Научная статья на тему 'Витражи в мечети Джума-Джами'

Витражи в мечети Джума-Джами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
816
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / МЕЧЕТЬ ДЖУМА-ДЖАМИ / ВИТРАЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляр Е. Р., Сеитмамбетова К. С.

В статье рассматриваются витражи в мечети Джума-Джами, охарактеризована роль витражного искусства в сакральном зодчестве, показаны символические значения цвета и традиционных изобразительных мотивов в витражах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Витражи в мечети Джума-Джами»

УДК: 7.031.2(477.75)(512.19)

Котляр Е. Р.

кандидат искусствоведения, доцент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Сеитмамбетова К. С.

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ВИТРАЖИ В МЕЧЕТИ ДЖУМА-ДЖАМИ

В статье рассматриваются витражи в мечети Джума-Джами, охарактеризована роль витражного искусства в сакральном зодчестве, показаны символические значения цвета и традиционных изобразительных мотивов в витражах.

Ключевые слова: Крым, мечеть Джума-Джами, витраж.

Стекло, как элемент интерьера, особенно ярко проявляет свои свойства прозрачности и цветного света в витражах. Основное достоинство витража состоит именно в том, что он смотрится на просвет, при этом сохраняется интенсивность цвета и создается ощущение праздничности, нарядности, особой атмосферы. При мельчайшем изменении освещения меняется колорит витража, придавая интерьеру ощущение сказочности, приподнятости [4].

Витраж, как вид декоративного искусства, был распространен у арабов Среднего Востока и Средней Азии. В мечетях и жилых помещениях помещались решетки из дерева с вставленными в них цветными стеклами, узор которых составлял геометрические фигуры и целые орнаменты. Орнамент в этническом искусстве имеет большое значение, он, так же, как и нарративное искусство, выраженное в живописи или скульптуре, несет важную информацию, передаваемую через символику отдельных элементов орнаментики и цвета.

Стеклянная мозаика также применялась в арабском искусстве времен халифата, начало которого относится ко времени задолго до появления ислама. В формировании витражного искусства принимали участие многие народы, подчиненные Арабскому халифату [7].

Для вставки цветных стекол использовались оконные «ажуры» — орнаментированные каменные или деревянные рамы. Этот прием впоследствии вошел в традицию, просуществовав сотни лет. В странах Среднего Востока изготавливали оконные узорчатые решетки — «панджара», вырезанные из «ганча» и выполненные из дерева, просветы которых заполнялись цветными стеклами. Такие окна отличались изяществом рисунка, разнообразием и красотой геометризованного орнамента [8].

Мусульманский орнамент можно разделить на два основных подвида: растительный — узор из вьющихся стеблей, побегов, с разнообразными листьями и цветами, и геометрический, состоящий из элементов в виде геометрических фигур: квадратов, ромбов, треугольников, кругов, звезд и пр. Такие узоры всегда строго рассчитаны, вымерены, варианты их композиции бесконечны и практически неисчерпаемы.

Средневековые художники Востока все внимание сосредоточили на декоративной орнаментике, основанной на сложных, порой чисто математических построениях. В исламской орнаментике часто можно встретить так называемые эпиграфические вставки, составляющие краткие надписи, изречения, пословицы и афоризмы из священных книг и высказываний мудрецов. Уникальное арабско-мусульманское искусство орнамента и каллиграфии, как отдельной его части, это слияние византийской и персидской орнаментики

[3].

В основном в исламском орнаменте используется два узора — геометрический «гирих» и фитоморфный — «ислими». Слово «гирих» происходит от персидского «узел», он

представляет собой геометрический сложный орнамент, полученный при многократном наложении друг на друга многоугольников, а также многоугольников на круг. Вымеренный математически узор расцвечивается множеством красок, причем его цветовая гамма зависит только от фантазии художника. «Ислими» представляет собой флористический стиль узора, он обладает большим разнообразием его вариантов, и часто используется в украшении помещений мечетей. Узорность — характерная часть средневекового мусульманского орнамента (XI—XIII вв.). В эту эпоху узорность была присуща всем видам искусства Востока, что касалось как архитектуры, так и прикладных искусств [2].

