Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕТРОЛОГИИ В СРЕДЕ EJS'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕТРОЛОГИИ В СРЕДЕ EJS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная образовательная среда / программирование / сервер / виртуальная лаборатория / инструментальная среда / библиотека / интерактивное приложение / электронный учебный курс / electronic educational environment / programming / server / virtual laboratory / tool environment / library / interactive application / e-learning course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румановский И. Г.

В статье представлен анализ современных программных инструментальных сред для создания виртуальных лабораторных работ. Предложена технология создания виртуальной лабораторной работы по курсу метрология в среде Easy Java/JavaScript Simulations, представлена программная реализация лабораторной работы. Предложены варианты интеграции данной работы в электронную образовательную среду университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румановский И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Laboratory Work on Metrology in EJS Environment

In the article, the author presents an analysis of modern software tool environments for creating virtual laboratory works. A technology for creating a virtual laboratory work for the metrology course in the Easy Java/JavaScript Simulations environment is proposed, and a software implementation of the laboratory work is presented. The options for integrating this work into the electronic educational environment of the university are proposed.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕТРОЛОГИИ В СРЕДЕ EJS»

УДК 37.018.4:004 И. Г. Румановский

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕТРОЛОГИИ В СРЕДЕ EJS

Румановский И. Г. - канд. техн. наук, доцент кафедры «Инженерные системы техно-сферной безопасности», 001776@pnu.edu.ru

В статье представлен анализ современных программных инструментальных сред для создания виртуальных лабораторных работ. Предложена технология создания виртуальной лабораторной работы по курсу метрология в среде Easy Java/JavaScript Simulations, представлена программная реализация лабораторной работы. Предложены варианты интеграции данной работы в электронную образовательную среду университета.

Ключевые слова: электронная образовательная среда; программирование, сервер, виртуальная лаборатория, инструментальная среда, библиотека, интерактивное приложение, электронный учебный курс

Введение

В современном образовательном процессе находят широкое применение системы дистанционного обучения. В нашем университете на протяжении ряда лет применяется в учебном процессе электронная образовательная среда на основе LMS Moodle. Необходимо отметить, что вопрос организации дистанционного обучения по дисциплинам естественно-научного характера стоит намного острее, чем для дисциплин социально-гуманитарного блока. Несмотря на наличие встроенного конструктора курса с набором элементов для организации интерактивного образовательного процесса, в том числе с встроенными системами видеоконфе-ренцсвязи остаётся открытым вопрос о способе проведения в таких условиях практических и лабораторных занятий по таким дисциплинам, как физика, химия, метрология, материаловедение и другим техническим дисциплинам. Этим обусловлена востребованность создания виртуальных лабораторных работ (ВЛР), программных продуктов, способных создавать цифровые модели различных физических явлений. Целью представленной работы является создание виртуальной лабораторной работы по метрологии для определения линейных размеров деталей с установленной точностью. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: провести анализ современных инструментальных программных сред, применяемых для создания ВЛР. Выбрать программную среду

© Румановский И. Г., 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 3 (66)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)

для разработки создаваемого программного приложения. Разработать виртуальную лабораторную работу для определения линейных размеров деталей с помощью штангенциркуля и микрометра. Выполнить интеграцию разработанного программного приложения в электронную образовательную среду университета.

Анализ программных инструментальных сред для разработки виртуальных лабораторных работ

