Научная статья на тему 'Визуальная символика как способ репрезентации героев в манга'

Визуальная символика как способ репрезентации героев в манга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1357
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНГА / АНИМЕ / ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА / ПСИХОЛОГИЗМ / СИМВОЛИКА / ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / MANGA / ANIME / IMAGE OF A CHARACTER / PSYCHOLOGICAL / SYMBOLISM / VERBAL MEANS / NON-VERBAL MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минина Т. Л., Огнева Т. Н.

В манга и аниме существует общеизвестная типовая символика, но в последние годы возникает тенденция к сокращению её использования. В данной статье делается попытка изучить персонажа манга и аниме на основе черт, которые могут быть применены к любому из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual symbolism as a method of representation of manga characters

There is a well known type of symbolism in manga and anime, but recent years have witnessed the decline in its usage. The article attempts at studying the characters of manga and anime on the basis of the features which could be applied to both of them.

Текст научной работы на тему «Визуальная символика как способ репрезентации героев в манга»

Драфт: молодая наука

Т.Л. МИНИНА, Т.Н. ОГНЕВА (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 82-2 ББК Ш301.1

ВИЗУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА

КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕРОЕВ В МАНГА

Аннотация. В манга и аниме существует общеизвестная типовая символика, но в последние годы возникает тенденция к сокращени ю её использования. В данной статье делается попытка изучить персонажа манга и ани ме на основе черт, которые могут быть при менены к любому и з них.

Ключевые слова: манга, аниме, образ персонажа, психологизм, символ ка, вербальные средства, невербальные средства.

На сегодняшний день к манга - японскому комиксу - в разных странах, в том числе и в России, относятся неоднозначно. С одной стороны, можно прослед ть настороженность даже враждебность по отношен ю к ней. С другой стороны, небезуспешные попытк познать культуру Японии через комикс предпринимаются как любителями манга ан ме, так сследователям . Напр мер, т полог ческую символику предметов и жестов в книге «Введение в японскую анимацию» даёт Б. Иванов [Иванов 2001]. Практически любой сайт и форум, посвящённый японской современной культуре, содержит информацию о нал ч в манга особой в зуальной с мвол к , пр помощ которой автор стрем тся раскрыть образ м ра л же пс холог ческ е характеристики героя. Исследователи (не меньше, чем поклонники комиксов) обращаются к особенностям визуальной составляющей в манга. Так, В.Ю. Леонов даёт интересную схему символи ки манга, однако замечает, что «трактовка символов не всегда однозначна: их значение может зменяться в зав с мост от сочетан й л ных обстоятельств» [Леонов 2013: 115-118] - и в этом с ним нельзя не согласиться. Дело в том, что существует тенденция изображать персонажа без ти -повой (обще звестной) с мвол к , а менно - не спользовать её вовсе (опора на реал зм) л же, давая одну обще звестную с мвол че-скую составляющую, трактовать её иначе. В данной статье предпринята попытка сследовать ун версальные пр нц пы репрезентац пер-

сонажей манга. Так м пр нц пам являются:

• Межличностное общение - под этим термином понимаются взаимоотношения героя с друзьями / родственниками, ближайшим окружением и людьми вообще. А именно - насколько хорошо понимают героя друг е персонаж , сходя з х поведен я, насколько

Драфт: молодая наука

герой способен понять и принять окружающих и проявление их эмоций, выраженных вербально (прямые оценочные высказывания) и невербально, т.е. при помощи мимики или конкретного действия. Отсюда вытекает значение вербальных и невербальных средств - в данном случае такие детали, как жест, внешность, улыбка и слово осмысляются с точк зрен я самого персонажа (как он пон мает х у друг х у себя) и с точки зрения его окружения. В совокупности это позволяет ч тателю определ ть для себя характерные черты героя находящ х-ся рядом с н м персонажей.

• Целеполагание как элемент понимания характера персонажа зменен я сюжетного действ я - появляется л герой значально с

какой-либо целью или получает её вследствие развития действия, достигает ли её, какими средствами, что думают об этом другие. Отсюда вытекает основной в д деятельност героя его вза моотношен я с друг м персонажам .

• Особый раздел - момент уч тельства. В данной статье он пон мается как способ передач ж зненного опыта героем, который напрямую не соотносится с типажом наставника или гуру.

Для анализа по выбранным критериям берутся следующие персонажи : Токучи Тоа («One Outs»), Эдвард Элри к («Fullmetal Alchemist»), Акаги Шигеру («Touhai Densetsu Akagi»), Майор («Hellsing»), Хирума Йоичи («Eyeshield 21») и Вэш Ураган («Trigun»). Выбор был обусловлен тем, что эт персонаж меют сходный цвет волос (все он -блонд ны) , за редк м сключен ям , схож внешне (пр чёск ,

одежда). При этом каждый из них каким-либо образом может быть соотнесён с потусторонней л м ст ческой с лой - в прямом л переносном смысле.

Токучи Тоа. Попытки проанализировать данного персонажа с точк зрен я т повой с мвол к заканч ваются неудачей, так как персонаж нестандартен как для м ра манга, так для реального м ра. Герой зарабатывает деньги игрой на бирже, ставками и пари, а также игрой в казино. В начале манга он играет на деньги в азартную игру one outs, не меет четк х целей в ж зн (за сключен ем получен я удовольствия от игры и управления ситуацией в точках бифуркации) и создает впечатлен е плохого зворотл вого человека: он грает словам , хотя не врет, но его манера стро ть разговор часто ввод т со-беседн ка в заблужден е. Прекрасный пс холог, он всегда оказывается побед телем за счет ман пул рован я врагам преданных ему друзей товар щей. Внешность Токуч спец ф чна для манга: узк е глаза, слишком светлые волосы, невыразительная мимика. Другие ге-

Драфт: молодая наука

рои часто называют его демоном, хотя сам он больше похож на кицу-не, лиса-оборотня. При появлени и Токучи в кадре его враги начинают испытывать страх и подспудно думать о поражении. После встречи с одним из героев манга, Коджимой Хиромичи, который заставляет Токучи помогать его команде выигрывать бейсбольные матчи [Kaitani Shinobu], у Тоа появляется цель: выиграть соревнования и избавиться от ненужных ему людей обязанност грать на поз ц п тчера, хотя сама игра ему нравится, так как у Токучи появляется возможность воздействовать не на одного противника, как это было во время игры one outs, а на целую команду, а также использовать не только свои собственные силы, но и расставлять игроков своей команды как фигуры в шахматах. Нельзя сказать, что общение с большим количеством людей сделало Токучи добрее, так как он остается достаточно закрытым героем и часто бывает резок и даже груб с членами своей команды. Например, когда Т окучи рассказывает, как быстро высчитать в уме числа, команда пугается, так как такое проявление бескорыстия нети -пично для их питчера и он наверняка что-то с них потребует позже. В одной из глав манга Т окучи шантажом заставляет игрока своей команды выполнять свои указания, которые всей команде кажутся самоубийственными . Впрочем, в той части жизни Токучи, где уже присутствует команда и общая цель, его поведение немного меняется, в частности , его методы становятся на порядок честнее (например, во время игры в one outs он занимался тем, что выводил противника из себя, сознательно злил или задабривал, лишая концентрации [Kaitani Shinobu, «One outs», Т. 1, гл. 3]. Играя в команде, Токучи часто говорит, что все, что он совершает, можно сделать гораздо проще, хотя и менее честно, но, отдавая дань искренности и честности людей, которые ему доверились, он не делает подобного и ищет обходные пути, хотя Тоа и остается на редкость жестоким человеком (он заставляет нечестного игрока команды противника прилюдно встать на колени, не желая слушать его неискренние извинения [Kaitani Shinobu, «One outs», Т. 10, гл. 82]). Общаясь с людьми, которых нельзя отнести к категории врагов, Токучи использует слова и жесты в их прямом значе-н , а не в переносном, как он часто делает с прот вн кам . Неумен е пон мать спытывать большую часть эмоц й заставляет героя с-пользовать пс холог ческ е уловк , чтобы застав ть людей спыты-вать нужные ему чувства (хотя сам Токуч сч тает, что он внушает мысл , на деле это скорее эмоц я, нежел оформленная дея), так как понять, что менно спытывает человек, Токуч часто не в с лах. Внешн й в д персонажа соотнос тся с той целью, которую став т перед собой герой. Чаще всего Токучи выглядит достаточно агрессив-

