Научная статья на тему 'Византийские золотые кресты раннесредневекового времени из Керчи'

Византийские золотые кресты раннесредневекового времени из Керчи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЯ / БОСПОР / ХРИСТИАНСТВО / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / УКРАШЕНИЯ / КРЕСТ / BYZANTIUM / BOSPORUS / CHRISTIANITY / JEWELRY ART / JEWELRY / CROSS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрединова Э.А.

Среди немногочисленных керченских находок индивидуальных предметов христианского культа раннесредневекового времени особого внимания заслуживают золотые наперстные кресты (рис. 1, 1; 2, 1), относящиеся к предметам византийского ювелирного искусства. Один из них, сделанный в виде коробочки с прямыми расширяющимися концами (рис. 1, 1), принадлежит группе массовых изделий, которыми Византия снабжала свою ойкумену в VI первой половине VII вв. Второй крест, с фигурными концами с врезным растительным орнаментом (рис. 2, 1), скорее всего, был сделан на заказ константинопольским ювелиром в VII в. Оба креста принадлежали знатным боспорянкам, носившим их на шее в ожерелье вместе с бусами и другими украшениями. Находки подобного рода свидетельствуют о единстве культуры в христианском мире и являются ярким свидетельством тесных экономических и культурных связях региона с Византийской империей в эпоху раннего средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Byzantine golden crosses of early medieval time from Kerch

Among the few Kerch fi nds of individual items of the Christian cult of the early medieval time, gold pate-sized crosses (Figures 1, 1, 2, 1), which relate to the objects of Byzantine jewelry art, deserve special attention. One of them, made in the form of a box with straight expanding ends (Figures 1, 1) belongs to a group of mass products by which Byzantium supplied its oecumene in the 6th first half of the 7th centuries. The second cross, with its figured ends with an incised vegetative ornament (Figures 2, 1), was most likely made to order by the Constantinople jeweler in the 7th century. Both crosses belonged to noble Bosporan women, who wore them on their necks in necklaces, along with beads and other ornaments. Findings of this kind testify to the unity of culture in the Christian world and are clear evidence of the close economic and cultural ties of the region with the Byzantine Empire in the era of the early Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Византийские золотые кресты раннесредневекового времени из Керчи»

Э.А. ХАЙРЕДИНОВА E.A. KHAIREDINOVA

ВИЗАНТИЙСКИЕ ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ВРЕМЕНИ ИЗ КЕРЧИ1 BYZANTINE GOLDEN CROSSES OF EARLY MEDIEVAL TIME FROM KERCH

Среди немногочисленных керченских находок индивидуальных предметов христианского культа раннесредневекового времени особого внимания заслуживают два золотых наперстных креста, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа и Британского музея (рис. 1, 1; 2, 1).

Один из крестов (рис. 1, 1) найден в Керчи в конце XIX в. Точное место его находки неизвестно. В Государственный Эрмитаж крест поступил в 1920-е гг. из ГАИМК [Залесская, 2006, с. 102-103, кат. № 143]. Крест сделан со слабо расширяющимися концами в виде полой коробочки, спаянной из пластин, и украшен выпуклыми гранатами, вставленными в круглое и каплевидные гнезда, напаянные на лицевой стороне. Гнезда с гранатовыми вставками образуют крестовидную фигуру. В ее центре помещено круглое гнездо, украшенное напаянной у основания сканной проволочкой. Четыре каплевидных гнезда, расположенных заостренной частью к центру, формируют ветви крестовидной фигуры. Обратная сторона креста покрыта гравировкой из расходящихся косых линий, имитирующих растительный орнамент (рис. 1, 1). Петелька для подвешивания скручена из узкой рифленой пластинки. Размеры креста: 3,8 х 1,9 см. В.Н. Залесская, причислив крест к византийской продукции, не исключила возможности его местного изготовления по привозным из метрополии образцам [Залесская, 2006, с. 102-103, кат. № 143]. Крест, возможно, переделывался или ремонтировался. Скорее всего, каплевидные гнезда были напаяны позже - под ними уничтожена косая штриховка, которая, судя по не тронутому переделкой пространству на нижней ветви, покрывала всю лицевую пластину. Небольшие круглые отверстия по углам нижней и боковых ветвей креста также относятся ко времени ремонта или переделки креста. Они остались от небольших гвоздиков-заклепок, при помощи которых лицевая пластина с напаянными гнездами соединялась с остальной частью креста.

Описанный крест относится к группе золотых византийских изделий VI - первой половины VII вв., широко распространенных как на территории самой империи, так и

1 Работа подготовлена в рамках фундаментальной темы «Кросс-культурные связи населения Таврики и близлежащих территорий в эпоху средневековья» (№ госрегистрации АААА-А18-118013000106-7). утвержденной государственным заданием отделу средневековой археологии ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН».

в областях, имевших политические и экономические связи с ней (рис. 3, 1-11) [Spier, 2012, p. 93-94]. Они найдены в Константинополе [Ross, 1965, p. 22, 179, Pl. XXIII, 16; XCVII, H; Curcic, Clair, 1986, p. 91, Nr. 87], в Сиро-Палестинском регионе [Frova, 1965, p. 236-237, fig. 293; Israeli, Mevorah, 2000, p. 141; Fansa, Bollmann, 2008, S. 182183, Kat. Nr. 145, 146], на территориях Балканских провинций Византии [Nicolescu, 1971, fig. 23-25; Овчаров, Ваклинова, 1978, с. 51, Abb. 120, 122; Uense, 1992, S. 171172, 523, Taf. 8, 9; 126, 2; Pillinger, 1992, Abb. 19-21] и на севере Италии [Riemer, 2000, S. 83, Taf. 92,2]. Подобные кресты известны в Северной Италии и в Хорватии среди остготских древностей конца V - первой половины VI вв. [Vinski, 1968. Tabl. I, 6; Bierbrauer, 1975, S. 198-204, Taf. 8, 4; 33, 9; Bierbrauer, 1994, p. 204-208, Kat. Nr. III28t, 29i] и в Абхазии, в погребении второй половины VI - первой половины VII вв. из могильника апсилов, у церкви Шапкы [Воронов, 1975, с. 127, рис. 46, 4; Воронов, 1998, с. 302]. Кресты этого типа сделаны одинаково, в форме коробочки, полой или заполненной белой пастой, но различаются размерами и декором. Встречаются как миниатюрные экземпляры, высота которых не превышает 1,8 см, так и крупные изделия высотой 7,0 см. Некоторые кресты изготовлены с гладкой лицевой стороной, украшенной только красным камнем или стеклянной вставкой в круглом гнезде, напаянном в перекрестии, другие - покрыты узором из зерни и скани, реже - эмалью [Brown, 1984, р. 9, fig. 8]. Известны кресты, к ветвям которых подвешены жемчужины (рис. 3, 9).

