Научная статья на тему 'Визуальное обеспечение досуговых мероприятий'

Визуальное обеспечение досуговых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2570
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ / ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ / ОСВЕЩЕНИЕ / СИМВОЛЫ / LEISURE ACTION / ORGANIZATION OF ENVIRONMENT / SAFETY REQUIREMENT / COLOR DECISION / LIGHTING / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петрова Елена Владимировна

Оформление досугового мероприятия: символы, смыслы, интерпретации. Организация среды. Требования безопасности. Цветовое решение. Освещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальное обеспечение досуговых мероприятий»

ВИ ЗУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ досуговых мероприятий

Елена Владимировна Петрова,

учитель истории и обществознания Центра образования № 825, г. Москва

Оформление досугового мероприятия позволяет выделить его из ряда повседневной жизни, подчеркнуть его особый статус как значимого события. Поэтому важна задача обозначения и означения места действия. С ней тесно связана задача создания инобытийной реальности, позволяющей придать особое значение событию в жизни человека, дать возможность смены впечатлений.

• досуговое мероприятие • организация среды • требование безопасности

• цветовое решение • освещение • символы

И

спользование в оформлении различных художественных средств (цвета, символы, световые эффекты), предметов и элементов обеспечивает создание необходимого настроения, особой эмоциональной атмосферы.

Включение в оформление разного рода символов — предметных, изобразительных, цветовых — содействует пониманию смысла мероприятия, обеспечивает передачу основных идей, заложенных организаторами. Так, трудно представить Новый год без новогодней ёлки, праздник Последнего звонка без цветов, мероприятие военно-патриотической проблематики без соответствующей символики.

Ещё одна задача — удовлетворение эстетических потребностей и воспитание эстетического вкуса. Организатор досуговых мероприятий должен учитывать воспитательный потенциал художественного оформления мероприятий

для формирования эстетического вкуса у всех возрастных категорий и особенно у детей.

Оформление позволяет не только придать мероприятию законченность, эмоциональную и смысловую завершённость, но и решить задачи организации среды. Идеальный случай, когда организатору приходится проводить мероприятие в приспособленном помещении, имеющем кулисы, декорационные балки, помосты и прочие необходимые механизмы и конструкции. Зачастую же организаторам приходится проводить мероприятия в неприспособленных помещениях — спортивных залах, открытых площадках, школьных классах, холлах. В этих случаях при помощи оформления можно решить ряд функциональных задач:

• оформление позволяет изменить размер, форму помещения и ограничить пространство проведения мероприятия;

• оформление обеспечивает возможность создания необходимых функциональных элементов, таких как кулисы, закутки для актёров, занавес, ниши для хранения инвентаря и другое;

• оформление помогает решить утилитарную задачу «гримировки» дефектов помещения;

• оформление может использоваться для обеспечения участников необходимой или дополнительной информацией. Например,

при проведении спортивных соревнований в качестве дополнительной информации могут выступать информационные стенды о видах состязаний, включённых в программу соревнований.

Важнейшее общее правило, о котором необходимо помнить при оформлении любого типа досугового мероприятия, — требование безопасности. Каким бы ни было оформление — сложным или простым, оно должно быть безопасным. Необходимо помнить, что все элементы оформления должны быть надёжно закреплены, используемые конструкции (помосты, приставные ступеньки) не должны быть сломаны, на полу не должно быть травмоопасных предметов (шнуры, верёвки, гвозди, кнопки).

Следует обратить внимание на соблюдение правил противопожарной безопасности: используемые осветительные приборы (галоге-новые лампы, гирлянды) должны быть исправны; свечи должны находиться в стеклянных стаканах или специальных подсвечниках; устанавливать подсвечники нужно надёжно, чтобы они не опрокидывались.

