УДК 070
DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9-77-85
Визуализация дата-материалов в современных СМИ как способ привлечения аудитории
Дарья В. Неренц
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ya.newlevel@yandex.ru
Аннотация. Огромное количество информации, с которой ежедневно сталкивается пользователь Интернета, все труднее осознать и проанализировать. Аудитория постепенно перестает различать важные и второстепенные факты, не может выявить полезные для себя сведения. Вследствие этого журналисты из посредников в передаче информации превращаются в аналитиков, проводников в мире «больших данных». Так большие данные, или Big Data, становятся главным инструментом для современных репортеров и способствуют развитию нового направления в массмедиа -дата-журналистики. Дата-журналистика, в свою очередь, диктует новые требования и методы работы, когда главной задачей становится анализ и предоставление многочисленных фактов в удобной и привлекательной для аудитории форме. В связи с этим визуализация или создание востребованного проекта на основе больших данных является повсеместной и активно развивающейся практикой в СМИ. В статье рассматриваются современные способы визуализации дата-материалов, приводится методика создания инфографики, используемая в крупнейших мировых СМИ, анализируются проблемы, связанные с некачественной и недоработанной визуализацией, а также дается вывод о важности дальнейшего применения такой формы представления материала.
Ключевые слова: визуализация, инфографика, журналистика данных, дата-материал, большие данные
Для цитирования: Неренц Д.В. Визуализация дата-материалов в современных СМИ как способ привлечения аудитории // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 9. С. 77-85. DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9-77-85
© Неренц Д.В., 2019 ISSN 2686-7249 • Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 9
Visualization of data materials as a way to attract the audience in modern media
Dar'ya V. Nerents
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, newlevel@yandex.ru
Abstract. Because of a lot of information in the Internet, it is becoming increasingly difficult for user to realize and analyze facts every day. The audience gradually ceases to tell the difference between the important and secondary facts and can't reveal useful information. As a result, journalists transformed from the information intermediary to analysts or conductors in the world of Big Data. So Big Data becomes the main tool for modern reporters and contributes to the development of a new direction in mass media whichis named Data journalism. Data journalism in turn dictates new requirements and methods of work and analyzing and presenting numerous facts in a convenient and attractive form for the audience become the main task. In this regard, the visualization or creation of the demandable project based on Big Data is a general and developing activity in the media. The article discusses the modern ways of visualizing data materials, provides methods for creating infographics used in the world's media, analyzes the issues associated with poor-quality and incomplete visualization and also the conclusion is given on why it is important to continue using that form of material.
Keywords: visualization, infographics, data journalism, data material, Big Data
For citation: Nerents, D.V. (2019), "Visualization of data materials as a way to attract the audience in modern media". RSUH / RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 9, pp. 77-85. DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9-77-85
Введение
Визуализацию данных можно охарактеризовать как графическое отображение абстрактной информации для двух целей: осмысления (анализа данных) и коммуникации. Прежде всего это средство для предоставления и облегчения восприятия сложных и обширных данных для аудитории. Информацию можно считать абстрактной, поскольку она зачастую описывает вещи нематериальные, тем более это относится к статистической информации (количество продаж, случаев заболеваний, спортивные результаты). Однако статистическая информация не всегда является доступной для аудитории в силу больших объемов или недостаточного опыта для прочтения больших данных со стороны пользовате-
лей. И журналисты нашли способ максимально эффективно представить статистические сведения своей аудитории - оформить их в визуально привлекательную форму. Визуализация материалов на сегодняшний день - весьма распространенная практика во всех крупных СМИ, но, как и любая другая методика подачи материала, имеет свои положительные и отрицательные стороны, точнее негативные последствия. И важно проследить, насколько сейчас велика необходимость создавать инфографику как для удержания аудитории, так и для ее привлечения.
Задачи визуализации дата-материалов
Самым важным элементом визуализации дата-материала является инфографика, которая функционирует как неотъемлемая частью текста, содержащего большие данные. Сейчас журналисты отдают предпочтение графикам и диаграммам, поскольку в таблицах не всегда можно четко увидеть взаимосвязи и закономерности. «Некоторые из самых известных графиков и диаграмм появились вследствие необходимости лучше объяснять малопонятные таблицы с данными»1, - заключает один из авторов «Пособия по журналистике данных» Брайан Суда.
