Научная статья на тему 'Виртуальная образовательная среда таможенного вуза (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии)'

Виртуальная образовательная среда таможенного вуза (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / SYSTEM OF QUALITY GUARANTEES / COMPONENTS OF STRUCTURES OF VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мячин Александр Николаевич

Продемонстрирован опыт использования информационных технологий, позволивший обеспечить тесную интеграцию всех элементов образовательной системы вуза на базе единой виртуальной образовательной среды таможенного вуза, являющейся системно-организационной совокупностью средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Установлено, что высокая эффективность системы управления качеством образования достигается за счет оперативности принятия необходимых решений и возможности контроля результатов их реализации, в том числе, с помощью виртуальной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная образовательная среда таможенного вуза (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии)»

УДК 378.147

Мячин Александр Николаевич, д-р ист. наук, профессор, проректор-директор

Санкт-Петербургской имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. E-mail: myaalex56@gmail.com Область научных интересов: информационные образовательные технологии, история таможенного дела и таможенной политики.

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТАМОЖЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИМЕНИ В.Б. БОБКОВА ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)

А.Н. Мячин

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии E-mail: myaalex56@gmail.com

Продемонстрирован опыт использования информационных технологий, позволивший обеспечить тесную интеграцию всех элементов образовательной системы вуза на базе единой виртуальной образовательной среды таможенного вуза, являющейся системно-организационной совокупностью средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Установлено, что высокая эффективность системы управления качеством образования достигается за счет оперативности принятия необходимых решений и возможности контроля результатов их реализации, в том числе, с помощью виртуальной образовательной среды.

Ключевые слова:

Виртуальная образовательная среда, система гарантий обеспечения качества, структурные компоненты виртуальной образовательной среды вуза.

Одним из направлений деятельности вуза в области гарантий обеспечения качества является достижение баланса между классическими традициями российского образования и инновациями. В соответствии с требованиями международных стандартов вузы реализуют спектр инновационных направлений в области качества, включающий внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Это не случайно, ведь сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение не на 1.. .2 %, а на порядок выше за 3-4 года. Время жизни товара на рынке начинает быть сравнимым со временем его создания. Например, если какой-то товар пользуется спросом на протяжении года и затем его популярность падает ввиду появления на рынке другого аналогичного товара с более высокими потребительскими качествами, то очень часто на разработку и внедрение в производство этого товара необходимо затратить от полугода до года. Другой иллюстрацией может служить быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий. Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью.

Одним из инновационных направлений в области обеспечения качества образовательных услуг является информационная образовательная среда (ИОС) высшего учебного заведения. В отечественной высшей школе имеется опыт ее разработки и функционирования. В ЛИТМО, МЭСИ, СПГТУ, ТПУ, ТГУ успешно действуют разработанные собственными усилиями вузовских сообществ виртуальные образовательные системы. Представляет интерес и модель ИОС, разработанная в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии, которая в образовательной практике вуза получила название «виртуальная образовательная среда таможенного вуза» (ВОСТВ).

Виртуальная образовательная среда таможенного вуза определяется нами как система, объединяющая в себе комплекс аппаратных и программных средств, направленных на реализацию образовательных целей вуза, основной образовательной программы, управление образовательным процессом; информационные образовательные ресурсы, образовательные технологии, направленные на формирование специалиста, обладающего необходимыми компетенциями [1]. С помощью единого информационного и коммуникационного пространства она обеспечивает доступ пользователей к информации учебного, методического и организационного характера. ВОСТВ является основным структурным элементом единой образовательной системы таможенного вуза, располагается на «физическом» сервере и функционирует благодаря специализированному программному комплексу (электронной платформе). ВОСТВ позволяет организовать взаимодействие субъектов процесса обучения друг с другом и со средствами обучения, и представлена пользовательским интерфейсом общефилиальского сайта открытого доступа и локальной корпоративной сетью конфиденциального доступа.

Модель ВОСТВ структурирована как сложная система, включающая в себя организационно-управленческий, учебный, научно-исследовательский, внеучебный (культурно-

воспитательный) компоненты. Организационно-управленческий компонент (административная подсистема) ВОСТВ филиала представляет собой программный комплекс, обеспечивающий набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и различные виды управленческой деятельности таможенного вуза. Разработан и функционирует нормативно-справочный модуль, который включает базу данных , документационный подмодуль (такие документы, как: приказы, акты, протоколы, договора, трудовые соглашения, распоряжения, служебные записки, отчеты, инструктивные материалы, справки и т. п.) для сбора и предоставления пользователю в удобном для анализа виде. С помощью данной подсистемы обеспечивается доступность как типовых форм, так и форм, задаваемых администрацией вуза, а так же унификация материалов и корректное формирование требуемых аналитических отчетов и других необходимых документов. Электронный документооборот является одним из системообразующих компонентов административной подсистемы ВОСТВ и обеспечивает:

• типовые технологии и средства создания документов;

• индексацию и хранение документов в базе данных;

• атрибутный и контекстный поиск документов в БД документов;

• поддержку контроля исполнения поручений.

Научный и практический интерес представляет разработка программного комплекса для автоматизации планирования и отчетности по учебной, учебно-методической работе преподавателя в рамках компетентностно-ориентированного обучения, который уменьшает количество сбоев и ошибок, создает предпосылки для расширения электронного документооборота. Автоматизация касается трех видов деятельности преподавателей: ведения индивидуального календарного расписания преподавателя на базе общего расписания занятий, разрабатываемого учебно-методическим отделом; составления ежемесячных, полугодовых и годовых отчетов по выполнению учебной нагрузки; ведения электронного журнала и составления ведомостей в рамках балльно-рейтинговой системы. Программный комплекс преподавателя (ПКП) представляет собой набор программных модулей с изначально заложенной возможностью как внутренней циркуляцией данных, так и обмена с внешними (по отношению к ПКП) ресурсами. Принципы его построения представлены на рисунке.

<НЯ»

________/

Ведомости атт., БРС, КОЗ и отчеты

Рисунок. Принципы построения программного комплекса преподавателя

ПКП характеризуется тем, что он:

• полностью интегрирован в ВОСТВ. Это подразумевает возможность обмена данными с внешними относительно ПКП информационными ресурсами: базой данных филиала, виртуальной образовательной средой, ее учебным компонентом, электронным журналом успеваемости, размещенным в MOODLE 2.0, автоматизированное рабочее место «Таможня» и др. Стандарты и форматы данных в этих ресурсах различны, к тому же они могут меняться со временем. Поэтому особое внимание необходимо уделить буферным модулям, обеспечивающим конвертацию данных при их импорте и экспорте.

• обладает гибкостью и адаптивностью к изменениям в ВОСТВ, сохраняя свою функциональность при любых изменениях во внешних информационных ресурсах и в стандартах документооборота.

• опирается на принятые в филиале правила и стандарты оформления отчетных документов преподавателя и кафедры.

• имеет дружественный интерфейс, который позволяет пользователю с минимальным уровнем компьютерной грамотности управлять работой комплекса без специального обучения. Это подразумевает создание тщательно проработанных, удобных в пользовании форм ввода и корректировки данных, а также набора информативных элементов управления для создания отчетов, экспорта и импорта данных.

• разработан на базе табличного процессора MS Excel. Этот процессор широко распространен и освоен многими преподавателями. С помощью встроенного редактора VBA и функций листа он позволяет относительно просто организовать обработку, экспорт-импорт данных, а также формирование отчетных документов.

• состоит из таких компонентов, как: стабильное ядро комплекса, набор периферийных модулей и интерфейса с функциями управления. Задачей ядра ПКП является выполнение фиксированного набора операций (формирование расписания, отчетов, ведомостей) на основе данных, приведенных к внутреннему стандарту ПКП. Задачей периферийных модулей является преобразование форматов данных внешних источников к стандарту ядра ПКП и наоборот, а также обеспечение обмена данными. В случае изменения форматов данных внешних корреспондентов ПКП ядро может оставаться неизменным, адаптировать к новым условиям придется только периферийную часть ПКП.

Электронное расписание формируется на уровне учебного отдела или кафедры и предоставляется преподавателю. Для этого основное расписание всех преподавателей филиала и

База данных филиала

АРМ «Тамож

Руководящие документы Списки студенческих групп\

Расписание, корректировки Списки групп

корректировки к нему размещаются на общем ресурсе - сервере базы данных филиала, с которого ПКП может регулярно запрашивать обновления.

Индивидуальное расписание преподавателя, сформированное таким образом, может служить как самостоятельным справочным документом, так и источником для автоматического формирования отчетов о выполнении учебной нагрузки. Программные средства VBA позволяют модифицировать расписание в удобный вид на весь семестр для всех форм обучения, а уже на базе этого расписания программными средствами можно составлять отчеты.

