Научная статья на тему 'ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ГРОЗДЬЕВИДНОЙ ПРИВЕСКОЙ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ'

ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ГРОЗДЬЕВИДНОЙ ПРИВЕСКОЙ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
височные украшения / гроздьевидная привеска / эпоха средневековья / Пермское Предуралье / ломоватовская культура / серебро / ювелирные изделия / костюм. / temporal jewelry / cluster / middle ages / Permian pre-Urals / silver / jewelry / costume

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подосёнова Ю. А.

Среди височных украшений, распространенных на территории Пермского Предуралья в эпоху средневековья особой популярностью в костюме местного населения пользовались височные украшения с гроздьевидной привеской. Появление этих украшений на территории Пермского Предуралья следует связывать с концом VIII – началом IX вв. Во второй половине X века они начинают постепенно выходить из употребления у прикамского населения. IX – первая половина X вв. – период их наибольшей популярности. Вероятнее всего, прототипами таких изделий являлись украшения, характерные для населения салтовской археологической культуры. Но в большей степени при их изготовлении местными мастерами заимствовались не общая форма изделий, а отдельные конструктивные элементы. Несмотря на то, что изделия похожи друг на друга по форме привески и отдельным декоративным элементам, выделяются группы изделий, разные по технике изготовления: сборные ювелирные изделия, выполненные с применением разных ювелирных техник (тиснение, волочение, зернение, золочение, пайка и т.д.) и изделия, выполненные с помощью литья, копировавшие последние. Большинство изделий выполнено из серебра, редко из бронзы, латуни и золота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORAL LOBE ADORNMENTS WITH A BUNCH FROM MEDIEVAL ARCHAEOLOGICAL SITES OF THE PERM URALS

Temporal lobe adornments with a bunch belong to the number of numerous findings in the materials of the medieval archaeological monuments of Perm Ural Mountains. These artifacts were ornaments in medieval costume. They appeared at the turn of the eighth and ninth centuries and they existed, with slight variations, until the middle of the eleventh century. The ninth and tenth centuries the time of their popularity. The technique of making them is different. There are jewelry and there are cast from metal. The mass character of the findings indicates that these details of the costume were spread only on the territory of Perm Ural Mountains area, their location in the monuments of neighboring archaeological cultures proves ethnocultural contacts of the medieval population of the region.

Текст научной работы на тему «ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ГРОЗДЬЕВИДНОЙ ПРИВЕСКОЙ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

УДК 903.25

DOI: 10.24412/2658-7637-2020-17-104-114

1 2

Ю.А. Подосёнова ' ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ГРОЗДЬЕВИДНОЙ ПРИВЕСКОЙ ИЗ

МАТЕРИАЛОВ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ ЭПОХИ

*

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1 Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь, РФ

2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, РФ

Среди височных украшений, распространенных на территории Пермского Предуралья в эпоху средневековья особой популярностью в костюме местного населения пользовались височные украшения с гроздьевидной привеской. Появление этих украшений на территории Пермского Предуралья следует связывать с концом VIII - началом IX вв. Во второй половине X века они начинают постепенно выходить из употребления у прикамского населения. IX - первая половина X вв. - период их наибольшей популярности. Вероятнее всего, прототипами таких изделий являлись украшения, характерные для населения салтовской археологической культуры. Но в большей степени при их изготовлении местными мастерами заимствовались не общая форма изделий, а отдельные конструктивные элементы. Несмотря на то, что изделия похожи друг на друга по форме привески и отдельным декоративным элементам, выделяются группы изделий, разные по технике изготовления: сборные ювелирные изделия, выполненные с применением разных ювелирных техник (тиснение, волочение, зернение, золочение, пайка и т.д.) и изделия, выполненные с помощью литья, копировавшие последние. Большинство изделий выполнено из серебра, редко из бронзы, латуни и золота.

Ключевые слова: височные украшения, гроздьевидная привеска, эпоха средневековья, Пермское Предуралье, ломоватовская культура, серебро, ювелирные изделия, костюм.

