Научная статья на тему 'Виртуальная книжная выставка для подростков по материалам Отечественной войны 1812 г'

Виртуальная книжная выставка для подростков по материалам Отечественной войны 1812 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1377
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА / ПОДРОСТКИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г / VIRTUAL BOOK EXHIBITION / TEENAGERS / PATRIOTIC WAR OF 1812

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарчук Татьяна Викторовна, Кий Марина Игоревна

Рассматриваются особенности формирования виртуальных тематических книжных выставок для подростков по проблемам Отечественной войны 1812 г. Предлагается методика создания книжной выставки «Недаром помнит вся Россия…», описывается ее структура и даются рекомендации по рекламированию и оценке эффективности выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual book exhibition for teenagers on materials of Patriotic War of 18121

Features of formation of virtual thematic book exhibitions for teenagers on problems of Patriotic War of 1812 are considered. The technique of creation of a book exhibition «Not without reason is offered all Russia remembers…» («Nedarom pomnit vsya Rossia…»), its structure is described and recommendations about advertizing and an assessment of efficiency of an exhibition are made.

Текст научной работы на тему «Виртуальная книжная выставка для подростков по материалам Отечественной войны 1812 г»

УДК 021.4:004

Т. В. Захарчук, М. И. Кий'

Виртуальная книжная выставка для подростков по материалам Отечественной войны 1812 г.

Рассматриваются особенности формирования виртуальных тематических книжных выставок для подростков по проблемам Отечественной войны 1812 г. Предлагается методика создания книжной выставки «Недаром помнит вся Россия...», описывается ее структура и даются рекомендации по рекламированию и оценке эффективности выставки.

Ключевые слова: виртуальная книжная выставка, подростки, Отечественная война 1812 г.

Tatiana V. Zakharchuk, Marina I. Kij Virtual book exhibition for teenagers on materials of Patriotic War of 1812

Features of formation of virtual thematic book exhibitions for teenagers on problems of Patriotic War of 1812 are considered. The technique of creation of a book exhibition «Not without reason is offered all Russia remembers.» («Nedarom pomnit vsya Rossia...»), its structure is described and recommendations about advertizing and an assessment of efficiency of an exhibition are made.

Keywords: virtual book exhibition, teenagers, Patriotic War of 1812

О значимости победы в Отечественной войне 1812 г. свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 от 13 марта 1995 г. В новой редакции этого закона (№ 98 от 21.07.2005), в перечень дней воинской славы России включено 8 сентября - день Бородинского сражения.

В 2007 г. вышел Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 г.», в котором рекомендовано разработать план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. Благодаря этому Указу память двенадцатого года приобрела государственный статус.

Задача библиотеки не только сохранить, но и передать юному поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им. Одним из путей реализации этого направления библиотечной работы могут стать тематические библиотечные выставки, посвященные Отечественной войне 1812 г. Поскольку речь идет о подростках, на наш взгляд, было бы целесообразно создавать такие виртуальные выставки, которые позволяют представить литературу не только, читателям, находящимся в помещении библиотеки, но и удаленным пользователям. Важность создания виртуальных выставок связана с тем, что в настоящее время у подрастающего поколения падает интерес к самостоятельному чтению, а виртуальная выставка может вызвать у пользо-

вателей интерес в том числе и возможностями использования информационных технологий.

В настоящее время нет четкого определения понятия «виртуальная выставка». Предлагаются различные определения этой формы библиотечной работы, например: «Виртуальные выставки - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей. Они являются синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов представления информации»2.

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий в формате документа Microsoft Word - или презентации книг в электронном формате Power Point, до анимационного путешествия в мир книги.

Виртуальная выставка выполняет следующие задачи:

- популяризирует книжный фонд библиотеки;

- предлагает заинтересоваться темой;

- предоставляет информацию об определенных изданиях, о проводимых в библиотеке мероприятиях;

- дает возможность обратиться к другим ресурсам Интернета по определенной теме.

