Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ДАЦАНОВ БУРЯТИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ)'

ВИЗУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ДАЦАНОВ БУРЯТИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / БУРЯТИЯ / ДАЦАНЫ / БУДДИЗМ / ФОТОКОЛЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Марина Владиславовна

Статья посвящена архивным фотографиям дацанов Бурятии конца ХIХ - начала ХХ в., хранящимся в собрании Российского этнографического музея. Автор рассматривает историю создания и поступления в музей фотоколлекций по данной тематике, приводит описание их состава, систематизирует обширный фотоматериал, группируя снимки по тематическим комплексам: виды и интерьеры храмов; обряды и праздничные службы, проводимые в монастырях; портреты буддийских священнослужителей; изображения лам и хувараков (послушников) за работой и в быту. Основу собрания заложила переданная в дар музею в 1908 г. XI Пандито Хамбо-ламой Ч.-Д. Иролтуевым ценнейшая коллекция снимков П. П. Шимкевича 1893 г., представляющих различные стороны жизни буддийских монастырей Бурятии. К наиболее ранним в музейном собрании относятся фотографии, сделанные Н. А. Чарушиным в 1880-х годах в Забайкалье. Снимки бурятских монастырей содержатся в коллекциях, собранных во время экспедиций в Забайкальскую область Д. Э. Ухтомским (1908), Л. Ж. Жабэ (1910), С. И. Руденко (1923). Хранящиеся в РЭМ более 160 исторических фотографий дацанов имеют большую научную значимость, представляя собой редкий, а зачастую уникальный источник для исследования буддийской традиции бурят в конце ХIХ - начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федорова Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VISUAL HERITAGE OF THE DATSANS OF BURYATIA (BASED ON MATERIALS OF THE RUSSIAN MUSEUM OF ETHNOGRAPHY)

The article is dedicated to archival photographs of datsans of Buryatia made in the end of the 19th - beginning of the 20th century from the collections of the Russian Museum of Ethnography. The author analyzes the history of creation of such photographic collections and the process of their acquisition for the museum. The article also describes their contents, systemizes extensive photographic material, grouping images by specific topics, such as views and interiors of temples, rites and festive ceremonies held in monasteries, portraits of Buddhist priests, images of lamas and huvaraks (novices) during work and in their everyday life. At the heart of the museum photographic collection is the collection of photographs acquired in 1908 from C. D. Iroltuev, the XI Pandito Khambo lama. Taken by P. P. Shimkevich in 1893, these photographs present various aspects of the life of Buddhist monasteries in Buryatia. The photographs taken by N. A. Charushin in the Transbaikal region in the 1880s are considered to be the earliest in the museum collection. Photographs of Burytian monasteries are found in the collections from expeditions to the Transbaikal region by D. E. Ukhtomsky (1908), L. Z. Zhabe (1910), S. I. Rudenko (1923). The collection of the Russian Museum of Ethnography with more than 160 historical photographs of datsans is of great scientific significance. It represents a rare and often unique source for the study of the Buddhist tradition of the Buryats in the end of the 19th - beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ДАЦАНОВ БУРЯТИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ)»

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-137-154 УДК 069.4:39

Марина Владиславовна Федорова

Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3703-8809 E-mail: fedorovarme@mail.ru

Визуальное наследие дацанов Бурятии (по материалам Российского этнографического музея)

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена архивным фотографиям дацанов Бурятии конца XIX — начала ХХ в., хранящимся в собрании Российского этнографического музея. Автор рассматривает историю создания и поступления в музей фотоколлекций по данной тематике, приводит описание их состава, систематизирует обширный фотоматериал, группируя снимки по тематическим комплексам: виды и интерьеры храмов; обряды и праздничные службы, проводимые в монастырях; портреты буддийских священнослужителей; изображения лам и хувараков (послушников) за работой и в быту. основу собрания заложила переданная в дар музею в 1908 г. XI Пандито Хамбо-ламой Ч.-Д. Иролтуевым ценнейшая коллекция снимков П. П. Шимкевича 1893 г., представляющих различные стороны жизни буддийских монастырей Бурятии. К наиболее ранним в музейном собрании относятся фотографии, сделанные Н. А. Чарушиным в 1880-х годах в Забайкалье. Снимки бурятских монастырей содержатся в коллекциях, собранных во время экспедиций в Забайкальскую область Д. Э. Ухтомским (1908), Л. Ж. Жабэ (1910), С. И. Руденко (1923). Хранящиеся в РЭМ более 160 исторических фотографий дацанов имеют большую научную значимость, представляя собой редкий, а зачастую уникальный источник для исследования буддийской традиции бурят в конце Х1Х — начале ХХ в.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Российский этнографический музей, Бурятия, дацаны, буддизм, фотоколлекции

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Федорова М. В. Визуальное наследие дацанов Бурятии (по материалам Российского этнографического музея). Кунсткамера. 2022. 4(18): 137-154. doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-137-154

Marina Fedorova

Russian Museum of Ethnography Saint-Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-3703-8809 E-mail: fedorovarme@mail.ru

The Visual Heritage of the Datsans of Buryatia (Based on Materials of the Russian Museum of Ethnography)

