Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Поколение Z / клиповое мышление / виртуальная реальность / виртуальные технологии / технологии дополненной реальности. / Generation Z / clip thinking / virtual reality / virtual technologies / augmented reality technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряховская А. Ю., Образ Н. Н.

В статье рассмотрены когнитивные и социально-психологические особенности поколения Z, представители которого обучаются в старших классах школ и вузах. Обосновано применение виртуальных технологий, способных удовлетворить интересы, поддержать мотивацию и повысить языковую компетенцию обучающихся с учетом их особенностей восприятия и запоминания информации. Приведены примеры виртуальных технологий и технологий дополненной реальности, позволяющих удовлетворить познавательные потребности современных студентов и школьников и повысить эффективность урока иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряховская А. Ю., Образ Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL TECHNOLOGIES AS A MEANS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF LANGUAGE TRAINING OF GENERATION Z STUDENTS

The article considers cognitive, social and psychological peculiarities of generation Z, the representatives of which are currently attending high school and universities. It justifies the use of virtual technologies in order to meet students’ interests, enhance their motivation and improve language competence taking into account their abilities to perceive and memorize information. The authors give examples of virtual technologies and augmented reality technologies contributing to meeting the cognitive needs of modern students and improving the effectiveness of a foreign language lesson.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКОЛЕНИЯ Z»

УДК 378.147

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКОЛЕНИЯ Z

© 2024 А. Ю. Ряховская1, Н. Н. Образ2

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории английского языка и переводоведения e-mail: Anastasia--r@yandex.ru 2старший преподаватель кафедры теории английского языка и переводоведения

e-mail: nathality @ yandex. ru

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского

В статье рассмотрены когнитивные и социально-психологические особенности поколения Z, представители которого обучаются в старших классах школ и вузах. Обосновано применение виртуальных технологий, способных удовлетворить интересы, поддержать мотивацию и повысить языковую компетенцию обучающихся с учетом их особенностей восприятия и запоминания информации. Приведены примеры виртуальных технологий и технологий дополненной реальности, позволяющих удовлетворить познавательные потребности современных студентов и школьников и повысить эффективность урока иностранного языка.

Ключевые слова: поколение Z, клиповое мышление, виртуальная реальность, виртуальные технологии, технологии дополненной реальности.

VIRTUAL TECHNOLOGIES AS A MEANS

TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF LANGUAGE TRAINING OF GENERATION Z STUDENTS

© 2024 A. Yu. Ryakhovskaya1, N. N. Obraz2

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English Language Theory and Translation Studies e-mail: Anastasia--r@yandex.ru 2Senior teacher of the Department of English Language Theory and Translation Studies e-mail: nathality @ yandex. ru

Academician I. G. Petrovsky Bryansk State University

The article considers cognitive, social and psychological peculiarities of generation Z, the representatives of which are currently attending high school and universities. It justifies the use of virtual technologies in order to meet students' interests, enhance their motivation and improve language competence taking into account their abilities to perceive and memorize information. The authors give examples of virtual technologies and augmented reality technologies contributing to meeting the cognitive needs of modern students and improving the effectiveness of a foreign language lesson.

Keywords: generation Z, clip thinking, virtual reality, virtual technologies, augmented reality technologies.

Появление новых информационных ресурсов и интеграция их в обыденную жизнь, с одной стороны, обусловлены изменяющейся внешней обстановкой и необходимостью под неё подстраиваться, а с другой стороны, они и сами выступают в роли катализатора ряда изменений. Не имея возможности оценить масштаб тех прорывов, которые произошли в развитии технологий за несколько последних десятилетий, молодые люди, рожденные после 2000 г., с самого раннего детства являются активными потребителями уже готового продукта - результата этого прогресса. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения и когнитивных способностей современной молодёжи.

Перед преподавателями, работающими с «цифровыми» детьми, стоит задача эффективно выстроить образовательный процесс, учитывая новые особенности их восприятия информации и помогая подросткам преодолевать трудности, возникающие вследствие постоянного нахождения в виртуальной среде. Для того чтобы помочь педагогам определиться с комплексом мер, необходимых для актуализации своей деятельности, обратимся к психолого-педагогическим исследованиям в данной области и составим краткий портрет современного обучаемого.

Согласно распространённой сегодня теории поколений, разработанной американскими учёными Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 г., каждые 20-22 года происходит новый виток поколений, ценности и поведение которых формируются под воздействием не только воспитания, но и исторического, экономического и технологического контекста. Современную молодёжь, рождённую между 20202023 гг. или 2003-2024 гг., относят к поколению Z (последовавшему за X и Y) [5]. Данный период характеризуется появлением доступа к огромным потокам информации из Сети и широкого распространения разнообразных электронных устройств. Это поколение также называют цифровым, iGeneration (видимо, ссылка на iPhone, iPods, iPads и др.) или поколением Google.

