Яковлев А.А., Бабич Н.В. /Вестник защиты растений 3(101) - 2019, с. 63-65
65
Посевные площади озимой пшеницы в России (2019) https:// сельхозпортал.рф/analiz-posevnyh-ploshhadej/?area=3 (10 апреля 2019 г.)
Список пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению на территории Российской Федерации (2019). Приложение к журналу "Защита и карантин растений" 4: 157-169.
Указания по применению глифтора в борьбе с полевыми грызунами (1978). М.: 18 с.
Фалькенштейн Б.Ю. (1958) Новые зооциды. Защита растений. М. 1: 28.
Яковлев А.А., Бабич Н.В. (2004) Мышевидные грызуны и меры борьбы с ним на сельскохозяйственных угодьях. Рекомендации. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 52 с.
Яковлев А.А., Бабич Н.В., Покровская С.Д., Долженко В.И. (2005) Биологическая эффективность антикоагулянтных родентицидов против обыкновенной и общественной полевок. Вестник защиты растений 2(96): 55-57.
Яковлев А.А. (2018) Экономические и научно-технические предпосылки для предотвращения массового размножения мышевидных грызунов на посевах озимых зерновых колосовых культур. Современные технологии и средства защиты растений - платформа для инновационного освоения в АПК России Материалы конференции. С-Пб. 173-174.
Bykovsky VA., Yakovlev A. A. (1995) The dry pellets are attracted to the water vole (Arvicola terrestris). Europen journal of Plant Pathology. XIII International Plant Protection Congress. The Hague-The Netherlands. Kluwer Academic Publishers: 651.
Market Research Reports Global Rodenticides Market Trends in 2017
https://newsstand.joomag.com/ru/market-research-reports-global-rodenticides-market-trends-in-2017/0960380001493883981
К 90-летию ВИЗР
ВИЗР В ПЕРИОД БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА (ВОСПОМИНАНИЯ К.В. КАМЕНКОВОЙ)
ALL-RUSSIAN INSTITUTE OF PLANT PROTECTION DURING THE LENINGRAD BLOCKADE
(MEMOIRS OF K.V. KAMENKOVA)
К.В. Каменкова с 1934 до 1974 года работала в лаборатории биометода ВИЗР. В 1941-1942 годах являлась начальником спецчасти института, ей доверялась отправка секретной корреспонденции через спецсвязь города Ленинграда. Зимой 1942 года, в самый тяжелый период, она являлась директором Ленинградского филиала ВИЗР в блокированном городе. В послевоенные годы кандидат биологических наук К.В. Каменкова занималась разработкой биологического метода борьбы с зерновой совкой и другими вредителями. Приведённые ниже воспоминания К.В. Каменковой содержат малоизвестные факты о жизни и работе института в Ленинграде в самую тяжелую блокадную зиму 1942 года.
Подготовлено к печати Гусевой О.Г.
Доверенность на имя К.В. Каменковой на отправку секретной корреспонденции (архив ВИЗР)
Институт был эвакуирован на «Большую землю» в январе 1942 года, а нас в Ленинградском филиале ВИЗР осталось лишь 8 сотрудников, которые по разным причинам не смогли покинуть Ленинград. У меня на руках был восьмимесячный сын. Разговор с председателем комиссии
по эвакуации ВИЗР академиком Презентом был коротким: или оставить больного сына и эвакуироваться, или остаться с ним в Ленинграде. Выбор был сделан - я осталась с сыном и свекровью в Ленинграде, в осажденном городе.
66
Каменкова К.В. /Вестник защиты растений 3(101) - 2019, с. 65-66
Директором Ленинградского филиала ВИЗР был назначен М.П. Серканов (начальник снабжения). После отъезда сотрудников в январе на работу вышли: М.П. Серканов, Н.И. Иванова, П.В. Сабурова, М.Ф. Кожуро, Н.П. Павлова (бухгалтер), В.Е. Жернаков, кассир и я. Мы ежедневно приходили на работу к 9 часам утра и заканчивали в 4 часа дня.
В нашу задачу входило: сохранение материальных ценностей института, посылка нужных книг и отчетов эвакуированному институту, ответы на письма сотрудников, сражавшихся на фронте, высылка брони сотрудникам-воинам и т.д.
Через 5 дней после эвакуации института на работу не вышел М.П. Серканов. Он умер по дороге домой. Вспомнилось, как накануне Михаил Петрович рассказывал нам про Сибирь, где он родился и вырос, про вкусные сибирские шаньги...