Графические элементы в дата-материале решают сразу две задачи: привлекают аудиторию за счет красивой и яркой картинки и помогают этой привлеченной аудитории понять сложную информацию большого объема. Так появилось отдельное направление - визуальная журналистика, которая является неотъемлемым элементом журналистики данных. К визуальной журналистике относятся фотоизображения, рисунки, карикатуры, видеоматериалы, а также графические вставки: таблицы, диаграммы, графики, интерактивные карты. Поэтому неудивительно, что практически каждое СМИ сегодня имеет хотя бы один-два примера созданной ими визуализации материала. Крупные редакции, такие как The New York Times, The Guardian, Wired, Time, The Economist, The Beliver и The Wall Street Journal, регулярно создают эффективную визуализацию данных, чтобы предоставить читателям доступный и интересный анализ.
1 Суда Б. Дизайн для данных // Пособие по журналистике данных / Под ред. Д. Грея. [Электронный ресурс]. URL: https://unotices.com/book. php?id=125825 (дата обращения 4 марта 2019).
Инструментарий визуализации данных
Сейчас различные приложения и программы по созданию графики позволяют создавать все что угодно. «Например, для организации информации в хронологическом порядке можно использовать временную шкалу»2. Для сравнения каких-то явлений или предметов можно выбрать диаграмму или таблицу. Гистограммы (способ графического отображения количественных показателей) часто используются для сравнения категорий числовых значений. Однако диаграммы все же остаются лучшей графикой, потому что они могут показывать труднообъяснимые показатели в тексте. «Линейная диаграмма очень хорошо подходит для демонстрации непрерывного, сплошного, продолжительного потока данных»3. Графики, в свою очередь, показывают взаимосвязи между данными в целом, а также между отдельными элементами данных. «Графики позволяют изображать величины, придавая им визуальные характеристики геометрических фигур»4.
Важным инструментом инфографики также являются карты, на которых можно отметить временные, количественные или географические показатели. В издании The Guardian, например, в качестве инструмента для создания быстрых и детализированных карт используется программа GoogleFusion. Благодаря этому ресурсу возможны объединение нескольких карт в одну, а также добавление функций поиска и фильтрации данных.
Хотя визуализация данных обычно показывает отношения между количественными значениями, она также может применяться в качестве пояснительных схем и иллюстраций или отображать отношения, которые не являются количественными по своей природе. «Связи между людьми на сайте социальной сети, такой как Facebook, или между подозреваемыми террористами могут отображаться с использованием ключевой фигуры и дальнейших ответвлений от нее» [Few 2013]. Цель состоит в том, чтобы перевести
2 Cherubini F. (2012) The future of investigative journalism in the UK according to the House of Lords // World association of newspapers and news publishers [Online], available at: http://www.editorsweblog.org/2012/03/05/ the-future-of-investigative-journalism-in-the-uk-according-to-the-house-of-lords (accessed 23 January 2019).
3 Суда Б. Дизайн для данных // Пособие по журналистике данных / Под ред. Д. Грея. [Электронный ресурс]. URL: https://unotices.com/book. php?id=125825 (дата обращения 4 марта 2019).
4 Эйш Г. Как визуализировать данные // Пособие по журналистике данных / Под ред. Д. Грея [Электронный ресурс]. URL:https://unotices. com/book.php?id=125825 (дата обращения 10 янв. 2019).
абстрактную информацию в визуальную форму, которую можно легко, точно и осмысленно декодировать.
Преподаватель Университета Майями Альберт Кейро рассказывает:
Мы используем графики, карты и диаграммы, потому что во многих случаях они являются единственным способом извлечения смысла и демонстрации взаимосвязей между данными. Попробуйте, например, представить себе, как трудно увидеть связь числовых показателей в электронной таблице Excel. Это абсолютно невозможно, потому что электронная таблица - это просто набор чисел, которые по отдельности не несут никакой ценной информации. Но если вы преобразуете эти числа в линейную диаграмму, в гистограмму и т. д., то начнете извлекать смысл из этих данных, получите возможность увидеть картину в целом5.
Таким образом, инфографика должна быть отражением цели журналиста. Для успешного визуального проекта необходим не просто набор данных, эти данные должны быть изучены, расшифрованы и преобразованы в единую систему, которую и увидит аудитория в итоге. Чем корректнее и точнее данные, тем более значимой и подробной будет инфографика.
