Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / визуализация / информационные технологи / higher education / visualization / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.О. Князева, А.Н. Городищева

Рассматривается такой важный аспект образования в высшей школе, как визуализация преподаваемой информации. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, современный ритм жизни, предполагающий каждодневное увеличение информации, требующей усвоения, нуждаются в организации системности знаний, что позволит «разложить все по полочкам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF INFORMATION AS A NECESSARY CONDITION OF MODERN EDUCATION

The article discusses an important aspect of education in higher education, as a visualization of the information taught. The requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education, the modern rhythm of life, involving the daily increase in information that requires assimilation, require the organization of a system of knowledge, which will allow to "put everything on the shelves."

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.99

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. О. Князева Научный руководитель - А. Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: knio95@mail.ru

Рассматривается такой важный аспект образования в высшей школе, как визуализация преподаваемой информации. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, современный ритм жизни, предполагающий каждодневное увеличение информации, требующей усвоения, нуждаются в организации системности знаний, что позволит «разложить все по полочкам».

Ключевые слова: высшее образование, визуализация, информационные технологии.

VISUALIZATION OF INFORMATION AS A NECESSARY CONDITION

OF MODERN EDUCATION

I. O. Knyazeva Scientific supervisor - A. N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: knio95@mail.ru

The article discusses an important aspect of education in higher education, as a visualization of the information taught. The requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education, the modern rhythm of life, involving the daily increase in information that requires assimilation, require the organization of a system of knowledge, which will allow to "put everything on the shelves."

Keywords: higher education, visualization, information technology.

Высокое развитие информационных технологий, а также увеличение объемов информации влекут за собой необходимость совершенствования путей учебной деятельности. Данная деятельность с каждым годом требует обработки все большего объема знаний, поэтому проблема оперативной компоновки приобретает все большую остроту, так как традиционные способы доведения информации показывают свою малую эффективность в современных условиях. Визуализация информации на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов решения данной проблемы.

В общем смысле слова, визуализация (от лат. visualization) - это представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия [1]. Метод визуализации информации применяется во многих областях деятельности, но в учебном процессе он используется недостаточно. Систематизация и наглядное представление информации позволяет усваивать информацию благодаря помощи «образного» правого полушария. Образное мышление для человека более привычное, естественное, поэтому

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

визуализация менее энергозатраты для восприятия и более комфортна в процессах усвоения знаний.

Компьютерная визуализация, создавая образные модели позволяя сочетать текст и изображение, изображение и звук, позволяет более быстро и полно передавать учебную информацию. Это дает возможность, наряду с увеличением эффективности усваивания, построить для информации «опору», способствующую системности знаний. Уже созданы таблицы методов визуализации, которые систематизируют их по способу обмена знаниями [2]. Авторы работы выделили признаки классификации: по объекту визуализации; по уровню детализации информации; по способу обработки и представления информации; по длительности воздействия на пользователя; по числу степеней свободы генерируемых изображений; по принципу формирования изображений; по цели визуализации. В обучении востребованы все виды визуализации, но использование инновационных способов отображения визуальной учебной информации, базирующихся на научной основе, требует совершенствования методического сопровождения в учебном процессе высшего образования [3].

В настоящих условиях, в которых информационные технологии имеют место в большом количестве сфер профессиональной деятельности, весомую роль играет обучение работе с визуальной информацией прикладного характера. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают необходимость формирования у студентов навыков работы с информацией, носящей прикладной характер. Поэтому предполагается, что преподаватель будет использовать те виды визуализации, которые студент будет использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности. При этом уровень использования визуальной информации будет соответствовать уровню формирования компетенции системного и критического мышления, отражающей способность выпускника вести поиск, критический анализ и синтез информации. Например, если студент изучает экономические науки, то закономерно, что учебная информация должна быть представлена как визуальное представление количественных данных как в статичном, так и в динамичном виде. При этом метафорическое представление недопустимо, потому что может произойти неправильное усвоение смысла информации. При этом таймплан, как отображение взаимосвязи между событиями во времени, может использоваться как при визуализации исторической хронологии событий, так и в управлении проектами для отражения последовательности выполняемых работ. Однако, научно-методическое обеспечение учебного процесса зачастую идет по консервативному пути, не учитывая специфику направления подготовки будущих специалистов.

Визуализация информации в условиях образования направлена на значимость визуального восприятия информации человеком, а также на воспитание в человеке опыта информационной деятельности в условиях каждодневного увеличения информационной нагрузки. Визуализация позволяет в наглядной форме представить информацию, которую сложно донести посредством устного или письменного представления; позволяет эффективно компоновать информацию по разделам/блокам, способствуя ее точному усвоению; способствует развитию профессиональных навыков за счет систематического использования визуальной учебной информации. Но актуальным остается вопрос о формировании психологической готовности преподавателей и студентов к внедрению визуализации в образовательный процесс в вузе, обучении их методам когнитивной визуализации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, анализ литературы по вопросу предъявления визуальной учебной информации в обучении позволил выделить основные положения, на которых базируется визуализация:

- визуализация учебной информации высшего образования представляет собой процесс и результат упорядочивания учебной информации в наглядное, образное представление на базе информационных технологий;

- в высшем образовании принцип наглядности дополняется принципом профессионализации;

- учебная информация перед подачей должна быть структурирована и нацелена на формирование опыта прикладной деятельности [4].

Из всего сказанного следует, что визуализация с использованием современных технологий, позволяющая развить визуальное мышление, способствующая качественному усвоению информации, является приоритетным направлением во взаимодействии информационных технологий и построения предметной информации в высшей школе.

Библиографические ссылки

1. Неудахина H.A., Родя О.С. Разработка когнитивных визуальных моделей учебной информации для активизации мышления студентов втуза // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 156-164.

2. Василенко И. Ю., Султанова И. В. Внедрение метода визуализации в образовательный процесс в вузе //Гуманитарные науки. - 2019. - №. 4 (48). С.161-166.

3. Морозов A.B. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // Материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации». Ульяновск, 2015. С. 487-493.

4. Морозов A.B., Шорина Т.В. Структура научно-методического обеспечения визуализации учебной информации в системе современного высшего образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. №4(28). С. 14-24.

© Князева И. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.