Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ИХ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ИХ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранный язык / виртуальная экскурсия / обучение / инновационная форма / цифровая образовательная среда / foreign language / virtual tour / training / innovative form / digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янь Лэй

В данной статье раскрываются потенциальные возможности виртуальной экскурсии в процессе преподавания иностранного языка. Автором выявляются преимущества виртуальных экскурсий в обучении иностранному языку китайских студентов. Актуальность проблемы исследования состоит в раскрытии дидактического потенциала виртуальных экскурсий как инновационной формы обучения иностранному языку. Автором статьи дается обоснование причин актуализации проблемы проведения виртуальной экскурсии, связанной с созданием цифровой образовательной среды в процессе преподавания иностранного языка с использованием цифровых образовательных ресурсов: моделирование культурного пространства на занятии по иностранному языку, цифровизация современного молодого поколения и цифровизация языкового образования в целях достижения эффективности обучения. Организация виртуальных экскурсий способствует повышению эффективности обучения иностранному языку, обеспечивая комплексное воздействие на основные каналы восприятия студентов. В процессе написания статьи был проанализирован целый ряд источников, применены на практике инновационные методы обучения, а также проведен аналитический обзор имеющегося материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янь Лэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EXCURSIONS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AND THEIR DIDACTIC POTENTIAL

This article reveals the potential of a virtual tour in the process of foreign language teaching. The author reveals the advantages of virtual excursions in teaching a foreign language to Chinese students. The relevance of the research problem lies in the disclosure of the didactic potential of virtual excursions as an innovative form of teaching a foreign language. The author of the article substantiates the reasons for the actualization of the problem of conducting a virtual excursion related to the creation of a digital educational environment in the process of teaching a foreign language using digital educational resources: modeling the cultural space in a foreign language class, digitalization of the modern young generation and digitalization of language education in order to achieve learning efficiency. The organization of virtual excursions helps to increase the effectiveness of teaching a foreign language, providing a comprehensive impact on the main channels of perception of students. In the process of writing the article, a number of sources were analyzed, innovative teaching methods were put into practice, and an analytical review of the available material was carried out.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ИХ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

УДК 378.147 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-202-210

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ИХ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Янь Лэй

Аннотация. В данной статье раскрываются потенциальные возможности виртуальной экскурсии в процессе преподавания иностранного языка. Автором выявляются преимущества виртуальных экскурсий в обучении иностранному языку китайских студентов. Актуальность проблемы исследования состоит в раскрытии дидактического потенциала виртуальных экскурсий как инновационной формы обучения иностранному языку. Автором статьи дается обоснование причин актуализации проблемы проведения виртуальной экскурсии, связанной с созданием цифровой образовательной среды в процессе преподавания иностранного языка с использованием цифровых образовательных ресурсов: моделирование культурного пространства на занятии по иностранному языку, цифровизация современного молодого поколения и цифровизация языкового образования в целях достижения эффективности обучения. Организация виртуальных экскурсий способствует повышению эффективности обучения иностранному языку, обеспечивая комплексное воздействие на основные каналы восприятия студентов. В процессе написания статьи был проанализирован целый ряд источников, применены на практике инновационные методы обучения, а также проведен аналитический обзор имеющегося материала.

Ключевые слова: иностранный язык, виртуальная экскурсия, обучение, инновационная форма, цифровая образовательная среда.

Для цитирования: Янь Лэй. Виртуальные экскурсии в процессе преподавания иностранного языка и их дидактический потенциал // Наука и школа. 2023. № 6. С. 202-210. Б01: 10.31862/1819-463Х-2023-6-202-210.

© Янь Лэй, 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

VIRTUAL EXCURSIONS

IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AND THEIR DIDACTIC POTENTIAL

Yan Lei

Abstract. This article reveals the potential of a virtual tour in the process of foreign language teaching. The author reveals the advantages of virtual excursions in teaching a foreign language to Chinese students. The relevance of the research problem lies in the disclosure of the didactic potential of virtual excursions as an innovative form of teaching a foreign language. The author of the article substantiates the reasons for the actualization of the problem of conducting a virtual excursion related to the creation of a digital educational environment in the process of teaching a foreign language using digital educational resources: modeling the cultural space in a foreign language class, digitalization of the modern young generation and digitalization of language education in order to achieve learning efficiency. The organization of virtual excursions helps to increase the effectiveness of teaching a foreign language, providing a comprehensive impact on the main channels of perception of students. In the process of writing the article, a number of sources were analyzed, innovative teaching methods were put into practice, and an analytical review of the available material was carried out.

