Использованные источники:
1. Чайковская Л.П., Рыбакова С.И. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Казахстан // АльПари, 1, 2010 г. 42-44 стр.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России. М.: Наука, 2006.
3. www.stat.kz // Раздел Наука и инновации
Селезнев В.А. ст. преподаватель Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского Россия, г. Брянск ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса на долгосрочную перспективу -соединение информационных технологий и традиционного машиностроения с получением «интеллектуального машиностроения», станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления [3].
В связи с тем, что возрастает требование к разносторонней и глубокой профессиональной подготовке квалифицированных рабочих, у учащихся важно развивать способность свободно ориентироваться в информационно -профессиональном пространстве и понимать условия обеспечения успеха в профессии. Общим информационно-профессиональным пространством для большинства профессий квалифицированных рабочих машиностроительных отраслей являются:
- сведения о конструктивных элементах изделий и их параметрах;
- информация о физико-механических свойствах материалов, из которых они изготавливаются;
- данные о виде заготовок;
- информация о типовых технологических маршрутах изготовления изделий;
- сведения и технические характеристики применяемого оборудования;
- информация о конструктивных параметрах и эксплуатационных свойствах рабочего инструмента;
- сведения о конструкции и технических характеристиках приспособлений и вспомогательного инструмента;
- данные о конструкциях и точности мерительного инструмента;
- информация о содержании операций, переходов и проходов;
- сведения о выборе режимов обработки и подбор их оптимальных значений;
- информация о нормативах подготовительно-заключительного, основного и вспомогательного времени;
- сведения о программировании при разработке управляющих программ для автоматизированного оборудования [2].
Все перечисленные выше элементы конструкторско-технологического информационно-профессионального пространства на производстве реализованы на основе интегрированных компьютерных систем типа CAD/CAM. В рамках такой системы создаётся компьютерная математическая модель изделия, которая является основой для дальнейшей действий по подготовке его производства. Из данных модели в автоматическом режиме формируется конструкторская документация, по которой разрабатывается стратегия изготовления изделия. Из баз данных системы подбираются оборудование, приспособления, инструмент. Программы предусматривают расчет режимов резания и норм времени, всё это позволяет автоматизировать процесс разработки технологической документации. Если изделие изготавливается на оборудовании с программным управлением, то на основе созданной ранее её математической модели разрабатывается управляющая программа [1].
Изучение таких систем предоставляет будущему квалифицированному рабочему возможность комплексного использования информационно-профессиональной среды при конструкторско-технологической подготовке изготовления изделия, что способствует эффективному формированию его компетенций и преобразованию их в знания.
Исследования, проведенные автором, показали, что доминирующей репрезентативной системой будущих квалифицированных рабочих машиностроительного профиля обучающихся в учебных заведениях профессионального образования является кинестетическое восприятие информации (до 56%). Эта группа учащихся относится, в большинстве своём, к правополушарному типу, ведущей модальностью, которой является образное представление о предмете [2].
В интегрированных конструкторско-технологических системах есть возможность производить проектирование по принципу «компьютерного инжиниринга», когда первоначальным источником информации для дальнейшей разработки является либо уже созданная или создаваемая разработчиком объемная модель изделия [4]. В этом случае происходят поочередные действия правого (образное представление объекта) и левого (логическое мышление) полушарий мозга, что совпадает с правополушарной кинестетической ведущей модальностью исследуемой аудитории. Совместные действия правого и левого полушарий стимулирует мозг учащегося быстрее усваивать информацию, что обеспечивает высокую эффективность обучения учащихся этого психотипа. Это является одной из причин психодинамического характера определяющих необходимость
изучения этих систем в учебных заведениях профессионального образования машиностроительного профиля [2].
Есть и ещё одна причина, побуждающая осваивать CAD/CAM системы будущими квалифицированными рабочими, многие годы эти комплексы использовались в проектных подразделениях производства -конструкторских, технологических, бюро программирования для автоматизированного оборудования, причем все эти подразделения работали с информацией об изделии в едином программном пространстве. В цех передавалась разработанная в этих подразделениях управляющая программа для изготовления детали, которая подвергалась корректировке непосредственно на рабочем месте оператором. При изменении задания (по мнению работодателей, это обычное дело в условиях реального производства) данные внесенные оператором в процессе отладки программы в файл, с которым работал программист, не попадали и процесс корректировки в цехе опять начинался с начала, что удлиняло процесс внедрения управляющей программы. При совершенствовании CAD/CAM систем появилась возможность расширить это программное пространство до цеха и непосредственно до конкретного рабочего места. В этом варианте к станку поступает файл, с которым работали конструктор, технолог и программист, оператор, внося изменения в программу, может работать в диалоге с программистом и технологом, что способствует повышению качества изделия и в разы сокращает время на подготовку выпуска продукции [1].
Применение CAD/CAM систем позволяет организовать контроль качества разработки непосредственно перед выходом на станок. В систему включается модуль технологического моделирования процесса обработки, он содержит инструментарий для визуального контроля, качественного и количественного сравнения исходной и полученной моделей. Динамическая модель процесса обработки с траекторией перемещения режущего инструмента выводится на экран и позволяет визуально контролировать выполненные разработки.
Отсюда можно сделать вывод, что создание информационно-профессиональной среды на основе CAD/CAM систем в учебных заведениях профессионального образования способствует развитию мотивации к обучению, а освоение навыков работы с ней не только способствует эффективному формированию компетентности учащихся, но становится обязательным профессиональным компонентом современного квалифицированного рабочего и специалиста машиностроительного профиля.
Использованные источники:
1. ADEM CAD/CAM/TDM. Черчение, моделирование, механообработка. /Авторы: Быков А.В., Силин В.В., Семенников В.В., Феоктистов В.Ю. -СПб.: - 2003.
2. Владимир Селезнёв - Инновационные технологии для формирования компетенций рабочих. Исследования и практические рекомендации. -Lambert Academic Publishing, Germany, 2011.
3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Проект от 18.12.2008 г.) . URL: http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/ (дата обращения 17.09.2011).
4. Юрин В.Н. Компьютерный инжиниринг и инженерное образование. - М.: - 2002.
Семенова Л.И. ст.преподаватель КНИТУ-КАИ им.А.Н.Туполева Россия, ¿.Казань ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В современном обществе влияние информатики и информационных технологий (ИТ) распространяется на многие сфере деятельности человека. Компьютерная техника все больше используется в профессиональной деятельности людей и предоставляет большие возможности по использованию и внедрению новых информационных технологий. Свободное владение навыками работы на компьютере для многих профессий является обязательным, поэтому современное высшее образование должно соответствующим образом подготовить выпускников. Дисциплины, связанные с информатикой и ИТ, помогают не только приобретению практических навыков работы на компьютере, но и развивают мышление студентов, прививают им информационную культуру, а также способствуют повышению уровня профессионализма будущих специалистов.
В результате освоения дисциплин, связанных с информатикой и ИТ, будущий специалист должен знать/понимать: основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем.
Уметь: оперировать различными видами информационных объектов с помощью компьютера; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе и гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять