Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ'

ВИЗУАЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
663
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / УРБАНИСТИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Димитриади Е. М., Сапанжа О. С.

Актуальность предложенной статьи определяется повышенным интересом к изучению города как сложной системы в рамках научных исследований и поиском вариантов развития городской среды в дизайнерских практиках. Гуманитарное знание также включается в процесс научного поиска и изучения человека как важнейшего субъекта городской среды. Интерес к урбанистике и визуальным кодам городов связан с глобальным визуальным культурным поворотом. Важной составляющей современного исследования этого визуального кода является визуальная урбанистика, под которой понимается область научного изучения и реализации практических проектов в сфере организации визуального пространства современного города. Рассматриваются критерии восприятия человеком визуальной городской среды, анализируется роль урбанизированной среды в формировании и развитии городской образности. Автор уделяет внимание основным группам вопросов в рамках визуальной урбанистики (проблемы восприятия городского пространства в условиях нового визуального поворота, проблемы проектирования новой образности города на основе изучения общих концепций визуального поворота и составляющих визуальной среды города - цвет, свет, фактура, форма, объем и т. д.) и определяет задачи, которые решает этот раздел теории и практики современного средового градостроения. Показано влияние планировочной структуры на архитектурный образ города и сложение единого городского стиля, доказано, что социальная активность формирует систему городских пространств и городских сообществ. Форма, цвет и свет рассматриваются как ключевые составляющие современной городской визуальной среды. В статье приводятся примеры восприятия городских объектов человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Димитриади Е. М., Сапанжа О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL URBANISM: DEFINITION OF THE CONCEPT, PROBLEMS

The urgency of the proposed article is determined by the increased interest in the study of a city as a complex system within the confines of scientific research and the search for options for the development of the urban environment in design practices. Humanitarian knowledge is also included in the process of scientific research and study of man as the most important subject of the urban environment. Interest in urbanism and visual city codes is linked with a global visual cultural turn. Visual urbanism is an important part of modern research of this visual code. The article defines the term “visual urbanism”, which means organizing the visual space of a modern city. The article determines the criteria for human perception of the visual urban environment, analyzes the role of the urbanized environment in the formation and development of urban imagery. The author examines the main groups of issues within the framework of visual urban studies (problems of perception of urban space in the context of a new visual turn, problems of designing a new imagery of the city based on a study of general concepts of visual turn and components of the visual environment of the city (color, light, texture, shape, volume, etc.). and defines the tasks that this section of the theory and practice of modern environmental urban planning solves. The article shows the influence of the architectural image of the city and the formation of a single urban style, it also proves that social activity forms the system of urban spaces and urban communities. Shape, color and light are considered as key components of today's urban visual environment. The article gives examples of urban objects human perception.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ»

УДК 008.001

Е. М. Димитриади

О. С. Сапанжа

преподаватель, соискатель ученой степени кандидата культурологии (24.00.01)

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия

E-mail: katedidi@yandex.ru

доктор культурологии, профессор

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: sapanzha@mail.ru

ВИЗУАЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ

Актуальность предложенной статьи определяется повышенным интересом к изучению города как сложной системы в рамках научных исследований и поиском вариантов развития городской среды в дизайнерских практиках. Гуманитарное знание также включается в процесс научного поиска и изучения человека как важнейшего субъекта городской среды.

Интерес к урбанистике и визуальным кодам городов связан с глобальным визуальным культурным поворотом. Важной составляющей современного исследования этого визуального кода является визуальная урбанистика, под которой понимается область научного изучения и реализации практических проектов в сфере организации визуального пространства современного города. Рассматриваются критерии восприятия человеком визуальной городской среды, анализируется роль урбанизированной среды в формировании и развитии городской образности. Автор уделяет внимание основным группам вопросов в рамках визуальной урбанистики (проблемы восприятия городского пространства в условиях нового визуального поворота, проблемы проектирования новой образности города на основе изучения общих концепций визуального поворота и составляющих визуальной среды города — цвет, свет, фактура, форма, объем и т. д.) и определяет задачи, которые решает этот раздел теории и практики современного средового градостроения.

Показано влияние планировочной структуры на архитектурный образ города и сложение единого городского стиля, доказано, что социальная активность формирует систему городских пространств и городских сообществ. Форма, цвет и свет рассматриваются как ключевые составляющие современной городской визуальной среды. В статье приводятся примеры восприятия городских объектов человеком.

