Научная статья на тему 'Виталистский императив в современных представлениях о культуре'

Виталистский императив в современных представлениях о культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попов Евгений Александрович

Статья раскрывает актуальность виталистского подхода в исследовании сложных культурных феноменов. Это направление в современной науке позволяет рассматривать культуру как органическую систему, которая обладает свойствами накопления и передачи энергии от поколения к поколению. Обозначается важность указанного научного подхода для выявления национально-этнической специфики культурного развития и сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vitalist imperative in contemporary notions about culture

An article shows the acuteness of vitalist approach in research of complicated cultural phenomenon. The given of contemporary science lets us to consider culture as an organic system having characteristics of preservation and translation of energy from generation to generation. The importance of the given scientific approach is indicated to reveal national-ethnic specifics of cultural development and preservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Виталистский императив в современных представлениях о культуре»

Е.А. Попов

Виталистский императив в современных представлениях о культуре

Культурно-органическая система во всем многообразии своих проявлений становится ви-талистским комплексом, развивающимся по принципам сохранения, преумножения либо необратимого разрушения жизненных сил. Именно в этом состоит процесс развития культуры как целостного организма. Эта целостность поддерживается множеством факторов, существенным образом влияющих на все основные механизмы культурной динамики.

Если иметь в виду, что культура представляет собой «мощный адаптивный аппарат человеческого рода, возникший как воплощение присущих человеку жизненных сил, проявляющихся в борьбе за существование путем творческого преобразовательного отношения к окружающей среде» [1, с. 73], то следует прежде всего обратить внимание на жизнесозидающее начало, определяющее вектор креативной деятельности человека. Часто его границы находятся в плоскости многофункциональной системы художественных отношений как неотъемлемой составляющей всякой творческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. Анализ этого взаимовлияния показывает, насколько противоречивы в данном вопросе точки зрения и позиции исследователей, а значит, проблема остается не до конца разрешенной. Поиск некого жизнеутверждающего императива в современных концепциях культур-философии и социологии культуры по-прежнему является актуальной задачей социогумани-тарного знания.

Преодоление традиционных подходов к анализу культурного наследия русского народа в ХХ-ХХ1 вв. и актуализация методологических положений развивающейся культурвиталистс-кой концепции позволяют говорить о проявлении жизненных сил человека в процессах возникновения и развертывания культурно-органической системы. Кроме того, это должно стать своего рода отправной точкой в исследовании таких феноменов и явлений культуры, которые «скрывали» свой жизненный потенциал и представления о которых сводились в лучшем случае к систематизации их креативных качеств. О жизненных силах русской культуры сегодня рассуждают исследователи, считающие важнейшей задачей

современной гуманитарной науки поиск возможных путей возрождения культуры в новом столетии [2]. Предпринимаются активные попытки придать жизненным силам как важнейшему процессу культурной динамики эмпирические границы, тем самым определить структуру культурно-органической системы: ее жизненное пространство, коммуницирующие механизмы, полиэнергетику и т.д.

Идейно-художественные рубежи каждого социокультурного феномена следует искать в плоскости той сложной самостоятельной органической системы, каковой была русская культура ХХ в., учитывая при этом как художественное своеобразие этого явления, так и его духовноэнергетический потенциал.

Культура - многофункциональная система, имеющая свою логику системно-органического развития. Одной из особенностей этой системы является то, что в определенный период времени на изломе форм культурного бытия возникает огромный выплеск творческой энергии, вследствие которого появляются новые культурные формы и культурные смыслы наряду с отмиранием отживших и неразвившихся форм. Эта энергия, безусловно, может носить как деструктивный, так и конструктивный характер, когда появляется новое творчество и новые, до сих пор не существовавшие духовно-социальные явления - яркие, интенсивные, многофункциональные. В этом смысле творчеству отводится важнейшая роль в поддержании определенной гармонии во взаимодействии разносторонних культурных и социокультурных элементов, которые в рамках жизненного пространства культуры нередко находятся в конфликтном состоянии.

