Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТИ'

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эль-Бахей Л.

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями поведения пользователей во время коммуникации в сети, описываются их инструменты и стратегии самопрезентации. Цель исследования - понять, как стратегические инструменты самопрезентации влияют на изменение собственного образа в глазах других пользователей. В задачи исследования входило выявить причины стремления людей создать себе более презентабельный образ в сети, определить частоту применения, а также понять, что способствует этому. С помощью опроса и контент-анализа анализируется поведение пользователей сети в возрасте от 16 до 25 лет, которые выстраивают свой имидж в интернете. Результаты показали, что люди действительно подстраивают свой образ в сети под принятые ими установки в зависимости от пола и рабочего статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL COMMUNICATION:ONLINE SELF-REPRESENTATION STRATEGIES

The paper deals with issues related to the peculiarities of user behavior during communication in the network, describes the tools and strategies of self-presentation that they use. The purpose of the study is to understand how strategic self-presentation tools affect changing one’s own image in the eyes of other users. The purpose of the study was to identify the reasons why people want to create a more presentable image in the network, to determine the frequency of use, and what contributes to this. With the help of survey and content analysis the behavior of network users aged from 16 to 25 years, who build their image on the Internet, is analyzed. The results showed that people actually build their image on the network, based on their attitudes, depending on gender and work status.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТИ»

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТИ

Эль-Бахей Л.

ЭЛЬ-БАХЕЙ Лейла - студент 4-го курса факультета «Коммуникации, медиа и дизайн» НИУ ВШЭ, Москва, Российская Федерация. E-mail: lelbakhey@edu.hse.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями поведения пользователей во время коммуникации в сети, описываются их инструменты и стратегии самопрезентации. Цель исследования - понять, как стратегические инструменты самопрезентации влияют на изменение собственного образа в глазах других пользователей. В задачи исследования входило выявить причины стремления людей создать себе более презентабельный образ в сети, определить частоту применения, а также понять, что способствует этому. С помощью опроса и контент-анализа анализируется поведение пользователей сети в возрасте от 16 до 25 лет, которые выстраивают свой имидж в интернете. Результаты показали, что люди действительно подстраивают свой образ в сети под принятые ими установки в зависимости от пола и рабочего статуса.

Ключевые слова: виртуальная коммуникация, социальные сети, приемы воздействия, сетевая идентичность, самопрезентация.

Для цитирования: Эль-Бахей Л. Виртуальная коммуникация: стратегия самопрезентации в сети // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 59-73. DOI 10.29030/2309-20762020-13-4-59-73.

Введение

Сегодня в цифровой век для поиска информации и взаимодействия друг с другом люди все чаще полагаются на свои электронные девайсы. Подобная коммуникация становится базисом распространения виртуального взаимодействия и представляет собой общение в интернете, не подразумевающее контакт в реальной жизни [7. C. 538]. Такой вид общения имеет определенные преимущества: у пользователя появляется шанс предстать перед собеседником именно таким, каким он мечтал быть всю жизнь.

В онлайн-среде у человека появляется огромное количество возможностей для конструирования своего идеального образа, образующего его сетевую идентичность. Одна из респондентов Д.И. Спичевой [3. C. 47] заявила, что в сети ее стиль общения преобразуется в более уверенный.

Полностью разделяется самоидентификация человека: публикуемый контент не всегда олицетворяет того, кто его создает. Если человек создает себе имидж в сети, совершенно противоположный реальному, то у него появляется больший простор для манипуляций в общении. Это сравнимо с автопортретом художника, который может нарисовать себя и шутливо, и, наоборот, идеализировать, что иллюстрирует как эгоизм, так и скромность человека.

Таким образом, каждый аккаунт в интернете - это точно спланированная кампания, где люди стараются выразить свои наилучшие качества в надежде обретения популярности и поиска новых контактов. Они создают себе публичную страницу, регулярно обновляя ее позитивными новостями и счастливыми событиями из своей жизни [2. С. 148].

Гипотеза исследования: активное применение человеком стратегических инструментов самопрезентации меняет представление пользователей об этом человеке. Иными словами, пользователи сети в возрасте от 16 до 25 лет, выстраивая с помощью определенных инструментов стратегической самопрезентации свой имидж в интернете, манипулируют мнением других людей о себе, добавляя себе больше положительных качеств и скрывая, таким образом, отрицательные качества.

Методология: данные, полученные в ходе проведения онлайн-опроса молодежи в мае 2019 г среди 220 респондентов; контент-анализ страниц пользователей социальных сетей, участвующих в опросе:

1. Социологический онлайн-опрос молодежи (16-25 лет) Москвы и Московской области (МО) для выяснения частоты применения инструментов самопрезентации в целях выстраивания определенного образа во время коммуникации в сети. Для измерения использовались прямые вопросы с дихотомическими переменными и шкала Ликерта.