1 2

Y.A.Podosyonova '

TEMPORAL LOBE ADORNMENTS WITH A BUNCH FROM MEDIEVAL ARCHAEOLOGICAL SITES OF THE PERM URALS

1 Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia 2Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

Temporal lobe adornments with a bunch belong to the number of numerous findings in the materials of the medieval archaeological monuments of Perm Ural Mountains. These artifacts were ornaments in medieval costume. They appeared at the turn of the eighth and ninth centuries and they existed, with slight variations, until the middle of the eleventh century. The ninth and tenth centuries - the time of their popularity. The technique of making them is different. There are jewelry and there are cast from metal. The mass character of the findings indicates that these details of the costume were spread only on the territory of Perm Ural Mountains area, their location in the monuments of neighboring archaeological cultures proves ethnocultural contacts of the medieval population of the region

Keywords: temporal jewelry, cluster, middle ages, Permian pre-Urals, silver, jewelry, costume

Работа выполнена в рамках государственного задания, номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2, и при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.

Введение

Височные украшения являлись одним из наиболее распространенных видов головных украшений в костюме средневекового населения Пермского Предуралья. Среди них особой популярностью пользовались височные украшения с привеской в виде грозди из мелких шариков, выполненные чаще всего из серебра, реже - из золота и бронзы. Предлагаемая публикация посвящена этому виду украшений. Наряду с систематизацией и техническими особенностями их изготовления, рассматриваются хронология и вопросы происхождения.

СИст емат изация и т ехнические особенност и изгот овления изделий.

Основными конструктивными элементами украшений рассматриваемого отдела являлись проволочное кольцо-дужка овальной или овально-подтреугольной формы и привеска, состоящая из грози шариков разного размера. Привеска из шариков (зерни) в изделиях представлена по-разному: в виде пирамидки из трех-четырех литых шариков зерни небольшого размера, в виде пирамидки из четырех-пяти шариков крупного размера, в виде полой бипирамидальной грозди, в виде цельной грозди из шариков.

Дополнительными конструктивными элементами украшений выступают пояски из рубчатой или простой проволочки на боковых сторонах кольца-дужки, пирамидка из зерни на одной из боковых сторон кольца-дужки и на месте перехода кольца-дужки к привеске. В единичных случаях рубчатой проволочкой декорирована нижняя часть проволочного кольца-дужки, припаянная вдоль неё двумя-тремя рядами.

Основное отличие между изделиями заключается в способе крепления привески к кольцу-дужке. Опираясь на эту особенность, стало возможным выделить следующие типы изделий.

Тип - 1. Литой переход (30 экз., рис. 1 /1-7)

Основный материал - серебро, редко бронза. Кольцо-дужка овальной или овально-подтреугольной формы выполнено с помощью литья. На её боковых сторонах - отдельные или отлитые вместе с кольцевой основой пояски из

и и т~ч и и

гладкой или рубчатой проволочки или их имитация. В верхней части одной из боковых сторон - пирамидка из зерни или её литая имитация. В основании кольца-дужки - утолщение, к которому припаяна основная часть привески в виде грозди из крупных небольших или больших шариков (зерни).

Изготовление проволочного кольца-дужки с помощью литья производилось по-разному. В одних изделиях первоначально отливали стержневую заготовку, затем загибали её до необходимой формы и соединяли с помощью пайки с остальными элементами, в других - её отливали в двучастной двухсторонней форме. В отдельных случаях в один прием вместе с заготовкой для кольца-дужки вместе с утолщением отливали шарики, к которым уже затем припаивалась основная часть привески или декорирующие кольцо-дужку пирамидки из зерни.

Привески представлены разной формы - в виде полой бипирамидальной грозди из шариков крупного размера, в виде небольшой цельной грозди из шариков разного размера, в виде пирамидке из трех-четырех шариков зерни.

Рис.1. Височные украшения с гроздьевидной привеской с территории Пермского Предуралья (примеры). Типы. 1-7 -тип 1; 8-10 - тип 2; 11-16 -тип 3; 17,18,20 -тип 4; 19,21- тип 5. 1, 9- Важгортский м-к (п.17), 2,3,6-8, 11-16, 18-21- Баяновский мог-к (п.52, 137, 156, 123, 103, 116, 137, 151, 137, 114, 362, 399, 322, 442, 128); 4-Митинский мог-к (п.49, безкурганная часть); 5,10 - Редикарский мог-к; 17 - Плесинский мог-к (п/м)

Изделия первого типа были обнаружены в материалах Баяновского (IX -первая половина X вв.), Урьинского (УШ-1Х вв.), Важгортского (УШ-1Х вв.), Каневского (VIII - IX вв.), бескурганной части Митинского могильников (конец VII - VIII вв.).