Конфликтность, распространяющаяся внутри культурно-органической системы и часто являющаяся следствием культурной диверсификации, создает в жизненном пространстве культуры зоны напряженности. В них культура не только безвозвратно теряет жизненные силы, но и приобретает возможность самовосп-роизводиться, обретая собственное бытие в каких-либо новых жизненных формах. Практически вся продолжительная история русской культуры является свидетельством такого рода жизненных метаморфоз культурной системы.

социология

Именно в таких зонах напряженности русская культура обретала свою национально-этническую специфику, верифицировала свои жизненные формы в исторической перспективе. В числе таких зон можно назвать религиозный выбор Руси в пользу христианства, этап формирования Московского царства и т.д. Духовно-социальным явлением, возникшим на изломе социокультурной реальности, и одновременно зоной напряженности в культурной истории России были проявления модернистской, а затем и постмодернистской теории и практики. Путь этих социокультурных феноменов в истории русской культуры был жизнестремительным, жизнеактивным, потому что они вырвались наружу, получили идейно-художественную свободу, преодолели рубежи культурно-художественной традиции и более того - стали активно воздействовать на приоритеты в культурной эволюции.

Зоны напряженности культурного развития становятся своего рода ретрансляторами социокультурной энергии, совершенно необходимой для осуществления непрерывной культурной трансмиссии. Все это, безусловно, оказывает влияние на формирование духовной культуры прежде всего в ее цивилизационном статусе. Как замечают исследователи, «со времен «духовной оси»... жизненные силы человечества обретают новый источник и находят новое русло своего развертывания, новую цель в своей реализации: самосовершенствование, духовное возвышение, гармонизация мироздания и достижение спасения» [1, с. 76].

Культурно-органическая система в зонах напряженности решает сверхзадачи своего бытия: разложение традиционных культурных форм, представляющих собой лишь слепки с окружающей действительности, часто меняющие эту реальность до неузнаваемости; накопление жизненной энергии, позволяющей культуре пульсировать, превращаться в новые организмы, передавать информацию посредством «оживленных» знаковых комплексов. Если сопоставлять бытие культуры в традиционных и жизненных формах, то окажется, что последние радикально меняют облик культуры, ее жизнеёмкость, предоставляя культурной системе определенную свободу в выборе качественных механизмов и способов жизнеосуществления.

Примером энергетически-творческого выплеска культурно-органической системы можно назвать русский авангард, ставший на некоторое время эпицентром культурной жизни России в начале двадцатого столетия. Творческие искания деятелей культуры были сначала разрозненными, малоэффективными; выплеск энер-

гии способствовал появлению авангарда и задавал направление культурного поиска, но определяться в выборе методов и способов освоения действительности представители авангарда должны были самостоятельно. Этот выбор осуществлялся в процессе жизни и был свободным.

С точки зрения культурвиталистских представлений развитие любой национальной культуры так или иначе оценивается с позиций ее жизнеспособности. Поэтому всякий раз речь заходит о жизненном потенциале культуры, который прежде всего аккумулирует необходимую для развития культурно-органической системы энергию. Жизненный потенциал русской культуры столь велик, что она постепенно преодолевает рубежи эстетической реальности, организованной по принципам художественного строительства, и входит в открытое культурное, а затем и культурно-социальное пространство. Именно эти формы культурного бытия в культу рвиталистской методологии называются жизненными формами.

Категория жизненной формы характеризует «жизнь как процесс» в различных ее проявлениях. В «философии жизни» (Г. Зиммель), являющейся одним из методологических источников культурвитализма, особое внимание уделено рассмотрению социальной жизни, которая приобретает динамическую форму выражения. Но в то же время разобраться в лабиринте жизни можно лишь при условии сбора «моментальных фотоснимков», фрагментов и частных впечатлений.

Жизнь, по Зиммелю, начинается с изменчивых «фрагментов» социальной реальности, а процесс жизни - это ее поток, который образует застылые формы - культуру. «Жизнь, -пишет мыслитель, - в своих проявлениях, в своих органах множественна» [3, с. 158]. Множественные «органы» жизни, или ее «моментальные фотоснимки» - это застылые формы культуры. Анализ непрерывного роста «объективного духа» (в гегелевском смысле) позволяет судить о доминировании «культурных объектов» в жизни, которые делают людей все более и более бессильными перед реальностью. Дух и его результаты становятся чуждыми человеку. В этом смысле жизненная форма - это и есть застывший культурный объект, в котором актуализируется лишь один определенный жизненный «фрагмент».

