Научная статья на тему 'Визуализация остеодеструкций методом низкодозной компьютерной томографии при множественной миеломе'

Визуализация остеодеструкций методом низкодозной компьютерной томографии при множественной миеломе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Данилина А.М., Костина И.Э., Грибанова Е.О., Рыжко В.В., Менделеева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация остеодеструкций методом низкодозной компьютерной томографии при множественной миеломе»

| гематология и трансфузиология | russian journal of hematology and transfusiology (gematologiya i transfusiologiya) | 2020; том 65; №1 |

Результаты и обсуждение. Медиана возраста больных в группах 1 и 2 была 58 (42—68) и 54 (40—65) года соответственно; р>0,10. Больных >60 лет было 16 (39,0%) и 11 (26,2%) соответственно. Из двойных трансплантаций 36 (85,7%) были тандемные. В первой группе у 23 (56,0%) больных был констатирован >ОХЧО, во второй группе — у 26 (61,9%) перед первой и у 31 (73,8%) перед повторной ауто-ТГСК. Мелфалан в режиме монотерапии назначался при проведении 73,2 и 95,2% трансплантаций в группах 1 и 2. В остальных случаях использовалась комбинация мелфалана с тиотепой или карфилзомибом. Медиана времени наблюдения за больными была 58 (2—101) и 40,5 (4—115) месяцев в группах 1 и 2. Медиана БПВ в группах с одиночной и двойной ауто-

ТГСК была 21 и 40 месяцев соответственно. Несмотря на это, различие было незначимым: Ж 1,874, 95% С1 0,789-4,450; р=0,154. Медиана ОВ

не была достигнута ни в одной из групп, различие также не достигало

значимых величин: Ж 1,100, 95% С1 0,307-3,940; р=0,882.

Заключение. Интерпретация полученных результатов не может быть однозначной, так как в большинстве случаев не были выполнены молекулярно-генетические исследования в дебюте заболевания. В то же время они дают основание рассматривать вариант ответа перед проведением ауто-ТГСК в качестве одного из принципиальных показателей для выбора числа планируемых трансплантаций или выполнения консолидирующих курсов после ауто-ТГСК.

Давыдова Ю. О., Кохно А. В., Паровичникова Е. Н., Гальцева И. В., Капранов Н. М., Никифорова К. А., Троицкая В. В., Михайлова Е. А., Моисеева Т. Н., Лукина Е. А., Обухова Т. Н., Ковригина А. М., Двирнык В. Н., Савченко В. Г.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЦИТОМЕТРИЧЕСКИХ ШКАЛ ОЦЕНКИ ПРИЗНАКОВ ДИСМИЕЛОПОЭЗА

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Миелодиспластические синдромы (МДС) требуют комплексного подхода в первичной диагностике. Многоцветная проточная цитометрия (МПЦ) выступает в роли дополнительного диагностического метода. Существует несколько способов цитомет-рической оценки дисмиелопоэза, и метод МПЦ не стандартизован окончательно.

Цель работы. Оценить диагностическую значимость трех цито-метрических шкал дисмиелопоэза: Ogata, Wells и объединенной ци-тометрической шкалы (ОЦШ).

Материалы и методы. В исследование включено две когорты пациентов: 102 пациента с МДС (МДС с del5q — 7; МДС с линейной дисплазией (МДС-ЛД) — 4; МДС с кольцевыми сидеробластами (МДС-КС) — 13; МДС с мультилинейной дисплазией (МДС-МД) — 30; МДС с избытком бластов-1 (МДС-ИБ-1) — 26 и МДС-ИБ-2 — 22) и 83 пациента контрольной группы с цитопениями (В12-дефицитная анемия, ЖДА, гемолитическая анемия, ПНГ, АА, ИТП, лимфомы и др). В группе МДС нормальный кариотип был у 47 пациентов, типичные для МДС хромосомные аберрации — у 36 и неспецифичные аберрации — у 16. Пунктат костного мозга (КМ) исследовался методом 6-цветной МПЦ (BD FACSCanto II). Оценка результатов исследования осуществлялась в соответствии со шкалами Ogata (4 параметра, МДС — при отклонении в 2), Wells (суммарный балл варьирует от 0 до 9) и ОЦШ (заключения: «А» — не МДС, «В» — возможно МДС и «С» — МДС). Для получения референсных значений исследовался КМ 35 здоровых доноров. ROC-анализ выполнен с помощью языка программирования R. Проводилось построение ROC-кривой и подсчитывались показатели AUC (area under curve — площадь под кривой), чувствительность и специфичность. Оптимальной считалась та шкала, у которой показатель AUC был ближе к 1, а чувствительность и специфичность — к 100%.