2. Контент-анализ 68 страниц в социальных сетях респондентов, добровольно оставивших ссылки на них во время прохождения опроса. Для измерения была составлена кодировочная таблица с указанием инструментов самопрезентации.

Основная часть

Виртуальный дискурс коммуникации. В силу того, что каждый аккаунт — это спланированная кампания [3. С. 18], понятие надежности виртуальной коммуникации ставится под сомнение, ведь человек, с которым мы можем взаимодействовать, не является таким, каким позиционирует себя в сети.

Некоторые полагали, что существует контраст между поведением человека в сети и жизни. В онлайн-среде у человека уходит больше времени на то, чтобы подумать над своими словами. Отправленное сообщение - это аккуратно сконструированное послание, подстроенное под собеседника. Пользователь сети может притворяться общительным, успешным, храбрым, в то время как на самом деле все эти качества - полная противоположность его настоящей личностной характеристике. Получается, что от собеседника этого пользователя скрыто реальное положение вещей: он не видит, к примеру, его плохого воспитания, отсутствия вкуса в одежде или абсолютной неряшливости и неуклюжести [6. С. 200].

В то же время существует мнение, что анонимность в сети позволяет человеку быть собой или раскрыться с совершенно неожиданной для него стороны, о которой раньше он не думал в силу давления общества. Стираются этнические границы, люди начинают общаться без каких-либо расовых либо половых

предрассудков. Многие женщины указывают, что чувствуют большую безопасность в интернете [9. С. 110].

Ряд авторов утверждают, что все те характеристики, которыми награждает себя индивид в сети, являются именно тем, кем он есть на самом деле, а интернет в данном случае служит площадкой для их реализации. Имидж человека в сети дополняет его образ в реальной жизни [6. С. 201].

Особенности приемов самопрезентации в сети. Различают официальную (деловую, связанную с работой) и неофициальную (взаимодействие в семье, кругу друзей) модели поведения в сети, на чем и базируется собственный образ [5. С. 76]. Однако конструирование сетевой онлайн-идентичности может меняться в зависимости от выбранных инструментов стратегической самопрезентации.

Первый инструмент стратегической самопрезентации - имя пользователя, показывающее пол, возраст, интересы, характер человека, затем идут фото и видео на странице пользователя, которые говорят нам, как выглядит человек, одевается, ведет себя и где проводит свое время.

Немаловажным инструментом считается аватар, включающий в себя все характеристики описанных инструментов, начиная от внешности человека и заканчивая его увлечениями [4. С. 52]. Множество людей стремятся показать ту часть своей жизни, которая выглядит интересной, богатой и насыщенной событиями.

Количество подписчиков и лайков положительно характеризуют страницу пользователя, а значит, и его самого. При этом необходимо отметить, что чем более открытый образ у пользователя в сети, тем больше доверия он внушает [9. С. 117], формируя себе положительную репутацию.

Любопытно, что образ во многом зависит и от используемой социальной сети. Например, в Facebook и Ыпке^п люди создают себе более официальный имидж, приемлемый для работы и общения с клиентами. Пользователи идентифицируют себя с учетом «жанра» каждой социальной сети, подстраиваясь под нее. Грань между офлайн- и онлайн-личностью становится все более заметной в силу того, что общение переходит в киберпространство. При этом тип желаемого имиджа также может влиять на желание публиковать контент [9. С. 112].

Существуют различные приемы воздействия, осуществляемые пользователями сети и действующие на его образ [5. С. 71, 84]. К примеру, пользователь пускает пыль в глаза своим подписчикам, публикуя контент с конференции в целях представления себя в качестве ученого человека (ввод в заблуждение). Обычно же им посещаются более «праздные» места.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что активное применение стратегических инструментов самопрезентации меняет представление других пользователей о человеке. Привлекательность образа пользователя в социальной сети и выкладываемый контент, затрагивающий, в том числе, и интересы других личностей (например, совместная фотография), будут определяться не только форматом взаимодействия и инструментами самопрезентации, но и выбранной стратегией воздействия на собеседника.

На данном этапе хотелось бы дать более точное определение понятиям, используемым в работе: виртуальная коммуникация может проходить в разных формах: общение в социальных сетях, мессенджерах, форумах, электронной почте, что влияет на стилистику и цель сообщения. Межличностная коммуникация бывает двух видов: формальная и неформальная [8. С. 311]. Так, в социальных сетях и на форумах преобладает неформальное общение, пользователи обмениваются повседневной информацией, юмористическим контентом, обсуждают актуальные вопросы. Мессенджеры, хотя и используются для неформальных коммуникаций, все чаще становятся платформой для решения деловых вопросов.

Цель самопрезентации - создать нужный имидж. Виды самопрезентации: самореклама - человек «продает» одну из своих наиболее привлекательных черт; имидж - «иллюстрация-пример» (выявляется, как сконструированный образ будут воспринимать другие люди); скромный образ - собственные качества принижаются и не выставляются на показ; образ запугивания - индивид стремится обладать властью и авторитетом путем убеждения других в своей влиятельности [7. С. 547].