Из всех изделий выделяется один экземпляр, где к серебряной литой проволочной основе кольца-дужки в верхней и нижней части припаяны пирамидки из золотых шариков. На боковых сторонах кольца-дужки отсутствуют пояски из проволочки (рис. 1/4).

в

Рис.2 Технические особенности крепления привески в украшениях (типы 2,3,4). А - крепление в виде диска, нанизанного на кольцо-дужку (погр. 399 Баяновского м-ка); Б - крепление в виде проволочки, перекинутой через основание кольца-дужки (погр. 438 Баяновского м-ка); В - крепление в виде полого шара и его конструкция (погр.429

Баяновского м-ка)

Тип - 2. Переход в виде перекинутой через основание проволочки (10 экз., рис. 1 /8-10).

Основной материал - серебро. Кольцо-дужка овальной или овально-подтреугольной формы выполнено способом волочения (чаще всего). На боковых сторонах кольца-дужки припаяны отдельные пояски из гладкой или рубчатой проволочки. В верхней части одной из боковых сторон - пирамидка из

107

зерни. Переход от кольца-дужки к привеске представлен в виде гладкой, штампованной или рубчатой проволочки (от 1 до 3 рядов), перекинутой через нижнюю часть кольца-дужки. Ее концы не сведены вместе, между ними впаяна привеска (точнее, верхний шарик основной части привески) (рис.2/Б). Привеска представлена шариками небольшого размера, напаянными в полую бипирамидальную гроздь, или небольшую цельную гроздь, а также шариками крупного размера, представляющими цельную бипирамидальную гроздь.

Изделия происходят из Баяновского (IX - первая половина X вв.), Урьинского (VIII - IX вв.), Важгортского (VIII - IX вв.), Каневского (VIII -

IX вв.), Редикарского (VIII - XI вв.), Плесинского (VII - X вв.) могильников.

Тип - 3. Переход в виде полого шара (44 экз., рис.1/ 11-16)

Основный материал - серебро, позолота. Кольцо-дужка овальной или овально-подтреугольной формы выполнено способом волочения. На боковых сторонах кольца-дужки припаяны отдельные пояски из гладкой или рубчатой проволочки. В верхней части одной из боковых сторон - пирамидка из зерни. Переход от кольца-дужки к привеске представлен в виде слегка приплюснутого или правильной формы полого шарика: его тисненые полусферы с проделанными заранее отверстиями нанизаны на кольцо-дужку так, что при их соединении шов располагается вертикально по отношению к ней. Шов соединения спаян. Поверх шва напаяна штампованная, рубчатая или гладкая

т-ч и о

проволочка. В нижней части шарика концы этой проволочки не сведены до конца - в них впаяна основная часть привески (точнее, верхний шарик основной части привески), состоящая из шариков разного размера. Иногда полый приплюснутый шарик-переход дополнительно в нижней части подрезан или подпилен. В привеске шарики мелкого размера составляли полую бипирамидальную гроздь или небольшую цельную гроздь, шарики крупного размера, цельную бипирамидальную гроздь.

На одном из экземпляров удалось проследить конструкцию внутри шара-перехода. Возможно, такая конструкция была характерна для всех изделий, где переход от кольца-дужки к привеске представлен полым шаром правильной формы. Половинки шара, тисненные из тонкого листа металла, закрывали достаточно сложную конструкцию - нанизанные на кольцо-дужку две округлые шайбочки, вырезанные из тонкого листа металла. Края шайбочек сводились вместе, но внизу загибались так, чтобы зажать верхнюю часть первого шарика привески. За шайбочками (в разные стороны кольца-дужки) прокладывали пояски, вырезанные из тонкой пластины металла. И только затем нанизывали с разных сторон полусферы (рис. 2/В).

Из всего массива изделий выделяются височные подвески из Баяновского могильника (2 экз.), где бипирамидальная привеска состоит из полых шаров, собранных из тисненых из тонкого листа металла полусфер, а нижняя половина кольца-дужки декорирована двумя рядами рубчатой проволочки, проложенными вдоль проволочной основы (рис.1/16).