Действительно, всякие формы бытия культуры создаются с запасом, их совокупность представляет собой огромную духовно-социальную матрицу, которая затем под воздействием определенных социокультурных условий и процессов стягивается, уплотняется, врастает в «со-

циальность», приобретает черты духовно-социального явления, находящегося в контексте решения политических, экономических и в целом социальных проблем. Например, судьба русского авангарда в начале ХХ в., пришедший ему на смену социалистический реализм, увеличение масштаба постмодернистских исканий в культуре свидетельствуют о постепенном врастании разноплановых явлений художественной культуры в ткань социальной жизни. В этом процессе усматривалась лишь возможность накопления дополнительных «производительных» сил культурной системы. Ни о каком жизнеутверждающем начале, конечно, речи не велось: советский период критики культуры и искусства задавал мировоззренческий вектор в плоскости преодоления эстетической теории и практики «империалистического» духа модернизма.

Несмотря на значительный рост в последнее время числа исследований, позитивно оценивающих опыт «сотрудничества» различных культурных и социально-культурных феноменов с культурной традицией, не убавляется количество таких работ, которые не всегда убедительно оценивают перспективы культурной эволюции. В представлениях о развитии культуры, процессах ее глобализации и модернизации чаще возникает обращение к категории «культурной формы», которая не дает возможности рассматривать культурное пространство в его жизнеактивных и жизнеэффективных проявлениях. Совершенно иначе «облик» культуры формируется в виталистских представлениях о ней, когда потенциал культурной системы оценивается с точки зрения ее жизненной энергии и жизненных сил.

Нужно ли говорить, что подобный ракурс многих исследований берет свое начало именно в 90-х гг. прошлого века - в то время, когда получило новый импульс в своем развитии виталис-тское направление в философии культуры и социологии и особенно остро обозначились вопросы сохранения национального своеобразия русской культуры. В этом ряду своевременными оказались работы творческого коллектива, представляющего алтайскую социологическую школу [4-7]. Постепенно рассуждения о жизненных силах человека и общества стали складываться в достаточно стройную методологическую систему, ставшую отправной точкой современного социологического витализма. С тех пор исследователи не отказались от идеи представить общество и культуру как живой организм, остро реагирующий на требования времени.

Изучение проблемы жизненных сил русской культуры, затрагиваемой в некоторых работах,

не ограничивается рассмотрением эволюции культурно-органической системы в онтологическом аспекте. Жизненная активность культурного организма, проявляясь в жизненных формах, отличающихся подвижностью системного ядра, становится предметом исследований, направленных на выявление закономерностей трансформаций и модификаций жизненного пространства культуры. В этой связи интерес вызывает проблема особого «языка культуры», целью которого является не только «формотворчество», выраженное в сокрушении предметного мира в художественном пространстве культуры. «Язык культуры» - это не только система национального самовыражения народа в нормах, ценностях, культурных формах, но и жизненное пространство культурного организма, в котором происходит накопление, сохранение и трансляция культурного и социокультурного опыта. Таким образом, «язык культуры» выступает в качестве межпоколенного многоступенчатого канала социальной коммуникации. В границах «языка культуры» развиваются виталистские представления о культурно-органической системе, формируется жизнеутверждающий императив, построенный на определенных аксиологических принципах и доказывающий существенную роль принципов релятивизации в освоении жизненного пространства культуры.

Научные попытки объяснить степень проявленности в русской культуре многочисленных культурно-художественных экспериментов можно, на наш взгляд, условно разделить на две группы - так называемую традиционалистскую и нетрадиционалистскую (культурвитали-стскую) позиции. Основанием для такой дифференциации может послужить различие в принципах активного изменения эстетической и социокультурной реальности, которым четко следуют деятели культуры и на которых заостряют внимание исследователи.