Табличная структура расписания дает возможность генерировать стандартные отчеты и производить расчет часов аудиторной и внеаудиторной нагрузки известными приемами Excel. Помимо этого, создание отчетов в электронном виде упрощает создание сводных отчетов на уровне кафедры и выше, а также других документов, в том числе и финансовых, которые основаны на отчетах преподавателей по внебюджетной нагрузке. Для этого необходимо соотнести расписание конкретного преподавателя, тематический план дисциплины и форму отчета.

Сгенерированные отчеты требуют ручной корректировки (например, уточнения количества студентов при принятии зачета или экзамена, т. к. оно зачастую не совпадает со списочным количеством учебной группы), однако уточнение в стандартизованной форме требует гораздо меньшее время и порождает меньшее количество ошибок.

В рамках реализации организационно-управленческого компонента разработан модуль электронного деканата, позволяющий выполнять необходимые функции по учету и обработке сведений о студентах (речь идет о ведении электронных личных карточек студентов; журнала приказов по движениям студентов; подготовке списков групп студентов; экзаменационных ведомостей перед каждым экзаменом; журналов успеваемости; сводных ведомостей по успеваемости за весь период обучения; дипломов, приложений к дипломам и академических справок на бланках строгой отчетности).

Данный модуль предоставляет возможность организовать учебный процесс с использованием системы зачетных единиц по каждому направлению подготовки (специальности), реализовать балльно-рейтинговый подход к оценке успеваемости. Автоматизируются такие функции, как:

• подготовка списков групп студентов;

• информация о модуле по определенной дисциплине (объеме часов в данном модуле, количестве кредитов);

• информация о преподавателе (Ф.И.О. преподавателя);

• сведения о количестве баллов студентов по каждому дисциплинарному модулю;

• автоматическое формирование итоговой рейтинговой оценки;

• автоматическое формирование стандартных форм (итоговой единой ведомости успеваемости студентов и рейтинговых листов).

Модуль электронного деканата является эффективным механизмом постоянного контроля успеваемости студентов, и в любой момент информация доступна как преподавателям, сотрудникам филиала, так и родителям каждого конкретного студента.

Виртуальная кафедра является основным элементом учебного компонента ВОСТВ и представляет собой не просто цифровой аналог традиционной, и, следовательно, требуются принципиально новые условия для ее функционирования в виртуальной среде. В Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии разработана следующая схема создания виртуальной кафедры.

Первым этапом является анализ организационной, методической и научной деятельности отечественных кафедр и их зарубежных аналогов. На этом этапе была разработана концепция виртуальной кафедры с использованием компьютерных технологий, структура и принципы ее функционирования как интерактивной информационной системы для обеспечения организационной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности.

При разработке модели виртуальной кафедры основополагающим является понимание специфики работы преподавателя, которая имеет следующие составляющие:

1. Учебная работа: аудиторная нагрузка, руководство практикой, курсовыми работами, аспирантами, участие в работе Государственной аттестационной комиссии.

2. Методическая работа: подготовка учебно-методических, организационных и диагностических материалов по дисциплине, практике, научно-исследовательской работе студентов; разработка новых форм и способов аттестации студентов и их внедрение; разработка и внедрение материалов для внеаудиторной и самостоятельной работы студентов; проведение дополнительных консультаций, аттестационных работ во внеаудиторное время; разработка документов, регламентирующих учебный процесс; участие в работе методических групп по внедрению новых форм обучения, реализации совместных модулей и образовательных программ и др.

3. Научно-исследовательская и научно-практическая работа: подготовка к публикации научных и научно-практических работ; выступление на научных и научно-практических семинарах; подготовка научных и научно-практических конференций; руководство научно-исследовательской работой студентов; подготовка к публикации научных монографий, сборников научных статей и др.; участие в реализации научных проектов; разработка образовательных программ.

4. Воспитательная работа. В силу того, что данный вид кафедральной работы основан, в первую очередь, на суггестивном и перцептивном взаимодействии с субъектом (студентом), существуют некоторые ограничения в использовании информационных технологий ее непосредственной реализации в ВОСТВ.

Выделенные виды деятельности являются базовыми. Преподаватель, планируя свою работу на учебный год, делает акцент на тех из них, к выполнению которых он наиболее подготовлен. Однако все они учитываются при формировании отчетности в рамках системы менеджмента качества и, соответственно, должны быть отражены как позиции структуры виртуальной кафедры.

