ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э. Даукшене М. Тересявичене
Виртуальная мобильность (ВМ) - достаточно новое явление и одно из приоритетных направлений в области непрерывного образования, поскольку обучение на базе информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) играет значительную роль в современном процессе непрерывного образования. Цель настоящего доклада - проанализировать концепцию виртуальной мобильности с образовательной точки зрения и рассмотреть влияние виртуальной мобильности на непрерывное образование.
Различные точки зрения на концепцию виртуальной мобильности. На появление ВМ в значительной мере повлияло развитие ИКТ. Одним из первых источников, в которых появились идеи виртуальной мобильности, стало часто цитируемое исследование С. Фан де Бунт-Кокхяус (1996), в котором дается достаточно интересное, хотя и специфическое, определение ВМ: «обмен информацией преподавателя со своими коллегами при помощи компьютера. Все чаще такие встречи носят интерактивный характер и выходят за рамки границ отдельных государств и временных зон». Более полно концепция была представлена в отчете по проекту «Humanities», в котором выделяются следующие элементы виртуальной мобильности: межгосударственные лекции и/или учебные материалы; международный набор студентов; интенсивность информационных потоков; международная аккредитация достижений; многоязычие; взаимодополняемость различных видов виртуальной мобильности, традиционных лекций и физической мобильности; международное признание и аккредитация учебных достижений (Проект "Spot+", 2001, с. 12).
В 2003-2005 гг. появился новый подход, описывающий виртуальную мобильность с точки зрения мобильности как выражение физической мобильности, существующей в виртуальном пространстве. Дж. Сильвио (2003) характеризует виртуальную мобильность как новое явление и указывает на то, что она есть движение «из одного места в другое в новом пространстве, называемом виртуальным <...> которое становится возможным благодаря общению посредством компьютеров» (Silvio, 2003, с. 3). Вслед за С. Хосе (2003), Б. Вилем-сон и Э. Тулин (2005, с. 1) определяет виртуальную мобильность как «физическое перемещение и личные контакты, замененные, дополненные или даже формируемые виртуальными». В появившейся зна-
47
чительно позже публикации М. Вринса и других авторов (2010, с. 1) предложен противоположный подход: «виртуальная мобильность -это то, что существенно отличается от физической мобильности, хотя ее можно прекрасно использовать в качестве дополнения или альтернативы физической мобильности». Начиная примерно с 2006 г. подходы к ВМ на основе образования стали более неотделимыми от мобильности вообще, и оба подхода были сведены воедино: ВМ -это «возможность пройти курс обучения за рубежом, не выезжая из страны» (BEST Educational Commitee, 2006) или «использование информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для получения тех же преимуществ, которые можно получить благодаря физической мобильности, однако без необходимости перемещения» (Elearningeurope.info, 2009). Другие авторы расширяют определение понятия ВМ, дополняя его новыми характеристиками, такими как возможность выбирать продолжительность, международное измерение, возможность различных форм организации деятельности (B. Schreurs, et al 2006, с. 4), межкультурный опыт (Scrolla, 2007), соглашения о сотрудничестве образовательных учреждений (EC Glossary on LLP 2007-2013, 2010) и т. д.
Более полное толкование, которое включает различные аспекты и может рассматриваться в качестве обобщения концепции, дается в рамках проекта «TeaCamp» (2010), где ВМ на уровне высшего образования определяется как «деятельность или форма обучения, исследования, общения и сотрудничества на основе следующих характеристик: сотрудничество между как минимум двумя высшими учебными заведениями (вузами); виртуальные компоненты, обеспечиваемые учебной средой на базе ИКТ; сотрудничество между людьми, имеющими различное происхождение и представляющими различные культуры, которые вместе работают и учатся, создавая виртуальное сообщество; наличие четкой цели и четко сформулированных результатов обучения; осуществление - в качестве основной цели - обмена знаниями и совершенствование межкультурных компетенций, в результате этого участники могут получать кредиты в рамках Европейской системы перевода кредитов и/или признание академических достижений в собственном университете; обеспечение заметности университета в сфере высшего образования, капитализация образовательного процесса; обеспечение интеграции ИКТ в основные учебные и бизнес-процессы».