Драфт: молодая наука

но: он носит черные брюки, белую рубашку с острым воротником и множество золотых украшений, что делает его немного похожим на бандита (но в западном понимании, так как якудза, показанная в манга, носит строгие деловые костюмы). Иногда Тоа может одеваться нарочито незаметно, например, в брюки и куртку, которые были ему вели -ки, чтобы создать впечатление путешествующей инкогнито звезды бейсбола [Kaitani Shinobu, «One outs», Т. 10, гл. 84]. Токучи может делиться своим опытом с другими, но делает это в достаточно резкой форме, причем, никогда не говоря прямо, чему он хочет научить, заставляя сво х подопечных сам х скать пр ч ну про сходящего. То-куч часто дает сво м прот вн кам шанс побед ть, но для победы над Токучи необходимо быть таким же, как он, то есть руководствоваться исключительно доводами рассудка, а не эмоциями, что для обычного человека невозможно. Тоа способен совершать благородные поступк , но часто подводит под них весьма неблаговидную основу (например, он дает шанс трем грокам з пров нц альной команды перейт в основной состав, но объясняет это условиями сделки с владельцем команды, хотя одного грока он взял по просьбе своего почт друга, Коджимы, не получая от этого никакой выгоды). В целом о персонаже можно сказать, что он хорошо разбирается в психологии, но очень плохо в людях, хотя умеет м управлять.

Эдвард Элрик. Лейтмотивом всего сюжетного течения становится цель, поставленная перед собой героем. Нарушив с младшим братом Альфонсом один из основных законов алхимии - запрет на воскрешен е мертвых, он был наказаны высш м с лам тем, что потерял тела: руку и ногу (Эдвард) и полностью всё тело (Альфонс). Поэтому основной целью Эдварда становится возвращение брату и себе прежних тел. Для её дости жения главный герой поступает в государственные алхимики и начинает поиски философского камня. Данные события начинают влиять на его отношения с окружающими. Поскольку обычные люди недолюбливают государственных алхимиков, социальный статус Эдварда может быть перенесён м автомат ческ на всю его личность. Т ак, шахтёры городка Юсвелл были поначалу рады при -нять у себя братьев, но узнав, что Эдвард служ т арм , тут же прогоняют его. И пр знают его только тогда, когда он проявляет л чност-ные (но не соц ально ож даемые: шахтёры думают, что Эдвард «продал душу военному государству в обмен на пр в лег » [Аракава 2011: 100-140]) качества, помогая им справиться с нечестным военным ч новн ком. Персонаж нос т серебряные карманные часы (оф -ц альный документ государственного алх м ка), однако полностью таковым не станов тся даже не отождествляет себя с арм ей, неред-

Драфт: молодая наука

ко нарушая суборд нац ю действуя в основном не по чьему-то пр -казу. Подобное прослеживается даже в его внешнем виде: в основном, все государственные алх м к зображены в оф ц альной форме, тогда как Элр к не нос т её. Возможно, это может быть обусловлено тем, что герой отправился служить в армию по собственным, субъект вным пр ч нам. В самой арм Эдварда пр знают талантл вым, но, в силу молодости, темпераментным и самонадеянным мальчишкой, который пр нц п ально не хочет, чтобы ему помогал старш е. Пер одам это станов тся камнем преткновен я героев - Эдвард уп ра-ется не рассказывает то, что удаётся ему выясн ть л просто отказывается от помощи, пытаясь справиться сам [Аракава X., «Fullmetal Alchemist», Т. 4-27]. Его манеру общения можно назвать «условно взрослой»: Эдвард не всегда церемон тся, подб рая слова выражен я пр общен с друг м героям , очень зл тся, когда его сч тают маленьким. «Условно» - поскольку люди (особенно из ближнего круга) в основном пон мают, что за внешне резк м даже грубоватым поведен ем такой же «взрослой» манерой общен я он прячет сомне-н я страх , связанные как с беспокойством об окружающ х, так с собственными муками совести. Что касается друзей и родственников, то Эдвард очень пр вязан к н м, хотя старается не показывать этого. Он всячески пытается уберечь их от своих проблем и, впоследствии от различных опасностей (отговаривает Альфонса становиться государственным алхимиком [Аракава: 2011: 112]; просит, чтобы Уинри с бабушкой П нако уехал в безопасное место [Аракава X., «Fullmetal Alchemist», Т. 4-25]). Но, при всей целеустремлённости, Эдвард не сч тает, что цель оправдывает средства: он пр ход т в ярость, когда в д т, что маленькая девочка превращена собственным отцом в х меру ради нездоровых его амбиций [Аракава 2012: 27-38]; узнав, что ф лософск й камень создаётся з людей, он отказывается его пр менять, и ищет другой путь возвращения тел. Цель в связи с сюжетом также коррект руется: узнав тайну ф лософского камня, на первый план герой став т защ ту гражданского населен я победу над скус-ственным людьм - гомункулам .

Акаги Шигеру. Профессиональный игрок в маджонг (игра напо-доб е покера, но намного сложнее з-за огромного кол чества комб -нац й, которые можно соб рать во время гры). Персонаж нтересен тем, что его образ в манга глобально отл чается от образа в ан ме. Так, в ан ме деньг являются для Акаг средством ман пуляц людьм , а в манга не грают н какой рол ; в ан ме Акаг в д т со-мнен я людей, может разв вать ус л вать х, мешая вы грывать у него, а в манга герой может на пустом месте создать у абсолютно уве-

Драфт: молодая наука

ренного в себе противника комплексы, мешающие ему играть в азартные игры вообще, а не только против Акаги; Акаги из аниме относится к людям как к ненужному мусору, а в манга воспринимает их как средство развлечения. Согласно сюжету, в первой части повествования герою 13 лет, он школьник, во второй части ему 19 лет. Акаги появляется и как второстепенный персонаж - в манга «Тэн». В ней герою 4453 года, и читателю даётся возможность увидеть развитие его характера. Шигеру характеризуется абсолютным спокойствием, которое не нарушается н как м внешн м внутренн м факторам . Акаг -персонаж абсолютно рассудочный, не способный спытывать пон -мать эмоц ю, что отталк вает от него людей, заставляя х сч тать его почт божеством. В манга спокойств е Акаг выражается улыбкой, он улыбается всегда в любой с туац , что пугает друг х персонажей (особенно в случае с тр надцат летн м Акаг , который впервые в ж зн встрет лся с якудза, но совершенно не спугался, наоборот, запугал взрослых мужчин, рассказав, что только что спрыгнул с утеса на скалы в едущей на огромной скорости машине [Fukumoto Nobuyuki, «Touhai Densetsu Akagi», Т. 1]). В аниме Акаги выглядит значительно более угрожающе, его л цо не выражает н как х эмоц й, что соотно-с тся с понят ем «покерфэйс» в европейском пон ман . В обе х верс ях Акаг не стрем тся устанавл вать тесные дружеск е контакты с людьм , создается впечатлен е, что ему не нужны н друзья, н деньг (герой очень странно относ тся к деньгам, кажется, что он не пон мает, зачем он нужны, главное для него - получ ть удоволь-ств е от гры). В образе Акаг часто проскальзывают детск е черты, начиная от непонимания цены денег и заканчивая требованием прине-ст ему особым образом пр готовленную рыбу поздно ночью [Fukumoto Nobuyuki, «Ten - Tenna Toori no Kaidanji», Т. 2, гл. 17, 18] (персонажу было 52 года, требован я выдв гал сь клану якудза), пр -чем Ш геру был важен сам факт того, что он застав л взрослых (т. е. чрезмерно серьезных, строг х) людей поехать ночью удовлетворять его капризы, так как есть эту рыбу он совершенно не собирался. При этом Акаг не важно было даже проявлен е власт над человеком, он не злорадствовал не упом нал об этом случае позже. Показательна реакц я босса якудза на жалобы подч ненных: он говор т о том, что ст нный талант неотдел м от эго зма прос т не серд ться на Акаг , то есть ведет себя как сн сход тельный род тель збалованно-го ребенка. В возрасте 52 лет Акаг пон мает, что заболевает нач -нает забывать правила игры в маджонг и, чтобы не утратить себя как личность окончательно, решает умереть [Fukumoto Nobuyuki, «Ten -Tenna Toori no Kaidanji», Т. 16]. В зрелом возрасте у него появляется

Драфт: молодая наука

желан е подел ться сво м опытом умен ям с друг м людьм , он начинает рассказывать о своей концепции игры, жизненном кредо и пр нц пах, согласно которым он соб рает комб нац тайлов [Fukumoto Nobuyuki, «Ten - Tenna Toori no Kaidanji», Т. 2, гл. 19]. В юност Акаг одевался очень скромно, в возрасте 52 лет он нос т белый костюм оранжевую рубашку в черную полоску (ст л зованные тигриные полоски), что соответствует его новому социальному статусу - Акаги становится профессиональным игроком в маджонг, к тому же - часто играет в казино в покер. На протяжении всей жизни Акаги развлекается тем, что убеждает сво х прот вн ков в нал ч у н х шансов на победу, но эт шансы ллюзорны, так как человеческая пр рода не позволяет соперн кам Акаг подняться над человеческ м страстям , забыть о ставках об угрозе собственной ж зн . Образ Акаг на более прот вореч в, так как друг е персонаж не говорят об Акаги ничего, что помогает проанализировать его как личность или как человека, он отмечают его странност , но объясняют это тем, что Акаг ген й, почт не человек, божество, демон, но пр ч ны его поступкам не ищут, ведь, по их мнению, простым смертным его все равно не понять.

Майор. Глава фашистской организации «Миллениум» и Последнего Батальона в отличие от других персонажей манга «Hellsing», сразу выделяется нестандартным внешним видом. Будучи полным невысоким мужчиной в очках, любящим поесть, он никак не соответствует образу внешне с льного пр влекательного злодея уж тем более того, кто способен вызвать трепет. Тем более разн ца ощут ма, когда он наход тся в компан сво х солдат помощн ков. Между тем, он является хар змат чным л дером, ведущ м за собой арм ю вамп ров. Его речь больше напом нает деолог ческ е высказыван я, даже говоря от собственного л ца, он словно выражает волю всех сво х солдат [См. речь Майора о войне, К. «Hellsing», Т. 4-10]. Подчинённые однозначно пр н мают его как своего л дера, ведущего х к новой ( , вероятно, к последней) б тве. Майор же, осознавая те с лы, которые сосредоточены в его руках, пользуется м с лёгкостью - всё для того, чтобы дост чь цел . Он не скрывает своего мнен я о том, что на войне все средства хорош , сама война прекрасна как пр победах, так при поражениях. «Жестокий вы человек. Меняете людей как перчатки » - скажет про героя Шредингер - подчинённый Майора [Хирано К. «Hellsing», Т. 4-10]. Интересной деталью персонажа является то, что вместо военной формы, которая положена ему по статусу, он нос т белый костюм, что может отражать его пс холог ческое состоян е. Несмотря на то, что он появляется в воспом нан ях о прошлом в

Драфт: молодая наука

одежде офицера и в разговоре с организациями «Хеллсинг» и «Искариот» говорит: «Может, мне следовало надеть черную форму СС?» [Хирано К. «Hellsing», Т. 4-10], белый костюм становится одним из в зуальных подтвержден й своевол я героя, который следует собственным интересам и никому не подчиняется. Любопытна и его неравномерная пр чёска: справа волосы Майора пр глажены, тогда как волосы на левой стороне опускаются герою на лоб, образуя челку. В данном случае, это служ т пр знаком того, что у героя есть определённая навязчивая идея, некоторое сумасшествие, выраженное идеей войны как воплощения собственной мечты. Такие визуальные черты, как безумная улыбка героя, по большому счёту совпадает с улыбкам друг х персонажей, так что можно трактовать её как ун версальную эмоцию мрачного мира манга. Цели Майора в сюжете полностью раскрываются не сразу. «Моя цель? В том, чтобы вечно упиваться радостью войны» [Хирано К. «Hellsing», Т. 4-10] - так в одном из разговоров раскрываются пр ч ну, по которой герою требовалась арм я вамп ров нападен е на Лондон. Вместе с тем, он сразу назвал сво м л чным врагом Алукарда, а в самом конце скажет, что ж л только ради того, чтобы победить его, и только ради этого затевалась война. Он называет это «своей войной, в которой впервые одержал победу» [Х -рано К. «Hellsing», Т. 4-10 Хирано К. «Hellsing», Т. 4-10].

