Научная статья на тему 'Виртуальные полигоны Николая Ильинского'

Виртуальные полигоны Николая Ильинского Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Тимохина

«Игрушки» российской компании «Логос» адресованы тем, кто стремится сберечь материальную часть. Порой весьма дорогую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные полигоны Николая Ильинского»

ЕленаТИмохина

Виртуальные полигоны

Николая Ильинского

«Игрушки» российской компании «Логос» адресованы тем, кто стремится сберечь материальную часть. Порой весьма дорогую.

В

число предпринимателей первой «волны» в самом начале 1990-х кандидат технических наук Николай Ильинский попал во многом вынужденно. До этого он возглавлял в своем родном Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) исследовательскую группу, которая работала в рамках российского проекта по созданию компьютеров пятого поколения. Тема в то время казалась очень «горячей»: имита-

£ £ В середине 1990-х «Логос» пробовал себя на различных направлениях: разрабатывал офисные системы, программное обеспечение для торговли недвижимостью и управления складом, даже банковский софт ^^

ция мышления, распределенные мультипроцессорные вычисления, логическое программирование, самообучающийся компьютерный интеллект... Тон тогда на международном уровне задавали японцы. «В 1980-е, — вспоминает Ильинский, — эти перспективные, как

тогда казалось, наработки впервые появились в Японии, и руководство СССР, как и большинство развитых стран, решило, что подобные исследования стоит проводить и у нас». Однако направление в итоге стало для того времени тупиковым: однопроцессорные устройства оказались более эффективными, а появление Интернета сделало многие решения, придуманные в рамках проекта, неактуальными. Дольше всех упорствовали в Японии: к моменту закрытия своей программы в 1992 году на ее реализацию там потратили свыше полумиллиарда долларов. В СССР же крах этой научной идеи совпал с перестройкой и экономическими неурядицами. А группа из шести молодых исследователей с кафедры кибернетики МИФИ во главе с Николаем Ильинским осталась не совсем у дел.

Впрочем, за пределами бюджетной науки дел для специалистов в области программирования и математического моделирования тут же обнаружилось немало. Сейчас созданная ими в 1991 году производственная фирма «Логос» — один из российских лидеров в области разработки и производства тренажеров для военной и гражданской техники, резидент Сколкова, владелец собственной производственной площадки в Белгороде, подрядчик многих силовых ведомств

и успешный экспортер по линии «Рособоронэкспорта» (экспортные продажи компании составляют около 70% ее оборота). Впрочем, чтобы дойти до жизни такой, компании кибернетиков пришлось преодолеть немало рыночных перипетий.

Симулякры и симуляторы

«Время тогда было какое-то. очень биржевое, — вспоминает начало 1990-х Николай Ильинский. — С разрывом производственных связей большинству предприятий спасение рынка виделось именно в биржевой торговле». С упразднением в 1991 году Госплана СССР, занимавшегося общегосударственным планированием развития «народного хозяйства» (так тогда называли экономику), страну постиг настоящий биржевой бум. Количество бирж в короткий срок превысило все пределы разумного: одно время на территории России их работало более восьмисот. Наиболее продвинутые владельцы площадок понимали, что биржевая торговля без ИТ — это вчерашний день. Поэтому, когда команда «Логоса» занялась разработкой биржевых систем, недостатка в клиентуре не было. Клиентами стали более 70 бирж от Софии до Петропавловск-Камчатского. Но любой бум рано или поздно сходит на нет. «Единого

г

биржевого пространства тогда создать так и не удалось, а слабенькие биржи довольно быстро утратили свое значение», — говорит глава «Логоса». Пришлось переключаться на другую клиентуру.

В середине 1990-х компания пробовала себя на различных направлениях: разрабатывала офисные системы, программное обеспечение для торговли недвижимостью и управления складом, даже банковский софт. «С последним мы опоздали, — признает Ильинский (впрочем, без всякого

сожаления). — Этот рынок уже был занят».

В череде заказов на разработку ПО был один от военных: в 1994 году «Логос» разработал для Министерства обороны РФ первый в стране компьютерный тренажер для Сухопутных войск. Он-то в итоге и определил дальнейшую специализацию компании.

В 1995 году учредители «Логоса» Людмила Цигина и Николай Ильинский приехали по делам на Центральный завод учебного полигонного оборудо-

Г

в $16 ,5 млрд оценивается

мировой рынок 3D-тренажеров, симуляторов и обучения для оборонного сектора. Это значительно больше объемов всего российского экспорта вооружений ($13,2 млрд в 2011 году)

вания Минобороны в Бронницах. Знакомство с достижениями военных в области тренажеростроения не впечатлило кибернетиков. Счет тренажерам, которые тогда использовали в вооруженных силах для обучения, шел на тысячи.

