Научная статья на тему 'Визовые аспекты осуществления академического обмена между Российской Федерацией и Европейским союзом: опыт бфу им. И. Канта'

Визовые аспекты осуществления академического обмена между Российской Федерацией и Европейским союзом: опыт бфу им. И. Канта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
визовый режим / академическая мобильность / иностранные студенты / visa regime / academic mobility / international students

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуковский Игорь Игоревич, Троицкая Наталья Сергеевна

<i>Анализируется опыт БФУ им. И. Канта в осуществлении академического обмена между Российской Федерацией и Европейским союзом. Основное внимание уделяется визовым вопросам и миграционному учету иностранных граждан в России</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>This article analyses different aspects of the EU-Russia academic mobility. The authors pay special attention to visa and migration registration issues faced by foreign citizens in Russia</i>

Текст научной работы на тему «Визовые аспекты осуществления академического обмена между Российской Федерацией и Европейским союзом: опыт бфу им. И. Канта»

УДК 378.12+341.232.7

И. И. Жуковский Н. С. Троицкая

ВИЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБМЕНА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ОПЫТ БФУ им. И. КАНТА

Анализируется опыт БФУ им. И. Канта в осуществлении академического обмена между Российской Федерацией и Европейским союзом. Основное внимание уделяется визовым вопросам и миграционному учету иностранных граждан в России.

This article analyses different aspects of the EU-Russia academic mobility. The authors pay special attention to visa and migration registration issues faced by foreign citizens in Russia.

Ф

Ключевые слова: визовый режим, академическая мобильность, иностранные студенты.

Key words: visa regime, academic mobility, international students.

Международная деятельность БФУ им. И. Канта ведется в соответствии с нормативными актами РФ по международному сотрудничеству. Приоритетное направление — это интернационализация образования и поиск новых форм международного сотрудничества, способствующих гармонизации российского и европейского образования, повышению качества образовательного процесса.

БФУ им. И. Канта стремится увеличить число иностранных граждан, посещающих наш университет с различными целями: от участия в краткосрочных ознакомительных визитах до получения высшего образования с выдачей диплома. Со своей стороны университет организует зарубежные стажировки для своих студентов и сотрудников, что позволяет повышать квалификацию, изучать иностранные языки и расширять круг научных, деловых и личных контактов.

На сегодняшний день в БФУ им. И. Канта на всех формах обучения (очной, очно-заочной и заочной) получают образование около 250 иностранных граждан. Иностранные граждане прибывают в университет для обучения на курсах русского языка как иностранного, для прохождения стажировок, для чтения лекций на факультетах, а также в рамках совместных научных и культурных проектов и т. д. Студенты, аспиранты и преподаватели нашего вуза регулярно выезжают за границу с целью осуществления научной и культурной деятельности (участие в семинарах, конференциях, школах), для участия в спортивных соревнованиях и т. д.

Успешное осуществление научно-образовательных контактов между российскими университетами и университетами ЕС обусловлено не только обоюдным желанием и интересами участников этого взаимовыгодного и увлекательного процесса. Важное значение имеет визовый аспект, так как для взаимных поездок граждан Российской Федерации и Европейского союза необходимы визы.

Виза — разрешительный документ, одно из оснований въезда иностранца на территорию государства. В то же время получение в установленном порядке визы не гарантирует автоматического пропуска в страну. Финальное решение о пропуске принимают пограничные службы, опираясь на соответствующие регламенты и результаты паспортного контроля непосредственно на границе (бывают ситуации, когда при наличии действующих виз в действующих паспортах их обладателям отказывают в пересечении границы по разным причинам) [3].

I. Оформление российских виз гражданам ЕС, прибывающим в БФУ им. И. Канта.

БФУ им. И. Канта в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации: федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля

2002 г. № 115-ФЗ (с изменениями), «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями), «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (с изменениями), совместным приказом МИД, МВД и ФСБ РФ от 27 декабря 2003 г. № 19723А/1048/922 «Об утверждении перечня "Цели поездок", используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» (с приложением) и другими законодательными актами. На основе этих юридических документов БФУ им. И. Канта оформляет приглашения иностранным гражданам и продлевает через Управление Федеральной миграционной службы по Калининградской области визы следующих категорий:

1. Обучение в БФУ им. И. Канта (учебные визы):

— Аспирантура — иностранцам, прибывающим с целью обучения в аспирантуре на полный курс обучения (однократная до трех месяцев с последующим продлением до 31 октября соответствующего года).

