Научная статья на тему 'Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление'

Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
288
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ / ЦИФРОВАЯ РЕЛИГИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЦИФРОВОЕ АЛЬТЕР-ЭГО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОРТИДО / МЕМ / МЕДИАВИРУС / ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ / ВИРУСЫ РАЗУМА / ДОКИНЗ / РЭЙПОРТ / РАШКОФФ / ШПИЛЬРЕЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкаев Д.Г.

В статье кратко обозревается комплекс вопросов, тесно связанных с социализацией личности в виртуальном пространстве: новые формы мифотворчества и религиозности, генерация цифрового двойника, вирусность сетевой информации, репродуктивные мемы в контексте мортидо и др. Логика материала подводит к новой интерпретации девиантного поведения молодежи, причин его возникновения и развития, показывает новые перспективы его преодоления. Автор не дает некую конкретную отдельно взятую методику, а предлагает сопоставить существующие представления о форме и содержании девиации через изучение современных «вирусов разума».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление»

Так, например, В. Кирпичев и Г. Латышев эффективно реализовы-вали коммерческие проекты по заказу железнодорожного управления. Успешные предпринимательские проекты были реализованы химиками М. Валяшко, О. Лидовым, М. Зуевым, физиком О. По-горелко и инженерами-электриками М. Клобуковым, В. Кияницем и П. Копняевым. Коммерческая конкурентоспособность изобретений этих ученых была важным фактором в развитии научно-технического прогресса (с. 126).

Гранин Р. С.

2020.03.007. ШКАЕВ Д.Г. ВИРУСЫ РАЗУМА, ЦИФРОВАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДЕВИАЦИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ.

Ключевые слова: современная мифология; цифровая религия; виртуальная реальность; социализация личности; сетевое сообщество; цифровое альтер-эго; девиантное поведение; мортидо; мем; медиавирус; вирусный маркетинг; вирусы разума; Докинз; Рэйпорт; Рашкофф; Шпильрейн.

Аннотация. В статье кратко обозревается комплекс вопросов, тесно связанных с социализацией личности в виртуальном пространстве: новые формы мифотворчества и религиозности, генерация цифрового двойника, вирусность сетевой информации, репродуктивные мемы в контексте мортидо и др. Логика материала подводит к новой интерпретации девиантного поведения молодежи, причин его возникновения и развития, показывает новые перспективы его преодоления. Автор не дает некую конкретную отдельно взятую методику, а предлагает сопоставить существующие представления о форме и содержании девиации через изучение современных «вирусов разума».

Совокупность мифологических образов, символов и культурных архетипов продолжает играть существенную роль в мышлении современного человека, имманентно воздействуя на нерефлексивный уровень сознания и оказывая значительное влияние на характер принимаемых решений и формы поведения личности.

Наиболее яркие проявления современной мифологии обнаруживаются в медийной среде, которая на сегодняшний день тяго-

теет к существованию в виртуальной реальности. Сетевые сообщества и цифровые игры поставляют в глобальную сеть контент, не только содержащий собственный набор символов, но и предлагающий пользователю возможности мифологического творчества.

Междисциплинарному анализу подвергаются многие аспекты поведения человека в виртуальной среде, однако предлагаемые подходы рассматривают цифровую личность (аватар) в качестве двойника, не обладающего собственной идентичностью и отражающего черты реального человека (то есть обладателя полной идентичности). Более глубокой является интерпретация виртуальной личности в качестве цифрового альтер-эго, имеющего собственные установки, несколько отличные от установок человека из реального мира. Такие установки зачастую формируются на нерефлексивном уровне под влиянием мифологического субстрата сознания.

Изучение этого феномена позволяет детальнее анализировать поведение человека в эпоху всеобщей цифровизации, когда особенно пристальное внимание должны привлекать девиантные модели поведения, культивируемые в виртуальном пространстве. Природа девиаций напрямую взаимосвязана с той мифологией, которую имплицирует цифровое альтер-эго.

В 1993 г. английский этолог, эволюционный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз опубликовал статью «Вирусы разума» [1], в которой сравнил религиозные течения с биологическими и компьютерными вирусами. В отличие от научных идей, естественный отбор которых происходит в пределах выверенной методологии, религиозность распространяется вне правил.