Результаты и обсуждение. Суммарный балл Ogata >2 был в 85,7% случаев МДС с del5q; в 50,0% — МД-С-ЛД; 53,8% — МДС-КС; 63,3% — МДС-МД; 92,3% — МДС-ИБ-1; 95,5% — МДС-ИБ-2 и в 9,6% контрольной группы. Наиболее высокие медианы балла Wells определялись при МДС-ИБ-1 и МДС-ИБ-2 (6 и 6,5 соответственно), а при МДС-КС и МДС-МД баллы были выше,

чем в контрольной группе (4 и 5 против 2 соответственно). Частота оценок «В» и «С» по ОЦШ были выше при всех вариантах МДС, чем в контрольной группе (85,7% — при МДС с del5q; 50,0% — МД-С-ЛД; 84,6% — МДС-КС; 73,4% — МДС-МД; 100% — МДС-ИБ-1; 100% — МДС-ИБ-2 и 13,2% контрольной группы). ROC-анализ показал ОЦШ как оптимальную шкалу: показатель AUC для шкалы Ogata составил 0,864; для Wells — 0,904, а для ОЦШ — 0,911 (рис. 1А). Чувствительность и специфичность для шкалы Ogata составили 77 и 90%; для Wells — 79% и 82%; для ОЦШ — 87,3 и 87,6% соответственно. Наибольшие диагностические трудности вызывают случаи МДС без избытка бластов, кольцевых сидеробластов и типичных хромосомных аберраций. В нашем исследовании было 26 таких случаев. AUC при этом снизилась и составила 0,693, 0,803 и 0,783 для шкал Ogata, Wells и ОЦШ соответственно (рис. 1Б). Чувствительность осталась наибольшей для ОЦШ и составила 65,4%, а для Ogata и Wells — 53,8%.

Заключение. Исходя из полученных данных, объединенная цито-метрическая шкала дисмиелопоэза является наиболее оптимальной в дифференциальной диагностике МДС.

Данилина А. М., Костина И. Э., Грибанова Е. О., Рыжко В. В., Менделеева Л. П.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОСТЕОДЕСТРУКЦИЙ МЕТОДОМ НИЗКОДОЗНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ ПРИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЕ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Четкая визуализация костных поражений необходима для диагностики множественной миеломы (ММ), определения распространенности процесса и оценки ответа на лечение. Компьютерная томография (КТ) обладает высокой чувствительностью обнаружения остеолиза и мягкотканных плазмоцитом, более точно

определяет риск возникновения переломов. В НМИЦ гематологии с 2014 г. в программу диагностики при ММ включена методика низ-кодозной КТ всего скелета, доза облучения при которой не превышает 5 мЗв, и позволяет за короткое время (1 минута) определить поражение всех костей.

приложение 1

Цель работы. Изучить частоту и локализацию остеодеструкций у первичных больных ММ методом низкодозной КТ и оценить их изменение на фоне терапии.

Материалы и методы. В исследование включены 50 пациентов с впервые выявленной ММ. 23 женщины и 27 мужчин в возрасте 38— 85 лет (медиана 57,5 года). Поражение костной ткани исследовали методом низкодозной КТ. Выявленные в момент диагностики остеоде-струкции контролировали на фоне терапии стандартно дозовой КТ.