Практикующие дата-журналисты придерживаются мнения, что навыки программирования и умение работать в графических редакторах вторичны по отношению к собственной идее автора визуализации. «Визуализация данных... зависит от хороших эскизов, от хорошего визуального мышления»6. Этот тезис подтверждается тем фактом, что большинство графических инструментов содержат в себе не только интуитивную навигацию, но и множество вариаций шаблонов. Кроме того, большинство из них общедоступны и бесплатны. Например, ресурсы Data Wrapper, Google Fusion Tables, i Charts, Tableau позволяют создавать красочную визуализацию одним нажатием кнопки, загрузив свой набор данных.
5 Sukharchuk D. 2018 Data Journalism Award winners announced at GEN Summit / International Journalists' Network [Online], available at: https:// ijnet.org/en/story/2018-data-journalism-award-winners-announced-gen-summit (Accessed 29 March 2019).
6 Ibid.
Примеры визуализации проектов журналистики данных
Число дата-материалов в СМИ стремительно растет. Наглядное доказательство - ежегодная премия Data Journalism Awards, организуемая Global Editors Network. В прошлом году в конкурсе участвовали 573 проекта из 51 страны. По итогам конкурсного отбора в 2018 г. награду за лучшую визуализацию получил проект агентства Reuters «Жизнь в лагерях», посвященный условиям жизни беженцев Рохинджа (уроженцы Мьянмы) на юге Бангладеш. Проект создавали на протяжении шести недель два графических редактора, текстовый редактор из офиса Reuters в Сингапуре и журналисты, делающие фотоснимки в лагерях.
По словам Саймона Скарра, заместителя руководителя графического отдела Reuters, проект был основан на предоставленных благотворительными организациями точных координатах GPS, которые позволили составить подробную карту лагерей беженцев. «Репортеры Reuters выехали в указанные местности и сделали ряд фотографий для визуализации текстового материала. Представленные изображения показывают читателям, что это не просто точки на карте, а реальные люди, которые живут в этих лагерях»7.
Карты со спутников во время просмотра материала на сайте превращаются в схемы с разграниченными зонами, в каждой из которых указаны самые густо и менее населенные территории, количество человек на квадратный метр, общее количество беженцев на территории той или иной области. Благодаря созданной инфографике читатель наглядно представляет образ жизни и условия существования беженцев Рохинджа.
На сайте проекта указано, что для создания визуализации были использованы спутниковые изображения из Planet Labs, а также материалы, предоставленные Межотраслевой координационной группой (ISCG), REACH Инициатива, ресурсом Open Street Map, Всемирной организацией здравоохранения и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ)8.
Похожий проект был создан информационным агентством Rappler на Филиппинах. Дата-материал «#SaferRoads» за несколько лет превратился в масштабную акцию, данные постоянно пополняются и отражаются на визуализации конечного материала.
7 Ibid.
8 Cai, W, Scarr, S. Life in the Camps // Reuters Graphics [Online], available at: http://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/rngs/MYANMAR-ROHINGYA/010051VB46G/index.html (Accessed 29 March 2019).
На официальном сайте указано, что по данным «филиппинской Национальной полиции количество дорожно-транспортных происшествий выросло на 31%, а число погибших от ДТП в 2016 году по сравнению с прошлым годом увеличилось на 100%»9. Журналисты начали свое исследование в 2006 г. и с тех пор каждый год дополняют информацию новыми фактами. Для наглядного изображения динамики роста дорожных аварий в материале представлена столбчатая диаграмма, по количеству жертв ДТП составлена таблица с разделением по годам и возрасту погибших, для визуализации количества погибших в возрасте до 14 лет авторы использовали линейчатую диаграмму. Примечательно, что под каждой инфог-рафикой есть ссылка на таблицу Excel, которую можно скачать и увидеть данные, с которыми работали журналисты, в их исходном виде. Все использованные данные находятся в открытом доступе и были взяты с сайта Филиппинской службы статистики (PSA).
В некотором смысле эти два проекта отражают тенденции, существующие в современной дата-журналистике, которые включают в себя работу с постоянно растущими наборами данных, изменяющимися с каждым годом или даже месяцем, но позволяющими по прошествии времени увидеть картину целиком.