Кресты, украшенные подобно экземпляру из Керчи, гравировкой из косых линий, обнаружены в Румынии, в Истрии - в составе клада VI в. (рис. 3, 5,6) [Nicolescu, 1971, fig. 23-25; Theodorescu, 1976, р. 17, 27, fig. 17], в Болгарии, Сирии и Турции (рис. 3, 2,3) [Овчаров, Ваклинова, 1978, с. 51, Abb. 122; Wamser, 2004, S. 310-311, Kat.Nr. 526, 532; Fansa, Bollmann, 2008, S. 182-183, Kat. Nr. 145, 146], а также в Юго-Западном Крыму, на плато Мангуп, в составе Тешкли-бурунского клада второй половины VI - первой половины VII вв. (рис. 3, 11) [Хайрединова, 2017, с. 62-63, рис. 1, 3). Идентичный крест, место находки которого не известно, хранится в Музее Бенаки в Афинах (рис. 3, 1) [Papanikola-Bakirtzi, 2002, р. 498, Kat. Nr. 678]. В Венгрии, в аварском могильнике Балатонфюзфё-Самаши, в одной из могил конца VI - первой половины VII вв. найден крест, подобный по форме и декору, но выполненный из серебра (рис. 3, 4) [Garam, 2001, Taf. 38, 1]. К этому ряду аналогий следует добавить три золотых креста, служивших деталями составных подвесок к серьге VI в., хранящейся ныне в Художественном музее Уолтерса (рис. 3, 10) [Yeroulanou, 1999, р. 213, Kat. Nr. 53]. Декор из косых гравированных линий размещали не только на лицевой стороне крестов, но и на их обороте. Именно так украшены небольшие золотые кресты из коллекций Дамбартон Оукс (рис. 3, 7) [Spier 1987, p. 14, fig. 12] и Сирии (рис. 3, 8) [Fansa, Bollmann, S. 182-183, Kat.Nr. 146], а также большой пекторальный крест из художественной галереи Les Enluminures (рис. 3, 9) [Spier, 2012, р. 91-92, Kat. N14a].

Гравировка из косых насечек на крестах имитирует листья аканта, стилизованное изображение которых было популярным декоративным мотивом на византийских

изделиях раннесредневекового времени. Изображения крестов с расширяющимися ветвями, покрытыми листьями аканта, присутствуют в архитектурном убранстве

- на коптской стеле (рис. 3, 14) [Heurgon, 1958, pl. 37, 2] и на алтарной преграде конца VI - первой половины VII вв., найденной на Кипре (рис. 3, 15,16) [Doria, 2013, p. 166-167, fig. 7]. На византийских коробочках-реликвариях и медальонах VI-VII вв. стилизованное изображение листьев аканта, переданное косой гравировкой, образует фон, на котором размещен крест (рис. 3, 12,13) [Spier, 1987, p. 5-14]. По мнению Дж. Спайера, эти предметы, происходящие из разных регионов империи, выполнены в едином «византийском» стиле, возникшем в самом начале VI в. в Константинополе и существовавшем вплоть до конца VII в. Широкое распространение изделий этого стиля свидетельствует о том, что по всей империи ювелиры следовали за установленной столицей модой [Spier, 1987, p. 13-14].

Золотые византийские кресты, бесспорно, были ювелирными изделиями. Многие из них богато декорированы сканью, зернью и драгоценными камнями, вставленными в гнезда, некоторые покрыты гравировкой. Отдельные экземпляры, судя по их уникальности, делались на заказ. Одновременно бытовали и более дешевые варианты крестов, сделанных в форме коробочки с расширяющимися концами. Так, например, в Юго-Западном Крыму во второй половине VI в. были распространены аналогичные по форме кресты, но выполненные из бронзы и украшенные стеклянными вставками (рис. 1, 3,4) [Хайрединова, 2017, рис. 2, 6,8-11,13; Chajredinova, 2017, S. 64-66; Abb. 1, Typ 3-1b; 2].

Описанные византийские кресты с расширяющимися концами носили женщины. На территории Восточноримской империи они найдены в кладах вместе с женскими украшениями. В Венгрии и Юго-Западном Крыму кресты выявлены в женских погребениях. Кресты носили на золотых цепочках, в ожерельях с драгоценными или полудрагоценными камнями, либо в низках из стеклянных и янтарных бусин (рис. 1, 3,4) [Хайрединова, 2017, рис. 9]. Учитывая сказанное, можно предположить, что и золотой крест, найденный в Керчи, принадлежал богатой боспорянке, которая носила его в наборе с золотыми украшениями.

Второй золотой крест, происходящий из Керчи, хранится ныне в Британском музее, в составе коллекции А. Л. Бертье-Делагарда (рис. 2, 1) [Andrási, Aibabin, 2008, Cat. N86]. Известно, что А. Л. Бертье-Делагард приобрел его у керченского торговца древностями Тульмени [Кулаковский, 1908, с. 538]. Размеры креста 4,6 х 6,7 см; вес -25,46 г. Он сделан из золота 890° пробы в виде полой коробочки, спаянной из двух частей - плоской нижней и рельефной верхней. Внутри креста сохранились остатки «песчанистого грунта». На лицевой стороне крест декорирован выгравированным изображением пальметт и плоской гранатовой вставкой, укрепленной на воске в центральном крестовидном углублении. На обратной стороне выгравированы стилизованный растительный декор и перекрещивающиеся слова ©QE ZQH («свет

- жизнь») с омегой в центре. Эта формула восходит к Евангелию от Иоанна: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не 248

будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» [Ин. 8:12]2 и, по свидетельству богослова II в. Иринея Лионского, служила символическим обозначением Христа [Новооткрытое произведение, 1907, I, 9,3; Perdrizet, 1911, p. 235]. В ранне средневековое время крестовидно написанную формулу размещали на пряжках, в медальонах на тканях и, особенно часто, на крестах [Хайрединова, 2007, с. 159].