Наиболее актуальным для рассмотрения видом самопрезентации является самореклама, так как именно с ее помощью человек идеализирует себя в социальных сетях. Цель саморекламы - более положительное конструирование образа, чтобы угодить восприятию других пользователей.

Инструменты стратегической самопрезентации имеют большое значение. Они подразделяются на несколько видов: аватар (фотография профиля), публикуемый контент и количество лайков и/или подписчиков. Именно благодаря им строится сетевая онлайн-индентичность.

Существует огромное количество вариаций аватаров. Фотографии могут быть официальными (используемыми для аккаунтов, часто связанных со взаимодействием с клиентами), случайными (в шуточном образе дома, в компании друзей или на мероприятии), сделанными специально на заранее продуманной фотосессии, а также и вовсе не быть фотографиями самого человека (изображен герой любимой игры). Они могут обрабатываться с использованием фотоэффектов и фильтров.

Публикуемый контент также существует в нескольких форматах: текст, видео, фото, аудио. Текстовой формат может включать в себя выражение своих мыслей, рекламу мероприятий. При этом важно учитывать, как долго автор формулировал текст, соблюдал ли он орфографию. Фото- и видеоформат стоит рассматривать с той же позиции, что и аватар, — редактирование фотографии и видео, их постановка и содержание. Все зависит от цели пользователя, его желаемой манеры поведения в интернете.

Что касается количества лайков и/или подписчиков, необходимо понимать, не осуществлялась ли «накрутка» с помощью сторонних сервисов. Важно учитывать и то, за какой период они были набраны.

Социальная самоидентификация проявляется многообразными способами, такими как: уподобление, когда индивид отождествляет себя с другим чело-

веком, перенимая его особенности поведения; групповая идентификация, при которой человек относит себя к определенному сообществу людей, приобретая их привычки, обычаи, интересы. «Позаимствовав» у группы преимущественно положительные особенности поведения, он становится более совершенной версией себя [7. С. 534].

Следовательно, сетевая онлайн-идентичность, будучи собранной из наиболее презентабельных черт, является последствием самоидентификации индивида с другими вызывающими у него симпатию личностями. Происходит большая дифференциация образа личности в сети и реальной жизни, так как из-за преображения своего онлайн-образа (в зависимости от сообщества) человек начинает вести себя по-разному, употребляя различные приемы воздействия [4. С. 51].

В контексте данной работы рассматриваются такие приемы воздействия, как ввод в заблуждение, определение совпадающих интересов, стратегическая защита образа. Ввод в заблуждение (как было указано ранее) заключается в моделировании ложной ситуации. Например, пользователь сети, не сообщая, что живет в неприглядной квартире, публикует фотографии с чужими дорогими машинами и небоскребами, создавая представление о своей «богатой» жизни.

Стратегическая защита образа подразумевает защиту своего образа в социальной сети от нежелательного контента. Например, пользователь просит друга удалить свою неудачную фотографию и убрать ссылку на его аккаунт либо публикует более презентабельную фотографию, комментирует и объясняет появление невыигрышной фотографии на аккаунте друга. Таким образом он «защищает» свой образ в социальной сети от нежелательного контента.

Следовательно, с помощью построения цифрового имиджа при использовании инструментов стратегической самопрезентации во время виртуального общения открывается простор для воздействия на своего собеседника.

Для определения теоретической рамки исследования рассмотрена теория драматургического подхода И. Гофмана. Он сравнивает социальный мир с миром театра: наши социальные роли приравниваются к театральным, так как каждая из них имеет свою собственную историю, по-разному отражающуюся на участниках взаимодействия [1. С. 107]. Теория включает в себя различные способы управления мнениями о своей манере держаться в обществе с помощью поведенческого преображения, а также тот факт, что существует множество групп, и человек в каждой из них ведет себя по-разному, обладая таким образом несколькими социальными «Я».

В результате этого коммуникация происходит не между людьми, а между их выстроенными образами, которые впоследствии могут стать не только «надеваемыми масками» [4. С. 53], но и тем, кем индивиды являются на самом деле. Данное явление распространено при виртуальной коммуникации: индивид достраивает свой образ, помогая себе раскрыться с другой стороны [8. С. 314]. Рассматривая аналогию поведения с театром, И. Гофман разделяет такие понятия, как «закулисье» и «сцена», что схоже с идеей, описанной в когнитивном подходе к коммуникации [9. С. 116]: на переднем плане оказывается создан-

ный образ человека, на заднем — настоящая картина действительности; а общение в интернете - наиболее подходящая иллюстрация описанной ситуации. Такой образ в сети продуман до мелочей, чтобы повлиять на восприятие человека с помощью различных чувств [9. C. 115], которые могут быть вызваны используемыми инструментами самопрезентации.