Ключевые слова: городское пространство, восприятие архитектуры, архитектура, городская среда, урбанистика, визуальная среда, визуальная культура

Для цитирования: Димитриади, Е. М. Визуальная урбанистика: определение понятия, проблемы / Е. М. Димитриади, О. С. Сапанжа // Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 2 (66). - С. 84-91.

Город является сложным и многообразным объектом исследования и дизайнерских практик, поскольку городская среда постоянно меняется во времени и пространстве. Антропологический аспект занимает в этих исследованиях традиционно важное место, так как человек — это неразрывная часть городского пространства. Человек в качестве элемента городской среды, ее субъекта и одновременно автора в последние годы изучается в рамках культурной антропологии, социальной антропологии, психологии.

Изменение качества городской среды и взгляда на городскую структуру определяет интерес к их подробному рассмотрению. Актуальными становятся новые направления и исследования взаимодействия человека (горожанина) и городской среды. В рамках культурологических исследований значимым представляется изучение культурологии городской среды, культурологии городских ландшафтов, культурологии взаимодействия человека и средового пространства и т. д. Новые направления научных ис-

84

следований помогут представить город как пространство, в котором фиксируются изменения, происходящие в области визуальной культуры. Сегодня актуальным направлением теоретических исследований и практической деятельности является урбанистика. Урбанистика — это область научного знания и практической деятельности, направленная на развитие современных городских систем, таких как транспортная и пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и т. д. Образ жизни города определяется характером человеческой деятельности, который сформировался в природных и исторических условиях [6, с. 25].

Возможность рассматривать городскую среду как единое пространство, выходящее за границы формирования архитектурных комплексов, требует развития в рамках урбанистики и глобального знания самостоятельных направлений, связанных с изучением конкретных сфер организации жизненной среды и пространства города. Одним из них можно назвать визуальную урбанистику.

При кажущейся очевидности термина, его понятности и удобстве он практически не используется в научном дискурсе1, при том что круг понятий, связанных с областью планирования, организации, мониторинга визуальной среды города, является частью обсуждений проблем развития больших и малых городов. Среди этих терминов — цифровая урбанистика, разумный урбанизм, экологическая урбанистика, подземная урбанистика, городская урбанистика и т. д. Представляется, что термин визуальная урбанистика позволит привести в систему круг используемых понятий и создаст основу для систематического научного изучения проблем анализа визуального пространства города, его планирования, реализации новых проектов.

Предварительно определим визуальную урбанистику как раздел современной урба-

1 По данным на ноябрь 2020 г. и мониторингу научных публикаций в русскоязычных базах данных (еОВИАЯХ ЭБС «Лань», ЭБС znanium.com, ЭБС 1ргЪоокв) не выявлено научных статей, в которых бы определялся или использовался термин визуальная урбанистика.

нистики, связанный с исследованием городского пространства как визуальной системы. В рамках визуальной урбанистики осуществляется анализ взаимодействия человека с визуальными кодами городского пространства, изучается его влияние на архитектурную образность города, его конкретные составляющие (форму, объем, фактуру и све-тоцветовую среду), способы их взаимодействия и образования визуальных систем.

Визуальная урбанистика также включает в себя ряд разделов: проблемы визуального восприятия городского пространства в условиях нового визуального поворота, проблемы проектирования новой визуальной образности города на основе изучения общих концепций визуального поворота и составляющих визуальной среды города (цвет, свет, фактура, форма, объем и т. д.).

Понятие визуальный поворот стало одним из центров философских и научных дискуссий о видоизменениях современной культуры [5, с. 18], оно сопоставляется с такими устоявшимися в данной области определениями, как визуальные исследования, визуальная культура, а значит достаточно тесно связано с визуальной урбанистикой. Визуальный поворот — это сложный и многогранный, исторически изменяющийся объект исследования; общее наименование для всех современных визуальных исследований [7].

Основу визуальной урбанистики составляет зрительное ощущение как фактор структурирования образа города. Культура визуального восприятия присуща и профессионалу, и рядовому горожанину. Однако важно отметить, что профессионал в большей степени, чем рядовой горожанин, является не только субъектом восприятия, но и автором, формирующим новую культуру визуального восприятия городского пространства.

Сегодня происходит трансформация современной городской культуры, отражения концепций «идеальных» городов, мечты о городах будущего. Например, В. Л. Глазычев в этапных для науки и практики работах «Урбанистика» и «Город без границ» выделяет различные подходы к стратегии развития городов, характеризу-

85

ет идеи об умном городе и о том, из чего он состоит [1; 2].