Очевидно, что в современных условиях религиозные течения изменяются с формальной точки зрения и задействуют новые каналы распространения информации. Сошлемся на опубликованную в 2018 г. статью «Цифровая религия» [5] отечественного исследователя А.В. Иванова. Автор отмечает, что решающее значение сетевых сообществ заключается, в частности, в распространении религиозных идей и практик. Несомненным преимуществом цифровых технологий в контексте религиозности является масштаб воздействия, охват аудитории - при должном подходе.

Предположения вышеупомянутого Р. Докинза основаны на меметике, берущей начало в предложенной им самим концепции

мема («Эгоистичный ген», 1976 г., «Расширенный фенотип», 1982 г.). Мемы понимаются как единицы культурной информации, передаваемой от одного индивидуума к другому посредством копирования и имитации. Репродуктивность мема схожа с генетической - она зависит от степени влияния, которое оказывает на своего носителя. Чем выше это влияние, тем репродуктивнее мем.

Докинз настаивает, что мемы, подобно генам, подвержены эволюции, мутациям, искусственной селекции и естественному отбору. Меметика, таким образом, трактует сознание как коллекцию мемов, а культуру - как набор мемов и их комплексов. Прослеживается аналогия между концепциями мема и культургена. При этом мем, по мнению Докинза, - репликатор, возникающий и мутирующий в ходе эволюции культуры.

В этом контексте необходимо упомянуть такое популярное ныне понятие, как «вирусный» маркетинг. Понятие было введено американским исследователем Джеффри Рэйпортом в статье «Вирусный маркетинг» [3], опубликованной в журнале Fast Company в 1996 г. Данный метод продвижения товаров и услуг основан на распространении рекламы такого содержания, которое «заражает» сетевые сообщества в прогрессии, близкой к геометрической. Примером такого «вируса» является анекдот. Зачастую в основе «вирусной» рекламной кампании лежит мем как единица информации, значимой для культуры.

Религиозные и идеологические доктрины, с точки зрения Докинза, являются комбинациями мемов. Соответственно, можно сделать вывод о том, что «вирусная» реклама, отражающая коммерческую идеологию продукта или услуги, также является мемо-комплексом.

В 1994 г. американским медиаведом и культурологом Дугласом Рашкоффом в работе «Медиавирус! Скрытые смыслы популярной культуры» [3] введено понятие, которое с течением времени стало равнозначным с понятием медиамема. Такие мемы составили инструменты манипулирования массовым сознанием. В качестве примера можно привести медиавирус «Ленин - гриб», содержащий заведомо курьезную интерпретацию биографии коммунистического вождя, появление которого в 1990 г. вызвало широкий резонанс.

Если изучать вопрос с точки зрения дуалистической теории влечений, то можно заметить, что вирусы разума чаще всего содержат подсознательный механизм, раскрывающий в носителе либидо (влечение к жизни) или мортидо (тягу к смерти). Концепция мортидо была сформулирована в трудах С.Н. Шпильрейн [7], российского и советского психоаналитика, ученицы К.Г. Юнга, и в дальнейшем получило развитие в философии З. Фрейда (танатос).

Развивая логику дискурса, предположим, что вирус разума, вызывающий тяготение к смерти, может носить реваншистский, конспирологический или даже асоциальный характер, содержать смыслы и образы, деструктивно влияющие на характер взаимоотношений между членами общества или группами лиц.

Сегодня полностью вовлеченным в процессы информационного общества является молодое поколение как наиболее динамичная часть социума. И эта вовлеченность лучше всего просматривается на примере сетевых сообществ, социальных сетей и иных форм цифровой коммуникации, которые сегодня играют важнейшую роль в социализации.

На стыке социологии, психологии и философии формируется дисциплина девиантология. Данный термин введен в академический лексикон российским ученым Я.И. Гилинским в 1994 г. [4]. При этом у истоков социологии девиантного поведения стояли Э. Дюркгейм (теория аномии) и К. Мертон (теория напряжения). В наше время российский философ В.Д. Плахов предложил общую философскую теорию нормы и отклонения в обществе [6].

С нашей точки зрения, причиной многочисленных девиаций, все чаще возникающих в молодежной среде, во многом служит та информационная культура, в слоях которой и социализируется молодежь. Содержание этой культуры состоит из многочисленных мемов, часть из которых носят выраженно деструктивный характер.