Хирума Иоичи. Особенностью стиля авторов является меняющаяся по ходу действ я р совка персонажей. Истор я рассказывается от лица мальчика, перешедшего в старшую школу, которого пугают мно-г е люд , встречающ еся ему на пут . Персонаж , вызывающ е у него опасен е, сначала показываются резк м , угловатым , некрас вы-ми, нарочито непропорциональными, но потом, когда мальчик знаком тся с н м побл же пон мает, что он не так уж опасны, р совка меняется, ч татель в д т уже вполне обычного человека. Х рума -одно з сключен й, так как внешность персонажа задана такой, что изменить ее сложно: он блондин (что не характерно для Японии, к тому же, скорее всего, Х рума крас т волосы), с острым ушам , в каждом з которых по две металл ческ х сережк , к тому же у него заостренные зубы. Хируму часто называют дьяволом, причем, как враги, так и друзья. Отличительной чертой персонажа является неумение выражать эмоц . Так, в качестве одобрен я он спользует тычок в плечо л п нок, а вместо слов ободрен я л радост он стреляет з автомата в воздух ( ногда в землю рядом с тем , кого хочет подбодрить). Кроме автомата в его арсенале еще есть гранаты, гранатометы, базука, п столеты многое другое, пр чем знач тельная часть оруж я персонаж нос т с собой постоянно, в конце концов ч татель даже пе-

Драфт: молодая наука

рестает замечать автомат, с которым персонаж расстается только во время игры (Хирума - капитан школьной команды по американскому футболу). Обладая невероятными аналитическими способностями, Хирума может предугадать ход игры, даже назвать точное количество очков, которое получит та или иная команда. Друзей у него мало, самых близких - двое, затем идет Кобаякава Сена (мальчик, от лица которого ведется повествование), которого Хирума учит игре и в процессе этого обучения делает мальчика более уверенным в себе и способным отста вать свое мнен е, команда, кап таном которой является Хирума. Хирума ценит игроков своей команды и заботится о них, но из-за специфического способа выражения эмоций капитана команда чаще всего боится его, хотя и уважает как лидера. Цель Хирумы - выиграть Christmas bowl, главный приз, причем идет он к ней любыми средствам , кроме устранен я прот вн ка ф з ческ , чаще всего Х -рума спользует шантаж (у него есть спец альная черная кн жечка, в которой зап саны секреты самых разных людей, Х рума постоянно нос т ее с собой показывает особенно несговорч вым, угрожая рассказать какую-то их тайну). Из-за своего социального статуса (Хиру-ма - школьн к) герой вынужден нос ть школьную форму, но, когда он нос т одежду по своему выбору, он надевает очень закрытую одежду, например, черную водолазку. Это можно связать с тем, что герой очень закрыт в пс холог ческом плане редко раскрывает сво мысл и эмоции . Несмотря на странное поведение, Хирума умеет испытывать благодарность, он способен на бескорыстную помощь, люд , которые знают об этом, сильно уважают его.