Основа современной цивилизации выявляется в историко-культурной среде города. В определенные периоды планировочная структура влияет на архитектурный образ города и формирует единый городской стиль. Новые конструктивные решения воспроизводят ценностные доминанты культур. Например, для современных городов характерны горизонтали восприятия как выражение естественного, природного, тогда как раньше преобладали вертикали — средневековая культура показывала свое стремление к Богу [6, с. 26].

Масштабы городской среды определяют пространственно-образные характеристики, которые изменяют характер восприятия, понимания и оценки.

Современный крупный город воспринимается как пустота. Поскольку формы внутри городского пространства чаще всего не объединены единым стилем, возникает сложность прочтения и интерпретации объекта. В связи с этим усложняется задача формирования устойчивого образа города, именно поэтому человек вынужден «собирать» его из перенасыщенной визуальной среды.

Визуальный образ города выявляет особенности определенной предметно-пространственной среды. Именно через нее происходит формирование и развитие человека как личности. Без формы, цвета и света невозможен комплексный анализ визуального воздействия на человека в решении различных социально-эстетических проблем. В ходе исследования были выявлены факторы, определяющие цветовую среду современного города: историческое развитие и его динамика, природные и искусственные цвета окружающей среды, специфика и назначение городского пространства, его размеры, значение в городской среде и удаленность от центра города. Итак, система города формируется и функционирует благодаря социальной активности его обывателей, энергии отдельных личностей — представителей городских сообществ.

За каждым человеком стоит определенная культура восприятия объекта, которая

включает в себя стереотипы, архетипы, идеологию определенных ценностей, символов и мифов [11]. В формате городской структуры горожанин выступает в нескольких ролях — пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя. Отсюда возникает представление о том, что каждая роль воспринимается человеком по-разному (рис. 1).

Так, на восприятие города человеком влияет объем получаемой визуальной информации, скорость передвижения и интерпретация чувственных образов [3]. Визуальный образ городской среды не только создается архитектором, но и возникает в диалоге непосредственно с жителем города. Таким образом, восприятие образа города выявляется в своей индивидуальности и субъективности.

Стоит привести пример общественного резонанса, который показал восприятие и отношение жителей к новой визуальной форме. Покрас Лампас — известный представитель каллиграфутуризма — принял участие в мероприятии «Стенограффия-2019», проходившем в г. Екатеринбурге. Художник создал арт-объект на площади Первой Пятилетки — «Супрематический крест», включив в него фрагмент из манифеста К. Малевича (рис. 2).

Возмущение представленной работой выразили православные активисты, так как, по их мнению, умышленное изображение креста публично осквернило саму религию. Данная ситуация объясняется незнанием истории картины «Супрематический крест» К. Малевича и его авангардного манифеста. Другими слоями населения был не понят смысл символики работы. В итоге По-крас Лампас вместе с командой «Стенограф-фии» модифицировал концепцию, поскольку целью данного арт-объекта являлось примирение человека с городской средой и изменение отношения общества к стрит-арту. Символом культурно-объединяющего пространства г. Екатеринбурга может стать «Мета-супрематический крест» художника (рис. 3).

Конфликт показал отношение горожанина к городу, восприятие им изменений как

86

лишения «права на город». Возникает вопрос: каким образом могут происходить изменения в городе, если этого не хотят сами жители? Стоит больше давать возможность горожанам вести разговор об искусстве (если речь идет об арт-объектах) и архитектуре, показывать положительные примеры взаимодействия человека с городской средой. Велика вероятность, что такой способ поменяет мнение людей о городском пространстве в лучшую сторону. Тем более что арт-объект «Мета-супрематический крест» художника Покраса Лампаса выделяется в структуре однородных улиц г. Екатеринбурга. Активные цвета и форма арт-объекта, взаимодействуя друг с другом, создают положительный эффект в отображении на плане города. Таким образом, социально-культурный аспект отражается в проблеме визуальной урбанистики. Стоит отметить, что В. С. Цукерман в своих научных работах неоднократно обращал внимание на социокультурное пространство: «...характеристики культурного пространства, применимы и по отношению к пространству социокультурному. Оно так же, как культурное пространство, соотносится с пространством культуры, в свою очередь соотносится с пространством соци-окультуры (термин П. Сорокина)» [13].

