Драфт: молодая наука
ПОЭТИКА МОДЕРНИЗМА
Е.В. ФЁДОРОВА (г. Челябинск, Россия)
УДК 821.161.1.3 (Белый А.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,43
ВИЗУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ А. БЕЛОГО «ЗАПИСКИ ЧУДАКА»
Аннотация. В статье предложен анализ визуально-стилевых особенностей повести А. Белого «Запи ски Чудака». Автор рассматри вает основные визуальные приемы произведения: моди фикация пространства страницы, специ фическая расстановка знаков препинания, шри фтовая акциденция и граф и-ческая разорванность слова. Предметом вни мания становится взаимосвязь в зуального обл ка дейного замысла текста.
Ключевые слова: визуальный облик прозаического текста, визуально-граф ческ е пр емы, пространство стран цы, шр фтовая акц денц я.
В последние десятилетия проблемы визуальности вызывают огромный интерес ученых различных отраслей гуманитарных наук. Т ак, в современном л тературоведен актуал з ровалась проблема феномена «визуальности». Различные способы восприятия визуального в художественной литературе все чаще привлекают внимание современных ученых. Исследователи изучают «зрительный опыт» автора, сюжетно и ком-поз ц онно выраженный в художественном про зведен , а также спонтанные рефлект вные механ змы воспр ят я в зуального.
Известны работы, посвященные анал зу данного аспекта на материале творчества различных писателей: А.А. Арзамазов охарактеризовал феномен визуального в удмуртской устно-поэтической традиции и современной поэзии на примере творчества П.М. Захарова, Ю.А. Маричик исследовала вербальное и визуальное в творчестве М. Дюрас, К.А. Слуцкая обратилась к анализу структурно-сем от ческ х аспектов русскоязычной англоязычной в зуальной поэзии, Н.И. Сорока изучил особенности визуальной поэзии в украинской литературе XVII-XVIII вв.
В своем исследовании мы опираемся на работу Т.Ф. Семьян «В и-зуальный обл к проза ческого текста», в которой в зуальный обл к проза ческого текста сследуется как л тературоведческая проблема,
Драфт: молодая наука
в свою очередь, авторское решение облика текста определяется как знак индивидуального стиля и визуализации семантики. Т.Ф. Семьян отмечает, что «можно утверждать, что в XX веке доминировала визуальная модель прозаического текста, основоположником или законодателем которой является А. Белый» [Семьян 2006: 57]. Именно его систему визуально-графических средств разрабатывают в дальнейшем В.В. Казаков, Б.А. Пильняк, Г.В. Сапгир, П.П. Улитин.
Мы рассмотрим визуально-стилевые особенности прозы А. Белого на примере повести «Записки чудака».
«Записки чудака» (1922 г.) относятся к автобиографическому циклу произведений А. Белого. Во второй половине 10-х годов, во время пребывания в Дорнахе, находясь под влиянием антропософской коммуны доктора Штейнера, А. Белый задумывает создание целого цикла автобиографических произведений «Моя жизнь». Помимо «Записок чудака» к этому ци клу относятся «Котик Летаев» и «Крещеный китаец». Именно в этих произведениях можно отметить своеобразный пик использования визуально-графических приемов, которые позволяют п сателю акцент ровать дейный замысел про зведен й, подчеркнуть глубинный уровень авторского мироощущения. Е.А. Миронова отмечает, что автобиографическую прозу Андрея Белого «по праву можно сч тать кульм нац онным этапом в разв т русского с м-волистского романа. Это связано с тем, что именно представители «младшего» с мвол зма, одн м з л деров которого был Андрей Белый, осознал все многообраз е с мвола сделал попытку выйт из замкнутого круга одинокого “Я”» [Миронова 2008: 196.]. По мнению К.В. Мочульского, «Котик Летаев» - это «симфоническая повесть “о детстве”, “о годах младенчества”» [Мочульский 1997: 333]. «Крещеный к таец» - переходное звено «от м фолог к стор , от косм ческ х в хрей к строго лог ческому сознан ю» [Мочульск й 1997: 344]. Повесть «Записки чудака» представляется попыткой рассказать «о священном мгновен , перевернувшем навек все его прежнее представление о жизни, <...> о рождении в нем нового человека, нового та нственного “я”» [Мочульск й 1997: 330].
