Научная статья на тему 'Византийская ткань как зеркало церемониальности'

Византийская ткань как зеркало церемониальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1089
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Византийская ткань как зеркало церемониальности»

Т. В. Седунова

Византийская ткань как зеркало церемониальности

Своеобразие культуры Византии необычно ярко отразилось в ее тканях, поэтому их изучение - один из способов лучшего понимания всего многообразия византийской культуры. Составные элементы византийского художественного стиля разнообразны и сложны: это синтез художественных достижений античной Греции и Рима, эллинистического Египта и Сирии, сасанидской Персии, арабских халифатов, Армении и даже далекого Китая и Индии. Развиваясь в тесном соприкосновении с другими видами искусств - скульптурой, архитектурой, живописью, византийское ткацкое искусство не только испытывало на себе их влияние, но, в свою очередь, питало эти искусства художественными идеями и образами. Рисунок византийских тканей (восточные мотивы, фантастические звери и причудливые разветвления «священного древа»), повторяется в церковной архитектуре как романского мира, так и визан-тийско-славянского, возникает на капителях колонн Равенны, Венеции, Рима, появляется на аркатурных поясах, восточнославянских храмов Киева, Владимира.1 Преломившись в культурах других стран и времен, Византия напоминает золотой ассист «ушедшей, но не угасшей звезды».

На протяжении всей истории существования Византии культурная жизнь государства была пронизана церемониальностью, отражавшей идею общественного и личного служения высшей Истине, иконичность как стержень мироотношения, представление об иерархическом строении небесного и земного бытия.2 Неслучайно церемониальность стала важнейшей особенностью «византизма "оправдания жизни"».3 Теснейшая связь Церкви и Царства («византийская симфония») обусловила то обстоятельство, что глубокая символичность, красота и яркость церковного обряда получили своеобразную проекцию в придворном ритуале -«светском богослужении». В Византии необычайно значимую роль играли священнослужители, монахи,4 а также огромный штат придворных, статус которых определялся строго установленными чинами. Подчеркнем, что облачения духовенства и костюмы придворных в своем

1 Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. - М.-Л. : Academia, 1934. - С. 82.

2 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. - М. : АСТ, 2005. - С. 439.

3 Хвостова К.В. Византизм «оправдание жизни» // Византийский временник. -М., 1998. - Т. 55(80).

4 Византию недаром называли «страной монастырей и монашества».

символизме, формах, тканях, богатстве принадлежали к общей сфере. Разумеется, символика церковных облачений была разработана более строго, что определило ее устойчивость, сохранившуюся до наших дней.

Византия поражала современников своей изысканностью, аристократизмом и блеском. Из константинопольских мастерских выходили лучшие предметы роскоши средневековья. Но, несомненно, одно из главных мест занимала выделка шелковых и шерстяных материй, золотой парчи, ковров, вышивок, полотен, порою таких тонких, что, по описанию современника, их можно было целиком продергивать через полость тростника.1 Изделия столичных шелкоткацких мастерских поступали в императорский гардероб, украшали храмы, дворцы и главные улицы во время праздничных торжеств, их носила знать и их с вожделением ждали иноземные князья.2

Пышный придворный церемониал и развитая дипломатическая практика требовали огромного количества предметов роскоши. Васи-левс - сакральная фигура, его жилище - священный дворец, его одежда, как и дворец, - священна. Первая функция императора - репрезентативная: он должен представлять империю, символизировать и воплощать в материально-чувственном образе ее скрытую мощь. Весь ритуал дворцовой жизни предназначен был напоминать о таинственной связи между василевсом и Небесным Царем. Таким образом, жизнь византийского императора тесно переплеталась с церковными выходами и религиозными процессиями, проходила в постоянном общении с патриархом и духовенством, совершалась под кровом Св. Софии и иных константинопольских храмов.3 Золото и, особенно, пурпур служили символами величия императора.4 Во время коронации и важных приемов на васи-левса одевали столько одежд, изготовленных из неэластичных, тяжелых тканей, нередко напоминающих металлические листы, что он с трудом выдерживал их тяжесть.5 Культ императора составлял один из сущест-

1 Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. - М. - Л. : Academia,

1934. - С. 48.

2

Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв) - СПб. : Алетейя, 2006. -С. 34. - (Византийская библиотека. Исследования»).

3

Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века. Вселенские судьи в Византии. - СПб. : «Изд-во Олега Абышко», 2003. - С. 28.

4 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 16.

