Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»
УДК 004.9: 378.147
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
О. В. Бразговка Научный руководитель - А. Н. Городищева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kafedrark@mail.ru
В статье рассмотрены возможности визуального способа подачи информации при изучении графических дисциплин.
Ключевые слова: визуализация, способы представления информации, образные представления.
VISUALIZATION IN TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES
O.V. Brazgovka Scientific Supervisor - A. N. Gorodishcheva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: kafedrark@mail.ru
The article discusses the possibilities of the visual way of presenting information when studying graphic disciplines.
Keywords: visualization, ways of presenting information, figurative representations.
В современных условиях информатизации и компьютеризации интегративный подход к обучению необходим для подготовки будущих инженеров. Базовой составляющей инженерного мышления является умение работать с графической информацией, поэтому развитое визуальное мышление основа умения формировать образы и делать их целостными и полными. Ведущим видом восприятия при работе с графической информацией является зрительное, поэтому перед преподавателем ставится задача дополнять вербальный материал занятий наглядными статическими или динамическими образами, позволяющими активизировать работу зрения в процессе обучения [1]. Однако, хорошо знакомых образов для представления инженерной информации в копилке студентов не много, поэтому при работе над визуализацией материала важно найти правильный тип и формат визуализации.
Запоминание и главное понимание нового материала должно быть основано на взаимодействии трех способов представления информации - текст, рисунок, формула [2]. И здесь визуализация один из способов быстро донести до студентов информацию, дополнить вербально-письменную подачу материала на лекциях и практических занятиях. Визуализация обучения графическим дисциплинам построена на целенаправленном использовании образов, формул, особым образом организованных и составленных для стимулирования восприятия учебного материала. В образном материале легче ориентироваться, он лучше запоминается и позволяет легко восстановить в памяти текст, вспомнив графический образ или формулу. Визуализация выполнятся в соответствии с логикой дисциплины и сопровождается анализом данных в понятном формате. Дизайн визуализированного материала должен быть простым, ясным, минимальным. Примером может служить объяснение построения перпендикуляра к плоскости на эпюре: текст -у перпендикуляра к плоскости его горизонтальная проекция перпендикулярна горизонтальной
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
проекции горизонтали плоскости; фронтальная проекция перпендикулярна фронтальной проекции фронтали плоскости [3]. Текстовую информацию дополняем пространственным рисунком и ортогональными проекциями (рис. 1). Если дополнить текст и рисунок формулой п' _1_ И'; п'' _1_ Г, то создается целостный учебный образ, позволяющий запомнить правило построения перпендикуляра к плоскости на эпюре.
Приведенный на рисунке пример показывает, что визуализация учебного материала графических дисциплин может отличаться от традиционной визуальной информации в природе. Эти отличия могут вызывать существенные трудности восприятия визуального материала у студентов. Но зрительная система человека, концентрируя внимание на новых объектах, привыкает к новому изображению и изменяет механизм восприятия, фиксирует новые объекты как «нужные» или «интересные». Исследователи психофизики [4] показывают, что такие «интересные» объекты могут захватывать внимание, тем самым обеспечить лучшее запоминание по сравнению с другими объектами.
По определению, черчение - это язык техники, поэтому обучение графическим дисциплинам является не только базой для освоения этого языка, но и основным условием освоения инженерных дисциплин. Визуальный ряд подачи учебного материала графических дисциплин позволяет создать яркие образы, приводит к эффективному запоминанию, восприятию и переработке полученного знания.
1. Федосова, О. А., Соколина, Е. Н. О значении визуализации учебной информации // Проблемы педагогики. - 2018. - №3 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 31.03.2019).
2. Монахов, Д. Н. Визуализация информации: генезис, проблемы, тенденции: Монография / Д. Н. Монахов - М. : МАКС Пресс, 2012. -56 с.
3. Гордон, В. О. Курс начертательной геометрии : учеб. пособие для втузов / В. О. Гордон, М. А. Семенцов-Огиевский ; под ред. В. О. Гордона, Ю. Б. Иванова - 24-е изд. - М. : Высш. шк., 2000. - 242 с.
4. Zhang, J., Dai, L., Li, X., Liu, Y., & Hanzo, L. On low-resolution ADCs in practical 5G millimeter-wave massive MIMO systems // IEEE Communications Magazine. - 2018. - Т. 56. - №. 7. -
f
n' _L h'; n'' _L f
Пример учебной визуализации а - пространственный рисунок; б - ортогональные проекции
Библиографические ссылки
С. 205-211.
© Бразговка О.В., 2019