Учёные, занимающиеся исследованием нейрокогнитивных особенностей обучаемых (Г. Смолл, А.Ф. Уорд, Л. Челаззи, А. Перлато и другие), обнаружили у испытуемых ряд когнитивных особенностей, вызванных ежедневным использованием веб-ресурсов. Поколение Z демонстрирует гораздо более ярко выраженную способность к визуальному мышлению, нежели их предшественники. Они не испытывают сложностей в распознавании смыслов графических обозначений и символической информации даже при отсутствии сопутствующего текста. Зумеров отличает умение воспринимать весь образ целиком без последовательного анализа деталей [3]. Постоянное потребление огромных объёмов информации, необходимость моментально определять нужное «окно» среди всплывающих на экране объявлений привели к формированию у молодёжи умения распределять внимание и концентрироваться на значимом для них контенте. Таким образом, эффективная визуализация учебного материала с использованием графического оформления или интерактивных инструментов будет способствовать лучшему восприятию и усвоению информации студентами.

Следствием вышесказанного является клиповость мышления (от англ. 'clip' -небольшой фрагмент, вырезка) у представителей данного поколения. Информация воспринимается ими через яркие короткие образы, символические изображения, видеоролики, небольшие статьи, часто сменяющие друг друга. Это приводит к тому, что утрачивается способность концентрироваться на больших объёмах информации. Согласно данным исследования современной молодёжи, проведённого Сбербанком совместно с агентством Validata, в среднем фокусировка внимания на одном объекте у подростков занимает 8 секунд [13]. При этом они предпочитают, чтобы текст был «разбавлен» иконками, смайликами и картинками. Возможно, этим объясняется

нелюбовь к лонгридам (от англ. 'long read' - долгое чтение) и появление целой культуры интернет-мемов.

Современные поисковые интернет-системы являются неотъемлемым атрибутом жизни представителей поколения Z, выполняя роль не столько помощника, сколько интеллектуального партнёра. Появился термин для обозначения данной ментальной трансформации - гуглизация мышления (google-эффект). Данные из веб-источников молодёжи кажутся более релевантными и надёжными, чем собственные знания или интеллектуальный опыт более взрослого поколения. Это, соответственно, может привести к снижению авторитета преподавателей, если они, в свою очередь, не станут активными компетентными пользователями информационных технологий и не смогут интегрироваться в систему ценностей своих студентов.

Уверенность в достоверности получаемой из интернет-источников информации может иметь негативный эффект, так как современные подростки не всегда оказываются в состоянии заметить нелогичность и противоречивость представленных фактов. Выросла скорость восприятия информации, но при этом снижается умение её анализировать. Многие педагоги, работающие с «цифровым поколением», отмечают довольно слабо выраженное критическое мышление обучаемых, когда речь идёт о сборе данных для решения различных учебных задач [12].

Почётный профессор Калифорнийского университета Л.Д. Розен в статье «Понимание поколения i» рассказывает об изучении поведения тысяч детей, подростков и молодых взрослых, проведённом им с коллегами, и отмечает следующие особенности представителей данного поколения. Старшие подростки невероятно мультизадачны. Однако автор предполагает, что речь скорее идёт не об одновременном выполнении ими до семи задач (как утверждают сами испытуемые), а об умении быстро переключаться между ними. Их отличает стремление к креативности, что выражается в разработке собственного персонализированного видео-контента для YouTube, ведении блогов, создании мультимедийных презентаций. Л. Розен выдвигает предположение, что 'I' в iGeneration может также свидетельствовать о стремлении ярко выразить свою индивидуальность (от англ. 'I' - я) через создание собственного творческого продукта. Подростки достаточно мотивированы, но они, в отличие от представителей предыдущих поколений, больше заинтересованы в результате (конечном продукте), чем в процессе его достижения.

У представителей молодого поколения ярко выражена ориентированность на активную социализацию. Современные цифровые технологии и социальные сети позволяют поддерживать постоянную связь с достаточно большим кругом общения. Однако особенностью современной личной коммуникации является перенос её преимущественно в виртуальную плоскость, по сравнению с предыдущими десятилетиями. Обычно подростки проводят несколько часов в день, общаясь онлайн со своим сообществом друзей, независимо от того, являются ли они друзьями в реальной жизни или нет [14].