Keywords: foreign language, virtual tour, training, innovative form, digital educational environment.

Cite as: Yan Lei. Virtual excursions in the process of teaching a foreign language and their didactic potential. Nauka i shkola. 2023, No. 6, pp. 202-210. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-202-210.

В условиях цифровизации языкового образования получает распространение на занятиях по иностранному языку использование виртуальных экскурсий. Прежде всего виртуальную экскурсию следует рассматривать в качестве инструмента обучения и формы передачи знаний. Виртуальная экскурсия представляет собой особую форму обучения с применением инновационных цифровых технологий в виде виртуального посещения достопримечательностей России китайскими студентами для погружения в реалии страны изучаемого ими языка, познания определенных фактов и явлений, а также функций русского языка.

Так как виртуальная экскурсия не является стандартным уроком, можно отметить следующее его построение:

1) предэкскурсионный этап - предполагает знакомство с новой лексикой, текстовую работу и выполнение упражнений для усвоения лексико-грамматического материала;

2) проведение виртуальной экскурсии;

3) послеэкскурсионный этап - направлен на проверку знаний, подведение предварительных результатов после виртуальной экскурсии, рефлексию и разъяснение домашних заданий.

Виртуальные экскурсии в качестве одной из форм наглядной передачи учебной информации могут содержать языковые и изобразительные элементы, обеспечивающие цифровую образовательную среду, необходимую

для погружения в языковое окружение, свойственное стране изучаемого языка. Языковой элемент направлен на развитие у иностранных обучающихся лингвокраеведческого и межкультурного опыта путем передачи информации на русском языке о важных для них фактах и явлениях. Виртуальные экскурсии могут предоставлять кратко информацию любой сложности. Комментарии и аудиосопровождение оказывают сильное влияние на познавательную деятельность обучающихся [1, с. 648].

Для того чтобы проводить виртуальные экскурсии, необходимо мультимедийное оборудование и подключение к интернет-сети. Это могут быть устройства, с помощью которых происходит передача видеоинформации, акустические колонки, персональный компьютер (ноутбук, медиаплеер), устройства вспомогательного характера (видеокамера, микрофоны) и устройства специального назначения, которые оказывают помощь в работе оборудования (удлинители, распределители).

Положительным моментом виртуальных экскурсий являются предоставляемые ими технические возможности. К ним можно отнести нужное количество повторений, прекращение участия в виртуальной экскурсии (если есть в этом необходимость) и ее продолжение в удобное для обучающегося время, возвращение к нужному времени экскурсии (при необходимости), групповое и самостоятельное посещение виртуальных экскурсий.

Культурные особенности менталитета и ценности носителей русского языка, факты, имена, достопримечательности России и главные достижения исторического и культурного развития российского общества направлены на обучение иностранных учащихся [2, с. 162].

Выделяют следующие виды виртуальных экскурсий (по общедоступным признакам) [3; 4]:

1) экскурсии обзорного характера - для данного вида экскурсии характерна обширная хронологическая последовательность и рамки определенного характера (история города или края с древности до наших времен), а также иное тематическое разнообразие,

2) экскурсии тематического значения - нацелены на одну конкретную тему с последующим глубоким и всесторонним раскрытием.

Согласно организационным признакам, виртуальные экскурсии бывают фото- и видеосодержательными, презентационного характера, интерактивными, панорамными и 3й.

Самый эффективный способ создания виртуальных экскурсий на занятиях по иностранному языку - мультимедийная презентация. Опираясь на международный опыт по созданию виртуальных экскурсий посредством презентаций [5, с. 32], можно отметить:

1) обучающихся, которые разбираются в технике, предпочитают 3й-моделирование,

2) обучаюшихся естественнонаучного направления, которым близки панорамные строения и интерактивные карты,

3) обучающихся гуманитарной направленности, которым больше нравятся использование фотоколлажей, которые усиливают применение комплекса аналитического и наглядного методов.

В последнее время география китайско-туристического обмена расширяется. В связи с этим реализовывается также программа «красного туризма» на базе виртуальных экскурсии. В маршрут данного характера включены все те же Казань, Ульяновск, Шушенское, так как они связаны с биографией вождя Октябрьской социалистической революции В. И. Лениным.