Крест из коллекции А.Л. Бертье-Делагарда следует отнести к группе византийских крестов VII в., пользовавшихся особой популярностью в Восточном Средиземноморье, о чем свидетельствуют многочисленные находки из Египта, Сирии, Западной Турции (Константинополь, Мерсин), Греции, Кипра и Крита (рис. 2, 2; 4, 5-8,10,11,13; 5, 2) [Ross, 1965, Р. 7, 10, 23-24, Cat. Nr. 4B, 6B-D, 19, PI. X; XII; XIV,19; Искусство Византии, 1977, с. 117-118, кат. №161б; Weitzmann, 1979, Р. 298-299, Fig. 36; Baldini-Lippolis, 1999. P. 147, Cat. Nr. 2.III.10a; Yeroulanou, 1999, P. 37, 133, 206, 210, Fig. 44,236, Cat. No. 23; 39; Wamser, 2004, S. 308-310, Kat. Nr. 508, 512, 513; Залесская, 2006, с. 99-100, кат. № 137].

Для датировки названных изделий показательны их находки в кладах из Ламбузы («Второй кипрский клад») вместе с серебряными блюдами с клеймами 613-629/630 гг. [Maniere-Leveque, 1997, P. 91-93, pl. 5, G,H], из Сирии («Сирийский клад А») - вместе с солидами Ираклия, выпущенными в Константинополе между 613-630 гг. [Ross, 1965, P. 10-12, Cat.Nr.6, Pl. XII-XIV; Maniere-Leveque, 1997, P. 91, 96, Pl. 5,I], из Мерсина -вместе с золотой лировидной пряжкой второй половины VII в. [Werner, 1955, S. 37; Айбабин, Хайрединова, 2005, с. 291, рис. 4,2; Залесская, 2006, с. 115, кат. № 191] и в могиле VII в. из Микен [Schulze, 1984, Abb. 4]. В Художественном музее Уолтерса хранится происходящее из Египта фрагментированное ожерелье, составленное из чередующихся лазуритовых бусин и золотой пронизи, двух оправленных сканью солидов Маврикия (582-602 гг.) и креста с петелькой для подвешивания (рис. 4, 13) [Weitzmann, 1979, Р. 298-299, Fig. 36]. Перечисленные находки позволяют говорить о бытовании византийских крестов описанного типа на протяжении всего VII в.

Во второй половине VII в. однотипные кресты распространились и за пределами империи, у варварской аристократии, о чем свидетельствуют находки в аварских могильниках Озора - Тотипушта, Тап-Борбапушта и Кёлькед (рис. 4, 12) [Garam, 2001, S. 62-63, Taf. 39], в погребении последней четверти VII в. военного вождя из Келегей, относящемся к группе памятников перещепинской культуры (рис. 4, 5) [Айбабин, 1991, с. 31, рис. 3,12] и в погребении у с. Ново-Михайловского [Залесская, 2006, с. 103, Кат. № 144]. В Озора-Тотипушта вместе с крестом найдена монета Константина IV Паганата (668-685 гг.) [Garam, 2001, S. 58-59], а в Келегеях - шесть солидов с пробитыми отверстиями для подвешивания Тиберия Константина (578-582 гг.), Ираклия (610-641 гг.) и Константа II (641-668 гг.), а также два целых солида Юстиниана I (526-565 гг.) и Ираклия (610-641 гг.) [Айбабин, 1991, с. 33].

2 Цитата дана в русском синодальном переводе.

На некрополе Эски-Кермен, в склепе 183/1978 г. с инвентарем VII-IX вв., найден фрагмент верхней рельефной части креста из пластины низкопробного серебра с вытисненным декором в виде круга с точкой в центре. На представленной нами иллюстрации (рис. 4, 3) форма креста реконструирована.

Византийские кресты описанного типа различаются способом изготовления. Ювелирные, «аристократические» изделия, к которым относится и керченский крест, отлиты из золота и декорированы ажурной резьбой или гравировкой (рис. 2, 2; 4, 10; 5, 2). Такие кресты не многочисленны, уникальны по декору и сделаны, скорее всего, на заказ. Элементы растительного орнамента, присутствующие на керченском кресте, - пальметты, врезные точки и запятые, вытянутые треугольники, которыми заполнены листья (рис. 5, 1), встречаются и на других византийских изделиях VII в. -на листовидных подвесках (рис. 5, 6) и пластинчатых накладках на меч (рис. 5, 3-5), в декоре щитков цельнолитых и шарнирных пряжек, принадлежавших знати [ Айбабин, Хайрединова, 2005, рис. 1; 3, 1,2; Paroli, Ricci, 2007, Tav. 3; 4; 228; 229]. Листовидные фигуры на обороте креста, заполненные дуговидными врезными линиями (рис. 5, 1), присутствуют и в элементах растительного декора на шелковых тканях VII в. из Ахмима (Египет) (рис. 5, 7) [Peirce, Tyler, 1934, Taf. 189, a].

Более широкое распространение имели кресты, выполненные из тонкой золотой или серебряной пластины в виде полой коробочки, спаянной из двух частей -плоской нижней и рельефной верхней, оттиснутой на матрице (рис. 4, 8). Находки бронзовых матриц для изготовления подобных предметов известны в Карфагене (рис. 4, 15) [Eger, 2010, P. 138, pl. 12] и Восточном Средиземноморье (рис. 4, 14) [Wamser, 2004, S. 308-310, Kat. Nr. 507]. Судя по происходящим из Юго-Западного Крыма экземплярам, во второй половине VII в. существовали и самые дешевые варианты крестов названного типа. Они целиком отливались из бронзы, при этом сложный растительный орнамент в медальонах заменялся врезными геометрическими фигурами, а вставки имитировались углублениями или врезным декором (рис. 4, 1,2,4) [Хайрединова, 2016, с. 283].

