Научная статья на тему 'Виртуальный учебный тренажер: эффективно и безопасно'

Виртуальный учебный тренажер: эффективно и безопасно Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Алексей Геннадьевич

Одним из самых перспективных и эффективных инновационных методов подготовки квалифицированных рабочих, а также повышения безопасности процесса профессионального обучения в сфере промышленного производства является использование в образовательном процессе виртуального учебного тренажера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный учебный тренажер: эффективно и безопасно»

инновлции в образовании

учебные тренажеры

Виртуальный учебный тренажер: эффективно и безопасно

Одним из самых перспективных и эффективных инновационных методов подготовки квалифицированных рабочих, а также повышения безопасности процесса профессионального обучения в сфере промышленного производства является использование в образовательном процессе виртуального учебного тренажера.

Алексей БЛИНОВ,

руководитель направления виртуальных систем ООО «Большие системы», Екатеринбург

Так, ооо «Большие системы» по заказу оАо «синтЗ» были разработаны виртуальные учебные тренажеры для отработки практических навыков в процессе подготовки и/или повышении квалификации, а также для автоматизированной оценки знаний и умений по разным уровням сложности для рабочих профессий «наладчик автоматических линий и агрегатных станков» и вальцовщик стана холодной прокатки труб».

тренажеры представляют собой программно-технический комплекс, взаимодействующий с пользователем через средства интерактивного диалога (мышь, клавиатура), модель пульта управления с визуализацией состояния технологического процесса, оборудования и механизмов на базе современных мультимедиа-технологий представления информации (текст, графика, звук). интерфейс программ обеспечивает работу комплекса при условии работы на нем персонала, не являющегося квалифицированным пользователем пЭвм.

?

Учебное место станка ТТМ-16 с пультом управления

обучение обеспечивает имитацию технологического процесса применительно к технологии производства на данных станках, предусматривает лаконичную, удобную для быстрого усвоения форму представления на дисплее основной и вспомогательной информации.

при работе с тренажерами обеспечиваются основные дидактические принципы познавательной деятельности, доступ к справочному и учебному материалу, тренинг для выработки навыков практической работы и контроль степени усвоения теоретических и практических знаний. программный продукт содержит методические и дидактические материалы для обучения на тренажере в соответствии с образовательными программами.

Модули тренажера

при разработке программного обеспечения тренажеров были предусмотрены модульные принципы построения программ, обеспечивающие возможность наращивания и модернизации функциональных возможностей тренажеров. программное обеспечение тренажеров функционирует как в автономном режиме (на отдельной локальной машине), так и в локальной сети предприятия-заказчика. при работе в локальной сети несколько (до 20) учебных мест тренажера взаимодействуют с рабочим местом преподавателя.

1. Модуль «Устройство оборудования и пульта управления» предназначен для изучения:

• устройства станка;

• устройства пультов управления и назначения органов управления станком;

• порядка проведения настройки и переналадки станка;

• способов контроля выпускаемой продукции;

• видов несоответствия качества продукции с указанием причин и способов устранения.

2. В модуле «Технологический процесс» реализована виртуальная модель станка и пультов управления, взаимодействуя с которыми

УЧЕБНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ученик может выполнить все действия на станке в течение рабочей смены:

• выбор инструмента в соответствии с текущим заданием;

• запуск станка;

• выполнение технологических операций;

• остановка станка;

• контроль качества полученной продукции;

• корректировка параметров настройки станка в зависимости от полученного несоответствия качества (вид несоответствия выбирается случайно).

Модуль может работать в режиме обучения (выдаются подсказки и пояснения в процессе работы) и в режиме проверки знаний (подсказки не выдаются, производится оценка правильности работы на станке).

3. Модуль «Аварийные ситуации» реализует демонстрацию и описание основных видов аварийных ситуаций, методы их предотвращения и устранения последствий в соответствии с технологическими инструкциями и инструкциями по безопасности труда. Для каждой аварийной ситуации показывается:

- описание аварийной ситуации;

- визуальные проявления;

- причины возникновения;

- способы устранения.

4. Модуль «Проверка знаний, полученных в процессе обучения» состоит из теоретической и практической части. В конце каждой части выставляется оценка по 5-балльной шкале. Теоретическая часть представляет собой вопросы с вариантами ответов, вопросы выбираются случайно из базы вопросов. Предусмотрен механизм изменения базы вопросов с вариантами ответов с рабочего места преподавателя. практическая часть - это модуль «Технологический процесс» в режиме проверки знаний. Проверка знаний возможна на нескольких уровнях сложности. Список уровней сложности и соответствие вопросов разным уровням задаются с места преподавателя.

Функционал рабочего места преподавателя

• отображение состояния учебных мест (работающий ученик, текущий модуль и раздел, содержимое экрана учебного места);

• редактирование списка вопросов и вариантов ответов на них;

• редактирование списка учеников;

• редактирование списка преподавателей и их прав;

• редактирование списка уровней сложности при проверке знаний;

• редактирование заданий для практической части проверки знаний;

• хранение, показ, печать отчетов о проверке знаний.

Преимущества виртуальных тренажеров

Использование виртуальных учебных тренажеров, разработанных ОАО «Большие си-

стемы», позволит обеспечить отработку практических навыков, контроля знаний и умений обучающихся с наименьшими финансовыми и материальными затратами (стоимость тренажеров значительно меньше стоимости станков/ станов); с наилучшим психоэмоциональным состоянием обучаемых (боязнь испортить дорогостоящее оборудование зачастую приводит к ухудшению качества обучения).

Модульно-блочное построение учебного материала позволяет выборочно изучать (дои-зучать, повторять) в индивидуальном режиме, что также важно в личностно ориентированном подходе к обучению. А наличие модуля «Проверка знаний», составленного в тестовом формате, позволит проверить степень усвоения материала как в окончательной стадии, так и в промежуточных.

следует отметить, что использование подобных учебных тренажеров наиболее эффективно при подготовке рабочих строительных, металлургических и машиностроительных профессий.

срок разработки виртуальных учебных тренажеров по одной рабочей профессии составляет 3-4 месяца с момента согласования технического задания. стоимость разработки - от 700 тыс. рублей.

ООО «Большие системы»

Екатеринбург, ул. Вилонова, 18, оф. 2 Тел.: (343) 278-93-39, 278-93-33. E-mail: blinov@bigsys.ru www.bigsys.ru

видеопрезентации тренажеров:

www.bigsys.ru/3d.php

Технологический процесс в виртуальном режиме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.