г

1 Opportunities in 3D Visualization, Simulation, and Training 20102015: Defense & Government // Acacia Research Group. URL: http:// www.acaciarg.com/ node/22 (дата обращения — 22.03.2012)

Но были они, мягко говоря, архаичными с точки зрения симуляции действительности. Например, обучающегося сажали за рычаги управления и начинали демонстрировать ему на экране с помощью кинопроектора специальный фильм, запечатлевший движение танка. Задачей курсанта было провести свою виртуальную боевую машину тем же путем, повторяя все маневры. На этом фоне даже плохонькие компьютерные игрушки-симулято-ры из числа тех, что уже появились тогда в продаже на «гражданском» рынке, выглядели верхом совершенства. «Тогда-то мы и увидели перед собой непаханое поле! — восклицает Ильинский. — Поле для применения современных компьютерных технологий, базирующихся на трехмерной графике, распределенных системах, работающих в режиме реального времени со многими участниками, математическом моделировании и т. д. Именно тогда «Логос» в его настоящем виде и родился».

Полеты во сне и наяву

Один из первых компьютерных тренажеров, разработанный «Логосом» по заказу военных в 1995 году, моделировал стрельбы из БМП-2 и представлял собой семь персональных компьютеров, связанных в единый «огневой» комплекс, на котором одновременно могли практиковаться три экипажа по два человека. Газета «Красная звезда» в своей публикации о новинке тогда сравнивала характеристики тренажера с гражданской продукцией — хваленой игрой-симулятором Comanche от американской компании Nova Logic (за неимением других достойных аналогов для сопоставления). Гражданский софт, по мнению экспертов, был посрамлен: у российского тренажера картинка оказалась гораздо жизненней, а разрешение — в четыре раза лучше.

Компьютерная симуляция и визуализация, создание трехмерных моделей — все это лишь часть задачи при разработке тренажера. Чтобы закрепиться на выгодном рынке го-соборонзаказа, «Логосу» к собственным компетенциям в ИТ пришлось добавить инженерно-конструкторскую экспертизу в области «желе-

за». А «железо» здесь специфическое: кабины, несущие части, щитки приборов и даже танковые башни. Поначалу кооперировались с конструкторами Завода учебного полигонного оборудования Минобороны (в 1995 году даже совместно с ними получили правительственную премию в области науки и техники «За разработку нового поколения компьютерных тренажеров огневой подготовки»). В дальнейшем стали работать и с другими подрядчиками. А три года назад наконец обзавелись собственной производственной площадкой, инвестиции в которую составили почти 100 млн рублей. «Мы просто посчитали наши затраты на подряды и решили, что производить самим будет дешевле и надежнее», — говорит Ильинский. Расчет оказался верным: свое производство помогло компании практически вдвое увеличить обороты.

На разработку каждого тренажера уходит от 8 до 10 месяцев. Над созданием 3D-моделей и программного обеспечения обычно трудится около семидесяти человек — конструкторы, дизайнеры, программисты. Заниматься приходится не только компьютерной графикой: для полной «аутентичности» отдельно моделируется работа двигателя, трансмиссии, подвески в различных режимах. Качественная симуляция действительности подчас требует решения очень непростых задач. Например, при разработке автомобильного тренажера для одной из силовых структур пришлось здорово повозиться с имитацией «полицейского разворота» на автомобиле в виртуальном пространстве: понадобилось моделировать работу стабилизатора поперечной устойчивости.

«Железо» для тренажеров «Логос» закупает непосредственно на предприятиях, где производится военная техника. Затем на своем заводе в Белгороде собирает тренажер, монтирует его на динамическую платформу собственной разработки, оснащает электроникой, имитаторами и 3Э-симуляторами.

Сейчас в линейке компании около сотни видов тренажеров. Среди основных заказчиков, помимо Минобороны, Министерство внутренних дел и Федеральная

служба охраны. Продажи тренажеров гражданского назначения дают «Логосу» лишь 15% оборота.

Вместе—на экспорт

Военные тренажеры — маленький сегмент, который дышит и развивается в унисон большому российскому рынку вооружений. Направления экспорта практически совпадают, и к услугам небольшого по меркам российского ОПК предприятия «Логос» (300 сотрудников), удачно встроившегося в структуру гособорон-заказа, — сбытовые возможности «Рособоронэкспорта». В 2001 году компания поставила первую партию тренажеров в Индию, и с тех пор география присутствия постоянно расширяется. Сегодня она включает в себя Йемен, Алжир, Анголу, Южную Корею, Туркмению и другие страны.