ABSTRACT. The article is dedicated to archival photographs of datsans of Buryatia made in the end of the 19th — beginning of the 20th century from the collections of the Russian Museum of Ethnography. The author analyzes the history of creation of such photographic collections and the process of their acquisition for the museum. The article also describes their contents, systemizes extensive photographic material, grouping images by specific topics, such as views and interiors of temples, rites and festive ceremonies held in monasteries, portraits of Buddhist priests, images of lamas and huvaraks (novices) during work and in their everyday life. At the heart of the museum photographic collection is the collection of photographs acquired in 1908 from C. D. Iroltuev, the XI Pandito Khambo lama. Taken by P. P. Shimkevich in 1893, these photographs present various aspects of the life of Buddhist monasteries in Buryatia. The photographs taken by N. A. Charushin in the Transbaikal region in the 1880s are considered to be the earliest in the museum collection. Photographs of Burytian monasteries are found in the collections from expeditions to the Transbaikal region by D. E. Ukhtomsky (1908), L. Z. Zhabe (1910), S. I. Rudenko (1923). The collection of the Russian Museum of Ethnography with more than 160 historical photographs of datsans is of great scientific significance. It represents a rare and often unique source for the study of the Buddhist tradition of the Buryats in the end of the 19th — beginning of the 20th century.

KEYWORDS: The Russian Museum of Ethnography, Buryatia, datsans, Buddhism, photographic collections

FOR CITATION: Fedorova M. The Visual Heritage of the Datsans of Buryatia (Based on Materials of the Russian Museum of Ethnography). Kunstkamera. 2022. 4(18): 137-154. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-137-154

Значительную часть собрания архивных фотографий Российского этнографического музея (далее — РЭМ) составляют коллекции по буддизму народов России, Центральной и Восточной Азии. Среди них большой исторический и этнографический интерес представляют снимки дацанов Бурятии конца Х1Х — начала ХХ в.

Основу музейного собрания фотографий бурятских дацанов заложила ценнейшая коллекция, переданная в 1908 г. в дар Этнографическому отделу Русского музея1 (далее — ЭО) XI Пандито Хамбо-ламой Чойнзон-Доржи Иролтуевым (РЭМ колл. 2450). Она содержит 57 фотоотпечатков буддийских монастырей, действовавших на территории Забайкалья в конце XIX в. Коллекция была зарегистрирована в 1912 г. А. А. Макаренко2, вероятно, на основе прилагающегося к ним списка, который к настоящему времени не сохранился. В коллекционной описи отсутствуют сведения

0 фотографах, сделавших снимки, и времени проведения съемки. В результате исследования выявлено, что автором большинства фотографий является П. П. Шимкевич3, проводивший фотосъемку в 1893 г. во время командировки со статистико-этнографической целью в Забайкальскую область4. В 1897 г. привезенную из командировки многочисленную коллекцию фотографий с указанием места съемки и темы П. П. Шимкевич передал в дар Хабаровскому краевому музею им. Н. И. Гродекова5. Фотографии П. П. Шимкевича, поступившие в Этнографический отдел от Ч.-Д. Иролтуева, не имеют авторских аннотаций, в связи с чем при их регистрации были допущены неточности, исправленные нами в ходе исследования6.

снимки, содержащиеся в коллекции, можно разделить на две тематические группы. к первой относятся общие виды и интерьеры храмов, других культовых сооружений и архитектурных строений монастырских комплексов. В коллекции имеются фотографии крупнейших буддийских монастырей, действовавших на территории Забайкалья в конце XIX в., Тамчинский (Гусиноозерский) дацан, в XIX в. официальная резиденция Пандито Хамбо-ламы, представлен фотографией фрагмента стены сумэ Майдари, в котором помещалась выполненная из дерева бурятскими мастерами позолоченная скульптура бодхисаттвы Майдари (санскр. Майтрея) высотой более 10 метров. на переднем плане запечатлены стоящие рядом с храмом хувараки (послушники), вращающие молитвенные барабаны хурдэ (РЭМ 2450-52, рис. 1).

на четырех снимках зафиксирован в различных ракурсах Цогчен-дуган (главный соборный храм) Агинского дацана, а также фрагмент стены с лепным декором на его северном фасаде (РЭМ 2450-45-48). Большой исторический интерес представляют три снимка, сделанные П. П. Шим-кевичем на территории Цугольского дацана, на которых запечатлено здание Цогчен-дугана в строительных лесах во время производимой в 1890-е годы реконструкции (РЭМ 2450-41-43).

Коллекция также содержит фотографии Иройского, Анинского (рис. 2), Ичетуевского, Гэгэтуйского, Тугнуголтаевского дацанов, сумэ Кудунского (Кижингинского) монастыря, рядом с которым проводится служба (рис. 3), два снимка Хохюртаевского дацана с изображениями Цогчен-дугана и сумэ во время постройки (РЭМ 2450-37-40, 49, 50, 54, 55). Значительную этнографическую ценность представляют фотографии Ацагатского и Баргузинского дацанов, на которых запечатлены как общие виды главных храмов, так и их внутреннее убранство (РЭМ 2450-44, 53, 56, 57). К этой же тематической группе относятся снимки различных видов субурганов, вышки,

1 В 1934 г. ЭО становится самостоятельным музеем и именуется Государственным музеем этнографии. В 1948 г. переименован в Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР). С 1992 г. — Российский этнографический музей.

2 Макаренко Алексей Алексеевич (1860-1942) — известный, этнограф, сибиревед, фольклорист, корреспондент, а позднее сотрудник ЭО Русского музея императора Александра III (1902-1942).