Эмпирическое исследование коммуникации в сети и приемов самопрезентации. Один из способов получения эмпирического материала для написания данной работы заключался в проведении онлайн-опроса на тему «Коммуникация в сети: стратегии самопрезентации в сети». Данный метод был выбран в связи с тем, что без опроса невозможно оценить отношение конкретной аудитории к явлению, ведь с его помощью происходит сбор мнений отдельных людей.

Для более детального изучения полученных данных были введены следующие эмпирические гипотезы:

1) женщины чаще склонны применять стратегические инструменты самопрезентации в сети;

2) люди, имеющие работу, менее склонны показывать свои увлечения публично, что также влияет на их активность в социальных сетях.

Онлайн-опрос был проведен в мае 2019 г с помощью сервиса Google Forms. Распространение анкеты происходило через социальные сети VK, Telegram и Instagram.

Тематика опроса была разбита на несколько эмпирических индикаторов:

• способ виртуальной коммуникации;

• цели и мотивы презентации образа человека в сети;

• инструменты стратегической самопрезентации;

• способы воздействия, которые используются пользователями.

В начале анкеты респондентам предложили выбрать социальную сеть, которой они чаще всего пользуются; также уточнялось, что именно на основе выбранной ими социальной сети будет проводиться анализ их ответов в дальнейшем; затем было предложено расставить цели коммуникации в порядке приоритета. В следующем блоке вопросы были посвящены фотографии профиля респондентов, а также самому публикуемому контенту. Респонденты должны были на основе своего аватара определить его стилистику, свое отношение к количеству лайков на свои публикации и подписчиков, использованию фильтров. Еще один блок вопросов был направлен на выявление согласия/несогласия с различными утверждениями, иллюстрирующими проявления различных инструментов самопрезентации. В конце размещались вопросы, затрагивающие возраст, пол и род деятельности респондента.

Первый индикатор необходим для определения платформы, с помощью которой пользователь образует свой сетевой образ. Он базируется на работе Хосе ван Дайка, который описал взаимосвязь используемой сети с имиджем человека: взятые им за основу LinkedIn и Facebook показали себя как сервисы, чаще используемые для работы, чем для личной жизни. В них сетевой образ индиви-

да оказался более деловой с точки зрения профессиональной карьеры пользователя [6. С. 201].

В данном случае для его измерения было предложено несколько социальных сетей (1 - Facebook; 2 - !^адгат; 3 - УК), с помощью чего был выявлен способ виртуальной коммуникации.

Второй индикатор необходим для выявления намерений коммуникации. Важно понять, с какой целью строится определенный образ в сети. Его измерение происходило с помощью вопроса «Какова цель коммуникации, осуществляемой через выстроенный вами образ в сети?». Вариантами ответов для респондентов были следующие:

1) коммуникация с друзьями и родственниками;

2) коммуникация с одногруппниками (в учебных целях);

3) деловая коммуникация (в рабочих целях);

4) продвижение собственного бренда (включая распространение своих творческих работ, музыки, идей и т. д.).

Третий индикатор являлся самым основным, так как главный упор в данной работе делался именно на изучение стратегических инструментов самопрезентации. Он делился на несколько составляющих:

• аватар (фотография профиля);

• количество подписчиков и лайков;

• публикуемый контент.

Рассматривая фотографию профиля, необходимо было выяснить у респондентов, в какой стилистике она сделана (номинальная шкала: 1 - официальная (деловая); 2 - случайная (в кругу друзей); 3 - профессиональная (на фотосессии); 4 - другое (селфи, фотография в зеркале); 5 - на фотографии изображен(а) не я). Для измерения количества подписчиков и лайков как инструмента самопрезентации респондентам был задан вопрос: «Известно ли вам о существовании специальных сервисов, которые увеличивают количество лайков/подпис-чиков?» (измерялись дихотомическими переменными: 1 - да; 2 - нет). В случае положительного ответа необходимо было ответить на следующий вопрос: «Пользовались ли вы специальными сервисами, которые увеличивают количество лайков/подписчиков?»

Измеряя публикуемый контент - фотографии или видео, - нужно было понять, пользуются ли респонденты фильтрами: «Обращаетесь ли вы к фильтрам для обработки фотографии/видео?» (1 - да, часто; 2 - да, иногда; 3 - нет, никогда).

Наличие последнего индикатора предполагало, что из-за активного применения стратегических инструментов привлекательности увеличивается уровень воздействия на других индивидов в сети [7. С. 538]. Такой прием воздействия, как стратегическая защита образа измеряется через шкалу Ликерта, поэтому респондентам предложили соотнести себя с такими высказываниями:

• «Я просил(а) друзей удалить нежелательную фотографию со мной»;

• «Я удалил(а) отметку с собой с чужой фотографии, которая мне не нравится».