Оформление спортивных мероприятий

Спортивные мероприятия отличаются высокой интенсивностью двигательной активности, азартом болельщиков и команд, повышенной травмоопасностью. Эти особенности накладывают свой отпечаток и на оформление спортивного мероприятия, которое целесообразно делать довольно лаконичным и простым. Оно может быть ограничено плакатами или баннерами со спортивными лозунгами, информационными листовками, возможно, шарами. Целесообразно особенно акцентировать внимание дополнительными элементами оформления на месте расположения ведущих, месте награждения и, возможно, месте судейской бригады.

Оформление не должно создавать помех для участников, должно обеспечивать свободу передвижений. При разметке дорожек для команд следует выдерживать необходимое расстояние, чтобы соперники не сталкивались между собой. Кроме того, места для зрителей и болельщиков также целесообразно расположить на безопасном расстоянии от площадки соревнования. Элементы оформления спортивного мероприятия должны быть надёжно закреплены и не стеснять участников и болельщиков.

Следует использовать безопасные материалы и средства, которые не создают угрозу здоровью участников соревнований. Например, разметку площадки лучше делать мелом или при помощи специальных пластмассовых буйков. Натянутые для ограничения площадки верёвки, использование металлических или деревянных конструкций с острыми углами травмоопасно. Если для оформления используются подвесные конструкции или натяжные баннеры, они должны быть лёгкими. Лучшим вариантом будет их крепление вдоль стен площадки, что не создаст помех и угрозы их обрыва.

Особенностью оформления спортивного мероприятия можно назвать удобство организации пространства. Особенностью спортивных мероприятий зачастую является значительное количество используемого в соревнованиях инвентаря. Мячи, обручи, кегли, эстафетные палочки и другие необходимые предметы — всё это, с одной стороны, должно быть «под рукой», с другой стороны — расположено компактно и надёжно, чтобы не загромождать место площадки соревнований и не мешать проведению состязаний. Для решения этой задачи можно подумать, как использовать спортивный инвентарь в качестве элементов оформления. Спортивное мероприятие часто предполагает

наличие судейской команды, поэтому при оформлении целесообразно предусмотреть места для судей. Если мероприятие предполагает соревновательный характер и определение победителя, то необходимо предусмотреть зону, где будет расположен пьедестал.

Деловые и интеллектуальные мероприятия

Строгость, лаконичность, элегантность, изысканность, но без вычурности — этими эпитетами можно характеризовать оформление таких мероприятий. Следует избегать пестроты и яркости. По мнению психологов, сочетание синего (фиолетового) и жёлтого цветов стимулирует интеллектуальную активность. Этот вывод, конечно, не является прямым руководством к действию. В зависимости от общего замысла мероприятия в оформлении можно использовать и другие цветовые сочетания. Тем не менее, отметим, что лучшим вариантом будет использование сочетания двух-трёх базовых цветов, либо спокойной гаммы, либо контрастных. Необходимо избегать и перегруженности оформления различными деталями, что также будет создавать эффект пестроты.

Интеллектуальные досуговые мероприятия предполагают наличие трёх зон: место для ведущих, место для участников, места для зрителей. В зависимости от формы мероприятия взаимное расположение и сочетание этих зон может варьировать. Многочисленные телевизионные интеллектуальные программы, такие как «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «За семью печатями» и другие наглядно представляют различные варианты организации пространства интеллектуального досугового мероприятия.

Представления

Ключевая особенность представлений — чёткое разделение участников на выступающих и зрителей, а пространства мероприя-

тия на две зоны — сцену и зрительный зал. Основное действие в такой форме мероприятий разворачивается на сцене, поэтому именно она требует преимущественного оформления. Однако это не означает, что зал не требует к себе внимания. Использование элементов оформления в зале поможет создать атмосферу праздника, настроить зрителей на восприятие представления ещё до его начала. При оформлении зала нужно помнить, что оно должно стать своего рода продолжением оформления сцены. Это создаст эффект расширения сцены, распространения её в зрительный зал и даст зрителю возможность ощущать себя соучастником сценического действия. В то же время перегружать зал оформлением не стоит, так как это будет отвлекать внимание зрителей от происходящего на сцене.

