Научная статья на тему 'Виртуальная и дополненная реальность как перспектива развития телевизионного промодискурса'

Виртуальная и дополненная реальность как перспектива развития телевизионного промодискурса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1812
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / дополненная реальность / телевизионный промодискурс / адресант / адресат / television promodiscourse / television promotion / virtual reality/VR / augmented reality/AR / addressee / addressee

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малыгина Лидия Евгеньевна

В статье рассматриваются различные направления использования виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, анализируются ситуации, в которых использование VR/AR-технологий оказывается эффективным, выявляются задачи, которые технологии виртуальной и дополненной реальности решить не в состоянии. Автор разграничивает понятия виртуальной, дополненной и смешанной реальности; выявляет и описывает свойства виртуальной реальности; приводит классификацию типов VR-устройств; а также анализирует риски и возможности использования виртуальной и дополненной реальности в образовании (на примере обучения телевизионных журналистов), в средствах массовой информации и в бизнесе. Для достижения поставленных целей автор применяет методы дедуктивного и индуктивного логического анализа, описательный метод, метод стилистического анализа, метод сравнительного анализа, метод опроса информантов и метод глубинного интервью. Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя использование виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, коммуникативной стилистики и медиастилистики. Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования проблемы использования виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как телевизионная журналистика, язык телевидения, медиастилистика и др. Представленные автором результаты исследования будут также полезны практикующим телевизионным журналистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual and Augmented Reality as Prospects in Television Promodiscourse Development

The article discusses various areas of use of virtual and augmented reality in television promo-discourse, analyzes situations in which the use of VR / AR-technologies turns out to be effective, identifies tasks that virtual and augmented reality technologies cannot solve. The author distinguishes the concepts of virtual reality, augmented and mixed reality; he reveals and describes the properties of virtual reality; makes the classification of types of VR-devices; he also analyzes the risks and possibilities of using virtual and augmented reality in education (using the example of training television journalists), in the media and in business. To achieve these goals, the author uses the methods of a deductive and inductive logical analysis, a descriptive method, a method of the stylistic analysis, a method of the comparative analysis, a method of interviewing informants and a method of in-depth interviews. The theoretical conclusions made during the study of the problem of using virtual and augmented reality in television promodiscourse can be widely used in the courses of teaching such disciplines as television journalism, television language, mediastylistics, etc. The research results presented by the author will also be useful for practicing television journalists.

Текст научной работы на тему «Виртуальная и дополненная реальность как перспектива развития телевизионного промодискурса»

Журналистика

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10312

УДК 81,2

Л. Е. Малыгина https://orcid.org/0000-0002-0056-8160

Виртуальная и дополненная реальность как перспектива развития телевизионного промодискурса

В статье рассматриваются различные направления использования виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, анализируются ситуации, в которых использование VR/AR-технологий оказывается эффективным, выявляются задачи, которые технологии виртуальной и дополненной реальности решить не в состоянии.

Автор разграничивает понятия виртуальной, дополненной и смешанной реальности; выявляет и описывает свойства виртуальной реальности; приводит классификацию типов VR-устройств; а также анализирует риски и возможности использования виртуальной и дополненной реальности в образовании (на примере обучения телевизионных журналистов), в средствах массовой информации и в бизнесе.

Для достижения поставленных целей автор применяет методы дедуктивного и индуктивного логического анализа, описательный метод, метод стилистического анализа, метод сравнительного анализа, метод опроса информантов и метод глубинного интервью.

Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя использование виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, коммуникативной стилистики и медиастилистики.

Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования проблемы использования виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе, могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как телевизионная журналистика, язык телевидения, медиастилистика и др.

Представленные автором результаты исследования будут также полезны практикующим телевизионным журналистам.

Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, телевизионный промодискурс, адресант, адресат.

Journalism

L. E. Malygina

Virtual and Augmented Reality as Prospects in Television Promodiscourse Development

The article discusses various areas of use of virtual and augmented reality in television promo-discourse, analyzes situations in which the use of VR / AR-technologies turns out to be effective, identifies tasks that virtual and augmented reality technologies cannot solve.

