Современные информационные технологии в образовательной деятельности 157
12. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение для повышения качества образования // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. -М.: МГУП, 2013. - № 5. - С. 169-174.
13. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 10. - С. 89-92.
14. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32. - С. 88-94.
15. Природообустройство и водопользование: учебное пособие по английскому языку / О.В. Ершова, В.С. Кашпарова, Н.М. Логачёва, В.Ю. Синицын. - М.: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 128 с.
16. Зейлигер А.М., Кашпарова В.С. Англо-русский словарь по гидроинформатике. - М.: МГУП, 1997. - 95 с.
17. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Краткий англо-русский водохозяйственный словарь. - М.: ВНИИА, 2006. - 220 с.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Сатаров А.В.*, Курочкина В.С.* 4
Тульский государственный университет, г. Тула
В статье изложена методическая проработка вопроса создания эффективного педагогического дизайна электронных учебно-методических ресурсов по представлению учебного контента для дисциплин инженерных специальностей, используемых для дистанционного обучения в Интернет-институте Тульского государственного университета.
Особую сложность представляют технические дисциплины в адаптации их в процесс дистанционного обучения, поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только лекционный материал, но и комплекс различных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания.
Для облегчения понимания и запоминания обучающимся представленного изучаемого материала разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид: изменяются способы объясне-
* Директор Интернет-института, профессор.
4 Инженер сектора по разработке ресурсов технических направлений Интернет-института.
158
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ния отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными составляющими, разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей динамичности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти обучающегося.
Для закрепления полученных данных в ресурсах имеются мультимедийные лабораторные работы, наполненные озвученными видео- и Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения, что позволяет отказаться от проведения реальных (иногда дорогостоящих и опасных) лабораторных работ, но в то же время наглядно показать те физические эффекты, которые проявляются в ходе ее проведения.
Ключевые слова: 3Б-модель, адаптация дисциплин, анимация, учебно-методические ресурсы, e-leaming, эмоциональная память, педагогический дизайн технических дисциплин, Интернет-институт, мультимедийные составляющие, сценарии визуализации модулей.
Сегодня Интернет стал универсальной коммуникационно-информационной средой с комплексом своих специфических информационных технологий, что дает возможность говорить об интернет-образовании (e-learning), понимая под этим термином внедрение интернет-технологий в образовательную деятельность и организованное обучение для различных слоев населения, национальностей и возрастных групп. Все это способствует расширению связей в сфере образования между разными странами и университетами.
В связи с этим в течение последних семи лет в Тульском государственном университете (ТулГУ) ведется практико-ориентированное исследование по разработке и одновременной реализации дистанционных образовательных технологий, использующих возможности сети Интернет на базе Интернет-института [1].
Этапы создания педагогического контента в электронных ресурсах для e-learning обучения в инженерных специальностях
При реализации дистанционных образовательных технологий основной образовательной единицей является электронный учебно-методический ресурс, выполненный по разработанной в Интернет-институте технологии.
Сложность в адаптации дисциплин для применения их в процессе дистанционного обучения представляют электронные учебно-методические ресурсы по техническим дисциплинам, таким как «Инженерная графика», «Сопротивление материалов», «Физико-химические метода анализа», «Электротехника», «Детали машин», «Материаловедение», «Общая энергетика», «Вентиляция», «Кондиционирование воздуха» и др., поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только минимально-достаточный и информационно-избыточный лекционный материал, но и комплекс контрольных, курсовых, самостоятельных, а также виртуаль-
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 159
ных лабораторных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания [2].
Разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид.
Разработчики электронных учебно-методических ресурсов адаптируют предлагаемый материал при участии преподавателя-тьютора в определенной последовательности:
- определяют структуру представления контента,
- отбирают тексты, схемы и иллюстрации для замены мультимедийными составляющими,
- разрабатывают сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей динамичности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти обучающегося.
В результате совместной работы преподавателя-тьютора и отдела информационных ресурсов создается электронный учебно-методический ресурс, который содержит в себе визуальные и функциональные компоненты, помогающие студентам инженерных специальностей освоить материал самостоятельно и в любое время [3].
Визуальные компоненты в контенте для e-learning обучения
Первое знакомство обучающегося с учебной дисциплиной осуществляется с помощью видео-презентации преподавателя-тьютора. Видео-презентация представляет собой 30-40-секундный видеоролик, в котором преподаватель-тьютор излагает краткое содержание электронного учебно-методического ресурса, а также озвучивает поставленные цели и задачи изучения дисциплины (рис. 1).
Рис. 1. Видео-презентация Рис. 2. Пример иллюстрации
ресурса «Теплогазоснабжение технически сложного устройства и вентиляция» тьютором в ресурсе «Г азоснабжение»
160
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Для лучшего восприятия теоретического материала ресурсы наполняются цветными графическими изображениями, способствующими возникновению интереса к изучаемой дисциплине (рис. 2).