Проблемы неоправданной визуализации текстового материала
Визуализация характеризуется как правильный симбиоз журналистского текста и хорошей графики. А. Кейро делится впечатлениями:
Создание привлекательной визуализации крайне важно, но стоит подумать о том, что будет после того, как вы привлечете внимание своих читателей? Журналист должен сделать визуализацию с полезными данными. И проблема, с которой я сталкиваюсь сегодня во многих визуализациях, заключается в том, что это просто красиво, но на самом деле не несет в себе никакого смысла10.
9 Kimiko, S. IN NUMBERS: Road crash incidents in the Philippines // Rappler [Online], available at: https://www.rappler.com/move-ph/issues/ road-safety/home#swiss-cheese-model (Accessed 31 March 2019).
10 Cairo, A. The main principles of data visualization // Doing Journalism with Data: First Steps, Skills and Tools / Learno.net. Professional video trainings [Online], available at: https://learno.net/classroom/doing-journalism-with-data-first-steps-skills-and-tools/telling-stories-with-visualisation/the-main-principles-of-datavisualisation#tab2 (Accessed 3 March 2019).
Одна из причин неудачной инфографики - данные обнародованы без контекста. Сами по себе они не несут для аудитории никакой ценности, без описания общей ситуации, проблемы, истории любой привлекательный график или диаграмма становятся лишенными ценности. «Вы должны позаботиться о том, чтобы действительно объяснить представленные данные, а не просто подать их в привлекательной форме для читателя»11.
Еще одну причину выделяет американский дата-журналист Рейф Ларсен:
Столкнувшись с избытком посредственных графиков и диаграмм, сейчас дизайнеры и журналисты получают обратную реакцию, когда аудитория требует осмысленного создания инфографики и выступает против ее чрезмерного использования12.
Одной из негативных тенденций использования визуализации стала недобросовестная работа разработчиков. Все чаще читатели сталкиваются с недостоверной, скорректированной или сфабрикованной информацией, ложность которой успешно скрывают под красочной диаграммой или схемой:
...инфографика под руководством дизайнера, журналиста, статистика и художника, вероятно, будет продолжать работать в «серой» области между фактом и вымыслом... <...> Нам нужно. сформулировать критерии яркой и красочной инфографики. Как помимо одноразового, завлекающего «крючка» для Твиттерсферы, сделать визуализацию данных, которая стала бы символической средой нашего времени.13.
Заключение
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, активное использование инфографики и визуализации все же позволяет привлечь большое количество пользователей к просмотру контента, что, в свою очередь, ведет к максимальному распространению важной информации среди населения, а значит, вызывает интерес
11 Corum, J. Storytelling with Data // Style.org [Online], available at: http://style.org/tapestry (Accessed 6 March 2019).
12 Larsen, R. This Chart Is a Lonely Hunter: The Narrative Eros of the Infographic // The Millions [Online], available at: URL: https://themillions. com/2012/02/this-chart-is-a-lonely-hunter-the-narrative-eros-of-the-infographic.html (Accessed 6 March 2019).
13 Ibid.
и обсуждение. Кроме того, возможность прикрепить к визуализации исходные данные, которыми могут воспользоваться не только пользователи, но и коллеги из других СМИ, позволяет говорить о максимальной прозрачности и объективности в дата-материалах, отклоняя недоработанные или сфабрикованные проекты.
Литература
Few 2013 - Few S. Data Visualization for Human Perception // The Encyclopedia of Human-Computer Interaction. 2nd ed. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interaction-design.org/literature/book/the-encyclopedia-of-human-computer-interaction-2nd-ed/data-visualization-for-human-perception (дата обращения 3 марта 2019).
References
Few, S. (2013), "Data Visualization for Human Perception", The Encyclopedia of HumanComputer Interaction, 2nd ed., [Online], available at: https://www.interaction-design.org/literature/book/the-encyclopedia-of-human-computer-interaction-2nd-ed/data-visualization-for-human-perception (Accessed 3 March 2019).
Информация об авторе
Дарья В. Неренц, кандидат филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; ya.newlevel@yandex.ru
Information about the author
Dar'ya V. Nerents, Cand. of Sci. (Philology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; ya.newlevel@yandex.ru