Научная статья на тему 'Визуализация контента технических дисциплин при реализации дистанционного образования'

Визуализация контента технических дисциплин при реализации дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ ДИСЦИПЛИН / АНИМАЦИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / СЦЕНАРИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МОДУЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатаров А. В., Курочкина В. С.

В статье изложена методическая проработка вопроса создания эффективного педагогического дизайна электронных учебно-методических ресурсов по представлению учебного контента для дисциплин инженерных специальностей, используемых для дистанционного обучения в Интернет-институте Тульского государственного университета. Особую сложность представляют технические дисциплины в адаптации их в процесс дистанционного обучения, поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только лекционный материал, но и комплекс различных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания. Для облегчения понимания и запоминания обучающимся представленного изучаемого материала разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид: изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными составляющими, разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей динамичности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти обучающегося. Для закрепления полученных данных в ресурсах имеются мультимедийные лабораторные работы, наполненные озвученными видеои Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения, что позволяет отказаться от проведения реальных (иногда дорогостоящих и опасных) лабораторных работ, но в то же время наглядно показать те физические эффекты, которые проявляются в ходе ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатаров А. В., Курочкина В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация контента технических дисциплин при реализации дистанционного образования»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 157

12. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение для повышения качества образования // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. -М.: МГУП, 2013. - № 5. - С. 169-174.

13. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 10. - С. 89-92.

14. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32. - С. 88-94.

15. Природообустройство и водопользование: учебное пособие по английскому языку / О.В. Ершова, В.С. Кашпарова, Н.М. Логачёва, В.Ю. Синицын. - М.: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 128 с.

16. Зейлигер А.М., Кашпарова В.С. Англо-русский словарь по гидроинформатике. - М.: МГУП, 1997. - 95 с.

17. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Краткий англо-русский водохозяйственный словарь. - М.: ВНИИА, 2006. - 220 с.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Сатаров А.В.*, Курочкина В.С.* 4

Тульский государственный университет, г. Тула

В статье изложена методическая проработка вопроса создания эффективного педагогического дизайна электронных учебно-методических ресурсов по представлению учебного контента для дисциплин инженерных специальностей, используемых для дистанционного обучения в Интернет-институте Тульского государственного университета.

Особую сложность представляют технические дисциплины в адаптации их в процесс дистанционного обучения, поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только лекционный материал, но и комплекс различных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания.

Для облегчения понимания и запоминания обучающимся представленного изучаемого материала разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид: изменяются способы объясне-

* Директор Интернет-института, профессор.

4 Инженер сектора по разработке ресурсов технических направлений Интернет-института.

158

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ния отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными составляющими, разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей динамичности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти обучающегося.

Для закрепления полученных данных в ресурсах имеются мультимедийные лабораторные работы, наполненные озвученными видео- и Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения, что позволяет отказаться от проведения реальных (иногда дорогостоящих и опасных) лабораторных работ, но в то же время наглядно показать те физические эффекты, которые проявляются в ходе ее проведения.

Ключевые слова: 3Б-модель, адаптация дисциплин, анимация, учебно-методические ресурсы, e-leaming, эмоциональная память, педагогический дизайн технических дисциплин, Интернет-институт, мультимедийные составляющие, сценарии визуализации модулей.

Сегодня Интернет стал универсальной коммуникационно-информационной средой с комплексом своих специфических информационных технологий, что дает возможность говорить об интернет-образовании (e-learning), понимая под этим термином внедрение интернет-технологий в образовательную деятельность и организованное обучение для различных слоев населения, национальностей и возрастных групп. Все это способствует расширению связей в сфере образования между разными странами и университетами.

В связи с этим в течение последних семи лет в Тульском государственном университете (ТулГУ) ведется практико-ориентированное исследование по разработке и одновременной реализации дистанционных образовательных технологий, использующих возможности сети Интернет на базе Интернет-института [1].

Этапы создания педагогического контента в электронных ресурсах для e-learning обучения в инженерных специальностях

При реализации дистанционных образовательных технологий основной образовательной единицей является электронный учебно-методический ресурс, выполненный по разработанной в Интернет-институте технологии.

Сложность в адаптации дисциплин для применения их в процессе дистанционного обучения представляют электронные учебно-методические ресурсы по техническим дисциплинам, таким как «Инженерная графика», «Сопротивление материалов», «Физико-химические метода анализа», «Электротехника», «Детали машин», «Материаловедение», «Общая энергетика», «Вентиляция», «Кондиционирование воздуха» и др., поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только минимально-достаточный и информационно-избыточный лекционный материал, но и комплекс контрольных, курсовых, самостоятельных, а также виртуаль-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 159

ных лабораторных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания [2].

Разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид.

Разработчики электронных учебно-методических ресурсов адаптируют предлагаемый материал при участии преподавателя-тьютора в определенной последовательности:

- определяют структуру представления контента,

- отбирают тексты, схемы и иллюстрации для замены мультимедийными составляющими,

- разрабатывают сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей динамичности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти обучающегося.

В результате совместной работы преподавателя-тьютора и отдела информационных ресурсов создается электронный учебно-методический ресурс, который содержит в себе визуальные и функциональные компоненты, помогающие студентам инженерных специальностей освоить материал самостоятельно и в любое время [3].