Мы остались одни, месяц кончался и не было доверенностей на получение продуктовых карточек. А карточки в то время - жизнь.
Составив телеграмму на имя И.М. Полякова и сообщив о своем бедственном положении, мы отправили её за линию фронта. И хотя надежда на получение ответа была слабая, он вскоре пришел. В нем было утверждено мое назначение директором Ленинградского филиала ВИЗР в блокированном городе.
В наши обязанности, помимо указанного, входило также составление финансовых отчетов. Но как раз в это время во время обстрела Исаакиевской площади погибла наш бухгалтер Нина Павловна Павлова. . Она ушла раньше нас. Мы не успели выйти из комнаты как начался обстрел Исаакиевской площади. Мы задержались и сразу подумали о Нине. Она погибла от первого снаряда у здания, где мы сейчас работаем. Осколок стекла попал в легкое. Через два дня не вышла на работу и кассир. Как составлять финансовые отчеты, когда мы понятия не имели о дебите и кредите? Пришлось идти в банк за консультацией, после чего мы уже составляли финансовые отчеты и планы.
Затем было получено новое задание - сдать все ценности института в фонд обороны и сообщить о состоянии
спецсклада, который находился на Елагином острове. Мы долго не могли ответить на запросы о спецскладе, так как в морозные зимние дни не было сил дойти до Елагина острова, ждали весну. Только в апреле мы с Жернаковым с большим трудом пешком добрались туда. Каково же было наше огорчение, когда мы увидели, что спецсклад разворочен и разграблен. Составили акт, погоревали и пошли пешком в обратный путь.
Зимой стали приходить тревожные письма о П.К. Седове с просьбой прийти и помочь ему, так как он находился в госпитале в тяжелом состоянии после боев в рядах ополчения. Наши сотрудники были уже очень слабы. Тогда я взяла своего сына и пошла в госпиталь. Какая была радость для П.К. Седова, когда он увидел нас. Вместе мы плакали от радости, а потом он принес для сына два кусочка сахара. По доверенности мы получили его деньги, которые помогли ему выжить во время эвакуации госпиталя.
Наступила весна и с ней новые заботы - нужно скалывать лед около института и домов. И хотя трудно было, все выходили на работу, так как это помогало согреваться и бороться с эпидемией.
Навещал нас директор М.П. Елсуков - он служил в артиллерии, командовал батареей. Оказалось, что он пишет стихи, много читал нам, запомнились строки: ... «а батарея Елсукова бьет метко по врагу.». Он подбадривал нас, вселяя веру во все хорошее. Много раз навещал нас Е.М. Шумаков. Заходил в институт и И.Я. Поляков, который служил в химбатальоне, как всегда кипучий, энергичный, много рассказывал о своих делах.
Весной вернулся в строй С.М. Тупеневич, пришла на работу Е.И. Дворцова. Мы с Н.И. Ивановой стали думать о эвакуации, так как совсем обессилели (я похудела на 20 кг). 1 августа 1942 года мы эвакуировались. Во главе ВИЗР вместо меня встал С.М. Тупеневич.
О блокаде Ленинграда, о Ленинградцах и их подвиге много написано и рассказано. Я рассказала вам лишь отдельные собственные впечатления о самоотверженной работе группы сотрудников ВИЗР в период с января по август 1942 г., т.е. о самых тяжелых днях блокады и о самых тяжелых днях моей жизни.
К.В. Каменкова
К 90-летию ВИЗР
О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ - НАСТОЯЩЕМ НАСТАВНИКЕ И УЧЁНОМ ТАТЬЯНЕ ГРИГОРЬЕВНЕ ГРИГОРЬЕВОЙ
Н.Ж. Ашикбаев
ТОО «Казахский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева»,
Алматы, Казахстан
ABOUT THE SCIENTIFIC SUPERVISOR - THE TRUE MENTOR AND SCIENTIST TATYANA GRIGORYEVNA GRIGORYEVA
N.Zh. Ashikbayev
Kazakh Insitute of Plant Protection and Quarantine named after Zh. Zhiembaev, Almaty, Kazakhstan
Я, после окончания в 1967 г. факультета защиты рас- ассистентом кафедры энтомологии у д.с.-х.н, профессо-тений Казахского сельскохозяйственного института ра, Сергея Александровича Харина, занимался подго-(г. Алма-Ата, ныне Алматы), в течение двух лет работая товкой к аспирантуре, проводил исследования в учхозе