The author distinguishes the concepts of virtual reality, augmented and mixed reality; he reveals and describes the properties of virtual reality; makes the classification of types of VR-devices; he also analyzes the risks and possibilities of using virtual and augmented reality in education (using the example of training television journalists), in the media and in business.

To achieve these goals, the author uses the methods of a deductive and inductive logical analysis, a descriptive method, a method of the stylistic analysis, a method of the comparative analysis, a method of interviewing informants and a method of in-depth interviews.

The theoretical conclusions made during the study of the problem of using virtual and augmented reality in television promodiscourse can be widely used in the courses of teaching such disciplines as television journalism, television language, mediastylistics, etc.

The research results presented by the author will also be useful for practicing television journalists.

Keywords: television promodiscourse, television promotion, virtual reality/VR, augmented reality/AR, addressee, addressee.

Введение. Современный телевизионный медиа-бизнес в России готовится работать в принципиально новых технологических условиях. Это во многом связано с ориентацией медиаменеджеров на нового адресата телевизионного промодискурса -«цифровую молодежь» как перспективную целевую аудиторию российских телевизионных каналов [9, 10, 11]. Данная аудитория интуитивно ориентирует-

ся в современных цифровых технологиях, в отличие от представителей «поколения адаптации», которые вынуждены специально осваивать, например, VR-технологии, примеры использования которых рассматриваются в настоящей статье.

Методы. В работе применяются такие методы исследования, как описательный метод (наблюдение, обобщение, интерпретация и классификация);

© Малыгина Л. Е., 2019

метод дедуктивного и индуктивного анализа; сравнительный анализ, метод опроса информантов (пользователей УЯ) и метод глубинного интервью с разработчиками VR и руководителями отделов промоушна телевизионных каналов.

Обзор литературы. Фактор массовости в направленности текстов ТВ-промодискурса способствует реализации не только информационной, рекламной, творческой, но и семиотической, оценочной, интертекстуальной и других функций дискурса СМИ, а также пропагандистской и суггестивной функций, доминирующих в настоящее время в коммуникативном пространстве [17, 23-25]. При рассмотрении ТВ-промодискурса как разновидности дискурса СМИ и частного случая телевизионного дискурса существенным оказывается фактор адресанта (непрямое, разделенное в пространстве и во времени воздействие адресанта на адресата; однонаправленность воздействия от адресанта к адресату); и фактор адресата ^публичность - неограниченный, надперсональный круг потребителей; массовая разнородная и анонимная аудитория; непостоянный характер аудитории телевизионного канала; немедленное восприятие информации аудиторией; быстрая реакция на воспринятый креоли-зованный текст) [3].

Анализу проблем коммуникации, вопросам эффективного взаимодействия адресанта и адресата посвящено большое количество лингвистических исследований [1-5; 7-16; 18-22 и др.]. В таких специфических характеристиках телевизионного про-модискурса, как диалогичность, оценочность, аго-нальность, инсценированность, заложены основания для осуществления сильного воздействия на адресата [25], проявления суггестивности [3; 7], причем методы речевого воздействия [6], которые были эффективными для традиционной аудитории телевизионных каналов в возрастной группе 45 + , оказываются неэффективными для «цифровой молодежи», не испытывающей стресса от общения в виртуальной реальности в процессе решения бизнес-задач, обучения и потребления медиапродукта.

Результаты и дискуссия. История возникновения и развития УИ. В 1962 году была запатентована первая в мире система УЯ (виртуальной реальности). Прототип мультисенсорного симулятора «Сенсорама» был представлен общественности Мортоном Хейлигом. Затем в 1967 году появился первый шлем виртуальной реальности. Его подробно описал, а затем сконструировал Айвен Са-зерленд. Изображение для шлема УЯ генерировалось при помощи компьютера. Долгое время в си-муляторах использовалась видеосъемка, но в 1970-х гг. на смену ей пришла компьютерная графика. Первая реализация УЯ появилась в 1977 г. в США в Массачусетском технологическом институ-

те (Massachusetts Institute of Technology (MIT). Эта компьютерная программа - симуляция пешей прогулки по городу Аспену штата Колорадо (США) -получила название «Кинокарта Аспена». Следующим шагом развития VR стало появление и стремительное совершенствование в 1980-е гг. систем, позволяющих пользователю перемещать на экране трехмерные объекты, благодаря отклику на движения его рук.