Достоинство виртуальных книжных выставок заключается в возможности представить издания, не снимая их с полки, предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспо-

зиции, увидеть интересные книги, которых пока нет в библиотечном фонде, уникальные документы. Таким образом, виртуальная выставка позволяет:

- представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы, раскрыть их содержание;

- создать широкие возможности для самостоятельной работы пользователя с представленным материалом, способствуют максимально эффективному усвоению информации (преимущество этой формы работы в том, что она используется пользователями в любое время и в любом месте);

- увидеть все интересное без ограничений: и обложку, и титульный лист, и страницы текста, и иллюстрации, а книгу в витрине можно показать только в одном ракурсе, а если раскрыть, - то на одном развороте. Можно показать увеличенные детали, особенности шрифта, дарственные надписи, экслибрисы. Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге;

- библиотекам создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно;

- самостоятельно оценить необходимость посещения библиотеки. Сформированный на сайте библиотеки архив виртуальных выставок позволяет раскрывать и рекламировать фонд постоянно, а не только во время работы соответствующей выставки.

Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Однако она имеет и ряд недостатков:

1. Создание и просмотр такой выставки требуют наличия компьютера.

2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями для ознакомления с виртуальной выставкой.

3. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становятся невозможным.

4. Производитель книжной выставки должен сам обладать необходимыми компьютерными умениями и художественным вкусом3.

Примером электронной виртуальной выставки в детской или юношеской библиотеке может стать выставка по теме «Недаром помнит вся Россия...».

Выставка рассчитана, прежде всего, на учащихся старшего школьного возраста и всех тех, кому интересна история Отечества. Целевое назначение выставки - пробудить в подростках интерес и уважение к историческому прошлому Родины, помочь им в усвоении образователь-

ной программы по истории Отечества. Задачи выставки:

- привлечь внимание молодежи к книге, привить интерес к чтению литературы по истории Отечества и чувство гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого;

- воспитать у юношества любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину;

- способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое;

- продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.

Работа в виртуальном пространстве позволит шире использовать дополнительные виды информации: библиографическую, фактографическую, информационную. Библиотекарь в любое время может за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму или общий дизайн.

Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей и учащихся. А возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую выставку особенно привлекательной для них. Работу подобной выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

Тематическая виртуальная выставка может стать частью целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы библиотечной работы с подростками: беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники, дни рождения литературных героев, обсуждения книг, часы удивлений, дни информации, дни библиографии и др. Такой комплексный подход позволяет работать целенаправленно в достижении главной цели - пропаганды книги и чтения.

Отбор литературы для выставки должен осуществляться по следующим критериям: соответствие теме выставки, соответствие ее целевому и читательскому назначению, год издания.

Отбор документов для выставки лучше всего осуществить в два приема. Сначала выявить все документы, которые есть в библиотеке по данной теме: книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы, электронные издания и т. д. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид.

Особое значение при отборе имеет соответствие включаемых в состав выставки книг возрасту потенциальных пользователей. Отбирая литературу для мероприятия, необходимо ориентироваться на ее художественную и познавательную ценность, учитывать новизну и дидактическую значимость предлагаемых материалов. К сожалению, не все книги, которые издаются сегодня, могут быть полезны для подростков. Очень важно также, чтобы книги на выставке, а также все материалы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту.

При определении структуры выставки, предназначенной для подростков, необходимо понимать, что материал должен располагаться в логике от общего к частному, от простого - к сложному.

Выделение разделов должно быть обосновано историческими этапами и современным состоянием того или иного вопроса. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется в соответствии с концепцией выставки; с учетом целевого и читательского назначения, круга их знаний. Предпочтение следует отдавать изданиям известных, зарекомендовавших себя издательств. Выставка должна быть построена так, чтобы подросток быстро находил главное, и это главное вызывало у него эмоциональное отношение. Не следует стремиться рассказать на выставке обо всем. Перенасыщение выставки различными материалами, представленными мелко, дробно, пестро, ведет к тому, что зритель быстро утомляется, теряет способность восприятия, а значит и интерес.

Виртуальная выставка «Недаром помнит вся Россия.» может состоять из четырех разделов, представляющих не только книги, но и другой иллюстративный материал, позволяющий более полно раскрыть тему данной выставки. Цель разделов выставки - привлечь внимание к теме Отечественной войны 1812 г., побудить к чтению книг путем рекомендации лучших. Темы необходимо конкретизировать, чем они будут уже, тем интереснее получится выставка, понятнее для

читателей. При работе над выставкой, большое внимание уделяется дизайнерским решениям. С помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает сделать виртуальную выставку живой и динамичной.