В Европе впоследствии, после эпохи Крестовых походов, стали популярными завезенные с Востока геометрический орнамент и арабеска — орнамент из растительных форм. Эта пластика позднее легла в основу европейского барокко. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» композиция, в которой узор покрывает всю поверхность предмета. Цветочный орнамент чаще всего состоит из тюльпанов, гвоздик, роз, плодов граната, изображенных в стилизованном или естественном виде, причем каждый цветок имеет свое символическое значение [1].

Современная исламская архитектура сочетает в себе богатство, роскошь, одновременно это и смешение стилей, и удобство. Декоративные элементы и росписи в крымских мечетях часто были выполнены мастерами Турции. Для узорной росписи использовались синтетические и натуральные краски со специальными добавлениями золота высшей пробы, благодаря чему она сохранялась на долгое время. Примером узорных витражей может послужить мечеть Джума-Джами в Гезлеве (Евпатории), название которой переводится как «пятничная мечеть» — в честь пророка Магомета, родившегося в пятницу. Ее называют также «Хан-Джами» — «Ханская мечеть», так как именно в ней происходил религиозный церемониал посвящения хана в его сан (своего рода коронование). Гезлевский храм создал знаменитый турецкий архитектор Ходжа Синан (1490-1599), автор многих выдающихся построек в Стамбуле, Адрианополе и других городах мусульманского Востока.

Мечеть имеет центрально-купольное сооружение, представляющее в плане квадрат. Центральный зал, высотой около 22 м, венчает мощный сферический купол. С запада и востока от основного объема расположены двухэтажные галереи с приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному объему здания примыкает притвор с пятью куполами. В настоящее время покрытие сделано из оцинкованного железа [9].

Архитектурная композиция мечети отличается плавным возрастанием высоты и усложнением геометрических форм; на двадцатиметровой высоте на парусах и арках расположен центральный купол диаметром 11 м., в основании которого размещаются 16 окон с полуциркульным перекрытием. С помощью этого эффекта купол как бы зрительно приподнимается, его нижние края «растворяются» в воздухе, он выглядит парящим в лучах света [10].

Ходжа Синан внес в здание мечети особенности, типичные для исламского Востока (как, например, стрельчатые оконные проемы), учитывая при этом характер местной архитектуры.

В северной стене мечети расположены восемь окон, различных как по размерам, так и по форме, однако в целом композиционно отвечающих форме стрельчатой арки, форму которой повторяет эта стена. В ее нижней части расположено три больших стрельчатых окна, немного выше — два размером поменьше. Между стрельчатыми окнами находится три круглых оконных проема. Западная и восточная стены имеют по 5 окон каждая. Симметричная композиция мечети, ажурные стены с множеством окон свидетельствуют о мастерстве и смелости зодчего. Окна придают зданию легкость, наполняют его мягким неярким светом.

С запада и востока к центральному помещению присоединяются двухэтажные галереи, перекрытые плоским куполами, лежащими на низких восьмигранных барабанах.

Оба этажа галерей освещаются 12 окнами разной формы. Окна первого этажа забраны железными решетками простого рисунка (по восточному обычаю), окна второго этажа — деревянными решетками, иными по рисунку [9].

В южной стене располагаются шесть окон в три яруса. Их форма такая же, как в боковых галереях. В верхней части стены находятся два круглых оконных проема. Боковые галереи с южной стороны имеют соответственно по одному окну на каждом этаже.

Из западной и восточной галерей нижнего этажа можно попасть внутрь мечети через боковые входы с порталами в виде высоких арок. Особый интерес представляет южная стена, в центре которой находится «михраб» — открытый алтарь, и кафедра. Михраб представляет собой неглубокую пятигранную нишу высотой 4,5 м. Ее свод состоит из восьми рядов резных и раскрашенных «сталактитов». Вверху над михрабом — следы надписей на арабском языке, нанесенных краской, отличаются отделкой, украшались многокрасочным геометрическим и растительным орнаментом.

Окна украшены витражами разного цвета, символизирующими четыре времени года, и в целом, в их соединении — вечность. Теплые тона света льются с юга, символизируя весну, когда зарождаются жизненные планы, и лето — время свершений. Холодные тона нисходят с севера, напоминая о неизбежном времени подведения итогов, об осени и зиме. Основными цветами, использованными в витражах Джума-Джами, были зеленый, желтый, красный и голубой [10].