Сам термин виртуальная реальность ввел в научный оборот Джарон Ланьер в 1989 г., термин быстро стал популярным. В 1990-е гг. коммерческие компании почувствовали явный коммерческий интерес к технологии VR (компания Sega в 1991 г. выпустила на рынок приставку Sega VR для аркадных игр, а также консоль Mega Drive). Настоящим прорывом стало появление в 1992 г. первой проекционной системы САVE. Она давала возможность в специальной VR-комнате отслеживать все движения человека: изменение положения его головы, рук, ног, а также глаз.

На данном этапе развития технологии важнейшей задачей становится разработка программного обеспечения для виртуальной реальности. С этой целью в 1999 г. бизнесмен Филип Роуздейл учредил компанию Linden Lab. Далее, в 2007 г., компания Google вывела на рынок продукт Street View. Этот программный продукт позволял смотреть панорамные виды улиц различных городов мира с высоты более 2 метров.

Начало же новейшей истории VR было положено в 2009 г., когда компания Oculus представила очки Oculus Rift Development Kit 1, а в 2015 г. HTC and Valve Corporation выпускают на рынок систему VR Vive.

Примечательно, что именно HTC в 2016 г. запускает массовое производство устройств HTC VIVE SteamVR. На тот момент это было единственное на рынке созданное в коммерческих целях устройство, позволяющее пользователям совершенно свободно передвигаться в пределах ограниченного виртуального пространства.

Виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность: разграничение понятий. В настоящий момент VR (virtual reality, виртуальная реальность) - это мир, созданный техническими средствами, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др. Виртуальная реальность способна имитировать не только воздействие, но и реакции человека на воздействие.

Принципиальное отличие виртуальной реальности от дополненной реальности (AR, augmented reality) заключается в том, что виртуальная реальность создает совершенно новый искусственный мир, а дополненная реальность только вносит неко-

торые искусственные элементы в восприятие реального окружающего мира.

В каких случаях речь идет о виртуальной реальности, а в каких - о смешанной (MR, mixed reality)? Представим два полюса: на одном из них находится материальная реальность, на другом - виртуальная (VR), подразумевающая полное погружение. Все, что расположено между ними, называется смешанной реальностью (mixed reality, MR): дополненная реальность, дополненная виртуальность и так далее. Некоторые эксперты полагают, что у смешанной реальности в телевизионном промодискурсе существует больший потенциал, чем у виртуальной реальности. Пока этот вопрос остается открытым.

Свойства виртуальной реальности. К основным свойствам виртуальной реальности относятся порожденность (VR производится внешней по отношению к ней реальностью); автономность (VR подчиняется собственным законам пространства и времени); интерактивность (VR способна вступать во взаимодействие с другими реальностями, не теряя независимости); актуальность (VR существует «здесь и сейчас» в момент наблюдения).

Классификация типов VR-устройств. Существуют два типа виртуальной реальности: Interactive VR (виртуальная реальность, с которой пользователь может взаимодействовать) и Video VR (без возможности взаимодействия). Использование Interactive VR предполагает применение персональных компьютеров (ПК) или мобильных устройств.

К весомым преимуществам применения ПК относятся: возможность не только наблюдать, но и управлять виртуальным миром, качественная компьютерная графика, возможность видеть собственные руки. К недостаткам ПК относится массивность персонального компьютера и связанный с этим дискомфорт при использовании. Mobile VR (мобильный телефон без труда вставляется в шлем VR) не имеет описанных выше недостатков, но телефоны быстро нагреваются, имеют сравнительно низкую производительность и ограниченные возможности взаимодействия с виртуальным миром. Кроме того, аккумуляторы мобильных устройств быстро разряжаются.

