Научная статья на тему 'Вирус и шведская модель'

Вирус и шведская модель Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
709
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ШВЕЦИЯ / ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СORONAVIRUS / SWEDEN / SWEDISH MODEL / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плевако Наталия Сергеевна, Карлбек Хелен

Статья посвящена проблеме борьбы с угрозой коронавируса в Швеции. Авторы анализируют меры шведского правительства по сдерживанию распространения пандемии. Особенности шведского опыта в отличие от других стран, где был изначально установлен режим строгого карантина с самоизоляцией, заключались в том, что вводившиеся в Швеции ограничения носили фазовый и щадящий характер. Авторы указывают на культурно-исторические, политические и экономические причины специфического подхода шведов к решению проблемы коронавируса. В Швеции сформировалась особая политическая культура, основанная не на принуждении, а на общественном консенсусе. Указано на специфику механизма выработки и принятия решений, где ключевую роль обычно играют не министерства, а государственные управления, деятельность которых основана на рекомендациях специалистов. Шведские власти считают, что их подходы помогут лучше справиться с экономическими трудностями. «Шведская модель» борьбы с «коронакризисом» по-разному оценивается в самой Швеции и за рубежом. Её значение не универсально, но некоторые элементы выработанного шведами подхода могут быть использованы и другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Virus and the Swedish Model

The article brings up the Swedish approach to combating the threat of coronavirus. The authors analyze the measures of the Swedish government to restrain the spread of the pandemic. In contrast to other European countries, where strict quarantine regime of self-isolation has been launched, the Swedish way is characterized by gradual and comparatively cautious restrictions. The authors argue that there are cultural, political and economic reasons for this specific approach to meet the Corona crisis, and they point to a particular political culture that has been developed in Sweden based on social consensus rather than coercion. Also, an important element of the political decision-making mechanism in the country is the influence that state expert agencies exert on government policies. In the case of limiting the spread of the virus, the Public Health Agency has clearly become the face of the «the Swedish model». This model however, is viewed differently at home and abroad. Obviously, even if it is not universal, still some of the Swedish experience can be useful to other countries, as well.

Текст научной работы на тему «Вирус и шведская модель»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

УДК 321; 323;327 Наталия ПЛЕВАКО, Хелен КАРЛБЕК

ВИРУС И ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация. Статья посвящена проблеме борьбы с угрозой коронавируса в Швеции. Авторы анализируют меры шведского правительства по сдерживанию распространения пандемии. Особенности шведского опыта в отличие от других стран, где был изначально установлен режим строгого карантина с самоизоляцией, заключались в том, что вводившиеся в Швеции ограничения носили фазовый и щадящий характер. Авторы указывают на культурно-исторические, политические и экономические причины специфического подхода шведов к решению проблемы коронавируса. В Швеции сформировалась особая политическая культура, основанная не на принуждении, а на общественном консенсусе. Указано на специфику механизма выработки и принятия решений, где ключевую роль обычно играют не министерства, а государственные управления, деятельность которых основана на рекомендациях специалистов. Шведские власти считают, что их подходы помогут лучше справиться с экономическими трудностями. «Шведская модель» борьбы с «коронакризисом» по-разному оценивается в самой Швеции и за рубежом. Её значение не универсально, но некоторые элементы выработанного шведами подхода могут быть использованы и другими.

Ключевые слова: коронавирус, Швеция, шведская модель, экономический кризис.

Шведская стратегия борьбы с вирусом

Беда пришла неожиданно, быстро вовлекая в свой водоворот всё новые и новые страны. Скепсис и легкомыслие, уверенность, что несчастье обойдёт стороной, были сметены убийственной статистикой роста числа заболеваний и смертей от нового вируса. Панический страх перед вселенским несчастьем множился пониманием, что пройдёт немало времени, пока не явится спасительная вакцина, противоречивыми рекомендациями властей, неуверенными прогнозами медиков. Серьёзность происходящего потребовала от политического руководства всех стран быстрой мобилизации сил и организации максимальной защиты населения.