У всех названных изделий перекрестие сделано в виде крестовидной фигуры, из которой «прорастают» ветви креста с медальоном на завершении, имитирующим цветок или бутон (рис. 4). В медальонах помещали портреты святых, кресты, пальметты, стилизованный растительный орнамент или круглые гнезда со стеклянными вставками.

В центре крестов этого типа сделано крестовидное углубление. По мнению Н.П. Кондакова, углубление на кресте из Мерсины (рис. 4, 10) служило для вложения частицы Животворящего дерева [Кондаков, 1896, с. 191]. А. Грабар также считал крест из Мерсинского клада своего рода реликварием [Grabar, 1951, р. 27]. У большинства крестов центральные вставки утрачены. Углубление в перекрестии некоторых крестов было заполнено вставкой из рубина (рис. 4, 7) или стекла (рис. 4, 6,13). На экземпляре из коллекции А. Л. Бертье-Делагарда центральное крестовидное углубление полностью закрыто укрепленными на воске четырьмя прямоугольны-250

ми гранатовыми пластинами толщиной около 2 мм (рис. 2, 1). Края граната обломаны, что, по мнению Ю. Андраши, свидетельствует об их вторичном использовании [Andrasi, Aibabin, 2008, p. 62, Cat. N86]. Заполнение креста полностью не сохранилось, поэтому невозможно определить, служил ли он реликварием. «Песчанистый грунт», остатки которого зафиксированы внутри, мог быть использован в качестве наполнителя полого изделия для придания большей прочности.

О.М. Далтон, опубликовавший крест в 1924 г., интерпретировал его как пекто-ральный и епископский [Dalton, 1924, p. 389]. Безусловно, определить назначение креста, не имеющего археологического контекста, довольно трудно. На раннесред-невековых мозаиках и фресках священнослужители изображались без пекторальных крестов. Вместе с тем, известно несколько одновременных изображений крестов в женском одеянии. В Музее Метрополитен хранится происходящая из Египта терракотовая статуэтка девушки V в. с большим пластинчатым наперстным крестом, укрепленным у горловины туники (рис. 6, 2). На одной из коптских туник VI в. из коллекции Бруклинского музея выткано изображение ожерелья, состоящего из круглых разноцветных бусин и подвешенного в центре большого креста с петелькой (рис. 6, 1) [Pagan and Christian, 1941, р. 81, Cat.Nr. 255]. Наверняка изображение на ткани имитировало подлинное ожерелье с крестом. В качестве примера использования креста в составе женского нагрудного украшения можно привести и тунику Батильды, супруги франкского короля Хлодвига II, умершей в 680 г. в основанном ею аббатстве Шелль. На передней стороне туники цветной шелковой нитью вышита имитация носившихся королевой в светской жизни богатых украшений, состоящих из нескольких колье, к которым подвешены медальоны и большой крест с инкрустацией [Vallet, 1997, р. 100-101].

Изобразительные данные подтверждаются археологическим материалом. Ожерелья из стеклянных бусин, включавшие подвесные кресты, известны по находкам VI-VII вв. из византийской крепости Виминациум [Ivanisevic и др., 2006, р. 182-183, Pl. 22, 134], из Сирии [Fansa, Bollmann, 2008, S. 145, Kat.Nr. 10], из погребений гепидов [Csallany, 1961, S. 190, Taf. 124, 10-14] и франков [Brown, 1984, р. 12-13, Fig. II]. Судя по находкам из кладов, византийские «аристократки» носили богато украшенные золотые кресты на цепях вместе с различными подвесками и медальонами (рис. 2, 2; 5, 2) [Maniere-Leveque, 1997, р. 91, Pl. 5, H-G]. Археологическими данными зафиксировано не только ношение креста в ожерелье, но и использование его в качестве подвесок к женским украшениям - брошам или серьгам (рис. 3, 10) [Chajredinova, 2017, S. 90, Abb. 14, 3-6]. В Юго-Западном Крыму кресты раннесредневекового времени найдены только в погребениях женщин и девочек, в мужских захоронениях они отсутствовали. Кресты носились на шее, но не на отдельном шнурке, а в традиционных ожерельях вместе с бусами и различными подвесками и амулетами (рис. 2, 3) [Хайрединова, 2017а, с. 93-94, рис. 2; 3; 4].

Учитывая тот факт, что однотипные керченскому кресты, найденные in situ, выявлены либо в женских погребениях, либо в кладах, в наборах женских украшений,

можно предположить, что и публикуемый крест принадлежал женщине - богатой боспорянке, носившей его на шее в ожерелье вместе с бусами и другими украшениями. В качестве примеров подобных ожерелий можно назвать украшения из Второго кипрского клада первой четверти VII в. (рис. 5, 2) и из гото-аланского женского погребения второй половины VII в., выявленного в склепе 257 на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен (рис. 2, 3,4).

Публикуемые золотые кресты относятся к византийской ювелирной продукции. Один из них, сделанный в виде коробочки с прямыми расширяющимися концами (рис. 1, 1), принадлежит группе массовых изделий, которыми Византия снабжала свою ойкумену в VI - первой половине VII вв. Второй крест, с фигурными концами с врезным растительным орнаментом (рис. 2, 1), скорее всего, был сделан на заказ константинопольским ювелиром в VII в. Оба креста принадлежали знатным боспо-рянкам. Находки подобного рода говорят о единстве культуры в христианском мире и являются ярким свидетельством тесных экономических и культурных связей региона с Византийской империей в эпоху раннего средневековья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Айбабин А.И. Келегейское погребение военного вождя // Проблеми на прабългарската история и култу-

ра / под ред. Р. Рашев. София, 1991. Вып. 2. С. 28-35. Айбабин А.И., Хайрединова Э.А. Новые византийские пряжки из Юго-Западного Крыма // МАИЭТ.

Вып. XI. Симферополь, 2005. С. 289-313. Византия сквозь века: каталог выставки / Отв. ред. М.Б. Пиотровский. СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2017. 428 с. ВороновЮ.Н. Тайна Цебельдинской долины. М.; Наука, 1975. 160 с. Воронов Ю.Н. Древняя Апсилия. Сухум: Издательство «Алашара», 1998. 337 с.

Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства ^-УП вв.: каталог коллекции. СПб.:

Издательство ГЭ, 2006. 271 с. Искусство Византии в собраниях СССР, в 3-х томах: каталог выставки / под ред. А.В. Банк, О.С. Попова. М.: Советский художник, 1977. Т. 1. 192 с. Кондаков Н.П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. 214 с.

Кулаковский Ю.А. Керчь и ее христианские памятники // Православная богословская энциклопедия.

СПб., 1908. Т. IX. С. 535-544. Новооткрытое произведение Св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди» / Перевод Н. Сагарды. СПб.: Типография М. Меркушева, 1907. Овчаров Д., Ваклинова М. Ранновизантийски паметници от България вв. София 1978. 74 с.

Хайрединова Э.А. Раннесредневековые кресты из Юго-Западного Крыма // МАИЭТ. Симферополь,

2007. Вып. XIII. С. 151-182. Хайрединова Э.А. Ожерелья с крестами последней четверти вв. из некрополя Эски-Кермена //

Владимирский сборник. Материалы международных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения". Калининград: издательский дом Рос-Доафк, 2016. С. 280-299. Хайрединова Э.А. Парадный убор жительницы раннесредневекового Дороса (по находкам из Тешкли-

бурунского клада Мангупского городища) // МАИЭТ. 2017. Вып. XXII. С. 62-88. Хайрединова Э.А. Византийские кресты с инкрустацией из Юго-Западного Крыма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2017а. Т. 22, № 5. С. 86-99.

Andrâsi J., Aibabin A. The Bertier-Delagarde Collection of Crimean Jewellery in the British Museum and

related Material. London, 2008. 169 p. Baldini-Lippolis I. L'oreficeria nell' Imperio di Constantinopoli tra IV e VII secolo. Bari, 1999. 283 p. Bierbrauer V. Die Ostgotischen Grab- und Schatzfunde in Italien. Spoleto, 1975. 378 S. Bierbrauer V. Archeologia degli Ostrogoti in Italia // I Goti. Milano, 1994. P. 170-213. Brown K. The gold breast chain from the early byzantine period in the Römisch-Germanisches Zentralmuseum. Mainz, 1984. 30 p.

Csallàny D. Archäologische Denkmäler der Gepiden im Mitteldonaubecken (454-568 u.Z.). Budapest, 1961. Chajredinova E.A. Frühmittelalterlicher Halsschmuck mit Kreuzanhängern von der südwestlichen Krim //

Mitteilungen zur Christlichen Archäologie. Wien, 2017. Bd. 23. S. 63-91. Curcic S., Clair A.St. (Eds.). Byzantium at Princeton. Byzantine Art and Archaeology at Princeton University. Princeton, 1986. 150 p.

Dalton O.M. A gold pectoral cross and an amuletic bracelet of the sixth century // Mélanges offerts à M.

Gustave Schlumberger. Paris, 1924. P. 386-390. Doria N. Liturgical Furnishings from Early Christian Basilicas of Cyprus (IV-VII Century) // Cahiers du

Centre d'Etudes Chypriotes. Vol. 43. 2013. P. 155-174. Eger Ch. Byzantine Dress Accessories in North Africa: Koiné and Regionality // Ch. Entwistle, N. Adams (Eds.) «Intelligible Beauty» : Recent Research on Byzantine Jewellery. British Museum Research Publication 178. London, 2010. P. 133-140. FansaM., Bollmann B. (Hrgs.), Die Kunst der frühen Christen in Syrien. Zeichen, Bilder und Symbole vom 4.

bis 7. Jahrhundert. Mainz am Rhein: Verlag Philipp Zabern, 2008. 220 S. FrovaA. Il tesoretto aureo e il reliquiario // Scavi di Caesarea Maritima. Milano, 1965. P. 235-246. Garam È. Funde byzantinischer Herkunft in der Awarenzeit vom Ende des 6. bis zum Ende des 7. Jahrhunderts

// Monumenta Avarorum Archaeologica. Budapest, 2001. N5. 432 S. Grabar А. Un médaillon en or provenant de Mersine en Cilicie // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 6. 1951. P. 27-49.

Heurgon J. Le trésor de Ténès. Paris, 1958. 75 p.

Israeli Y., Mevorach D. (Eds.). Cradle of Christianity. Jerusalem: Israel Museum, 2000. 232 p. Ivanisevic V., Kazanski M., Mastykova A. Les nécropoles de Viminacium à l'époque des Grandes migrations. Paris 2006. 351 p.

Manière-Lévêque A.-M. L'évolution des bijoux «aristocratiques» féminins à travers les trésors proto-byzantins

d'orfèvrerie // Revue Archéologique. 1997. N1. Р. 79-106. Nicolescu C. Moçtenirea artei Bizantine în România, Bucureçti, 1971.

Pagan and Christian Egypt. Egyptian Art from the first to the tenth century A.D. Brooklyn Museum, 1941. 86 p. Papanikola-Bakirtzi D. (Ed.) Everyday Life in Byzantium. Athens, 2002. 600 p. Paroli L., Ricci M. La necropoli altomedievale di Castel Trosino. Firenze, 2007. 136 p. Peirce H., TylerR. L'Art Byzantin. T. II. Paris: Librairie de France, 1934. 151 p.

Perdrizet P. Recueil des inscriptions grecques-chrétiennes d'Egypte par G. Lefebvre, 1907. In: Revue des

Études Anciennes. 1911. T. 13. N°2. P. 233-236. Pillinger R. Ein frühchristliches Grab mit Psalmenzitaten in Mangalia / Kallatis (Rumänien). In: R. Pillinger - A. Pülz - H. Vetters (Hg.), Die Schwarzmeerküste in der Spätantike und im frühen Mittelalter. Wien 1992. S. 97-102.

Riemer E. Romanische Grabfunde des 5.-8. Jahrhunderts in Italien // Internationale Archäologie. 57. Rahden, 2000. 485 p.

Ross M. Catalogue of the Byzantine and early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection.

Washington: Harvard University, 1965. Vol. II. 144 p. Spier J. A Byzantine Pendant in the J. Paul Getty Museum // The J. Paul Getty Museum Journal. Vol. 15. 1987. P. 5-14.

Spier J. Byzantium and the West: Jewelry in the First Millennium. London, Paris, Chicago, New York: Paul Holberton Publishing, 2012. 208 p.