Альтернативным и значительно более дешевым и простым решением для производителей телевизионных программ является использование видео в формате 360 градусов. Оно не дает зрителю возможности взаимодействовать с виртуальной реальностью, но производит на него сильный эмоциональный эффект: через минуту просмотра человек уже забывает о том, что смотрит телевизионное шоу, спортивную трансляцию, научно-популярный фильм или сериал, он чувствует себя «полностью погруженным в изображение на экране».

Активное внедрение телевизионными каналами VR-технологий относится к экстралингвистическим факторам, оказывающим существенное влияние на трансформацию телевизионного промодискурса.

Перспективы использования VR на телевидении. Телевизионный VR-контент представляет особый интерес, в первую очередь, для специализированных телеканалов: например, спортивных («Спорт»), travel-каналов («Моя планета»), телеканалов исторической тематики («История»), детских анимационным телеканалов («Мульт»), телеканалов, посвященных российскому и зарубежному кино («Дом кино» и др.), науке и технологиям («Наука 2.0»). Например, зритель научно-популярного телеканала может увидеть биотехнологии «изнутри»: погрузиться в человеческое тело и почувствовать себя лекарственным препаратом, вступить во взаимодействие с виртуальной молекулой. С помощью очков Oculus Rift зрители оказываются внутри человеческого организма. Их задача - пролететь через кровеносные сосуды, при этом уничтожив максимальное количество вирусов за одну минуту. Виртуальная реальность позволяет провести экскурсии по закрытым исследовательским центрам и лабораториям. Например, увидеть помещения, которые находятся в »чистой» зоне заводов, производящих фармацевтические препараты. В VR-очках телезритель можно попасть куда угодно.

Визуализация процессов, происходящих на молекулярном уровне; реконструкции важных событий, VR-съемки в музеях; VR-трансляция спортивных мероприятий и VR-путешествия в отдаленные уголки земного шара позволяют телевизионным каналам привлечь молодежную аудиторию.

Преимущества и недостатки применения VR на телевидении. VR-технологии уже доказала высокую эффективность в добывающей промышленности, в индустрии здравоохранения и образовании, наступает очередь телевидения.

Иммерсивность (создание эффекта погружения) является важным преимуществом использования VR-технологий на телевидении.

К другим преимуществам использования технологий виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе в целях привлечения внимания телезрителей к новым продуктам телеканала и самим новым телеканалам, а также в целях обучения и повышения квалификации телевизионных журналистов относятся: вовлеченность, интерактивность, безопасность (безрисковость), эффект полного погружения, максимальная фокусировка внимания.

Мера условности в виртуальной реальности на телевидении минимальна. Телезритель оказывается в трехмерном пространстве и взаимодействует не с

привычным плоским изображением на экране, а с реалистичными объектами и аватарами. Высокий уровень погружения обеспечивает полную изоляцию от внешних раздражителей, а также возможность управлять фокусом внимания телезрителя. Технологии виртуальной реальности создают у телезрителей эффект присутствия. Это трансформирует сам процесс телесмотрения, делает его значительно более увлекательным. Интерактивные VR-тренажеры с различными сценариями в 3D позволяют телевизионным журналистам отработать новые способы взаимодействия тележуралистов и героев журналистских материалов.

Телезрителей привлекает острота ощущений при отсутствии риска использования VR. Они получают возможность безопасным образом понять, каким образом будут себя вести в экстремальных ситуациях.

К недостаткам использования VR на телевидении относятся высокие инвестиции в технические средства и программное обеспечение, поэтому основной принцип применения виртуальной реальности в телевизионном промодискурсе - уместность использования. Инструменты виртуальной и дополненной реальности на телевидении обязательно должны создавать дополнительную ценность для зрителей и рекламодателей, которую не способны обеспечить традиционные средства привлечения внимания аудитории.

Возможности применения VR в корпоративном обучении телевизионных журналистов. Начиная с 2016 г. технология виртуальной реальности начинает активно использоваться в России, в том числе в целях корпоративного обучения телевизионных журналистов. Например, корпоративный университет Сбербанка, открывший в 2016 г. собственную лабораторию виртуальной реальности, оснащенную оборудованием, аналогичным тому, что использует Стэнфордский университет, представил симуляцию SberSpeak для отработки навыков публичных выступлений. С помощью VR-технологии тележурналисты получают возможность репетировать прямые включения в любой локации («новая студия», «шахта», «горячая точка», «место чрезвычайного происшествия» и т. д.).