Красный туризм как направление туризма в России и Китае подразумевает

посещение памятных мест, связанных с революционным прошлым. Для географии красного туризма наибольшую роль играет историческое наследие определенных городов и регионов.

Степень сложности речевой составляющей виртуальной экскурсии связана со степенью владения языком обучающихся определенной группы. Согласно образовательным программам, за определенное время обучающиеся должны достичь уровня А1-А2, а еще через некоторое время - В1. Однако не всегда на практике получается так, как запланировано. По этой причине необходим отбор такого лексического минимума, чтобы обучающийся овладел запланированным преподавателем языковым уровнем. В связи с этим были созданы методические пособия по построению занятий на базе виртуальных экскурсий и их использования в процессе работы с обучающимися над уровнями А1-В1 (на примере применения подлинного материала Казани в процессе обучения китайских студентов) [1].

Таким образом, можно рассмотреть виртуальную экскурсию обзорного характера «Виртуальная прогулка по Казани» (содержит панорамные композиции) и экскурсию тематического характера «Достопримечательности Казани» (может содержать 3й-моделирование). Для достижения уровня А2-В1 в рамках курса «Иностранный язык» для изучающих русский язык китайских студентов организуются презентации виртуальных экскурсий тематического характера:

• «Транспортная система Казани»;

• «Достопримечательности Казани»;

• «Образование и наука в Казани».

Итак, рассмотрим пример построения

занятия по иностранному языку на базе виртуальной экскурсии «Виртуальная прогулка по Казани» [6].

Цель: общее знакомство с Казанью в качестве портового и культурного города России.

Профиль группы: гуманитарный.

Уровень владения языком: А2.

Тип виртуальной экскурсии: обзорная.

Вид экскурсионного материала: фото- и видеоконтент.

I. Предэкскурсионный этап

Технология работы по теме виртуальной экскурсии «Виртуальная прогулка по Казани»:

1. Работа до начала виртуальной экскурсии (предполагает снятие трудностей языкового характера через введение новой лексики в текстовом материале, речевые фразы и комментарии лингвистического и культурологического значения) - процесс выявления новых слов (город, порт, при впадении, столица, крупнейший; Казанский кремль, «Третья столица России»); введение речевых фраз (Казань является (чем?) крупным портом на левом берегу реки Волги при впадении в нее реки Казанки); представление происхождения слова Казань; отбор синонимов к словам «крупнейший», «доблесть», «международный»; подбор антонимов к словам «крупный», «быстрый», «левый».

2. Чтение текста о Казани с целью получения справочной информации о городе:

Казань является столицей Республики Татарстан, крупным портом, который расположен на левом берегу реки Волги и впадающей в нее реки Казанки. Город имеет официальное название «Третья столица России». В 2014 году сайтом о путешествиях TripAdvisor был отмечен в качестве самого быстро развивающегося туристического города и был помещен на 8-е место в мировом рейтинге и на 3-е - в Европе. В 2017-2018 годах рейтинг МЬпЬ поставил Казань на 3-е место как самого туристического города России.

3. Послетекстовая работа:

Закончить фразы текстом, который

помогает в закреплении обретенных знаний :

1. Казань является...

а) крупным портом; б) самым густонаселенным городом; в) второй столицей России.

2. Казань - это.

а) самый туристический город; б) экономическая столица России; в) индустриальный город.

4. Ведение туристического дневника. Каждому туристу-студенту выдается «Дневник», который содержит конкретное количество заданий разного характера и которые оказывают помощь в закреплении усвоенной информации.

II. Проведение виртуальной экскурсии

Обязательной составляющей в организации необычного размещения участников виртуальной экскурсии является исключение традиционной рассадки для создания уютной атмосферы и снятия психологического напряжения. Для полного погружения в атмосферу города зал украшается государственными символами: государственным флагом и государственным гербом Республики Татарстан. При возможности можно добавить музыкальное сопровождение, предложив студентам что-то из татарского музыкального фольклора.

Государственный флаг Республики Татарстан представляет полотнище с полосами зеленого, белого и красного цветов. Герб Республики Татарстан имеет круглую форму и выполнен в цветах флага Татарстана. Центральный образ герба - крылатый барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Обязательным построением виртуальной экскурсии является использование интерактивных приемов, которые способствуют умелому вовлечению в нее через постановку проблемных вопросов типа: «Хотелось бы вам посетить этот город? Почему?»; «А вы знали, что.»; «Вы знаете, где расположен город Казань?»; «Знаете ли вы некоторые памятные места города, связанные с революционным прошлым?».