Виртуальные лабораторные работы могут быть проведены тремя путями: анимацией физических процессов, посредством применения интерактивного конструктора физического эксперимента, посредством применения виртуальной лабораторной установки. [1,2,3,4,5,6,8] В первом случае пользователь может наблюдать за экспериментом с разных ракурсов без возможности повлиять на условия проведения эксперимента. Во втором случае пользователь имеет возможность заниматься исследовательской работой, контролируя все этапы и условия проведения эксперимента. В третьем случае пользователь имеет возможность выполнить лабораторную работу в строгом соответствии с методическими указаниями. Возможны разные варианты реализации ВЛР: приложения, для которых нужен только браузер с предустановленными модулями; приложение, которое предусматривает установку на ПК; приложение, для запуска которого необходимо установить дополнительное ПО. [2,4,5] С точки зрения получения экспериментальных данных ВЛР можно разделить на клиент-серверные приложения и автономные приложение. В первом случае предполагается обмен данными между клиентским компьютером и сервером. Во втором случае данные сохраняются только на компьютере. В зависимости от выбора среды разработки приложению могут потребоваться установка дополнительного ПО. В данной статье мы анализируем самые распространенные программные средства разработки, предназначенные для создания ВЛР: Wolfram Mathematica, VPython, Unity, Node.JS, QT QML, Visual Pascal, MS Visual Studio C++, Easy Java/JavaScript Simulations. [4,9,10,11,12,13,14,15,16,17]

A. Wolfram Mathematica (WM) [9] является на сегодняшний день одним из мощных средств разработки интерактивных приложений с использованием большого количества функций для работы с аналитическими, численными вычислениями, с машинным обучением и т. д. Кроме того, WM является распространенной средой для научных вычислений для физиков и математиков. Основными плюсами WM является высокая скорость разработки приложения, высокая скорость вычислений, функциональный стиль программирования. В функциональном программировании основной упор делается на правильное описание желаемого результата. Реализация данного результата возлагается на WM. Разработанный в WM код можно использовать для создания виртуального приложения с помощью сайта wolfram.com. Дополнительным преимуществом WM является подробная интерактивная документация, что является особенностью данного продукта. К основным недостаткам WM можно отнести следующие причины: лицензия на WM с учетом скидок для ВУЗов достаточно дорогая; для запуска ВЛР, реализованной на WM, необходимо установить CDF плеер, размер которого превышает 1 Гб; высокий порог вхождения в синтаксис языка.

B. MS Visual Studio C++ [10]- это бесплатная среда для разработки приложения на разных языках программирования (С++, С# и т.д.). В данной статье мы

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 3 (66)

акцентируем внимание на языке C++. Основной парадигмой C++ является объектно-ориентированное программирование, что очень важно для реализации физического моделирования. Например, для описания векторных выражений можно создать класс vector, с помощью которого вместо трех уравнений для проекций векторов можно записать одно векторное уравнение. При моделировании идеального газа необходимо создать класс "частица", в котором содержаться свойства частицы, а также методы, которые позволяют воздействовать на данную частицу. Если к преимуществам MS C++ можно отнести скорость работы приложений и их универсальность, то основными недостатками являются сложность структуры проекта, сложность синтаксиса и высокий порог вхождения. Последнее обстоятельства говорит о том, что начинающему разработчику для написания простой программы нужно выбрать другой язык программирования.

C. VPython [11] является библиотекой языка Python, который на данный момент является одним из самых распространенных бесплатных средств разработки. Библиотека VPython позволяет разработчику работать с 3D графикой на основе технологии webgl. Основным преимуществом данной библиотеки является простота написания кода, что очень важно для начинающего разработчика. Создаваемые с помощью VPython анимации можно просматривать в браузере без использования дополнительных модулей и расширений с помощью сайта vpython.org. К недостаткам библиотеки VPython следует отнести низкую скорость динамического моделирования. Следует также отметить, что данная библиотека предназначена для знакомства c 3D моделированием и содержит только самые простые графические объекты.

D. QT QML (Qt Modeling Language) [12] - это язык, в основе которого лежит среда JavaScript. Данный язык является декларативным, что в значительной мере облегчает работу с объектами для новичка. Основную часть кода составляет перечень объектов. В свойствах каждого объекта перечисляются связи с другими объектами, что позволяет пользователю не перегружать код. Значительная часть анимационных эффектов, которые необходимы для визуализации ВЛР, содержаться в классах QML. Следует отметить, что работа в фреймворке QT позволяет создавать приложения для разных операционных систем. К преимуществам QML можно также отнести подробную документацию. Полученное после компиляции приложение работает с высокой скоростью, что являться важным не только для реализации ВЛР, но и для моделирования более сложных научных задач. К недостаткам QML как, впрочем, и других средств, в которых создаются компилируемые приложения, является невозможность запуска приложения с сайта. Разработанное приложение может работать только в системе Windows 10.