Телевизионные журналисты, направленные на курсы повышение квалификации в КУ Сбербанка, могут работать с симуляциями «Пожилой человек» и «Человек с ограниченными возможностями». Цель использования технологии VR в данном случае - развить у сотрудников телекомпаний эмпатию по отношению к героям журналистских материалов.

В 2017 г. лаборатория виртуальной реальности КУ Сбербанка представила общественности VR-платформу виртуального кампуса Skill Hub. Технология, в частности, позволяет телевизионным жур-

налистам организовывать виртуальные совещания, деловые переговоры с сотрудниками телекомпании в разных точках земного шара и вместе проходить VR-симуляции.

Преимущества технологии виртуальной реальности могут найти широкое применение в сфере образования и повышении квалификации телевизионных журналистов:

1. В первую очередь, VR-технологии могут использоваться в процессе формирования и закрепления эффективных моделей поведения телевизионных журналистов в условиях непредвиденных, чрезвычайных ситуаций (съемки боевых действий, спецопераций, взрывов, пожаров, терактов, стихийных бедствий).

2. Кроме того, технологии виртуальной и дополненной реальности целесообразно использовать для формирования и закрепления профессиональных навыков работников телевидения, в сферах профессиональной деятельности которых применение реальных устройств и механизмов связано с повышенным риском для жизни и здоровья или со значительными финансовыми вложениями (ведущий прямого эфира, режиссер массовых мероприятий, оператор, снимающий спортивные мероприятия, репортер, звукорежиссер, водитель спецтехники, каскадер и т. д.).

3. Самостоятельная тренировка телевивизион-ных журналистов на VR- тренажерах способствует снятию психологических барьеров, а также выработке важных социальных навыков (преодоление страха прямого эфира, формирование и закрепление навыка «прямых включений»).

4. Технологии виртуальной реальности используются для поддержания коллаборации телевизионных журналистов из разных уголков земного шара, участвующих в повышении квалификации, путем совместного выполнения заданий в виртуальной реальности («виртуальные переговоры»).

5. Технологии виртуальной и дополненной реальности эффективны для развития эмоционального интеллекта телевизионных журналистов, навыков эмпатии по отношению к героям журналистских материалов, навыков контроля сильных негативных эмоций при работе в команде (примеры VR-тренажеров: «проход» над пропастью, конфликтная ситуация в коллективе).

Выводы. Технологии виртуальной и дополненной реальности уже прошли этап начальной разработки, в настоящий момент наступает период активного внедрения и применения VR на телевидении.

Основные тенденции в области применения виртуальной и дополненной реальности в телевизионном промодискурсе - это соединение в одном устройстве VR- и AR-технологий и появление «слитой» реальности (merged reality); добавление

функций дополненной реальности в смартфоны и другие нативные устройства; упрощение и удешевление устройств виртуальной реальности при усилении интерактивности; внедрение материальной реальности в VR; постепенный переход от «пассивной» виртуальной реальности, позволяющей пользователю только наблюдать за происходящим, к «активной» виртуальной реальности, дающей возможность и смотреть, и делать.

На «цифровую» молодежь как формирующую аудиторию телевизионного промодискурса активное воздействие оказывает проникновение виртуальной и дополненной реальности в повседневную жизнь (возникновение нового типа шоппинга (появление первого в мире VR-универмага Ebay, а также сервиса AR-тестирования покупок), развитие smart-технологий, сглаживающих бытовые неудобства и улучшающих качество жизни, появление новых способов и средств визуализации (например, ODG - очки VR+AR реальности; панорамная видеокамера Insta 360 Капо; устройство для трекинга рук Noitom Glover; приложение для 3D-рисования в виртуальной реальности).

