Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И ГИПОТЕЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ'

ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И ГИПОТЕЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
514
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЕПТИЦИЗМ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГИПОТЕЗА СИМУЛЯЦИИ / МАТРИЦА / РЕАЛИЗМ И АНТИРЕАЛИЗМ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спрукуль П.С.

В статье рассматривается гипотеза компьютерной симуляции, утверждающая, что весь мир вокруг может быть виртуальным, симулированным. Это знаменитые мозги в бочке Патнэма или матрица из фильма сестер Вачовски. Автор описывает онтоэпистемологическую позицию виртуального реализма в отношении компьютерной симуляции как наиболее адекватную и подкрепляет ее метафизической гипотезой, демонстрирующей отсутствие проблемы скептицизма в рамках данной позиции. Эта позиция основывается на представлениях Девида Чалмерса и его трактовке виртуального реализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALISM AND THE COMPUTER SIMULATION HYPOTHESIS

In this article, the computer simulation hypothesis presented. The hypothesis affirms that world around can be virtual, simulated. These are the famous Putnam's brains in vats or the matrix from the Wachowski sisters` movie. The author describes the ontoepistemological position of virtual realism within the confines of computer simulation as the most appropriate. Besides, the author reinforces it with a metaphysical hypothesis that demonstrates the lack of skepticism within this position. This position based on the David Chalmers` ideas and his interpretation of virtual realism.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И ГИПОТЕЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ»

Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 22-27

УДК 165.23

DOI: 10.17223/23046082/16/3

ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И ГИПОТЕЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ

П. С. Спру куль

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия e-mail: polina.sprukul@gmail.com

В статье рассматривается гипотеза компьютерной симуляции, утверждающая, что весь мир вокруг может быть виртуальным, симулированным. Это знаменитые мозги в бочке Патнэма или матрица из фильма сестер Вачовски. Автор описывает онтоэпистемологическую позицию виртуального реализма в отношении компьютерной симуляции как наиболее адекватную и подкрепляет ее метафизической гипотезой, демонстрирующей отсутствие проблемы скептицизма в рамках данной позиции. Эта позиция основывается на представлениях Девида Чалмерса и его трактовке виртуального реализма.

Ключевые слова: скептицизм, искусственный интеллект, гипотеза симуляции, матрица, реализм и антиреализм, виртуальная реальность.

VIRTUAL REALISM AND THE COMPUTER SIMULATION HYPOTHESIS

P.S. SprukuV

Tomsk State University, Tomsk, Russia e-mail: polina.sprukul@gmail.com

In this article, the computer simulation hypothesis presented. The hypothesis affirms that world around can be virtual, simulated. These are the famous Putnam's brains in vats or the matrix from the Wachowski sisters' movie. The author describes the on-toepistemological position of virtual realism within the confines of computer simulation as the most appropriate. Besides, the author reinforces it with a metaphysical hypothesis that demonstrates the lack of skepticism within this position. This position based on the David Chalmers' ideas and his interpretation of virtual realism.

Keywords: skepticism, artificial intelligence, simulation hypothesis, matrix, realism and antirealism, virtual reality.

В связи с активными разработками в области искусственного интеллекта в последние годы он стал одним из центральных объектов исследования многих отраслей науки, в том числе и философии. Помимо новых вопросов, как, например, создание сверхразума (superintelligence) и его последствия, философы возвращаются к некоторым старым темам. Одной из них является гипотеза симуляции - предположение о том, что весь мир вокруг является виртуальным. Наиболее яркой иллюстрацией гипотезы симуляции может послужить симулированный мир из фильма «Матрица» сестер Вачовски, где огромный компьютер в реальном мире продуцирует симуляцию, в которой находятся люди, при помощи своего сознания, а мир вокруг - деревья, здания, машины, другие люди - выстраивается компьютером, и человек воспринимает это посредством соответствующих сигналов от компьютера.

