Научная статья на тему 'Витаминно-минеральная коррекция у детей: доводы «За» и «Против»?'

Витаминно-минеральная коррекция у детей: доводы «За» и «Против»? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1152
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ВИТАМИНЫ / МИНЕРАЛЫ / ГИПОВИТАМИНОЗ / ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / CHILDREN / VITAMINS / MINERALS / HYPOVITAMINOSIS / COMPLEXES OF VITAMINS AND MINERALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косенко Ирина Максимовна

Рассматривается роль микронутриентов для развития и состояния здоровья детей. Представлены основные причины дефицита витаминов и минералов. Показана необходимость проведения профилактики недостаточности микронутриентов с использованием витаминно-минеральных комплексов. Подчеркнуты основные критерии выбора таких препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION WITH VITAMINS AND MINERALS IN CHILDREN: PRO AND CONTRA?

Author examines a role of micronutrients in development and health state of children. Main causes of vitamins and mineral deficiency are presented. It was shown that prophylaxis of micronutrients insufficiency with complexes of vitamins and minerals must be obligatory. The article presents main criteria of choice of such drugs.

Текст научной работы на тему «Витаминно-минеральная коррекция у детей: доводы «За» и «Против»?»

В помощь врачу

И.М. Косенко

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Витаминно-минеральная коррекция у детей: доводы «за» и «против»?

Контактная информация:

Косенко Ирина Максимовна, доцент курса клинической фармакологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии,кандидат медицинских наук

Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, тел.: (812) 542-70-56 Статья поступила: 31.06.2010 г., принята к печати: 16.08.2010 г.

Рассматривается роль микронутриентов для развития и состояния здоровья детей. Представлены основные причины дефицита витаминов и минералов. Показана необходимость проведения профилактики недостаточности микрону-триентов с использованием витаминно-минеральных комплексов. Подчеркнуты основные критерии выбора таких препаратов.

Ключевые слова: дети, витамины, минералы, гиповитаминоз, витаминно-минеральные комплексы.

132

Как известно, ведущим фактором, определяющим состояние здоровья человека, обеспечивающим его нормальный рост и развитие, способствующим профилактике заболеваний, является рациональное питание. При этом очевидно, что полноценность питания определяется не только энергетической ценностью пищи, сбалансированностью рациона по белку, жирам и углеводам, но и обеспеченностью витаминами и минералами (микронутриентами). Это особенно актуально в детском и подростковом возрасте, когда наиболее высока скорость протекания пластических процессов в организме и, соответственно, во много раз выше потребность не только в пластических веществах, но и в микронутри-ентах. Кроме того, этот возраст характеризуется процессами дифференцировки на уровне тканевых, клеточных и субклеточных структур.

Риск для здоровья, связанный с недостаточным потреблением микронутриентов, вполне реален и серьезно угрожает здоровью детей и будущему человечества. Один из ведущих отечественных педиатров профессор

I.M. Kosenko

St.-Petersburg State Pediatrician Medical Academy

Correction with vitamins and minerals in children: pro and contra?

Author examines a role of micronutrients in development and health state of children. Main causes of vitamins and mineral deficiency are presented. It was shown that prophylaxis of micronutrients insufficiency with complexes of vitamins and minerals must be obligatory. The article presents main criteria of choice of such drugs.

Key words: children, vitamins, minerals, hypovitaminosis, complexes of vitamins and minerals.

И. М. Воронцов отмечал, что «упущенный срок необходимого пищевого обеспечения или стимуляции, то есть пройденные критические сроки дифференцировки уже не могут восстановить оптимальных характеристик развития в последующем, даже при самом адекватном питании» [1].

Витамины — эссенциальные (незаменимые) компоненты клеточного метаболизма, которые характеризуются следующими, только им присущими качествами [2]:

• имеют выраженную биологическую активность при малых дозах вещества;

• не являются источником энергии или пластического материала;

• необходимы для обеспечения жизненно важных функций организма;

• их биосинтез осуществляется исключительно растительными клетками и тканями, в ряде случаев — микрофлорой кишечника.