Вэш Ураган. Анализ героя следует начать с того несоответствия, которое поначалу возн кает в манга, но которое будет постепенно преодолеваться. О нём ходят легенды как о стрелке, Человеке-Т айфуне, за ночь разрушившем город Июль. Но при первом появлении герой вы-гляд т на вным простоф лей, больш м ребёнком, утверждающ м: «Я осмелюсь назвать себя охотн ком за м ром, неуклонно преследующ м мираж, что зовётся любовью» [Найто 2012 кн.1: 31]. Из-за репутации разруш теля города Июль, а позже того, кто сделал дыру в пятой Луне и чуть не уничтожил городок Джуниор-Рок, отношения с людьми у Вэша напряжённые. Для мног х он стал своеобразным с нон мом неведомых с л, несущ х бедств я даже пр бл жающ х Конец Света: его нередко называют «Дьяволом», «Чудовищем» и даже «Добрым богом смерт ». Поводом для этого станов тся не только недобрые слух , но невероятная разруш тельная с ла Вэша, о которой он сам долгое время толком ничего не знал. Помимо этого, он способен иногда вызывать у прот вн ков ж вотный ужас - как, напр мер, случ лось с

Драфт: молодая наука

Моневом Штормом [Найто 2012 кн. 2: 57-102]. Иногда персонаж невольно пугает бл зкое окружен е - Вульфуд, в дя в его глазах «абсолютную тьму», не чувствует от страха тела [Найто 2012 кн. 2: 182-188]. Правда, в некоторых случаях Вэш пользуется своей славой безжалостного преступника, и чаще всего это бывает нужно ему для того, чтобы всех вокруг спаст . И это несмотря на то, что пр встрече с н м люд запросто могут не узнать его л , узнав, уд в ться, поскольку мног е персонаж подчерк вают, что герой очень добрый человек, н кого н -когда не уб вающ й требующ й этого от друг х. Сам Вэш однажды вспом нает, что потрат л много времен с л, чтобы обуч ться стрелять без причинения тяжкого вреда: «Я хочу, чтобы мой пистолет никого не убил. И я сделаю всё для этого. И я сделал все [Найто Я., «Trigun Maximum» Т. 3-14]. Поэтому в случае применения силы, он часто не нанос т преступн кам серьёзных увеч й, что не свойственно друг м людям, это вызывает скреннее непон ман е последн х. Пр этом Вэш, будуч очень эмоц ональным, далеко не открытый герой. Внешне это выражено одеждой, в которой он появляется большую часть времен - красное пальто на нём застёгнуто полностью пр крывает всё, вплоть до шеи; очки же, которые он надевает перед боем, становятся своеобразной маской, зображающей «крутого героя». Вульфуд за пр -чёску прозвал его «Тонгар »1, что может быть охарактер зовано как сугубо внешняя характер ст ка, как своеобразная пс холог ческая закрытость главного героя даже для бли жнего окружения. Вэш раскрывается только для читателей в моменты разговора с самим собой, в которых обращается к Рэм - своей приёмной матери, оказавшей влияние на его мировоззрение. Она погибла много лет назад по вине Найвза -брата героя одного з основных отр цательных персонажей. Поэтому, несмотря на м рный настрой к друг м людям, начальной целью своего существования Вэш называет розыск Найвза и месть. Упоминание об этом встречается в манга часто. Вэш поначалу напрямую не называет пр ч ны, по которой не хочет ж ть спокойно: «Пока я не найду его, я не могу остановиться» [Найто 2011 кн. 1: 66-67] или «Я не смог спаст одну женщ ну, которая была мне дорога. Пока я не расплачусь по счетам, я не смогу жить в мире» [Найто 2012 кн. 2: 113114]. В некоторых случаях он говорит это и себе - особенно когда вокруг про сход т что-л бо выводящее героя з равновес я. Со временем цель Вэша в до зменяется: для него станов тся по-настоящему важным сколько не отомст ть, столько спаст окружающ х от брата. Закрытость героя выражена и манерой его поведения. Создавая впечат-

1 «Тся^ап» - обычно не переводят или встречается перевод «Ежик», «Иглоголовый».