Стратегия борьбы с вирусом, выбранная Швецией, стала предметом широких обсуждений, вышедших далеко за пределы страны. На страницах печати вновь замелькало почти забытое понятие - «шведская модель», как образец рационального и успешного решения самых разнообразных экономических и социальных проблем. Теперь она олицетворяла собой неординарную и почти уникальную (только малонаселённая Исландия, а также Белоруссия не объявили карантин) политику правительства в отношении пандемии.

Швеция не объявляла всеобщего карантина, ограничившись изоляцией только лиц по-

© Плевако Наталия Сергеевна - кандидат исторических наук, руководитель Центра Северной Европы, ведущий научный сотрудник ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., д.11, стр. 3. E-mail: natalia_plevako@mail.ru; Карлбек Хелен- доктор исторических наук, ассоциированный профессор, Центр исследований стран Прибалтики и Восточной Европы, Университет Сёдерторн. Адрес: 14189 Huddinge, Sverige. E-mail: helene.carlback@sh.se. Статья поступила в редакцию: 18.04.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020123129.

жилого возраста. В середине марта предприниматели разрешили своим сотрудникам, если возможно, работать дистанционно. Карантинные меры в отношении детей, по мнению вирусологов и политиков, могли бы лишь ухудшить ситуацию, так как при закрытии детских учреждений (прежде всего, детских садов, которые посещает большинство детей, начальной и средней школы) надо было бы решать вопрос о присмотре за малолетними. Если учесть, что 76,6% женщин (16-64 лет) и 80,1% мужчин1 работают, то это негативно сказалось бы на производстве. Расчёт на помощь в этом отношении бабушек и дедушек был неприемлем, так как по возрасту они входят в группу риска и существует большая опасность их заражения. В качестве одной из первостепенных целей подобной политики называлось снижение единовременной нагрузки на медицинские учреждения. Таким образом, шведская стратегия борьбы с вирусом заключалась в том, чтобы максимально долго не закрывать города, а давать населению рекомендации, как вести себя в подобной ситуации.

Шведские власти ужесточают меры по противодействию распространению болезни постепенно: сначала были запрещены мероприятия с числом присутствующих до 500 человек, позже - до 50 человек. Были закрыты для посещения высшие учебные заведения и гимназии, т.е. посещать школу могут только дети до 16 лет, организовано дистанционное образование. Премьер-министр С. Лёвен попросил предоставить кабинету чрезвычайные полномочия, чтобы иметь возможность принимать срочные меры по борьбе с коронавирусом без утверждения риксдагом. Эти полномочия были предоставлены, правда, с оговоркой, что риксдаг будет рассматривать решения постфактум. Торговые центры, рестораны и бары до сих пор остаются открытыми для посещения. Однако были введены новые правила, касающиеся необходимой дистанции между посетителями этих заведений. Люди, похоже, с пониманием отнеслись к призыву правительства думать не только о себе, но и о своих ближних: они соблюдают рекомендации держать дистанцию, не видеться с пожилыми родственниками, отказаться от коллективных развлечений. Дома для престарелых были закрыты для посещений. На 80-90% сократились поездки из разных регионов на пасхальные каникулы.2. Принятые меры были спокойно восприняты обществом и политическим классом.

Политики и эксперты

Одной из важных причин поддержки политики правительства населением является традиционно высокое доверие населения государству. При каждом министерстве имеется несколько так называемых государственных управлений, в задачи которых входит «претворение в жизнь тех законов, которые были приняты парламентом и правительством»3. Ежегодно правительство принимает решение о выделении средств каждому государственному управлению и определяет характер его деятельности. Однако правительство не вмешивается в сферу применения законов государственными управлениями. В официальном документе правительства подчёркивается, что «во многих странах у кабинета министров есть право прямого вмешательства в текущую работу управлений. В Швеции дело обстоит иначе. Здесь принято гово-

4

рить о запрете министерского правления» .