Изделия третьего типа происходят из Баяновского (IX - первая половина

X вв.), Урьинского (VIII - IX вв.), Важгортского (VIII - IX вв.), Каневского (VIII - IX вв.), Редикарского (VIII - XI вв.), Плесинского (VII - X вв.) могильников.

Тип - 4. Переход в виде диска (5 экз., рис.4/17,18, 20).

Основный материал - серебро. Кольцо-дужка овальной или овально-подтреугольной формы выполнено способом волочения. На боковых

108

сторонах кольца-дужки припаяны отдельные пояски из гладкой или рубчатой проволочки. В верхней части одной из боковых сторон - пирамидка из зерни. Переход от кольца-дужки к привеске имеет дисковидную форму и выполнен с помощью нанизывания пластинки металла округлой, овальной или

и 1 и и тт и

подпрямоугольной формы, подрезанной в нижней части. На край дисковидного перехода припаяна рубчатая проволочка (рис.2/А). Ее концы не сведены вместе - между ними впаяна привеска (точнее, верхний шарик основной части привески), состоящая из шариков разного размера, спаянных в бипирамидальную гроздь. Шарики мелкого размера составляли полую бипирамидальную гроздь, или небольшую цельную гроздь, шарики крупного размера, цельную бипирамидальную гроздь.

Изделия происходят из Плесинского (VII - X вв.) и Баяновского (IX -первая половина X вв.) могильников.

Тип - 5. Литые изделия (46 экз., рис.1/19,21)

Основный материал - бронза, в редких случаях - серебро. Изделия повторяют форму предыдущих типов. Выполнены с помощью литья в двусторонней двухчастной форме.

Изделия происходят из материалов Урьинского (VIII - IX вв.), Важгортского (VIII - IX вв.), Каневского (VIII - IX вв.), Баяновского (IX -первая половина X вв.), Степаново Плотбище (IX - XI вв.), Мелехинского (VIII -XI вв.), Редикарского (VIII - XI вв.), Рождественского (вторая половина IX -XI вв.) могильников и Карасова городища (VIII - X вв.). Также немалое количество изделий обнаружено в материалах Аверинского II могильника [Перевозчикова, 2009, табл. 28/6,7,9,14,15,16,10,11,20,24,26].

Мат ериал изгот овления.

Преобладающее большинство сборных изделий было выполнено из сплава с высоким содержанием серебра (А§ более 90 %, Л§-Си-РЪ, Л§-Си-РЪ-2п). Литые изделия выполнялись как из сплава с высоким содержанием серебра, так и из бронзы или латуни (всего 6 экз. из Баяновского (2 экз.), Степаново Плотбище (2 экз.) и Рождественского (2 экз.) могильников; Си-8п-РЪ, Си-8п-РЪ-2п). Биметаллическое изделие из Митинского могильника изготовлено из сплава серебра и золота (дужка изделия: А§ - 82,6%, Ли- 15,2%, Си-2,2%, пирамидки зерни и зернь привески: Аи-77,3%, Л§-14,1%, Си-7,9%, 2п-0,7%).

Аналогии, дат ировка и происхождение.

Похожие по форме аналогии изделиям можно встретить на соседних территориях.

В поломо-чепецкой археологической культуре данные изделия типичны для конца VIII - IX вв. В немалом количестве они обнаружены в Варнинском, Поломском I, Поломском II, Омутницком, Тольёнском, Мыдлань-Шай могильниках [Иванов, 1998, с. 67, 122, рис. 19/6,7; 47/4,9,10,11; Семенов, 1985, с. 97, рис. 2/8; Семенов, 1988, с. 31, рис. 1/6-8,10; 3/2-6; Генинг, 1962, с. 42, табл. ¡/13-15].

На Еманаевском городище УII-X вв., интерпретируемом как памятник западного варианта поломо-чепецкой культуры, найдены литейные формы для отливки височных украшений с бипирамидальной гроздьевидной привеской, а также литые височные подвески из белого металла с овальным кольцом и бипирамидальной гроздьевидной подвеской [Лещинская, 1988, с. 95, рис. 9/35].

Также подобные украшения, время распространения которых К^! вв., встречены на территории Ветлужско-Вятского междуречья в Веселовском, Дубовском, Черемисское кладбище, Юмском могильниках [Никитина, 2002, рис. 25/12, 56/15, 17; Архипов, 1973, с. 19-20; рис. 17/21-23; Акилбаев, 2017, с. 45-47, рис.2/19,20,21]. Исследователи отмечают, что серьги, обнаруженные здесь, имеют большое сходство с экземплярами из Прикамья, Южного Урала и мордовских древностей [Акилбаев, 2017, с.45; Казаков, 1992, с.177, рис.63,19].

