Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО ДО СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА'

ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО ДО СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КИНО / КУЛЬТУРФИЛЬМ / АРХИВНЫЕ КИНОМАТЕРИАЛЫ / VISUAL ANTHROPOLOGY / ETHNOGRAPHIC CINEMA / CULTURFILM / ARCHIVAL FILM MATERIALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилко Елена Сергеевна, Александров Евгений Васильевич

Представлено введение к специальной теме номера, посвященной визуальной антропологии в России. Дана краткая характеристика публикуемых статей, на примере которых выявлены основные тенденции развития дисциплины в российском контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL ANTHROPOLOGY IN RUSSIA: FROM SOVIET ETHNOGRAPHIC FILMMAKING TO CONTEMPORARY VISUAL RESEARCH

The article introduces the current issue's special theme section dedicated to visual anthropology in Russia. Giving a brief overview of the articles in the section, the authors draw on them collectively to reveal some major trends in the development of the discipline in the country.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО ДО СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА»

Сибирские исторические исследования. 2020. № 4

ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО ДО СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(отв. ред. специальной темы номера - Е. С. Данилко) УДК 316.7

DOI: 10.17223/2312461X730/1

ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО ДО СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА

Елена Сергеевна Данилко, Евгений Васильевич Александров

Аннотация. Представлено введение к специальной теме номера, посвященной визуальной антропологии в России. Дана краткая характеристика публикуемых статей, на примере которых выявлены основные тенденции развития дисциплины в российском контексте.

Ключевые слова: визуальная антропология, этнографическое кино, куль-турфильм, архивные киноматериалы

Очередной специальный номер журнала «Сибирские исторические исследования» посвящен российской визуальной антропологии. Мы уже говорили о том, насколько это оригинальное явление, прежде всего, в силу своей открытости ко множеству интерпретаций ее содержания, методологических подходов и, пожалуй, главное - ее предназначения. В российском контексте все немного с ног на голову. Если в зарубежной традиции, где начало визуальной антропологии было связано с возможностями использования камеры как исследовательского инструмента, ее прикладные социальные функции стали анализироваться сравнительно недавно, а функции популяризаторские не рассматриваются, можно сказать, вовсе, то у нас именно популяризация научных знаний для широкой общественности часто формулируется как первостепенная ее задача. Откуда есть пошло такое восприятие дисциплины? Ответ на этот вопрос, очевидно, кроется в истории ее формирования в России. И здесь новый вопрос - откуда начинать эту историю, с конца 1990-х, когда сакральное словосочетание «визуальная антропология» вошло в наш исследовательский лексикон, или удревнить ее до послереволюционных 1920-х, когда появилась советская «этнографическая

фильма»? В последнее время использование термина применительно не только к анализу телевизионной продукции советских режиссеров, но и для определения их творчества встречается все чаще. На наш взгляд, здесь есть явная методологическая неточность, но то, что советский период не прошел бесследно, а как раз во многом определил нынешнюю специфику российской визуальной антропологии с ее популяризаторским посылом, также явно. Хотя бы из статей, вошедших в данный номер журнала. В основном это публикации исследователей из Москвы и Петербурга, а также две работы наших эстонских коллег, которые уже много лет проводят свои полевые сезоны с видеокамерой в российских регионах.

Вообще если говорить об истории этнографических съемок в России, то к первым из них можно отнести работы кинохроникеров начала ХХ столетия, начиная с операторов братьев Люмьер и продолжая студией научного кино Ханжонкова (Александров 2014). Но пик общественного интереса к «национальной» тематике пришелся на вторую половину 1920-х - начало 1930-х гг., когда процветал такой специфический жанр, как культурфильма. Его разновидностью была фильма этнографическая. Культурфильма, имеющая статус документальности в сочетании с научным авторитетом этнографии и построенная на обязательной идеологической основе, визуализировала процесс превращения населяющих советское пространство коренных народностей в «социалистические нации» (8агк180уа 2017: 8). Своего рода карту этого пространства был призван представить «Киноатлас СССР», проект беспрецедентный по замыслу и масштабам, но так и не реализованный и, по сути, утопический. Он должен был объединить силы специалистов науки и кинематографа для создания 150-серийного киноальманаха о жизни в разных уголках необъятной страны. Формат пропагандистского документального кино на примере одной из предполагаемых серий «Киноатласа», архивного фильма Михаила Слуцкого «Биробиджан» (1934), анализируется в статье Ивана Головнёва, открывающей наш номер.