Иноязычное образование, как и образование в любой другой области, должно служить зоной всестороннего личностного развития. Но, чтобы создать условия для «расцвета» личности, следует понимать, от чего отталкиваться, изучив систему ценностей, жизненных ориентаций, особенности восприятия и мышления молодого поколения. Учет социально-психологического портрета поколения крайне важен при планировании педагогического процесса в рамках любой дисциплины и предполагает переосмысление закоренелых приемов и средств обучения. В связи с этим остро стоит проблема обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры и образовательных ресурсов, способных удовлетворить познавательные потребности современной аудитории. Положительное влияние

современных информационно-коммуникационных средств и технологий на мотивационную и познавательную сферу обучающихся в ходе языковой подготовки подтверждают многие исследования [8; 2; 9].

Следует найти средства, позволяющие умело использовать такие особенности молодого поколения, как выраженную способность к визуальному мышлению, умение концентрироваться на значимом контенте, мультизадачность, креативность. Вместе с тем актуальной представляется необходимость развивать внимание к деталям, оперативную и долговременную память, критическое мышление.

В настоящем исследовании проводится анализ существующих образовательных информационных ресурсов, способных повысить практическую ценность урока иностранного языка, поддержать мотивацию студентов и старших школьников с учетом их интересов, потребностей, особенностей восприятия и запоминания информации.

В качестве примеров таких ресурсов на старшем и профильном этапах иноязычного образования целесообразно говорить о технологии виртуальной реальности, которая реализует качественно новый уровень иноязычного информационного взаимодействия, представляет собой визуализацию учебного материала с использованием интерактивных инструментов.

В педагогике виртуальная технология понимается как процесс, использующий совокупность средств и методов порождения и реализации виртуальных образов и сред для активного взаимодействия с ними или внутри них [4].

И.В. Роберт и Т.А. Лавина рассматривают виртуальную технологию как технологию неконтактного информационного взаимодействия, реализующую с помощью комплексных мультимедиаоперационных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире» («виртуальном мире») при обеспечении тактильных ощущений при взаимодействии пользователя с объектами виртуального мира [7].

Из определений следует, что технология виртуальной реальности позволяет пользователю стать активным участником действий в виртуальных пространствах. В ходе сессии поддерживается интерактивный характер взаимодействия: пользователь выполняет задания, отвечает на вопросы, поддерживает беседу. Виртуальные технологии позволяют использовать разнообразное информационное и визуальное наполнение и могут обеспечить ощутимое взаимодействие с объектами виртуального мира. Преимущества технологии по сравнению с другими информационно-коммуникационными средствами также в том, что одновременно происходит воздействие через разные каналы восприятия: слуховой, зрительный, тактильный. Это удовлетворяет потребности подростков с разными типами восприятия: аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов, что способствует более прочному запоминанию презентуемого материала.

Преимущества применения виртуальной технологии в языковом образовании подтверждают многие исследователи и IT-специалисты. В частности, разработчики платформы Class VR (Virtual reality for schools) утверждают, что обучение, опосредованное технологией виртуальной реальности, может повысить уровень запоминания знаний до 75%. Технология Class VR также предоставляет возможность обучающимся создавать или снимать свой собственный VR-контент, который можно продемонстрировать сверстникам. Преподаватели, в свою очередь, могут создавать или добавлять персонализированный контент для поддержки любого урока.

Эксперимент, проведенный в Лингвистической лаборатории МГИМО МП-Одинцово в октябре-декабре 2022 г. среди студентов факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, продемонстрировал значительный интерес студентов

к применению технологии виртуальной реальности. Преподаватели кафедры лингвистики и переводоведения ФЛМК отметили повышение уровня академической вовлеченности и мотивации студентов к обучению [10]. В частности, доцент, кандидат филологических наук Ю.Б. Цверкун среди преимуществ внедрения виртуальных технологий в ходе аудиторной работы на уроках английского языка отметила не только расширение объема и прочности запоминания специализированной лексики, но и совершенствование фонетических навыков участников эксперимента.

Примером использования трехмерного виртуального мира в иноязычном образовательном пространстве может служить проект VARVARA, разработанный Центром НТИ ДВФУ на платформе российской компании VR Supersonic. VARVARA -диалоговый VR-тренажёр, который позволяет практиковать иностранный язык в ситуациях повседневного общения. Пользователи распознают речь, общаются в режиме реального времени, проигрывая разные сценарии коммуникативных ситуаций. Несмотря на то, что изначально виртуальное приложение разрабатывалось для начального уровня освоения языка, интерактивный тренажер может применяться и на старших этапах обучения языку, и для изучения других дисциплин. В частности, эксперты VR Supersonic напрямую работали с преподавателями ФЛМК МГИМО, которые самостоятельно создавали VR-контент, наполняли его содержимым, соответствующим целям и задачам соответствующего модуля обучения.

