величинами, множествами и описание этих действий на языке специальных символов (дробей), усвоение которых имеет большое значение как для средней школы (успешная сдача государственной итоговой аттестации по математике), так и для всего последующего курса математики. В курсе математики для 5-6-х классов при изучении обыкновенных дробей:
• все правила и преобразования выводятся на основании свойств действия с целыми числами, признаков делимости, разложения чисел на простые множители;
• раскрывается вопрос о происхождении дробей как результата измерения и деления;
• рассматривается типизация дробей (правильные и неправильные, сократимые и несократимые);
• подробно уделяется внимание отношениям между дробями (сравнение);
• выполняются операции над дробями (сложение, вычитание, умножение, деление).
Всю изучаемую информацию об обыкновенных дробях авторы представили крупномодульной опорой, состоящей из трёх основных блоков (рис. 2).
Формы визуального повторения
S
S
^
то 1-
S CL О лз CL лз с
с
X лз
S
-Q
о X
X >s
ю
01 1-
гс
> X
01 о
S с
X IV)
01 01
CL CL
о 01
1- ^
т
о
с
CL
о
с
S о
S ^ X
лз -Q
S X
CL О
-е- ч
X о
S ?
о
X
о с
X
ю CL
01 ЪС
> S
01 01
S
S X
X лз
01 ш
CL О
о IV)
1- -Q
т
о О
с С
и
S
и
Рис. 1. Классификация форм визуального повторения
ст> г\э
ТЕХНОЛОГИИ
1. Найти НОК знаменателей.
2. Найти дополнительный множитель для знаменателя каждой дроби.
3. Умножить числитель и знаменатель
каждой дроби на дополнительный множитель
Рис. 2. Схема «Обыкновенные дроби
Внедрение
1. Доли и обыкновенные дроби
делении
целого
образуются на
Доли
к- Л
при
Рис. 3. Работа с определениями как визуальное повторение через понятийный аппарат
На основании анализа одиннадцати учебников математики для 5-6-х классов, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, составлен комплекс задач на визуальное повторение темы «Обыкновенные дроби». Комплекс разбит на 3 основные группы и входит в интерактивное учебное пособие (ИУП) «Мир обыкновенных дробей», отражающее все этапы изучения обыкновенных дробей в 5-6-м классах.
Рассмотрим кратко основное содержание подготовки учащихся по данной теме, не заостряя внимание на различных учебно-методических комплектах (табл. 1), поскольку все авторы рассматривают указанные этапы изучения темы, имея при этом разный подход:
1. Доли и обыкновенные дроби. Учащиеся 5-го класса знакомы с простейшими дробями из курса начальной школы. На уроках математики в 3-4-м классах было сформировано представление о доле величины.
Дробь вида 1 в 3-м классе называют долей,
к
которую получают делением объекта на несколько равных частей. На этом этапе изучения темы в ИУП авторы представили задания на повторение учебной информации через понятийный аппарат, например, как на рис. 3.
В 5-м классе разбирается вопрос о происхождении дроби как результата измерения (например, измерить длину классной доски
в метрах) и как результата деления (например, выразить 5 центнеров в тоннах) [9]. В ИУП авторы включили задание о происхождении дроби как результата деления (рис. 4): разделите две одинаковые шоколадки поровну на 3 друзей. Учащиеся делают вывод, что целое число шоколадки дать каждому невозможно. Делим первую шоколадку на три равные части, каждый друг получает третью часть шоколадки; затем разделим вторую шоколадку на три равные части и опять даём друзьям. Каждый друг получил по 2/3 шоколадки, то есть мы 2 разделили на 3. Здесь мы, с одной стороны, рассматриваем дробь как сумму нескольких долей; а с другой стороны, 2 единицы (2 целые шоколадки) делили на 3 равные части (на троих друзей), то есть в результате
2
деления 2:3 = —.
3
На этом этапе происходит закрепление понятий «числитель», «знаменатель». Обращается внимание на правильное чтение дробей: «числитель дроби — количественное числительное женского рода, знаменатель дроби — порядковое числительное». Предлагаются задания на нахождение дроби от числа: «В куске материи 96 м. Для детского сада
3 - 5
взяли - этого куска, а для детских яслей —
куска. Для кого взяли больше материи — для детского сада или яслей? На сколько метров?» и на нахождение числа по его дроби: 2
«Человек прошёл 3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошёл 4 км?»