E. Visual Pascal [13]- это один из самых распространенных языков для начинающих разработчиков. Данный язык поддерживается такими средствами разработки как Delphi. Простота данного языка позволяет сконцентрироваться разработчику на сути задачи, не отвлекаясь на преодоление сложностей, связанных с синтаксисом или подключением новых библиотек. К недостаткам Delphi относиться платность некоторых элементов создания интерфейса, например модуля построения графиков.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)

F. Node.JS [14] является фреймворком языка JavaScript, который является скриптовым языком, выполняющейся на компьютере пользователя. Node.Js значительно увеличивает инструментарий языка, что позволяет подключать более сложные библиотеки по сравнению с классическим JavaScript. Для создания качественных трехмерных моделей используется библиотека «three». С помощью данной библиотеки можно создавать трехмерные лабораторные установки, графические объекты можно импортировать из различных CAD программ (Компас, Solidworks, Autocad). После построения проекта можно запустить вэб-приложение из системы github (система контроля версий). К недостаткам Node.JS можно отнести отсутствие визуальной оболочки при разработке проекта.

G. Unity [15] является средством разработки компьютерных игр, поэтому данная система также пригодна для создания ВЛР. Специализация данной системы для работы с 3D графикой позволяет создавать ВЛР с высокой степенью реалистичностью. Для написания скриптов используются такие языки как C++, C#, JavaSript. К преимуществам данной системы можно отнести большие возможности по работе с графикой, широкое распространение данной системы, хорошая визуализация процесса разработки Основным недостатком, прежде всего, является сложность для начинающего разработчика, не владеющего языками программирования, а также необходимость самостоятельно устанавливать множество внешних библиотек.

H. Falstad [16] Очень важным вопросом создания виртуальных работ является широкие возможности для начинающего разработчика, особенно когда нет опыта работы с кодами. В таких случаях приходят на помощь виртуальные конструкторы. На сайте falstad.com можно моделировать процессы в электрических цепях. Отличие данной системы от множества других заключается в наглядной визуализации протекания электрического тока в электрической цепи, отсутствие необходимости устанавливать систему на компьютере. Собранная на сайте электрическая схема ВЛР может быть передана студентам в виде уникальной ссылки.

I. Easy Java/JavaScript Simulations [17] - это бесплатное программное обеспечение, инструмент для моделирования и разработки, призванный помочь преподавателям в проектировании, внедрении и развертывании компьютерного моделирования научных и инженерных процессов. EJS был задуман и разработан с целью предоставление возможности создания симуляций непосредственно преподавателями с минимальными компетенциями в области программирования, но обладающими обширными знаниями в предметной области. EJS облегчает числовые, вычислительные задачи, создание графического пользовательского интерфейса и развертывание задач разработки симуляций, чтобы преподаватели и разработчики учебных программ могут сосредоточиться на педагогических аспектах: как смоделировать заданную явление, как его визуализировать, какое взаимодействие предложить учащимся, как использовать симуляцию в педагогическом контексте. EJS следует шаблону проектирования программного обеспечения Model-ViewController и предоставляет разработчикам соответствующий упрощенный интерфейс для создания симуляции. Используя этот интерфейс, авторы (обычно преподаватели естественных или инженерных наук) описывают на языке высокого уровня физическую модель (т. е. набор переменных, которые определяют изучаемую систему, а также уравнения и алгоритмы, которые определяют, как она развивается во времени и реагирует на взаимодействие с пользователем) и его вид

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА -

ПО МЕТРОЛОГИИ В СРЕДЕ EJS ВЕСТНИК ТОГу. 2022 № 3 (66)

(графический пользовательский интерфейс, который позволяет студентам визуализировать состояние системы и взаимодействовать с ней, чтобы контролировать выполнение моделирования или изменить значение переменных). Указание модели требует минимальных знаний в области программирования, таким образом, EJS упрощает стандартные процедуры, такие как, организация вычислительного потока моделирования, объявление переменных и численное моделирование на основе решения систем дифференциальных уравнений первого порядка (рис. 1).