«Ввод в заблуждение» и «определение общих интересов» измерялись по принципу использования психометрической шкалы Ликерта. Первый прием измерялся с помощью высказывания: «Я публиковал(а) фотографию/видео себя, где я нахожусь в неестественной для меня обстановке или нахожусь в необычном для меня образе». Под неестественной обстановкой в данном случае подразумевалась, к примеру, ситуация, когда человек (не любитель шумных вечеринок) появляется там на полчаса, публикует историю об этом в Instagram, а потом уходит отдыхать в более спокойное и приятное ему место.

Второй прием - определение общих интересов - проявляется через утверждение «Я целенаправленно публиковал(а) информацию, содержащую материал, актуальный для другого человека, чье внимание необходимо было привлечь». Благодаря указанным индикаторам можно определить систематичность манипулирования индивидами в сети.

Паспортичка респондента (возраст, пол и род деятельности) составлялась для определения его демографических характеристик без учета места жительства, так как изначальная выборка состояла из молодых людей, проживающих в Москве и МО. В опросе приняли участие 220 чел., среди которых 55,5% (122 чел.) — женщины и 44,5% (98 чел.) — мужчины. Наибольшая доля опрошенных — люди в возрасте от 16 до 20 лет (78%), а наименьшая — 21-25 лет (20%). Наибольший процент (68,9%) составили неработающие студенты, 28,8% — работающие студенты, оставшиеся 2% пришлись на людей, имеющих работу, но не являющихся студентами.

Еще одним способом проверки эмпирических гипотез данной работы являлся контент-анализ, который был необходим, так как опрос не давал достаточных данных для проверки некоторых гипотез. Проверка использования инструментов самопрезентации с помощью контент-анализа - одно из средств, помогающее определить особенности страниц пользователей в действительности, так как не все респонденты могут осознавать, что применяют те или иные инструменты самопрезентации в сети.

Кодировочная таблица содержит список из 68 страниц пользователей с названием социальной сети, указанием пола, возраста и рода деятельности, выявленных с помощью онлайн-опроса ранее. Рассматриваемыми переменными являются следующие инструменты самопрезентации: наличие длинных постов (грамотно и литературно оформленных), большое количество подписчиков (500+) и лайков (100+). Изучаются сами публикации на странице, их тематика, на основе чего определяется цель выстроенной на странице коммуникации. Выясняются корреляция между содержанием публикуемого контента и родом деятельности пользователя, а также увеличение или уменьшение регулярности публикаций после смены рода деятельности.

Результаты исследования

В данной части работы представлены результаты проведенного опроса - выводы, сделанные на основе ответов респондентов и контент-анализа (выводы,

полученные на основе данных из кодировочной таблицы). Демографические характеристики респондентов были описаны в предыдущей части. Рассмотрим остальную часть опроса.

Раздел 1, посвященный социальным сетям, показал, что наиболее популярной социальной сетью среди молодежи является УК — 75%. Далее необходимо было определить в порядке приоритета цели коммуникации в выбранных респондентами социальных сетях. Наибольшее количество людей на первое место ставили коммуникацию с друзьями и родственниками (116 чел.), на второе — коммуникацию с одногруппниками в учебных целях (104 чел.), на третье — деловую коммуникацию с коллегами в рабочих целях (103 чел.); на последнее — продвижение собственного бренда (100 чел.).

Рассматривая такой инструмент самопрезентации в сети, как фильтры для обработки фотографии или видео, 44% признались, что иногда прибегают к их использованию, 22% - никогда. Данный инструмент пользуется относительной популярностью у респондентов.

Оценивая стилистику аватара, мнения респондентов равномерно разделились: 28,3% имеют профессиональную фотографию профиля, сделанную на фотосессии, 26,5% — случайную (например, в кругу друзей), 23,3% ставят на аватар селфи или фотографию в зеркале, а 20,5% поставили в качестве фотографии профиля что-то иное. При этом официальная стилистика (например, в деловом костюме на работе) оказалась наименее популярной — всего лишь 1,4%. Использование данного инструмента самопрезентации сугубо индивидуально, однако все равно люди уделяют этому особое внимание, подстраивая фотографию профиля под свои привычки и установки.

При этом для 68% респондентов не важно количество лайков и подписчиков, они с наименьшей вероятностью воспользуются стратегиями самопрезентации в сети. Однако другие, наоборот, более склонны к этому: 20% уделяют сильное внимание количеству и лайков, и подписчиков, а 12% смотрят только на лайки. Несмотря на то, что 94% опрошенных известно о сервисах по автоматизированному увеличению количества лайков и подписчиков, 89% предпочли никогда не пользоваться данным инструментом самопрезентации. Но 6% использовали «накрутку» лайков, 1% - «накрутку» подписчиков, а 4% - и то, и другое.