Как же можно оформить зрительный зал? Самый простой вариант — использование элементов оформления сцены в зале. Например, если в оформлении сцены используются воздушные шары, то связки шаров можно развесить по стенам зала или расставить букеты из наполненных гелием шаров вдоль прохода между зрительскими местами, если есть техническая возможность, то шары могут быть подвешены с потолка над зрительскими местами. В зависимости от тематики мероприятия могут использоваться самые разнообразные подвесные элементы — гирлянды, серпантин, фонарики, цветы, звёзды, бабочки, фигуры оригами.

Однако при оформлении зала подвесными элементами необходимо помнить о том, что они должны быть лёгкими, закреплены высоко, чтобы у зрителей не возникало соблазна потрогать или оборвать что-то на память о мероприятии. Для крепления подвесных элементов лучше использовать не цветные нитки или шнуры, а леску. Она менее заметна, и оформление будет выглядеть более аккуратно, кроме того, леска прочна.

Можно оформить и стены зрительного зала. Для этого можно использовать драпировку тканью, украсить стены цветами из цветной или белой бумаги, бантами, силуэтными фигурами, плакатами и афишами.

Если в зрительном зале есть окна, то на окнах могут быть поставлены вазы с цветами, подсвечники. При оформлении различными элементами стен зала необходимо помнить, что эти элементы должны быть довольно большими, иначе они будут выглядеть куце. Имеет смысл обратить внимание и на крепление этих элементов к стенам. Здесь нужно подумать о том, чтобы оформление не повредило покрытие стен.

Оформление сцены непосредственным образом будет зависеть от содержания мероприятия. В зависимости от тематики мероприятия сцену можно оформлять при помощи разных способов драпировки ткани. Использование ткани для оформления сцены — простой и эффектный способ создать необходимую цветовую гамму и изменить форму и объём сцены. При оформлении сцены могут использоваться нарисованные фигуры, надписи и другие элементы, закреплённые на задней стене сцены или заднике (полноплановая занавеска, закрывающая заднюю стену), на кулисах и падуге (полоса ткани, расположенная наверху сцены параллельно полу). В оформлении могут быть задействованы ширмы, букеты из воздушных шаров, кубы, распорные подставки с цветами, напольные вазы.

Оформление не должно мешать действию на сцене. Если на сцене будет танцевальный конкурс, необходимо оставить достаточно места для танцоров. Слишком большую сцену можно визуально уменьшить при помощи драпировки и ширм. Чересчур высокий потолок можно визуально сделать ниже при помощи подвесных элементов и всё тех же драпировок.

При оформлении сцены нужно иметь в виду, что используемые элементы должны быть крупными, а оформление — целостным и заполнять всё пространство. Два куска ткани или две-три мультяшные «мордочки», подвешенные в центре задника, не украшают мероприятия и выглядят безвкусно.

С чего начинается подготовка оформления?

Конечно, с разработки проекта оформления. Предварительный проект оформления позволяет подобрать необходимые материалы, составить смету расходов, организовать работу поэтапно, своевременно изготовить все необходимые детали и учесть все мелочи. Это поможет избежать лишней суеты и ненужной нервотрёпки. И начать разработку проекта можно уже с того момента, когда понятны цель и задачи мероприятия, придумана его общая идея или тематика и определена форма проведения.

Важный шаг в разработке проекта оформления — придумывание идеи.

Как же придумать идею оформления? Для этого можно использовать метод «мозгового штурма», воспользоваться ассоциациями или комбинированием знакомых идей. Идею оформления может подсказать и само помещение или площадка.

Когда придумана общая идея, есть ясность с местом и количеством участников, можно приступать к созданию эскиза. Сначала надо сделать общий черновой эскиз, на котором будут обозначены (пусть словами или геометрическими фигурами) основные элементы оформления. Можно продумать несколько вариантов, чтобы впоследствии выбрать наиболее удачный эскиз. После разработки примерного эскиза можно сделать ещё несколько детализирующих эскизов, которые конкретизируют отдельные зоны или пространства.