Обобщая приведенные выше определения, рассматривающие виртуальную мобильность с точки зрения образования, можно выделить следующие характеристики: (а) сотрудничество образователь-
48
ных учреждений, а также учащихся и преподавателей; (б) опыт международных исследований с ударением на культурные аспекты, а также различные виды деятельности, которые приводят к виртуальной мобильности. Хотя большинство определений, рассматривающих виртуальную мобильность с образовательной точки зрения, описывают ее как форму обучения, исследований, общения или сотрудничества, в них также подчеркивается, что это форма мобильности, которая может дополнить или заменить физическую мобильность.
Виды деятельности в рамках виртуальной мобильности. На основе приведенного выше анализа определений ВМ можно определить и классифицировать различные виды деятельности в рамках виртуальной мобильности. В данной работе деятельность в рамках ВМ рассматривается для того, чтобы показать связь ВМ с непрерывным образованием. При отсутствии общих согласованных или установленных категорий деятельности в рамках виртуальной мобильности приведем их классификацию в соответствии с подходом Х. Бяйненса и И. О. де Беэка (2006) и разработками рабочей группы по проекту «Being mobile» (Eds. Bijnens et al, 2006): (1) виртуальный курс или семинар: (а) участие в курсах или семинарах, проводимых иностранным учебным заведением, находясь дома, и наоборот; (б) совместная разработка и/или проведение курсов двумя или более учебными заведениями или группами преподавателей таких учреждений; (2) виртуальная учебная программа: (а) программа обучения, предоставляемая виртуальным образовательным учреждением; (б) совместная разработка и/или проведение учебных программ двумя или более учреждениями / группой преподавателей из различных учебных заведений; (3) виртуальная студенческая практика/стажировка; (4) виртуальная деятельность в поддержку физического обмена. Поскольку непрерывное образование охватывает образование в период с дошкольного и до пенсионного возраста и включает все формы образования (формальное, неорганизованное или неформальное), различные виды деятельности в рамках виртуальной мобильности можно применять или комбинировать при любых формах непрерывного образования.
Влияние виртуальной мобильности на непрерывное образование. Виртуальная мобильность занимает центральное место в Болонском процессе. Кроме того, она хорошо согласуется с «Планом действий по электронному обучению», «Программой непрерывного образования на 2007-2013 гг.» и другими европейскими инициативами, направленными на достижение целей, поставленных в Лиссабоне. Влияние виртуальной мобильности на непрерывное об-
49
разование можно рассматривать с ударением на преимущества и возможности, которые она дает участникам процесса непрерывного образования:
(а) знакомясь с опытом других европейских стран и существующими там (академическими) областями исследований, преподаватели и учащиеся получают пользу в лингвистическом, культурном и образовательном плане (Bijnens, Op de Beeck, 2006). Совместная разработка и/или проведение курсов двумя или более учреждениями расширяет области специализации, предлагаемые учащимся (EuroPACE, 2010). Это способствует повышению качества учебных курсов и программ (Сеть EADTU, 2007), а также качества академического образования (C. Brey и партнеры по проекту "e-move", 2007);
(б) кроме того, виртуальная мобильность стимулирует учебные заведения к тому, чтобы адаптировать и развивать свои педагогические модели: изменение способов подачи материала и инструмента обучения требует изменений в педагогических и дидактических моделях (Bijnens, H.; Op de Beeck, I., 2006). Учащиеся получают межкультурный опыт благодаря организации международных дискуссионных групп, семинаров или мероприятий международного учебного сообщества, в ходе которых участники приобретают навыки межличностного и межкультурного общения и имеют возможность расширить свои культурные, социальные и политические границы (EuroPACE, 2010). Благодаря предоставлению дополнительных курсов, виртуальная мобильность дает студентам дополнительную возможность для индивидуализации и уточнения своих образовательных портфелей (C. Brey и партнеры по проекту "e-move", 2007);
(в) на институциональном уровне инициативы в области виртуальной мобильности усиливают конкуренцию между учебными заведениями, тем самым способствуя росту конкурентоспособности и привлекательности образовательного предложения в целом (Bijnens, H.; Op de Beeck, I., 2006).