О пережитом мистическом опыте писатель не мог рассказать, используя пр вычные ст левые пр емы, менно поэтому форма автобиографического цикла как бы выходит за пределы традиционных прав л. В реценз на «Зап ск чудака» О. Мандельштам п шет: «Проза ас мметр чна: ее дв жен я - дв жен я словесной массы -движение стада, сложное и ритмичное в своей неправильности; настоящая проза - разнобой, разлад, многоголос е, контрапункт» [Мандельштам 1990: 294].
Драфт: молодая наука
Основной концептуальной деей про зведен й А. Белого является дея двухбыт йност м ра - быт йный (воспом нан я, подсознательная составляющая человеческого разума) и бытовой. Так, главный герой «Зап сок чудака» п шет в своем дневн ке следующее: «В моей жизни есть две биографии: биография насморков, потребления пищи, сварения, прочих естественных отправлений; считать эту биографию моей - все равно, что считать биографией биографию этих вот брюк. Есть другая: она беспричинно вторгается снами в бессонницу бденья, когда погружаюсь я в сон, то сознанье в тает за гранью рассудка, давая лишь знать о себе очень странными знаками: снами и сказкой» [Белый 1922б: 88]. В.А. Трофимов отмечает, что в «Записках чудака» «символическое “двойство мира” затрагивает куда как больший масштаб и обеспечено парой: “Россия” - “Европа”» [Трофимов 2008: 12]. Данный дейный замысел б нарност быт я реал зуется пом мо с мвол че-ского уровня и на визуальном уровне текста: переход из одного мира в другой сопровождается отступом или отточием. Так, фрагменты текста, содержащ е переход к воспом нан ям, снам л подсознательной составляющей мысл тельного процесса, отделяются от основного, л -нейно расположенного текстового матер ала отступом с двойным т ре:
Внятный голос в себе я расслышал.
- “Огненного испытания, как приключения для вас странного, не чуждайтесь”. -
- Где снилось все это? мое положение в ми -ре отчетл во сон отраз л: в одном м ре я -
- “Я”, победоносное, неи зменяемое и узревшее свет; в другом - “я”
- пустое пальто, за которым гоняется шп к, чтобы, схват вш , повес ть его. в своем шкафу! [Белый 1922а: 132].
Данная в зуальная модель меет свое разв т е - в фрагментах, где одно воспом нан е к нематограф чно нан зывается на другое, л про сход т последовательный переход от м ра «общего», к м ру «частного», многоч сленные отступы образуют своеобразную «лесенку». Большое количество отступов различного характера способствует воплощению мысли (как объекта изображения) в зримые образы. Так м образом, «р сунок» текста представляет собой «схему дв жен я» человеческого сознан я.
Слагали сь в спирали орнаментов, напоминающих сны; -
- мы сад л ся в кресло; мы мпульсы ож влял в себе, не ощущая св сающ х органов тела, перелетая пространства пустот разл ваясь, как блеск : -
Драфт: молодая наука
- А Нэлли сидела в белеющем платьи це; и -фосфорила очами; и - мысль ее ши рилась, как пространство огромного моря, через которое плыл мой корабль. -
- Пароход утомлялся пространствами моря - и Нэлли, быть может, сидела, в белеющем платьи -це. [Белый 19226: 86].
Визуальные приемы, с помощью которых текст разделяется на фрагменты, также способствуют созданию специфического ритма произведения. Повторяющиеся фразы маркируются отступами, что еще больше акцент рует вн ман е ч тателя:
- “Пора, сэр, смириться”.