Ресурсы содержат большое количество теоретических сведений с возможностью перехода с помощью гипер-ссылок на сторонние сайты для более углубленного изучения интересующего материала.
Для большей наглядности теоретический материал представлен в виде свернутых таблиц и элементов с возможностью раскрытия их элементов для перехода на более подробное описание (рис. 3).
В процессе создания электронного учебно-методического ресурса используются 3Б-модели, анимация (рис. 4), Flash- и видео-ролики, предметно демонстрирующие работу некоторой сложной технической системы.
Рис. 3. Пример максимальной разгрузки экрана от текстовой информации с помощью свернутых таблиц и элементов в ресурсах
Рис. 4. Пример использования анимации в ресурсах «Физико-химические метода анализа» и «Теплогазоснабжение и вентиляция»
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 161
Так, например, применение 3Б-моделей и Flash-роликов в ресурсе «Инженерная графика» позволяет визуализировать в объеме последовательность построения проекции и использование методов при решении поставленных задач, что невозможно отобразить в печатных источниках (рис. 5). Это благоприятно влияет на правильность и быстроту выполнения необходимых графических работ.
В ресурсах «Газоснабжение», «Кондиционирование воздуха» схемы работы различных электростанций и схемы кондиционирования воздуха были заменены на озвученные Flash-ролики, подробно представляющие принцип работы различных объектов станции, а также движение потоков веществ (рис. 6).
Рис. 5. Пример использования 3Б-моделей и Flash-роликов в ресурсе «Инженерная графика»
Рис. 6. Пример демонстрации работы технически сложных устройств и систем с посредством озвученных Flash-роликов
162
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Выполнение лабораторной работы виртуально с применением дистанционных технологий позволяет отказаться от проведения реальных, как сезонных работ, например, дисциплин «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Отопление», так и дорогостоящих и опасных лабораторных работ по таким направлениям, как «Открытые горные работы», где для проведения эксперимента необходима демонстрация взрывных процессов, оставляя возможность студенту провести эксперимент и наглядно продемонстрировать те физические эффекты, которые проявляются в ходе проведения работы.
В ресурсах «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Механика грунтов» для повышения качества выполнения виртуальных лабораторных работ методические указания наполнены озвученными видео- и Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения (рис. 7).
Рис. 7. Пример мультимедийных виртуальных лабораторных работ в ресурсах «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Механика грунтов»
Функциональные компоненты в контенте для e-learning обучения
Помимо теоретического материала ресурсы содержат необходимые ссылки на нормативные документы (ГОСТы, СНиПы), что позволяет осваивать учебную программу без использования дополнительных литературных источников, а также дает возможность оперативно получать текущую справочную информацию.
Также имеются функции поиска информации по ключевым словам и создания заметок и закладок при чтении.
Список узкоспециализированных терминов с толкованием представлен в виде глоссария. Система навигации курса позволяет в удобном для пользователя порядке изучить требуемый материал.
Вывод
Таким образом, разработанные электронные учебно-методические ресурсы содержат весь необходимый учебный материал. Их использование не
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 163
требует поиска дополнительных источников информаций для выполнения студентом графических или расчетных работ.
Внедрение разрабатываемого контента в e-leaming позволило более наглядно и динамично представить материал, что улучшает качество понимания изучаемой дисциплины и способствует более ускоренному усвоению материала. Мультимедийные электронные учебно-методические ресурсы отвечают современным требованиям, предъявляемым к организации дистанционного обучения, открыты для постоянного наполнения и созданы в помощь изучающим технические дисциплины.
Разработанные электронные учебно-методические ресурсы используются обучающимися в очной, очно-заочной и заочной форме образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Список литературы:
1. Mikhail Gryazev, Alexander Satarov (2013), Modem information and communication technologies at Tula State University, Collection of reports Russian participants of the I International Conference «The I International workshop conference «Modern information and communication technologies in higher education: New education programs, pedagogic with the use of e-learning and education improvement», April 3-4, 2013, University of Rome La Sapienza, pp. 110-113.
2. Dmitry Kornakov, Lyudmila Kurochkina, Alexandr Satarov (2014), Conceptual framework of content for engineering disciplines, Collection of reports Russian participants of the II International Conference «The I International workshop conference «Modern information and communication technologies in higher education: New education programs, pedagogic with the use of e-learning and education improvement», April 9-10, 2014, University of Rome La Sapienza, pp. 58-62.
3. Alexander V Satarov, Dmitry S. Kornakov, Lyudmila S. Kurochkina, Instructional design of technical disciplines in the implementation of distance education in Tula State University, VIII Guide conference and V Symposium on education and communication (Aracaju, Brazil, Universidade Tiradentes (UNIT)), 19-21 november 2014. pp. 776-790.