— Стажировка — иностранцам, прибывающим с целью повышения квалификации или на профессиональную переподготовку в БФУ им. И. Канта (однократная до трех месяцев с последующим продлением на период обучения или двукратная до трех месяцев).

— Курсы — иностранцам, прибывающим с целью обучения на подготовительных курсах или курсах русского языка (однократная до трех месяцев с последующим продлением на период обучения или двукратная до трех месяцев).

— Учеба — иностранцам, прибывающим с целью прохождения обучения в БФУ им. И. Канта (однократная до трех месяцев с последующим продлением на период обучения или двукратная до трех месяцев).

2. Осуществление трудовой деятельности в БФУ им. И. Канта (рабочие визы):

— Работа по найму — иностранцам, прибывающим в РФ с целью осуществления своей профессиональной деятельности в БФУ им. И. Канта.

— Преподаватель — иностранцам, прибывающим в РФ с целью преподавания в БФУ им. И. Канта (однократная до трех месяцев с последующим продлением на период обучения или двукратная до трех месяцев).

3. Осуществление научных, культурных и спортивных связей и контактов (гуманитарные визы):

— Молодежные связи — иностранцам, прибывающим по линии молодежных и студенческих обменов, в том числе для работы в библиотеках (однократная или двукратная до трех месяцев и многократная до года).

— Научно-технические связи — иностранцам, прибывающим для организации и реализации научно-технических связей, а также участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, конгрессах и проведения научной работы по обмену (однократная или двукратная до трех месяцев и многократная до года).

— Спортивные связи — иностранцам, прибывающим для организации спортивного сотрудничества, участия в спортивных соревнованиях (однократная или двукратная до трех месяцев и многократная до года).

— Культурные связи — иностранцам, прибывающим для организации культурного сотрудничества, а также участия в некоммерческих художественных выставках, фестивалях, гастролях (однократная или двукратная до трех месяцев и многократная до года).

4. Деловые поездки (деловые визы) — например, иностранцам, прибывающим с целью чтения курса лекций в БФУ им. И. Канта (однократная или двукратная до трех месяцев) [5].

Таким образом, БФУ им. И. Канта оформляет приглашения для получения виз иностранным гражданам, собирающимся приехать в Россию с целью обучения, преподавания, осуществления научной, культурной и спортивной деятельности, т. е. по профильным для университета направлениям.

Соглашение об упрощении выдачи виз, вступившее в силу 1 июня 2007 г., значительно облегчило БФУ им. И. Канта работу по оформлению приглашений гражданам ЕС, поскольку оно дало возможность университету как принимающему юридическому лицу право самостоятельно оформлять приглашения на своем фирменном бланке за подписью руководителя организации (ректора). Кроме того, вышеперечисленные цели поездок освобождают претендентов на визы от уплаты визовых сборов (в настоящее время визовый сбор составляет 35 евро, при срочном варианте оформления — 70).

До 2007 г. приглашения оформлялись в Представительстве МИД России в Калининграде и Управлении Федеральной миграционной службы по Калининградской области. Срок оформления приглашений составлял один месяц, в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачивалась госпошлина за каждое приглашение в сумме 500 рублей. В случае необходимости в срочном порядке пригласить в университет гражданина ЕС приходилось задействовать сложные схемы уговоров, личного контакта и переговоров руководства по прохождению конкретного приглашения через нужные инстанции.

Можно зафиксировать очевидные плюсы от вступления в силу вышеуказанного Соглашения — экономия времени, денег и человеческих ресурсов. Продемонстрируем это, сопоставив количество приглашений, оформленных БФУ им. И. Канта самостоятельно, через УФМС и Представительство МИД России в Калининграде за последние пять лет.