Таким образом, витамины не синтезируются в организме или синтезируются в недостаточном количе-

стве и поступают в него, главным образом, с пищей. И при этом витамины играют фундаментальную роль в физиологии человека, обеспечивая большинство биохимических процессов, протекающих в клетках, тканях и органах, воздействуя на физические и формообразовательные функции организма [2]. В частности, витамины необходимы для роста, поддержания нормального кроветворения и половой функции, остроты зрения и различных свойств кожи, деятельности нервной, сердечнососудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции. Им принадлежит исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционировании систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и, тем самым, в поддержании резистентности человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов. В частности, показано, что витамин С усиливает хемотаксис фагоцитов, повышает цитолитическую активность сыворотки крови, имеет интерфероногенное действие. Витамин РР стимулирует фагоцитоз, р-каротин повышает цитотоксическую активность макрофагов, спонтанную индуцированную активность фагоцитов, регулирует синтез антител. Витамин А нормализует дифференциацию клеток, тормозит пролиферацию клеток и повышенный синтез ДНК [2-4].

Организм человека не осуществляет синтез витаминов (за исключением небольшого количества никотиновой кислоты), а получает их непосредственно из растительной пищи или с продуктами животного происхождения, куда они попадают из растений. В ряде случаев витамины в организме образуются из так называемых провитаминов, например каротиноидов. Витамины не служат материалом для биосинтеза, однако участвуют во всех биохимических процессах в качестве универсальных компонентов клеточного метаболизма [2]. Метаболизм клетки — это в основном обмен протеинов, а обеспечивается он почти полностью ферментами. В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в биосинтезе ферментных систем в качестве так называемых коферментов [3, 5-7]; они действуют по принципу потенцирования ферментов. Другой ключевой функцией витаминов является их участие в формировании и функционировании мембран клеток и их органелл.

Детям витамины нужны не только для поддержания гомеостаза, но и для инициации всей программы развития ребенка. Например, дефицит витамина А задерживает развитие тканей, что может проявляться недостаточным ростом ребенка [5].

Водорастворимые витамины участвуют в энергетическом обмене (тиамин, рибофлавин); биосинтезе и превращении аминокислот (пиридоксин, цианокобаламин), жирных кислот (пантотеновая кислота); в образовании стероидов; в окислительно-восстановительных процессах. Жирорастворимые витамины обеспечивают процессы фоторецепции и образования эпителиальных тканей (ретинол), свертывания крови (филлохиноны), нормальное развитие эмбриона (токоферол) [2].

Для метаболических процессов в организме человека не менее, чем витамины, важны минеральные вещества. Из 92 встречающихся в природе элементов 81 обнаружен в организме человека. Часть из них (железо, йод, медь, цинк, кобальт, хром, молибден, селен, марганец) признаны жизненно необходимыми или эссен-циальными минеральными веществами. Они могут быть биологически активными как в виде ионов, так и при соединении с белками, ферментами, дыхательны-

ми пигментами, некоторыми гормонами и витаминами. Многие ферменты не активны в отсутствии металлов. Минеральное вещество может непосредственно входить в молекулу фермента или быть его коферментом; помимо этого, оно может просто активировать биологическую реакцию, осуществляемую данным ферментом, а также образовывать слабые и сверхслабые биокоординацион-ные связи с молекулой фермента или создавать ионное микроокружение [2]. Не вызывает сомнения грандиозная роль минеральных веществ в многообразных функциях организма и каждой клетки в отдельности. Коррекция дисбаланса макроэлементов и микроэлементов у больного, по мнению И. М. Воронцова, может быть сопоставима с ролью генетических факторов в формировании здоровья [1].

Витамины и минеральные вещества нельзя рассматривать в отрыве друг от друга — в организме они взаимодействуют теснейшим образом. При этом необходимы одновременно все эссенциальные микронутриенты — каждый выполняет присущую только ему специфическую функцию и не может быть заменен другим. Полноценное содержание витаминов и эссенциальных минеральных веществ составляет один из важнейших компонентов нормального функционирования организма. Если в организме не хватает какого-либо микронутриента, возникают сбои или более серьезные нарушения в обмене веществ, приводящие к заболеваниям.

