Научная статья на тему 'Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты'

Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
731
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЯ / ИКОНОБОРЧЕСТВО / ГИМНОГРАФИЯ / ПЕСНОПЕНИЕ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / WORSHIP / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА / CHURCH MUSIC / АНДРЕЙ КРИТСКИЙ / ANDREW OF CRETE / КОСМА МАЮМСКИЙ / ИОАНН ДАМАСКИН / JOHN OF DAMASCUS / BYZANTINE / THE CONTROVERSY OF ICONOCLASM / HYMNOGRAPHY / CHANT / THE ORTHODOX BELIEVER / KOSMAS OF MAYUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дрык Семен Викторович

В статье повествуется об очень важном для церковной музыки периоде VII-IX веков. В это время появляется множество имен великих гимнографов, таких как Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и других. Эти знаменитые личности создали большую часть богослужебного цикла, которая сохранилась до наших дней в элементах православного христианского обряда.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article tells about a very important for the church music period of the VII-IX centuries. For this moment there is appear the multitude of the name of the great hymnographies, such as Andrew of Crete, Kosmas of Mayum, John of Damascus and others. This famous personalities created the greater part of the worship's cycle, which remained for our days in the elements of the Orthodox Christian rite.

Текст научной работы на тему «Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Искусствознание 251

ВИЗАНТИЙСКИЕ ГИМНОГРАФЫ ПЕРИОДА ИКОНОБОРЧЕСКОЙ СМУТЫ

С. В. Дрык

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье повествуется об очень важном для церковной музыки периоде VII-IX веков. В это время появляется множество имен великих гимнографов, таких как Андрей Критский, Косма Маюм-ский, Иоанн Дамаскин и других. Эти знаменитые личности создали большую часть богослужебного цикла, которая сохранилась до наших дней в элементах православного христианского обряда.

Ключевые слова: Византия, иконоборчество, гимнография, песнопение, богослужение, православие, церковная музыка, Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин.

In this article tells about a very important for the church music period of the VII-IX centuries. For this moment there is appear the multitude of the name of the great hymnographies, such as Andrew of Crete, Kosmas of Mayum, John of Damascus and others. This famous personalities created the greater part of the worship's cycle, which remained for our days in the elements of the Orthodox Christian rite.

Key words: Byzantine, the controversy of Iconoclasm, hymnography, a chant, the worship, the Orthodox believer, the church music, Andrew of Crete, Kosmas of Mayum, John of Damascus.

Эпоха византийской иконоборческой смуты ознаменована кризисом многих элементов культуры христианской церкви, среди которых оказалась и культовая музыка. Однако период У11-1Х веков, наверное, как ни один другой в истории Восточной Римской империи, представлен довольно внушительным перечнем имен песнописцев. К великому сожалению, о творческом пути многих из них наука имеет весьма отдаленное представление. Но, опираясь на агиографические данные, исторические сочинения современников иконоборчества и прочие факты, можно выстроить некие гипотезы относительно восточнохристианского пес-нетворчества

Для более продуктивного изучения эти имена можно подразделить на группы, многие из которых весьма отчетливо обрисовывают состояние музыкальной культуры У11-1Х веков, поочередно переворачивая страницы лето-

писи истории церковной музыки иконоборческой Византии.

Гимнографы лавры преподобного Саввы. Монастырь святого Саввы - это и поныне действующая православная обитель, расположенная на территории современного Израиля, «...и после смерти [преподобного Саввы] не потеряла своего центрального и руководящего значения в палестинском монашестве, а следовательно, и вообще в монашестве.» (3, с. 293).

Знаменитые насельники этой обители внесли неоценимый вклад в развитие культовой христианской музыки. Среди них Андрей Критский (У11-УШ века), считающийся создателем канона, одного из основных церковно-певческих жанров. Предположительно, большая часть канонов святого Андрея не сохранилась. Известным и ныне является его Великий Канон. Протоиерей Г. Флоровский отмечает в текстах этого цикла частые ссылки на Библию.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 251-254

13_en§6nnoaTgiaiea.p65 251 1 23.03.2011, 10:11

.....

ш

252 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

Но, возможно, Критский намеренно прибегает к подобному «цитатному» приему письма. И его известное богословское высказывание: «Крест - лествица на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию» (6, с. 18), как и многие другие метафоры, содержащееся в «Похвале Кресту», явно характеризуют богатый образный мир автора.

Из гимнографии святого Андрея также в богослужебный цикл включены «... трипеснцы в первые дни Страстной седмицы ... в среду Сыропустной, на повечерии Недели Ваий, полные каноны на Воскресение Лазаря, в Неделю жен мироносиц, на преполовение Пятидесятницы, на день Рождества Богородицы. » (5, с. 175) и прочие песнопения.

Также огромное значение для культовой музыки имеет деятельность редактора «Октоиха» Иоанна Дамаскина (УП-УШ века), авторов канонов Космы Майюмского (VIII век) и Стефана Савваита (У111-1Х века), а также Феофана Начертанного (У111-1Х века).

Песнописцы Студийского монастыря. Находящаяся ныне в руинированном состоянии Студийская базилика 463 года постройки «. была храмом самого первого в Константинополе общежительного монастыря, устроенного в честь покровителя и легендарного предтечи монашеского чина - Иоанна Крестителя (известно, что здесь хранилась глава святого Иоанна).» (2, с. 79). Эта обитель является отдельной страницей истории Византии.

Небезызвестный игумен константинопольского Студийского монастыря преподобный Феодор Студит (У111-1Х века) сыграл одну из главных ролей в борьбе с иконоборчеством, являясь одним из предводителей и вдохновителей сопротивления официальной иконоборческой идеологии. Святой Феодор и Иосиф Студит (IX век) стали составителями богослужебного цикла Великого поста - Постной Триоди. Эту книгу начали разрабатывать еще в Саввиной обители, к заслугам же братьев Студитов можно отнести расширение и дефрагментацию некоторых имеющихся песнопений, добавление собственных сочинений и общую компози-

ционную редакцию цикла (1, с. 240-242).

Среди прочих представителей знаменитой столичной обители как гимнографы известны Феофан Студит (УПНХ века), Феоктист Студит (IX век), Симеон Студит (IX век), Арсений Студит (IX век), Киприан Студит (IX век), Климент Студийский (IX век), Николай Студит (IX век).

Константинопольские патриархи. Особенность византийского патриаршества заключалась в том, что, особенно в период УП-К веков, в целях обеспечения поддержки своей идеологической политике василевсы на должность патриарха назначали «нужных» людей, нежели достойных. Многие из таковых и являлись проповедниками иконоборчества, что, однако, не всегда было продиктовано карьеризмом. Среди них встречались образованнейшие люди своего времени, в круг интересов которых наверняка входила и церковная музыка. Но, по понятным причинам, в распоряжении науки остались лишь сведения о музыкальном творчестве причисленных к лику святых патриархов-иконопочитателей.

Официально иконоборческая смута, обозначенная императорским декретом 726 года, началась при патриархе Германе I (715-730). (Здесь и далее: рядом с именами патриархов в скобках указаны периоды их правления.) Его песнетворчество примечательно тем, что относится некоторыми исследователями, среди которых и Филарет Черниговский, к истокам зарождения канона, ставя имя Германа в один ряд с признанным в церковных кругах создателем жанра Андреем Критским. В музыкально-поэтическом наследии патриарха преобладают каноны и стихиры к различным церковным праздникам и памятям святых.

Также в науке имеются сведения о гимног-рафии патриархов Тарасия (784-806), Никифо-ра I (806-815) и Мефодия I (843-847), патриаршество последнего было ознаменовано официальным восстановлением иконопочитания в 843 году. Святому Мефодию «... приписывают несколько канонов и праздничных стихир, так же как и обряды обручения, венчания брака и вто-робрачия» (4, с. 67).

13_ene6nnöäTgiäieä.p65 252 1 23.03.2011, 10:11

.....

ш

Искусствознание 253

Женщины-гимнографы. В отдельную своеобразную категорию песнописцев можно отнести женщин, так как за всю известную нам историю Византии число женщин, памятники творчества которых находятся в нашем распоряжении, ничтожно. В источниках сохранилось имена Феклы Монахини (IX век), о которой известно не так много, и инокини Касии (IX век).

В византийской музыке инокиня Касиа (IX век) - для науки явление уникальное: женщи-на-гимнограф. Однако в византийской культуре таковые не являлись редкостью. Об этом в одном из своих трудов пишет монахиня Игнатия: «Свои труды вкладывали в дело церковного песнетворчества и образованные женщины того времени.» (1, с. 193). Но, к великому сожалению, в нашем распоряжении лишь малая частица их творческих достижений, причиной чему явилась канонизация избранных песнопений, прочие из оных со временем были безвозвратно утрачены. Однако, в отличие от прочих «образованных женщин», труды Касии дошли до наших дней. Помимо художественных качеств ее песнопений этому могла способствовать знатность ее происхождения, и, вполне возможно, будучи игуменьей и основательницей обители, Касиа могла вводить в монастырские богослужения написанные ей ирмосы и стихиры.