5 Беляев Д.Р. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX-X вв. // Записки Имп.Рус. Археологического Общества. Т.5., вып. 1-2. - СПб., 1891.

венных элементов государственной религии. Также высоко было и положение Византийского патриарха. Дошедшие до нас образцы византийского лицевого шитья создавались по заказам императорского двора и Церкви. Сюжетная вышивка украшала епитрахилии, саккосы, алтарные завесы (катапетасмы), подвесные пелены к иконам.

Явление императора в Большом Императорском дворце воспринималось современниками, и особенно иностранными послами, как безусловное чудо. В сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» описан один из многочисленных приемов, оказанный византийским императором персидским послам и имевший место в эпоху Юстиниана I. Из этого описания известно, что византийские придворные, которым полагалось присутствовать на церемонии, были одеты соответственно чину в специально предназначенные для этого одежды и размещены в зависимости от цвета и рисунка своих пышных одеяний, создавая таким образом определенную цветовую гамму и служа своего рода декорацией к сложному и запутанному спектаклю, именуемому дипломатическим искусством.1

Придворные носили застегивающуюся на груди узкую накидку, которая закрывала даже руки и была без единой складки. Мотив окутывания в одежде проявляется со временем все сильнее, тело всячески маскируется. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовный, который отличается принципиально новым отношением к костюму. Костюм должен скрывать природные формы и пропорции человеческого тела. Всю поверхность накидки покрывала богатая отделка из вышитых золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, что усиливало впечатление прямолинейности и жесткости.2 В зависимости от сословия модой предусматривались разные варианты верхней одежды,. различие заключалось в качестве материалов и богатстве декора. Искусство украшения тканей в византийском костюме было строго иерархично.

В ^-УП вв. в придворно-аристократическом искусстве Константинополя официально поддерживалось антикизирующее направление. Образцы восточного искусства самостоятельно переделываются в эллинистическом духе или включаются как отдельные элементы в самостоятельную композицию. Когда в 642-653 гг. Персия была завоевана ара-

1 Чекалова А. А. Византия и Запад. Византия между державой сасанидов и варварскими королевствами Запада в IV - первой половине VII в. // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. - СПб. : Алетейя,

2001. - С. 82.

2

Каждан А. П. Византийская культура (Х-ХП вв.) - СПб. : Алетейя, 2006. -С. 233.

бами, многие мастера эпохи Сасанидов - торевты, ювелиры, ткачи -переселились в Византию. Это объясняет встречающиеся в византийском искусстве элементы персидского орнамента, в частности на дорогих шелковых тканях.1 Чрезвычайно характерным, а вместе с тем и высокохудожественным образцом тканей этого периода является ткань из Аахенской капеллы, хранящаяся в музее Клюни в Париже. Ткань эта -знаменитого пурпурного цвета, круги на ткани достигают 0,66 метра в диаметре. В кругах изображена квадрига, возница которой едва сдерживает лошадей, готовых ринуться на арену цирка. Эта композиция является типичной для восточно-римских консульских диптихов,2 с которых художник, очевидно, и заимствовал мотив для ткани. Рисунок взят из жизни византийского двора и высшей знати, но наряду с этим в нем есть и следы восточного влияния. Сцены заключены в круги, борта которых украшены растительным узором. Между кругами - парные изображения каменных баранов с узорными таврами, как на персидских композициях. Еще сильнее сказывается восточное влияние в тканях с изображением грифонов, букетов цветов, элементами «звериного орнамента», которые вписаны в овалы, ромбы или шестигранники. Это так называемая "византийская связка" - банд-э-руми - разновидность раппорта. Такой тип орнамента характерен для шитых и расписных шелковых тканей Византии, Ирана и Сирии.

Другим замечательным памятником той же эпохи следует признать великолепную пурпуровую шелковую ткань с медальонами в 0,3 метра диаметром, хранящуюся в Латеранском музее в Риме. В медальонах чередуются изображения Рождества Христова и Благовещения. Эти религиозные сюжеты трактуются несколько свободно, с определенным уклоном к реализму и передаче движения. Необыкновенно богатая многоцветная гамма заставляет считать ее произведением александрийских мастерских, специализировавшихся на изготовлении тканей для нужд Церкви. В украшении этих тканей, как и в искусстве рукописных книг, наиболее отчетливо сказывалось влияние христианской идеологии. Это ткани чрезвычайно высокой художественной выделки. Стиль их рисунка носит на себе следы переходной эпохи. Тут еще чувствуется традиция бытовых сюжетов предыдущего периода, и рядом с ней, несомнен-

1 Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. II: Б-В. - СПб. : Азбука-классика, 2004. - С. 555.