Недавнее развитие виртуальной мобильности можно объяснить быстрым развитием ИКТ. Анализ виртуальной мобильности с точки зрения образования показал, что она стала неотделимым элементом мобильности, сведя оба подхода воедино. ВМ охватывает все формы непрерывного образования и оказывает положительное влияние на участников процесса непрерывного образования. ВМ не только вносит вклад в образование и политику обучения в Европе, но и создает дополнительные возможности для учащихся и преподавателей, позволяя им получить языковые, культурные и образовательные преимущества.
50
Список литературы
Bijnens H.; Op de Beeck I. Elearningeurope.info. Retrieved October 22. 2009, from The Integration of Virtual Mobility in Europe. URL:
http://www.elearningeuropa.info/directory/index.php?page=doc&docjd=7245&doc lng=6
Board of European Students of Technology (BEST) Educational Commitee. Virtual Mobility - The educational challenge of the future. BEST Symposium on Education, 23-29 July 2006.
Bunt-Kokhuis S. G. Academic Pilgrims: Faculty Mobility in the Virtual World. On the Horizon , 9 (1), 1-6.
C. Brey and e-move project partners. (2007). EADTU. Retrieved October 15. 2009, from Guide to Virtual Mobility. URL: http://145.20.178.4/Portals/0/ documents/The_Guide_to_Virtual_Mobility.pdf
EADTU network. Retrieved October 22. 2009, from An operational conception of virtual mobility. URL: http://www.eadtu.nl/e-move/
Eds. Bijnens H., Boussemaere M., Rajagopal K. и др. Best practice manual “European Cooperation in Education through Virtual Mobility”. Retrieved from. URL: http://www.europace.org/articles%20and%20reports/Being%20Mobile%20Manual %20-%20Internet%20version.pdf
Elearningeurope.info. Retrieved October 23. 2009, from Glossary:Virtual Mobility. URL: http://www.elearningeuropa.info/main/index.php?page=glossary&abc=V EuroPACE. Retrieved November 15. 2010, from Interests - Virtual mobility. URL: http://www.europace.org/interest3.php
European Commission Glossary on the Lifelong Learning Programme 2007-2013. Retrieved May 2. 2010, from Virtual Mobility. URL: http://ec.europa.eu/education/ programmes/llp/guide/glossary_en.html#117
Schreurs B., Verjans S., & Van Petegem W. Towards Sustainable Virtual Mobility in Higher Education Institutions. EADTU Annual Conference. 2006.
Silvio J. Global Learning and Virtual Mobility (T. Varis, T. Utsumi, & W. R. Klemm, Eds.) Retrieved November 20. 2010, from. URL: http://www.friends-
partners.org/glosas/Global_University/Global%20University%20System/ UNESCO_Chair_Book/Manuscripts/Part_IV_Global_Collaboration/Silvio,%20Jose /Silvio_web/SilvioD9.htm
Spot+ project. Training Module 2: A Virtual Erasmus Student . Retrieved November 30. 2010, from. URL: http://www.spotplus.odl.org/downloads/
Training_module_2.pdf
The Scottish Centre for research into On-Line Learning & Assessment (Scrolla). Student Mobility in a Digital World. Retrieved November 21. 2010, from Victorious Final Report. URL: http://www.coimbra-group.eu/victorious/
VIC%20Final%20Report%20print%20version.pdf
TeaCamp project partnership. Here from E. Dauksiene, M. Tereseviciene A. Volungeviciene. Virtual Mobility Creates Opportunities. In Conference Proceedings “Application of ICT in Education 2010: experience, issues and perspectives of e-studies”, 18 November 2010, ISSN 1822-7244. P. 30-35.
Vilhelmson B., Thulin E. Virtual Mobility of Urban Youth: ICT-based Communication in Sweden. Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie (Journal of Economic & Social Geography). 96 (5). P. 477-487.
Vriens M., Achten M., Op de Beeck I. и др. Virtual mobility as an alternative or complement to physical mobility. Retrieved from Abstract submitted for EDULEARN conference in Barcelona, Spain. URL: http://move-
it.europace.org/kfm/uploads/Edulearn_Move-IT_BM.pdf
51