Научная статья на тему 'Виртуальная реальность: осмысление перспектив'

Виртуальная реальность: осмысление перспектив Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
589
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ТРАНСГУМАНИЗМ / SCIENCE / EDUCATION / VIRTUAL REALITY / INFORMATION / TECHNOLOGY / CYBERSPACE / TRANSHUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родичева Ирина Сергеевна, Суханова Наталья Петровна

Философскому рассмотрению подвергается понятие «виртуальная реальность», категориальная недоопределенность которого порождает значительные трудности в оперировании им. Существование киберпространства предполагает наличие виртуального мира, заполненного массивами документов в информационных системах. Акцентируется внимание на нетождественности виртуальной реальности и сети Интернет. Показывается влияние виртуальной реальности на жизнь и деятельность человека, его ценности, мысли, культуру в реальном мире. В качестве одного из сомнительных достижений техногенной цивилизации осознается привязанность человека к виртуальным объектам и пренебрежение живым общением. Анализируются преимущества и недостатки виртуализации в системе образования, представленные дистанционным обучением. Помимо вербализованных традиций существует невербализованное, личностное знание, передаваемое непосредственно от учителя к ученику и утрачиваемое в системе дистанционного образования. Как значимое следствие технологического развития исследуется концепция трансгуманизма, пропагандирующая манипуляции с природой человека, его модернизацию. Делается вывод о том, что развитие технологий, виртуализация реальности требует ответа на вопрос о природе данного явления, о способах его бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY: UNDERSTANDING THE PERSPECTIVE

The concept of “virtual reality” is undergoing a philosophical review, the categorical ambiguity of which brings forth significant difficulties of its use. The existence of cyberspace implies a virtual world filled with a bunch of documents in the information systems. The article focuses on the nonidentity problem of virtual reality and the Internet, as well as the influence of virtual reality on real life, human activity and values, thoughts and culture. In the modern world, human beings form emotional attachments to virtual objects and one of the dubious endeavours of technogenic civilization is the fact that live communication is often neglected nowadays. The advantages and disadvantages of virtualization in the education system presented by distance learning are also reviewed. In addition to verbalized traditions, there is non-verbalized, personal knowledge, transmitted directly from teacher to student and that is lost in the system of distance education. As the significant consequence of technological development, the concept of transhumanism that promotes the manipulation of human nature and his/her modernization, is being analyzed. It is concluded that the development of technology, virtualization of reality raises the issue of the nature of this phenomenon and the ways of its existence.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность: осмысление перспектив»

► ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

УДК 141; 37 ББК 87; 74

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ

VIRTUAL REALITY: UNDERSTANDING THE PERSPECTIVE

Родичева Ирина Сергеевна

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», кандидат философских наук E-mail: iriy.rodicheva@yandex.ru

Rodicheva Irina S.

Assistant Professor at the Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, PhD in Philosophy E-mail: iriy.rodicheva@yandex.ru

Суханова Наталья Петровна

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», кандидат философских наук, доцент E-mail: n.p.suhanova@nsuem.ru

Sukhanova Natalia P.

Assistant Professor at the Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: n.p.suhanova@nsuem.ru

Аннотация. Философскому рассмотрению подвергается понятие «виртуальная реальность», категориальная недоопределенность которого порождает значительные трудности в оперировании им. Существование киберпространства предполагает наличие виртуального мира, заполненного массивами документов в информационных системах. Акцентируется внимание на нетождественности виртуальной реальности и сети Интернет. Показывается влияние виртуальной реальности на жизнь и деятельность человека, его ценности, мысли, культуру в реальном мире. В качестве одного из сомнительных достижений техногенной цивилизации осознается

Abstract. The concept of "virtual reality" is undergoing a philosophical review, the categorical ambiguity of which brings forth significant difficulties of its use. The existence of cyberspace implies a virtual world filled with a bunch of documents in the information systems. The article focuses on the non-identity problem of virtual reality and the Internet, as well as the influence of virtual reality on real life, human activity and values, thoughts and culture. In the modern world, human beings form emotional attachments to virtual objects and one of the dubious endeavours of technogenic civilization is the fact that live communication is often