И я пробегаю вперед: дом за домом, тяжелые, и нди видуально отставленные друг от друга - все пэры лорды, пр надлежащ е к парт ям тор в г , в кор чнево-дымных, сереющ х смок нгах, мне бросают строжайше:
- “Пора, сэр, сми ри ться” [Белый 1922б: 11].
Встречающиеся в тексте короткие абзацы (часто длинной в одну фразу или несколько слов), следующие один за другим, визуально воспринимаются как ст хотворные строк , что вл яет на нтонац ю прочтен я:
- з колена,
- з уст,
- з предплеч й,
- з мозга,
- з печен ,
- з ступн ,
- и з плеча - ... [Белый 1922б: 134].
В предисловии к «После разлуки: Берлинский песенник» Андрей Белый пишет по этому поводу следующее: «Измените расположение красных строк в любом рассказе, вы ув д те, до чего змен тся весь его стиль. <.> Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных нтонац онных арх тектон ках; каждая накладывает свой отпечаток на целое. <...> Само расположение слов подчиняется у меня интонации в паузе, которая заставляет нас выдв гать одно слово, какой-н будь союз “И” (на котором никогда не бывает синтаксического и формально-лог ческого ударен я, бывает м м ческое, жест куляц онное); л обратно: заставляет пролетать по ряду строк единым духом, чтобы потом, вдруг задержаться на одном слове» [Белый 1922в: 12-13].
Драфт: молодая наука
Часто автор выделяет одну значимую фразу или слово в отдельный абзац. Данный пр ем позволяет еще больше пр влечь вн ман е ч тателя, марк руя важные смысловые акценты отрывка л про зве-ден я в целом:
... меня повернула на прошлое Нэлли; увидел: горластые дымогары я в нем; и - схватился за Нэлли; она целовала меня, говоря:
“Не забудь” [Белый 1922а: 41];
- Не пр давал м значен я,
сознавая, что -
- ясност
и скры, быть может, - явлен я
физиологии... [Белый 1922а: 124].
В рамочном компоненте «Вместе пред слов я» Андрей Белый акцент рует вн ман е на следующей сходной поз ц нтерпрета-ц про зведен я: главный герой, Леон д Ледяной, не может быть спроект рован на «Я» автора, Андрея Белого. Соотношен е эт х «Я» часто сопровождается прямым л косвенным комментар ям , заключенным в скобк :
Сказать: я работал в Иоанновом Здании - было безумие (Иоанново Здание из-за бетонных фундаментов ими считалось фортом, устроенным сыщиками на немецкие деньги) [Белый 1922а: 26].
Спец ф чное расположен е текста позволяет доб ться г пербо-л ст ческого, гротескного эффекта повествован я:
Глава Подотдела -
- пр бывш й в положенный час в положенные -
- м нуты -
- секунды -
- и терции - в Учреждение: из фешенебельного джентльменского дома, -
- откуда он отбыл в положенный час в положенные -
- м нуты -
- секунды -
- и терци и [Белый 1922б: 35];
Драфт: молодая наука
. с дел в уед ненном кафе глядел в открытые окна на нежные
шп цы Аббатства, на серо-желтые окаменелост стен, под которым ,
заж мая перчатку в руке, проход л достойные сэры -
- м стеры, -
- м стеры, -
- м стеры, -
- сотн -
- сотн -
- сотн -
- нд в дуально раздельные, обведенные друг от друга во внешнем внутреннем м ре маг ческ м, непереступаемым кругом [Белый 1922б: 40];
Мы бродили по Лондону - моему омертвевшему телу, - сжи мая перчатки; достойные Сэры и -
- м стеры,
- м стеры,
- м стеры,
- м стеры,
- м стеры, -
- сотн х -
- тысяч -
- м лл оны -
- по -
- Лондону,
- Лондону,
- Лондону,
- Лондону,
- Лондону [Белый 1922б: 54].