Таблица 1
Анализ учебников математики для 5-6-х классов из федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [8]
Авторы учебников математики Класс Понятие обыкновенной дроби Сравнение дробей Правильные и неправильные дроби Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Сокращение дробей Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Умножение и деление обыкновенных дробей Текстовые задачи с обыкновенными дробями Всего
Башмаков М.И. 5 10 8 12 32 19 25 35 23 164
6 13 14 22 49
Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. 5 11 16 4 12 8 22 24 33 130
6 3 7 1 5 7 8 12 43
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. 5 21 10 18 35 15 26 125
6 23 9 24 39 26 29 150
Дорофеев Г.В., 5 14 11 2 23 13 25 32 34 154
Петерсон Л.Г. 6 4 5 17 21 30 77
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. 5 21 10 7 37 14 23 40 152
6 4 8 13 15 16 33 89
Зубарева И.И., 5 15 9 5 38 12 20 25 124
Мордкович А.Г.* 6 22 4 5 12 7 32 21 103
Козлова С.А., 5 16 13 3 14 12 24 31 27 140
Рубин А.Г.* 6 6 5 9 8 16 20 11 75
Мерзляк А.Г., 5 19 10 17 36 9 20 111
Полонский В.Б., Якир М.С. 6 5 16 8 11 23 34 28 125
Муравин Г.К., 5 10 18 10 30 21 32 41 36 198
Муравина О.В.* 6 9 4 10 13 36
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. 5 9 17 6 23 18 29 42 34 178
6 0
Ткачёва М.В. 5 17 19 21 28 26 38 46 18 213
6 0
Примечание* — учебники, выбывшие из федерального списка в 2018 г., но ещё используемые в реализации образовательной программы.
Внедрение
1. Доли и обыкновенные дроби
Вика
Рис. 4. Актуализация знаний: приведение к понятию дроби через деление на равные части как визуальное повторение через понятийный аппарат
На этом же этапе учащиеся «знакомятся с правильными и неправильными дробями, со смешанными числами, учатся преобразованию неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь».
2. Сравнение дробей. Сначала рассматривается вопрос о равенстве дробей с опорой на чертёж. Затем сравниваются дроби с равными знаменателями, далее — с равными числителями и разными знаменателями, и последний шаг — сравниваются дроби с разными числителями и разными знаменателями: вначале с опорой на наглядность (рис. 5) или с помощью координатного луча; затем многие авторы учебников мате-
матики для 5-го класса предлагают общие правила сравнения:
а с ,
— < — ^ а X а < Ь X с и
ь а
ас , ,
— = —о аXа = ЬXс (см. рис. 1).
Ь а
3. Изменение величины дроби с изменениями её членов. Для объяснения изменения величины дроби в зависимости от изменения числителя и знаменателя можно соблюдать некоторый алгоритм: 1) увеличение дроби в несколько раз посредством умножения числителя; 2) уменьшение дроби в несколько раз посредством деления числителя; 3) уменьшение дроби в несколько раз посредством умножения знаменателя; 4) увеличение дроби в несколько раз
2. Сравнение дробей
Рис. 5. Актуализация знаний: приведение к понятию сравнения дробей с разными знаменателями как визуальное повторение через понятийный аппарат
посредством деления знаменателя; 5) увеличение и уменьшение величины дроби в любое число раз. Этот этап — как фундамент для следующего.
4. Основное свойство дроби. Рассмотрение примеров иллюстрируется чертежом, затем делаются выводы и предлагается формулировка основного свойства дроби. И далее для усвоения выводов решаются примеры.
5. Сокращение дробей. На этом этапе важно, чтобы учащиеся поняли: на каком свойстве дробей основано их сокращение, цель этого преобразования, сокращение дробей возможно только тогда, когда члены дроби имеют общие делители. Выводится
а а :НОД(а, Ь) правило: — =-^ ' с использованием
Ь Ь :НОД(а, Ь) понятия наибольшего общего делителя (НОД), а также даётся определение несократимой дроби (см. рис. 1). На рис. 6 приведён пример визуального повторения из ИУП на классификацию понятий: смешанное число, неправильная дробь, правильная дробь, сократимая дробь, несократимая дробь.