При создании эскиза надо учитывать реальные возможности и ресурсы как свои и своей команды, так и возможности помещения, финансовые, временные и др. Неплохо будет продумать способы крепления элементов оформления.

Критическая оценка эскиза спасёт от иллюзорности, фантастичности, неосуществимости.

После разработки эскиза необходимо продумать детали исполнения оформления и его отдельных элементов. Важно определиться, из каких материалов будут выполнены элементы, какова будет техника их исполнения, а также продумать количество необходимых элементов. Ответы на все эти вопросы нужны для того, чтобы спланировать дальнейшую работу и составить смету оформления.

Для составления сметы надо оценить какие материалы и в каком объёме потребуются для исполнения отдельных элементов. Например, если планируется использование нарисованных фигур, то нужно определиться с их размером и посчитать, сколько листов бумаги понадобится на их изготовление. Если фигуры превышают размер ватмана, то потребуется клей. И, конечно, кисточки и краски для рисования фигур. Если в оформлении используется ткань для драпировки, то нужно рассчитать, сколько метров ткани и каких цветов понадобится.

Все материалы, инструменты, предметы, которые потребуются, стоит оформить в виде списка, в который надо внести все мелочи вплоть до простых карандашей, точилок, ножниц, иголок, кнопок и проч. После составления списка его необходимо прочитать и оценить, что имеется в наличии, а что необходимо приобрести. Нужно помнить, что на некоторых материалах экономить не стоит. К примеру, кнопки, иголки, скотч лучше покупать с небольшим запасом.

Говоря об оформлении помещения, мы подразумеваем своего рода «сборку» готовых элементов: подвеска ткани, нарисованных фигур и подвесных элементов, расстановка предметов. Лучший вариант, когда есть возможность оформить помещение в день накануне проведения мероприятия, что поз-

волит делать его спокойно и не спеша. Однако такая возможность не всегда есть. Например, в загородных детских лагерях в день бывает по два мероприятия в одном помещении, и оформление приходится менять непосредственно перед мероприятием.

Оценка времени на оформление помещения — сложная задача, требующая внимания и точного расчёта. Как правило, это приходит с опытом. Так, в зависимости от сложности оформления, количества используемых элементов и числа помощников оформление школьного класса может занимать от часа до двух-трёх часов, а при отсутствии умений и оформительского опыта и того больше. Если речь идёт об актовом зале, то необходимое время нужно увеличить до пяти-шес-ти часов. Лучше не переоценивать своих возможностей и предусмотреть запас времени на оформление помещения, чем делать всё в спешке и кое-как или задерживать начало мероприятия из-за того, что оно не оформлено.

При планировании и подготовке оформления целесообразно привлекать помощников, а не делать всё в одиночку. При разработке проекта и эскиза оформления разумно будет посоветоваться с человеком, обладающим техническими навыками и «практической жилкой», который может дать совет, как и где лучше крепить оформление и его элементы. Для изготовления отдельных элементов оформления нужны будут помощники, которые умеют рисовать, клеить, вырезать. Для оформления помещения лучше будет воспользоваться мужской помощью, так как часто именно на этом этапе требуется немалая физическая сила и сноровка.

После того как оформление помещения закончено, закреплены все необходимые элементы, расставлена мебель необходимо организовать уборку помещения. Ещё одно важное правило: оформление должно быть убрано сразу после проведения мероприятия.

Средства и материалы

Важную роль в оформлении играет его цветовое решение. По словам В.В. Кандинского, цвет рождает «вибрацию души», то есть оказывает воздействие на нашу психику, эмоциональное состояние. Цвета воспринимаются нашим сознанием как символы. Символическое значение цветов утверждалось в общественном сознании с древнейших времён.