привязанность человека к виртуальным объектам и пренебрежение живым общением. Анализируются преимущества и недостатки виртуализации в системе образования, представленные дистанционным обучением. Помимо вербализованных традиций существует невербализованное, личностное знание, передаваемое непосредственно от учителя к ученику и утрачиваемое в системе дистанционного образования. Как значимое следствие технологического развития исследуется концепция трансгуманизма, пропагандирующая манипуляции с природой человека, его модернизацию. Делается вывод о том, что развитие технологий, виртуализация реальности требует ответа на вопрос о природе данного явления, о способах его бытия.

neglected nowadays. The advantages and disadvantages of virtualization in the education system presented by distance learning are also reviewed. In addition to verbalized traditions, there is non-verbalized, personal knowledge, transmitted directly from teacher to student and that is lost in the system of distance education. As the significant consequence of technological development, the concept of transhumanism that promotes the manipulation of human nature and his/her modernization, is being analyzed. It is concluded that the development of technology, virtualization of reality raises the issue of the nature of this phenomenon and the ways of its existence.

Ключевые слова: наука, образование, виртуальная реальность, информация, технологии, киберпространство, трансгуманизм.

Keywords: science, education, virtual reality, information, technology, cyberspace, transhumanism.

Знакомство человека с первыми технологиями произошло в архаические времена. Еще в эпоху палеолита первобытные люди научились обрабатывать камни и создавать примитивные орудия труда. Затем человек осваивает огонь, что радикально меняет его образ жизни. В античной Греции зарождаются первые основные принципы и правила, по которым должно строиться научное познание, и на протяжении всего этого времени, хоть и разными темпами, шло совершенствование науки, менялись ее критерии, методы, категориальный аппарат. На протяжении всей истории человек был исследователем в мире, люди познавали растения, животных, себя. Но человек всегда жаждал не только изучить окружающий его мир, но также приобрести способность и самому создавать свой мир. Хорошим примером таких попыток является живопись, где человек переносит придуманный им виртуальный образ на холст. Время шло, человечество развивалось, на смену старым технологиям пришли новые. С развитием интеллектуальных и социальных способностей люди начали накапливать огромное количество информации об окружающем их мире, о них самих, в результате чего возникла потребность в некоторой систематизации и аргументации этих знаний. Такое прогрессивное движение позволило людям открыть новые технологии, начиная от огня и колеса и заканчивая квантовой физикой и ядерным синтезом. Создание компьютера перевело человечество на новый уровень. Невероятно быстрое развитие компьютерных наук и техники позволило в наше время создавать альтернативный мир, отличный от реальности, что породило множество проблем.

Нельзя не согласиться с тем, что технологический прогресс, который неразрывно связан с развитием множества отраслей науки, всегда влиял на жизнь каждого индивидуума. Особенно заметным это влияние стало в ХХ-ХХ1 столетиях, когда технологии стали проникать в нашу жизнь очень стремительно и практически каждый человек проводит значительную часть своего дня в виртуальном пространстве.

Термин «виртуальный» означал нечто нереальное, несуществующее, не относящееся к нашему миру. С развитием технологий мы все чаще говорим о виртуальной реальности, в действительности подразумевая продукт, созданный человеком с помощью компьютерных технологий, реальности, которую создал сам человек. Но как человек может создать хоть и виртуальную, но реальность? Является ли она реальностью? Или это всего лишь инструмент? Помимо этих существует еще множество вопросов. Например, что собой представляет эта реальность? Реальна ли она? Если да, не обесценивает ли она нашу действительность? Как она взаимодействует с нашей жизнью?

Понятие «виртуальная реальность» имеет несколько определений, но зачастую под этим понятием подразумевают лишь компьютер с определенной программой или игрой и подключенные к нему наушники с УИ-очками, надев которые человек может увидеть перед собой джунгли, космический корабль, вообще все что угодно, картинка зависит лишь от его выбора. Однако на самом деле данное понятие охватывает область более обширную, нежели просто компьютерные игры.

Под виртуальной реальностью понимается «мнимая реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуальном, существующем состоянии» [1, с. 218]. Она создается компьютерными средствами и предполагает эффект присутствия человека в ней, позволяя взаимодействовать с новыми объектами. Виртуальные реальности могут быть совершенно разные, иметь разнообразные цели, масштабы, идеи. Все эти параметры зависят от человека, который ее создал. Это может быть как точная копия действительной реальности, так и нечто совершенно иное.

Сегодня информационное общество невозможно помыслить без сети Интернет, где каждый человек может находиться онлайн. Киберпространство подразумевает наличие виртуального мира, заполненного огромными объемами информации, которые также можно просмотреть в любой точке мира. Часто виртуальной реальностью называют просто сеть Интернет, на самом деле ее потенциал намного обширнее и мощнее.