Также заслуживает внимания приложение виртуальной реальности Mondly, специально разработанное для изучения иностранных языков. В базе приложения -29 языков (американский и британский варианты функционируют как разные языки). Технология распознавания речи позволяет учащемуся «перемещаться» в виртуальную среду, вести реалистичные диалоги с виртуальными персонажами. Темы коммуникативных ситуаций приближены к реальным: диалог с попутчиками в поезде до Берлина, заказ ужина в испанском ресторане, регистрация в отеле Парижа и т.д. Несмотря на то что приложение было одним из первых, которые внедрялись с функцией распознавания речи, оно имеет и ряд недостатков: учащийся может выбирать только из вариантов, предложенных программой, и для записи голоса нужно навести указатель контроллера на элемент интерфейса, что замедляет речевое взаимодействие и лишает ощущения реальности [11].

VirtualSpeech - еще один инструмент обучения для совершенствования иноязычных коммуникативных навыков. Благодаря реалистичной виртуальной среде, обратной связи с использованием искусственного интеллекта, улучшенной с помощью ChatGPT, приложение позволяет совершенствовать навыки в области презентаций, маркетинга, продаж и других профессиональных навыков на иностранном языке. Ресурс содержит более 50 сценариев виртуальной реальности. Приложение может послужить идеальным дополнением при освоении студентами дисциплины «Деловой английский язык».

Популярное приложение Class VR от Avantis Systems ltd позволяет развивать коммуникативные навыки и уверенность посредством виртуальной реальности в рамках нескольких учебных дисциплин. Кроме контента для виртуальной реальности, материалы включают планы уроков, кейсы, тесты, игры и другие задания. Разработчики Class VR предлагают бесплатную демоверсию и обучение учителей. Среди недостатков - дороговизна комплектов для обучения и ориентация на программу Великобритании [Там же].

Не все образовательные учреждения имеют комплектующие для реализации технологии виртуальной реальности. Техническое оснащение для реализации технологии включает головной установочный дисплей (очки-телемониторы), устройство с ручным управлением, определяющее направление «перемещения»

пользователя относительно объектов виртуального мира; устройство создания и передачи звука [7]. Отсутствие VR гарнитуры не лишает возможности преподавателей разнообразить изучение темы урока путем визуализации учебного материала. Есть ряд бесплатных ресурсов и приложений с элементами дополненной реальности AR (augmented reality), предоставляющих панорамный обзор объектов, привлекательное графическое оформление или обзор в режиме реального времени, а также интерактивные инструменты представления информации.

Один из таких ресурсов, который не требует использования гарнитуры, но является интересной иллюстрацией реалий и быта иноязычной культуры, -WindowSwap (https://windowswap.com). Функция «Open a new window somewhere in the world» позволяет получить вид из окна в любой точке мира. Программа случайно выбирает окно, и пользователь заранее не знает, в какой стране окажется. Можно наблюдать, что происходит за окном владельца дома или помещения, где установлена камера. Использование этого ресурса - отличная иллюстрация реалий и возможность актуализировать лексику по темам «Путешествие», «Погода», «Города и страны мира», «Дома, строения» и т.д. Описание вида за окном также будет занимательной практикой грамматических навыков, в частности повторения использования времени Present Continuous.

Еще один ресурс, позволяющий в интерактивном режиме освоить лексику по теме «Путешествие», - виртуальная игра Geo Guess (https://www.geoguessr.com/). Игрок оказывается в какой-то точке мира и должен за отведенное время, двигаясь в разных направлениях, угадать, в какой стране он очутился. Программа позволяет реализовать навыки коллективной работы и найти творческое применение не только языковым навыкам, но и знаниям в области географии.

Существует множество сайтов, предоставляющих презентацию колледжей и вузов в виртуальном оформлении, самые популярные среди которых Virtual College Tours (thoughtco.com>free-virtual-college-tours), University Tours (university-tour.com). Они могут послужить запоминающейся иллюстрацией темы «Образование» на старшем и профильном этапах обучения английскому языку. Приложение позволяет совершить виртуальный тур по колледжам и университетам, посмотреть обзор кампусов и учебных аудиторий. Прогулка сопровождается комментариями гидов или студентов, обучающихся в этих заведениях.