Другой пример демонстрирует положительную визуальную оценку со стороны общества. Джентрификация понимается как реконструкция, благоустройство городских кварталов, пришедших в упадок, с привлечением в будущем к этой деятельности более состоятельных жителей.

Концепция «креативного города» показывает, насколько тесно связана джентрифи-кация с культурными объединениями: «творческие индустрии», «возрождение посредством культуры» и т. д. Внести многообразие в развитие социокультурных территорий — основная цель данных объединений [8].

Так, пустующие и неиспользуемые промышленные здания привлекают внимание молодежи и в результате становятся основными факторами городского развития. На сегодняшний день в России таких примеров мало, но тем не менее они есть, в частно-

сти, кластеры в Москве — «Винзавод», «Арт-плэй», «Арма», «Флакон», «Хлебозавод» и другие, продемонстрировавшие, как можно с успехом трансформировать советские заводы в места, привлекающие капитал и модную аудиторию. В Санкт-Петербурге удачным примером стал проект ЖК «Граффити», в который еще на стадии строительства были приглашены известные художники «уличной волны» для росписи домов (рис. 4, а, б).

Таким образом, расширение общего и профессионального интереса к урбанистике как сфере организации современных городских систем определяет необходимость расширения круга терминов, описывающих различные уровни исследования городских пространств и технологии их модернизации.

В русле нового междисциплинарного направления важно отметить влияние психологических исследований, в частности, гештальтпсихологии, в которой ведется восприятие целостного образа, а не отдельных актов поведения [10, с. 200]. В урбанистике роль гештальта берет на себя фигура, структура формы, конфигурация и фон. Человеческое восприятие, по мнению гештальт-психологов, выводит на первый план наиболее значимое явление или фигуру.

Современный город сегодня почти лишен визуальных ориентиров, тем самым нуждаясь в визуальной навигации как проводнике между человеком и городской средой. Универсальные элементы навигации очень важны для любой среды городского пространства. Одной из частей создания пространства выступает пиктографика — знаки зрительной коммуникации, дающие человеку возможность визуально получить всевозможные данные [4]. Частью пиктографики является использование пиктограмм — символов, изображающих легко опознаваемые и важнейшие признаки объекта, на которые он указывает. при нахождении в городском пространстве человеку необходимо быстро считать информацию о том, где он может находится, в какое место необходимо попасть для той или иной цели. Так, любая пиктограмма должна быть несложной для понимания и легко воспринимаемой; подчинять-

87

ся определенной цветовой стилистике и иерархии; иметь простые в начертании буквы и символы. Таким образом, пиктографические знаки структурируют пространство, делая его наиболее понятным и ясным для горожан, а главным преимуществом пиктографических знаков является возможность их восприятия разными группами людей вне зависимости от их специальности, возрастных групп, этнической принадлежности или социального статуса.

Нельзя не сказать о том, какое влияние на визуальную урбанистику оказывает природно-экологический аспект. Один из принципов экологичности городской среды— сохранение гармонии и красоты. Как отмечают авторы статьи «Экологическая архитектура жилой среды или жилая среда как часть природы»: «Понятие красоты не однозначно, но складывается из таких характеристик, как гармоничность форм, изящество, соразмерность, естественность, точность пропорций, и воспринимается как синтез формы и содержания, слитый в единый образ» [8, с. 108]. Состояние природы и экологии — это отражение деятельности и образа жизни каждого из людей, оказывающих влияние на состояние окружающего пространства. Наглядным примером влияния экологии на городскую действительность является концепция идеального города «Город-сад» Э. Говарда. Города неоднократно пытались противостоять наступающей урбанизации, поскольку очевидно ее вредное воздействие и загрязнение окружающей среды. Идея в данном случае утопическая, но к ней неоднократно возвращались, так как человеку необходима связь с природой. Схема «Города-сада» выглядит следующим образом: город опоясан в два уровня: первый — парки и скверы, в которых расположены церкви, школы и административные здания, а второй уровень отдан под промышленную зону. Вокруг города образуется общественная зона, которую берегут от застройки. Преимущество такого города заключается в его невозможности перенаселиться, как, например, это происходит с мегаполисом. Утопия превратилась в реальность в 1903 г., когда появился первый

город-сад в Англии. Архитекторы Б. Паркер и Р. Анвин, руководствуясь концептуальными схемами Говарда, разработали генеральный план города. В городе Лэчворте находились аккуратные дома, которые были разряжены парками и скверами, большой городской сад в центре, комфортный проезд для любого вида транспорта, а перенос за внешний круг промышленной зоны создал нужное ощущение уюта и близости к природе. Таким образом, выявление приемов экологизации городской среды на основе анализа рассмотренного примера позволит визуально отразить эстетику городской среды для своих горожан.