XaüpeduHoeaЭ.А. Bu3aHTMi/iCKMe 3onoTbie KpecTbi ... ###########

Schulze M. Frühmittelalterliche Kettenohrringe // Archäologisches Korrespondenzblatt. Nr.14. Mainz, 1984. S. 325-335.

Theodorescu R. Un mileniu de artä la Dunärea de Jos (400-1400). Bucure^ti, 1976.

Thomas T.K. (Ed.) Designing Identity: The Power of Textiles in Late Antiquity. New York, 2016. Nr.1. 160 p.

Uense S. Die spätantiken Befestigungen von Sadovec (Bulgarien) // Münchner Beiträge zur Vor- und Frühgeschichte. München, 1992. Bd. 43. 600 S.

ValletF. De Clovis à Dagobert. Les Mérovingiens // Découvertes Gallimard, n°268. Paris, 1997. 176 p.

Vinski Z. Krstoliki nakit epohe seobe naroda u Jugoslaviji // Vjesnik Arheoloskog muzeja u Zagrebu. 1968. Vol. III. P. 103-166.

Weitzmann K. (Ed.) Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. New-York, 1979. 736 p.

WamserL. (Hrg.) Die Welt von Byzanz. Europas Östliches Erbe. Munchen, 2004. 475 S.

Werner J. Byzantinische Gürtelschnallen des 6. und 7. Jahrhunderts aus der Sammlung Diergard // Kölner Jahrbuch für Vor- und Frühgeschichte. 1955. Bd. 1. S. 36-43.

Yeroulanou A. Diatria. Gold pierced-work jewellery from the 3rd to the 7th century. Athens: Benaki Museum, 1999. 320 p.

REFERENCES

Aibabin A.I. Kelegeiskoe pogrebenie voennogo vozhdia. R.Rashev (Ed.) Problemi na prab»lgarskata istoriia i kultura. Sofiia, 1991, Vol. 2, pp. 28-35.

Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Novye vizantiiskie priazhki iz Iugo-Zapadnogo Kryma. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii. Simferopol', 2005, vol. XI, pp. 289-313.

Piotrovskii M.B. (Ed.) Vizantiia skvoz'veka: katalog vystavki. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Gos. Ermitazha, 2017, 428 p.

Voronov Iu.N. Taina Tsebel'dinskoi doliny. M.; Nauka, 1975. 160 s.

Voronov Iu.N. Drevniaia Apsiliia. Sukhum: Izdatel'stvo «Alashara», 1998, 337 p.

Zalesskaia V.N. Pamiatniki vizantiiskogoprikladnogo iskusstva IV-VIIvv.: katalogkollektsii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Gos. Ermitazha, 2006, 271 p.

Iskusstvo Vizantii v sobraniiakh SSSR, v 3-kh tomakh: katalog vystavki; A.V. Bank, O.S. Popova (Ed.). Moskva: Sovetskii khudozhnik, 1977, vol. 1, 192 p.

Kondakov N.P. Russkie klady. Issledovanie drevnostei velikokniazheskogo perioda. Vol. 1, Sankt-Peterburg, 1896, 214 p.

Kulakovskii Iu.A. Kerch' i ee khristianskie pamiatniki. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia. Sankt-Peterburg, 1908, vol. IX, pp. 535-544.

Novootkrytoe proizvedenie Sv. Irineia Lionskogo «Dokazatel'stvo apostol'skoipropovedi»; perevod N. Sagardy. Sankt-Peterburg: Tipografiia M. Merkusheva, 1907.

Ovcharov D., Vaklinova M. Rannovizantiiski pametnitsi ot B''lgariia IV-VII vek. Sofiia, 1978, 74 p.

Khairedinova E.A. Rannesrednevekovye kresty iz Iugo-Zapadnogo Kryma // Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii. Simferopol', 2007, vol. XIII, pp. 151-182.

Khairedinova E.A. Ozherel'ia s krestami poslednei chetverti Vt-VII vv. iz nekropolia Eski-Kermena.

Vladimirskii sbornik. Materialy mezhdunarodnykh konferentsii «I i II Sviato-Vladimirskie chteniia". Kaliningrad: izdatel'skii dom Ros-Doafk, 2016, pp. 280-299.

Khairedinova E.A. Paradnyi ubor zhitel'nitsy rannesrednevekovogo Dorosa (po nakhodkam iz Teshkli-burunskogo klada Mangupskogo gorodishcha). Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii. 2017, vol. XXII, pp. 62-88.

Khairedinova E.A. Vizantiiskie kresty s inkrustatsiei iz Iugo-Zapadnogo Kryma. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia. 2017a, vol. 22, № 5, pp. 86-99.

Andrasi J., Aibabin A. The Bertier-Delagarde Collection of Crimean Jewellery in the British Museum and related Material. London, 2008, 169 p.

################## BocnopcKMe uccneflOBaHum, Bbin. XXXVII

Baldini-Lippolis I. L'oreficeria nell'Imperio di Constantinopoli tra IVe VIIsecolo. Bari, 1999, 283 p. Bierbrauer V. Die Ostgotischen Grab- und Schatzfunde in Italien. Spoleto, 1975, 378 S. Bierbrauer V. Archeologia degli Ostrogoti in Italia. I Goti. Milano, 1994, pp. 170-213.

Brown K. The gold breast chain from the early byzantine period in the Römisch-Germanisches Zentralmuseum. Mainz, 1984, 30 p.

Csallàny D. Archäologische Denkmäler der Gepiden im Mitteldonaubecken (454-568 u.Z.). Budapest, 1961. Chajredinova E.A. Frühmittelalterlicher Halsschmuck mit Kreuzanhängern von der südwestlichen Krim.

Mitteilungen zur Christlichen Archäologie. Wien, 2017, Bd. 23, S. 63-91. Curcic S., Clair A.St. (Eds.). Byzantium at Princeton. Byzantine Art and Archaeology at Princeton University. Princeton, 1986, 150 p.