Степень согласия респондентов с различными высказываниями в целом показала схожие результаты. Опрошенных, которые признались, что тратят много времени на составление нового поста, оказалось мало — всего 11,8% (26 чел.), однако респондентов, которые «скорее согласны» с утверждением «Я трачу много времени на составление текста при публикации нового поста», оказалось побольше — 18,6% (41 чел.). Любопытно, что большинство из них -мужчины (23%). 67 чел. абсолютно не соотносят себя с данным приемом самопрезентации (30,5%).

72 чел. (33%) просили друзей удалить свою неудачную фотографию, подавляющее большинство здесь - женщины. При этом другая половина респондентов (51%) совершенно с этим не согласна.

Стратегическая защита своего образа с помощью комментирования неудачной фотографии через публикацию поста в ответ другу оказалась наименее популярной — 159 чел. (72,3%) никогда так не поступали, 24 чел. (10,9%) делали так иногда. Позитивный ответ дали лишь 25 чел. (11,3%), а 5,5% и вовсе выбрали нейтральную позицию, которую можно объяснить неосведомленностью о таком методе в обыденной жизни, так как он скорее более распространен в шоу-бизнесе среди популярных личностей.

Говоря про высказывание «Я удалял(а) отметку с собой с чужой фотографии, которая мне не нравится», 62 чел. (28,2%) полностью с ним согласны (47% из них составляют женщины), 7,3% оценили свое согласен на четверку, т. е. «скорее согласен», а 105 чел. (47,7%) совершенно не согласны.

Далее изучалось то, как респонденты так или иначе публиковали фотографию/ видео себя, где находились в неестественной для них обстановке, вводя в заблуждение других. Результаты показали, что 29 чел. (13,2%) полностью соотносят себя с данным утверждением, а 91 чел. (41,4%) совершенно к нему себя не относят. К этому, хоть и с небольшим разрывом в 3%, также более склонны женщины.

При изучении метода воздействия на пользователей сети, который заключается в определении общих интересов, было выявлено, что он оказался наиболее часто используемым. С фразой «Я целенаправленно публиковал(а) пост, содержащий материал, актуальный для другого человека, чье внимание необходимо было привлечь» согласились 86 чел. (39,1%). Данным приемом особенно часто пользуются женщины (36% полностью согласны с данным утверждением), мужчины - 13%. Тех, кто был, скорее, не согласен, оказалось 27 чел. (12,3%), полностью не согласились с указанным вопросом 72 чел. (32,7%).

Описывая результаты контент-анализа, стоит учесть, что анализировались страницы пользователей УК и Instagram, так как данными именно с этих социальных сетей поделились респонденты в онлайн-опросе.

Было выявлено, что у 86% респондентов на страницах присутствуют личные фотографии, а те, у кого их не было (14%), были пользователями социальной сети УК. Получается, что в Instagram намного чаще используется прием самопрезентации, заключающийся в публикации своих фотографий и наличии аватара.

Содержание публикаций в основном показывало личные интересы и увлечения человека (36%), личные фотографии человека (39%), 15% указали различные советы, мысли, рекомендации пользователя, 8% — развлекательный контент и лишь у 2% публикации отсутствовали совсем. Посты с тематикой «Личные интересы и увлечения» наблюдались у 24 чел. в УК, у 12 чел. на странице были лишь посты с личными фотографиями, у пяти был развлекательный контент, лишь у двух были личные мысли, рекомендации.

В Instagram у 14 чел. были лишь личные фотографии (что соответствует цели данной платформы), у 8 чел. под публикациями наблюдались посты, описывающие размышления и идеи. Получается, что в Instagram люди намного чаще высказывают свою точку зрения под своими публикациями, а в УК стараются сохранять более нейтральный образ.

Интересно, что у 18% пользователей со сменой рода деятельности изменилась регулярность публикаций — их стало больше. В основном они были связаны с работой, например с проведением мероприятий. Если раньше пользователи часто делали репосты, связанные с их интересами, писали свои мысли, публиковали личные фотографии, то с момента начала трудовой деятельности контент стал более сдержанным.

Контент-анализ в целом подтвердил данные, полученные в онлайн-опросе: помимо основной цели, заключающейся в коммуникации с друзьями и одно-группниками, 22 респондента (10% в VK и 22% в Instagram) используют социальные сети для продвижения личного бренда, своих работ и идей. При этом на данную цель род деятельности не сильно влияет — доли и работающих, и неработающих студентов, у которых прослеживается именно это намерение коммуникации, составили 16%.

Для более глубокого анализа ответов респондентов нужно обратиться к проверке определенных гипотез с помощью программы для обработки статистики — SPSS.

Гипотеза № 1. Женщины чаще склонны применять инструменты самопрезентации, особенно подстраивать интересы под других и стратегически защищать свой образ в сети.

Гипотеза проверялась на основе анализа корреляции переменной пола с приемами определения общих интересов и стратегической защиты образа.