Использование тех или иных цветов в оформлении способно не только вызвать нужное настроение, но и содействовать раскрытию смыслов этого мероприятия. Познакомимся кратко со значениями цветов.

С яркими и активными красками — жёлтой, красной и оранжевой связаны идеи радости, торжества и богатства. Самый яркий из них жёлтый цвет. Жёлтый — это легкомысленный цвет, цвет бесшабашной радости. Такое впечатление создаётся из-за того, что свет, попадая на жёлтые плоскости, отражается и как бы скользит по поверхности. В.В. Кандинский сравнивает этот цвет с раздражённым человеком, которому мешают. По его словам, интенсивная жёлтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Художник сравнивал жёлтый со звуком трубы. Но бледно-жёлтый отнюдь не радостный цвет, он становится болезненным и является символом безумия, слепого бешенства.

Иное дело — красный. Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость и ему соответствует звук фанфар. Оранжевый цвет рождается из смешения красного и жёлтого. Он сочетает их свойства. Оранжевый — созидающий цвет, побуждающий к действию, цвет оптимизма, общительности и радости.

Синий цвет — «небесная краска», которая зовёт человека к бесконечному. Глубокий си ний выражает покой, светло-синий — цвет равнодушный и безразличный к человеку. Оттенки синего В.В. Кандинский соотносил со звучанием разных инструментов: средне-синий — звук флейты, тёмно-синий — вио-

лончель, а наиболее глубокий — орган. Синий считают самым интеллектуальным цветом, цветом размышления, возвышенных чувств.

Фиолетовый цвет образуется смешением синего и красного. Фиолетовый — это единство противоположностей, мистический цвет и цвет неопределённости. Его называют цветом любознательности, увлечённости и впечатлительности.

Зелёный цвет — самая спокойная краска. В ней нет ни движения, ни радости, ни печали, ни страсти. Зелёный благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить, недаром существует выражение «тоска зелёная». Зелёный цвет символизирует природу. Оживить зелёный можно его сочетанием или смешением с жёлтым.

Белый цвет традиционно рассматривается как цвет чистоты, покоя, гармонии. Политический смысл белого — нейтралитет и мир, не случайно намерение переговоров обозначают белым флагом.

Чёрный самый противоречивый из всех цветов. С одной стороны, он традиционно воспринимается как цвет смерти, тоски, траура, ужаса. С другой — чёрный это загадки и тайны, символ скрытого и непознанного. Чёрный также может рассматриваться как цвет аскетизма и самоограничения, о чём свидетельствует выражение «держать в чёрном теле». Серый цвет образован смешением чёрного и белого, что обусловливает его нейтральность. Этот цвет ничего не выражает, он абсолютно индифферентен.

Значение цвета, безусловно, важно учитывать в оформлении, но также важно представление и о другом свойстве цвета — способности отражать и поглощать свет. Цвета, отражающие свет, как бы «выходят» за свои пределы, вследствие чего поверхности,

окрашенные в такие цвета, кажутся шире, чем они есть. Напротив, цвета поглощающие свет, «стремятся» внутрь себя, что создаёт визуальный эффект сужения, уменьшения.

Какое значение это имеет для оформления? При помощи драпировок разных цветов можно создавать эффект изменения объёма пространства. Например, если задрапировать помещение жёлтой, белой или бледно-голубой тканью, то оно будет казаться больше, просторней и шире. Напротив, если задрапировать синим, фиолетовым, чёрным, то помещение визуально уменьшится.

Несмотря на то, что каждый цвет несёт своё значение и настроение, лучше избегать использования одного цвета. При монохромном оформлении глаз будет уставать. В то же время надо уходить и от большой пестроты, если только это не требуется для создания нужного контекста, например, создание атмосферы ярмарки, цирка. Лучше выдерживать в оформлении гармоничную цветовую гамму, используя два-три цвета. Неплохо знать о некоторых особых сочетаниях. Например, сочетание красного и зелёного, оранжевого и синего, жёлтого и фиолетового. Эти цвета обладают специфическим воздействием на зрительный нерв, что создаёт ощущение дисгармонии. Кроме того, в таких парах цвета взаимно усиливают друг друга.