Мы можем наблюдать симбиоз двух совершенно разных реальностей: действительной и Интернета. Означает ли это, что Интернет из виртуальной реальности стал реальным? Если принять то, что Интернет действительно существует наравне с нашей реальностью, это значит, что мы можем изменять эту реальность, добавлять то, чего никогда не было. Даже телефон, с помощью которого люди могут общаться, находясь на разных континентах, в разных странах, создает звуковую виртуальную реальность. В Тематическом философском словаре дано следующее определение: «Виртуальная реальность также может трактоваться как искусственная реализация в знаково-графической форме какой-либо мыслительной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в естественной реальности; таким образом, она понимается как искусственно реализуемая возможность» [2, с. 81].

Следует понимать, что виртуальная реальность не является иллюзией, это все-таки реальность, так как она фиксируется органами чувств человека и приборами (телефонами, компьютерами и др.) [3]. Объемный звук, трехмерная графика - материальное проявление виртуальной реальности, создаваемое при взаимодействии человека и техники. Сейчас происходит активное развитие аппаратного обеспечения для полного выхода в ки-берпространство и создания дополненной реальности, но уже можно увидеть на полках магазинов товары виртуальной реальности, которые используются в разных отраслях: дизайн, конструирование, архитектура, реклама.

Одним из важных и спорных вопросов является «преимущество» виртуального, так называемого дистанционного образования. Дистанционное обучение реализуется частично в программе школьного образования, однако если мы говорим о вузе или о программах повышения квалификации, то здесь мы наблюдаем иную картину. Студенту вуза предлагается программа обучения, полностью основанная на дистанционной подаче материала. Рынок образовательных услуг на сегодняшний день наращивает обороты дистанционного обучения [4]. Конечно, у подобного обучения есть свои преимущества как для вуза, так и для студента, например, для руководства вуза появляется экономия на зарплатном фонде преподавателей, поскольку нет необходимости оплачивать проведение аудиторных занятий, не нужно занимать аудитории, студенту не придется тратить время на проезд в вуз и заниматься можно практически в любое время суток по собственному усмотрению [5].

У дистанционного образования много сторонников и возможностей, а в перспективе наблюдается только экспоненциальный рост. Однако не утрачиваем ли мы нечто очень важное, увлекаясь дистанционными проектами, речь идет о феномене, который М. Пола-ни объяснил как «личностное знание» [6]? Не все в обучении передается с помощью вербализации, текстов учебников и методических рекомендаций, когда «нормы очерчивают круг возможного» [7, с. 104]. От учителя к ученику, от преподавателя студенту в живом опыте общения транслируются образцы того, как должна вестись учебная и исследовательская работа, писаться рефераты и статьи, и что бы ни делал преподаватель, он все время задает студенту образцы для подражания [8].

Важно осознавать влияние виртуальной реальности на человека. Превратившись в обыденное явление, она деформирует образ жизни человека, его взгляд на реальный мир, ценности, его мысли, культуру. Мы уже сейчас можем наблюдать тех людей, которые принимают виртуальную реальность за настоящую жизнь. В сети Интернет они выстраивают отношения с другими людьми или даже искусственными интеллектами, пренебрегая живым общением. Примером привязанности к виртуальному объекту могут быть персонажи видеоигр.

Главной составляющей виртуальной реальности является даже не компьютер, а именно человек, его чувства и переживания, интеллектуальные и творческие способности. Каждый сам заполняет свою реальность своей информацией, своими эмоциями. Сейчас многие люди, наполняя свое киберпространство, ежедневно рассказывают своим виртуальным друзьям о том, чем был заполнен их день, о своих удачах и неудачах, о любимых местах и так далее. Следовательно, открыв, например, страничку человека в социальных сетях, просмотрев его виртуальных друзей, мы сможем узнать много информации о нем:

о семье, интересах, образовании, хобби и многом другом, исходя только из цифровых данных, выставленных в открытом доступе. Однако действительно ли наше виртуальное пространство так хорошо характеризует нас?

