Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

ВИРТУАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
485
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ / КНИГИ / ИНФОРМАЦИЯ / LIBRARY / VIRTUAL SERVICE / READER / BOOKS / INFORMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Безуглая В.С., Шокола Е.И.

Статья посвящена виртуальному обслуживанию читателей. Говорится о том, что именно современные библиотеки могут обеспечить полный доступ к информации. Это позволит читателям открыть новые горизонты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Безуглая В.С., Шокола Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL LIBRARY SERVICES FOR READERS IN THE MODERN DIGITAL AGE

The article is devoted to virtual service of readers. It is said that modern libraries can provide full access to information. This will allow readers to open new horizons.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

УДК 02

Безуглая В.С. cmудент

Шокола Е.И. студент

Краснодарский государственный институт культуры

Краснодар

ВИРТУАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Аннотация: статья посвящена виртуальному обслуживанию читателей. Говорится о том, что именно современные библиотеки могут обеспечить полный доступ к информации. Это позволит читателям открыть новые горизонты.

Ключевые слова: библиотека, виртуальное обслуживание, читатель, книги, информация.

Bezuglyi V. S.

student Shokola E. I. student

Krasnodar state Institute of culture

Krasnodar

VIRTUAL LIBRARY SERVICES FOR READERS IN THE MODERN DIGITAL AGE

Abstract: the article is devoted to virtual service of readers. It is said that modern libraries can provide full access to information. This will allow readers to open new horizons.

Keywords: library, virtual service, reader, books, information.

Современное общество находится в условиях электронно-информационной революции. Именно информационно-коммуникационные технологии воздействуют на все сферы общества [1, С. 39-42].

На сегодняшний день люди стараются получить информацию через всемирную сеть Интернет, поэтому большинство библиотек, активно используют в своей деятельности виртуальное обслуживание [2, С. 185-187].

Всемирная сеть Интернет приобретает особый статус, поэтому библиотека превращается в учреждение, обеспечивающая доступ к информации абсолютно в любой форме.

Преимущество виртуализации в том, что традиционное библиотечное обслуживание не может в полной мере удовлетворить актуальные потребности пользователей библиотеки, а виртуальное позволяет воспользоваться всеми информационными ресурсами в удаленном доступе.

Благодаря внедрению инновационных технологий в библиотеки, позволяет автоматизировать этапы работы пользователей, как за пределами библиотеки, так и на ее территории. Пользователи, находящиеся за пределами

библиотеки, могут получать библиотечно-информационные услуги так же, как и в самой библиотеке [3, С. 27-30].

Виртуальная среда на сегодняшний день является самой динамичной системой, а удаленные пользователи являются частью этой системы, имеют свои индивидуальные вкусы и предпочтения [4, С. 77-80].

Формы виртуального информационно-библиотечного обслуживания присутствуют практически во всех библиотеках.

Виртуальная справочная служба является наиболее распространенной формой обслуживания в библиотеке. Такая форма виртуального обслуживания широко распространена в научных и вузовских библиотеках страны[1,С.39-42].

Также виртуальное обслуживание позволяет получить доступ к ресурсам библиотеки неограниченному числу пользователей, что несомненно становится весомым преимуществом в деятельности научных работников и студентов.

Рассмотрим способы виртуального обслуживания на примере библиотек г. Краснодара. На сайте Муниципального учреждения культуры Централизованной библиотечной системы города Краснодара предоставлен бесплатный доступ к электронному каталогу библиотеки, информационным ресурсам и справочной службе в режиме on-line.

Электронный каталог МУК ЦБС обладает двумя видами поисков: простым и расширенным, что позволяет как найти конкретный документ, так и подобрать литературу по определенной теме. Каталог постоянно

обновляется, литература, представленная в нем всегда актуальна и есть в наличии в библиотечной сети. Выбрав нужную литературу, ее можно заказать и, придя в библиотеку, не тратить время на ожидание поиска необходимых книг, работники подготовят их заранее. К каталогу приложена справка, облегчающая работу начинающим пользователям. В ней объясняются правила пользования электронным каталогом, подробно описаны все методы поиска.

Информационные ресурсы позволяют получить доступ ко множеству отобранных работниками библиотеки полезных материалов, включая краеведческие. Также предоставляется информация о новых поступлениях, прикреплены ссылки на материалы других учреждений культуры.

Среди иных виртуальных услуг библиотеки важно отметить раздел «Задать вопрос». Он позволяет адресовать в библиотеку любой интересующий вопрос в свободной форме, касающийся работы библиотеки, наличия конкретного документа, о получении каких-либо платных или бесплатных услуг и др. и получить ответ на электронную почту. Также можно запросить библиографический список по заданной теме и получить его абсолютно бесплатно. В

Краснодарская краевая юношеская библиотека включила в число своих виртуальные услуг возможность продлевать срок возврата книги, не выходя из дома. Сделать это можно через телефонный звонок, в личном

кабинете на сайте библиотеки, либо написав в личные сообщения на страничку библиотеки в социальных сетях (Вконтакте, Instagram). Библиотека ограничила количество продлений on-line до трех. Если читатель захочет продлить в четвертый раз, его личное присутствие с книгой в библиотеке обязательно.

Несомненно, появление виртуального обслуживания существенно сократило время получения услуг библиотеки читателем, что в современном темпе жизни немаловажно. Появилась возможность удаленного обслуживания одновременно практически неограниченного количества

читателей. Однако, из-за ограничений закона «Об авторском праве» и отсутствия совершенной защиты от копирования, библиотеки по-прежнему не могут осуществлять полное виртуальное обслуживание читателей, предоставляя доступ к полнотекстовым изданиям. Даже доступ к большинству электронных изданий можно получить только в стенах библиотеки.

Использованные источники:

1. Мальцева, М.Р. Генезис понятия «Виртуальное библиотечное обслуживание» // Вестник культуры и искусств. - 2015. - №1. - С.39-42.

2. Заманова, И.Ф., Тутаева, Г.Н. Виртуальное справочное обслуживание в библиотеках Белгородской области // Символ науки.-2015.- №2.- С. 185-187.

3. Серова, О.В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы // Библиосфера.- 2009.-№4.- С. 27-30.

4. Севастьянова, М.В. Тенденции развития информационно -библиографического обслуживания в виртуальной среде: основные проблемы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры.-2015.-№3.- С. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.