Существующая в Швеции система управления уходит корнями в XVII в. И хотя за это время она претерпела изменения, главный её принцип - деятельность сильных и самостоя-

1 Kvinnor pa arbetsmarknaden. URL: https://www.ekonomifakta.se/Fakta/Arbetsmarknad/Jamstalldhet/Kvinnor-pa-arbetsmarknaden/ (дата обращения: 17.04.2020).

2 Svenskarna stannar hemma under pasklovet. URL: http://press.telia.se/pressreleases/svenskarna-stannar-hemma-Under-paasklovet-2990179 (дата обращения: 17.04.2020).

Myndigheter. URL: https://www.regeringen.se/lattlast-information-om-regeringen-och-regeringskansliet/myndigheter/ (дата обращения: 17.04.2020).

4 Ibid.

тельных государственных управлений, функционирующих независимо от правительства страны, никогда не ставился под сомнение. Конечно, правительство несёт груз ответственности за ситуацию в целом, но оно полностью полагается на компетентность специалистов, в данном случае экспертов-эпидемиологов, работающих в соответствующих управлениях при министерстве социального обеспечения. Именно эксперты дают рекомендации правительству для дальнейших действий, находясь с ним в режиме непрерывающейся обратной связи. Эксперты взяли на себя и роль информаторов населения о ходе пандемии, положении дел с заболеваемостью и смертными случаями, они дают рекомендации, как вести себя при эпидемии, объясняют, почему с их точки зрения не объявляется карантин.

Опросы общественного мнения показали высокую степень доверия населения системе здравоохранения в целом (85% опрошенных ответили о высоком и достаточно высоком доверии) специалистам эпидемиологам из Управления общественного здравоохранения (76%), правительству (64%)1. Если сравнивать данные этого опроса (состоявшегося 30-31 марта) с предыдущими (18 марта), то можно заметить рост показателей высокого доверия. Следовательно, шведы считают правильной стратегию, выбранную страной. Рейтинг социал-демократической партии тоже вырос за март месяц на 2,4%, высокое доверие было продемонстрировано и лично С. Лёвену2.

Открытый диалог власти с народом создаёт гарантии того, что большинство жителей страны прислушается к рекомендациям и репрессивные меры не потребуются. В обращении к нации премьер-министр С. Лёвен призывал жителей страны к самодициплине, которая особенно востребована в этот трудный период. «Никто не одинок в эти кризисные времена, но каждый несёт огромную ответственность»3, - говорил он. Действительно, в марте градус активности населения заметно снизился. Несмотря на отсутствие официально объявленного карантина, люди в большинстве своём стали следовать рекомендациям врачей: держать дистанцию, не собираться большими компаниями, не ездить в Пасху за пределы места своего обитания. 70% билетов на остров Готланд на пасхальные каникулы были сданы, улицы и рестораны постепенно опустели, большинство перешло на дистанционную работу, люди пожилого возраста самоизолировались.

Критика «мягкой» стратегии

В своё время постулаты пуританской этики гласили: «То, что запрещено - не разрешено. То, что не запрещено - тоже не разрешено», поскольку наказание за дурные поступки неотвратимо. И не отголоски ли этих давних правил незримо определяют поведение современных шведов? И главное: взаимное доверие населения и государства. Постепенно страна приходит к тому же состоянию изоляции, что и другие государства, но если последние использовали прямой запрет, то в Швеции власти ограничиваются рекомендациями. Такая «мягкая» стратегия сопротивления пандемии, естественно, воспринималась положительно не всеми. Критические настроения время от времени проявляются, особенно в связи с увеличением в стране смертности от вируса.