Важно сказать и об освещении. При разном освещении цвета будут выглядеть по-разному. Так, яркий белый свет сделает цвета более резкими, напротив, приглушённый свет или свет жёлтый будет придавать мягкость. Интересный эффект можно получить, разместив осветительные приборы за тканью. Это придаст эффект внутреннего свечения.

Зачастую в оформлении используются рисунки, эмблемы или символы. Использование этих элементов — важное средство создания нужного контекста, трансляции идеи

мероприятия. Рисунки в оформлении могут быть использованы для обозначения места действия и как символы. Иллюстрацией первого случая использования рисунков можно привести пример оформления ярмарки. Нарисованные указатели, ярмарочные палатки, фигуры торговцев позволяют обозначить место действия — ярмарочную площадь. Случаем, когда рисунок играет роль символа, можно считать использование нарисованного колокольчика в оформлении праздника Последнего звонка. Школьный колокольчик воплощает для многих поколений идею прощания со школой, с учителями и школьными друзьями, окончания школьных лет и начала нового этапа жизни. Использование этого символа сразу создаёт у всех в зале особый настрой, вызывает смешанные чувства радостного волнения и светлой грусти.

Помимо способности передавать содержания, более широкие по своей интерпретации, нежели само изображение, символы способны вызывать определённые чувства, эмоции, отношение. Эту особенность символов можно успешно использовать в оформлении. Например, при проведении мероприятия военно-патриотической тематики использование таких символов, как боевое красное знамя, изображение солдатской каски, георгиевской ленты, боевых орденов, поможет создать торжественно-строгий, серьёзный настрой.

Надписи и предметы

Самый распространённый вариант в оформлении — обозначение названия мероприятия. В определённых случаях использование названия мероприятия как элемента оформления необходимо. Например, в оформлении научных и других конференций, официальных мероприятий, мероприятий, проводимых с определённой периодичностью (VI конкурс исполнителей эстрадной песни). Название мероприятия в оформлении будет уместным,

если оно выглядит как девиз. Например, при оформлении спортивного праздника с названием «Мама, папа, я — спортивная семья!» название может вполне быть ключевым элементом оформления. Название мероприятия также может быть вписано в оформление, если оно обозначает место действия. Например, вход в помещение, где проводится ярмарка, может быть оформлен баннером, растяжкой или стилизованной аркой с названием.

В других случаях название мероприятия можно заменить слоганом, лозунгом или цитатой, передающей смысл и идею мероприятия, а можно не использовать вовсе. Независимо от того, для чего используется надпись в оформлении, нужно помнить, чтобы буквы были достаточно крупного размера, так как в противном случае она будет плохо читаема и её использование потеряет всякий смысл. Надпись должна быть гармонично вписана в оформление, стать его частью. Поэтому необходимо планировать размещение надписи в эскизе. Не всегда следует помещать в оформление надписи на плакатах и банне-рах, иногда это выглядит неэстетично, особенно на сцене. Лучше использовать отдельно вырезанные из бумаги буквы. При использовании надписей в оформлении необходимо позаботиться о шрифте, которым она будет выполнена. Шрифт должен соответствовать тематике, настроению и общему контексту мероприятия и оформления.

В оформлении могут быть задействованы различные предметы, необходимые для действия или создания настроения. Например, при проведении поэтического вечера для создания романтической атмосферы могут использоваться рояль или пианино, настольная лампа, журнальный столик. Предметы в оформлении делают его более реалистичным и объёмным. При использовании предметов нужно помнить, чтобы они не мешали действию. Важно помнить и о чувстве меры. Не стоит перегружать пространство предметами, так как это уменьшит пространство и сделает оформление более похожим на склад.