Организационный компонент виртуальной кафедры реализован следующим образом. Заведующий кафедрой имеет доступ к информации о:

• каждом преподавателе и видах его деятельности;

• штатном расписании своей кафедры;

• объеме учебных поручений кафедры;

• распределении плановой нагрузки преподавателей своей кафедры по видам (бюджет и вне-бюджет);

• средней нагрузке по кафедре с учетом должностей.

На основе этих данных заведующий кафедрой осуществляет перераспределение нагрузки, обосновывает при необходимости изменения в штатном расписании, формирует и размещает материалы к переизбранию преподавателя.

Декан факультета имеет доступ к:

• учебным и рабочим планам по направлениям и специальностям, реализуемым на факультете;

• расписанию занятий на факультете по учебным группам и преподавателям;

• штатному расписанию кафедр факультета;

• средней нагрузке по кафедрам факультета;

• сводной справке по кафедрам факультета по руководству выпускными квалификационными работами с указанием структуры профессорско-преподавательского состава.

Ректору, проректорам, начальнику учебно-методического отдела предоставлен доступ ко всей указанной информации на любом уровне детализации (студент, преподаватель, кафедра, факультет), что позволяет получать необходимые сводные справки по вузу в целом.

Таким образом, сотрудники и преподаватели получают доступ к единым базам данных по работе с контингентом студентов. Упрощается работа с приказами и обязательной отчетностью. Уменьшается бумажный документооборот, индивидуальные планы преподавателей хранятся в электронном виде с электронной подписью заведующего и декана.

Существенно повышаются возможности сотрудников по всестороннему и оперативному анализу данных учебного процесса. Исчезает проблема дублирования и синхронизации данных между факультетами, учебно-методическим отделом и другими централизованными службами.

С точки зрения функциональных возможностей ВОСТВ предполагает принципиальные новшества, которые отсутствуют в реальной образовательной среде сопровождения учебного процесса в вузе.

Вместе с тем виртуальная кафедра это не только автоматизированные рабочие места и оптимальная система документооборота, но и организация обучения студентов в виртуальном формате. В настоящее время в Санкт-Петербургском филиале РТА успешно внедрен учебнометодический компонент виртуальной кафедры.

Известно, что кафедра осуществляет следующие виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

• лекции, в том числе в поточной аудитории;

• лекции-презентации;

• практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах;

• организацию самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, в том числе организацию выполнения курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;

• организацию конференций и олимпиад учебной группы и потока, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса с использованием электронной почты и телекоммуникаций;

• консультации: индивидуальные и групповые;

• контрольные мероприятия: проведение экзаменов и зачетов в очной форме,

• участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;

• участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

Кроме того, кафедра осуществляет разработку учебных курсов дисциплин. По каждому из них готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика рефератов, курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса 1п1ете1).

Кафедра осуществляет подготовку учебно-методического обеспечения образовательной деятельности, которое включает в себя: учебники; учебные пособия; авторские курсы лекций; учебно-методические комплексы; сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (саве-БШёу); сборники тестов; лабораторные и иные практикумы; интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах; руководство по изучению курса; материалы для организации самостоятельной работы.

И все эти виды деятельности кафедры уже используются в обучении студентов с помощью виртуальной среды обучения, которая представляет совершенно новую форму технологии образования.

Другими словами, виртуальная среда обучения может служить поддержкой для форм обучения, которые аналогичны «реальным», при этом она не характеризуется физическим пространством, как классная комната или лекционный зал, и обучаемые могут работать в тесном сотрудничестве в разное время. Речь идет о модульной объектно-оринтированной динамической обучающей среде МООБЬЕ 2.0, которая активно используется в Санкт-Петербургском филиале РТА.

Данный программный продукт построен в соответствии с современными стандартами информационных обучающих систем. МООБЬЕ 2.0 проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. В системе МООБЬЕ 2.0 существует 3 основных типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (вебстраницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

Для каждой дисциплины существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса. Кроме того, на странице логов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В МООБЬЕ 2.0 активно используется электронная рассылка копий сообщений с форумов, отзывов преподавателей, есть возможность отправки сообщений произвольной группе участников курса. Имеются необходимые средства для проведения электронного сетевого тестирования. В МООБЬЕ 2.0 используется 10 основных типов вопросов, при необходимости можно создать авторский тип вопроса.

Кроме того, одним из важных компонентов данной информационно-образовательной среды является коммуникационный. Основными средствами, позволяющими пользователям МООБЬЕ 2.0 общаться со своими преподавателями, а также между собой, являются следующие: форум (общий для всех студентов, а также различные частные форумы); электронная почта; обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса); чат; обмен личными сообщениями.