Значительная часть населения России находится в состоянии постоянной поливитаминной и минеральной недостаточности, что является важнейшей национальной проблемой в области питания. Дефицит микронутри-ентов («скрытый голод») отмечается не только весной, но и в течение всего года. Так, по данным института питания РАМН, дефицит витаминов наблюдается у 60-80% россиян во всех группах населения независимо от района проживания, уровня доходов и времени года [8]. Эпидемиологические исследования в России показывают значительную распространенность гиповитаминозов у детей [5]. Так, по данным НИИ питания РАМН, концентрация аскорбиновой кислоты в крови ниже нормы у 40% школьников Москвы, витамина Е — у 33%, витамина А — у 28%. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичны показатели и в других регионах России. В ряде регионов страны 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного микронутриента. Выявляемый дефицит носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Особенно актуальна эта проблема весной и в осенне-зимний период. Но в последние годы дефицит витаминов обнаруживается и в летнеосенний период, то есть у большинства населения формируется неблагоприятный круглогодичный тип полигиповитаминоза, который к тому же часто сочетается с дефицитом микроэлементов [9, 10]. Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, отрицательно влияющим на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность нации [11, 12].

Причины дефицита микронутриентов многочисленны и в основном обусловлены недостаточным их поступлением в связи с невысоким содержанием в продуктах питания, нарушенным усвоением из-за патологии пищеварительного тракта, увеличением потребности в микронутриентах. В питании людей в последнее время произошли значительные изменения — резко сократилось употребление молока и молочных продуктов, мяса,

133

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 4

В помощь врачу

134

фруктов и овощей (за исключением картофеля); население стало меньше употреблять хлеб основных сортов; предпочтение отдается кондитерским мучным изделиям, содержащим сахар, что препятствует усвоению ряда микронутриентов.

В наибольшей степени подвержены риску развития микронутриентной недостаточности беременные, кормящие женщины и дети, особенно в критические периоды роста (в первые 3 года жизни, 5-7 лет, пубертатный период — 11-15 лет), во время социально-биологической адаптации (первоклассники, школьники при переходе к предметному обучению и в период экзаменов). Особую группу риска составляют длительно и часто болеющие дети [2]. Высокая частота витаминодефицитных состояний у детей объясняется тем, что дефицит тех или иных витаминов характерен для растущего организма даже здорового ребенка.

Классические авитаминозы в настоящее время встречаются чрезвычайно редко. Более распространены гиповитаминозы, которые могут возникать у больных с патологией желудочно-кишечного тракта, при глубоких и длительных нарушениях принципов рационального питания, длительных инфекционных болезнях, у недоношенных детей [12].

Широко распространенной формой недостаточности является субнормальная обеспеченность микронутриен-тами, которая встречается среди практически здоровых детей разного возраста. Ее основные причины — нарушения в питании беременных и кормящих матерей; нерациональное вскармливание детей первого года жизни; широкое использование в питании детей рафинированных продуктов; потери микронутриентов (преимущественно витаминов) при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; гиподинамия. Часто у детей сочетается недостаточность нескольких микронутриентов [13].

Субнормальная обеспеченность микронутриентами длительно протекает латентно и не сопровождается выраженными симптомами, но значительно снижает устойчивость детей к действию различных инфекций, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных.

В особом положении оказываются школьники, так как именно они испытывают дополнительное эмоциональное и умственное напряжение, особенно учащиеся начальных и выпускных классов. В период обучения в школе детям и подросткам необходимо дополнительное поступление таких жизненно важных (эссенциальных) веществ, как селен, цинк, марганец, железо, медь, литий, а также витаминов с нейропротективными свойствами — В1, Вб, В12, С, Е, А, фолиевой кислоты, которые осуществляют регуляцию антиоксидантного баланса в ЦНС [3, 14]. Кроме того, витамин В1 активно участвует в проведении нервного импульса, а витамин В6 непосредственно участвует в биосинтезе нейромедиаторов (допамин, нор-адреналин, адреналин, гистамин и ГАМК) [15]. Позитивные неспецифические неврологические эффекты (снижение утомляемости, беспокойства, депрессии) выявлены при приеме всех витаминов.

Основная роль в развитии и поддержании на должном уровне когнитивных способностей учащихся отводится витаминам группы В и микроэлементу йоду. При дефиците витаминов группы В снижается функциональное благополучие нервной системы, угнетается деятельность головного мозга, формируются неврозы, снижаются работоспособность и умственная активность [16]. При недостатке йода в организме ухудшается функция

щитовидной железы, регулирующей обменные процессы в организме. В наибольшей степени страдает нервная система. Ребенок, испытывающий недостаток йода, становится рассеянным, забывчивым, не может сосредоточиться, снижается его интеллект и, как следствие, начинаются проблемы с успеваемостью.