Гипотеза симуляции тесно связана с классической философской проблемой скептицизма, которую можно кратко сформулировать при помощи следующих вопросов: как мы можем удостовериться в том, что мир вокруг реален, что мы можем его познавать и наше знание истинно? Все точки зрения на данную проблему в рамках гипотезы симуляции можно условно поделить на три типа:

1) мы уже находимся в симуляции, и мир вокруг иллюзорен;

2) даже если мы находимся в симуляции, мир вокруг нас реален;

3) невозможно создать симуляцию нашего мира.

К первому типу можно отнести теорию Ника Бострома о том, что мы находимся в компьютерной симуляции, созданной нашими предками [1]. Правда, его теория довольно спорная, так как в его аргументации присутствует множество логических ошибок, например, логический круг и автореференция. Ко второму типу можно отнести взгляды Девида Чалмер-са, согласно которым симулированная реальность также является своего рода подлинной реальностью [2. С. 1]. К третьему типу относятся, скорее, представители точных и естественных наук, например, двое теоретических физиков из Израиля и России З. Рингель и Д. Коврижин выдвинули аргумент, основанный на гравитационных аномалиях, который может доказывать невозможность создания компьютерной симуляции вроде нашего мира [3].

Проблема скептицизма всегда находилась на стыке онтологии и эпистемологии: «Что есть?» и «Что я могу знать?». Но онтология имеет не-

кий приоритет перед эпистемологией, так как любая эпистемологическая позиция по сути, уже имеет под собой онтологическое основание. Когда мы говорим о знании, то сразу возникает вполне логичный вопрос о природе познающего. В философии сформировалось две онтоэпистемологи-ческих позиции:

1. Реализм - утверждение, что объективная реальность существует, и существует возможность ее объективного познания.

2. Антиреализм - отрицание существования объективной реальности и отрицание возможности ее адекватного познания.

У каждой позиции есть свои достоинства и недостатки. Если вернуться к вышесказанным типам точек зрения на гипотезу симуляции, то первый тип будет близок к антиреализму, второй - к реализму, а третий в принципе отрицает возможность существования такого феномена, как симулированный мир.

Цель данной статьи - эксплицировать понятие виртуального реализма и продемонстрировать возможный вариант решения проблемы скептицизма на примере гипотезы компьютерной симуляции.

Свое понимание виртуального реализма я основываю на трактовке Девида Чалмерса, которая заключается в следующем [2. С. 1-2]:

1. Виртуальные объекты действительно существуют.

2. События в виртуальной (симулированной) реальности действительно происходят.

3. Опыт в виртуальной (симулированной) реальности не иллюзорен.

4. Виртуальный опыт так же ценен, как и невиртуальный.

Таким образом, когда познающий субъект находится внутри симулированного мира, то данный мир является для него единственной объективной реальностью, которую он может познавать.

Если мы поднимемся на уровень выше симуляции, т. е. будем говорить о ней с точки зрения внешнего субъекта, то сможем выделить следующие важные характеристики данной среды:

• Погружение: симуляция генерирует окружающий мир таким образом, что у субъекта внутри создается ощущение реального присутствия в данном мире. То есть он получает входные данные, воздействующие на его органы чувств.

• Взаимодействие: среда вокруг является полностью интерактивной, действия субъекта влияют на происходящее вокруг.

• Генерируется компьютером: если мы говорим о компьютерной симуляции, то вся виртуальная среда полностью генерируется компьютером.

Данные характеристики можно отнести к любой виртуальной реальности. Например, если вы надеваете УЯ-шлем, берете в руки датчики, то также погружаетесь в среду, сгенерированную компьютерной программой, и можете взаимодействовать с объектами в рамках данной среды.

Следовательно, виртуальный реализм можно трактовать следующим образом: субъект, находящийся внутри компьютерной симуляции, воспринимает окружающий мир как реальный и может познавать его в рамках собственного опыта, который также будет реальным для данного субъекта.

Если мы спустимся обратно на позицию субъекта внутри симуляции, то логично, что он может задать себе вопрос: как узнать наверняка, нахожусь я в симуляции или нет? Здесь возникает скептическая гипотеза: если мир вокруг меня нереален, то все мои убеждения относительно этого мира ложны. Но если подумать и разобраться в устройстве реальности, то можно увидеть, что скептическая гипотеза здесь не работает, т.е. даже если я нахожусь внутри симулированного мира, то я все еще могу познавать этот мир, взаимодействовать с его объектами и влиять на события, происходящие в нем.