«им [variables chat describe tht dynami

Puc.l. Объявление переменных (слева) и использование редактора ODE (справа) для модели массы и пружинная система

Чтобы спроектировать вид симуляции, разработчики выбирают из библиотеки элементов представления, отдельные графические компоненты, каждый из которых предназначен для определенного типа визуализации или взаимодействия с пользователем, чтобы построить дерево элементов, которое превращается в сложный HTML-интерфейс. Типичное представление содержит кнопку чтобы сбросить симуляцию в исходное состояние, поля и ползунки, чтобы установить эти начальные условия или изменить параметры и кнопки для воспроизведения, паузы или пошагового запуска симуляции. Представление также включает анимированные графические элементы, перемещающиеся по двух- или трехмерному полотну, обеспечивая виртуальную представление моделируемого явления или графики данных, генерируемых по мере развития моделирования во времени (рис. 2). Переменные модели связаны со свойствами элементов представления, чтобы сделать представление визуализировать состояние системы и ее эволюцию, а модель реагировать на действия пользователя.

Description Model ' HtmlView

* П tentrrPinel ■ l'.'J drawitigPanel

4 willShanc

т # plolCingPanel

% displaeemtntTrail

Si velodlyTrall

О Ф Ф & А <

Mass and Spring

Displacement and Velocity os lime

1 -AVVA/VV^ í " s I"

« о™ "

3LL s> У,- -MÍ Е- и» в Show Hot

Рис. 2. Дерево и панель элементов представления (слева), и окончательный пользовательский интерфейс HTML (справа) для системы, включающей массу

и пружину

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)

Создание симуляции с нуля требует некоторого обучения. Изменение симуляции, для включения новых элементов просмотра для визуализации или управления также относительно просто. После того, как симуляция разработана, простой щелчок генерирует автоматически весь код, необходимый для полноценной симуляции, использующей вспомогательную расширенную библиотеку JavaScript (Гарсия Клементе и др., 2014). Затем сгенерированный программный код может быть запущен в любом веб-браузере со стандартной поддержкой HTML на любом компьютере или устройстве, включая смартфоны или планшеты. В табл. 1 [4] представлены преимущества (+) и недостатки (-) вышеперечисленных средств разработки программных приложений.

Таблица 1

Характеристики средств разработки программных приложений по различным

категориям

1 2 3 4 5

QT QML - + + + +

Wolfram Mathematica + + + + -

MS Visual Studio C++ - - + + +

VPython + + - + +

Visual Pascal - + + - +

Node.Js + - - + +

Unity + - - + +

Falstad + + - + +

Easy Java/JavaScript Simulations + + + + +

Примечание.:

1 - Возможность создать Web-приложение

2 - Скорость разработки для новичка

3 - Скорость работы приложения

4 - Доступность работы с графикой

5 - Стоимость средства разработки

Необходимо отметить, что в настоящее время в практике инженерного проектирования получил широкое применяются целый класс принципиально иных по архитектуре построения систем графического проектирования технических систем, это такие системы как LabView, SimlnTech, Electronics Workbench, Proteus, MPLAB и ряд аналогичных систем. Данные системы наилучшим образом подходят для создания удаленных виртуальных лабораторных практикумов и позволяют осуществить программно-аппаратную интеграцию с реальным лабораторным оборудованием, разработать схему измере-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 3 (66)

ний посредством применения виртуальных измерительных инструментов, разработать графический интерфейс для проведения лабораторной работы, данные системы, как правило, генерируют исходный программный код автоматически, таким образом, посредством применения системы клиент-сервер становиться возможным организовать дистанционную работу в университетской лаборатории или реализовать систему виртуального управления технологическим процессом.