На платформе МООБЬЕ 2.0 преподаватели кафедры успешно реализуют инновационные образовательные технологии, которые позволяют: включать студентов в различные виды деятельности; с учетом того, что информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения - работать с различными источниками информации; организовывать групповое взаимодействие; в силу того, что субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей - активизировать метапознавательную деятельность студентов; осуществлять контекстное обучение, позволяющее решать профессиональные задачи. Наиболее перспективной из инновационных образовательных технологий, на наш взгляд, является технология интернет-конференций в формате вебинаров и веб-кастов [2].

Важнейшим условием успешности вебинара является подбор преподавателя, так как онлайн семинар представляет собой не простое «начитывание» учебного материала, а мастер-класс, который дает высококвалифицированный преподаватель студентам. Необходимыми качествами в такой ситуации становятся умение переключать свое внимание, оперативно и доступно отвечать на вопросы слушателей, провоцировать обсуждение, работать с камерой (при осуществлении видео-трансляции) и т. д.

Самым популярным средством наглядности, используемым в формате вебинаров, безусловно, являются слайд-презентации. В условиях «реального» занятия преподаватели стремятся свести к минимуму текстовую информацию и перенести акцент на картинки, схемы и графики. В вебинарах возможно использование больших массивов текста, так как это не будет отвлекать внимание от личности докладчика, а, напротив, позволит получить неискаженные субъективными факторами данные.

Теоретически число обучающихся ограничивается только возможностями используемого программного обеспечения и может достигать сотен человек. Практически соблюдение принципа интерактивности данной формы учебного мероприятия возможно лишь в относительно небольших группах (порядка 20 человек). Именно в таком случае преподаватель может осуществлять взаимодействие с каждым участником вебинара, отвечать в ходе доклада на вопросы, реагировать на возникающие у отдельных слушателей затруднения или сомнения, корректировать ход изложения в соответствии с потребностями конкретной аудитории.

Одним из преимуществ онлайн семинара является возможность его записи. Таким образом, создается архив учебных продуктов, которые могут использоваться в иных дистанционных образовательных технологиях, в частности - кейсовой.

На факультете повышения квалификации филиала создан сетевой электронный учебнометодический комплекс по программе профессиональной переподготовки «Организация таможенного дела» продолжительностью более 500 часов. В его рамках проводится экспериментальный вебинар, посвященный вопросам организации дистанционного обучения в системе переподготовки таможенных кадров. В качестве технологической платформы используется свободно распространяемое приложение 0!МВ1М, интегрируемое с платформой МООБЬЕ 2.0.

Мультимедийные ресурсы среды, создаваемые профессорско-преподавательским составом филиала, нацелены на развитие мышления студентов, ориентированы на поиск системных связей и закономерностей, формирование необходимых будущему сотруднику таможенных органов компетенций. Одним из ресурсов ВОСТВ, представляющим интерес, является обучающая модель, разработанная кафедрой международных экономических отношений совместно с лабораторией инновационных образовательных технологий (ЛИОТ) и студенческим клубом «информационных талантов» - «КИТ». В основе модели - кроссворды, разработанные в специализированной мультимедийной программе. Кроссворд - удобная форма активизации мышления студентов. В процессе подготовки и решения кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой учебной деятельности студент, без сомнения, более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к его выполнению, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих таможенных специалистов. Преимущество кроссворда как инструмента обучения заключается в том, что его можно использовать как форму текущего контроля не только отдельных тем, но и по окончании изучения материала модуля и, в первую очередь, самостоятельной работы студентов.

Составление и решение тематических кроссвордов позволяет добиться более качественного усвоения материала дисциплины при повышении заинтересованности студентов в результатах своей работы и развитии их творческого потенциала. Кроссворды, размещенные в виртуальной обучающей среде, имеют свои преимущества: интерактивность: повторение изученного материала, более глубокий уровень погружения в контент; усвоение студентами базовых понятий и категорий дисциплины; расширение активного словарного запаса; творческая и исследовательская работа над словом; приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий и как итог - развитие грамотной культурной речи; творческое отношение к заданию, способствующее развитию креативного мышления студентов, выработке ими нестандартного решения; повышение интереса к дисциплине и неравнодушие к результатам своей работы. Использование такой образовательной модели как составление и решение тематических кроссвордов позволяет добиться более качественного уровня усвоения материала дисциплины при повышении заинтересованности студентов в результатах своей работы, развивает их творческий потенциал В этой связи особый интерес представляют модель профессора Ю.В. Кузминых «Интерактивные кроссворды по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» и модель профессора Качаловой В.Г. по дисциплине «Охрана культурных ценностей» [3].