Как и Девид Чалмерс [4. С. 3-9], я считаю, что, когда мы говорим о симуляции, речь идет о метафизике, а не о скептицизме. Разберем пошагово мир компьютерной симуляции:

1. У симуляции есть создатель. Однажды некая сущность создала мир со своим пространством-временем. Данное утверждение звучит вполне привычно, так как многие люди в нашем мире верят в него. Этой сущностью мог быть Бог, или инопланетянин, или наши предки в мире «на уровень выше», как в версии Ника Бострома [1], или просто Большой взрыв. Мы не можем строго доказать это, но не можем и опровергнуть. В любом случае субъект внутри мира может познавать его, взаимодействовать с объектами и влиять на события.

2. Данная симуляция сгенерирована компьютером, поэтому в основе физики мира лежат вычислительные процессы: под уровнем микроэлементов по типу кварков, электронов и протонов лежит еще один уровень - уровень битов. То есть все атомы состоят из чего-то еще более фундаментального, вполне возможно, что это биты. Мы также не можем ни строго доказать, ни опровергнуть данное утверждение, но оно вполне имеет место быть. Тогда в целом мир вокруг не меняется: мы все еще можем его воспринимать, познавать и взаимодействовать с окружением, кроме того, все наши убеждения относительно предметов вокруг будут

истинными. Однажды, когда открыли квантовую механику или теорию относительности, все представление об устройстве мира поменялось,. Возможно, данная гипотеза потребует пересмотра некоторых представлений об устройстве мира, но в целом наши убеждения не изменятся.

3. Наш разум / сознание находится за пределами физического пространства-времени, но получает из физического мира входные данные и посылает выходные данные. Еще Декарт разделял разум и тело. Версия субстанциального дуализма является одной из возможных теорий сознания, поэтому она вполне имеет место быть, пока не доказано другое. Мы также не может ни доказать, ни опровергнуть данное утверждение, но даже если наш разум / сознание находится за пределами физического мира, мы все еще можем познавать и взаимодействовать с ним. Субстанциальный дуализм потребовал бы пересмотра некоторых убеждений относительно устройства мира, но в целом наше представление о реальности останется неизменным.

Объединяя все вышесказанное в единую систему, можно сказать, что физическое пространство-время и его содержимое были созданы сущностью (человек, сверхразум, Бог) вне этого физического пространства-времени так, что в основе микрофизических процессов лежат вычислительные процессы, а разум / сознание субъектов мира находится за пределами физического пространства-времени, но взаимодействуют с ним. Если мы примем данную точку зрения, то она может заставить нас пересмотреть некоторые убеждения относительно фундаментальной природы реальности, но в целом все наши убеждения о мире останутся истинными. Таким образом, проблема скептицизма здесь нивелируется за счет перехода на метафизический уровень. Меняется онтология, но эпистемология остается неизменной.

Если говорить о виртуальном реализме, подразумевая данную метафизику компьютерной симуляции, то он звучит вполне убедительно. Мы не можем быть уверены в том, что мир вокруг нас не является виртуальным, что мы не мозги в бочке [5] и не находимся в матрице. Но можно быть увереным в том, что реальность вокруг является действительной, мы можем ее познавать, взаимодействовать с ее объектами, и в целом наши убеждения относительно нее являются истинными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bostrom N. Are You Living In a Computer Simulation? // Philosophical Quarterly. 2003. Vol. 53, № 211. Р. 243-255. URL: simulation-argument.com/simulation.pdf

2. Chalmers D. The Virtual and the Real. URL: consc.net/papers/virtual.pdf

3. Ringeland Z., Kovrizhin D. Quantized gravitational responses, the sign problem, and quantum complexity // Science Advance. 2017. Vol. 3, № 9. URL: advances. sciencemag. org/content/3/9/e1701758

4. Chalmers D. The matrix as metaphysics URL: consc.net/papers/matrix.pdf

5. Патнэм Х. Мозги в бочке. URL: www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Patnem-history.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.