3 Шимкевич Петр Поликарпович (1862-1920) — известный фотограф, этнограф, краевед, чиновник особых поручений при приамурском генерал-губернаторе.

4 Атрибуция авторства фотографий выполнена В. Б. Малакшановой — главным научным сотрудником научно-исследовательского сектора этнографии ХКМ им. Гродекова.

5 В настоящее время коллекция насчитывает около 350 единиц хранения. Негативы большинства фотографий хранятся в Берлинском музее мировой культуры (ныне Государственный этнографический музей Берлина / Ethnologisches Museum) (Малакшано-ва 2019).

6 Основным источником для атрибуции послужил альбом «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX век» (2021).

Рис. 1. Вид сумэ (кумирни) Майдари Гусиноозерского дацана с молитвенными барабанами хурдэ. Дар XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева, 1908 г. Фото П. П. Шимкевича, 1893 г.

РЭМ 2450-52

Fig. 1. View of the Maidari sume (kumimja) of the Gusinoozyorsk Datsan with prayer wheels khurde. Gift from Pandito Khambo Lama XI Choinzon-Dorzhi Iroltuev, 1908. Photo by P. P. Shimkevich, 1893.

The Russian Museum of Ethnography 2450-52

Рис. 2. Анинский дацан. Дар XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева, 1908 г. Фото П. П. Шимкевича, 1893 г. РЭМ 2450-49 Fig. 2. Aninskiy Datsan. Gift from the Pandito Khambo Lama XI Choinzon-Dorzhi Iroltuev. 1908. Photo by P. P. Shimkevich, 1893. The Russian Museum of Ethnography 2450-49

Рис. 3. Сумэ Кудунского дацана во время службы. Дар XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева, 1908 г Фото П. П. Шимкевича, 1893 г. РЭМ 2450-50

Fig. 3. Sume of the Kudunskiy Datsan during service. Gift from Pandito Khambo Lama XI Choinzon-Dorzhi Iroltuev, 1908. Photo by P. P. Shimkevich, 1893. The Russian Museum of Ethnography 2450-50

с которой лама призывает монахов для проведения службы, деревянного дома ламы (РЭМ 245026-29, 51).

Второй комплекс включает портреты буддийских священнослужителей, сюжетные сцены с изображениями лам и хувараков. Это две фотографии Х Пандито Хамбо-ламы Дампила Гомбоевича Гомбоева (1831-1896) — главы буддистов Восточной Сибири с 1876 по 1896 г. (рис. 4), портрет ширетуя (настоятеля) Тамчинского дацана с 1888 по 1903 г., а также его парный портрет с Д. Г. Гомбоевым во время проведения службы в Тамчинском дацане (РЭМ 2450-1-3, 5). Галерея портретных изображений содержит также фотографии Лубсан-Доржи-Жигмит Данжинова (18161901) — 7-го ширетуя Агинского дацана с 1878 по 1901 г., настоятелей Цугольского, Сартульского7, Ольхонского, Кудунского дацанов (РЭМ 2450-6-10).

К этому же комплексу относятся снимки лам-музыкантов, в том числе из Тамчинского дацана, а также ряд фотографий из Цугольского дацана: эмчи-ламы (врача), хувараков, печатающих священные книги (рис. 5), художника и лепщика бурханов за работой. (РЭМ 2450-4, 14, 15, 17-20). В коллекции имеются также фотографии монахов, едущих верхом на лошадях, лам Анинского дацана, сидящих около юрты, хуварака, везущего воду в Цугольский дацан, хуварака Агинского дацана, стоящего у юрты с пиалой в руках (РЭМ 2450-11-13, 21, 22).

История поступления в музей коллекции Чойнзон-Доржи Иролтуева, по всей вероятности, связана с именем этнографа-востоковеда Д. Э. Ухтомского8, совершившего в 1908 г. командировку в Забайкальскую область, куда он был направлен с поручением вывезти из Тамчинского дацана изготовленную для ЭО забайкальскими мастерами модель «диваджина» (Рая Сукхавати)9. С мая 1905 г. уже готовый «диваджин» хранился в Тамчинском дацане в специально построенном для

7 По атрибуции А. Терентьева это Данзан Цыренов — ширетуй Джидинского дацана (Терентьев 2014: 276).

8 Ухтомский Дий Эсперович (1886-1918) — этнограф, путешественник, сын известного востоковеда и коллекционера князя Э. Э. Ухтомского. Сотрудник ЭО Русского музея (1908-1918).

9 В настоящее время хранится в ГМИР.

МъТШШжйзШ

Рис. 4. Х Пандито Хамбо-лама Д. Г. Гомбоев (1876-1896). Дар XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи

Иролтуева, 1908 г. Фото П. П. Шимкевича, 1893 г РЭМ 2450-2 Fig. 4. Khambo Lama X D. G. Gomboev (1876-1896). Gift from Pandito Khambo Lama XI Choinzo-Dorzhi Iroltuev, 1908. Photo by P. P. Shimkevich, 1893. The Russian Museum of Ethnography 2450-2

него Деважин дугане10 у XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 642. Л. 2-2 об., 9). Во время посещения дацана Дий Эсперович, вероятно, договорился с Пандито Хамбо-ламой о передаче в дар музею его обширной фотоколлекции по традиционной культуре и буддизму бурят. В сохранившейся переписке Пандито Хамбо-ламы с Д. А. Клеменцем эта фотоколлекция не упоминается, нет ее и в списке из 23 предметов, переданных Иролтуевым в ЭО (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 304. Л. 1-4, 8-9). В архиве РЭМ также отсутствуют документы, свидетельствующие об отправке фотоколлекции Пандито Хамбо-ламы в Петербург по почте. Исходя из этого можно предположить, что договоренность о передаче фотографий в музей была достигнута непосредственно во время пребывания в Тамчинском дацане Д. Э. Ухтомского, который, вероятно, и доставил ее в Петербург.