6. Приведение дробей к наименьшему
общему знаменателю. Наглядно пока-
зывается, что дроби приводятся к наименьшему общему знаменателю для
сравнения их величин. Затем выясняется,
что общий знаменатель есть наименьшее
общее кратное всех знаменателей. Рас-
сматриваются случаи: а) приведение дро-
бей к наименьшему общему знаменате-
лю, когда один из знаменателей является наименьшим общим кратным (НОК) всех знаменателей; б) когда знаменатели имеют разные делители; в) когда знаменатели — числа взаимно простые. После рассмотрения всех случаев выводится алгоритм приведения дробей к наименьшему общему знаменателю: 1) найти НОК знаменателей; 2) найти дополнительный множитель для знаменателя каждой дроби; 3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на дополнительный множитель
7. Сложение обыкновенных дробей. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями, затем с разными знаменателями, далее — сложение смешанных чисел. Здесь важно следить за правильностью записи вычислений учащимися: разделительные черты дробей должны стоять одна против другой, знак действия и знак равенства — против разделительной черты. Пример опорного конспекта в виде алгоритма сложения дробей с разными знаменателями приведён на рис. 7, он представлен как на электронной доске в ИУП (во время повторения на уроках часть информации скрывается белой шторкой), так и у учащихся в распечатанном виде.
8. Вычитание обыкновенных дробей. Вычитание целого числа или правильной дроби из смешанного числа, вычитание правильной дроби из целого и смешанного чисел, вычитание из целого числа смешанного числа, вычитание смешанных чисел, совместное сложение и вычитание.
5. Сокращение дробей
Смешанное число Неправильная дробь Правильная дробь Сократимая дробь Несократимая дробь
4 11
6 15 13 5 2 7 2 1 15 6 7 5 4 8 3 9 13 2
Рис. 6. Классификация понятий как визуальное повторение через понятийный аппарат
Внедрение и нрпмш
7. Сравнение обыкновенных дробей
Сложение дробей с разными знаменателями 13 7 — + — = ? 15 20 '
1. Найти НОК знаменателей 1) Разложим на прострые множители знаменатели дробей: 20 = 22 х 5 = и 15 = 3 х 5 2) Выписываем все числе с наибольшим показателей степени: Н0К(15;20)=22 х 3 х 5 = 60
2. Найти дополнительный множитель для знаменателей каждой дроби 1) Находим дополнительный множитель для первой дроби 13 13: 60: 15 = 4 15 2) Находим дополнительный множитель для втоой дроби 7 — :60:20 = 3 20
3. Умножить числитель и зан-метатель каждой дроби на дополнительный множитель 13 13х4 52 1) 15 = 15х 4 = 60 7 = 3 х 7 = 21 20 = 20х 3 = 60
4. Сложить получившиеся дроби с одинаковыми знаменателями (равные исходные) 13 7 52 21 52 + 21 73 15 20 60 60 60 60
13 7 ( Л Кратко: — + —;НОК 15;20 15 20 15 20 ^ 3^5 13\4 7\3 52 + 21 73 = 60; -+ — =-= — 15 20 60 60
Рис. 7. Алгоритм сложения дробей как визуальное повторение теоретической информации
через преобразование знаний
9. Умножение дробей. Умножение дроби и смешанного числа на целое число, нахождение одной или нескольких частей числа, умножение целого числа на дробь, умножение дроби на дробь, умножение смешанного числа на смешанное число, повторение свойств умножения в процессе изучения умножения дробей.
10. Деление дробей. Деление целого числа и дроби на целое число, нахождение числа по данной его дроби, деление целого числа на дробь, деление дроби на дробь, деление смешанного числа на целое, на дробь и на смешанное число, повторение свойств деления в процессе изучения деления дробей.
11. Вычисления на все действия с дробями. Наибольшую трудность представляет оформление вычислений на все действия с дробями, смешанными и целыми числами, входящими в одно выражение.
Авторами статьи были составлены все приведённые выше формы визуального повто-
рения для уроков математики в 5-6-х классах на каждый этап изучения темы «Обыкновенные дроби» средствами SMART Notebook (утилита мужественного клонирования). Заметим, что для обобщения учебной информации была разработана интерактивная рабочая тетрадь c помощью языка гипертекстовой разметки HTML и скриптов [10], но для учителей, не владеющих элементами программирования, это непосильно сделать даже по аналогии, поэтому было использовано программное обеспечение (ПО) SMART Notebook. Многие действия для работы с различными формами визуального повторения авторы осуществляли с помощью такого способа оперирования элементами интерфейса как «Drag and drop» ПО SMART Notebook. Отметим, что заполнение схем и таблиц можно выполнять также с помощью маркера — вписывая пропущенные понятия или формулы. SMART Notebook — это простое ПО интерактивной доски SMART Board, при работе с которой каждому учителю необходимо знать о санитарно-гигиенических нормах и технических требованиях безопасности [11].