Одной из групп риска по развитию гиповитаминозов являются дети с аллергическими заболеваниями, которые, как правило, испытывают значительный дефицит витаминов. Факторами, повышающими риск развития гиповитаминоза при манифестации аллергических заболеваний у детей, являются интенсивный рост организма и возникающий при этом дефицит витаминов; недостаток витаминов в продуктах питания или их потеря при неправильной кулинарной обработке; гипоаллергенные диеты, которые назначают пациентам с аллергическими заболеваниями и которые в свою очередь усугубляют дефицит витаминов. Известно, что дети с данной патологией наиболее подвержены частым респираторным инфекциям, что влечет за собой повышение потребности в медикаментозной терапии, также влияющей на витаминный дисбаланс.

Таким образом, профилактика недостаточности микро-нутриентов актуальна и должна быть ориентирована на обеспечение полного соответствия между потребностями детей в этих важнейших веществах и их поступлением в организм с пищей [16]. Но можно ли получить все необходимые микронутриенты из пищи? Весь необходимый ребенку набор витаминов может поступать в организм только при питании всеми группами продуктов. При этом расчеты показывают, что даже самый сбалансированный и разнообразный рацион будет дефицитен по большинству микронутриентов, особенно витаминов, на 20-40%. Полный набор жизненно важных веществ можно получить с суточным меню, энергетическая ценность которого равна 5000-6000 ккал. Этому есть объективные причины:

• исчезновение многих минералов из почвы и, как следствие, из растений;

• использование искусственных удобрений, которые приводят к избыточному содержанию в почве и растениях ряда минералов (фосфора, калия);

• овощи, фрукты, зелень собирают до того, как они созреют (они дозревают уже по дороге к месту продажи или хранения);

• животные откармливаются в условиях, резко отличающихся от естественных, их рост стимулируется искусственно (введение гормонов и антибиотиков);

• длительная транспортировка и хранение продуктов питания уменьшают содержание в них биологически активных веществ;

• технологии переработки, консервирования, рафинирования, кулинарная обработка (сбор семян и зерен, их высушивание, очистка, нагревание и т. д.) также уменьшают содержание биологически активных веществ.

Организм ребенка должен получать витамины и минералы регулярно, в полном наборе и в количествах, обеспечивающих суточную физиологическую потребность. Каждый витамин и минерал обладает целым спектром физиологических эффектов, максимально воздействуя на организм при их комплексном применении [17, 18]. Необходимо учитывать, что используемые в фармакологии формы витаминных препаратов химически более «чисты», чем их аналоги в пищевых продуктах, связанные в различные комплексы и страдающие при кулинарной обработке. Витаминными препаратами удобнее и про-

ще обеспечивать организм рекомендуемыми суточными дозами. Поэтому применение препаратов микронутриен-тов в педиатрии по-прежнему актуально и необходимо. Вопрос только в том, в каком количестве и в какой комбинации их применять [5].

В настоящее время витаминно-минеральные комплексы прочно вошли в практику врача-педиатра. Используется более 30 монопрепаратов витаминов и коферментов и более сотни всевозможных поливитаминных комплексов. Огромный выбор препаратов, оптимальных по профилю эффективность/безопасность, затрудняет задачу врача. Вместе с тем подбор препарата с учетом не только эффективности, но и безопасности значительно повышает качество проводимой терапии [19].

Как из множества комплексов, представленных сегодня на фармацевтическом рынке, выбрать тот единственный, который подойдет конкретному ребенку?

Первый и главный критерий рационального выбора витаминного или витаминно-минерального комплекса (ВМК) — оптимальность его состава: в него должны входить только эссенциальные для ребенка определенного возраста микронутриенты. Действие препаратов зависит не только от их химической структуры, но и от сбалансированности по основным ингредиентам: должны учитываться взаимодействия витаминов и минералов в препарате. Наиболее выраженной эффективностью и меньшей вероятностью развития нежелательных реакций отличаются лишь самые современные комплексные препараты.

ВМК, предназначенные для детей, имеют свои особенности. В отличие от комплексов для взрослых препараты для детей должны точно соответствовать потребностям растущего организма в том или ином периоде жизни, выпускаться в удобной для приема форме, не нарушать усвоение других компонентов рациона питания, легко и точно дозироваться.