В ходе командировки Д. Э. Ухтомский сам проводил фотосъемку этнографических объектов и буддийских памятников. Следует отметить, что с самого начала деятельности ЭО сбору этно-

10 В начале 1970-х годов Деважин дуган был перенесен в Этнографический музей народов Забайкалья на Верхней Березовке в г. Улан-Удэ.

Рис. 5. Хувараки (послушники) Цугольского дацана, печатающие священные книги. Дар XI Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева, 19G8 г Фото П. П. Шимкевича, i893 г. РЭМ 245G-i9 Fig. 5. Fig. 5. Khuvaraks (novices) of the Tsugol Datsan printing sacred texts. Gift from Pandito Khambo Lama XI Choinzon-Dorzhi Iroltuev, 19G8. Photo by P. P. Shimkevich, i893.

The Russian Museum of Ethnography 245G-i9

графических фотографий как важному источнику по традиционной культуре народов уделялось особое внимание. Поэтому все экспедиции и даже недлительные командировки, организованные ЭO в российские регионы и страны зарубежья, снабжались фотоаппаратами, стеклянными пластинками или пленками. В отчете о поездке Д. Э. Ухтомского отсутствуют сведения о выдаче ему аппаратуры для фотосъемки, вероятно, в поездке он использовал свой личный фотоаппарат и пленку.

Фотоколлекция, привезенная Д. Э. Ухтомским из поездки, была зарегистрирована В. Н. Васильевым в i9i4 г. (РЭМ колл. 3G4i). Orn содержит 27 фотографий, большинство из которых сделано Дием Эсперовичем на территории Тамчинского дацана. Это панорамный вид монастыря, фасад Цогчен-дугана (рис. 6), ворота к главному храму, общий вид сумэ Майдари и фрагмент его стены с молитвенными барабанами хурдэ (РЭМ 3G4i-3, iG, ii, i3, i4, 2i). Большую историческую ценность представляет фотография располагавшегося на территории монастыря дома Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (РЭМ 3G4i-i2).

На трех фотографиях запечатлены общий вид, часть фасада и интерьер сумэ, где размещалась школа хувараков цаннит (Чойра) (РЭМ 3G4i-6-8). Orn подчинялась образцам ведущего монастыря

Рис. 6. Главный храм Гусиноозерского дацана. Экспедиция Д. Э. Ухтомского, 1908 г. РЭМ 3041-21

Fig. 6. The main temple of the Gusinoozyorsk Datsan. Expedition of D. E. Ukhtomsky, 1908. The Russian Museum of Ethnography 3041-21

монгольской буддийской традиции — Гоман-цаннит и считалась главной в Забайкалье. Несмотря на престижность обучения в тибетских и монгольских монастырях, ламы могли занять должность в бурятских дацанах только после окончания Тамчинской школы. В начале ХХ в. официально Тамчинскому дацану было разрешено иметь 35 хувараков, однако в реальности их количество достигало ста человек (Базаров 2007). В коллекции имеются фотографии хувараков, стоящих у ограды школы (РЭМ 3041-9). Значительный интерес представляет групповой портрет, на котором запечатлены ламы и хувараки Тамчинского дацана вместе с Д. Э. Ухтомским (РЭМ 3041-5, рис. 7).

Во время командировки Дий Эсперович посетил расположенный в 130 километрах к юго-западу от Тамчинского дацана Гэгэтуйский монастырь, где также проводил фотосъемку. В коллекцию включены два снимка из этого дацана: на одном запечатлен главный храм, рядом с которым ламы на вышке трубят в раковины, вторая — групповой портрет лам гэгэтуйского дацана, сидящих на ступенях лестницы Цогчен-дугана (РЭМ 3041-26, 27).

К экспедиционным сборам относится также фотоколлекция Л. Ж. Жабэ11, привезенная им в 1910 г. из командировки в Читинский округ Забайкальской области. Будучи опытным фотографом, хорошо разбирающимся в моделях фотоаппаратов, Л. Жабэ просил хранителя ЭО Б. Ф. Адлера12 выдать ему для работы в поездке аппарат для стеклянных фотопластинок 9 х 12 см, «как

11 Жабэ Лыксок Жапович (Жапов, Гончик-Жапов) (1881-1937) — известный бурятский врач, хорошо знавший европейскую и тибетскую медицину, организатор здравоохранения в Агинском Бурятском национальном округе, знаток бурятской культуры. Сотрудничал с ЭО, совершая по заданию музея командировки в Забайкальскую область для сбора вещевых и фотоколлекций по традиционной культуре бурят.

12 Адлер Бруно (Бруно-Вильгельм-Карл-Адольф) Фридрихович (1874-1942) — известный этнограф, археолог, антрополог, специалист в области музейного дела. С 1910 г. — сотрудник (хранитель) Этнографического отдела Русского музея Александра III.

Рис. 7. Группа лам и хувараков Гусиноозерского дацана. Рядом стоит Д. Э. Ухтомский.