Итак, можно предположить, что основными разделами, которые рассматривает визуальная урбанистика, являются проблемы визуального восприятия городского пространства в условиях нового визуального поворота, проблемы проектирования новой визуальной образности города на основе изучения общих концепций визуального поворота и составляющих визуальной среды города.

Задачи, которые решает визуальная урбанистика, связаны с выделенными разделами. Визуальная урбанистика анализирует восприятие городской среды человеком, исследует специфику современного культурного визуального поворота, городское пространство как визуальную среду, психологию и социологию восприятия визуальной городской среды, конструирует комплекс технологий формирования современного визуального городского пространства, осуществляет мониторинг количественных и качественных изменений визуального пространства городских систем.

Итак, подчеркнем, что визуальная урбанистика напрямую связана с проблемами визуального поворота, в рамках которого практически вся современная жизнь становится формой проявления визуальной культуры. Критический анализ «визуального поворота» позволяет утверждать, что визуальная культура начинает определять проблемы истины и мировоззрения, а не язык науки и рациональной философии [7].

88

ГОРОЖАНИН ЯВЛЯЕТСЯ:

пешеходом велосипедистом пассажиром водителем

общественного личного

транспорта автомобиля

Рис. 1. Транспортные роли (по В. Вучику). Автор ил. А. Бегун

Рис. 4. Креативные кластеры в г. Москве: а) Артплэй; б) Флакон

Источники иллюстративного материала — общедоступные ресурсы Интернета:

1—3: Горнова Г. Конфликтность городской идентичности: визуальные аспекты. URL: https://urtmag.ru/ public/848/. Дата публикации: 12.08.2020; 4а: Alena-15. Москва незнакомая. Бизнес-центр АРМА — Винзавод — Artplay. URL: https://alena-15.

livejournal.com/662998.html. Дата публикации: 28.10.2016; 4б: Аске Дмитрий. Художники и джентрификация. URL: https://kvartiras.com/artists-and-gentrification/. Дата публикации: 03.12.2017.

89

1. Глазычев, В. Л. Город без границ / В. Л. Глазычев. — Москва : Территория будущего, 2011. — 400 с.: ил.

2. Глазычев, В. Л. Урбанистика / В. Л. Глазычев. — Москва : Европа, 2008. — 320 с.

3. Горнова, Г. В. Конфликтность городской идентичности: визуальные аспекты / Г. В. Горнова // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2020. - № 3 (25). - С. 27-40.

4. Ерошкин, В. Ф. Пиктографика в пространстве городской среды / В. Ф. Еро-шкин // Евразийский союз ученых: междунар. электрон. науч. журн. — URL: https://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/ (дата обращения: 31.03.2021).

5. Ищенко, Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии / Е. Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2016. - № 2. - С. 18-29. - URL: https://rucont.ru/efd/505849 (дата обращения: 15.12.2020).

6. Лисовец, И. М. Город как предмет урбанистики и культурологии / И. М. Лисовец // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. № 3. - С. 25-26.

7. Маслов, В. М. Философия визуального поворота: от теории к практике / В. М. Маслов // Философская мысль. -2019. - № 12. - С. 39-56. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article. php?id=31335. - DOI: 10.25136/24098728.2019.12.31335 (дата обращения: 30.10.2020).

8. Мухнурова, И. Г. Экологическая архитектура жилой среды или жилая среда как часть природы / И. Г. Мухнурова, Н. В. Гринкруг // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 5 — С. 108-113.

9. Прокопьева, Н. Ю. Особенности восприятия городского пространства / Н. Ю. Прокопьева // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. — 2017. — № 3 (07). — С. 87—93.

10. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — 2-е изд., доп. — Москва : Архитектура-С, 2016. — 328 с.: ил.

11. Филько, А. Визуальное восприятие образа города и методы его исследования / А. Филько // Урбанистика. — 2015. — № 3. — С. 1—15. — URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=16497. — DOI: 10.7256/ 2310-8673.2015.3.16497 (дата обращения: 24.10.2020).