Далее в статье Елены Данилко также рассматриваются архивные фильмы, но снятые не профессиональными кинематографистами, а этнографами, сотрудниками нашего Института А.В. Оськиным и М.Я. Жорницкой в 1970-е гг. Несмотря на почти полвека, отделяющие эти фильмы от первых культурфильм, при внимательном рассмотрении между ними обнаруживаются очевидные параллели. Идеологизация науки и искусства и подчинение их задачам социалистического строительства надолго обусловили общие для этих сфер способы экранных репрезентаций этнографического. Фильмы о танцевальном искусстве чукчей и эскимосов объединены в серию, но сделаны по-разному. Сопоставляя их друг с другом и с некоторыми зарубежными работами, выполненными в общей для науки того времени позитивистской пара-

дигме, автор пытается обозначить тенденции и некоторые особенности в развитии советского этнографического кино, обусловившие, на наш взгляд, обозначенное выше тяготение визуальной антропологии российской к популяризации знаний.

В целом приходится констатировать, что камера не была привычным атрибутом большинства советских этнографических исследований, отчасти поэтому идеи визуальной антропологии, распространившиеся уже довольно широко в нашей академической среде, все же находятся пока на стадии освоения. На начальных этапах проводником этих идей, настоящим культуртрегером, в лучшем значении этого слова, выступал канадский антрополог Асен Баликси (Asen Balikci), чьи заслуги трудно переоценить. Он был в числе организаторов первых в Советском Союзе этнографических кинофестивалей в эстонском Пяр-ну, читал лекции и проводил мастер-классы в Москве и других городах, наконец, в 1991 г. вместе с американским коллегой Марком Бэджером (Mark Badger) они реализовали грандиозный проект - обучающий визуально-антропологический семинар для коренных народов Севера в поселке Казым Ханты-Мансийского округа (Данилко 2017).

В прошлом году Асена не стало. С ним ушла целая эпоха в мировой визуальной антропологии, и это огромная утрата для российской визуальной антропологии. Поэтому две публикации в нашем специальном выпуске мы решили посвятить его памяти. Во-первых, это статья Евгения Александрова, написанная в форме личных воспоминаний. Это не просто воспоминания об ушедшем друге, это рассказ о постепенном складывании круга людей вокруг новой дисциплинарной области, обозначение вех и событий, повлиявших на ее развитие в российском гуманитарном сообществе. Здесь же мы решили включить в качестве приложения расшифровку диалогов из фильма Рольфа Хусмана и Ман-фреда Крюгера «Профессиональный иностранец: Асен Баликси и визуальная этнография» (2009). Благодаря этому воссоздается полная картина жизни и деятельности Асена Баликси.

Вторая публикация, связанная с Асеном Баликси, была подготовлена эстонским режиссером и антропологом Лийво Нигласом. Ему прошлось провести специальное расследование, чтобы восстановить информацию о фильме «Хроники деревни Сиреники», снятом Асеном Баликси вместе с эстонскими кинематографистами на Чукотке среди эс-кимосов-юпик. В основе статьи Лийво - обширное интервью с эстонским режиссером Арво Ихо (Arvo Iho) и другими участниками съемочной группы из разных стран. Фильм о Сирениках был показан на международных фестивалях и по телевидению в 34 странах, однако сейчас он практически забыт, его почти невозможно где-либо посмотреть (если только попросить копию у Ихо), даже в интернете не осталось никаких визуальных свидетельств о его существовании. Лийво задается во-

просом, почему это произошло и какое влияние на это оказал телевизионный формат фильма.