Дополнить оформление могут и другие элементы. Цветы — живые и вырезанные из бумаги, шары, свечи, звёзды, ленты и многие другие помогают придать оформлению завер-

шённость. При использовании этих элементов важно руководствоваться важным правилом — правилом меры и достаточности. Это значит, что, с одной стороны, таких элементов должно быть достаточно много, но с другой стороны, чрезмерное обилие только перенасытит оформление деталями и создаст ненужную пестроту, разрушающую целостность пространства.

Материалы

В оформлении могут использоваться разные виды ткани — от марли до бархата. Каждый вид ткани обладает своими особенностями. Марля по своей структуре лёгкий и прозрачный материал. Она почти невесома, поэтому марлю хорошо использовать для драпировки потолка. Это придаст эффект лёгкости и воздушности помещению. Чтобы придать белой марле нужный цвет, её можно окрасить при помощи специальных красителей. В то же время необходимо помнить, что марля выглядит просто и дёшево. Кроме того, этот материал очень непрочный.

Эффектно выглядит использование драпировок из подкладочной ткани. Такая ткань обладает несколькими важными свойствами. Она довольно плотная и не просвечивает, в отличие от марли, что позволяет использовать её для того, чтобы изменять объём и форму пространства, скрывать, то, что необходимо (дефекты, ненужные предметы и т.п.). Подкладочная ткань выглядит как шёлк, что помогает сделать оформление эстетичным и придаёт ему лоск. Такая ткань довольно лёгкая, что облегчает возможности её крепления. Так, можно надёжно прикрепить подкладочную ткань к стене даже при помощи хорошего скотча. И ещё одно немаловажное свойство: подкладочная ткань — экономичный материал в сравнении с другими видами ткани. Все перечисленные свойства

подкладочной ткани обусловливают её широкое применение для драпировки.

Распространённый материал в оформлении — бумага. Наиболее широко используется ватман и цветная бумага. Каждому понятно, что ватман можно использовать для изготовления рисунков, плакатов, а цветную бумагу — для вырезания букв, цветочков, звёзд. Но есть и другие варианты использования этих материалов. Так, ватман может использоваться для изготовления объёмных фигур и бумажной пластики. Цветная и белая бумага может использоваться для декорирования. Например, если закрепить листы чёрной бумаги по краям белой ткани, оставляя между листами бумаги небольшие отступы, то получится кинолента. Похожий приём можно использовать для создания шахматной доски. Для этого на чёрную ткань достаточно закрепить в шахматном порядке листы белой бумаги. Так же можно выполнить оформление только из листов цветной бумаги, если крепить их в виде пэчворка (лоскутная техника).

В оформлении можно использовать и пищевую фольгу. Например, для имитации зеркальных и металлических поверхностей. При работе с фольгой важно помнить, что

она легко рвётся и плохо приклеивается. Для изготовления объёмных цветов и бантов можно использовать гофрированную бумагу. Такая бумага пластична, но она легко рвётся и меняет цвет при увлажнении.

Вряд ли возможно обойтись в оформлении без использования красок. Самая оформительская краска, безусловно, гуашь. Её важнейшее свойство — хорошая кроющая способность, что важно при грунтовке больших поверхностей. Грунтовку гуашью нужно выполнять широкой кистью в одном направлении, проводя от одного до другого края грунтуемой поверхности. Это поможет добиться эффекта однородной грунтовки. В противном случае, есть риск того, что будут заметны следы кисти.

Помимо однородной грунтовки можно использовать набрызг однотонной или разноцветными красками. Например, если предварительно загрунтовать лист тёмно-синей или чёрной краской, а затем белой гуашью выполнить набрызг, то можно получить эффект звёздного неба. Помимо гуаши можно использовать золотую, бронзовую или серебряную автомобильную краску в баллончиках. При помощи этих красок можно имитировать соответствующие металлы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.