12. Флорида, Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Р. Флорида. — Москва : Strelka Press, 2014. — 368 с.

13. Цукерман, В. С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения / В. С. Цукерман // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. —2009.—№ 2 (18). — С. 49—55.

Получено 08.02.2021

E. Dimitriadi

O. Sapanzha

Lecturer, Competitor of scientific degree of Candidate of Culturology (24.00.01)

Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia

Doctor of Culturology, Professor

Herzen University, St. Petersburg, Russia

E-mail: katedidi@yandex.ru

E-mail: sapanzha@mail.ru

Visual Urbanism: Definition of the Concept, Problems

Abstract. The urgency of the proposed article is determined by the increased interest in the study of a city as a complex system within the confines of scientific research and the search for options for the development of the urban environment in design practices. Humanitarian knowledge is also included in the process of scientific research and study of man as the most important subject of the urban environment.

90

Interest in urbanism and visual city codes is linked with a global visual cultural turn. Visual urbanism is an important part of modern research of this visual code. The article defines the term "visual urbanism", which means organizing the visual space of a modern city. The article determines the criteria for human perception of the visual urban environment, analyzes the role of the urbanized environment in the formation and development of urban imagery. The author examines the main groups of issues within the framework of visual urban studies (problems of perception of urban space in the context of a new visual turn, problems of designing a new imagery of the city based on a study of general concepts of visual turn and components of the visual environment of the city (color, light, texture, shape, volume, etc.). and defines the tasks that this section of the theory and practice of modern environmental urban planning solves.

The article shows the influence of the architectural image of the city and the formation of a single urban style, it also proves that social activity forms the system of urban spaces and urban communities. Shape, color and light are considered as key components of today's urban visual environment. The article gives examples of urban objects human perception.

Keywords: urban space, perception of architecture; architecture, urban environment, urbanism, visual environment, visual culture

For citing: Dimitriadi E., Sapanzha O. 2021. Visual Urbanism: Definition of the Concept, Problems. Culture and Arts Herald. No 2 (66): 84-91.

References

1. Glazychev V. 2011. Gorod bez granits [City without Borders]. Moscow: Territoriya budushchego. 218 p. (In Russ.).

2. Glazychev V. 2008. Urbanistika [Urban studies]. Moscow: Europe. 320 p. (In Russ.).

3. Gornova G. 2020. Conflictness of urban identity: visual aspects. ÜPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. 2020. No 3 (25): 27-40. (In Russ.).

4. Eroshkin V. Pictography in the space of the urban environment. Evraziyskiy soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists]. Available from: https://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/ (accessed: 31.03.2021). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ishchenko E. 2016. "Visual turn" in modern culture: experiences of philosophical reflection. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy. No 2: 18-29. Available from: https://rucont.ru/ efd/505849 (accessed: 15.12.2020). (In Russ.).

6. Lisovets I. 2009. City as a subject of urban studies and cultural studies. Akademicheskij Vestnik UralniiproektRAASN. No 3: 25-26. (In Russ.).

7. Maslov V. 2019. Philosophy of visual turn: from theory to practice. Filosofskaya mysl' [Philosophical Thought]. No 12: 39-56. Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31335. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.12.31335 (accessed: 30.10.2020). (In Russ.).

8. Mukhnurova I., Grinkrug N. 2018. Ecological architecture of the living environment or living environment as part of nature. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies]. No 5: 108-113. (In Russ.).

9. Prokopeva N. 2017. Features of the perception of urban space. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. No 3 (07): 87-93. (In Russ.).

10. Runge V., Manusevich Iu. 2016. Ergonomika v dizayne sredy [Ergonomics in the design of the environment]. 2nd ed. Moscow: Architecture-S. 328p. (In Russ.).

11. Filko A. 2015. Visual perception of the city's image and methods of its research. Urbanistika [Urban studies]. No 3: 1-15. Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16497. DOI: 10.7256 / 2310-8673.2015.3.16497 (accessed: 24.10.2020). (In Russ.).

12. Florida R. 2014. Kto tvoy gorod? Kreativnaya ekonomika i vybor mesta zhitel'stva [Who's Your City? Creative Economy and Choice of Residence]. Moscow: Strelka Press. 368 p. (In Russ.).

13. Tsuckerman V. 2009. Unified socio-cultural space: aspects of consideration. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (18): 49-55. (In Russ.).

Received 08.02.2021

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.