Ф. Ницше в свое время утверждал, что человек, который много говорит о себе, на самом деле может это делать для того, чтобы скрыть себя [9]. Следует задуматься над тем, что данная мысль была актуальна еще в годы жизни немецкого философа, когда техническая реальность, на том этапе ее развития, не включала в себя виртуальную, а самым удобным способом передачи информации были письма, посредством которых люди делились информацией о себе лишь с близкими или знакомыми людьми [10]. Более актуальна мысль Ф. Ницше для современного поколения, информация о каждом из нас транслируется беспрерывно, даже когда мы спим, наше пространство в виртуальной реальности существует, и в любой момент времени с ним может ознакомиться абсолютно чужой человек. А информации этой с каждым днем становится все больше и больше.

Однако возникает вопрос, насколько искренней она является, увидим мы или распознаем в ней самого человека? Но сегодня, в технологический век - век, когда почти каждый индивидуум проводит значительную часть своего дня в виртуальном пространстве, мы, казалось бы, знаем все обо всех, и нет уже такого стремления и желания встретиться с человеком, услышать его искреннее мнение по тому или иному поводу. Кажется - зачем? Мы и так знаем, что он думает и как себя чувствует, или узнаем в ближайшее время, открыв Интернет. Мы привыкли к виртуальной реальности как к компьютерному воплощению наших чувств и эмоций и забываем, что киберпространство - это лишь копия, оригинал можно получить только из личного общения с человеком. За этим ежедневным потоком личной информации мы рискуем потерять настоящие человеческие душевные отношения.

Безусловно, нам следует учитывать, что виртуальная реальность приносит как большую пользу для всего человечества, так и вред. Минусы заключаются в том, что никто не может гарантировать нам безопасность наших данных, люди перестают общаться в реальной жизни и живут только в виртуальном пространстве, что приводит к асоциальности и одиночеству. Несмотря на то, что современной мощности технологий недостаточно, чтобы создать полноценный виртуальный мир, в обозримом будущем это станет возможно, и сегодня все с определенной точностью начинают понимать, что постепенно каждый фрагмент мира в целом будет все больше виртуализироваться, и к какому результату это приведет, на данный момент ответить сложно. Как только исчезнут оставшиеся ограничения, человек перестанет быть простым обывателем, он обретет статус творца новых миров, которые будут подчиняться только его установленным правилам и законам. Человек станет своего рода богом новых реальностей.

Плюсы же заключаются в том, что развитие человека не стоит на одном месте и при помощи огромных объемов информации в открытом доступе мы можем узнавать гораздо больше. Например, в Японии, благодаря последним научным достижениям, медицина была выведена на столь высокий уровень, что позволило этой стране стать одним из лидеров по показателю продолжительности жизни. Усредненное значение этого показателя для японцев - 84 года, что являлось бы фантастикой для средневековых людей с продолжительностью жизни в 30-40 лет.

Ввиду того, что сегодня в мире стали появляться такие значимые для человечества технологии, еще одним из положительных последствий технологического развития ученые определяют возникновение идей трансгуманизма [11]. Трансгуманизм - это философская концепция, переросшая в общественное движение, которая поддерживает использование достижений научно-технического прогресса для решения проблем, связанных с человеческим существованием, а также для усовершенствования физических, умственных и других способностей человека и даже создания нового биологического вида. На первый взгляд, идеи траснгуманизма кажутся радикальными и даже фантастичными, но с каждым годом ими начинают интересоваться все большее количество научных деятелей, мыслителей и обычных людей. Среди них - первооткрыватель ДНК Джеймс Уотсон, известные футурологи Френсис Фукуяма и Рэй Курцвейл, Далай-лама Тензин Гьяцо.

Основные проблемы, которые хотят разрешить трансгуманисты, связаны с устранением таких аспектов существования человека, как страдания, болезни, старение и смерть. Сделать это невозможно без вмешательства в структуру человеческого тела, его модернизации, происходит угроза сути человека [12]. И так как такие манипуляции с природой человека могут иметь различные последствия, сторонники этого движения сформулировали декларацию трансгуманизма, которая пропагандирует рациональный подход к технологическим решениям и их общедоступность. Многие люди понимают, что технологии могут принести не только пользу, но и вред человечеству и планете. Например, гуманисты считают, что использование достижений научно-технического прогресса приведет к «расчеловечиванию» - ситуации, когда индивид путем модификации тела, бесконечного стремления к совершенствованию организма начнет утрачивать свою видовую, социальную и духовную самоидентификацию. Мы живем в технически прогрессивном времени. Компьютеры, Интернет и виртуальная реальность, которую они создают, ускоряют и упрощают нашу жизнь. Однако, как бы дальше ни развивались технологии, ни в коем случае нельзя забывать о личных отношениях с живыми людьми.