Согласно последнему докладу Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), глобальный финансовый кризис подкосил динамику продаж оружия. Если за период с 2002 по 2009 год мировой рынок вооружений вырос на 60%, то в 2010-м рост составил всего 1%. Тем не менее сегмент военных тренажеров демонстрирует завидную кризисоустойчивость и не снижает темпов роста. Оно и понятно: в периоды экономии на оборонных бюджетах военные разных стран начинают больше ценить возможности, которые открывает обучение персонала на виртуальных, а не настоящих полигонах. Американская исследовательская компания Acacia Research Group оценила мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в оборонном секторе в 2010 году в $16,5 млрд; к 2015-му, по мнению аналитиков, этот рынок вырастет до $20 млрд1.

В России в сегменте BD-трена-жеров и симуляторов, по оценкам Ильинского, сейчас работает более десятка крупных компаний.

3-4 из них — прямые конкуренты «Логоса», занимающиеся созданием тренажеров для сухопутных войск, 5-6 специализируются на автомобильном направлении,

4-5 занимаются нуждами авиации, и еще несколько компаний

г

создают тренировочное оборудование для экипажей морских судов. При этом в последнее время начинают появляться и новые игроки.

Моделируй это

Российский рынок растет как интенсивно, за счет увеличения заказов от существующих клиентов, так и экстенсивно, благодаря появлению новых клиентов, в первую очередь крупных компаний. «Мой личный прогноз динамики нашего рынка на ближайшие годы — рост в полтора-два раза ежегодно», — говорит Николай Ильинский.

У работы с госзаказом есть свои преимущества, но полностью ставить свой бизнес в зависимость от него не совсем правильно. В «Логосе» это понимают, поэтому стараются развернуться в сторону гражданского сектора и частных клиентов.

Попытки диверсифицировать свой бизнес компания предпринимала и раньше. Так, в 1997-1998 годах «Логос» попробовал себя в смежной отрасли, где опыт, наработанный в оборонке, было реализовать легче всего: совместно с фирмой «Бука» (российский издатель и дистрибьютор компьютерных игр) разработал одну из первых в России игр с использованием 3D-графики — «Русская рулетка — 1» и «Русская рулетка — 2». Но в сегменте компьютерных игр «Логос» решил долго не задерживаться и свернул это направление.

На рынок гражданских тренажеров для водителей автобусов удалось выйти в середине 2000-х, когда компания выиграла тендер правительства Москвы. Говорят, столичных чиновников впечатлила демонстрация тренажера, моделирующего вождение многоосного шасси для установки и транспортировки баллистической ракеты «Тополь»: так репутация в военной сфере помогла «Логосу» в делах гражданских.

Сейчас Николай Ильинский ожидает заметного притока на рынок тренажеров клиентов из корпоративного сектора. То, что раньше было доступно в основном только госзаказчику, становится вполне по карману частным компаниям.

кк I

I При разработке автомобильного тренажера для одной из силовых структур пришлось здорово повозиться с имитацией «полицейского разворота» в виртуальном пространстве: понадобилось моделировать работу стабилизатора поперечной устойчивости ^^

— Технологии удешевляются, — поясняет он. — И снижение издержек при обучении персонала с помощью тренажеров становится для предприятий более наглядным. Скажем, лет 25 назад стоимость одного канала визуализации составляла около миллиона долларов. Представьте себе тренажер для водителя автобуса с его пятью-шестью каналами визуализации — на элементах остекления кабины и зеркалах заднего вида. Кому тогда был нужен такой тренажер за 4-5 миллионов долларов?

Собственно говоря, крупный корпоративный бизнес уже в сектор пошел — в поисках решений по визуализации и симуляции. «Логос» к этому готов. «Существующие наработки и технология позволяют за несколько месяцев разработать тренажер практически для любого сложного технического устройства с человеком в контуре управления», — делится Ильинский.

Так, недавно «Объединенные тракторные заводы» заказали у «Логоса» тренажеры для оператора харвестера (лесозаготовительная

машина). Сейчас они уже используются для обучения в Архангельске.

Для гражданского применения «Логос» создал технологию, способную реалистично моделировать трафик на дорогах, включая симуляцию поведения других участников движения. На основе таких технологий компания разработала комплекс тренажеров для вождения автомобилей, оборудованных спецсигналами; он поставлен в ФСО. Здесь водители могут отрабатывать маневры, в том числе с учетом группового поведения, при возникновении различных экстремальных ситуаций.

«Логос» также создал и поставил уже около десятка автоматизированных автодромов, основанных на системах ГЛОНАСС-GPS, с помощью которых экзамен на площадке в автошколе можно сделать полностью автоматизированным, исключая участие в нем инструктора. Такие автодромы существуют уже в Жуковском, Екатеринбурге, Барнауле, Тольятти и ряде других городов России.

Так что «на гражданке» умениям «Логоса» найдется еще много применений. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.