Экспедиция Д. Э. Ухтомского, 1908 г. РЭМ 3041-5

Fig. 7. A group of lamas and khuvaraks of the Gusinoozyorsk Datsan. Next to them is D. E. Ukhtomsky.

Expedition of D. E. Ukhtomsky, 1908. The Russian Museum of Ethnography 3041-5

у Барадийна, который был выдан ему из Академии наук во время его путешествия в Лавран» (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 265. Л. 26). Однако просьба его удовлетворена не была. Фотосъемка, которую планировал проводить Л. Жабэ в поездке, была существенно затруднена «устарелой системой» и неисправностью фотоаппарата, присланного ему из ЭО (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 265. Л. 33, 34). Как он сообщал 29 октября 1910 г. в своем письме Б. Ф. Адлеру, «из 20 дюжин пластинок пришлось израсходовать только 5 дюжин, благодаря тому, что аппарат был испорчен, а пластинки оставил дома» (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 265. Л. 40 об.). В результате Лыксок Жабэ сделал более 50 снимков, отражающих различные сферы традиционной культуры агинских и хоринских бурят. С привезенных из экспедиции стеклянных негативов в лаборатории ЭО были напечатаны фотографии, которые в 1912 г. зарегистрировал А. А. Макаренко, используя авторские описания самого собирателя (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 265. Л. 40, 44-46). Три фотографии по буддийской тематике были выделены в отдельную коллекцию (РЭМ колл. 2500). Она включает снимок субургана в Цугольском дацане (РЭМ 2500-1) и две фотографии, сделанные на территории Агинского дацана: на одной из них изображен фасад Цогчен-дугана, на второй — общий вид сумэ Майдари. (РЭМ 2500-2, 3) Наибольшую историческую ценность представляет уникальная фотография храма Майдари, располагавшегося на алтарной северной стороне от Цогчен-дугана. Сумэ было построено специально для установки в нем гигантской статуи Майдари высотой более 16 метров, приобре-

тенной бурятами 1889 г. у долоннорских мастеров. В 1935 г. статую варварски разобрали, а в 1940 г. ее фрагменты были переданы на хранение в ленинградский Музей истории религии. Сумэ Майдари в 1943 г. перевезено в поселок Могойтуй, где после сборки на новом месте в нем разместили СПТУ13.

Следующий этап экспедиционных сборов по буддизму бурят связан с именем заведующего ЭО, известного этнографа, археолога и антрополога Сергея Ивановича Руденко14, под руководством которого в 1923 г. состоялась экспедиция в Забайкальскую область и Иркутскую губернию. В ее состав вошли помощник хранителя А. А. Макаренко и ученый-востоковед, заведующий секцией буддизма А. п. Баранников, занимавшийся сбором материала по буддизму. В ходе экспедиции

A. П. Баранников совместно с С. И. Руденко, проводившим фотосъемку, обследовали в Агинском и Селенгинском аймаках пять дацанов: Агинский, Цугольский, Гусиноозерский, Иройский и Ацайский. Несмотря на то что «ограниченность средств сделала пребывание экспедиции у бурят очень коротким» и «ни в одном дацане не пришлось быть больше десяти дней» (Баранников 1926: 123) исследователям удалось собрать многочисленные и весьма ценные вещевые и фотоколлекции по буддизму бурят Забайкалья.

двадцать шесть фотографий, сделанных на территории монастырей, вошли в зарегистрированную в 1924 г. С. И. Руденко общую коллекцию, привезенную из экспедиции (РЭМ колл. 3963). Все снимки сопровождаются авторскими аннотациями, что несомненно повышает их научную ценность. Десять фотоотпечатков (без негативов) из экспедиции были зарегистрированы в 1935 г.

B. Романовской, вероятно на основе записей собирателя (РЭМ колл. 5720). Прекрасным источником для изучения данного фотоматериала является также опубликованная в 1926 г. в третьем томе «Материалов по этнографии» статья А. П. Баранникова «Забайкальские дацаны», ставшая, по существу, научным отчетом экспедиции 1923 г. и содержащая сведения о современном на тот момент состоянии буддийских монастырей на территории Забайкалья (Баранников 1926). Наиболее полно в фотоколлекции представлены Агинский и Цугольский дацаны, которые, как отмечает А. П. Баранников (1926: 137), в меньшей степени пострадали от Гражданской войны, чем дацаны Селенгинского аймака, ставшие ареной борьбы с Унгерном. В Гусиноозерском и Иройском дацанах из-за военных действий было разрушено «большое количество ламских юрт, сожжены изгороди, полуразрушены дома для приезжающих <...>, почти совсем уничтожен архив Хамбо-ламы, имевший большое историческое значение. Храмы, однако, нисколько не пострадали» (Баранников 1926: 137).

Агинский дацан представлен фотографиями панорамных видов монастырского комплекса, Цогчен-дугана, а также установленного на территории монастыря субургана (РЭМ 3963-44, 46-48). Большую историческую ценность имеет портрет Данби-Жалсана Жамсаранова — 9-го ширетуя Агинского дацана (с 1912 по 1924 г.), сфотографированного сидящим на олбоках (подушках), с четками в руке (РЭМ 5720-7, рис. 8). В коллекции также содержатся уникальные фотографии «Чойджан в Агинском дацане», на которой запечатлен оракул в ритуальном костюме (РЭМ 396338, рис. 9), «Гелунг — лама Агинского дацана, сидящий в тибетской шляпе сетхеб» (РЭМ 3963-54, рис. 10), снимок «Хувараки Агинского дацана у войлочной юрты, приобретенной для музея», на котором запечатлены два мальчика, сидящие с книгами «ном» в руках (РЭМ 3963-63).