В представлениях Б. Г. Юдина «мы остаемся на позициях гуманизма в той мере, в какой считаем, что природа человека есть ценность, что она требует защиты. Если же мы утверждаем, что высшей ценностью являются сами по себе долголетие, здоровье, те или иные физические, психические или интеллектуальные свойства, во имя которых можно переделывать человека, создавая постчеловека, то приближаемся не к сверхгуманизму, а к антигуманизму» [13, с. 17]. Несмотря на то, что XXI в. называют временем реализации идей трансгуманизма и гуманистические мотивы представителей этого направления заключаются в избавлении каждого человека от страданий и смерти, эта философская концепция имеет множество негативной критики в своей адрес.

Рассмотрев феномен виртуальной реальности, можно сделать вывод о том, что данная проблема крайне важна и требует постановки ее под социальный контроль, поскольку затрагиваются все сферы жизни современного человека. На данный момент «"культурный штамп" философского рассуждения может существенно расходиться с подлинным его содержанием» [14, с. 34]. Необходимо выяснить, что делает саму реальность реальной, раскрыть всю глубину взаимовлияния человека и киберпространства, но пока мы бьемся над этим вопросом, виртуальная реальность все глубже проникает в нашу жизнь. Возможно, вскоре мы

и не будем видеть разницы между реальным и виртуальным. В философском понимании киберпространство подобно яблоку, которое нельзя было откусывать Адаму и Еве, нужно им пользоваться в пределах разумного и не пытаться заполучить все и сразу, иначе это приведет именно к таким проблемам, которые мы наблюдаем сегодня в повседневной жизни.

Что касается трансгуманизма, то, на наш взгляд, данная философская концепция несет в себе больше вопросов и потенциальных проблем, нежели решений. Предположим, что человечество нашло технологическое решение проблемы смерти, как естественной, так и насильственной. Эта технология будет иметь достаточно высокую экономическую стоимость, а это значит, что не все жители Земли будут иметь финансовую возможность ею воспользоваться. В результате это ужесточит уже существующее неравноправие и породит новые формы неравенства [15]. Готовы ли мы будем заплатить такую цену за возможность продлить жизнь людям, которые оказались, в нашем субъективном представлении, полезными для человечества? Готовы ли мы жить наряду с новым классом людей, которые будут похожи на богов, спустившихся в земное царство - влиятельных и бессмертных? На эти философские вопросы сложно ответить. Но скоро нам придется это сделать вследствие того, что технологический прогресс развивается в экспоненциальной прогрессии и оставляет нам все меньше времени для раздумий [16]. Биотехнологическая революция уже началась, ученые научились выращивать искусственные органы из стволовых клеток, разработаны кибернетические протезы для людей, потерявших конечности, и вот буквально через несколько десятков лет люди начнут менять свой организм не просто из-за острой необходимости, но и в качестве намеренного улучшения, усиления.

Современный человек до сих пор не нашел ответов на экзистенциальные вопросы о смысле жизни, свободе, но уже мечтает о вечной жизни. Несмотря на то, что человечество еще не готово овладеть такими способностями, неизбежно наступление эпохи, когда идеи трансгуманизма будут реализовываться. Разве люди в состоянии подавить свое любопытство, желание обуздать силы природы и исследовать неизведанное? Мы можем только наблюдать становление этого «дивного нового мира» и пытаться контролировать процесс технологического развития цивилизации, чтобы не нанести вред самим себе, окружающему нас миру и нашему будущему.

Список литературы

1. Гермашова В. А. Понятие «виртуальная реальность» в философском знании // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2009. № 5. С. 215-221.

2. Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садикова О. Г. Тематический философский словарь. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. 164 с.

3. Носов Н. А. Манифест виртуалистики. М.: Путь, 2001. 17 с.

4. Белухина Н. Н. Дистанционное образование - образование через всю жизнь // Вестн. Ульяновского гос. технич. ун-та. 2009. № 4 (4). С. 4-7.

5. Вишнева И. В., Сингатулин Р. А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 142-147.

6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

7. Суханова Н. П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С. 103-116.

8. Суханова Н. П., Сапрыгин Б. В. Проблема способа бытия ценностей в науке и важность личностного общения между педагогом и студентом в ходе образовательного процесса // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 69-80.

9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего. М.: Экс-мо-Пресс, 2017. 160 с.