Так, детям в возрасте до 2 лет рекомендуют поливитаминные препараты без минералов, поскольку микроэлементы приводят к активизации ферментов. Витамин К противопоказан детям до 2 лет, поскольку риск от приема превышает возможную пользу. В детских ВМК, как правило, используются менее «опасные» формы витаминов (никотинамид, а не никотиновая кислота; витамин D3, а не D) [3]. В педиатрии высокие требования предъявляют к красителям, ароматизаторам, корректорам вкуса (для снижения вероятности развития аллергических реакций — индивидуальной непереносимости).

Выделяют 2 технологии витаминной и минеральной коррекции: лечебную и профилактическую. Лечебная стратегия коррекции предполагает использование более высоких лечебных доз микронутриентов, проведение более интенсивных и в ряде случаев более длительных курсов коррекции, строго при доказанном дефиците и под постоянным врачебным контролем [20].

Основная тактика в педиатрии — профилактическое применение витаминов и ВМК; своевременно начатая витаминотерапия помогает предотвратить печальные последствия витаминодефицита. Поэтому вторым важным

В помощь врачу

136

критерием рациональной витаминно-минеральной коррекции является использование микронутриентов в количествах, обеспечивающих физиологические потребности организма. Дозировки не должны быть избыточными. Массовая профилактика гиповитаминозов, по рекомендациям ВОЗ и FDA, проводится в дозах, не превышающих суточную потребность. При назначении витаминно-минерального препарата педиатру легче ориентироваться, если на упаковке есть указание, какую часть суточной потребности в микронутриенте покрывает прием препарата.

Применение высоких концентраций витаминов и минералов небезопасно. Известно, что умеренное избыточное потребление витаминов (за исключением жирорастворимых) ведет к их повышенному выведению из организма и не приносит пользы, а значительный избыток может дезорганизовать метаболические системы организма и вызывать явления гипервитаминоза. Использование бессистемно и в большом количестве препаратов, в которые входят различные минеральные вещества, чревато серьезными негативными последствиями, так как можно перегрузить организм теми или иными минеральными веществами, а это еще опаснее, чем дефицит элементов: например, все металлы с переменной валентностью (Fe, Cr, Cu, Se, Zn, V, Ni и др.) при дополнительном длительном применении в условиях нормального обеспечения, особенно при использовании в высоких дозах, потенцируют явления онко- и мутогенеза.

Несомненно, необходим индивидуальный подход при проведении витаминотерапии в педиатрии. Важно применение ВМК не только с целью профилактики, но и для коррекции уже имеющихся дефицитных состояний:

• периоды наиболее интенсивного роста детского организма;

• нахождение ребенка в особых климатических условиях;

• ситуации интенсивной физической и нервнопсихической нагрузки, стрессовые состояния;

• возникновение инфекционных заболеваний и интоксикации;

• неблагоприятные экологические воздействия (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.);

• болезни внутренних и эндокринных органов, особенно вызывающие повышенную экскрецию витаминов;

• кризисные периоды развития иммунной системы;

• период реконвалесценции;

• окончание курса антибиотикотерапии.

Актуален вопрос о необходимости применения ВМК у школьников. Следует подчеркнуть, что за время обучения ребенок преодолевает 2 периода кризисного развития иммунной системы: 1) 6-7-й год жизни, когда развитие системы местного иммунитета у большинства детей еще не завершилось (данный период характеризуется нарастанием частоты атопических, иммунокомплексных, паразитарных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов); 2) вступление в подростковый возраст (у девочек — 12-13 лет, у мальчиков — 14-15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Органы иммунной системы, прежде всего вилочковая железа, начинают подвергаться обратному развитию (инволюции). После некоторого спада отмечается новый подъем частоты хронических воспалительных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Дополнительная витаминноминеральная коррекция в данном случае поможет организму ребенка пройти через подобные испытания с меньшими потерями для здоровья.