III. Послеэкскурсионный этап

1. Осуществляется подведение итогов фразами следующего характера: «Сегодня мы приняли участие в виртуальной экскурсии по одному из городов России - Казани», «Нами была прослушана информация о Казани - городе, где вы обучаетесь русскому языку» и т. д.

2. Проводится рефлексия в виде беседы и вопросов следующего рода: «О чем вы узнали сегодня?»; «Что было понятно, а что вызвало затруднение?»; «Какая часть экскурсии понравилась больше?».

3. Предлагается выполнение домашнего задания на тему экскурсии. Например, написать сочинение по теме «Казань - портовый и туристический город» по следующему плану:

• Местоположение города;

• Крупнейшие городские контрасты;

• Достопримечательности Казани;

• Общие впечатления о посещении города (онлайн).

Допускается также создание мини-презентаций по следующим темам:

• «Многонациональная Казань»;

• «Театральная Казань»;

• «Классическая Казань»;

• «Суеверная Казань»;

• «Разговорная Казань».

Также можно сделать акцент на следующей виртуальной экскурсии «Ульяновск - город административного значения» [7].

Цель: общее знакомство с самим городом и его достопримечательностями. Профиль группы: гуманитарный. Уровень владения языком: В1. Тип виртуальной экскурсии: обзорная. Вид экскурсионного материала: фото- и видеоконтент.

I. Предэкскурсионный этап Технология работы по теме виртуальной экскурсии «Ульяновск - город административного значения»:

1. Работа до начала виртуальной экскурсии (предполагает снятие трудностей языкового характера путем введения но-

вой лексики, речевых фраз в текстовом материале через процесс выявления новых слов (административный центр, областное значение, городской округ), введение речевых фраз (Ульяновск является (чем?) административным центром Ульяновской области); представление происхождения названия города Ульяновск; отбор синонимов к словам «административный», «областной»; подбор антонимов к словам «город», «широкий», «большой».

2. Чтение текста об Ульяновске с целью получения справочной информации о данном городе:

Ульяновск является административным центром Ульяновской области, а также городом областного значения. Имеет статус городского округа. С 2015 года имеет статус единственного литературного города ЮНЕСКО в России. Город располагается на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги и Свияги. 2 июля 2020 года, благодаря президенту Российской Федерации, носит звание «Город трудовой доблести».

3. Послетекстовая работа:

Завершить фразы тестом, который

помогает в закреплении обретенных знаний :

Ульяновск является...

а) малым городом; б) административным центром; в) столицей России.

Ульяновск имеет статус.

а) культурного города; б) единственного литературного города ЮНЕСКО в России; в) культурной столицы.

4. Ведение туристического дневника. Каждому туристу-студенту выдается «Дневник», который содержит конкретное количество заданий разного характера и которые оказывают помощь в закреплении усвоенной информации.

II. Проведение экскурсии

Конечно, по-прежнему важно создание благоприятной атмосферы для проведения виртуальной экскурсии. Обязательным является беседа и вопросы проблемного характера: «Вы знаете, где расположен Ульяновск?»; «Хотелось

бы вам посетить этот город?»; «А вы знали, что.»; «Знаете ли Вы некоторые памятные места города, связанные с революционным прошлым?».

III. Послеэкскурсионный этап

1. Осуществляется подведение итогов виртуальной экскурсии фразами следующего характера: «Сегодня мы приняли участие в виртуальной экскурсии по одному из городов России - Ульяновску»; «Нами была прослушана информация об Ульяновске - городе, где вы обучаетесь русскому языку» и т. д.

2. Проводится рефлексия в виде беседы и проблемных вопросов следующего рода: «О чем вы узнали сегодня?»; «Что было понятно, а что вызвало затруднение?»; «Какая часть экскурсии понравилась больше?»; «Что вам еще известно об Ульяновске?».

3. Предлагается выполнение домашнего задания на тему экскурсии. Например, написать сочинение по теме «Ульяновск - город административного значения» по следующему плану:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Местоположение города;

• Достопримечательности Ульяновска;

• Общие впечатления о посещении города (онлайн).

Также поощряются видеопрезентации, сделанные самими обучающимися. Например: «Достопримечательности города Ульяновска», «Путешествие по музеям Ульяновска».

Следующая виртуальная экскурсия «Путешествие по Шушенскому.» запланирована в Шушенское - поселок городского типа [8].