Драфт: молодая наука

лен е о себе как о м ролюб вом, но нфант льном глуповатом человеке, справляющ мся с непр ятностям благодаря какому-то невероятному везен ю, он тем самым стрем тся не показать сво х сомнен й. Подобная схема перестаёт срабатывать л шь с тем , кто стал ему чем-то бл зок. Показательной станов тся такая деталь, как улыбка героя. Вульфуд замечает, что она у Вэша она не всегда настоящая, пр клеенная: «Когда улыбка неискренняя, на неё смотреть противно. Наверное, ты пр вык прятать за этой улыбкой то, как тебе на самом деле нелегко» [Найто 2012 кн. 2: 177-179]. Постепенно Вульфуд стремится объяснить такую улыбку тем, что Вэш, несмотря н на что, предпоч тает в деть в жизни лишь светлые стороны [Найто Я., «Trigun Maximum» Т. 3-14], а незадолго до смерти произносит: «Улыбайся, Тонгари. Тебе идёт, когда ты улыбаешься. Я был не прав... Когда говорил, что у тебя дурацкая улыбка» [Там же]. Сам Вэш однажды скажет геро ням - Мэр л М л-ли - о своей улыбке: «А что мне ещё остаётся делать? Просто не знаю.». После этих слов Милли раскрывает для себя значение улыбки героя следующ м образом: «Теперь я поняла. Своей пустой нар сован-ной улыбкой он пытается сделать его [м р] ярче» [Там же].

Манга - жанр граф ческ й, есл в ан ме зр тель еще может ор ент роваться на пласт ку голос персонажа, то в манга ч татель обречен скать нформац ю в репл ках героев, строен кадра в самом персонаже. Нередко ему пр ход тся обращаться к дополн -тельным сточн кам нформац , связанным с с мвол кой жестов, предметов или цвета. Данное исследование способно оказать помощь нач нающему ч тателю, который еще не умеет смотреть на любую, незнач тельную на первый взгляд, деталь, получая з нее макс мально возможное кол чество нформац - нач ная от самого простого с мвол ческого обозначен я заканч вая авторской концепц ей, обозначенной во вза моотношен ях героев значен х поведен я друг для друга. Любая деталь в манга помогает опытному читателю лучше ор ент роваться в создаваемом автором м ре полнее раскрывать для себя образы персонажей, вза моотношен я между н м , немного пр этом раскрывая для себя чужую культуру.

ЛИТЕРАТУРА

Аракава X. Fullmetal Alchemist. Т. 4-25 / любительский перевод: сайт Manga-Online. - Режи м доступа: http://manga-online.com.ua.

Аракава X. Стальной алхимик: Книга вторая / пер. Т. Белянина. - М.: Эксмо, 2012.

Аракава X. Стальной алхи мик: Книга первая / пер. Т. Белянина. - М.: Эксмо, 2011.

Драфт: молодая наука

Иванов Б. Введение в японскую анимацию. - изд. 2. - М.: Москва, 2001.

Каитани Ш. «One outs» / любительский перевод: сайт Read Manga. Ре-жи м доступа: www.readmanga.ru.

Леонов В.Ю. Основные особенности символико-графической системы манга и аниме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, - 2013. - 7 2. - Ч. 1.

Мурата Ю. Инагаки Р., «Eyeshield 21» / любительский перевод: сайт Read Manga. Реж м доступа: www.readmange.ru.

Найто Я. Trigun Maximum. Т. 3-14 / люби тельски й перевод: сайт Manga-Online. Режи м доступа: http://manga-online.com.ua.

Найто Я. Trigun Maximum: Книга вторая / пер. Е. Рябова. - М.: Эксмо,

2012.

Найто Я. Trigun: Кни га вторая / пер. Е. Рябова. - М.: Эксмо, 2012.

Найто Я. Trigun: Кни га первая / пер. Е. Рябова. - М.: Эксмо, 2011.

Фукумото Н. Ten - Tenna Toori no Kaidanji. Т. 16 / любительки й перевод: сайт Mangatraders. Режи м доступа: www.mangatraders.com.

Фукумото Н. Ten - Tenna Toori no Kaidanji. Т. 2 / люб тельск й перевод: сайт Read Manga. Режи м доступа: www.readmange.ru.

Фукумото Н. Touhai Densetsu Akagi / любительский перевод: сайт Read Manga. Режи м доступа: www.readmanga.ru.

Хирано К. Hellsing. Т. 4-10 / любительский перевод: сайт Manga-Online. Режи м доступа: http://manga-online.com.ua

© Минина Т.Л., Огнева Т.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.