Острая критика выбранного шведами пути слышна из заграницы, в частности, от северных соседей. Действительно, сравнение пока не в пользу Швеции. И Норвегия, и Дания, и Финляндия с середины марта объявили в своих странах карантин, и цифры заражённых и

1 Coronastatus 0401. URL: https://novus.se/coronastatus-0401/ (дата обращения: 17.04.2020).

2 Väljarbarometer Arkiv. URL: https://novus.se/valjarbarometer-arkiv/novus-svt-mars-2020-s-okar-signifikant/ (дата обращения: 17.04.2020).

3 Could the Swedish lifestyle help fight Coronavirus? URL: https://www.bbc.com/worklife/article/20200328-how-to-self-isolate-what-we-can-learn-from-sweden (дата обращения: 17.04.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

смертельных исходов там значительно меньше в расчёте на душу населения. Опираясь на данные Европейского Центра профилактики и контроля над заболеваниями (ECDC), шведские эпидемиологи и вирусологи, считающие, что в стране выбрана неправильная стратегия борьбы с вирусом, приводят следующие цифры: с 7 по 9 апреля в Швеции умирало в среднем 10,2 человека в расчёте на миллион жителей, в Дании - 2.9, Норвегии - 2.0, Финляндии - 0.9, т.е., в Швеции умерло в 10 с лишним раз больше людей, чем в Финляндии1. Но пока ещё рано подводить окончательные итоги, и именно об этом говорят шведские специалисты из Управления общественного здравоохранения.

Действительно, в отличие от Швеции, в близкой по культуре Финляндии власти не делают ставку на добровольность подчинения рекомендациям. Президент страны С. Ниинистё заявил, что хочет, чтобы жители страны осознали кризисную ситуацию . В Норвегии объявленный карантин не был столь жёстким, как в Финляндии. Однако власти стремились как можно раньше начать контролировать ситуацию, выиграть время для предотвращения распространения эпидемии. Вместе с тем и в этих странах подчас раздаются голоса, что шведская стратегия в конечном итоге более продуктивна, чем в их странах. Такой разброс мнений отражает неуверенность и учёных, и политиков в возможном развитии событий. Шведский путь борьбы с вирусом вызвал критику даже Д. Трампа, который возвращался к этому вопросу уже дважды, утверждая, что «Швеция тяжко страдает от вируса». Однако неделей позже демонстранты в Мичигане и других штатах вышли в знак протеста против политики местных властей, закрывавших предприятия, с лозунгами «Делайте, как в Швеции!» . Министр иностранных дел Швеции А. Линде отреагировала на заявление президента США. В интервью американской компании CNN она сказала: представления, что Швеция, якобы, добивается «стадного иммунитета», не соответствуют действительности .

14 апреля в газете «Дагенс Нюхетер» в разделе дебатов появилась статья 22 видных шведских учёных вирусологов и эпидемиологов с критикой политики, которую проводит Управление общественного здравоохранения. Ему вменялись в вину слишком оптимистичные заявления о распространении вируса, что фактически привело к неподготовленности тестовых систем, нехватке средств защиты, отказ от изоляции людей, прибывших из мест широкого распространения инфекции и, наконец, отсутствие продуманной и чёткой эпидемиологической стратегии. Профессор Каролинского института С. Сёдерберг-Ноклер прямо заявила, что «её доверие к государственному эпидемиологу А. Тегнеллю подорвано, и он должен покинуть свой пост. На этом посту должен быть человек, который прислушивается к мнению научного сообщества и ведет с ним диалог»5.

Как трагическое упущение рассматривается и заражение пожилых людей в домах для престарелых и при их домашнем обслуживании социальными службами, где немало людей случайных. Кроме того, в домах для престарелых с самого начала ощущалась нехватка средств защиты от вируса, а посещение родственников не было запрещено своевременно, так как вирусологи заявляли, что посетитель без симптомов не является переносчиком заболевания. Но переносчиком становился и персонал, работающий с пожилыми людьми, которые

1 Folkhalsomyndigheten har misslyckats - nu mâste politikerna gripa in. URL: https://www.dn.se/debatt/ fblkhalsomvndigheten-har-misslvckats-nu-maste-poMkerna-gripa-in/ (дата обращения: 17.04.2020).

