Научная статья на тему 'Виртуально-тренинговая система обучения'

Виртуально-тренинговая система обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуально-тренинговая система обучения»

Материалы науч.-практ. конф. СГИ. -М., 2001.

2. Малова Е.А, Богданов И.В. Анализ временных затрат студентов на различные виды самостоятельной учебной деятельности в виртуально-тренинговой техно-

логии модульного обучения // Труды СГУ. Вып. 44. - М., 2002. Карпенко М.П. Проблема измерения знаний и образовательные технологии // Журнал практического психолога. -1997. - № 4. - С. 107-115.

В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат технических наук

Современная гуманитарная академия

Виртуально-тренинговое образование осуществляется в виртуальном пространстве локальных и глобальных сетей и их приложений, позволяющих преподавателям и студентам общаться в течение заданного времени. Реальность создается за счет высокой степени интерактивности, реализуемой в виртуальных пространствах. Поскольку как обучающие, так и обучающиеся пользователи имеют единую задачу и

Виртуально-тренинговая система обучения

руководствуются едиными законами и правилами, создается единое сообщество «студент - преподаватель - студент» - основа данного типа виртуальной реальности. Соответственно возникающие внутри нее отношения воспринимаются как совершенно реальные.

Среди непрерывно усложняющихся проблем информационного обмена в развитии систем виртуального образо-

94

Высшее образование в России • № 6, 2003

вания можно выделить следующие: несовместимость механизмов поддержки данных; расширение видов представления данных, имеющих машинную поддержку (звук, изображение в статике и динамике); несовместимость простых структур данных (кодировка символов, типы данных, алфавиты и т.д.); несовместимость сложных структур данных (структура файлов, синтаксис и грамматика и т. д.).

Мир, в котором мы живем, существует в пространстве и во времени. Философские и научные исследования, а также личный опыт каждого из нас показывают, что мы постигаем мир, конструируя объекты (предметы, данные и т. д.) и явления (действия, процессы и т.д.). Модель «внешнего мира», каковой является виртуальная реальность, может быть построена на основе системного подхода путем декомпозиции проблемной области на подсистемы предметов (данных) или подсистемы действий процессом выдачи сообщения, передачи сообщения, приема сообщения, анализа сообщения и принятия решения принимающей стороной, а также наличия результата коммуникации.

Если процедура принятия решения на основании повторяющихся видов документов допускает ее алгоритмизацию и формализацию, такие документы можно назвать формализованными. Сведения, имеющие вид формализованного документа, предпочтительнее других форм представления данных для передачи информации, так как процедура принятия решений становится более объективной. Это особенно важно в виртуально-тренинговых компьютеризованных системах.

Сообщения содержат информацию в том случае, если они восприняты и поняты принимающим процессором (студент-тьютор) и являются для него новыми, значимыми и актуальными, а

также будут использованы для принятия решений в заданном внешними условиями интервале времени.

Учитывая, что виртуальный мир каждый человек не только понимает, но и представляет по-своему, существует несколько многофакторных решений этой проблемы. Наверное, не имеет большого смысла подробно останавливаться на разработках, созданных десять и более лет назад, позволяющих вести общение с применением многопользовательских мультимедийных систем в сети Интернет, Релком, Роснет и т.п. в режиме реального звукового сопровождения, а позднее и живого изображения - так называемых геа1аи^о и realvideo. Они уже становятся полноправными хозяевами в виртуальном пространстве, подчиняя себе все сферы общения человека внутри мегаобщества пользователей ЭВМ, создавая тематические видео- и аудио-конференции, доски объявлений и разноплановые Ла1:-серверы, в иерархическую структуру которых отдельной ячейкой входят обучающие, контролирующие и тьюторские системы, позволяющие обеспечивать максимальный «комфорт» общению между учащимися и преподавателями.

Отдельно хотелось бы выделить новые перспективы в обработке информации и совершенствовании информационных процессов, а именно компьютерную телефонию в обработке сообщений: утопия превращается в реальность. Соединив телефоны с подключенными к сети ПК, мы получим единое хранилище для сообщений голосовой и электронной почты, а также факсов. Вам больше не нужно шуршать клочками бумаги в поисках телефонного номера, который вы быстро записали после прослушивания голосовой почты, или устраивать охоту за единственной нужной страницей в море факсов. Как утверждают сторонники

технологии CTI (computer-telephony integration - интеграция компьютеров и телефонии), нужно лишь присоединить телефонную линию к подключенному к сети ПК, и он превратится в автоответчик, устройство автоматического набора номера и факсимильный аппарат. Более того, он будет регистрировать телефонные звонки, следить за поступающими факсами и даже находить последние записи о контактах с клиентом.

Поскольку клиентские ПК будут подключены к локальной сети, Интернету, а также к мини-АТС или телефонному концентратору Centrex, крупнейшие системы доставки информации сольются в одну, значительно облегчая управление системой в целом.

Одна из самых сложных проблем CTI связана с третьей частью ее названия - интеграцией. Учитывая все разнообразие производителей мини-АТС и оборудования обработки звонков, сетей и операционных систем (а также служб, которыми нужно управлять), нетрудно понять, что интеграция телефонных систем с ПК и вычислительными сетями представляет собой чрезвычайно сложное дело. К счастью, телефония высокостандартизирована, хотя дополнительные системы для обработки и маршрутизации звонков или проверки и учета использования нередко носят частный характер.

В последнее время движущей силой создания новых стандартов стали производители компьютерных систем. Совместимое с TAPI приложение для ПК сможет взаимодействовать с модемами, мини-АТС или любыми другими подключенными к компьютеру телефонными устройствами.

Другие участники рынка сетевых технологий (в особенности Novell) также разработали собственные API-те-лефонии. Novell и корпорация AT&T

создали интерфейс NetWare TSAPI (Telephony Services API - API служб телефонии) прежде всего для того, чтобы связать службы NetWare с мини-АТС фирмы Lucent Technologies. Одно из препятствий на пути к более широкому использованию TAPI и расцвету Windows Telephony (как это называет Microsoft) связано с тем, что работа с голосом не является «естественным» приложением для ПК, ориентированных на данные. Однако Internet изменяет это положение благодаря таким нововведениям, как Internet-телефо-ния, факсимильная связь через Internet и RealAudio.

Другие стандарты системного программирования Microsoft, которые развиваются в рамках архитектуры WOSA (Windows Open System Architecture - архитектура открытых систем для Windows), должны дополнить TAPI и помочь в создании приложений телефонии. Среди этих стандартов - SAPI (Speech API) для приложений распознавания речи и синтеза речи из текста; WAV (Wave Audio), включающий функции Win32 для работы со звуком; MAPI (Messaging API - API обработки сообщений) для работы с электронной почтой, голосовыми и факсимильными сообщениями, а также управляющие элементы ActiveX для создания интерактивных сетевых приложений.

Эволюция систем CTI в конце концов приведет к появлению распределенных клиент-серверных систем меньшего размера, где ключевые роли будут принадлежать ПК. Они будут выступать в качестве серверов мини-АТС.

Новое тысячелетие призывает к себе на службу все новые учебные технологии, одна из задач в их совершенствовании - повсеместное внедрение инноваций при почетном уважении к традиционным методам.Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.