«Традиционалистская» позиция объясняет склонность культуры к новациям и переменам исключительно противостоянием культурной традиции предшествующего времени. Такой принцип созидания совершенно иной эстетической реальности, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, становится едва ли не основной жизнеутверждающей программой культурной деятельности в ХХ-ХХ1 вв. Мнения исследователей в этом вопросе расходятся, на наш взгляд, .питтть в одном пункте: носит созидание эстетической реальности положительный либо же отрицательный характер.

Современные исследования в большей степени обращают внимание на те позитивные момен-

социология

ты, которые можно смело назвать решающими обстоятельствами при формировании нового культурвиталистского взгляда на проблемы культурной эволюции. И.Е. Васильев называет эти обстоятельства «зонами напряженности», в которых культура проявляет себя особенно ярко, значительно [8, с 97]. А Г. Белая отмечает, что путь противоречивых культурно-художественных феноменов в культуре - «это предельное напряжение связей внутри художественного целого» [9, с. 118].

К таким «зонам» следует, по-видимому, отнести неоднозначные исторические колебания культурных феноменов в сторону преодоления в их ценностных ориентациях отдельного человеческого «Я» ради коллективных ценностей (как это было, например, в теории и практике русского модернизма и авангардизма). Кроме того, «зоной напряженности» можно признать и сохранение системной целостности культурного организма, поскольку оно всегда сопряжено с примирением иногда совершенно неоднозначных, а следовательно, и часто несогласуемых культурных и социокультурных элементов, что в свою очередь предопределяет состояние кри-зисности и внутрисистемную напряженность. По этой причине существенную роль в стабилизации таких культурных «зон напряженности», на наш взгляд, должно сыграть раскрытие жизненного пространства культурного организма через актуализацию архетипической, этнической, языковой и культурно-динамической памяти. Это будет способствовать диалогичности элементов культурной системы, а значит, сохранению ее целостности. Вместе с тем следует заметить, что преодоление указанных «зон напряженности» в жизненном пространстве культуры предопределит развитие культурного плюрализма, замедля-

ющего многие этапы культурной конфигурации, и, таким образом, многократно усложнит архитектонику культурной системы.

Облекая культуру в предельно открытые формы и формулы, В. А. Кутырев [10, с. 93], как нам кажется, приходит к некой положительной величине, уравнивающей и традиции, и новации, не вынуждая их включаться в спор о собственной значимости. «Формула культуры» Кутырева, отражающая такое соотношение, выглядит следующим образом: классика + авангардизм = модернизм. Именно модернизму отдается пальма первенства в созидании новой эстетической реальности. Для стремления исследователя представить русский авангард как некую общую «новацию» в одном ряду с классикой имеются веские основания. Модернизм, уходя с «эстетической арены», оставляет авангарду собственный арсенал обновленных традиций и приоткрытое в «мировой эон истории» культурное пространство. Расширять же границы этого пространства, конечно, авангарду.

Изменение вектора мировоззренческих представлений о культуре в целом, этапах ее развития, явлениях концентрации и расходования энергетического потенциала необходимо. Это становится требующей решения методологической проблемой многих отраслей современного социогуманитарного знания и прежде всего культурологии, социологии культуры и философии культуры. Очевидно, что культурвиталистский подход позволяет не только обнаружить «зоны напряженности», в которых культурно-органическая система отыскивает свои онтологические источники, но и сфокусировать внимание на тех проблемах, которые связаны с сохранением культурной самобытности, национально-этнических особенностей культуры и в целом ее жизненного пространства.

Литература

1. Семилет Т.А Проявление жизненных сил человека в процессах возникновения и развертывания культуры // Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление ви-талистской социологической парадигмы) / Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. М., 2000.

2. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала ХХ1 века. М., 2003.

3. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Культурологический альманах. М., 1994.

4. Григорьев С.И. Жизненные силы человека / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов. Барнаул, 1996.

5. Социология на пороге ХХ1 века: новые направ-

ления развития / Под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэ-нен-Хуттер. М., 1998.

6. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001.

7. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под ред. С.И. Григорьева. М.; Барнаул, 2003.

8. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 2000.

9. Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы. 1992. Вып. 3.

10. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.