10. Родичева И. С. «Заратустра» Фридриха Ницше в перспективе компаративного анализа: Восток-Запад // Логуновские чтения: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: Российский новый ун-т, 2008. С. 107-112.

11. Аршинов В. И. Трансгуманизм в перспективе эволюции сложности // Философские науки. 2013. № 8. С. 11-23.

12. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ: ЛЮКС, 2004. 349 с.

13. Юдин Б. Г. Трансгуманизм - наше будущее? // Человек. 2013. № 4. С. 5-17.

14. Розова Е. Е. Проблема способа бытия философии в культуре // Проблема способа бытия объектов исследования в гуманитарных и естественных науках: сб. науч. ст. 2-е изд., пер. и доп. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. - С. 27-34.

15. Родичева И. С. Древнекитайская модель «целостного человека» в философии Кун-цзы // Вкн. харювського нацюнального ун-ту iм. В. Н. Каразша. Сер.: Фшо-софiя. Фшософсью перипетп. 2011. Т. 984, № 44. С. 162-166.

16. Харари Ю. Н. Homo Deus: Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2019. 492 с.

References

1. Germashova V. A. Ponyatie "virtualnaya realnost" v filosofskom znanii. Vestn. Stav-ropolskogo gos. un-ta. 2009, No. 5, pp. 215-221.

2. Nekrasova N. A., Nekrasov S. I., Sadikova O. G. Tematicheskiy filosofskiy slovar. Moscow: MGU PS (MIIT), 2008. 164 p.

3. Nosov N. A. Manifest virtualistiki. Moscow: Put, 2001. 17 p.

4. Belukhina N. N. Distantsionnoe obrazovanie - obrazovanie cherez vsyu zhizn. Vestn. Ulyanovskogo gos. tekhnich. un-ta. 2009, No. 4 (4), pp. 4-7.

5. Vishneva I. V., Singatulin R. A. Transformatsiya obrazovaniya: tendentsii, perspe-ktivy. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016, No. 2 (198), pp. 142-147.

6. Polanyi M. Lichnostnoe znanie. Na puti k postkriticheskoy filosofii. Moscow: Progress, 1985. 344 p. (in Russian)

7. Sukhanova N. P. Normy i tsennosti sotsialnogo instituta nauki: priznanie kolleg kak glavnaya pozitivnaya sanktsiya. Tsennosti i smysly. 2018, No. 1 (53), pp. 103-116.

8. Sukhanova N. P., Saprygin B. V. Problema sposoba bytiya tsennostey v nauke i vazh-nost lichnostnogo obshcheniya mezhdu pedagogom i studentom v khode obrazo-vatelnogo protsessa. Filosofiya obrazovaniya. 2016, No. 5 (68), pp. 69-80.

9. Nietzsche F. Po tu storonu dobra i zla: prelyudiya k filosofii budushchego. Moscow: Eksmo-Press, 2017. 160 p. (in Russian)

10. Rodicheva I. S. "Zaratustra" Fridrikha Nitsshe v perspektive komparativnogo analiza: Vostok-Zapad. In: Logunovskie chteniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow: Rossiyskiy novyy un-t, 2008. Pp. 107-112.

11. Arshinov V. I. Transgumanizm v perspektive evolyutsii slozhnosti. Filosofskie nauki. 2013, No. 8, pp. 11-23.

12. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe budushchee: Posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii. Moscow: AST: LYuKS, 2004. 349 p. (in Russian)

13. Yudin B. G. Transgumanizm - nashe budushchee? Chelovek. 2013, No. 4, pp. 5-17.

14. Rozova E. E. Problema sposoba bytiya filosofii v culture. In: Problema sposoba bytiya obyektov issledovaniya v gumanitarnykh i estestvennykh naukakh. Coll. of scient. art. Novosibirsk: Novosibirskiy gos. un-t, 2001. Pp. 27-34.

15. Rodicheva I. S. Drevnekitayskaya model "tselostnogo cheloveka" v filosofii Kun-tszy. Visn. kharkivskogo natsionalnogo un-tu im. V. N. Karazina. Ser.: Filosofiya. Filosofski perip-etii. 2011, Vol. 984, No. 44, pp. 162-166.

16. Harari Yu. N. Homo Deus: Kratkaya istoriya budushchego. Moscow: Sindbad, 2019. 492 p. (in Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5

Статья поступила в редакцию 09.07.2019 The article was received on 09.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.