То, с какой скоростью распространяются цифровые технологии, подчас оборачивается значительным увеличением числа случаев девиантного поведения, что обусловлено, на первый взгляд, отсутствием контроля за контентом и событиями в глобальной сети.

Следует упомянуть нашумевшие примеры: суицидальные сообщества, различные экстремистские группы, демонстрацию сексуального контента и пропаганду психологического и физического насилия среди несовершеннолетних. Информация такого

рода подается через мемы, в том числе и так называемые интер-нет-мемы - запоминающиеся изображения с текстом, коротко описывающим ситуацию или объект.

Усиливая контроль за происходящим в Интернете, человечество существенно снижает риски девиантного поведения молодежи, поскольку ограничивает доступ к информации, способной вызвать отклонения в период активной социализации личности. Именно на этом этапе закладываются базовые черты характера, которые впоследствии окажут решающее влияние на поведение индивидуума. И, безусловно, для цифрового поколения одним из основных инструментов социализации выступает глобальная сеть.

Однако истинная причина девиантного поведения молодежи кроется не в массиве мемов-вирусов, нелегально или полулегально распространяемых в Интернете, хотя, разумеется, такая информация и служит катализатором. На этапе социализации глобальная сеть позволяет подросткам конструировать цифровое альтер-эго как своего рода «цифровой образ личности», включая в такой конструкт любые желаемые черты и характеристики.

Такому процессу способствуют не только онлайн-сообщест-ва, где псевдоним зачастую подразумевает частично или полностью вымышленный образ владельца, но и многопользовательские игры, с каждым годом набирающие все большую популярность в молодежной среде. Виртуальная реальность, выраженная в игре или ином приложении, позволяет раскрыться тем чертам личности, которые в обычной жизни не находят одобрения или поддержки у окружения, или же, что более пагубно, сформироваться совершенно новым установкам, девиантным и критически опасным.

В такой атмосфере репродуцирование культурных мемов происходит в геометрической прогрессии, что и вызывает вирусное распространение любой информации, способной прижиться в личности носителя, в том числе тяготеющей к мортидо.

Подчас невозможно предугадать последствия такой генерации, происходящей в неконтролируемых условиях, подчиненных только воображению создателей и участников виртуального пространства, и допускающей ситуации значительного отклонения личности от общепринятых норм поведения. Сетевое сообщество не является отражением группы индивидуумов, действующих в

реальном мире, а цифровая личность - это иное, более странное и глубокое явление, чем принято считать.

Сегодня предметом междисциплинарных исследований зачастую становятся лишь проявления таких процессов, их последствия и те факторы, которые обусловливают девиации во внешнем мире. Тем не менее вирусы разума сегодня играют значительную роль в процессах социализации, демонстрируют эффективность культурных манипуляций с массовым сознанием, активную маркетинговую составляющую и вовлеченность молодого поколения в различные сетевые группы. Несмотря на то что выводы теории мемов не являются общепризнанными, применительно к девиациям, и особенно в контексте медиавирусов, положения, выдвинутые До-кинзом и рядом исследователей, имеют право на существование.

В настоящей статье мы не ставили задачу досконально изучить явления на стыке психологии, социологии и философии, однако стоит отметить, что применение междисциплинарных методов анализа могло бы способствовать более глубокому постижению причин и первоисточников девиантного поведения представителей молодого поколения.

Список литературы

1. Dawkins R. Virases of the mind // Dennett and his critics: demystifying mind. -Oxford, UK ; Cambridge, USA : Blackwell, 1993. - Р. 13-27.

2. Rayport J. The virus of marketing. - URL: https://www.fastcompany.com/ 27701/virus-marketing (Last downloaded: 02.04.2020.)

3. Rushkoff D. Media virus! Hidden agendas in popular culture. - N.Y. : Ballantine Books, 1994. - 338 p.

4. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб. : Юридический центр -Пресс, 2007. - 528 с.

5. Иванов А.В. Цифровая религия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Саратов, 2018. - Т. 18, вып. 4. - C. 377-381.

6. Плахов В.Д. Норма и отклонение в обществе: Философско-теоретическое введение в социальную этологию. - СПб. : Изд-во Юридического ин-та, 2011. -774 с.

7. Шпильрейн С.Н. Психоаналитические труды. - Ижевск : ERGO, 2008. - 466 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.