Переход к современному полевому опыту, неотъемлемой частью которого является видеосъемка, происходит в статье наших эстонских коллег Евы Тулуз и уже знакомого нам Лийво Нигласа. В течение многих лет их исследования были связаны с различными регионами России, а с 2013 г. они постоянно работают в удмуртских деревнях Та-тышлинского района Республики Башкортостан. Группа закамских удмуртов интересна тем, что ей удалось избежать христианизации и сохранить собственную традицию анимистических молений. Здесь представлен подробный рассказ обо всем процессе исследований - от первого знакомства с полем до полного в него погружения, от идеи фильмов до их рецепции.

Продолжает тему современности и завершает специальный номер журнала интервью начинающего исследователя Александра Оганезова с режиссером и антропологом Алексеем Вахрушевым. Алексей рассказывает нам о своих экспериментах с камерой, о постоянном вживании в родную ему с детства эскимосскую культуру, сложностях и достижениях, а также о его понимании визуальной антропологии.

Последние тексты любопытны не только содержанием, но и манерой изложения, очень личностной. Когда некролог не просто перечисление заслуг, а теплый и искренний рассказ об ушедшем друге. Когда интервью с режиссером - это не только о становлении авторского почерка и выборе принципов съемки, а еще и о поисках собственной идентичности. В этих текстах много, казалось бы, неважных подробностей, таких как имена людей, у которых исследователи останавливались на постой или с которыми ехали в такси, в них много эмоций и впечатлений, словом, в них не только наука, но и просто жизнь. На наш взгляд, это очень показательный момент, характеризующий стремление к очеловечиванию сухих научных описаний.

Таким образом, в нашем специальном выпуске о визуальной антропологии в России обозначился, - не непрерывной линией, но четкими пунктирами, - тот долгий путь, которым она следовала. На этом пути было много идеологического и романтического, было стремление не только просвещать, но и стремление учиться, встречались настоящие герои и просто удачно складывались обстоятельства. Этот путь продолжается, в нем будет еще много интересного и нам будет еще о чем поговорить в дальнейшем.

Литература

Александров Е.В. Предыстория визуальной антропологии. Первая половина ХХ века //

Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 127-140. Данилко Е.С. «Казымский переворот»: к истории первого визуально-антропологического проекта в России // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 93-112.

Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities. Kulturfilms from the Far North to Central Asia. London; New York. I.B. Tauris, 2017.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2020 г.

Danilko Elena S. and Aleksandrov Evgeny V.

VISUAL ANTHROPOLOGY IN RUSSIA: FROM SOVIET ETHNOGRAPHIC FILMMAKING TO CONTEMPORARY VISUAL RESEARCH

DOI: 10.17223/2312461X/30/1

Abstract. The article introduces the current issue's special theme section dedicated to visual anthropology in Russia. Giving a brief overview of the articles in the section, the authors draw on them collectively to reveal some major trends in the development of the discipline in the country.

Keywords: visual anthropology, ethnographic cinema, culturfilm, archival film materials

References

Aleksandrov E.V. Predystoriia vizual'noi antropologii. Pervaia polovina XX veka [How visual anthropology started: The first half of the twentieth century], Etnograficheskoe obozre-nie, 2014, no. 4, pp. 127-140. Danilko E.S. "Kazymskii perevorot": k istorii pervogo vizual'no-antropologicheskogo proekta v Rossii ["The Kazym revolt"': On the history of the first visual anthropology project in Russia], Sibirskie istoricheskie issledovaniia, 2017, no. 3, pp. 93-112. Sarkisova O. Screening Soviet nationalities. Kulturfilms from the Far North to Central Asia. London - New York. I.B. Tauris, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.