Кроме того, вступление подростка в пубертатный период таит в себе еще одну опасность в отношении витаминноминеральной недостаточности, а именно возможность нарастающего дефицита кальция, повышенный расход которого связан с интенсивным ростом ребенка. Положение усугубляется тем, что недостаточность кальция — и без того довольно распространенное явление для детского организма вне зависимости от возраста [21]. От того, какое количество кальция, жирорастворимых витаминов и витаминов группы В получит организм подростка в это время, будут зависеть здоровье в целом, прочность костей в течение всей жизни, а также нормальное развитие и работа многих органов и систем. Важный аспект — длительность приема ВМК. Комплексы, которые содержат микронутриенты в количествах, соответствующих физиологическим потребностям, необходимо принимать регулярно — ежедневно на протяжении всего года (лучше во время или после еды — для более полной утилизации в организме). Насколько целесообразно применять ВМК по окончании лета — периода, когда все мы получаем витамины и минералы из натуральных источников? Мнение, что за лето формируется запас витаминов и минералов, который обеспечит нормальное функционирование детского организма вплоть до зимы, ошибочно. Дело в том, что овощи и фрукты в основном содержат водорастворимые витамины (С, Р, биотин и др.), которые организм человека не способен «запасать» впрок. В то же время с этими продуктами организм недополучит жирорастворимые витамины (А, Е, К, D), которые поступают в большинстве случаев из продуктов животного происхождения, что не связано с сезонными колебаниями. Поэтому создать депо микронутриентов (за исключением, например, витамина В12) не представляется возможным [22]. Анализ литературных данных позволяет сделать вывод, что витаминноминеральная коррекция у детей в летне-осенний период и уместна, и целесообразна.

При использовании ВМК у больных детей необходимо учитывать их совместимость с другими лекарственными препаратами, возможности и особенности их взаимодействия. Применение витаминов на фоне приема некоторых антибиотиков может усиливать их бактерио-статическое действие и улучшать переносимость [23]. В то же время применение витаминов группы В (особенно витамина В1) повышает «шокогенность» ряда антибиотиков (пенициллиновый ряд, левомицетин), амидопирина и новокаина. Не рекомендовано применять ВМК одновременно с тетрациклинами из-за возможного нежелательного взаимодействия; интервал между их приемом должен составлять не менее 2 ч.

Вопросы взаимодействия с другими лекарственными препаратами особенно актуальны для витаминов с выраженными окислительно-восстановительными свойствами. Например, витамин С из-за высокого окислительно-восстановительного потенциала может изменять химический состав других препаратов. Аскорбиновая кислота повышает концентрацию в крови бензилпе-нициллина и тетрациклинов; снижает эффективность гепарина, непрямых антикоагулянтов, антибиотиков. При одновременном применении с ацетилсалициловой кислотой повышается выведение с мочой аскорбиновой кислоты и уменьшается экскреция ацетилсалициловой кислоты. Аскорбиновая кислота увеличивает риск развития кристаллурии при лечении салицилатами и сульфаниламидами короткого действия, замедляет выведение почками кислот, увеличивает выведение препаратов, имеющих щелочную реакцию. Витамин В6 в терапевтиче-

ских дозах снижает эффективность леводопы. Это касается и взаимодействия с циклосерином, адреналином, норадреналином и сульфаниламидами [24].

Важным критерием выбора препарата является оптимальная технология производства. Достаточно сказать, что усвояемость некоторых витаминов и минералов из таблеток, полученных по технологии прессования и дражирования, на 30-50% ниже, чем из комплексов, полученных по технологии микрокапсулирования [7]. Существуют ли в России сбалансированные витаминные комплексы и ВМК, предназначенные для профилактического использования? Да, такие препараты есть. Примером могут служить комплексы линейки Пиковит (^КА, Словения), разработанные специально для детей. Современные, высококачественные, сбалансированные, гипоаллергенные поливитаминные и витаминноминеральные комплексы, содержащие необходимый спектр основных микронутриентов, подобраны с учетом потребностей разных возрастных групп. Дозы содержащихся в них витаминов и минералов соответствуют современным нормативам потребностей детей разного возраста. Широкий выбор таких комплексов для детей от 1 года до 14 лет позволяет подобрать препарат в зависимости от потребностей детского организма, возраста и даже вкусовых предпочтений. Дети могут начать принимать Пиковит в возрасте 1 года и продолжать на протяжении всего детства. При соблюдении режима дозирова-

ния возможность передозировки отсутствует, в том числе при длительном применении. Препараты выпускаются в различных лекарственных формах, поэтому есть возможность учесть нужды и желания ребенка. Два препарата — Пиковит сироп и Пиковит таблетки, покрытые оболочкой, — после проведения исследований эффективности и безопасности были рекомендованы к применению Союзом педиатров России. Следует подчеркнуть, что кроме высокой эффективности при применении этих препаратов у детей с аллергической патологией отмечена хорошая переносимость: отсутствовали побочные эффекты, не ухудшалось течение основного заболевания, что связано с отсутствием сенсибилизирующего влияния применяемых комплексов.

