Научная статья на тему 'Виртуальные преобразователи информации интеллектуальных систем активной безопасности автомобиля'

Виртуальные преобразователи информации интеллектуальных систем активной безопасности автомобиля Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
71
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные преобразователи информации интеллектуальных систем активной безопасности автомобиля»

Секция «Управление техническими системами»

Виртуальные преобразователи информации интеллектуальных систем

активной безопасности автомобиля

С.Е. Бузников

Кафедра «Управление и информатика в технических системах», Московский государственный институт электроники и математики inkaplus@yandex.ru, тел. раб. (495) 916 88 49

Исторически центральной проблемой развитых стран с рыночной экономикой является проблема создания товаров и услуг, обладающих высшим уровнем конкурентоспособности, а для ее решения концентрируются основные интеллектуальные и финансовые ресурсы.

Одной из глобальных прикладных проблем современного общества является проблема безопасности движения автотранспорта. Перспективным направлением решения этой проблемы, развиваемым ведущими зарубежными фирмами-производителями, является создание различных систем активной безопасности [1] и оснащение ими эксплуатируемого автопарка. Системы активной безопасности предназначены для предотвращения определенных типов столкновений автомобиля с препятствиями и входят сегодня в штатную комплектацию подавляющего большинства автомобилей зарубежного производства. Однако решение проблемы создания эффективных полнофункциональных систем активной безопасности в настоящее время далеко до завершения в силу высокого научного уровня сложности проблемы.

Анализ условий предотвращения столкновений позволяет сформулировать задачу динамической стабилизации определенных векторов состояния Х и управления и в условиях нестационарности их верхних и нижних границ. К этому следует добавить нестационарность индивидуальных характеристик водителя, которые проявляются в различных психо-физических состояниях и практически не подается прогнозированию.

ТЛ « "

В современной теории управления накоплен значительный опыт решения задач квазиоптимального управления, основанных на минимизации квадратичного функционала качества управления. Однако задачи управления техническими объектами отличаются от задач управления уравнениями, в частности, тем, что управляющие воздействия и и оценки вектора состояния Х формируются в

программно-аппаратной среде, выбор которой существенно влияет на потребительские показатели конечного продукта.

Задача оптимального управления на конечном интервале эксплуатации t2 ^ ti для систем активной безопасности [3] формулируется как задача минимизации модифицированного квадратичного функционала качества управления вида:

t2

Q * (t2) = Q(t2)+|АC(R,z)iT + Q * (R,ti) ^ min (1)

ti

t2 t2

при U e идоп; R e RдоП, где Q(t2 ) = Qi (t2) + J Li [x(т), т]т + J L2 [и(т), т]т - классический

ti ti

[2]

квадратичный функционал качества управления; AC(R, т)- удельные затраты на поддержание

системы управления в работоспособном состоянии; Q*(R,ti) - затраты на приобретение и установку программно-аппаратных средств; R=(Rh,Rs) - вектор программных (Rs) и аппаратных (Rh) средств.

Наращивание функций систем управления в рамках традиционных датчиковых схем ограничивается как номенклатурой доступных датчиков первичной информации, так и заметным увеличением общей стоимости и ухудшением практически всех потребительских показателей, включая затраты на эксплуатацию, возможность размещения на объекте, потребляемую мощность, влияние внешних факторов и др.

Анализ модифицированного функционала (i) в случае сепарабельных функций затрат на приобретение и эксплуатацию аппаратных средств показывает, что решение задачи лежит в области интеллектуальных систем, основанных на косвенных измерениях векторов состояния и управления, выполняемых в минимальной конфигурации физических датчиков первичной информации [4].

Для достижения полной наблюдаемости векторов состояния и управления в таких системах используются виртуальные преобразователи информации, основанные на математических описаниях объекта управления. Базовое описание представляет собой систему нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка. Если прямая задача интегрирования данной системы сводится к тривиальной, то обратная задача определения слагаемых правой части относится к числу некорректных.

В докладе приводится постановка и решение задачи определения скорости и ускорения центра масс автомобиля, угла поворота управляемых колес, скоростей

i05

продольных и поперечных скольжений колес, давлений воздуха и температур перегрева шин по данным измерений линейных скоростей вращения колес.

В докладе приводится решение [5] некорректной задачи идентификации состояния органов управления автомобиля по данным измерений скорости и ускорения центра масс, что позволяет определять пограничные состояния водителя и формировать сигналы, препятствующие возникновению аварийных ситуаций.

Список литературы

1. Бишоп Р., Дорф Р. Современные системы управления. Пер.с англ. Копылова Б.И. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 - 832 с.

2. Справочник по теории автоматического управления. Под ред. Красовского А.А. - М.: Наука, 1987 - 712 с.

3. Бузников С.Е. Принципы построения рекордных автомобильных систем активной безопасности. Труды XIV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» - М.: Изд-во ИПУ РАН, 2006. - С. 506 -507.

4. Бузников С.Е., Елкин Д.С. Система для предотвращения столкновений автомобиля с препятствиями «ИНКА-СПОРТ». Патент на полезную модель № 64794, опубликовано 10.07.2007 Бюл. № 19.

5. Бузников С.Е., Елкин Д.С. ИНКА-АНТИСЛИП//Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007613445, Роспатент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.