В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Эффективной формой рекламы виртуальной книжной выставки могут стать плакаты - объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь - правильно составить рекламный текст. Можно задействовать радио, газеты, а также сайт библиотеки. Если тема выставки продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями, выпускается каталог выставки.

Для оценки эффективности выставки (получения обратной связи), прежде всего, используется учет документов, выданных читателям с выставки. В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей - беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

Выставка является одной из составляющих юбилейной программы, а также информационной основой для последующих мероприятий, проводимых библиотекой, посвященных знаменательной юбилейной дате.

Тематическая выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет.

Одним из центральных событий войны 1812 г. явилось Бородинское сражение, которое определило название выставки «Недаром помнит вся Россия.», взятое из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Для удобства навигации выставка «Не даром помнит вся Россия.» была разделена на четыре тематических раздела:

1. Бородино - поле русской славы.

2. «Могучее, лихое племя.».

3. 1812 год в русской поэзии и прозе.

4. Во славу ратных дел.

Зрительный ряд электронной выставки представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.), позволяющим более полно раскрыть тему. Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок. Выбор шрифта, которым выполняются заголовки и цитаты к выставке, обусловлен целевым назначением и содержанием выставки. Он состоит из двух видов.

При оформлении выставки целесообразно использовать цветовой, а не световой контраст. За основу при оформлении слайдов выставки взята подложка в виде карты Бородинского сражения. Общий тон и цветовые заставки, иллюстрации сочетаются между собой и не противоречат смыслу и настроению выставки. Анимационные эффекты использованы применительно к тексту целиком или большим его фрагментам, которые не отвлекают на себя, а лишь усиливают главное, потому что анимация - еще и средство привлечения и удержания внимания. Электронная библиотечная выставка реализована в режиме произвольной демонстрации, регулируемой пользователем.

Предваряет выставку информация для ее посетителей. Открывает выставку песня

Н. П. Брянского на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»4.

Как указывалось выше, выставка разделена на 4 тематических раздела, каждом из которых отражены различные аспекты темы: исторические этапы Отечественной войны 1812 г., сведения о ее героях, отражение войны в классической и современной русской литературе и искусстве.

В первом разделе «Бородинское сражение» отражена литература о ходе Отечественной войны 1812 г., о борьбе русского народа с армией Наполеона; о решающем ходе Бородинского сражения; о жизни и деятельности великих русских полководцев, о выдающемся русском полководце Михаиле Илларионовиче Кутузове, о Наполеоне. Также представлены книги и о том, как выглядели русская и французская армии, какие войска принимали в ней участие, каким оружием были вооружены воины и в какую униформу были одеты. Раздел не претендует на исчерпывающую полноту, но содержит достаточное количество самых лучших произведений о том времени.

Цель создания этого раздела - показать

общую картину Отечественной войны, подробно познакомить с Бородинским сражением, отразить какие тяжелые испытания выпали на нашу родину в 1812 г., самоотверженную борьбу русских людей с армией Наполеона; невиданный всплеск народного патриотизма, небывалого единения всех слоев российского общества, массового героизма генералов, офицеров и нижних чинов русской армии и т. д. Раздел предваряется цитатой В. Г. Белинского «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России.» и включает 14 книг, опубликованных за последние 10 лет.

Во втором разделе «Могучее, лихое племя.» отражена литература о героях войны - выдающихся талантливых русских военачальниках, которые ценой своей жизни платили за победу над врагом под Москвой, а спасение Отечества считали долгом и честью; о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, о национальном духе патриотизма русского народа. Участники событий 1812 г. - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память 1812 г. не должна и не может быть предана забвению. Среди них -М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Барклай-де-Толли, Н. Н. Раевский, Д. С. Дохтуров, Д. П. Неверовский, П. П. Коновницын, М. И. Платов, Ф. П. Уваров, Д. В. Давыдов, братья Тучковы, партизаны и многие другие. Цель создания этого раздела - показать пример мужества и стойкости в этой войне полководцев и военачальников русской армии. Познакомить читателей с целой плеядой выдающихся полководцев и военачальников, проявивших беспримерный героизм и самоотверженность в войне с армией Наполеона. Раздел предваряется цитатой генерала А. П. Ермолова, участника войны 1812 г.: «Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя» - и включает 12 источников.