Анализ в SPSS показал, что в отличие от мужчин женщины намного чаще просили друзей удалить свои неудачные фотографии (перебор комбинаций в ответе «полностью согласна» и недобор в ответе «совершенно не согласна»). Мужчины, наоборот, были не согласны с данным утверждением (перебор комбинаций в ответе «совершенно не согласен»); видимо, мужчинам менее важно то, как они выглядят в социальных сетях.

Что касается приема «определение общих интересов», то связь была выявлена по такому же принципу - через Хи2. Наполненность комбинаций показала, что мужчины менее склонны целенаправленно публиковать контент, зная при этом, что он заинтересует кого-то конкретного, чье внимание желательно привлечь. Женщины же, наоборот, намного чаще были согласны с данным утверждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сделать вывод, что женщины более склонны применять данные инструменты самопрезентации. Гипотеза № 1 подтвердилась.

Гипотеза № 2. Люди, имеющие работу, склонны менее показывать свои увлечения публично, что также влияет на их активность в социальных сетях.

Проверка данной гипотезы необходима для выявления корреляции между использованием стратегических инструментов самопрезентации и родом деятельности пользователя. Она предполагает, что, если человек работает, то он использует либо больше, либо меньше инструментов. Пользователи с момента, как начинают активную трудовую деятельность, меньше (или больше) времени уделяют социальным сетям. Метод онлайн-опроса не дал достаточных данных для этого, поэтому было необходимо проверить утверждение через контент-анализ.

Изменение регулярности публикаций после смены рода деятельности

Нет Есть, чаще Есть, раже Total

Роддеятельности Студент, работаю Count 7 7 4 18

Std. Residual 1 I 2.1 I 2,3

Студент, не работаю Count 42 5 0 47

Std. Residual 1,2 -1.2 -1,9

Не учусь, работаю Count 1 0 1 2

Std. Residual -,4 -.6 2,2

Total Count 50 12 5 67

Рис. 1. Наполненность и ненаполненность ячеек по переменным

Перебор в комбинациях дает понять, что у работающих студентов в равной степени изменилась активность в интернете: у одних увеличилась, у других уменьшилась (рис. 1). При этом у тех, кто не учится и только работает, регулярность публикаций стала реже.

Следовательно, пользование инструментами самопрезентации зависит от рода деятельности человека. С началом работы у пользователей изменяется содержание публикуемого ими контента, а также его регулярность. Гипотеза № 2 подтвердилась.

Таким образом, результаты опроса и контент-анализа показали, что аудитория в возрасте 16-25 лет действительно пользуется различными инструментами самопрезентации, хотя это также зависит от нескольких факторов: пола, используемой социальной сети и рода деятельности. Женщины намного чаще стараются выстроить необходимый им образ в сети, при этом это правило распространяется на !^адгат, так как именно он - основная платформа для продвижения личного бренда. В УК и Facebook более распространены такие цели коммуникации, как общение с друзьями, одногрупниками и коллегами.

Прослеживается связь между родом деятельности человека и его поведением в социальных сетях. Работающие пользователи склонны более аккуратно вести себя в интернете: их публикации либо сокращаются, либо учащаются в зависимости от требований профессии; они перестают содержать развлекательный контент, уменьшается количество репостов, которые характеризуют увлечения и убеждения человека.

Заключение

В данном исследовании рассматривались различные стратегии онлайн-самопрезентации, их влияние на коммуникацию в сети и факторы, которые побуждают пользователей их использовать. Оценивались результаты выполнения целей и задач исследования, заключавшихся в том, чтобы привнести чуть больше понимания в процесс работы инструментов самопрезентации и регулярности их применения в сети.

Гипотезы гласили: чем активнее применяются стратегические инструменты самопрезентации, тем с большей вероятностью изменится представление других пользователей о человеке, который их использует. Они проверялись с помощью проведения онлайн-опроса среди мужчин и женщин в возрасте от 16 до 25 лет и контент-анализа страниц тех респондентов, которые добровольно согласились оставить ссылки на свои страницы. Исследовательский вопрос заключался в том, чтобы определить, от чего зависит применение инструментов стратегической самопрезентации пользователями интернета на практике.

Результаты исследования показали, что пользователи сети часто выстраивают свой образ в сети в зависимости от пола, рода деятельности и используемой социальной сети. Люди с работой, а также просто пользователи !^адгат склонны более аккуратно продумывать свой имидж. Особенно это наблюдается у женщин. Получается, что, выстраивая свой образ в сети, можно менять и впечатление о нем. Поэтому гипотезы подтвердились.

Несмотря на это, у исследования существуют некоторые ограничения. Онлайн-опрос не дает возможности проконтролировать сторонние факторы, которые могут повлиять на решение респондента во время заполнения анкеты. К тому же он предлагает респондентам уже готовую форму ответов, не давая им более развернуто ответить или предложить альтернативу.