Расширение Google Art & Culture открывает доступ к коллекциям музеев мира, предлагает ЭЭ-обзор знаменитых музеев и картинных галерей. Картины при этом сопровождаются комментариями сотрудников музея, предлагаемыми в виде текста или звукового сопровождения. Это позволяет не только практиковать обсуждение увиденного на английском языке, но и изучать язык через культуру, расширять горизонты познания, наслаждаясь мировыми шедеврами искусства.

Более прочному запоминанию лексики на бытовые темы (дом, мебель, строительство и т.д.) способствует коллекция материалов на сайте islcollective серии tappable Pictionary. Это ресурс, объединяющий видео- и интерактивные задания, сгруппированные по разным темам повседневного общения. К примеру, kitchen tour -easy tappable quiz позволяет просмотреть видеоинтервью носителя языка, посмотреть ЭЭ-обзор помещения, в паузах указать на предметы мебели и бытовые кухонные приборы.

Использование аутентичных, реально функционирующих сайтов всегда вызывает интерес у молодой аудитории. В ходе отработки тем «Renting an apartment» или «Checking in at the Hotel» можно в качестве материала использовать информацию действующих сайтов booking.com, Zillow.com и т.д. Сайт Zillow.com, к примеру, рекламирует услуги риелторской компании, знакомит с актуальными предложениями

для сдачи в аренду и покупки жилых помещений. Некоторые объявления снабжены пометкой View 3D Tour, что позволяет посмотреть расположение комнат, обсудить интерьер.

Сегодня становятся очевидны преимущества использования электронных образовательных платформ, средств мультимедиа и других информационно-коммуникационных технологий в ходе языковой подготовки старших школьников и студентов. Удовлетворению когнитивных и психофизиологических потребностей поколения Z в большей степени способствуют виртуальные технологии. В ходе языковой подготовки виртуальные технологии и технологии дополненной реальности позволяют обеспечить максимальную гибкость образовательного процесса, повышают практическую ценность урока, способствуют более прочному запоминанию материала, развитию коммуникативных навыков и инициируют процессы саморазвития в ходе выполнения интерактивных заданий.

Библиографический список

1. Асламова, Т. В. Медиа-технологии как элемент управления качеством языкового медиаобразования в высшей школе / Т. В. Асламова // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 5-4 (14). - С. 32-34.

2. Голуб, Л. Н. Роль информационных технологий в развитии познавательной активности студентов / Л. Н. Голуб // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. - 2017. - № 1 (9). -С. 17-20.

3. Голубинская, А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А. В. Голубинская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2016. - С. 161-167.

4. Данилевич, С. Б. Глоссарий современного образования / С. Б. Данилевич; Нар. укр. акад. ; под общей редакцией Е. Ю. Усик ; [сост.: Астахова В. И. и др.]. -2-е изд., перераб. и доп. - Харьков : Издательство НУА. 2014. - 532 с.

5. Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). - URL: https://cvberleninka.rU/article/n/pokolenie-Z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 26.12.23)

6. Международный семинар «Язык. Культура. Перевод: лаборатория актуальных смыслов» - URL: https://mgimo.ru/about/news/main/vaZyk-kultura-perevod-02-23/ (дата обращения: 4.03.23).

7. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - Москва: ИИО РАО. 2009. -44 c.

8. Ряховская, А. Ю. Обучение информационным технологиям в переводе как фактор повышения профессиональных мотивов будущих переводчиков / А. Ю. Ряховская, Н. Н. Образ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 174-181.

9. Селифонова, Е. Д. Реализация социокультурной компетенции посредством образовательных технологий esp и clil в высшей школе / Е. Д. Селифонова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник трудов XII международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 728-735.

10. Технологии VR в обучении иностранным языкам в МГИМО: результаты и планы проекта Лингвистической лаборатории ФЛМК. 23 июня 2023. - URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/vr-linguistic-laboratory-

flmk/?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yandex.ru&utm refer rer=yandex.ru. (дата обращения: 21.09.23).

11. Хукаленко, Ю. С. Обучение иностранным языкам (на примере английского) с помощью технологий виртуальной реальности: обзор основных разработок / Ю. С. Хукаленко // Известия Восточного института. - 2021. - №2. - С. 118-128.

12. Церковникова, Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения / Н. Г. Церковникова, В. С. Третьякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - №2. - С. 53-65.

13. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. - 2017. - № 11. - URL: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodeZhi (дата обращения: 16.12.23).

14. Larry D. Rosen Understanding the iGeneration—Before the Next MiniGeneration Arrives // Rewired. Understanding igeneration and the way they learn. 2010. -URL: https://nieman.harvard.edu/articles/understanding-the-igeneration-before-the-next-mini-generation-arrives/ (дата обращения: 22.12.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.