Научная статья на тему 'Визуально-эстетическая ценность ландшафтов Удмуртии: оценка с использованием ГИС'

Визуально-эстетическая ценность ландшафтов Удмуртии: оценка с использованием ГИС Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
421
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЛАНДШАФТОВ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Излагается авторская методика и результаты оценки визуально-эстетического потенциала ландшафтов Удмуртской Республики с использованием географических информационных системI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author's technique and results of an estimation of visual aesthetic potential of landscapes of the Udmurt Republic with use of geographical information systems is stated

Текст научной работы на тему «Визуально-эстетическая ценность ландшафтов Удмуртии: оценка с использованием ГИС»

УДК 911.9, 372.981 (470.51)(045)

М.А.Саранча

ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЛАНДШАФТОВ УДМУРТИИ: ОЦЕНКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС

Удмуртский государственный университет, 426000, г.Ижевск, ул. Университетская, 1, e-mail: [email protected]

Излагается авторская методика и результаты оценки визуально-эстетического потенциала ландшафтов Удмуртской Республики с использованием географических информационных систем.

К л ю ч е в ы е с л о в а: визуально-эстетическая ценность ландшафтов;

географические информационные системы; методика; оценка.

Визуально-эстетическая ценность ландшафтов является одним из наиболее значимых аттракторов для туристов. Поэтому ее оценка представляет собой составную часть практически любого комплексного исследования туристско-рекреационного потенциала территории.

В статье под визуально-эстетическим потенциалом (ВЭП) территории понимается вероятность встречи в ее пределах пейзажей, воспринимаемых большинством людей в определенной степени как высокоэстетичные.

Восприятие ландшафта базируется на его базовом свойстве - эмерджентности и имеет дуальный характер: объективный (физиономические свойства ландшафта в определенный момент времени) и

субъективный (культурная принадлежность, психофизиологическое состояние человека и т.п.). Несмотря на все сложности оценки ВЭП ландшафтов, а также большое количество критериев и подходов, предлагаемых различными авторами, эмпирически можно выделить ряд объективных показателей, выражающих эстетическую ценность ландшафтов, которые и были использованы для расчетов в данной работе:

1. Выразительность рельефа (густота и глубина расчленения, экспозиция склонов).

2. Характеристика водных поверхностей (густота речной сети, величина водных объектов).

3. Наличие фокусных пунктов (точек обзора с широкими и далекими видами).

4. Растительный покров (видовой состав лесов, лесистость, характер размещения лесных участков).

5. Пейзажное разнообразие (коэффициент ландшафтной неоднородности (коэффициент Шеннона)).

6. Экзотичность ландшафтов.

7. Особо охраняемые природные территории и объекты (количество объектов, их статус, площадь, типологическое разнообразие).

8. Эстетически аттрактивные историко-культурные памятники (количество объектов, статус, типологическое разнообразие).

Для оценки эстетических свойств ландшафтов необходим выбор элементарных единиц исследования, на основе которых изучается неоднородность геосистем, - операционно-

территориальные единицы исследования (ОТЕ). В данной работе использовалось два типа ОТЕ:

1) функциональные рекреационные топорайоны, число которых составило 453 [3];

2) физико-географические ландшафты в количестве 41 [1].

Визуально-эстетический потенциал ОТЕ республики на первом этапе исследования был рассчитан тремя способами (различающимися между собой по способу определения базовых весовых коэффициентов факторов) по следующей формуле:

вэц=£ij a„,

j=1

где Ij - базовый весовой коэффициент j-го фактора, j=1; n - количество базисных факторов;

Эц - нормализованное значение потенциала >й ОТЕ по .¡-му фактору, которое было получено по формуле

а1 =

а1] - а] ■

> > Ш1П

; - а;

где а] - фактическое значение потенциала >й ОТЕ по _)-му фактору;

а1™ , а] - соответственно минимальное и максимальное значения по )-му фактору.

^Ш1П ’ ^ах ^

Для оценки все показатели были интегрированы в единую реляционную электронную базу

данных ГИС, после чего стала возможной их автоматическая и полуавтоматическая обработка в

разрезе ОТЕ. Таким образом, каждый фактор оценки отображался в базе данных по фактической

локализации и атрибутивной составляющей (например, рельеф республики был представлен в

виде цифровой поверхности, сгенерированной при помощи ТШ-интерполяции и трехмерной

модели с точностью масштаба 1:100000), а также в разрезе функциональных рекреационных

топорайонов и физико-географических ландшафтов масштаба 1:200000.

Факторы, имевшие качественную форму выражения, для целей оценки были переведены в

количественную форму при помощи шкал.

Определение базового весового коэффициента факторов и соответственно варианты оценки

ВЭП 1 были подразделены следующим образом:

1. ВЭП^ рассчитывался без придания весовых значений факторам оценки ( ^ =1).

2. Весовые коэффициенты факторов методом экспертного сопоставления факторов с последующим обобщением по оцениваемым единицам.

3. Весовые коэффициенты факторов рассчитывались по формулам

тах

^ К ] / Ктах , К) -£|4

1=1

где К; - информативность базисного фактора; Ктах - максимальное значение информативности

по _)-м факторам; Г]1 - коэффициент корреляции _)-го и 1-го факторов; ) 1 = 1,...,з; 8 - число базисных факторов.

Таким образом, полученные тремя способами значения визуально-эстетического потенциала ОТЕ были сведены в итоговый по нижепредставленной формуле с последующей нормализацией:

ВЭПит 1 - ВЭП11 + ВЭП12 + ВЭП13

где ВЭП11, ВЭП12 , ВЭП13 - соответственно визуально-эстетические потенциалы ьй ОТЕ, рассчитанные 1-, 2- и 3-м способами (см. выше).