Цугольский дацан изображен на фотографии панорамного вида монастыря, «сделанной с при-дацанского южного обо» (культового сооружения, посвященного духам-хозяевам местности. — М. Ф.) (Баранников 1926: 125) (РЭМ 5720-1), в коллекции также имеется снимок фасада Цогчен-дугана (РЭМ 5720-3).

13 В 1991 г. фрагменты статуи Майдари были возвращены Музеем истории и религии в Агинский дацан, в дацане проведена работа по реставрации статуи. В 2008 г. сумэ Майдари возведено вновь на месте исторического храма (в Агинском дацане восстанавливается статуя «Майдари»).

14 В 1921 г. С. И. Руденко был назначен на должность заведующего ЭО Русского музея, одновременно он возглавил работу отделения этнографии Сибири и Дальнего Востока, образовавшегося в результате структурной реорганизации музея.

Рис. 8. Данби-Жалсан Жамсаранов — 9-й настоятель Агинского дацана. Фото С. И. Руденко, 1923 г

РЭМ 5720-7

Fig. 8. Danbi-Zhalsan Zhamsaranov was the 9th abbot of the Aginskiy Datsan. Photo by S. I. Rudenko, 1923.

The Russian Museum of Ethnography 5720-7

На двух фотографиях представлены монахи Цугольского и Агинского дацанов за работой: «Печатник-лама Цугольского дацана» (РЭМ 3963-57)15 и «Художник-лама Шенхоро Гунцонов в своей мастерской» (РЭМ 5720-10). Согласно информации А. П. Баранникова, художник (зурачи) Шенхоро Гунцонов был также архитектором и скульптором: «Изготовил ряд больших бурханов — в последнее время главным образом из папье-маше и дерева, прекрасную большую фигуру слона, употребляющуюся при торжественном богослужении круговращения Майдари; кроме того, им изготовлено огромное количество больших и малых глиняных бурханов» (Баранников 1926: 135).

Буддийские монастыри Селенгинского аймака представлены фотографиями общего вида и интерьера Цогчен-дугана Иройского дацана (РЭМ 5720-4,5, рис. 11, 12), а также снимком

15 В статье А. П. Баранникова эта фотография аннотирована как лама-типограф Агинского дацана (Баранников 1926: 135).

Рис. 9. Чойджан (оракул) в Агинском дацане. Фото С. И. Руденко, 1923 г. РЭМ 3963-38

Fig. 9. Choijan (oracle) in the Aginskiy Datsan. Photo by S. I. Rudenko, 1923. The Russian Museum of Ethnography 3963-38

из Гусиноозерского дацана — «Лама-врач тибетской медицины Данжи Мункужапов рядом со своей юртой» (РЭМ 5720-6). По сведениям А. П. Баранникова, эмчи-лама Данжи Мункужапов был заместителем Хамбо-ламы и принадлежал к богатому ламскому сословию, представители которого имели по несколько домов. У Д. Мункужапова было три дома: в одном жили его ученики, второй, обставленный по-европейски, служил для приема богатых русских пациентов, в третьем, «со столь же непритязательной обстановкой, как и у других лам», жил он сам. Кроме того, для зимы он имел войлочную юрту под деревянным навесом (она запечатлена на фотографии), а также амбар, где хранилась его аптека» (Баранников 1926: 132-133).

В коллекции также содержится большая галерея групповых портретов лам и хувараков Агинского, Цугольского, Гусиноозерского и Иройского дацанов (РЭМ 3963-49-52, 58-62).

В последующие годы собрание фотографий бурятских дацанов рассматриваемого периода пополнялось путем поступлений от частных лиц и организаций.

Две фотоколлекции по буддизму, в том числе бурят Забайкалья, поступили в музей в 1924 г. от В. С. Рещиковой (РЭМ колл. 4313) и в 1988 г. от А. К. Имшеник-Кондратовича (РЭМ колл. 11014). Эти частные коллекции содержат наиболее ранние, имеющие большую историческую ценность снимки, сделанные Н. А. Чарушиным в 1880-х годах в Забайкальской области: портрет

Рис. 10. Гелунг — лама Агинского дацана. Фото С. И. Руденко, 1923 г. РЭМ 3963-54 Fig. 10. Gelung was lama at the Aginskiy Datsan. Photo by S. I. Rudenko, 1923. The Russian Museum of Ethnography 3963-54

Х Пандито Хамбо-ламы Дампила Гомбоева (РЭМ 11014-6), «Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане» (РЭМ 11014-1), «Маски персонажей мистерии Цам Гусиноозерского дацана» (РЭМ 110144), «Типичные костюмы участников мистерии Цам Гусиноозерского дацана» (РЭМ 4313-4, рис. 13). Аналогичный сюжет представлен на снимке известного фотографа А. Кузнецова 1891 г., запечатлевшем персонажей мистерии Цам в масках, костюмах, с ритуальными атрибутами (РЭМ 11014-5)16. К этому же тематическому комплексу относится фотоотпечаток, на котором представлены участники буддийского богослужения с музыкальными инструментами (РЭМ 11014-7), а также две фотографии священной колесницы Майдари в Цугольском и Гусиноозерском дацанах, на которых отражены различия монастырских традиций оформления колесницы и макета слона (РЭМ 4313-2, 9, рис. 14).