Приглашения, оформленные БФУ им. И. Канта

Год БФУ им. И. Канта УФМС по Калининградской области Представительство МИД России в Калининграде

2006 — 158 234

2007 148 130 75

2008 361 25 45

2009 811 29 19

2010 650 24 —

Кроме того, данное Соглашение позволило консульским учреждениям РФ выдавать многократные долгосрочные визы для въезда в РФ гражданам ЕС по приглашениям университета. Это позволяет постоянным партнерам университета из ЕС беспрепятственно посещать наш университет и вносить свой вклад в развитие научно-образовательного сотрудничества РФ — ЕС, избегая регулярного посещения российских консульских учреждений.

В 2008 г. был установлен своеобразный рекорд — проректору по международному сотрудничеству Савойского университета (г. Шам-берри, Франция) по приглашению БФУ им. И. Канта была выдана российская виза на пять лет. Трудозатраты на пятилетнюю визу ничем особым не отличались от хлопот по выдаче годовой визы: стандартный пакет документов и пара звонков в Посольство РФ во Франции, проясняющих необходимость такого долгого срока действия визы для нашего партнера Эрика Брюна. Посольство любезно оказало содействие в решении этого вопроса.

К положительным моментам можно отнести и внесение изменений летом 2010 г. в российское законодательство, что позволило сократить сроки процедур по привлечению иностранных преподавателей и специалистов. Решен вопрос об упрощении порядка их приема на работу в российские вузы — сейчас не требуется получать специальный документ — разрешение на привлечение иностранных преподавателей, а последним — получать разрешение на работу. Благодаря введению понятия «высококвалифицированный специалист» появилась возмож-

ность упрощения порядка привлечения научных сотрудников: работодателю теперь не нужно получать «разрешение», не нужна процедура квотирования, но вместе с тем сохраняется необходимость получения разрешения на работу самими иностранцами, хотя и в облегченном порядке [2].

Также БФУ им. И. Канта занимается подготовкой документов для продления однократных учебных и рабочих виз иностранным студентам, аспирантам и преподавателям в Управлении Федеральной миграционной службы России по Калининградской области путем выдачи им многократных виз на период обучения или трудовой деятельности сроком до одного года [6]. Это очень важное направление работы университета, так как с 2003 г. осуществляется прием на обучение студентов и аспирантов и повышение квалификации по всем направлениям в рамках Государственной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Сегодня в БФУ им. И. Канта обучаются около 180 иностранных студентов и аспирантов из стран Европейского союза (граждане Литвы, Латвии и Эстонии).

Обрисовав общую картину по оформлению приглашений и виз российским гражданам и гражданам Европейского союза для взаимных поездок и отметив положительные стороны в упрощении визовой ситуации, необходимо обозначить и существующие проблемы.

Основной проблемой, с которой сталкиваются иностранные граждане, прибывающие в БФУ им. И. Канта, и российские граждане, направляющиеся в иностранные вузы и организации, является само наличие визового режима. Но этот вопрос, по заявлениям президента РФ Д. А. Медведева, — сложен и многогранен, для его решения необходимы политическая воля и тесное сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом. Президент Медведев неоднократно информировал партнеров из стран ЕС о стремлении российской стороны перейти к безвизовому режиму поездок граждан на взаимной основе.

Но есть круг проблем, которые можно было бы решить путем внесения изменений в российское законодательство. Это в первую очередь относится к сокращению сроков оформления приглашений и самих виз уполномоченными на то государственными органами [6]. Например, в ст. 11 положения от 9 июня 2003 г. «Об установлении формы визы, порядка и условии ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (с изменениями) прописано, что срок оформления визы составляет не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. По опыту работы можно сказать, что зачастую Управление Федеральной миграционной службы не выдает визы раньше истечения этого срока. Такая же ситуация с приглашениями для иностранных граждан — срок их оформления составляет в среднем месяц с момента подачи документов.