По количеству технических решений в настоящий момент технология виртуальной реальности опережает технологию дополненной реальности, однако, по мнению экспертов телевизионной индустрии, потенциал последней выше.

Если предыдущее поколение телевизионных зрителей («поколение адаптации») воспринимало креолизованный текст на ТВ как текст, объединяющий знаки разных семиотических систем (видео, звук, текст, компьютерную графику), то для новой «формирующей аудитории» креолизованность как ведущая черта телевизионного промодискурса не может рассматриваться без учета технологий виртуальной и дополненной реальности. Если для старшего поколения трансляции спортивных мероприятий, музыкальных шоу, демонстрация научно-популярных фильмов, кинофильмов, мультипликационных сериалов и различных форматов телевизионного «магазина на диване» в технологии VR воспринимались как шокирующий аттракцион, то для «формирующей аудитории» как нового адресата телевизионного промодискурса - это привычная реальность, не вызывающая стресса, но убивающая воображение [4, 5].

Библиографический список

1. Бессер-Зигмунд, К. Магические слова [Текст] / К. Бессер-Зигмунд. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 224 с.

2. Буянова, Л. Ю., Зеленская, В. В. Эмоция, коммуникация, текст: Линии взаимокорреляции [Текст] // Вербальные аспекты семантических архитектоник языка. - Краснодар : КубГУ 1998. - С. 69-91.

3. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ [Текст] / М. Р. Желтухина. - М. : Ин-т языкоз. РАН; Волгоград : Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.

4. Зинченко Ю. П., Меньшикова, Г. Я., Баяковский, Ю. М., Черноризов А. М., Войскунский, А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологический аспекты, достижения и перспективы (начало) [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1(3). - С. 54-62.

5. Зинченко Ю. П., Меньшикова, Г. Я., Баяковский, Ю. М., Черноризов А. М., Войскунский, А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологический аспекты, достижения и перспективы (окончание) [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2(4). - С. 64-71.

6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. - М. : Едиториал УРСС, 2002. - 284 с.

7. Карасик, В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2015. - 432 с.

8. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1969. - 307 с.

9. Малыгина, Л. Е. «Виртуальные собеседники»: перспективы развития телевизионного промодискурса [Текст] // Верхневолжский филологический вестник : научный журнал. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. -№ 4 (15). - С. 63-70.

10. Малыгина, Л. Е. Виртуальная реальность в образовании: риски и возможности [Текст] // БаиТесИ. - 2010. - № 4(7). - С. 19.

11. Малыгина, Л. Е. Чат-боты и искусственный интеллект: перспективы развития телевизионного промодискурса [Текст] // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: научный журнал; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. -Владикавказ : Изд-во СОГУ 2018. - № 4 (32). -С. 47-55.

12. Меньшикова, Г. Я., Зинченко, Ю. П., Ковалева, А. И., Шайгерова, Л. А. Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнекласси-ческая парадигма [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3 (19). - С. 25-34.

13. Поберезникова, Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения [Текст] / Е. В. Поберезникова. - М. : Аспект-пресс, 2004. -224 с.

14. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики [Текст] / Г. Г. Почепцов. - Киев : Вища школа, 1987. - 131 с.

15. Почепцов, Г. Г. О коммуникативной типологии адресата [Текст] / Г. Г. Почепцов // Речевые акты в лингвистике и методике. Межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск : Изд-во ПГПИИЯ, 1986. - С. 10-17.

16. Сонин, А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления [Текст] / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания, 2005. -№ 6. - С. 115-123.

17. Сорокин, Ю. А. Зоны риска в средствах массовой коммуникации [Текст] / Ю. А. Сорокин // Реальность, язык и сознание: Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 1. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. - С. 51-58.

18. Эко, У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения [Текст] / У Эко. - М. : Прогресс, 1988. - С. 103-121.