Визуальные компоненты в контенте для e-learning обучения

Первое знакомство обучающегося с учебной дисциплиной осуществляется с помощью видео-презентации преподавателя-тьютора. Видео-презентация представляет собой 30-40-секундный видеоролик, в котором преподаватель-тьютор излагает краткое содержание электронного учебно-методического ресурса, а также озвучивает поставленные цели и задачи изучения дисциплины (рис. 1).

Рис. 1. Видео-презентация Рис. 2. Пример иллюстрации

ресурса «Теплогазоснабжение технически сложного устройства и вентиляция» тьютором в ресурсе «Г азоснабжение»

160

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Для лучшего восприятия теоретического материала ресурсы наполняются цветными графическими изображениями, способствующими возникновению интереса к изучаемой дисциплине (рис. 2).

Ресурсы содержат большое количество теоретических сведений с возможностью перехода с помощью гипер-ссылок на сторонние сайты для более углубленного изучения интересующего материала.

Для большей наглядности теоретический материал представлен в виде свернутых таблиц и элементов с возможностью раскрытия их элементов для перехода на более подробное описание (рис. 3).

В процессе создания электронного учебно-методического ресурса используются 3Б-модели, анимация (рис. 4), Flash- и видео-ролики, предметно демонстрирующие работу некоторой сложной технической системы.

Рис. 3. Пример максимальной разгрузки экрана от текстовой информации с помощью свернутых таблиц и элементов в ресурсах

Рис. 4. Пример использования анимации в ресурсах «Физико-химические метода анализа» и «Теплогазоснабжение и вентиляция»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 161

Так, например, применение 3Б-моделей и Flash-роликов в ресурсе «Инженерная графика» позволяет визуализировать в объеме последовательность построения проекции и использование методов при решении поставленных задач, что невозможно отобразить в печатных источниках (рис. 5). Это благоприятно влияет на правильность и быстроту выполнения необходимых графических работ.

В ресурсах «Газоснабжение», «Кондиционирование воздуха» схемы работы различных электростанций и схемы кондиционирования воздуха были заменены на озвученные Flash-ролики, подробно представляющие принцип работы различных объектов станции, а также движение потоков веществ (рис. 6).

Рис. 5. Пример использования 3Б-моделей и Flash-роликов в ресурсе «Инженерная графика»

Рис. 6. Пример демонстрации работы технически сложных устройств и систем с посредством озвученных Flash-роликов

162

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Выполнение лабораторной работы виртуально с применением дистанционных технологий позволяет отказаться от проведения реальных, как сезонных работ, например, дисциплин «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Отопление», так и дорогостоящих и опасных лабораторных работ по таким направлениям, как «Открытые горные работы», где для проведения эксперимента необходима демонстрация взрывных процессов, оставляя возможность студенту провести эксперимент и наглядно продемонстрировать те физические эффекты, которые проявляются в ходе проведения работы.

В ресурсах «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Механика грунтов» для повышения качества выполнения виртуальных лабораторных работ методические указания наполнены озвученными видео- и Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения (рис. 7).

Рис. 7. Пример мультимедийных виртуальных лабораторных работ в ресурсах «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Механика грунтов»

Функциональные компоненты в контенте для e-learning обучения

Помимо теоретического материала ресурсы содержат необходимые ссылки на нормативные документы (ГОСТы, СНиПы), что позволяет осваивать учебную программу без использования дополнительных литературных источников, а также дает возможность оперативно получать текущую справочную информацию.

Также имеются функции поиска информации по ключевым словам и создания заметок и закладок при чтении.

Список узкоспециализированных терминов с толкованием представлен в виде глоссария. Система навигации курса позволяет в удобном для пользователя порядке изучить требуемый материал.

Вывод

Таким образом, разработанные электронные учебно-методические ресурсы содержат весь необходимый учебный материал. Их использование не

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 163

требует поиска дополнительных источников информаций для выполнения студентом графических или расчетных работ.

Внедрение разрабатываемого контента в e-leaming позволило более наглядно и динамично представить материал, что улучшает качество понимания изучаемой дисциплины и способствует более ускоренному усвоению материала. Мультимедийные электронные учебно-методические ресурсы отвечают современным требованиям, предъявляемым к организации дистанционного обучения, открыты для постоянного наполнения и созданы в помощь изучающим технические дисциплины.

Разработанные электронные учебно-методические ресурсы используются обучающимися в очной, очно-заочной и заочной форме образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Список литературы:

1. Mikhail Gryazev, Alexander Satarov (2013), Modem information and communication technologies at Tula State University, Collection of reports Russian participants of the I International Conference «The I International workshop conference «Modern information and communication technologies in higher education: New education programs, pedagogic with the use of e-learning and education improvement», April 3-4, 2013, University of Rome La Sapienza, pp. 110-113.

2. Dmitry Kornakov, Lyudmila Kurochkina, Alexandr Satarov (2014), Conceptual framework of content for engineering disciplines, Collection of reports Russian participants of the II International Conference «The I International workshop conference «Modern information and communication technologies in higher education: New education programs, pedagogic with the use of e-learning and education improvement», April 9-10, 2014, University of Rome La Sapienza, pp. 58-62.

3. Alexander V Satarov, Dmitry S. Kornakov, Lyudmila S. Kurochkina, Instructional design of technical disciplines in the implementation of distance education in Tula State University, VIII Guide conference and V Symposium on education and communication (Aracaju, Brazil, Universidade Tiradentes (UNIT)), 19-21 november 2014. pp. 776-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.