Консульские учреждения РФ, выдающие иностранцам российские визы, также имеют регламентированные сроки для оформления виз, но практика показывает, что в случае необходимости российские визы могут выдаваться как без приглашения — по решению консульского работника, так и в кратчайшие сроки — до нескольких часов. Но это все

чрезвычайные ситуации, которые требуют переговоров и обмена корреспонденцией соответствующего характера.

Другой, на наш взгляд, серьезной проблемой является постановка иностранных граждан на миграционный учет в Российской Федерации, т. е. регистрация по месту пребывания. Согласно федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане должны были быть зарегистрированы не позднее трех рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания. Такое правило существовало до марта 2011 г. — до внесения изменений в закон. На практике это было довольно неудобно для иностранных преподавателей или студентов, которые приехали в РФ на срок менее трех дней, допустим, для участия в семинаре или конференции, так как получалось, что часть времени от своего краткого визита они тратили на регистрацию на территории РФ. После внесения в закон изменений срок постановки на миграционный учет составил семь рабочих дней, что можно оценивать как положительный момент.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан — это одна из форм государственного регулирования миграционных процессов, направленная на обеспечение и исполнение установленных гарантий соблюдения прав каждого, кто законно находится на территории РФ [4]. Но в действительности обязательная регистрация иностранцев по месту пребывания — дополнительный контроль, так как первый раз иностранные граждане регистрируются, заполняя миграционную карту при пересечении границы РФ, и информация о них поступает в общую базу данных об иностранцах, прибывающих в Россию, а постановка на миграционный учет является вторичной регистрацией. В данном случае было бы оптимальным использовать для всех иностранных граждан тот вариант регистрации, который существует для граждан Украины на территории РФ: если период пребывания в РФ составляет менее чем девяносто дней, то им не требуется постановка на миграционный учет.

II. Оформление шенгенских виз для студентов, аспирантов и преподавателей БФУ им. И. Канта.

В настоящее время на территории Калининградской области представлен следующий консульский корпус государств Европейского союза, в компетенции которых находится выдача шенгенских виз:

• Генеральное консульство Федеративной Республики Германия — оформляет визы в Германию и во Францию;

• Генеральное консульство Литовской Республики — оформляет визы в Литву, Эстонию, Данию и Норвегию;

• Генеральное консульство Республики Польша — оформляет визы в Польшу, Швецию и Нидерланды;

• Канцелярия Консульского отдела Посольства Латвийской Республики — оформляет визы в Латвию, Венгрию и Словению.

Все вышеуказанные консульские учреждения выдают визы российским гражданам на основе Регламента № 810/209 Европейского парламента и совета от 13 июля 2009 г., устанавливающего Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс), Соглашения от 25 мая 2006 г. между

Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (кроме Дании, Великобритании и Ирландии) и других нормативных документов.

Можно отметить, что шенгенские визы для осуществления научной, культурной, учебной, спортивной и творческой деятельности оформляются в упрощенном порядке, так как перечень документов для подачи на визу несколько меньше стандартного, а также вышеуказанные цели поездок освобождают от уплаты визовых сборов [1].

Охарактеризовав проблемы, с которыми сталкивается БФУ им. И. Канта при оформлении приглашений, виз и регистрации иностранным гражданам, остановимся на трудностях, возникающих при оформлении виз студентам, аспирантам и преподавателям нашего университета, выезжающим в страны Шенгенского договора.

Например, для оформления визы необходим оригинал письменного приглашения от организации, юридического или частного лица, который подается в консульское учреждение вместе с остальными документами [1]. Но с получением оригинала иногда бывают сложности и задержки в сроках, из-за чего может сорваться запланированный визит. Некоторые генеральные консульства в Калининграде уже пошли навстречу, оформляя однократные визы при наличии только факсовой или сканированной копии приглашения. Желательно, чтобы такая практика перешла и на оформление многократных виз.

В то же время хотелось бы отметить факт, по нашему мнению, крайне любопытный: при ссылке на единые для государств Шенгенского соглашения регламенты выдачи виз [7] консульства разных стран требуют разные пакеты документов и применяют различные режимы подтверждения платежеспособности заявителей.