На территории Северного Предуралья гроздьевидные височные украшения встречены в единичных экземплярах в Нерицком могильнике (X-XI вв.), на Хэйбиде-Пэдарском жертвенном месте [Археология республики Коми, 1997, с. 535, 559; рис. 5/18; 28].

В раннебулгарских материалах второй половины VIII - X вв. они происходят из Танкеевского (IX-XI вв.), Больше-Тарханского (вторая половина VIII - первая половина IX вв.) могильников [Казаков, 1971, с. 94-156, табл. XXI/35а, 38, 47, 51].

На территории Южного Урала височные украшения с гроздьевидной бипирамидальной привеской встречены в материалах Старо-Халиловских и Каранаевских курганов. Н.А. Мажитов относит данные изделия к основным датирующим признакам IX - начала X вв. [Мажитов, 1981, рис. 55/1, 56/4, 60/1; Мажитов, 1993, с. 131, рис. 4/2а].

Таким образом, датировать височные украшения с гроздьевидной привеской можно достаточно широко. Однако на основании сравнения материалов могильников можно предположить, что такие изделия были наиболее распространены в IX - первой половине X вв. Так, например, в достаточно хорошо исследованном Рождественском могильнике, где преобладающее большинство погребений датировано второй половиной X -XI вв., встречено всего два литых экземпляра височных украшений с гроздьевидной привеской, такие изделия отсутствуют в материалах Огурдинского могильника, датированного второй половиной X - первой половиной XI вв. Тогда как в материалах IX - первой половины X вв. Баяновского могильника таких изделий очень много, они обнаружены как в ранней, так и в поздней части памятника. Хронологические отличия в технических приемах не прослеживаются - в одном погребении можно обнаружить изделия, выполненные по-разному.

т~ч и и _

В изделиях ломоватовской археологической культуры крепление привески к кольцу-дужке без посредника (тип-1) или с посредником в виде полого приплюснутого шара (тип-3) или плоского диска (тип-4) являлось совершенно новым в изготовлении височных украшений. Возможно, крепление привески к основе изделия с помощью перекинутой подрезанной проволочки (тип-2) -продолжение традиции изготовления височных украшений, где привеска нанизывалась на двойной стержень, созданный с помощью перекидывания узкой полоски металла через основание кольца-дужки. Изделия, выполненные разными способами, копировались в литье (тип-5). Менее распространенными были изделия с переходом от кольца-дужки к привеске, представленным в виде нанизанного диска (тип-4).

Как уже было отмечено ранее (в типах 1 и 3), выделяется группа изделий, отличающихся по отдельным параметрам от всего массива украшений.

Одно изделие имеет кольцо-дужку из серебра, а шарики привески и пирамидки на одной из боковых сторон кольца-дужки - из золота. Изделие происходит из погребения, датированного VIII веком Митинского грунтового могильника (погр.49). Похожих украшений в материалах памятников как ломоватовской археологической культуры, так и соседних археологических культур не обнаружено.

Другие изделия - это подвески с гроздьевидными бипирамидальными привесками, состоящими из полых двусоставных шаров. Кроме стандартных декорирующих элементов (пирамидок из зерни в верхней части на одной из боковых сторон, над полым переходом кольца-дужки к привеске и на одном из нижних шаров привески, поясков из рубчатой проволочки по боковым сторонам и на шарообразном полом переходе кольца-дужки к привеске), они декорированы двумя-тремя рядами рубчатой проволочки, проложенной вдоль проволочной основы по нижней половине кольца-дужки. Изделия происходят из Баяновского могильника, датированного IX - первой половиной X вв. Судя по прорисовкам, такие изделия были обнаружены в памятнике раннебулгарской эпохи Больше-Тиганском могильнике (2 экз., погр. 38), датированном IX -первой половиной X вв. [Халикова, Халиков, 2018, табл. XXVE/2 a,b], в марийских материалах эпохи средневековья в Юмском могильнике (погр.7), датированном IX-XI вв. [Акилбаев, 2017, рис.2/19; Архипов, Г.А., 1973, с. 64].