Историческую ценность имеет снимок Цогчен-дугана Анинского дацана, сделанный неизвестным фотографом, вероятно, в конце XIX в. (РЭМ 4313-1). Датировка установлена на основе сравнительного анализа изображения с весьма схожей фотографией этого храма, сделанной в 1893 г. П. П. Шимкевичем (РЭМ 2450-49).

16 В каталоге выставки ГЭ «Обитель милосердия» этот снимок опубликован под названием «Празднование Цаган-сара (Белого месяца, Нового года)» (Обитель милосердия 2015: 17).

Рис. 11. Главный храм Иройского дацана. Фото С. И. Руденко, 1923 г. РЭМ 5720-4 Fig. 11. The main temple of the Iroyskiy Datsan. Photo by S. I. Rudenko, 1923. The Russian Museum of Ethnography 5720-4

В 1948 г. в Государственный музей этнографии17 были переданы из московского Музея народов СССР (далее — МНСССР) многочисленные вещевые и фотоколлекции, в том числе по традиционной культуре бурят. В результате исследования обширного фотоматериала, поступившего из МНСССР, нами выявлено более 30 снимков конца Х1Х — начала ХХ в., относящихся к теме дацанов Бурятии (РЭМ колл. 8764). Большинство из них были переданы в 1910 г. в Румянцевский музей18 из Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Они имеют рукописные названия и аннотации, составленные, вероятно, сотрудниками департамента.

Коллекция содержит фотографии Цугольского дацана: храм Майдари, сумэ и витрина рая (РЭМ 8764-19941-19943), а также три снимка Гусиноозерского дацана. Фотография «Хувараки около сумэ Майдари вращают молитвенные барабаны хурдэ» (РЭМ 8764-19867) является третьим вариантом изображения фрагмента стены сумэ Майдари в коллекции РЭМ, отличающимся от снимков П. П. Шимкевича и Д. Э. Ухтомского. Большую историческую ценность представляет редкий снимок скульптуры бодхисаттвы Майдари, сопровождающийся подписью: «Лицо Майдари Гусиноозерского дацана. Бурхан этот имеет 40 футов высоты и вызолочен» (РЭМ 8764-19944). Также весьма интересна фотография с аннотацией Оленного камня, установленного рядом с Цогчен-дуганом: «камень перед Гусиноозерским дацаном. к этому камню бурханы привязывают своих лошадей, когда приезжают на праздник Цам» (РЭМ 8764-19945).

Отдельную группу составляют фотографии внутреннего убранства храмов. Это уникальные снимки различных фрагментов интерьера Читинского дацана (РЭМ 8764-19946-19950), а также фотография «Алтарь на верхнем этаже Агинского дацана» (РЭМ 8764-19939).

17 С 1992 г. — Российский этнографический музей.

18 В 1924 г. Румянцевский музей был расформирован, а его коллекции поступили в разные учреждения, в том числе этнографические коллекции были переданы в Музей народоведения (в 1931 г. преобразован в МНСССР).

Рис. 12. Внутренний вид главного храма Иройского дацана. Фото С. И. Руденко, 1923 г. РЭМ 5720-5 Fig. 12. The interior of the main temple of the Iroyskiy Datsan. Photo by S. I. Rudenko, 1923.

The Russian Museum of Ethnography 5720-5

Тематический комплекс, посвященный праздничным хуралам (службам) представлен фотографиями «Ламский религиозный праздник Цам» (РЭМ 8764-19743), «Ламский религиозный праздник Майдари» (РЭМ 8764-19741) и «Бурятская священная колесница Майдари» Гусиноозерского дацана (РЭМ 8764-19857). Весьма интересно, что на снимке изображена та же колесница, запряженная макетом слона, что и на фотографиях из вышеописанных частных коллекций (РЭМ 4313-9, 11014-3), но с другого ракурса и в окружении лам.

В коллекции содержатся портреты лам, снятые, вероятно, в начале ХХ в.: ширетуя Аларского дацана Балаганского уезда Иркутской губернии (РЭМ 8764-19953), старшего штатного ламы Цугольского дацана (РЭМ 8764-19976), — а также снимок сидящего в храме ламы-лекаря, сделанный П. П. Шимкевичем в 1893 г. (РЭМ 8764-19864). Значительный интерес представляют две фотографии ламы Бадмаева Агинского дацана, на одной из которых он запечатлен с учениками школы Агинского улуса. Согласно подписи к снимку, лама Бадмаев «считается отщепенцем за преподавание основ буддизма светским детям Агинской школы» (РЭМ 8764-19973, 19866).

В общей сложности в собрании РЭМ хранится восемь коллекций, содержащих более 160 фотографий, на которых с разной степенью полноты представлены изображения шестнадцати дацанов, действовавших в конце XIX — начале ХХ в. в Забайкальской области и Иркутской губернии.

Рис. 13. Типичные костюмы участников мистерии Цам Гусиноозерского дацана. Фото Н. А. Чарушина, 1880-е годы. РЭМ 4313-4

Fig. 13. Typical costumes of the participants of the Cham dance of the Gusinoozyorsk Datsan. Photo by N. A. Charushin, 1880s. The Russian Museum of Ethnography 4313-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 14. Процессия «Круговращение Майдари» в Цугольском дацане. Конец Х1Х — начало ХХ в.