Еще одной проблемой является нежелание иностранных консульских представительств оформлять многократные визы сроком действия от двух до пяти лет. В п. 3 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза говорится о том, что некоторые категории граждан, например участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе университетских программах обмена, международных спортивных мероприятиях, имеют право на оформление таких многократных виз. Обязательное условие — использование в течение предшествующего двухлетнего периода годовой многократной визы и сохранение оснований для обращения с запросом о ее оформлении.

У БФУ им. И. Канта много контактов с зарубежными партнерами из стран Европейского союза — университетами, научными центрами, поэтому естественно, что многие преподаватели, аспиранты и студенты, имевшие годовые многократные шенгенские визы, претендуют на получение двух- и трехгодичных виз. Но зачастую консульские учреждения отказывают им в получении таких виз, несмотря на наличие оснований, некоторые консульства на свое усмотрение выдают визы на

меньший срок и иное количество посещений, чем заявлено в приглашении. Например, при наличии приглашения на получение годовой многократной визы без объяснения причин выдается двукратная или однократная виза, срок действия которой — три месяца.

Сложилась удивительная практика: хотя чаще всего мы работаем с польскими, немецкими или литовскими партнерами, долгосрочные многократные визы проще получать, например, в консульских учреждениях Франции или Испании. У некоторых наших сотрудников имеются пяти- и четырехлетние французские визы исключительно благодаря доброй воле консульств этих стран.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем создать оптимальные визовые условия для реализации научно-образовательного и академического обмена с целью формирования единого научно-образовательного пространства РФ — ЕС.

Прежде всего, желательно перейти к безвизовому режиму поездок на взаимной основе без всяких дополнительных условий. В случае невозможности в ближайшей перспективе введения безвизового режима, опираясь на собственный опыт, мы предлагаем следующие способы облегчения визового режима, которые могут быть осуществлены при наличии политической воли с двух сторон (напомним, что РФ такую волю демонстрирует в ряде заявлений руководства страны):

— выдача виз для студентов, преподавателей и сотрудников университетов без оригиналов приглашений в первый раз на срок действия приглашения, а при последующих обращениях в случае правильного использования визы — на срок действия паспорта.

— упрощение режима миграционного контроля с российской стороны: необходимость внесения изменений в российское законодательство с целью сокращения сроков оформления приглашений и виз иностранным гражданам и облегчения процедуры их регистрации на территории РФ;

— использование более гибкого подхода в реализации международных соглашений в вопросах выдачи виз консульскими учреждениями Европейского союза и России лицам, участвующим в научной, культурной, спортивной или творческой деятельности, в том числе университетских программах обмена;

— сохранение консульского сбора только в случае срочного режима оформления виз, а во всех остальных случаях его отмена или значительное снижение.

В работе с такой сложной и неоднозначной темой, как режим перемещения граждан через границы, невольно вспоминается первая строка из стихотворения Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте»: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». Однако хочется, чтобы поэзия была источником лишь интеллектуального и эстетического услаждения, а не аналогией или констатацией условий реализации научноакадемических обменов между Российской Федерацией и Европейским союзом.

Список литературы

1. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза от 25 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]: федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Об утверждении перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства [Электронный ресурс]: совместный приказ Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 27 декабря 2003 г. № 19723А/1048/922 (с прил.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об установлении формы визы, порядка и условии ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы [Электронный ресурс]: положение от 9 июня

2003 г. (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Регламент (ЕС) № 810/209 Европейского парламента и совета от 13 июля 2009 г., устанавливающего Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс). URL: http://eulaw.ru/content/visa-code (дата обращения: 12.11.2010).

Об авторах

Жуковский Игорь Игоревич, кандидат политических наук, проректор по международным связям, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: baltmion@kantiana.ru

Троицкая Наталья Сергеевна, заместитель начальника Управления международных связей, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: ntroitskaya@kantiana.ru

About authors

Dr. Igor I. Zhukovsky, Associate Professor, Vice-Rector for International Affairs, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: izhukovskii@kantiana.ru

Natalia S. Troitskaya, deputy head of the International Relations Office, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: ntroitskaya@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.