В эт х же отрывках про ллюстр рован еще од н нестандартный пр ем орган зац в зуального обл ка текста - верт кально расположенные повторы одного того же слова. Пом мо этого в тексте встречаются отдельные слова, расположенные верт кально по буквам л слогам:
. з грядущей эпох -
- в да ле ко
м в далеком!
- в с е м ы
■ бодди сатвы! [Белый 1922а: 162-163].
Драфт: молодая наука
Интонационные изломы придают тексту новую интонацию прочтения. По этому поводу А. Белый писал следующее: «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складывающего ему фразу, а наша условная система знаков выражения интонации (тембр голоса, мимика, паузы, ударение) не соответствует богатству мелодии голоса; между тем: эта мелодия все властнее накладывает свою печать на творчество современных художни -ков слова. Отсюда стремление их искать интонации в своеобразной манере начертания, передающей зрительно интонацию» [Белый 1922а: 13].
Следующим важным визуальным приемом творческой манеры А. Белого является граф ческая разорванность слова. Автор в д т в слове сложное образование, состоящее из звука, образа и значения. Представлен е в тексте слов, разб тых на фрагменты, предполагает оп сан е смысла эт х элементов как похож х на друг е слова ( л фрагменты этих слов) этого же или другого языка. Графически проиллюстрированная возможность подобного совпадения актуализирует образно-ассоциативный план текста. Визуально выделенный фрагмент слова в так х случаях выступает как элемент, потенц ально наполняемый лекс ческ м, структурным с нтакс ческ м содержан ем. Пр помощи данного приема фактически изменяется основное значение слова, возн кает целая цепочка образных параллелей:
- Я был - Человек (с большой буквы) и ль Ум: Mens - Mann -Mensch - Manés - Manas; -
- среди всех и з-Мене-ни й сознания Меня, или Манас во мне восставал и си ял. [Белый 1922б: 72].
Данный пример также иллюстрирует прием шрифтовой акциден-ци и, характерный для визуальной системы А. Белого, - разрядка слова. Как правило, разреженное написание имеют идейно-значимые элементы. Шрифтовая акциденция привлекает внимание читателя, выделяет фрагмент текста, подчерк вает его знач мость:
Последнее впечатлени е от «Здани я» - ослепительный, громкий удар: прямо в лоб! [Белый 1922а: 116].
Также в «Записках чудака» встречаются примеры, где изобразительная функция визуально-графических приемов проявляется однозначно. Так, фрагмент текста, в котором употребляется слово «з гзаг», зображен в в де з гзага, т.е. автор спользует ф гурное зображен е текста:
Драфт: молодая наука
Продолжение себя самого над собой, как столб дыма, я чувствовал;
двинулся я -
- с
ту
де
н
сты
м
зиг
заг
ом - [Белый 1922а: 146].
Особый интерес для исследования представляют собой главы «Во Франции » и «Кем я был», для которых характерно преимущественно неклассическое расположение текста на поле страницы. Данная особенность объясняется эмоциональным накалом повествования: в главе «Во Франции » описывается видение Леонида Ледяного, после которого про сход т духовное возрожден е героя.
Фрагменты текста, описывающие появление высшего «Я» героя, расположены в виде перевернутого треугольника (или «воронки»), основан ем которого является лексема «Я», вынесенная в отдельную строку. Тем самым писатель акцентирует внимание читателя на духовном перерожден Леон да Ледяного:
- Сквозное и з света ли цо, будто сотканное бр л-л антам былых, лучей, отверст я невыраз мого света воткнул сь в меня
“Я” [Белый 1922а: 141];
- Так ударилось Светом в мен-
“Я” [Белый 1922а: 143].
В монографии «Визуальный облик прозаического текста» Т.Ф. Семьян указывает, что данный прием фигурного расположения текста выполняет «функцию активизации содержания» [Семьян 2006: 39] и восходит к традициям древнерусской литературы.
