Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бразговка О. В.

В статье рассмотрены возможности визуального способа подачи информации при изучении графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION IN TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES

The article discusses the possibilities of the visual way of presenting information when studying graphic disciplines.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

УДК 004.9: 378.147

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

О. В. Бразговка Научный руководитель - А. Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kafedrark@mail.ru

В статье рассмотрены возможности визуального способа подачи информации при изучении графических дисциплин.

Ключевые слова: визуализация, способы представления информации, образные представления.

VISUALIZATION IN TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES

O.V. Brazgovka Scientific Supervisor - A. N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: kafedrark@mail.ru

The article discusses the possibilities of the visual way of presenting information when studying graphic disciplines.

Keywords: visualization, ways of presenting information, figurative representations.

В современных условиях информатизации и компьютеризации интегративный подход к обучению необходим для подготовки будущих инженеров. Базовой составляющей инженерного мышления является умение работать с графической информацией, поэтому развитое визуальное мышление основа умения формировать образы и делать их целостными и полными. Ведущим видом восприятия при работе с графической информацией является зрительное, поэтому перед преподавателем ставится задача дополнять вербальный материал занятий наглядными статическими или динамическими образами, позволяющими активизировать работу зрения в процессе обучения [1]. Однако, хорошо знакомых образов для представления инженерной информации в копилке студентов не много, поэтому при работе над визуализацией материала важно найти правильный тип и формат визуализации.

Запоминание и главное понимание нового материала должно быть основано на взаимодействии трех способов представления информации - текст, рисунок, формула [2]. И здесь визуализация один из способов быстро донести до студентов информацию, дополнить вербально-письменную подачу материала на лекциях и практических занятиях. Визуализация обучения графическим дисциплинам построена на целенаправленном использовании образов, формул, особым образом организованных и составленных для стимулирования восприятия учебного материала. В образном материале легче ориентироваться, он лучше запоминается и позволяет легко восстановить в памяти текст, вспомнив графический образ или формулу. Визуализация выполнятся в соответствии с логикой дисциплины и сопровождается анализом данных в понятном формате. Дизайн визуализированного материала должен быть простым, ясным, минимальным. Примером может служить объяснение построения перпендикуляра к плоскости на эпюре: текст -у перпендикуляра к плоскости его горизонтальная проекция перпендикулярна горизонтальной

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

проекции горизонтали плоскости; фронтальная проекция перпендикулярна фронтальной проекции фронтали плоскости [3]. Текстовую информацию дополняем пространственным рисунком и ортогональными проекциями (рис. 1). Если дополнить текст и рисунок формулой п' _1_ И'; п'' _1_ Г, то создается целостный учебный образ, позволяющий запомнить правило построения перпендикуляра к плоскости на эпюре.

Приведенный на рисунке пример показывает, что визуализация учебного материала графических дисциплин может отличаться от традиционной визуальной информации в природе. Эти отличия могут вызывать существенные трудности восприятия визуального материала у студентов. Но зрительная система человека, концентрируя внимание на новых объектах, привыкает к новому изображению и изменяет механизм восприятия, фиксирует новые объекты как «нужные» или «интересные». Исследователи психофизики [4] показывают, что такие «интересные» объекты могут захватывать внимание, тем самым обеспечить лучшее запоминание по сравнению с другими объектами.

По определению, черчение - это язык техники, поэтому обучение графическим дисциплинам является не только базой для освоения этого языка, но и основным условием освоения инженерных дисциплин. Визуальный ряд подачи учебного материала графических дисциплин позволяет создать яркие образы, приводит к эффективному запоминанию, восприятию и переработке полученного знания.

1. Федосова, О. А., Соколина, Е. Н. О значении визуализации учебной информации // Проблемы педагогики. - 2018. - №3 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 31.03.2019).

2. Монахов, Д. Н. Визуализация информации: генезис, проблемы, тенденции: Монография / Д. Н. Монахов - М. : МАКС Пресс, 2012. -56 с.

3. Гордон, В. О. Курс начертательной геометрии : учеб. пособие для втузов / В. О. Гордон, М. А. Семенцов-Огиевский ; под ред. В. О. Гордона, Ю. Б. Иванова - 24-е изд. - М. : Высш. шк., 2000. - 242 с.

4. Zhang, J., Dai, L., Li, X., Liu, Y., & Hanzo, L. On low-resolution ADCs in practical 5G millimeter-wave massive MIMO systems // IEEE Communications Magazine. - 2018. - Т. 56. - №. 7. -

f

n' _L h'; n'' _L f

Пример учебной визуализации а - пространственный рисунок; б - ортогональные проекции

Библиографические ссылки

С. 205-211.

© Бразговка О.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.