Показанием к применению препаратов Пиковит является прежде всего профилактика дефицита микронутриен-тов при неполноценном и несбалансированном питании; в период интенсивного роста и при повышенных физических и умственных нагрузках; при переутомлении детей дошкольного и школьного возраста; при лечении антибиотиками.

Таким образом, еще раз следует подчеркнуть, что витаминно-минеральная коррекция у детей необходима и целесообразна. Содержащие витамины и минералы препараты могут не только обеспечивать жизнедеятельность больного, но и улучшать качество жизни здорового человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рычкова С. В., Новикова В. П., Васильева И. В. и др. Состояние здоровья, образ жизни и питание школьников Санкт-Петербурга // Клиническое питание. — 2005; І: 4-5.

2. Ребров В. Г., Громова О. А. Витамины и микроэлементы. — М., 2GG3: 9-І9.

3. Конь И. Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей: В кн. Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 2000: 5І5-545.

4. Волкова Л. Ю., Гурченкова М. А. Дефицит витаминов у детей раннего и дошкольного возраста: основные причины, формы и пути профилактики // Вопросы современной педиатрии. — 2GG7; 6 (2): 78-8І.

5. Громова О. А. Витамины детям: «за» и «против» //

Педиатрическая фармакология. — 2009; 6 (4): І2І-І25.

6. Намазова Л. С., Громова О. А. Витамины и минералы в современной клинической медицине. Возможности лечебных и профилактических технологий. — М., 2GG3. — 62 с.

7. Коденцова В. М., Вржесинская О. А. Витаминно-минеральные комплексы: соотношение доза-эффект // Вопросы питания. — 2006; І: 3G-39.

B. Тутельян В. А. Справочник по диетологии / под ред. М. А. Самсонова. — М.: Медицина, 2GG2. — 274 с.

9. Алексеева А. А. Применение витаминов в педиатрической практике // Педиатрическая фармакология. — 2009; 6 (І): 75-80.

10. Коровина Н.А., Захарова И. Н., Заплатников И. Л. и др. Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра // РМЖ. — 2GG4; І2 (І): 48-55.

11. Вахлова И. В., Щеплягина Л. А., Коденцова В. М. Микронутри-енты для здоровья матери и ребенка // Consilium medicum. Экстра-выпуск. — 2GG5: 4-B.

12. Бурцева Т. И., Нотова С. В., Скальный А. В., Бурлуцкая О. И. Гигиеническая оценка витаминной обеспеченности школьников Оренбурга // Вопросы современной педиатрии. — 2009; B (2): 6-І0.

13. Конь И. Я., Тоболева М. А., Димитриева С. А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. — 2002; 1 (2): 62-67.

14. Спиричев В. Б., Коденцова В. М., Вржесинская О. А. Методы оценки витаминной обеспеченности населения: Учебно-методическое пособие НИИ питания РАМН. — М., 2001. — 68 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2001. — 64 с.

16. Кукес В. Г., Тутельян В. А. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии. — М.: Палея, 2001. — 489 с.

17. Bolander F. F. Vitamins: not just for enzymes // Curr. Opin. Investig. Drugs. — 2006; 7 (10): 912-915.

18. Терруан Т. Взаимодействие витаминов. — М.: Мир,

1969. — 372 с.

19. Талашова С. В. Коррекция витаминно-минерального статуса у школьников в осенний период // Вопросы современной педиатрии. — 2009; 8 (4): 124-128.

20. Громов И. А., Намазова Л.С., Торшхоева Р. М. и др. Обеспеченность витаминами и минеральными веществами детей с аллергическими заболеваниями в современных условиях // Педиатрическая фармакология. — 2008; 5 (3): 76-81.

21. Захарова И. Н., Скоробогатова Е. В. Дефицит витаминов у детей: современные возможности коррекции // Педиатрия. — 2004; 6 (3): 48-51.

22. Громова О. А. Витаминные и минеральные препараты // Фармацевтический вестник. — 2003; 2: 16-18.

23. Гичев Ю. Ю., Гичев Ю. П. Общие представления о биологической и фармакологической активности микронутриентов. Введение в общую микронутриентологию. — Новосибирск, 1998: 87-100.

24. Коровина Н. А. Витаминно-минеральная недостаточность // РМЖ. — 2003; 11 (22): 1235-1237.

137

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /20І0/ ТОМ 9/ № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.