Результаты оценки ВЭП республики в разрезе рекреационных топорайонов и физикогеографических ландшафтов были верифицированы, а затем при помощи ГИС организованы в итоговые тематические карты и представлены на рис. 1 и 2 соответственно.

Очень высокие значения ВЭП получили города Ижевск, Сарапул и Воткинск, в которых большое количество памятников архитектуры, истории и искусства сочетается с естественными факторами, особенно наличием крупных водоемов (Ижевский и Воткинский пруды, р. Кама соответственно). Кроме того, ландшафты городов обладают существенной спецификой в эстетическом плане, которая выражается в их архитектурной планировке и застройке (оригинальные по архитектуре здания и сооружения, ночная иллюминация, средовые контрасты, наличие большого числа обзорных точек и пейзажных композиций и т.п.). Однако следует иметь в виду, что города характеризуются также и сложной экологической ситуацией, невыразительностью и «серостью» большей части застройки и т.п.

Виэуальмо-эст«тмч*скии потенциал

_ ГЫПУВЛИКЛ ТЛТЛГСТЛН

■ 0.5 - О.в *

■ 0 4-05 I

■ 0.3 -0.4 •

■ 0.2 - 0.3 I

0-0.2 у

^ ' » I* *0 4.«

Рис. 1. Визуально-эстетический потенциал функциональных топорайонов Республики Удмуртия

Очень высокой эстетической ценностью отличаются Шарканский («Удмуртская Швейцария») и Сивинский пейзажные комплексы, в которых оптимально сочетаются древесная и луговая растительность, находится значительное количество водных объектов (особо выделяется Боткинское водохранилище) и фокусных пунктов, уникальных природных объектов (в том числе природный парк «Шаркан» и национальный парк «Нечкинский» соответственно), выразительный рельеф (в пределах Шарканского ландшафта тянется Тыловайско-Мултанская гряда, характеризуемая куэстовым типом рельефа, наличием останцов и пуг; Сивинский ландшафт представляет собой в орографическом плане глубоко расчлененное плато на пермских красноцветах и делювиально-солифлюкционных суглинках).

Высокие значения визуально-эстетического потенциала характерны для ландшафтов Красногорской, Можгинской и Сарапульской возвышенностей, которые глубоко расчленены овражно-балочной и речной сетями, насыщены аттрактивными природными объектами и обладают хорошей просматриваемостью ландшафтов. Одной из главных пейзажных доминант республики, находящихся в пределах Сарапульской возвышенности и ландшафтов южнее нее (речные долины и придолинные полосы), выступает р.Кама, правый берег которой представляет собой высокие расчлененные террасы, а левый - низины, покрытые лесами, следовательно, низкоаттрактивные в визуально-эстетическом плане.

Рис. 2. Визуально-эстетический потенциал ландшафтов Республики Удмуртия

В особую группу пейзажных комплексов выделяются ландшафты низменных территорий республики и слабо расчлененных возвышенностей на эоловых песчаных покровах (практически вся западная и юго-западная часть республики: долины рек Кильмези, Валы, Увы и Нылги, протекающих через соответствующие населенные пункты, а также Ижа и Сивы), которые оказали существенное влияние на хозяйственное освоение, заселенность, растительность, качество почв и, конечно же, физиономические черты территорий. Ландшафты практически полностью покрыты лесами, соответственно, преобладают закрытые пространства и визуально-эстетическая монотонность местности. В эстетическом плане пейзажные комплексы характеризуются низкими и очень низкими значениями ценности и могут быть интересны особоохраняемыми природными объектами, дюнами,

пейзажами почти не разрабатываемых песчаных и известковых карьеров, видовым составом растительности (значительные площади занимают боры).

Ландшафты Верхнекамской возвышенности на коренных породах (северо-восток республики) характеризуются расчлененностью рельефа, эстетическая выразительность которого практически полностью нивелируется высокой лесистостью. Поэтому пейзажные комплексы имеют низкие и относительные низкие значения визуально-эстетической ценности.

Ландшафты со средними и ниже среднего значениями визуально-эстетического потенциала, не рассмотренные выше, в своем большинстве представляют собой комплексы на коренных породах, пейзажеобразующие факторы которых варьируют около средних значений.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическая ценность ландшафтов во многом определяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов. Поэтому ландшафты, визуально-привлекательные для одного человека, могут быть даже неприятными для другого, а также различаться в физиономическом плане и качественных характеристиках восприятия одного человека в зависимости от времени суток, сезона, метеорологических условий, звуков, запахов и т. п.

Проведенное исследование показало, что использование в подобных работах

геоинформационных систем является неотъемлемым и даже обязательным, так как они обеспечивают за счет функциональных свойств (подсистем хранения, обработки, отображения и распространения пространственно-координированной информации) структурирование данных, автоматизацию, системность и комплексность, адаптивность и многовариантность исследования с использованием большого массива географической информации, оперативность и

интерактивность получения и отображения результатов исследования.

Библиографический список

1. Геоэкологические проблемы Удмуртии: учеб. пособие / под ред. В.И. Стурмана. Ижевск: УдГУ, 1997. 158 с.

2. Рысин И.И., Саранча М.А. Рекреационный потенциал Удмуртской Республики: географическая оценка с использованием геоинформационных технологий. Ижевск: Ассоц. «Научная книга», 2007. 184 с.

M.A. Sarancha

VISUALLY-AESTHETIC VALUE OF LANDSCAPES OF UDMURTIYA:

AN ESTIMATION WITH USE OF GIS

In article the author’s technique and results of an estimation of visual aesthetic potential of landscapes of the Udmurt Republic with use of geographical information systems is stated.

Keywords: visually-aesthetic value of landscapes; geographical information systems; technique; estimation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.