19. Grieswelle, D. Rhetorik und Politik: Kulturwissenschaftliche Studien. - München : Minerva, 1978. -155 p.

20. Hudson, K. The Language of Modern Politics. -L.; Basingstoke : Macmillan, 1978. - 167 p.

21. Keyes, D. Flowers for Algernon. - London : Gol-lancz, 2006. - 238 p.

22. Kress, G., Hodge, R. Language as Ideology. - L. etc. : Routledge a. Kegan Paul., 1979. - 163 p.

23. Repina, E. A., Zheltukhina, M. R., Kovaleva, N. A., Popova, T. G., Garcia Caselles C. International media image of Russia: trends and patterns of perception // XLinguae, 2018. - Vol. 11, no. 2. - Pp. 557-565.

24. Zheltukhina, M. R., Busygina, M. V., Merkulova, M. G., Zyubina, I. A., Buzinova, L. M. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK // XLinguae, 2018. - Vol. 11, no. 2. - Pp. 639-654.

25. Zheltukhina, M. R., Klushina, N. I., Ponomaren-ko, E. B., Vasilkova, N. N., Dzyubenko, A. I. Modern Media Influence: Mass Culture - Mass Consciousness -Mass Communication // XLinguae Journal. 2017. - Vol. 10. Issue 4. - Pp. 96-105.

Reference List

1. Besser-Zigmund, K. Magicheskie slova = Magic words [Tekst] / K. Besser-Zigmund. - SPb. : Piter Press, 1997. - 224 s.

2. Bujanova, L. Ju., Zelenskaja, V. V Jemocija, kom-munikacija, tekst: Linii vzaimokorreljacii = Emotion, communication, text: Lines of mutual correlation [Tekst] // Verbal'nye aspekty semanticheskih arhitektonik jazyka = Verbal aspects of language semantic architectonics. - Krasnodar : KubGU, 1998. - S. 69-91.

3. Zheltuhina, M. R. Tropologicheskaja suggestivnost' massmedial'nogo diskursa: o probleme rechevogo vozde-jstvija tropov v jazyke SMI = Topological suggestiveness of mass media discourse: about a problem of speech influence of tropes in media language [Tekst] / M. R. Zheltuhina. - M. : In-t jazykoz. RAN; Volgograd : Izd-vo VF MUPK, 2003. - 656 s.

4. Zinchenko Ju. P., Men'shikova, G. Ja., Bajakovskij, Ju. M., Chernorizov A. M., Vojskunskij, A. E. Tehnologii virtual'noj real'nosti: metodologicheskij aspekty, dostiz-henija i perspektivy (nachalo) = Technologies of virtual reality: methodological aspects, achievements and prospects (beginning) [Tekst] // Nacional'nyj psihologicheskij

zhurnal = Nacionalnyi psihologicheski zhurnal, 2010. -№ 1(3). - S. 54-62.

5. Zinchenko Ju. P., Men'shikova, G. Ja., Bajakovskij, Ju. M., Chernorizov A. M., Vojskunskij, A. E. Tehnologii virtual'noj real'nosti: metodologicheskij aspekty, dostiz-henija i perspektivy (okonchanie) = Technologies of virtual reality: methodological aspects, achievements and prospects (end) [Tekst] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal = Nacionalnyi psihologicheski zhurnal, 2010. -№ 2(4). - S. 64-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Issers, O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi = Communicative strategy and tactics of the Russian speech [Tekst] / O. S. Issers. - M. : Editorial URSS, 2002. - 284 s.

7. Karasik, V. I. Jazykovaja spiral': cennosti, znaki, motivy = Language spiral: values, signs, motives [Tekst] / V. I. Karasik. - Volgograd : Paradigma, 2015. - 432 s.

8. Leont'ev, A. A. Psiholingvisticheskie edinicy poro-zhdenija rechevogo vyskazyvanija = Psycholinguistic units to generate a speech statement [Tekst] / A. A. Leont'ev. - M. : Nauka, 1969. - 307 s.

9. Malygina, L. E. «Virtual'nye sobesedniki»: perspektivy razvitija televizionnogo promodiskursa = «Virtual interlocutors»: prospects of development of television promodiscourse [Tekst] // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik : nauchnyj zhurnal = Verkhnevolzhsly philological bulletin: scientific magazine. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - № 4 (15). - S. 63-70.