Цель: общее знакомство с поселком городского типа и его культурными особенностями.

Профиль группы: гуманитарный.

Уровень владения языком: В1.

Тип виртуальной экскурсии: обзорная.

Вид экскурсионного материала: видеоконтент.

Технология работы по теме виртуальной экскурсии «Путешествие по Шушенскому».

Педагогические технологии

I. Предэкскурсионный этап

1. Работа до начала виртуальной экскурсии (предполагает для снятия трудностей языкового характера введение новой лексики, речевых фраз в текстовом материале) - процесс выявления новых слов (поселок городского типа, страницы истории, деревянное кольцо России), введение речевых фраз (Шушенское является (чем?) поселком городского типа, а также является административным центром Шушенского района Красноярского края); представление происхождения названия населенного пункта.

2. Чтение текста о Шушенском:

Шушенское является поселком городского типа, а также административным центром Шушенского района Красноярского края. Располагается в южной части края, около впадения реки Шушь в Енисей. Местоположение населенного пункта оказалось удобным, так как там же располагались рудники с Лугазским заводом.

Ко второй половине XVIII века Шушенское являлось большим поселением. На сегодняшний день вы можете наблюдать музей-заповедник «Шушенское». Также вашему вниманию предлагается ряд виртуальных экскурсий по музею: «Последний поэт деревни», «История новогодних игрушек», «Страницы истории музея», «Как рождалась история музея», экскурсии интерактивного характера «Чему учат в музее», «Свадебный обряд в Сибири», «Как сделать колокольчик на гончарном круге» и т. д.

3. Послетекстовая работа:

Предлагается выполнение домашнего задания, связанного с написанием сочинения на тему экскурсии.

4. Ведение туристического дневника. Каждому туристу-студенту выдается «Дневник», который содержит конкретное количество заданий разного характера и которые оказывают помощь в закреплении усвоенной информации.

II. Проведение экскурсии

Обязательными являются беседа

и опросы: «Вы знаете где расположен поселок городского типа Шушенское?» «Хотелось бы вам посетить этот населенный пункт еще раз?» «А вы знали, что...», «Знаете ли Вы некоторые памятные места поселка, связанные с революционным прошлым?» и т.д.

III. Послеэкскурсионный этап

1. Осуществляется подведение итогов виртуальной экскурсии фразами следующего характера: «Сегодня мы приняли участие в виртуальной экскурсии по поселку городского типа Шушенское», «Нам была проведена видеоэкскурсия по поселку городского типа.» и т. д.

2. Проводится рефлексия в виде беседы и вопросов следующего рода: «Чем вам запомнилась экскурсия?»; «Что вам показалось интересным?»; «Какие вы бы экскурсии хотели совершить?».

3. Предлагается выполнение домашнего задания на тему экскурсии. Например, создать свою видеопрезентацию о Шушенском. В связи с популяризацией красного туризма среди носителей китайского языка расширяется его география, чему способствует возрастание роли исторического наследия определенных городов и регионов.

По завершении виртуальной экскурсии предлагается свободная дискуссия и обмен мнениями и впечатлениями о посещении памятных мест.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Дидактический потенциал виртуальных экскурсий - огромен, так как предполагает не только пер-сонализацию образовательного процесса, но и комфортную среду для обучающихся при изучении иностранного языка. Доступ студентов к качественному контенту создает комфортные условия для обучения, заменяя малоэффективные способы обучения более продуктивными [9, с. 31].

2. Виртуальная экскурсия оказывает значительное влияние на достижение общих целей в обучении русскому языку китайских студентов, при этом стимулируя и улучшая образовательный процесс путем внесения новизны в образовательную деятельность, снятия психологического напряжения и повышения мотивации.

3. Применение цифровых технологий играет большую роль в восприятии информации и эффективности овладения учебной информацией китайскими студентами. Для того чтобы добиться успешного результата в обучении иностранному языку путем виртуальных экскурсий, необходимо отобрать определенный цифровой образовательный ресурс и соответствующий тип виртуальной экскурсии, который создаст «эффект путешествия», что имеет большое значение не только для овладения новой информацией, но и для прочного

освоения языкового материала обучающимися;

4. Виртуальные экскурсии имеют отличный «эффект погружения» в иноязычную среду и помогают в развитии не только языковых и речевых навыков, но и в формировании межкультурных навыков и умений. Они помогают провести интересный урок, активизируя при этом познавательную деятельность обучающихся;

5. Виртуальные экскурсии на базе подлинной информации раскрывают студентам малоизвестные факты о тех или иных регионах страны изучаемого языка. Экскурсии подобного характера позволяют избежать ошибок в общении, помогая адаптироваться в малознакомой языковой среде. Виртуальные экскурсии наглядно демонстрируют учебный материал, а также способствуют его систематизации и предоставляют при этом большие возможности для самостоятельной творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пылкова А. А. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения русскому языку как иностранному на довузовском этапе обучения при реализации регионального компонента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, Вып. 2. С. 645-651.

