ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ - ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
1 2 3
Гуламова М.Б. , Шарипова Ш.Ш. , Шодмонов Ф.К.
1Гуламова Мохигул Бахтиёровна - учитель;
2Шарипова Шахноза Шавкатовна - учитель;
3Шодмонов Феруз Камариддинович - учитель, 4 Академический лицей при Бухарском государственном университете, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается обучающая система, которой является виртуальная лаборатория, помогающая творчески работающему учителю понять, что компьютерные технологии позволяют учащимся осознать модельные объекты, условия их существования. Статья раскрывает роль виртуальной лаборатории, благодаря которой можно лучше понять изучаемый материал и, что особенно важно, она способствует умственному развитию ученика, а также способствует усилению познавательного интереса. В статье раскрыты значения компьютерных моделей химической лаборатории, побуждающие учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.
Ключевые слова: информация, виртуальность, технология, лаборатория, эксперимент, моделирование, мультимедиа.
XXI век - можно назвать веком информационных, дистанционных и передовых технологий. Информационные технологии, включающие в себя современные мультимедийные системы, могут быть использованы для поддержки процесса активного обучения. Именно они в последнее время привлекают повышенное внимание. Примером таких обучающих систем являются виртуальные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями при изучении научно -естественных дисциплин, таких, как химия, физика и биология.
Основными преимуществами применения виртуальных лабораторий являются:
• Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях:
а) отработка основных навыков работы с оборудованием;
б) обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;
в) развитие наблюдательности, умения выделять главное, определять цели и задачи работы, планировать ход эксперимента, делать выводы;
г) развитие навыков поиска оптимального решения, умения переносить реальную задачу в модельные условия, и наоборот;
д) Проведение экспериментов, недоступных в учебной химической лаборатории;
е) Дистанционный практикум и лабораторные работы, в том числе работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, и взаимодействие с территориально удаленными учениками;
ж) Быстрота проведения работы, экономия реактивов;
з) Усиление познавательного интереса.
Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий. Вместе с тем следует отметить, что проектирование и реализация информационной образовательной среды для активного обучения является сложной задачей, требующей больших временных и финансовых затрат, несопоставимых с затратами на создание образовательного гипертекста. Оппоненты виртуальных химических лабораторий высказывают вполне обоснованные опасения, что ученик в силу своей
неопытности не сможет отличить виртуальный мир от реального, т.е. модельные объекты, созданные компьютером, полностью вытеснят объекты реально существующего окружающего мира [1].
Для того чтобы избежать возможного отрицательного эффекта использования модельных компьютерных средств в процессе обучения, определены два основных направления. Первое: при разработке образовательного ресурса необходимо накладывать ограничения, вводить соответствующие комментарии, например, вкладывать их в уста педагогических агентов. Второе: использование современного компьютера в учебном образовании ни в коем случае не снижает ведущей роли учителя.
Справедливую критику полной замены реальной учебной лаборатории виртуальной следует направить скорее не разработчикам электронного образовательного ресурса нового поколения, а в адрес нерадивых учителей, которые находят множество причин для исключения реального эксперимента из своей практики.
При создании виртуальных лабораторий, очевидно, что для доставки через Интернет с его узкими информационными каналами лучше подходит двухмерная графика. В то же время в электронных изданиях, поставляемых на CD-ROM, не требуется экономии трафика и ресурсов, и поэтому могут быть использованы трехмерная графика и анимация. Важно понимать, что именно объемные ресурсы — трехмерная анимация и видео — обеспечивают наиболее высокое качество и реалистичность визуальной информации. По способу визуализации различают лаборатории, в которых используется двухмерная, трехмерная графика и анимация. Кроме того, виртуальные лаборатории делятся на две категории в зависимости от способа представления знаний о предметной области. Указывается, что виртуальные лаборатории, в которых представление знаний о предметной области основано на отдельных фактах, ограничены набором заранее запрограммированных экспериментов. Этот подход используется при разработке большинства современных виртуальных лабораторий [2].
Список литературы
1. Современные открытые уроки химии. 8-9 классы: Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков.
Москва, Феникс, 2002 г. 320 с.
2. Аликберова Л. Ю. «Занимательная химия». Москва. АСТ - Пресс, 1999 г.