На основе приведенной в табл. 1 качественной оценки программных инструментальных систем можно сделать вывод о целесообразности применения для разработки виртуальной лабораторной работы по метрологии программной среды Easy Java/JavaScript Simulations. Необходимо подчеркнуть, что одним из главных достоинств данного продукта является возможность описания задачи и методов ее решения на языке вычислительной математики без необходимости описания задачи на языке программирования, так как в системе реализована автоматическая генерация программного кода web приложения. Значительно повышает оперативность разработки приложений наличие готовых элементов интерфейса и геометрических моделей различных физических объектов, это позволяет разрабатывать лабораторные работы специалистам в прикладных областях знаний. Еще одним из ключевых достоинств данной программной среды является развитая технология встраивания в электронный учебный курс, разработанный в среде LMS Moodle как с помощью стандартных элементов конструктора курса, так и с помощью плагинов, которые устанавливаются дополнительно к базовой версии.

Создание виртуальной лабораторной работы по метрологии

При создании элементов интерфейса виртуальной лабораторной работы использованы результаты исследований, представленные в работах [18,19]. Вопреки распространенному мнению, что SD-моделирование может быть более эффективными инструментами для обучения, мы обнаружили, что для измерительных инструментов - штангенциркуля и микрометра, простой 2D вид является более подходящим. Обе модели предназначены для совместного использования, согласованные панели управления (см. рис. 3, 4) в нижней части каждой симуляции, которые предназначены для облегчения работы студентов при работе с симуляциями. Зум функция также добавлена на правую панель, её можно использовать для увеличения видимости соответствующих шкал. Это особенно полезно при применении проектора для проведения занятий.

Рис. 3. Компьютерная модель штангенциркуля в EJS, представленная в виде 2D-элемента

Вид на штангенциркуль. Чтение с подсказкой, показывающей 12,0 мм на верхней основной шкале, 0,6 мм по нижней шкале, что дает окончательный ответ 12,6 мм. Нижняя панель управления позволяет выполнять различные измерения (внешние, внутренние и глубину), поле ввода для проверки ответов, нониусная шкала с возможностью выбора цены деления и ноль ошибок. [18].

Рис. 4. Компьютерная модель микрометра в Е1Б с простым 2Б-видом

Микрометр. Чтение с подсказкой, показывающей 7,00 мм на главной шкале, 0,74 мм по (зеленой) цифровой шкале, что дает окончательный результат 7,74 мм. Нижняя панель управления позволяет выполнять внешнее измерение случайного размера, поле с введенными данными для проверки ответов, (зеленый) ползунок, (бирюзовый) кнопки для измерения и ноль ошибок. [18]

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 3 (66)

Флажки подсказки и ответы (см. рис. 3,4) предоставляют 2 разных принципа измерений, необходимые для понимания двух различных методов метрологических измерений. В дополнение обучающиеся вовлечены в продуктивную игру, а также дифференцированные решения через свои собственные самостоятельные исследования, это необходимо для лучшего понимания сути измерений. Различная точность измерений, такая как 0,02 мм, 0,05 мм и 0,1 мм (см. рисунок 5) может быть настроена для представления реального нониуса штангенциркуля, который может быть использован. Кроме того, различные (слева направо, 49 мм, 39 мм и 9 мм соответственно) длины нижней шкалы нониуса, предоставляют обучающимся вариативность деятельности и, следовательно, является ценной дизайнерской идеей для продуктивного образовательного процесса.

■1 1п1

ТТТТТттГТ /Ш

о.«о и ■

Рис. 5. Различные варианты нониусных шкал, слева направо (0,02 мм; 0,05 мм и 0,1 мм) позволяет обучающимся понять нониусный отсчет шкалы 12,6 мм.[18]

Наконец, дизайнерская идея - переменный положительный или отрицательный вариант с нулевой ошибкой (рис. 6) помогает учащимся провести виртуальные испытания неисправных инструментов измерения, поучительный момент, который довольно трудно достичь, не повредив эти реальные инструменты.