2. Балабас Н. Н. Виртуальная экскурсия как инновационный метод обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71), Ч. 2. С. 162-164.

3. Гости из Китая: что интересно туристам из КНР в России и как туда добраться. URL: https:// tass.ru/turizm-v-rossii/3799857 (дата обращения: 18.03.2023).

4. Культура онлайн. Экскурсии. URL: https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/excursions/ (дата обращения: 18.03.2023).

5. Vetrinskaya V. V., Dmitrenko T. A. Developing students' sociocultural competence in foreign language classes // Training Language and culture. 2017. Vol. 1, Iss. 2. P. 23-42. DOI: https://doi. org/10.29366/2017tlc.1.2.2.

6. Виртуальная прогулка по Казани. URL: https://www.culture.ru/touristRoutes/489/virtualnaya-progulka-po-kazani (дата обращения: 18.03.2023).

7. Фатхуллова Р. З. Виртуальная экскурсия по городу: Ульяновск - Родина моя: конспект занятия в подготовительной группе. URL: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/virtualnaja-jekskursi-ja-po-gorodu-uljanovsk-rodina-moja (дата обращения: 18.03.2023).

8. Виртуальные экскурсии. Музей-заповедник «Шушенское» URL: http://www.shush.ru/online/ virtualnye-ekskursii-.php (дата обращения: 18.03.2023).

9. Дмитренко Т. А. Преподавание иностранного языка с использованием цифровых технологий // Иностранные языки в школе. 2022. № 9. С. 28-34.

REFERENCES

1. Pylkova A. A. Virtualnaya ekskursiya kak innovatsionnaya forma obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na dovuzovskom etape obucheniya pri realizatsii regionalnogo komponenta. Filo-logicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2023, Vol. 16, Iss. 2, pp. 645-651.

2. Balabas N. N. Virtualnaya ekskursiya kak innovatsionnyy metod obucheniya inostrannym yazykam. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017, No. 5 (71), part 2, pp. 162-164.

3. Gosti iz Kitaya: chto interesno turistam iz KNR v Rossii i kak tuda dobratsya. Available at: https:// tass.ru/turizm-v-rossii/3799857 (accessed: 18.03.2023).

4. Kultura onlayn. Ekskursii. Available at: https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/excursions/ (accessed: 18.03.2023).

5. Vetrinskaya V. V., Dmitrenko T. A. Developing students' sociocultural competence in foreign language classes. Training Language and culture. 2017, Vol. 1, Iss. 2, pp. 23-42. DOI: https://doi. org/10.29366/2017tlc.1.2.2.

6. Virtualnaya progulka po Kazani. Available at: https://www.culture.ru/touristRoutes/489/virtualnaya-progulka-po-kazani (accessed: 18.03.2023).

7. Fatkhullova R. Z. Virtualnaya ekskursiya po gorodu: Ulyanovsk - Rodina moya: konspekt zanyatiya v podgotovitelnoy gruppe. Available at: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/virtualnaja-jekskursija-po-gorodu-uljanovsk-rodina-moja (accessed: 18.03.2023).

8. Virtualnye ekskursii. Muzey-zapovednik "Shushenskoe". Available at: http://www.shush.ru/online/ virtualnye-ekskursii-.php (accessed: 18.03.2023).

9. Dmitrenko T. A. Prepodavanie inostrannogo yazyka s ispolzovaniem tsifrovykh tekhnologiy. Inostrannye yazyki v shkole. 2022, No. 9, pp. 28-34.

Янь Лэй, аспирант кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет

e-mail: Yanlei183791@gmail.com

Yan Lei, PhD Post-graduate Student, Linguodidactics and Modern Technologies of Foreign Language Education Department, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

e-mail: Yanlei183791@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.04.2023 The article was received on 01.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.