Приведенные аналогии показывают, что наибольшая концентрация и топологическое разнообразие височных украшений с гроздьевидной привеской наблюдается на территориях поломо-чепецкой и ломоватовской археологической культуры. Что может свидетельствовать о производстве данных украшений именно в Среднем Предуралье. Этого мнения придерживаются и такие исследователи, как Е.П. Казаков, Г.А. Архипов, С.С. Рябцева и др. [Казаков, 1971, с. 94 156; Архипов, 1973, с. 19 20; Рябцева, 1999, с. 352 353]. Практически поштучное распространение данных изделий в других археологических культурах происходило именно с территорий ломоватовской и поломо-чепецкой культур, то есть с территории Прикамья. Присутствие таких украшений в раннебулгарских памятниках может быть связано, прежде всего, с тем, что часть населения, оставившего эти памятники, принадлежала к выходцам с территории Прикамья [Казаков, 1992, с. 71-72].

Появление таких украшений в поломской и в ломоватовской археологических культурах следует, скорее всего, относить к концу VIII -началу IX вв. Время наиболее широкого применения таких изделий - IX -первая половина X вв. Во второй половине X такие украшения выходят из употребления, и представлены на памятниках в незначительном количестве чаще всего в виде литых, грубо выполненных образцов.

Затруднительным является ответ на вопрос о происхождении данных изделий на территории Прикамья.

Такие исследователи, как А.М. Белавин, Н.А. Мажитов, относят височные украшения с привеской в виде пирамидки и бипирамидальной грозди к украшениям салтовского и раннеболгарского происхождения [Белавин, 2000, с. 40, рис. 8; Мажитов, 1981, с. 128, рис. 55/1, 56/4, 60/1; Мажитов, 1993, с. 131, рис. 4/2а]. Исследователи Г.А. Архипов, А.Г. Иванов, В.А. Иванов, Н.Б. Крыласова, предполагают, что исходные формы данных изделий надо искать у носителей салтовской археологической культуры [Архипов, 1973, с. 19111

20; Крыласова, 2001, с. 56; Иванов, 1998. с. 113; Иванов, Крыласова, 2006, с. 124]. С.С. Рябцева полагает, что мода на эти украшения в Прикамье попадает из районов Кавказа и Подонья (также от салтовских образцов) [Рябцева, 1999, с. 352-353].

Между салтовскими и прикамскими образцами рассматриваемого периода времени есть достаточно существенные отличия - в форме привески (бипирамидальная гроздь у прикамских), в декорировании верхней части одной из боковых сторон кольца-дужки (в прикамских - пирамидка грозди, в салтовских - полый шар или шарообразный выступ).

Но в то же время, есть и существенные «технологические» сходства - это полые приплюснутые шары при переходе от кольца-дужки к привеске и дисковидный переход от кольца-дужки к привеске. Такие отдельные технологические нюансы изготовления украшений, являлись «новыми» в изготовлении височных украшений на территории Пермского Предуралья в IX веке.

Здесь мы можем увидеть прикамскую форму привески и заимствование или «приход» определенных технических инноваций в изготовлении изделий, которые в этот период времени были характерны для салтовских украшений.

Прикамские экземпляры височных украшений отдаленно напоминают украшения Отдела первого типа I классических салтовских серег второй половины VIII - начала IX вв. (по С.А. Плетневой; кольцо-дужка овальной формы с привеской в виде перевернутой пирамидки, с боковыми поясками по бокам и шарообразным отростком в верхней части одной из боковых сторон) [Степи Евразии ..., 1981, рис. 37/1,97; Плетнева, 1967, с. 137,141; рис. 36/1]. Как отмечают исследователи, украшения с проволочной основой округлой или овальной формы с пирамидкой из шариков являлись типичной формой и для предшествующей салтово-маяцкой культуре эпохи [Мерперт, 1951, с. 24-25, рис. 2].

Возможно, общая форма изделий могла начать формироваться ещё на соседней территории неволинской археологической культуры, где в погребениях второй половины VIII в. обнаружены бронзовые изделия в виде овального кольца-дужки с отростком в одной из боковых сторон и с привеской бипирамидальной формы из крупных шаров (Верх-саинский могильник, погр.65) [Голдина, Перевозчикова, Голдина, 2018, табл.350/7].