Результаты и обсуждение. У всех пациентов выявлен диффузный остеопороз костей. У 2 (4%) пациентов остеодеструкции не обнаружены. У 15 больных (30%) поражение костей было единственным критерием CRAB. Наиболее часто выявлялось поражение черепа (81,2%), несколько реже костей верхнего плечевого пояса и каркаса грудной клетки, костей таза (75%), грудного и поясничного (72,9%), шейного (68,7%) отделов позвоночника, конечностей (45,8%). В 85,4% случаев размеры очагов превышали 10 мм, при этом максимальные размеры достигали 45,6x24,9 мм. Более 10 очагов определялись у 32 пациентов (66,6%). У половины больных остеодеструкции содержали внутри-костные плазмоцитомы, при этом в 40% случаев выявлялось прерывание коркового слоя с выходом мягкотканного компонента за пределы кости. У 18 пациентов (36%) выявлены компрессионные переломы

тел позвонков и патологические переломы трубчатых и плоских костей. Наиболее часто переломы возникали в костях верхнего плечевого пояса и каркаса грудной клетки (88,8%), несколько реже в грудном (77,7%) и пояснично-крестцовом (72,2%) отделах позвоночника. В костях таза, конечностях, шейном отделе позвоночника патологические переломы выявлялись в 16,6, 11,1, 5,5% соответственно. На разных этапах терапии оценивали размеры очагов и плазмо-цитом, восстановление коркового слоя. После первой линии терапии у больных, достигших ОХЧО, восстановление коркового слоя отмечалось в 10/17 (58,8%), а уменьшение размеров плазмоцитом на 90% в 5/6 (83,3%) случаев. У больных, достигших ЧО, восстановление коркового слоя отмечалось у 6/17 (35,2%), а уменьшение размеров мягко-тканных компонентов на 50% выявлено лишь у 3/11 (27,3%) больных. После второй линии терапии восстановление коркового слоя кости отмечалось у 4/7 (57,2%) больных, достигших ПО, и у 7/9 (77,8%), достигших ОХЧО.

Заключение. Метод низкодозной КТ обладает высокой чувствительностью оценки остеодеструктивного процесса. Лишь в 4% случаев остеодеструкции отсутствовали. Мониторинг стандартно дозовой КТ позволил более чем у половины больных отметить восстановление коркового слоя кости и значительное уменьшение размеров плазмоцитов.

Данилина А. М., Костина И. Э., Грибанова Е. О., Рыжко В. В., Двирнык В. Н., Менделеева Л. П.

БИОХИМИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ МЕТАБОЛИЗМА КОСТНОЙ ТКАНИ У БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ

В ДЕБЮТЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. За три последних десятилетия изучение и характеристика клеточных и внеклеточных компонентов костной матрицы привели к разработке биохимических маркеров, которые специфически отражают либо резорбцию костной ткани (активность остеокластов), либо формирование новой кости (активность остеобластов). Так как эти процессы связаны и сбалансированы, то все костные маркеры отражают текущую скорость метаболизма костной ткани. У больных с множественной миеломой (ММ) маркеры резорбции и формирования кости, как правило, возрастают, что указывает на общее повышение метаболизма костной ткани.

Цель работы. Изучить показатели костного метаболизма у первичных больных ММ в дебюте заболевания.

Материалы и методы. В исследование включены 50 пациентов с впервые выявленной ММ: 23 женщины и 27 мужчин в возрасте 38— 85 лет (медиана 57,5 года). Стадии заболевания определяли в соответствии с системами стадирования Durie—Salmon и ISS. Исследовались биохимические показатели минерального обмена (общий кальций, неорганический фосфор), маркеры костной резорбции (sRANKL, С-телопептиды распада коллагена I типа) и формирования новой кости (OPG, остеокальцин) методом иммуноферментного анализа, а также костный изофермент щелочной фосфатазы (КЩФ) хемилюминесцент-ным иммунным анализом с использованием парамагнитных частиц.