Рис. 6. Штангенциркуль в EJS с показаниями и подсказками, показывающими 12,0 мм по верхней основной шкале, 0,1 мм по нижней шкале, с нулем погрешность -0,5 мм, следовательно, даем окончательный ответ 12,6 мм.[18]

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)

Встраивание в электронный учебный курс виртуальной лабораторной работы возможно с помощью ряда технологий. Рассмотрим технологию встраивания лабораторной работы с применением тэга iframe. Для реализации данного приема применяем стандартный элемент курса «Страница» из конструктора LMS Moodle. HTML код в описании страницы выглядит следующим образом: <p dir="ltr" style="text-align: 1ей;">Лабораторная по метрологии</р> <iframe width="640" height="480"

src="https://iwant2study.org/lookangej ss/01_measurement/ej ss_model_Microme-ter02manualversion/Micrometer02manualversion_Simulation.xhtml " frameborder-"0"></iframe>

Результат встраивания лабораторной работы в электронный курс представлен на рис. 7.

Рис. 7. Встраивание лабораторной работы в электронный курс помощью тэга

йгаше

Применение для встраивания лабораторной работы элемента «EJSApp»

Элемент EJSApp позволяет автору курса добавлять приложения JavaScript и Java-апплеты, созданные с помощью Easy Java/Javascript Simulations (EjsS), в свои курсы Moodle. Приложения Javascript будут встроены в курсы Moodle, а апплеты Java будут запущены как настольные приложения с использованием протокола JNLP. Если приложение EjsS было скомпилировано с использованием опции «Добавить языковые средства» в EjsS, лаборатория, встроенная в Moodle с действием EJSApp, автоматически установит свой язык на тот, который выбран пользователем в Moodle, если это возможно. При использовании вместе с блоком EJSApp File Browser и, если приложения были подготовлены в EjsS для этой цели, учащиеся могут сохранять состояние приложения EjsS, а также текстовые файлы или файлы изображений. Информация о состояниях сохраняется в файле json, который хранится в блоке EJSApp File Browser. Эти состояния можно восстановить с помощью приложения EjsS, щелкнув файлы json в блоке EJSApp File Browser. При использовании вместе с блоком EJSApp Collab

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 3 (66)

Sessions пользователи Moodle могут работать с одним и тем же приложением EjsS синхронно, то есть приложение будет показывать одинаковое состояние для всех пользователей в сеансе совместной работы. Благодаря этому блоку пользователи могут создавать сеансы, приглашать других пользователей и работать вместе с одной и той же активностью EJSApp. При использовании вместе с блоком Remlab Manager действия EJSApp, которые состоят из удаленных лабораторий, могут извлечь выгоду из многочисленных вариантов управления, предоставляемых этим блоком. При использовании вместе с действием системы резервирования EJSApp сеансы экспериментов с действиями EJSApp, которые состоят из удаленных лабораторий, планируются из этого модуля.

Заключение

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы: на сегодняшний день существуют широкий спектр программных инструментальных сред для разработки виртуальных лабораторных работ. Приоритет следует отдавать программам позволяющим разрабатывать web приложения, так как именно они имеют различные опции для интеграции в электронные учебные курсы, в частности разработанные в среде LMS Moodle. Рассмотренная в статье виртуальная лабораторная работа по метрологии позволяет сделать вывод о возможности создания цифровых двойников реальных измерительных инструментов с полной имитацией действий оператора. Вариант реализации лабораторных работ в среде Easy Java/JavaScript Simulations представляется одним из наиболее оптимальных решений в области разработки виртуальных лабораторных практикумов.

Библиографические ссылки

1. Чирцов А. С., Никольский Д. Ю., Курашова С. А. Технологии МООС как база для решения актуальной задачи перехода к массовому индивидуализированному физическому образованию: проблемы и их апробированные решения // Компьютерные инструменты в образовании. 2019 № 1. С. 68-78.

2. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Виртуальные образовательные лаборатории: принципы и возможности // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 62-66.

3. Трухин А. В. Виды виртуальных компьютерных лабораторий // Информационные технологии в высшем образовании. 2005. Т. 2, № 2. С. 58-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Альтмарк А. М, Лесив Н. А. Современные технологии создания виртуальных лабораторных работ для обеспечения дистанционного обучения. URL: https://conf-ntores.etu.ru/assets/files/2021/cp/papers/178-180.pdf (дата обращения: 05.06.2022).

5. Особенности проектирования и разработки программного обеспечения при цифро-визации естественнонаучного образования / Аркулис М. Б., Николаев А. А., Логунова О. С., Савченко Ю. И. // Программные системы и вычислительные методы. 2021. № 2. С. 11-25. URL: https://nbpublish.com/librarv read article.php?id=35433(дата обращения: 05.06.2022).

6. Об использовании виртуальных лабораторных работ в онлайн-образовании / Золо-тов Д. А., Коваленко А. Н., Петина М. А., Путивцева Н. П. // Научный результат. Информационные технологии. 2020. Т. 5, № 4. С. 26-30.

7. When Learning about the Real World is Better Done Virtually: A Study of Substituting Computer Simulations for Laboratory Equipment / N. D. Finkelstein, W. K. Adams, C. J. Keller et al. // Physical Review Special Topics - Physics Education Research. 2005. Vol. 1.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)

8. The remote DSP experiment integrated with Moodle online learning environment / Mirjana Brkovic, Radojka Krneta, Djordje Damnjanovic, Danijela Milosevic // 2014 11th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation. February 2014. P. 391-392.

9. Wolfram-вычислительный язык программирования. URL: https://www.wolfram.com/language/7source-irontpage-carousel (дата обращения: 02.08.2022).

10. Разработка приложений на C и C++. URL: https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs/features/cplusplus/ (дата обращения: 02.08.2022).

11. Инструментальная среда Python. URL: https://vpython.org/ (дата обращения: 02.08.2022).

12. QML - декларативный язык программирования. URL: http://doc.crossplatformru/qt/4.7.x/gettingstartedqml.html (дата обращения: 02.08.2022).

13. Visual Pascal - язык программирования. URL: https://www.embarcadero.com/ru/products/delphi (дата обращения: 02.08.2022).

14. Node.js - язык программирования. Техническое описание. URL: https://nodejs.org/(дата обращения: 02.08.2022).

15. Unity - платформа для создания контента в реальном времени. URL: https://unity.com/ru (дата обращения: 02.08.2022).

16. Falstad. Виртуальный конструктор электрических схем. URL: https://www.falstad.com/circuit/ (дата обращения: 02.08.2022).

17. EjsS Manual. URL: https://www.compadre.org/osp/document/Serve-File.cfm?ID=7306&DocID=479&Attachment=1 (дата обращения: 02.08.2022).

18. Loo Kang WEE, Hwee Tiang NING. Vernier caliper and micrometer computer models using Easy Java Simulation and its pedagogical design feature-ideas to augment learning with real instruments // Physics Education. August 2014. P. 1-8.

19. L. K. Wee and H. T. Ning. Using Easy Java Simulation in teaching Measurement & Accuracy, presented at the Singapore International Science Teachers Conference 2012, Singapore, 2012.

Title: Virtual Laboratory Work on Metrology in EJS Environment Authors' affiliation:

Rumanovskiy I. G. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In the article, the author presents an analysis of modern software tool environments for creating virtual laboratory works. A technology for creating a virtual laboratory work for the metrology course in the Easy Java/JavaScript Simulations environment is proposed, and a software implementation of the laboratory work is presented. The options for integrating this work into the electronic educational environment of the university are proposed.

Keywords: electronic educational environment; programming, server, virtual laboratory, tool environment, library, interactive application, e-learning course

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.