В третьем разделе «1812 год в русской поэзии и прозе» отражена литература русских авторов, участников и очевидцев Отечественной войны 1812 г. - В. Жуковского, К. Батюшкова, Д. Давыдова, А. Пушкина, Ф. Глинки, Г. Державина, П. Вяземского, И. Лажечникова и других. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Она вдохновляла русских поэтов и писателей на прославление героизма защитников России. Цель создания этого раздела - показать грандиозную картину всенародного подвига, познакомить с блестящими образцами патриотической русской и советской прозы, поэзии и

публицистики XIX в. Раздел предваряется цитатой из журнала «Сын Отечества» за 1815 г.: «В половине 1812 г. грянул гром, и литература наша сначала остановилась совершенно, а потом обратилась к одной цели - споспешествованию Отечественной войне».

В четвертом разделе «Во славу ратных дел» отражена литература о скульптурных и архитектурных сооружениях (обелисках, стелах, храмах, триумфальных арках и др.), а также различных объектах (населенных пунктах, площадях, улицфх, мостах и др.), названных в честь событий и героев 1812 г. Цель создания этого раздела - показать многочисленные памятники, созданные в честь событий и героев 1812 г., сосредоточенные в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Малоярославце, а также в районе Тарутина. Раздел предваряется цитатой из произведения Ф. Н. Глинки «Солдатская песнь, сочиненная и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 г.»: «Вспомним, братцы, россов славу. / И пойдем врагов разить! / Защитим свою державу: / Лучше смерть - чем в рабстве жить».

В каждом разделе выставки имеются гиперссылки на полнотекстовые материалы соответствующей тематики. В случае, если подростки заинтересуются теми или иными материалами, они смогут самостоятельно, не обращаясь в библиотекарям и педагогам, получить дополнительную информацию.

После завершения показа выставки подросткам можно предложить викторину на закрепление материала в электронном виде и побеседовать с отдельными посетителями выставки по таким вопросам как:

- Почему война 1812 г. называется Отечественной?

- Почему русская армия в начале войны отступала?

- Как закончилось Бородинское сражение?

- В чем проявился талант великого полководца М. И.Кутузова?

- Каково было подлинное соотношение сил при Бородино?

- Какие потери понесли противники в ходе битвы?

- И главное - кто же все-таки одержал победу?

- Какая информация, представленная на выставке, стала для вас новой, а какая уже была из-

вестна? Из каких источников вы ранее получали информацию об Отечественной войне 1812 г.?

- Какие чувства вы испытали, посмотрев виртуальную выставку?

Проведенные собеседования позволили утверждать, что выставка:

1. Имела большой успех у подростков, статус информационно-познавательной выставки.

2. Дала возможность широкому кругу пользователей, имеющих различный уровень знаний по истории Отечественной войне 1812 г. в интерактивном режиме познакомиться с историческими фактами и военно-историческими понятиями.

3. Помогла сформировать определенные взгляды и знания по теме Отечественной войны 1812 г., в частности по Бородинскому сражению, твердую нравственную позицию.

4. Познакомила учеников с прекрасными образцами различной литературы. Активизировала интерес подростков к теме Отечественной войны 1812 г.

5. Содействовала развитию учебных умений и навыков: сравнение и обобщение фактов, поиск нужной информации в источнике, а также наблюдение, изложение, обсуждение.

Представляется, что в целом создание такой (или аналогичной) виртуальной выставки как части юбилейных мероприятий, проводимых в библиотеке, в значительной мере способствует реализации государственной программы по празднованию значимой даты в истории нашего Отечества.

Примечания

1 При подготовке статьи были использованы материалы дипломной работы Г. М. Брытковой «Выставочная деятельность библиотеки ССУЗа» (СПб., 2012).

2 Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек: учеб.-метод. пособие. СПб.: Профессия, 2004. С. 118.

3 Савкина С. В. Электронные книжные выставки: потребительские свойства, технологии подготовки // Библиотечное дело: библ. технологии. 2009. № 1, спец. вып. С. 24-29.

4 Энциклопедия военной песни // Победа. ru: сайт / Синод. отд. Моск. Патриархата по взаимодействию с Во-оруж. Силами и правоохран. учреждениями. URL: http: // www. pobeda. ru. Разд.: Бородинская годовщина: рус. солдат. песни и автор. произведения об Отечественной войне 1812 г. (дата обращения: 26. 09. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.