Результаты и обсуждение. У пациентов с III стадией заболевания более 10 очагов остеодеструкций встречались в 90,3 и 73,5% случаев соответственно. У 15 (30%) пациентов с гиперкальциемией коли-

чество очагов превышало 10. Гиперфосфатемия встречалась у 77,8% пациентов с распространенным остреодеструктивным процессом и в 42,8% случаев была связана с наличием почечной недостаточности. При изучении маркеров резорбции костной ткани в дебюте заболевания было выявлено повышение концентрации С-концевых те-лопептидов, образующихся при деградации коллагена I типа (Serum ß-Cross Laps) у 28 (56%) больных. Средние значения Serum ß-Cross Laps были выше у пациентов с III, чем с I и II стадиями заболевания: 1,69 vs 0,87 нг/мл (p=0,0023) по Durie—Salmon и 1,58 vs 0,95 нг/ мл (p=0,027) по ISS. Повышение концентрации Serum ß-Cross Laps в 82,2% было у пациентов с распространенным остеодеструктивным процессом и наличием патологических переломов. При анализе маркеров формирования костной ткани снижение концентрации остео-

кальцина обнаружено у 17 (34%), OPG у 15 (30%), КЩФ у 2 (4%)

пациентов. Снижение концентрации маркеров формирования костной ткани было связано с III стадией заболевания: 70,6% пациентов со снижением концентрации остекальцина; 60% (по Durie—Salmon) и 53,3% (по ISS) со снижением концентрации OPG; и повышением концентрации ß-2-микроглобулина (у 94,1 и 93,3% пациентов). Таким образом, была показана связь нарушения метаболизма костной ткани и распространенного остеодеструктивного процесса.

Заключение. Изучение костного ремоделирования помогает косвенно оценить качество костной ткани, дает перспективы улучшения ранней диагностики поражения костей при ММ и подборе противо-миеломной терапии и назначение бисфосфонатов.

Двирнык В. Н., Матохина К. А., Захарько Е. И., Наумова И. Н., Лукина Е. А., Гилязитдинова Е. А., Меликян А. Л.

РОЛЬ МЕТОДА ПРОТОЧНОЙ ЦИТОФЛЮОРИМЕТРИИ В ДИАГНОСТИКЕ РЕДКИХ СЛУЧАЕВ СИСТЕМНЫХ МАСТОЦИТОЗОВ,

АССОЦИИРОВАННЫХ С ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ НЕОПЛАЗИЯМИ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Системный мастоцитоз, ассоциированный с гематологическими неоплазиями (СМ-АГЗ) — редкий вариант системного мастоцитоза, характеризующийся инфильтрацией органов и тканей опухолевыми мастоцитами и другими опухолевыми гемопоэтически-ми клетками немастоцитарной природы. Чаще всего СМ ассоциирован с миелопролиферативными неоплазиями (МПЗ). Иммунофено-типический анализ (ИФТ) методом проточной цитофлюориметрии (ПЦ) позволяет наряду с бластными клетками (БК) охарактеризовать популяцию клональных мастоцитов. Это особенно ценно, когда в образце костного мозга (КМ) присутствует минорная популяция

тех или иных опухолевых клеток. Аберрантная экспрессия тучными клетками (ТК) CD25 и/или CD2 является малым диагностическим критерием системного мастоцитоза. Кроме этого, аберрантная экспрессия ряда других маркеров, например CD30, CD123, или отсутствие экспрессии рецептора трансферрина CD71 может также указывать на опухолевый фенотип тучных клеток. Количество ТК от всех CD45+ клеток >2% свидетельствует об агрессивном варианте СМ.

Цель работы. Представить редкие случаи ИФТ диагностики СМ-АГЗ.

Материалы и методы. аспираты КМ 2-х пациентов СМ-АГЗ исследовались методом многоцветной ПЦ (BD FACS Canto II).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.