Научная статья на тему 'Виртуальная реальность как философская проблема'

Виртуальная реальность как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2440
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов Владислав Александрович, Саяпин Владислав Олегович

The article looks at the concept of virtual reality from a philosophical angle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual reality as a philosophical issue

The article looks at the concept of virtual reality from a philosophical angle.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность как философская проблема»

опережающему росту значимости субъектной стороны инноваций. Приоритет нравственных императивов, удерживающих от сомнительных и непродуманных поступков (вечная проблема сартровского «выбора»!), поможет избежать неблагоприятных сценариев развития системы. Иными словами, субъектный аспект инноваций доминирует в социально-производственных системах бифуркационного периода их движения, если такой период не длится критически долго.

12. Констатация перечисленных положений дает основание для формализации сущности фазового перехода как алгоритма управленческой практики, совмещающего одновременно и атрибуты, и условия управления.

Так или иначе, столь широкий круг проблем, показывающий возрастание значения синергетической тематики, позволяет надеяться на то, что «общественная потребность»

в исследовании атрибутов, структуры, динамики и возможного будущего синергетической модели познания сформирована, и можно ожидать интенсивного роста научных исследований в этой области.

1. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1999. 268 с.

2. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. 536 с.

3. Русская философия: Словарь. М., 1995.

С. 462-465.

4. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. 526 с.

5. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М., 1989.

6. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997. 240 с.

7. Козер Л.A. II Современная зарубежная социология: (70-80-е годы). М., 1993. С. 178-183.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

В.А. Каримов, В.О. Саяпин

Karimov V.A., Sayapin V.O. Virtual reality as a philosophical issue. The article looks at the concept of virtual reality from a philosophical angle.

Если обратить внимание на развитие информационных технологий, то не трудно заметить, что в конце 90-х годов на передний план выходит специфически новая форма передачи и восприятия данных, связанная с использованием технологий виртуальной реальности. Информационное пространство сегодняшнего общества значительно отличается от того, что окружало человека 70-80-х годов, и, главным образом, тем, что в жизнь людей входит виртуальная реальность. Этот эпитет получил такое широкое распространение, что его можно причислить к так называемым «модным», но при этом, заметим, содержательно туманным понятиям, вроде того же постмодернизма. Как правило, данный термин в сознании связывается с компьютерной сферой. Но, отметим, с большими оговорками, ведь все чаще мы слышим, как понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящим за рамки

области информатики и компьютерной техники. Так, вошли в обиход такие, еще до недавнего времени бывшие «нереальными» сочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная демократия», «виртуальное обучение», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия». Подобные факты говорят о том, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, выходит за рамки специальных наук и становится проблемой, требующей философского обобщения. Использование философского наследия для анализа этого феномена позволяет более полно и глубоко раскрыть его смысл. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества.

С. Хоружий характеризует виртуальную реальность как «недо-выступившее, недо-рожденное бытие, и одновременно бытие, не

имеющее рода, не достигшее «постановки в род». Это - недород бытия в смысле таксономических категорий, равно как и в смысле рождающего бытийного импульса». Свойства причинности, детерминированности в виртуальном мире также отличны от классических, поскольку недо-возникающее событие не может иметь полноты причин. Время недо-обналиченных событий, «суб-время» или «недо-время», по терминологии С. Хо-ружего [1], у Фрейзера характеризуется как прототемпоральность. «Это время без направления, не текущее, а также фрагментарное (а не непрерывное), для которого точная локализация мгновений лишена смысла. События в прототемпоральном мире могут быть локализованы лишь статистически, вероятностным образом» [2].

H.A. Носов считает, что сам термин «виртуальная реальность» обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии. Он выделяет следующие специфические свойства виртуальной реальности, независимо от ее «природы» (физической, психологической, социальной,технической и других): порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. Понятия «константный» и «виртуальный» являются относительными: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону - виртуальная реальность может умереть в своей константной реальности.

Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей. Но психологически, то есть относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить сущест-

вование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой [3].

Категория виртуальности активно разрабатывалась в схоластике, и необходима она была для разрешения ключевых проблем схоластической философии, в том числе: возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых, энергетического акта действия, соотношения потенциального и актуального. Фома Аквинский с помощью понятия виртуальности решал одну из ключевых проблем средневековой философии, - каким образом сосуществуют реальности разного уровня, например, душа мыслящая, душа животная, душа растительная.

