ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1 2 Маликова М.О. , Сидоркин И.И.
1Маликова Мария Олеговна - магистрант;
2Сидоркин Иван Игоревич - магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, младший научный сотрудник, Орловский филиал Федеральный исследовательский центр информатики и управления Российская Академия наук, г. Орёл
Сложно определить, когда человечество впервые погрузилось в виртуальное пространство, однако одну из первых практических попыток моделирования виртуального мира предпринял американский изобретатель М. Хейлиг, который в середине 50-х годов ХХ века описал свое видение аппарата, способного воздействовать на органы чувств, и представил его прототип на обозрение публике.
В настоящее время происходит процесс виртуализации общества - виртуальная реальность приобретает черты и функции среды общения и социализации. В виртуальном пространстве любой области применения человек обращается не к реальным объектам и явлениям, а к их образам. В работе британского социолога С. Лэша «Критика информации» отмечается, что современное общество в виртуальной реальности становится беспрецедентно подвижным, лишенным устойчивых отношений и прочих основ. Следовательно, если проанализировать виртуальное пространство как среду социокультурного взаимодействия, то в целом становится ясно, что отношения между людьми принимают вид отношений между образами.
Под социокультурным взаимодействием понимают «процесс, в котором действия субъектов определяются целью и регулируются ценностями, формальными и неформальными нормами представляемой культуры» [1].
Сегодня самым ярким примером виртуального реальности выступает глобальная сеть Интернет - пространство информации в чистом виде и новое пространство для общения. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов, то сейчас она стала многогранной и многофункциональной. Благодаря сети Интернет люди могут находить себе собеседников и вступать в группы по интересам. «В сети отсутствует фактор конъюнктуры, поэтому, если люди здесь объединяются, то диктуется это не какими-то внешними мотивами, а подлинными потребностями и влечениями» [2]. Следовательно, виртуальное пространство обладает свойством фрагментарности - состоит из множества субкультур и не является универсальным.
Человек, погружаясь в виртуальное пространство, сохраняет при этом все признаки «живого» общения и сопереживания, подключает эмоции и имитирует реакцию среды. Нередко возникает уникальная ситуация, абсолютно новая и ни на что не похожая, а поиск решений сопровождается ответственностью и риском [3]. Таких эмоциональных встрясок не хватает человеку в обыденной жизни, что и является еще одной причиной для ухода в виртуальную реальность.
Помимо восторженных отзывов о феномене виртуальности в обществе возникают споры о влиянии виртуализации на социальную и культурную жизнь. Например, войны вступают на новую арену и становятся информационными, то есть переходят из физического пространства в виртуальное и кибернетическое. Такое явление не может позитивно сказаться на психологическом состоянии общества и страны.
Существует также мнение, связанное с недостатком виртуального пространства в жизни некоторых представителей общества. «Неравномерность распространения Интернета в разных странах и регионах, социальных и возрастных группах увеличивает разделение культурного уровня и различия между поколениями. Они будут жить в разных культурных мирах, использовать разные источники информации, иметь разные возможности для творчества» [3], что может приводить к непониманию, неравенству и отторжению культур.
С развитием виртуальной реальности изменяются личные предпочтения и интересы, ценностные ориентации и жизненные позиции, настроения и взгляды, что оказывает влияние на процесс возникновения новой формы ментальности, человека современной цивилизации - виртуального человека.
Список литературы
1. Селиверстова Н.А. Концепция социокультурного взаимодействия посредством книги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Seliverstova/ (дата обращения: 02.10.2018).
2. Емелин В.А. Глобальная сеть и киберкультура: постмодернистский контекст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oocities.org/emelin_vadim/cyberpunk.htm/ (дата обращения: 04.10.2018).
3. Киберпространство - новый тип реальности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookitut.ru/Teoriya-kuljtury.87.htmI/ (дата обращения: 06.10.2018).