Заключение

Таким образом, височные украшения с привеской в виде грозди появляются на территории Пермского Предуралья в конце VIII - начале IX вв. Вероятнее всего, такие украшения являются местной вариацией ушных украшений - серег салтовского круга. Местными мастерами копируются отдельные приемы декорирования изделий и «технические» особенности изготовления изделий, но форма привески изменяется - из перевернутой пирамидки, спаянной из зерни, она становится бипирамидальной, также выполненной из зерни разного размера. В IX - первой половине X вв. такие украшения пользуются наибольшей популярностью у местного прикамского населения. А во второй половине X века они начинают постепенно исчезать из костюма местных жителей.

Библиографический список

1. Акилбаев А.А. Древнемарийские памятники IX - начала XII вв. в системе древностей Великого волжского пути (по материалам украшений и предметов одежды) / Диссертация на соискание ученной степени к.и.н. по специальности 07.00.06. - Казань, 2017. - 202 с.

2. Археология Республики Коми / Л.И. Ашихмина, И.О. Васкул, А.В. Волокитин, Э.А. Савельева и др. - М.: «ДиК», 1997. - 758 с.

3. Архипов, Г.А. Марийцы IX-XI вв. (к вопросу о происхождении народа) -Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973. - 198 с.

4. Белавин А.М. Камский торговый путь: средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях - Пермь: ПГПУ, 2000. - 200 с.

5. Генинг В.Ф. Мыдлань-Шай - удмуртский могильник VIII-IX вв. // ВАУ. -Вып. 3. - Свердловск: УрГУ, 1962. - С. 7-111

6. Голдина Р.Д., Перевозчикова С.А., Голдина Е.В. Могильник VI-IX вв. у д. Верх-Сая в Кунгурской лесостепи. - Ижевск: Монпоражён, 2018. - 720 с.

7. Иванов А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. - 308 с.

8. Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Взаимодействие леса и степи Урало-Поволжья в эпоху средневековья (по материалам костюма) - Пермь: ПФ ИИиА УрО РАН, 2006. - 163 с.

9. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Вып. 1. -Казань: ИЯЛиИ им. Г. Ибрагимова, 1971. - С. 94-156

10. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. - М.: Наука, 1992. -335 с.

11. Крыласова Н.Б. История прикамского костюма. Костюм средневекового населения Пермского Предуралья. - Пермь: ПГПУ, 2001. - 220 с.

12. Лещинская И.А. Исследования Еманаевского городища // Новые археологические памятники Камско-Вятского междуречья: сб. науч. тр. -Ижевск: УдГУ, 1988. - С. 79-107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. - М.: Наука, 1981. -164 с.

14. Мажитов Н.А. Материалы к хронологии средневековых древностей Южного Урала (VII-XI вв.) // Хронология памятников Южного Урала. - Уфа: УНЦ ИИЯЛ РАН, 1993. - С. 119-140

15. Мерперт Н.Я. О генезисе салтово-маяцкой культуры // КСИИМК. -Вып. XXXVI. - М.-Л.: Наука, 1951. - С. 24-30

16. Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам). - Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002. - 432 с.

17. Перевозчикова С.А. Височные украшения Верхнего Прикамья конца IV-IX вв. (историко-генетический подход) / Дисс. на соискание уч. ст. к.и.н. по специальности 07.00.06. - Ижевск: УдГУ, 2009. -300 с.

18. Плетнева С.А. От кочевий к городам (салтово-маяцкая культура) // МИА. - № 142. - М.: Наука, 1967. - 199 с.

19. Рябцева С.С. «Близнецы» или «двойники»: украшения Волыни и Прикамья // STRATUM. - 1999. - № 5. - С. 338-356

20. Семенов В.А. Омутницкий могильник // Материалы средневековых памятников Удмуртии. - Устинов: НИИ при СовМин УАССР, 1985. - С. 92-118

113

21. Семенов В.А. Тольенский могильник IX - начала X в. // Новые исследования по древней истории Удмуртии. - Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1988. - С. 25-58

22. Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. - М.: Наука, 1981.- 304 с.

23. Халикова Е.А., Халиков А.Х. Ранние венгры на Каме и Урале (Больше-Тиганский могильник) // Археология Евразийских степей. - 2018. Вып. 25. -С. 7-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.