В заключение отметим, что работа, направленная на визуальное повторение с помощью интерактивной электронной доски, способствует формированию у учащихся системности математических знаний, способствует развитию у них визуального мышления, повышению познавательного интереса и самостоятельности. □
Литература
1. Гоушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: монография. — М.: НИИ школьных технологий, 2017. — 200 с.
2. Фирер А.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы при обучении понятиям функциональной линии алгебры средствами визуализации: дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2018. — 225 с.
3. Грушевский С.П., Иванова О.В. Опыт использования модульной визуализации при обучении высшей математике // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе. Материалы IV Международной научной конференции: в 2 ч. / под ред. М.В. Егу-повой, Л.И. Боженковой. — М., 2018. — С.146-149.
4. Иванова О.В. Интерактивные интеллект-карты как средство обобщения учебной информации // Школьные технологии. — 2018. — № 1. — С.46-58.
5. Иванова О.В. Скрайбинг как средство модульной визуализации при обучении математическим дисциплинам в средней и высшей школе // Школьные технологии. — 2018. — № 4. — С. 72-79.
6. Темербекова А.А. Методика преподавания математике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 176 с.
7. Иванова О.В., Деева СА, Скарбич С.Н. Интерактивные компьютерные технологии SMART в формировании элементов стохастической культуры школьников // Информатика и образование. — 2015. — № 4. — С. 22-26.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использо-
ванию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». — URL: https://docs.edu.gov. ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449 adac2e77/download/710/.
9. Чекмарев Я.Ф. Методика преподавания арифметики в 5-6 классах восьмилетней школы. — М.: Просвещение, 1965. — 423 с.
10. Иванова О.В. Использование интерактивных компьютерных технологий на уроках геометрии обобщающего повторения // Информатика и образование. —
2017. — № 4. — С. 22-27.
11. Иванова О.В. Формирование профессиональных умений работы с интерактивной доской // Педагогика. — 2018. — № 12. — С. 54-59.
Literatura
1. Grushevskij S.P., Ivanova O.V., Ostapen-ko A.A. Modul'naya vizualizaciya uchebnoj informacii v professional'nom obrazovanii: monografiya. — M.: NII shkol'nyh tekhno-logij, 2017. — 200 s.
2. Firer A.V. Razvitie poznavatel'nyh univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya osnovnoj shkoly pri obuchenii ponyatiyam funkcional'noj linii algebry sredstvami vi-zualizacii: dis. ... kand. ped. nauk. — Omsk, 2018. — 225 s.
3. Grushevskij S.P., Ivanova O.V. Opyt is-pol'zovaniya modul'noj vizualizacii pri obu-chenii vysshej matematike // Aktual'nye problemy obucheniya matematike i infor-matike v shkole i vuze. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2 ch. / pod red. M.V. Egupovoj, L.I. Bo-zhenkovoj. — M., 2018. — S. 146-149.
4. Ivanova O.V. Interaktivnye intellekt-karty kak sredstvo obobshcheniya uchebnoj informacii // SHkol'nye tekhnologii. —
2018. — № 1. — S. 46-58.
5. Ivanova O.V. Skrajbing kak sredstvo mo-dul'noj vizualizacii pri obuchenii matemati-cheskim disciplinam v srednej i vysshej shkole // SHkol'nye tekhnologii. — 2018. — № 4. — S. 72-79.
6. Temerbekova A.A. Metodika prepodava-niya matematike: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. — M.: VLADOS, 2003. — 176 s.
Внедрение и прпмш
7. Ivanova O.V., Deeva S.A., Skarbich S.N. Interaktivnye komp'yuternye tekhnologii SMART v formirovanii elementov stohasti-cheskoj kul'tury shkol'nikov // Informatika i obrazovanie. — 2015. — № 4. — S. 2226.
8. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Ros-sijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2018 g. № 345 «O federal'nom perechne ucheb-nikov, rekomenduemyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obsh-chego, srednego obshchego obrazova-niya». — URL: https://docs.edu.gov.ru/doc ument/1 a542c2a47065cfbd 1 ae8449adac2 e77/download/710/.
9. Chekmarev Ya.F. Metodika prepodava-niya arifmetiki v 5-6 klassah vos'miletnej shkoly. — M.: Prosveshchenie, 1965. — 423 s.
10. Ivanova O.V. Ispol'zovanie interaktivnyh komp'yuternyh tekhnologij na urokah geo-metrii obobshchayushchego povtoreniya // Informatika i obrazovanie. — 2017. — № 4. — S. 22-27.
11. Ivanova O.V. Formirovanie professio-nal'nyh umenij raboty s interaktivnoj doskoj // Pedagogika. — 2018. — № 12. — S. 54-59.