Исследователи предполагают, что творческое наследие Кассии довольно обширно, хотя в культовых христианских книгах ее песнопений не так много. И этот факт византологами объясняется весьма прозаически: редакторы богослужений посчитали нужным сократить численность песнопений, авторами которых являлись женщины. И среди того немного, что оставили нам время и множественные литургические редакции, - стихиры на дни Рождества Иоанна Крестителя, мучеников Авива, Гурия, Самона и пяточисленных мучеников, в Неделю мытаря и фарисея, а также «Господи, еже во многия грехи впадшая жена.» и «Августу единоначальствующу...», некоторые ирмосы Великой Субботы и другие (1, с. 195-196).

Иосиф Песнописец (или Песнотворец,

УШ-1Х века) занимает особое место, подведя своим творчеством своеобразный итог трудам его великих современников. Гимнография святого связана в основном с жанром канона, которых, по мнению музыковедов, он создал свыше двухсот (по некоторым данным более трехсот). Песнопения святого Иосифа содержатся в главнейших богослужебных книгах православной церкви: «Октоихе», «Цветной триоди», «Постной триоди» и «Минее». Большое значение имеет подтверждающий авторство акростих, содержащийся в песнопениях Иосифа, что дает возможность использования гим-нографии Иосифа Песнописца как полноценного исторического памятника.

Также исследователи упоминают имена и других византийских гимнографов периода иконоборчества, но информация об их жизни и творчестве весьма и весьма противоречива. Однако их все же следует упомянуть. Это Ефрем Картийский (УП-УШ века), Илья Критский (VIII век), Яков Эфесский (или Яков из Эдессы, VIII век), Мефодий Гемологет (IX век), Анатолий Тессалонский (IX век), Гавриил Иеромонах (IX век), Георгий (IX век), Георгий Никейский (IX век), Сергий Иерусалимский (IX век), Феодосий Сиракузский (IX век), Фе-остерикт «Монах» (IX век), Фаофия Автократ (IX век) и другие.

Разумеется, в истории византийской гим-нографии рассматриваемого в данной статье периода в силу недостаточного количества рукописных памятников остается много неразрешенных вопросов. Например, почти невозможное разделение авторства песнопений монаха Космы и его знаменитого ученика Космы Май-юмского, которого одни исследователи считают Космой Иерусалимским, другие - придерживаются мнения, что это разные люди. Примерно та же ситуация сложилась и с именем гимнографа Иосифа Песнописца, которому приписывают «трипеснцы с именем Софро-ния» (5, с. 174). Также некоторые песнопения патриарха Германа I вызывают споры в современной византологии, так как могут являться творениями его одноименных кафедральных преемников XIII века.

13_ёпё6пп6аТдШёа.р65 253 23.03.2011, 10:11

.....

I I I ■ М I I I

254 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^

Творчество гимнографов VII-IX веков, дия данной эпохи позволяет выявить основные как и многое в музыкальной культуре Визан- закономерности и пути эволюции церковных тии, мало изучено. Более того, этот период яв- вокальных жанров. Исследования в этой обла-ляется временем создания большей части бого- сти также могут пролить свет на развитие куль-служебного цикла православия. Необходимое товой музыки в этот сложный противоречивый системное изучение песнетворческого насле- исторический период. Примечания

1. Игнатия, [монахиня]. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. - М., 2005.

2. Колпакова, Г. С. Искусство Византии: Ранний и средний периоды / Г. С. Колпакова. - СПб., 2005.

3. Скабалланович, М. Толковый типикон / М. Скабалланович. - М., 2004.

4. Тафт, Р. Ф. Византийский церковный обряд / Р.Ф. Тафт. - СПб., 2005.

5. Флоровский, Г., [протоиерей]. Византийские отцы V-VIII веков / Г. Флоровский, протоиерей. - Минск, 2006.

6. Цитируется по: Воздвижение Креста Господня. Служба на праздник. - М., 1907. - (Репринтное издание -Jordanville, N.Y., 1984).

13_en§6nnöäTgiäieä.p65 254 23.03.2011, 10:11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.