Символике цвета в крымскотатарском искусстве придавалось важное значение. Так, красный цвет, по поверью, отгоняющий злых духов, использовался для нашивок и сумочек для амулетов у крымских татар. Одновременно красный цвет был символом плодородия. Охранные молитвы для амулетов также писались красными чернилами.

Синий цвет был символом небесного пространства, воздуха в традициях всех автохтонных народов Крыма. Словосочетание «Кек Тенъгри» означает «Бог небесный», синий цвет — «кек» олицетворял Бога. В связи с этим, особенно почитались синие и голубые амулеты из бирюзы и лазурита.

Зеленый цвет, считающийся в исламе символом Пророка Магомета, мог присутствовать в качестве особого знака в одежде крымскотатарских духовных лидеров, хаджи.

Белый цвет был в крымскотатарской традиции как символом чистоты, так и, иногда — траура. Однако в большинстве случаев траурным цветом считался черный.

Желтый (золотой) цвет в культуре крымских татар являлся символом богатства и благополучия, а также духовной и физической чистоты [6].

Сюжетная композиция витражей, располагающихся в стрельчатых арочных окнах, традиционна для крымскотарского искусства и представляет собой вазоны с цветами, являющиеся одним из вариантов изображения Древа жизни. Древо жизни, иначе называемое райским деревом, является общим для многих восточных народов мотивом, встречается и в иранских и турецких орнаментальных композициях, и в восточно-христианских сюжетах, а также очень распространено в крымскотатарской, караимской и крымчакской орнаментике. Изображение Древа жизни трактуется, как олицетворение двух аспектов: как часть райской жизни, обещанной праведникам, а также символизирует плодородие, род, преемственность поколений через мудрость религиозных учений и следование традициям. Корни означают истоки, прародителей, ствол — стержень рода, отходящие от него ветви — отдельных представителей рода [6].

Витражи в круглых окнах представляют собой цветные розетки в виде 6-конечной звезды, символа Дауда, и 8-конечной звезды, Руб-аль-хизб (знак, служащий для разделения глав-хизбов в Коране, а также знак Вечности).

Выводы. Мечеть Джума-Джами является выдающимся архитектурным памятником авторства зодчего Синани, самой древней мечетью Европы, выполненной в византийском стиле, по типу Айя-София в Константинополе. Именно стилистической общностью

объясняется внешнее сходство ряда объектов, принадлежащих разным конфессиям: мечети Джума-Джами и собора Св. Николая Чудотворца, находящихся в непосредственной близости, в старой части г. Евпатории, что является символичным как пример близости и взаимопроникновения этнических культур на территории Крыма. В витражах мечети воплощены традиционные для крымскотатарского, а также для крымского искусства в целом образы Древа жизни, звездчатые символы, воплощенные с помощью цветного стекла, каждый из цветов которого воплощен с учетом традиционной символики [5].

Литература

1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. — СПб: Владос, 2008. — 267 с.

2. Изидинова, С. Р. Об искусстве орнаментального тканья крымских татар / С. Р. Изидинова. Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика,1995. — 40 с.

3. Ивановская, В. И. Исламские орнаменты / В. И. Ивановская. — Львов: Птица, 2007.

— 208 с.

4. Козлова, С. Е. Роспись стекла / С. Е. Козлова. — Львов: Карт Родник, 2004. — 206

с.

5. Котляр, Е. Р. Этнокультура и искусство малых народностей Крыма как фактор межнационального взаимодействия в конструктивном развитии региона. / Е. Р. Котляр // Альманах «Крым». — М: Этносоциум, 2015. — №5. — С. 55-58.

6. Котляр, Е. Р. Этнокультурные параллели в декоративно-прикладном искусстве Крыма (на примере крымскотатарского, караимского и крымчакского искусства) / Е. Р. Котляр // Культурная жизнь юга России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Краснодарского государственного института культуры — Краснодар, 2016. — С. 122-123.

7. Минухин, Е. А. Витражи / Е. А. Минухин. — Рига: Прогресс, 1959. — 145 с.

8. Спирито, М. Л. Витражное искусство / М. Л. Спирито. — М. : Ниола Пресс, 2008.

— 203 с.

9. Чепурина, П. А. Евпаторийская ханская мечеть Джума Джами / П. А. Чепурина. — Евпатория: Глобус, 1927. — 176 с.

10. Яшловская, А. С. Величественная ханская мечеть/ А. С. Яшловская. — Евпатория: Книга, 2003. — 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.