Sauli Niinistô: Finland varderar att skydda sig. URL: https://www.dn.se/nyheter/varlden/sauli-niinisto-finland-varderar-att-skvdda-sig/ (дата обращения: 17.04.2020).

Amerikanska protester mot coronarestriktioner. URL: http s : //sveri gesradio. se/sida/artikel. aspx?pro gramid=83& artikel=7455004 (дата обращения: 17.04.2020).

4 Ann Linde. Finns mânga myter om svenska strategin. URL: https://www.expressen.se/nyheter/ann-linde-finns-manga-myter-om-svenska-strategin/ (дата обращения: 17.04.2020).

Svensson O. Professor vill se nedstangning av Stockholm. URL: https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/4qeKx6/ professor-vill-se-nedstangning-av-stockholm (дата обращения: 17.04.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

наиболее восприимчивы к вирусу. Справедливости ради следует отметить, что подобная ситуация возникла не только в Швеции, но и в других странах, и в определенной степени это зависело от количества сделанных тестов. Радио Швеции заявило, что случаи заболевания или подозрения на него обнаружены в каждом третьем доме для престарелых в стране. Это грозит и персоналу, который там работает, поэтому был остро поставлен вопрос об улучшении средств защиты от вируса. К сожалению, цифры зараженности в домах для престарелых растут. Сообщается, что примерно 40% умерших в стране - это пациенты 80-90 лет.

Партийное согласие

Одной из важных отличительных черт политической культуры и шире - общей культуры Швеции является поиск и достижение консенсуса между сторонами, стремление избежать возможного конфликта. Примеров тому достаточно много: от политики взаимопонимания между предпринимателями и профсоюзами до широкого предварительного обсуждения законопроектов самыми различными организациями. Всё это, естественно, не исключает острой политической борьбы за власть. Однако в кризисные моменты именно стремление привести к общему знаменателю противоположные мнения определяют поведение политических партий. Как раз такую линию поведения они и выбрали перед вызовом пандемии коронавируса.

Если у специалистов-вирусологов наблюдается достаточно широкий разброс мнений, то риторика политических партий различалась не сильно. Ни одна из них не выступила с принципиальным несогласием с линией кабинета. Даже лидер крупнейшей оппозиционной партии Шведских демократов Й. Окессон, критика которого традиционно особенно остра, заявил, что несмотря на своеобразие стратегии правительства в отношении борьбы с вирусом «в принципе мы все с ней согласны» . В интервью шведскому радио 11 апреля, лидер Умеренной коалиционной партии У. Кристерссон подчеркнул: «степень доверия и существующая социальная инженерия, к которой мы прибегаем уже много лет и которая предполагает нашу уверенность в том, что эксперт есть эксперт, в основе своей хороши. Наша традиция полагаться на управления, где работают эксперты, сослужила нам хорошую службу» .

Когда в риксдаге обсуждался будущий бюджет страны, министр финансов М. Андерссон в своём интервью 15 апреля 2020 г. отметила, что большой кризисный пакет никогда не был бы возможен, если бы не было тесного сотрудничества с партиями, которые поддерживают правительство, и той высокой ответственности, которая отличала оппозицию. «Все партии продемонстрировали осознание кризиса и общее стремление вывести Швецию из кризиса» .

Конечно, при обсуждении и принятии нового бюджета противоречия между партиями будут ощущаться в большей степени, чем при обсуждении антивирусной стратегии.