Анализировались лишь такие социальные сети, как УК, !^адгат и Facebook. При этом последняя социальная сеть оказалась наименее популярной среди обозначенной выборки людей в возрасте 16-25 лет. Увеличив возраст рассматриваемых респондентов, можно было бы получить больше данных про пользователей других социальных сетей, что могло бы повлиять на полученные результаты.

Дальнейшие перспективы данного исследования заключаются в расширении области изучения данной темы. Остается пространство для изучения поведения и применения стратегий самопрезентации у пользователей не только в социальных сетях, но и в мессенджерах.

Впоследствии проведенное исследование можно использовать на практике при изучении БММ-продвижения. Маркетинг в социальных сетях подразумевает продвижение через онлайн-платформы, поэтому специалисты должны знать способы привлечения внимания, а также выстраивания необходимого им образа, что может повлиять на качество ведения страниц различных брендов. В качестве практических выводов можно использовать знания о существующих инструментах самопрезентации.

Источники

1. Вахштайн В.С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 4. С. 104-118.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: Пер. с англ. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000.

3. Спичева Д.И. Формирование имиджа в процессе виртуальной межличностной коммуникации как проблема обретения идентичности человеком цифровой эпохи // Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности

цифрового поколения: Сборник материалов исследования / Под ред. И.П. Кужелевой-Саган. Томск: ИД Томского государственного университета, 2016.

4. Strategic Self-Presentation on Social Networking Sites / A.A. Alassiri [et al.] // New Media and Mass Communication. 2014. Vol. 32. P. 44-53.

5. Portraying the self in online contexts: context-driven and user-driven online identity profiles / M. Arestaa [et al.] // Contemporary Social Science. 2015. Vol. 10. No. 1. P. 70-85.

6. Van Dijck J. 'You have one identity': performing the self on Facebook and LinkedIn // Media, Culture & Society. 2013. Vol. 35. No. 2. P. 199-215.

7. Hongladarom S. Personal Identity and the Self in the Online and Offline World // Minds & Machines. 2011. Vol. 21. P. 533-548.

8. Rodogno R. Personal Identity Online // Philosophy and Technology. 2012. - Vol. 25. No. 3. P. 309-328.

9. RuiJ., StefanoneM.A. Strategic self-presentation online: A cross-cultural study // Computers in Human Behavior. 2012. No. 21. P. 110-118.

VIRTUAL COMMUNICATION: ONLINE SELF-REPRESENTATION STRATEGIES

El-Bakhey L.

EL-BAKHEY Leyla - 2nd year student at the faculty of «Communications, Media and Design» of the National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia. E-mail: lelbakhey@ edu.hse.ru

Abstract. The paper deals with issues related to the peculiarities of user behavior during communication in the network, describes the tools and strategies of self-presentation that they use. The purpose of the study is to understand how strategic self-presentation tools affect changing one's own image in the eyes of other users. The purpose of the study was to identify the reasons why people want to create a more presentable image in the network, to determine the frequency of use, and what contributes to this. With the help of survey and content analysis the behavior of network users aged from 16 to 25 years, who build their image on the Internet, is analyzed. The results showed that people actually build their image on the network, based on their attitudes, depending on gender and work status.

Keywords: virtual communication, social networks, methods of influence, network identity, self-representation.

For citation: El-Bakhey L. Virtual communication: online self-representation strategies. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 59-73. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-59-73.

References

1. Vakhshtayn V.S. Dramaturgical theory of Irving Hoffmann: two readings (in Russian). Sociological review. 2003. Vol. 3. No. 4. Р. 104-118.

2. Hoffmann I. The Presentation of Yourself to others in Daily Life: Per. with Engl. Moscow: Canon Press-C: Kuchkovo Field, 2000.

3. Speicheva D.I. Image Formation in the Process of Virtual Interpersonal Communication as a Problem of Obtaining Human Identity in the Digital Age. Social Networks as a Platform for the Organization of Interpersonal Communication and Digital Generation Identity Performance: A Collection of Research Materials / Ed. by I.P. Kuzheleva-Sagan. Tomsk: Tomsk State University Publishing House, 2016.

4. Strategic Self-Presentation on Social Networking Sites / A.A. Alassiri [et al.]. New Media and Mass Communication. 2014. Vol. 32. P. 44-53.

5. Portraying the self in online contexts: context-driven and user-driven online identity profiles / M. Arestaa [et al.]. Contemporary Social Science. 2015. Vol. 10. No. 1. P. 70-85.

6. Van Dijck J. 'You have one identity': performing the self on Facebook and LinkedIn. Media, Culture & Society. 2013. Vol. 35. No. 2. P. 199-215.

7. Hongladarom S. Personal Identity and the Self in the Online and Offline World. Minds & Machines. 2011. Vol. 21. P. 533-548.

8. Rodogno R. Personal Identity Online. Philosophy and Technology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 309-328.

9. Rui J., Stefanone M.A. Strategic self-presentation online: A cross-cultural study. Computers in Human Behavior. 2012. No. 21. P. 110-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.