Для философии в современном западном ее понимании характерна ситуация онтологической внеположенности философа, когда мир предстает в качестве внешнего объекта размышлений. Это характерно даже для экзистенциализма, рассматривающего переживания человека - они тоже рассматриваются в мышлении философа как внешние предельные объекты. Отказ от постулаты экстерриториальности приводит к признанию идеи существования многих уровней реальности, ибо человек не может быть ни просто субстанцией, ни богом, иначе становится бессмысленной идея существования самого человека. Это означает, что философ, даже если строит предельную картину мира, должен понимать, на каком уровне реальности он сам существует, то есть с какой точки зрения он строит свою философию.

Подход, основанный на признании полиантичности реальности, разработан центром виртуалистики Института человека РАН и получил название «виртуалистика» [4]. Чаще всего виртуалистику понимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин «виртуалистика» по аналогии с названием таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя «предъявить» объект изучения. Но любая из наук, право на существование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а, по крайней мере, с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или иной реальности.

Виртуалистика не является наукой, виртуалистика есть подход, который может быть

использован в любой научной дисциплине. На идее виртуальности могут быть построены специальные направления научных исследований в рамках любых научных дисциплин: физических, социологических, политологических, психологических и так далее. Идея виртуальности применима не только в науке, но и в эстетике и этике. Виртуальный подход, в силу возможности, определенным образом упорядочивает разные реальности и устанавливает отношения между ними, мо-

жет интегрировать в рамках одной модели реальности разных дисциплин.

1. Хоружий С. О старом и новом. С.-Пб., 2000.

2. Fraser J.T. Of Time, Passion, and Knowledge. N. Y., 1975.

3. Носов H.A. И Виртуальные реальности. М., 1998. С. 91-92.

4. Носов H.A. Психологические виртуальные реальности. М., 1994.

ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТАНТАХ КОСМИЧЕСКОЙ РИТМОЛОГИИ Г.А. Карцева, С.В. Семенов

Kartseva G.A., Semenov S.V. Anthropological constants of cosmic rhythmology. The article looks at the Universe’s rhythms in the context of their impact on humans. The idea is underpinned of human organism rhythm together with those of nature and cosmos making up a united whole, which is considered by the author necessary to account for in all kinds of anthropological study.

Начало научной космологии связывают с Н. Коперником. Однако элементы научного видения, не говоря об огромном интересе к проблемам космоса, взаимодействия его с человеком, мы находим уже в древней Греции. Еще в 340 году до н. э. Аристотель заявил, что Земля имеет форму шара, а отнюдь не плоского блюда. Как и прочие мыслители не только античности, но и других эпох, Аристотель был озабочен поисками единого ритма, лежащего в основе всех вещей. Для Пифагора этим ритмом стали отношения чисел, и он впервые высказал мысль о единстве Вселенной. Еще в VI веке до н. э. он обнаружил целый ряд закономерностей, связывающих между собой некоторые числа, природа которых, по его мнению, кроется в формах геометрических фигур и в акустических особенностях струн, зависящих от их длины. Пифагор считал, что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их соотношений.

Долгое время Вселенная в понимании ученых оставалась неизменной. Р. Декарт был первым, кто построил эволюционную модель мира, в которой мир и небесные тела рассматривались в развитии. Официальная точка зрения, пришедшая от Аристотеля,

гласила, что естественным и предпочтительным состоянием любого тела является состояние покоя, основой же его движения становится какая-либо сила или импульс. Декарт объявил, что в первоначально однородной мировой материи - эфире - начали происходить вихревые движения, ставшие ритмической основой образования всех небесных тел. Декартовский эфир материален и наделен механическими свойствами жидкости, в отличие от эфира Аристотеля, представлявшего собой особую небесную субстанцию. Его солнечная система - это один из вихрей (tourbillons) мировой материи, который увлекает своим ритмом планеты. Центральным светилом у Декарта являлось Солнце, состоящее из более тонкой мировой материи. Каждая планета, увлекаемая мировым вихрем, вращается вокруг Солнца, но она кружится и в своем вихре, имеющем собственный ритм.

Качественно новым осмыслением всеобщего ритма взаимодействия объектов Вселенной стал открытый И. Ньютоном закон Всемирного тяготения, который гласит, что любое тело притягивается к другому с силой, прямо пропорциональной их массе и обратно пропорциональной расстоянию между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.