Антикризисный бюджет

Никто не может точно сказать, сколько времени будет продолжаться пандемия, и насколько серьёзными будут её экономические последствия. Это оказывает существенное воздействие на разработку программы борьбы с экономическим кризисом. 15 апреля правительство предложило проект годового бюджета, свёрстанный в сотрудничестве с партнёрами по блоку - Либеральной партией и партией Центра, исходя из предположения, что последствия коронакризиса будут ощущаться в течение нескольких лет. Валовой национальный продукт в

1 Jimmie Âkesson: I gründen är vi alla överens. URL: https://www.svt.se/nvheter/inrikes/iimmie-akesson-i-grunden-ar-vi-alla-overens (дата обращения: 17.04.2020).

2 Hur mycket far coronakrisen kosta, Ulf Kristersson (M)? URL: http s : //sveri gesradio. se/sida/avsnitt/1475998?pro grami d=3071 (дата обращения: 17.04.2020)

3 Aktuellt. URL: https://www.svtplav.se/video/24741162/aktuellt/aktuellt-15-april-21 -00-3 (дата обращения: 17.04. 2020).

случае длительного кризиса может уменьшиться на 10%, а государственный долг увеличиться до 49%1. Вместе с тем министр финансов М. Андерссон заверила, что финансовая система находится в удовлетворительном состоянии и можно рассчитывать на постепенное преодоление экономических трудностей. Из-за антикризисных мероприятий потолок расходной части бюджета должен повыситься на 350 млрд крон, что является допустимым. Предположительное снижение ВНП примерно совпадает с расчётами МВФ для глобальной экономики, однако в Швеции оно, как считают экономисты, хотя и произойдёт быстрее, но и восстановление пройдёт более быстрыми темпами.

Согласно пессимистическому варианту сценария кризиса, безработица в стране может достигнуть 13,5% в этом году и будет оставаться примерно на том же уровне в следующем. Чтобы сгладить её негативный эффект предусмотрены ассигнования порядка 11 млрд крон в профсоюзные кассы. При оказании помощи безработным снижаются требования для получения денег из этих касс. Одна из важных статей расходов - возмещение трудящимся финансовых потерь в связи с так называемыми краткосрочными увольнениями, что должно спасать предприятия от банкротства и сохранять рабочие места. Когда после выборов 2018 г. был заключён так называемый январский компромисс и СДРПШ осталась у власти ценой уступок партиям, вступившим с ней в соглашение, одним из их требований был демонтаж Биржи труда. Теперь, когда проблема безработицы выдвинулась на первый план, государство ассигнует 330 млн крон, чтобы устранить её.

Нагрузка по возмещению потерь в заработной плате должна ложиться как на предпринимателей, так и на государство, которое с мая будет выплачивать 80% от общей суммы. Для бюджета эти потери могут превысить 100 млрд крон в 2020 г. Государство уже возместило потери в заработной плате 127 тыс. работающих на сумму около 7 млрд крон. Что касается отложенных налоговых платежей, то эта мера стоила государству около 14 млрд крон. Ещё одной мерой, предложенной правительством, было снижение взносов предпринимателей с числом занятых до 30 чел. Эта сумма составляет 33 млрд крон. Внеочередные государственные субвенции коммунам и регионам составят 15 млрд крон. Государство берёт на себя оплату первых двух недель бюллетеня по болезни, которая ранее лежала на предпринимателе. Сумма - 7 млрд крон. Ассигнования на стабилизацию рынка труда - 2,6 млрд крон .

Обсуждение бюджета и конкретных антикризисных мер активизировало политическую жизнь в стране. Правые партии требуют ещё больших государственных субвенций для поддержки предприятий и недопущения высокой безработицы. И Умеренную коалиционную партию, и Шведских демократов не пугает рост государственного долга. В это же время Левая партия выступила с требованиями национализации предприятий, которые получили многомиллиардные дотации.

М. Андерссон позитивно оценила результаты дебатов по бюджету, заявив, что «шведский народ должен знать, что парламентские партии воспринимают ситуацию со всей серьёзностью и стремятся к консолидации в этот критический момент»3.