10. Malygina, L. E. Virtual'naja real'nost' v ob-razovanii: riski i vozmozhnosti = Virtual reality in education: risks and opportunities [Tekst] // EduTech. - 2010. -№ 4(7). - S. 19.

11. Malygina, L. E. Chat-boty i iskusstvennyj intellekt: perspektivy razvitija televizionnogo promodiskursa = Chat bots and artificial intelligence: prospects of television promodiscourse development [Tekst] // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki: nauchnyj zhurnal; Sev.-Oset. gos. un-t im. K. L. Hetagurova = Current problems of philology and pedagogical linguistics: scientific magazine; North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov. - Vladikavkaz : Izd-vo SOGU, 2018. -№ 4 (32). - S. 47-55.

12. Men'shikova, G. Ja., Zinchenko, Ju. P., Kovaleva, A. I., Shajgerova, L. A. Novye informacionnye tehnologii v social'nyh issledovanijah: postneklassicheskaja paradigma = New information technologies in social researches: post-nonclassical paradigm [Tekst] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal = Nacionalnyi psihologicheski zhurnal - 2015. - № 3 (19). - S. 25-34.

13. Pobereznikova, E. V Televidenie vzaimodejstvi-ja: interaktivnoe pole obshhenija = Television interaction: an interactive communication field [Tekst] / E. V Pobereznikova. - M. : Aspekt-press, 2004. - 224 s.

14. Pochepcov, G. G. Kommunikativnye aspekty se-mantiki = Communicative aspects of semantics [Tekst] / G. G. Pochepcov. - Kiev : Vishha shkola, 1987. - 131 s.

15. Pochepcov, G. G. O kommunikativnoj tipologii adresata = About the addressee's communicative typology

[Tekst] / G. G. Pochepcov // Rechevye akty v lingvistike i metodike = Speech acts in linguistics and methodology. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. - Pjatigorsk : Izd-vo PGPIIJa, 1986. - S. 10-17.

16. Sonin, A. G. Jeksperimental'noe issledovanie pol-ikodovyh tekstov: osnovnye napravlenija = Experimental study of polycode texts: main directions [Tekst] / A. G. Sonin // Voprosy jazykoznanija = Questions of linguistics, 2005. - № 6. - S. 115-123.

17. Sorokin, Ju. A. Zony riska v sredstvah massovoj kommunikacii = Zones of risk in the media [Tekst] / Ju. A. Sorokin // Real'nost', jazyk i soznanie = Reality, language and consciousness : Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. - Vyp. 1. - Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 1999. - S. 51-58.

18. Jeko, U. K semioticheskomu analizu televizion-nogo soobshhenija = To the semiotic analysis of a television message [Tekst] / U. Jeko. - M. : Progress, 1988. -S. 103-121.

19. Grieswelle, D. Rhetorik und Politik: Kulturwissenschaftliche Studien. - München : Minerva, 1978. -155 p.

20. Hudson, K. The Language of Modern Politics. -L.; Basingstoke : Macmillan, 1978. - 167 p.

21. Keyes, D. Flowers for Algernon. - London : Gol-lancz, 2006. - 238 p.

22. Kress, G., Hodge, R. Language as Ideology. - L. etc. : Routledge a. Kegan Paul., 1979. - 163 p.

23. Repina, E. A., Zheltukhina, M. R., Kovaleva, N. A., Popova, T. G., Garcia Caselles C. International media image of Russia: trends and patterns of perception // XLinguae, 2018. - Vol. 11, no. 2. - Pp. 557-565.

24. Zheltukhina, M. R., Busygina, M. V., Merkulova, M. G., Zyubina, I. A., Buzinova, L. M. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK // XLinguae, 2018. - Vol. 11, no. 2. - Pp. 639-654.

25. Zheltukhina, M. R., Klushina, N. I., Ponomaren-ko, E. B., Vasilkova, N. N., Dzyubenko, A. I. Modern Media Influence: Mass Culture - Mass Consciousness -Mass Communication // XLinguae Journal. 2017. - Vol. 10. Issue 4. - Pp. 96-105.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.12.2018 Дата принятия статьи к печати: 24.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.