Dalton O.M. A gold pectoral cross and an amuletic bracelet of the sixth century. Mélanges offerts à M. Gustave

Schlumberger. Paris, 1924, pp. 386-390. Doria N. Liturgical Furnishings from Early Christian Basilicas of Cyprus (IV-VII Century). Cahiers du Centre

d'Etudes Chypriotes. 2013, vol. 43, pp. 155-174. Eger Ch. Byzantine Dress Accessories in North Africa: Koiné and Regionality. Ch. Entwistle, N. Adams (Eds.) «Intelligible Beauty» : Recent Research on Byzantine Jewellery. British Museum Research Publication 178. London, 2010, pp. 133-140. Fansa M., Bollmann B. (Hrgs.) Die Kunst der frühen Christen in Syrien. Zeichen, Bilder und Symbole vom 4.

bis 7. Jahrhundert. Mainz am Rhein: Verlag Philipp Zabern, 2008, 220 S. Frova A. Il tesoretto aureo e il reliquiario. Scavi di Caesarea Maritima. Milano, 1965, pp. 235-246. Garam È. Funde byzantinischer Herkunft in der Awarenzeit vom Ende des 6. bis zum Ende des 7. Jahrhunderts.

Monumenta Avarorum Archaeologica. Budapest, 2001, N5, 432 S. Grabar A. Un médaillon en or provenant de Mersine en Cilicie. Dumbarton Oaks Papers. 1951, vol. 6, pp. 27-49. Heurgon J. Le trésor de Ténès. Paris, 1958, 75 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Israeli Y., Mevorach D. (Eds.). Cradle of Christianity. Jerusalem: Israel Museum, 2000, 232 p. Ivanisevic V., Kazanski M., Mastykova A. Les nécropoles de Viminacium à l'époque des Grandes migrations. Paris, 2006, 351 p.

Manière-Lévêque A.-M. L'évolution des bijoux «aristocratiques» féminins à travers les trésors proto-byzantins

d'orfèvrerie. Revue Archéologique. 1997, N1, pp. 79-106. Nicolescu C. Moçtenirea artei Bizantine în România. Bucureçti, 1971.

Pagan and Christian Egypt. Egyptian Art from the first to the tenth century A.D. Brooklyn Museum, 1941, 86 p. Papanikola-Bakirtzi D. (Ed.) Everyday Life in Byzantium. Athens, 2002, 600 p. Paroli L., Ricci M. La necropoli altomedievale di Castel Trosino. Firenze, 2007, 136 p. Peirce H., Tyler R. L'Art Byzantin. Vol. II, Paris: Librairie de France, 1934, 151 p.

Perdrizet P. Recueil des inscriptions grecques-chrétiennes d'Egypte par G. Lefebvre, 1907. Revue des Études

Anciennes. 1911, T. 13, N°2, pp. 233-236. Pillinger R. Ein frühchristliches Grab mit Psalmenzitaten in Mangalia / Kallatis (Rumänien). R. Pillinger, A. Pülz, H. Vetters (Hrgs.) Die Schwarzmeerküste in der Spätantike und im frühen Mittelalter. Wien, 1992, S. 97-102.

Riemer E. Romanische Grabfunde des 5.-8. Jahrhunderts in Italien. Internationale Archäologie. 57. Rahden, 2000, 485 p.

Ross M. Catalogue of the Byzantine and early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection.

Washington: Harvard University, 1965, Vol. II, 144 p. Spier J. A Byzantine Pendant in the J. Paul Getty Museum. The J. Paul Getty Museum Journal. 1987, Vol. 15, pp. 5-14. Spier J. Byzantium and the West: Jewelry in the First Millennium. London, Paris, Chicago, New York: Paul

Holberton Publishing, 2012, 208 p. Schulze M. Frühmittelalterliche Kettenohrringe. Archäologisches Korrespondenzblatt. Mainz, 1984. Nr.14, S. 325-335.

Theodorescu R. Un mileniu de artä la Dunärea de Jos (400-1400). Bucure^ti, 1976.

Thomas T.K. (Ed.) Designing Identity: The Power of Textiles in Late Antiquity. New York, 2016, no. 1, 160 p.

Uense S. Die spätantiken Befestigungen von Sadovec (Bulgarien). Münchner Beiträge zur Vor- und

Frühgeschichte. München, 1992, Bd. 43, 600 S. Vallet F. De Clovis à Dagobert. Les Mérovingiens. Découvertes Gallimard, n°268. Paris, 1997, 176 p. Vinski Z. Krstoliki nakit epohe seobe naroda u Jugoslaviji. Vjesnik Arheoloskog muzeja u Zagrebu. 1968, Vol. III, pp. 103-166.

Weitzmann K. (Ed.) Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. New-York, 1979, 736 p.

Wamser L. (Hrg.) Die Welt von Byzanz. Europas Östliches Erbe. Munchen, 2004, 475 S.

Werner J. Byzantinische Gürtelschnallen des 6. und 7. Jahrhunderts aus der Sammlung Diergard. Kölner

Jahrbuch für Vor- und Frühgeschichte. 1955, Bd. 1, S. 36-43. Yeroulanou A. Diatria. Gold pierced-work jewellery from the III to the VII century. Athens: Benaki Museum, 1999, 320 p.

Резюме

Среди немногочисленных керченских находок индивидуальных предметов христианского культа раннесредневекового времени особого внимания заслуживают золотые наперст-ные кресты (рис. 1, 1; 2, 1), относящиеся к предметам византийского ювелирного искусства. Один из них, сделанный в виде коробочки с прямыми расширяющимися концами (рис. 1, 1), принадлежит группе массовых изделий, которыми Византия снабжала свою ойкумену в VI -первой половине VII вв. Второй крест, с фигурными концами с врезным растительным орнаментом (рис. 2, 1), скорее всего, был сделан на заказ константинопольским ювелиром в VII в. Оба креста принадлежали знатным боспорянкам, носившим их на шее в ожерелье вместе с бусами и другими украшениями. Находки подобного рода говорят о единстве культуры в христианском мире и являются ярким свидетельством тесных экономических и культурных связей региона с Византийской империей в эпоху раннего средневековья.

Ключевые слова: Византия, Боспор, христианство, ювелирное искусство, украшения, крест.

Summary

Among the few Kerch finds of individual items of the Christian cult of the early medieval time, gold pate-sized crosses (Figures 1, 1, 2, 1), which relate to the objects of Byzantine jewelry art, deserve special attention. One of them, made in the form of a box with straight expanding ends (Figures 1, 1) belongs to a group of mass products by which Byzantium supplied its oecumene in the 6th - first half of the 7th centuries. The second cross, with its figured ends with an incised vegetative ornament (Figures 2, 1), was most likely made to order by the Constantinople jeweler in the 7th century. Both crosses belonged to noble Bosporan women, who wore them on their necks in necklaces, along with beads and other ornaments. Findings of this kind testify to the unity of culture in the Christian world and are clear evidence of the close economic and cultural ties of the region with the Byzantine Empire in the era of the early Middle Ages.

Key words: Byzantium, Bosporus, Christianity, jewelry art, jewelry, cross.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Хайрединова Эльзара Айдеровна,

к.и.н. (СБе), заведующая отделом средневековой

археологии Института археологии Крыма РАН,

г. Симферополь, проспект Вернадского, 2,

Республика Крым, Российская Федерация, 295007.

khairedinovaz@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Khairedinova El'zara Aiderovna, Candidate of Historical Sciences (CSc) Head of the Department of Medieval Archeology of the Institute of Archeology of the Crimea, RAS, Prospect Vernadskogo, 2, Simferopol', the Crimea, Russian Federation, 295007. khairedinovaz@rambler.ru

Рис. 1. Золотой крест, найденный в Керчи (1), и ожерелья с аналогичными крестами второй половины VI - начала VII вв. из Юго-Западного Крыма (2-4). 1 - Керчь, коллекция Государственного Эрмитажа [по Залесская, 2006, с. 102-103, кат. № 143]; 2 - Мангуп, Тешклибурунский клад [по Хайрединова, 2017, рис. ]; 3,4 - Лучистое (3 - склеп 207, погребение 5; 4 - склеп 268, погребение 8) [Реконструкция и рисунок Э.А. Хайрединовой].

17 би-ххх™

257

1 1

Рис. 2. Золотой крест, найденный в Керчи (1), и ожерелья с однотипными крестами первой трети VII в. с Кипра (2) и второй половины VII в. из Юго-Западного Крыма (3-5). 1 - золотой крест (коллекция А.Л. Бертье-Делагарда, Британский Музей) [по Andrasi, Aibabin, 2008, Cat. N86]; 2 - деталь золотого ожерелья с крестом из второго кипрского клада [по Maniere-Leveque, 1997, pl. 5, G,H]; 3-5 - некрополь на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен, склеп 257, погребение 6 (3 - реконструкция костюма погребенной с ожерельем; 4 - металлические подвески и крест из ожерелья; половинка солида Ираклия) [по Хайрединова, 2016,

рис. 3; 4].

Рис. 3. Византийские кресты VI-VII вв. с расширяющимися концами (1-11) и изображения крестов с растительным орнаментом на медальонах и архитектурных деталях раннесредневекового времени (14-16). 1 - Афины [по Papanikola-Bakirtzi, 2002, Kat. Nr. 678]; 2,3 - Болгария [по Wamser, 2004, Kat. Nr. 526; Овчаров, Ваклинова, 1978, Abb. 122]; 4 - Венгрия, аварский могильник Балатонфюзфё-Самаши [по Garam, 2001, Taf. 38, 1]; 5,6 - Истрия [по Nicolescu, 1971, fig. 23-25]; 7 - Константинополь [по Spier, 1987, fig. 12]; 8 - Сирия [по Fansa, Bollmann, 2008, Kat. Nr. 146]; 9 - художественная галерея Les Enluminures [по Spier, 2012, Kat. N14a]; 10 - Византия [по Yeroulanou, 1999, Kat. Nr. 53]; 11 - Мангуп, Тешклибурунский клад; 12 - Метилена, Лесбос; 13 - Византия [12,13 - по Spier, 1987, fig. 2; 7]; 14 - Египет [по Heurgon, 1958, pl. 37, 2]; 15,16 - Кипр [по Doria, 2013, fig. 7].

Рис. 4. Византийские кресты (1-8,10-13), листовидная подвеска (9) и матрицы для изготовления крестов (14,15) VII в. 1,3 - Эски-Кермен (1 - склеп 257/1980 г.; 3 - склеп 183/1978 г.); 2 - Кореиз; 4 - Сахарная Головка, склеп 44, костяк 7; 5 - Келегеи [по Айбабин, 1991, рис. 3, 12]; 6 - Египет [по Wamser, 2004, Kat. Nr. 513]; 7 - Афины, национальный археологический музей [по Византия сквозь века, 2017, с. 149, кат. № 39]; 8,14 - Восточное Средиземноморье [по Wamser, 2004, Kat. Nr. 507, 508]; 9,10 - Мерсин [по Залесская, 2006, кат. № 137]; 11 - Византия, коллекция Музея Метрополитен; 12 - Озора-Тотипушта [по Garam, 2001, Taf. 39, 2]; 13 - Египет [по Weitzmann, 1979, fig. 36];

15 - Карфаген [по Eger, 2010, р. 138, pl. 12].

Рис. 5. Декоративные мотивы на кресте из коллекции А.Л. Бертье-Делагарда (1) и их аналогии VII в. на византийских изделиях (2-6) и на коптской ткани (7).

1 - золотой крест (коллекция А.Л. Бертье-Делагарда, Британский Музей) [по Andrasi, Aibabin, 2008, Cat. N86];

2 - центральная часть золотого ожерелья с крестом из второго кипрского клада [по Manière-Lévêque, 1997, pl. 5, G,H]; 3-5 - золотые накладки на меч, КастельТрозино [по Paroli, Ricci, 2007, Tav. 3; 4]; 6 - листовидная подвеска,

Египет; 7 - шелковая ткань из Ахмима (Египет) [6,7 - по Peirce, Tyler, 1934, Taf. 189].

Рис. 6. Фрагмент коптской туники VI в. с изображением ожерелья с крестом (1) и терракотовая статуэтка V в. девушки с наперстным крестом (2). 1 - Египет, коллекция Бруклинского музея [по Paganand Christian, 1941, р. 81, Cat. Nr. 255]; 2 - Египет, коллекция

Музея Метрополитен [по Thomas, 2016, p. 3, 144].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.