Драфт: молодая наука
В главе «Кем я был» описывается болезнь главного героя, конфликт между его прежней жизнью (телом) и новым знанием (духом). Так е в зуальные знак , как т ре, отступ параллельное расположен е фрагментов текста, спользуются в данной главе пр оп сан прот -вопоставлений. При этом помимо противопоставления внутреннего, словесного, смыслового, появляется противопоставление внешнее, визуальное, что еще больше ус л вает эмоц ональное воспр ят е текста:
Пр бл жен е света Пр бл жен е мрака
в те годы ко мне ко мне вызывало во
вызывало ко мне му- мне - ум ран я.
к совест -
- То, что мне в делось -
предполагало участ е в свете - Мы -
- Светлые, светоносцы; светоносительство
- жи знь; -
- Так мне думалось: тело ж мое, не пуская меня в выш ну пленяя в ущельях плот - разъело мне душу; душа - заболела; распалась на част , змуч ла тело -
- Измучилась в теле! [Белый 1922а: 160].
Наличие в тексте белого поля страницы, т.е. пустот, следует рассматривать в том числе, как и лексико-синтаксическое и лексикосемантическое выразительное средство. Данный визуальный прием воспринимается как языковой знак, обозначающий интонационную паузу. Пустоты обрамляют значимый в смысловом плане фрагмент текста, пр влекая вн ман е ч тателя.
Так м образом, з вышесказанного следует, что в зуально-графические приемы, характерные для повести «Записки Чудака» Андрея Белого, обозначают паузу, смену тона, передают семантическую и эмоционально-экспрессивную информацию. Использование визуальных знаков является ст л ст ческ м маркером элементов текста: возн кает контраст между выделенным невыделенным элементам текста, модел руются более сложные структуры ст л ст ческ х вза моотношен й между частям текста.
Наращ ван е разл чных в зуальных пр емов ( спользован е отступов, спец ф ческая расстановка знаков преп нан я, мод ф кац я
Драфт: молодая наука
пространства стран цы, шр фтовая акц денц я) позволяет говор ть нам о многоуровневой структуре текста и полифоничности его визуального аспекта. В автобиографическом цикле А. Белого (в частности, в повест «Зап ск чудака») в зуальные пр емы представляют собой не отдельные элементы, а целую с стему, которая не только орнамент рует внешн й обл к текста, но выражает концептуальные уровн
про зведен я.
В зуальный обл к проза ческ х про зведен й А. Белого грает важную роль в оформлен дейного замысла. Сочетан е в зуальных особенностей форм рует спец ф ческую ст л ст ку текста особен-ност д ост ля п сателя.
ЛИТЕРАТУРА
Белый А. Записки Чудака. Т. 1. - М., Берлин: Геликон, 1922. - 214 с.
Белый А. Запи ски Чудака. Т. 2. - М., Берли н: Гели кон, 1922. - 238 с.
Белыгй А. После разлуки: Берлинский песенник. - Петербург, Берлин: Эпоха, 1922. - 125 с.
Мандельштам О.Э. Андрей Белый. Записки чудака. Берлин, 1922 г. // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза / сост. и подгот. текста С. Аверинцева и П. Нер-лера. - М.: Худож. ли т., 1990. - С. 292-294.
Миронова Е.А. Структурные доми нанты хронотопа в автоби ографи че-ских романах Андрея Белого «Коти к Летаев» и «Крещеный ки таец» // Вестни к МГОУ. - Сер. 9. Русская филология. - 2008. - 7 4. - С. 195-200.
Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. - М.: Республика, 1997. -479 с.
Семьян Т.Ф. Ви зуальный обли к прозаи ческого текста. - Челяби нск: Би б-л отека А. М ллера, 2006. - 215 с.
Трофимов В.А. Поэти ка автоби ографи ческой прозы Андрея Белого: структура с мвол ческого образа р тм ка повествован я («Кот к Летаев», «Крещеный ки таец», «Запи ски чудака»): автореф. ди с. ... канд. филол. наук. -М., 2008. - 23 с.
© Федорова Е.В., 2013