В структуре виртуальной кафедры имеется научно-исследовательский компонент. В его рамках осуществляется научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов; научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебно-методического обеспечения образовательной деятельности; научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий; мониторинг образовательной и методической деятельности отечественных и зарубежных конкурентных вузов; организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научных школ; организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов; организация научноконсалтинговой деятельности; подготовка научных публикаций по результатам научных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осмысление накопленного опыта функционирования виртуальной кафедры позволяет сделать вывод, что она не просто жизнеспособна, но становится эффективным инструментом управления качеством образовательных услуг высшей школы.

Электронная библиотека является еще одним модулем организационноуправленческого компонента ВОСТВ. На сайте филиала представлена литература, пособия по актуальным проблемам таможенного дела с кратким библиографическим описанием, аннотацией и изображением обложки. Обеспечение доступа к виртуальной библиографической инфор-

мации осуществляется с помощью системы навигации. Современным средством, позволяющим доставлять актуальную информацию о библиотечных ресурсах и услугах пользователю на почтовый ящик или его блог, является активно распространяемый ЯББ-формат.

Таким образом, виртуальную образовательную среду таможенного вуза необходимо понимать как интегративную систему (а не только как электронную платформу, установленную на сервере - последняя всего лишь программно-аппаратный комплекс - элемент ВОСТВ, но еще не сама система в целом). Вместе с тем, электронная платформа, наполненная исключительно информационными ресурсами - это, скорее, электронная библиотека, которую также нельзя назвать виртуальной образовательной средой. Она станет ею после того, как электронная платформа будет наполнена учебными ресурсами, появятся преподаватели, владеющие методикой обучение в ВОСТВ, появятся студенты, готовые учиться в ней, будут созданы методики управления знаниями на базе данного программно-аппаратного комплекса. Данные условия были реализованы в образовательной практике Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, особенно в рамках управления дистанционным обучением. ВОСТВ стала эффективным инструментом управления учебной деятельностью. На наш взгляд, самым важным качеством эффективной виртуальной образовательной среды таможенного вуза должна стать возможность гарантировать непрерывность и преемственность программ довузовского (подготовка абитуриентов), высшего и дополнительного профессионального образования. При этом, повторяя в целом «реальную» организационную структуру ВУЗа, ВОСТВ должна обеспечить мобильность используемых технологий в зависимости от целей каждого уровня образования, иными словами - предоставлять инструментарий, пригодный для формирования требуемых компетенций.

Информатизацию отдельных составляющих образовательного процесса (обучение с использованием специализированных платформ, электронный документооборот, электронные деканаты и т. п.) можно считать состоявшимся фактом. Однако чаще всего эти элементы существуют отдельно друг от друга, их применение направлено на решение узкоспециальных задач. Объединение же их в концептуально, технически и технологически связанную систему приведет к появлению принципиально новых качеств. Одним из них, на наш взгляд, является именно возможность формирования непрерывного образовательного пространства в цепочке абитури-ент-студент-выпускник-специалист, причем дополнительное образование (в частности, повышение квалификации) должно рассматриваться не только с институциональных позиций, но и как самостоятельное приобретение новых качеств, необходимых в профессиональной деятельности. ВОСТВ предлагает достаточно широкий спектр технологий, в том числе и для оценки эффективности и качества обучения.

Таким образом, ВОСТВ сама по себе является инструментом не обучения информационным технологиям, а индивидуально ориентированного образования, конечным итогом которого станет подготовка «качественного» специалиста таможенного профиля, инструментом управления образовательным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виртуальная образовательная среда таможенного вуза как инструмент перехода к Болонской системе образования. Отчет (заключительный) о научно-исследовательской работе. Научный руководитель В.В. Билик. - СПб.: Изд-во СПб. филиала РТА РИО, 2010. - 81 с.

2. Мячин Д.А. Информационные образовательные технологии в контексте развития мирового рынка технологий // Вестник Орловского государственного университета. Сер. «Новые гуманитарные исследования». - 2011. - № 15. - С. 34-51.

3. Федорова Т.Н., Мячин Д.А. Виртуальная образовательная среда таможенного ВУЗа (на примере Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст./ под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. - С. 338-343.

Поступила 19.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.