РЭМ 4313-2

Fig. 14. "Gyre of Maidari" procession in the Tsugol Datsan. End of the 19th — beginning of the 20th century.

The Russian Museum of Ethnography 4313-2

На снимках запечатлены общие виды и интерьеры храмов, буддийские священнослужители, обряды и праздничные службы, проводимые в буддийских монастырях. В ходе детального исследования этого обширного материала нами проведена переатрибуция ряда фотографий: дополнена информация по ним (названия дацанов, имена лам, датировка съемки, авторство снимков), исправлены допущенные при регистрации ошибки и неточности, что несомненно повысило их источниковедческую ценность. Большой научный интерес представляют фотографии с изображениями одних и тех же культовых зданий, сделанные в разные годы (1893, 1908, 1923), позволяющие проследить изменения, происходившие на протяжении десятилетий в их архитектурном облике.

В 1930-е годы в ходе антирелигиозной борьбы буддийское духовенство подверглось гонениям, а большинство монастырей были разрушены. Поэтому исторические фотографии бурятских дацанов из собрания РЭМ приобретают особую значимость, представляя собой редкий, а зачастую уникальный источник для исследования буддийской традиции бурят конца Х1Х — начала ХХ в.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АРЭМ — Архив Российского этнографического музея

ГМИР — Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)

ГЭ — Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

МНСССР — Музей народов СССР (Москва)

РЭМ — Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)

ХКМ — Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова

ЭО — Этнографический отдел Русского музея императора Александра III

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Научные материалы музея до 1917 г Д. 265. Переписка с Л. Жабэ, командированным Русским музеем для собирания этнографических материалов по бурятам в Забайкалье, описи этнографических предметов. 1907-1912 гг

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Научные материалы музея до 1917 г. Д. 304. Переписка с Бандидо-Хамба Ламой Ш. И. Иролтуевым о передаче музею коллекции «диважан»; описание коллекции. 22 мая 1903 года — 17 июня 1908 года.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Научные материалы музея до 1917 г Д. 642. Переписка с кн. Э. Э. Ухтомским о коллекции «диваджина», заказанной у забайкальских мастеров. 1905-1913. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 2450. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 2500. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 3041. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 3963. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 4313. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 5720. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 8764. РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 11014.

Базаров С. Буддийское образование в Гусиноозерском дацане // Тамчинский дацан: время с богиней Балдан Лхамо / сост. Аюшеев Солбон ламхай, Л. М. Федотова, И. Ж. Шарапова. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2007. С. 17-20.

Баранников А. П. Забайкальские дацаны // Материалы по этнографии. Т. III, вып. 1. Л.: Изд-во Гос. Русского музея, 1926. С. 123-138.

Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. Х!Х век. Альбом фотографий из собраний музеев России и зарубежья / сост. и авт. вступ. ст. В. Б. Малакшанова. Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2021.

Малакшанова В. Б. Фотографии чиновника особых поручений П. П. Шимкевича // Словесница искусств. Культурно-просветительский журнал. 2019. № 1 (43). С. 68-70.

Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.

В Агинском дацане восстанавливается статуя «Майдари» // Официальный сайт Агинского дацана. URL: http://aginskydatsan.ru/news/198 (дата обращения: 22.11.2022).

Терентьев А. А. Буддизм в России царской и советской. СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2014.

REFERENCES

Obitel' miloserdiia. Iskusstvo tibetskogo buddizma: katalog vystavki [Abode of Mercy. Tibetan Buddhist Art: Exhibition Catalogue]. St. Petersburg: The State Hermitage Museum, 2015. (In Russian)

Barannikov A. P. Zabaikal'skie datsany [Zabaykalsky Datsans]. Materialy po etnografii [Ethnographic Materials], vol. III, iss. 1. Leningrad: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha, 1926, pp. 123-138. (In Russian)

Bazarov S. Buddiiskoe obrazovanie v Gusinoozerskom datsane [Buddhist Education in the Gusinoozyorsk Datsan]. Tamchinskii Datsan: vremia s boginei Baldan Lhamo [Tamchinsky Datsan: Time with the Goddess Baldan Lhamo]. Ed. by Ayusheev Solbon lamhai, L. M. Fedotova, I. Zh. Sharapova. Ulan-Ude: Respublikanskaia tipografiia, 2007, pp. 17-20. (In Russian)

Zabytoe puteshestvie: fotografii Petra Shimkevicha. XIX vek. Al'bom fotografii iz sobranii muzeev Rossii i zarubezh'ia [Forgotten Journey: Photographs by Peter Shimkevich. 19th Century. Album of Photographs from Museum Collections of Russia and Foreign Countries]. Ed. by V. B. Malakshanova. Khabarovsk: Khabarovskaia kraevaia tipografiia, 2021. (In Russian)

Malakshanova V. B. Fotografii chinovnika osobykh poruchenii P. P. Shimkevicha [Photographs by P. P. Shimkevich, Officer for Special Affairs]. SlovesnitsaIskusstv. Kul'turno-prosvetitel'skiizhurnal, 2019, no. 1 (43), pp. 6870. (In Russian)

Terent'ev A. A. Buddizm vRossii tsarskoi i sovetskoi [Buddhism in Tsarist and Soviet Russia]. St. Petersburg: Nartang (Izdanie A. Terent'eva), 2014. (In Russian)

Submitted: 25.09.2022 Accepted: 03.11.2022 Published: 15.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.