* * *

Шведский опыт борьбы с пандемией свидетельствует об устойчивости политических традиций в стране, о стремлении шведского общества к консолидации. Спор о том, жива ли «шведская модель» или стала достоянием истории не получил окончательного разрешения.

1 Olsson H., Rosen H., Cato C. Regeringen förberedd pa djup ekonomisk kris efter coronaepidemin. URL:

https://www.dn.se/nyheter/sverige/coronakrisen-dominerar-varbudgeten/ (дата обращения: 17.04.2020).

Tlbld

3 Oppositionen kräver nya miljardsatsningar. URL: https://www.aftonbladet.se/minekonomi/a/qLgwGo/oppositionen-kraver-nya-milj ardsatsningar (дата обращения: 17.04.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

Но очевидно, что такие её черты, как стремление к компромиссу, нацеленность на методы убеждения, а не принуждения силой, социальная ответственность продолжают оказывать весьма существенное влияние на развитие событий в связи с новой «моровой язвой». Сейчас невозможно сказать, правы или не правы шведы, выбрав свой особый путь преодоления угрозы, вставшей перед человечеством. Но, несомненно, шведский опыт фазового подхода к решению проблемы коронавируса, может пригодиться и другим, особенно, если метод жёсткого карантина, на который полагается большинство стран, не остановит пандемию, но создаст большие проблемы для мировой экономики.

Список литературы/References

Шведы. Сущность и метаморфозы идентичности. Изд-во РГГУ. М., 2008.

Shvedy. Suschnostj I metamorfozi identichnosti.Izdatelstvo RGGU. M., 2008.

Kvinnor pa arbetsmarknaden. URL: https://www.ekonomifakta.se/Fakta/Arbetsmarknad/Jamstal l dhet/Kvinnor-pa-arbetsmarknaden/

Svenskarna stannar hemma under pasklovet. URL: http://press.telia.se/pressreleases/svenskarna-stannar-hemma-under-paasklovet-2990179.

Myndigheter. URL: https://www.regeringen.se/lattlast-information-om-regeringen-och-regering skansliet/myndigheter/

Coronastatus 0401. URL: https://novus.se/coronastatus-0401/

Could the Swedish lifestyle help fight Coronavirus? URL: https://www.bbc.com/worklife/article/ 20200328-how-to-self-isolate-what-we-can-learn-from-sweden.

Folkhälsomyndigheten har misslyckats - nu maste politikerna gripa in. URL: https://www.dn.se/ debatt/folkhalsomyndigheten-har-misslyckats-nu-maste-politikerna-gripa-in/

The Virus and the Swedish Model

Author. Natalia Plevako, Candidate of Sciences (History), Head of the Centre for Northern Europe Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Adress: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: natalia_plevako@mail.ru; Helene Carlbäck, Doctor of Sciences (History), Associate Professor, Centre for Baltic and East European Studies, Södertörn University. Address: 141 89 Huddinge, Sweden. E-mail: helene.carlback@sh.se.

Abstract. The article brings up the Swedish approach to combating the threat of coronavirus. The authors analyze the measures of the Swedish government to restrain the spread of the pandemic. In contrast to other European countries, where strict quarantine regime of self-isolation has been launched, the Swedish way is characterized by gradual and comparatively cautious restrictions. The authors argue that there are cultural, political and economic reasons for this specific approach to meet the Corona crisis, and they point to a particular political culture that has been developed in Sweden based on social consensus rather than coercion. Also, an important element of the political decision-making mechanism in the country is the influence that state expert agencies exert on government policies. In the case of limiting the spread of the virus, the Public Health Agency has clearly become the face of the «the Swedish model». This model however, is viewed differently at home and abroad. Obviously, even if it is not universal, still some of the Swedish experience can be useful to other countries, as well.

Key words: Coronavirus, Sweden, Swedish model, economic crisis.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020123129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.