2 Диптих - две створки переплета из слоновой кости, соединенные между собой. Внутрь их вкладывался императорский указ о назначении консулом. Древнейший диптих Василия с изображением квадриги относится к 480 г. С 541 года, с уничтожением консулата, диптихи более не встречаются; Там же. - С. 57.

124

но, влияние восточных образцов, которое развернется шире в IX-XI веках.

По типу и технологическим признакам византийские ткани были крайне разнообразны, начиная от плотных, сработанных из толстого крученого шелка, и заканчивая очень тонкими. Украшение тканей производилось как путем набойки и вышивания, так и ткачеством, составлявшим большую гордость Византии. Что же касается вышивок, то древнейшие их образцы восходят к раннехристианскому периоду (III в. н. э.), причем до XI века вышивка обычно производилась «волоченым золотом», т. е. тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым, в котором, вместо проволоки из металла, идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской. Производством таких золотых нитей особенно славился остров Кипр. Эти нити были дешевле и гибче, чем употреблявшееся ранее волоченое золото, так что к XV веку они почти совершенно вытеснили последнее с ткацких станков. Волоченое золото сохранилось только на очень богатых вышивках, имевших исключительное значение.1

В эпоху Палеологов получило широкое развитие сюжетное золотое шитье, украшавшее предметы литургического назначения и церковные облачения. Материалом служили дорогие ткани, как правило, подложенные полотном, декор выполнялся золотыми и серебряными нитями и расцвечивался разнообразными шелками. Эволюция стиля золотого шитья проявилась в заметном усилении графического элемента, чему способствовал сам материал, свойства которого, умело использовали вышивальщицы. Интенсивное проникновение сюжетного шитья в церковный обиход эпохи Палеологов сказалось в оформлении литургических одежд, особенно саккоса, право облачения в который, в XI-XV вв. кроме Константинопольского Патриарха получили и некоторые митрополиты.2

Наиболее выдающейся византийской вышивкой этого времени следует признать драгоценный императорский далматик из ризницы собора св. Петра в Риме. Сама ткань представляет собой очень толстый блестящий шелк голубого цвета, на котором вышит золотом растительный орнамент, извивающийся между золотыми и серебряными крестами. На

1 Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. - М.-Л. :Аса<!ет1а, 1934. - С. 54.

2 Залесская В. Н. Прикладное искусство // Православная энциклопедия. Том VIII Вероучение - Владимиро-Волынская епархия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2004. - С. 349.

спине, груди и на плечах вышиты сцены из Священного Писания, объединенные общей идеей прославления Христа. В центре, на фоне звездного неба, Христос - «Воскресенье и жизнь», как гласит надпись. Вокруг Христа - ангелы, внизу процессия царей, патриархов, епископов, монахов, еще ниже по углам - Авраам и благочестивый разбойник. Политическая тенденция этого, чрезвычайно изящно выполненного изображения - тесный союз царя с церковью и, быть может, раскаянье в основном грехе византийского правительства - в измене национальному делу и обращении за помощью к иностранцам.1 Изысканный рисунок палеологовского шитья полностью соответствует лучшим образцам византийской живописи.

После падения Константинополя в 1453 году византийское ткацкое искусство было перенесено к норманнам, в Сицилию, а оттуда частично и в Испанию. Сохранились прекрасные византийские ткани из палерм-ских мастерских. Византийские же образцы оказали огромное влияние на ткацкое искусство северной Италии. Наконец, византийские ткани и вышивки шли в Россию, и русское лицевое шитье ХУ-ХУ1 веков можно признать прямой переработкой византийского художественного стиля.

Античный мир почти не оставил нам вещественных памятников своего ткацкого искусства. В то же время, подлинные византийские ткани в изобилии встречаются в самых разных музеях, и хранилищах современного мира. Часть из них была вывезена крестоносцами после взятия Константинополя; другая - сохранилась в ризницах храмов и монастырей Европы. Наилучшие памятники находятся в Италиии в Риме, во Франции в музее Клюни, в сокровищнице старинного монастыря города Санса и в Арле. В Германии византийские ткани сохранились в Аахенской капелле, церкви Урсулы и Гуниберта в Кельне, в храмах в Гильдесгейме и Ратисбоне. В России византийские ткани имеются, главным образом, в Московском историческом музее, Оружейной палате и в Эрмитаже.2

1 Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. - М.-Л. : Academia, 1934.

- С. 79.

2 Там же. - С. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.