Научная статья на тему 'Виртуальная экономика как среда функционирования российского машиностроения'

Виртуальная экономика как среда функционирования российского машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / VIRTUAL ECONOMY / РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REAL ECONOMY / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMY VIRTUALIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожнова О.В., Федорчукова С.Г.

В статье рассматривается понятие виртуальной экономики, ее отличительные особенности, присущие ей риски, сделано предложение о необходимости пересмотреть политику, стратегию и тактику развития отечественного машиностроения в условиях виртуализации экономики, опираясь на ее преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual economy as an environment for functioning of Russian mechanical engineering

The article discusses the concept of the virtual economy, its features, its inherent risks. The authors made a suggestion about the need to revise the policy, strategy and tactics of the development of domestic engineering under virtualization economy relying on its advantages.

Текст научной работы на тему «Виртуальная экономика как среда функционирования российского машиностроения»

Серия «Экономика и управление»

Виртуальная экономика как среда функционирования российского

машиностроения

д.э.н. проф. Рожнова О.В., к.э.н. доц. Федорчукова С.Г.

Университет Машиностроения 8(495)705-91-68, rognova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие виртуальной экономики, ее отличительные особенности, присущие ей риски, сделано предложение о необходимости пересмотреть политику, стратегию и тактику развития отечественного машиностроения в условиях виртуализации экономики, опираясь на ее преимущества.

Ключевые слова: виртуальная экономика, реальная экономика, виртуализация экономики, информационное общество

Термин «виртуальная экономика» сегодня все чаще используется. В связи с этим требуются детальные исследования сущности виртуальной экономики, особенностей ее функционирования, отличий ее от традиционной экономики, необходимо установление ее преимуществ и недостатков. Этим вопросам посвящена данная статья.

Возникновение виртуальной экономики связано с появлением новых информационно -коммуникационных технологий во всех сферах современного общества. Данная система позволяет мгновенно передавать на любые расстояния информацию, значительно повышать производительность труда, а также делать жизнь людей более комфортной, содержательной и интересной.

Несмотря на некоторое отрицательное влияние виртуальной экономики на общество, она становится объективной необходимостью для современного мира. Человечеству следует научиться, как можно более эффективно использовать ее преимущества.

Проанализируем имеющиеся взгляды на виртуальную экономику и подходы к ее восприятию. Известный специалист в области изучения виртуальной экономики Эдвард Кастра-нова называет виртуальную экономику «уникальной экономической системой со своими производствами, активами и взаимоотношениями с реальной экономикой» [8].

Очень важна для осознания виртуальной экономики, на наш взгляд, точка зрения Мас-ловой А.В., которая считает, что «виртуальная экономика изначально складывается как «вторая», воспроизводящая в отраженных формах процессы и отношения, имеющие место в реальном секторе, которая затем постепенно превращается из «второй» в «первую»[4]. Трудно с этим не согласиться, ведь по своим масштабам распространения и вовлечения виртуальности во все сферы жизни человека можно предположить, что в будущем, как считают некоторые авторы, виртуальная экономика может полностью вытеснить реальную. Хотя в России пока ещё только начинается формирование основ виртуальной экономики, которая на данный момент лишь дополняет реальный сектор. Также полагаем, что не корректно говорить о параллельном существовании двух экономик: реальной (традиционной) и ирреальной (виртуальной) [5], так как сейчас эти две экономики существуют, пересекаясь, и дополняя друг друга.

Реальная экономика опирается на имеющиеся в действительности и овеществленные отношения. Виртуальная экономика вмещает в себя две стороны жизни: реальную и ирреальную, т.е. с помощью информационных и коммуникационных средств могут возникать действительные экономические отношения между реальными продавцами и покупателями.

Трудно не согласиться с мнением Маргрит Кеннеди, что виртуальная экономика является одной из форм проявления глобализации [1]. Обратим внимание на один их подходов к виртуальной экономике, встречающийся в научной литературе: «виртуальная экономика -это экономика, основанная на главном законе жизни и деятельности человека (законе экономии времени) и на интерактивном бизнесе» [2]. Согласно этому подходу виртуальная эконо-

Серия «Экономика и управление» мика должна решить проблему экономии ненужных затрат времени.

В широком смысле виртуальная экономика обеспечивает качественно новый образ жизни, открывает потребителю возможности доступа к товарам и услугам онлайн. Ожидается, что к 2015 г. в развитых странах 50 % услуг будет оказываться через Интернет [3].

Несмотря на то, что виртуальная экономика является рыночной, и ей присущи все характерные для рынка черты, она имеет отличия от традиционной экономики. Приведем, отмеченное Балабановым И.Т., сравнение двух экономик по четырем организационным признакам: пространственному, структурному, ресурсному и технологическому [2]. По пространственному признаку виртуальная экономика от обычной отличается тем, что пространственной единицей вместо хозяйства района, области, страны выступает хозяйство всего земного шара. Структурное отличие виртуальной экономики заключается в том, что вместо составляющей в виде отрасли экономики отдельной страны, появляются составляющие в виде мирового хозяйственного комплекса под руководством холдинговых компаний и транснациональных корпораций. Ресурсный перечень значительно увеличивается в виртуальной экономике за счет таких товаров, как электронные книги, компьютерные игры, рекламные тексты и т.д. Доминирующую роль играют товары в виде автоматизированных информационных технологий. Технологическим преимуществом виртуальной экономики становится то, что рекламные функции обеспечиваются в сети Интернет, по мобильной связи. При этом образовавшаяся сеть электронных магазинов, приводит к появлению нового понятия - электронная торговля.

Перечисленные выше особенности виртуальной экономики позволяют ей обеспечивать потенциал для повышения производительности любого вида деятельности на недосягаемую ранее высоту.

Особо внимательно следует изучать негативные аспекты виртуальной экономики. В виртуальной экономике появляется ряд процессов, которые сложно поддаются контролю и отрицательно сказываются на различных сторонах экономической и социальной жизни общества. К этим процессам можно отнести наличие таких форм движения капитала, которые позволяют создавать гигантские финансовые пирамиды, также возможность с огромной скоростью, практически мгновенно производить спекулятивные сделки с товарами, деньгами, ценными бумагами.

Еще одной отрицательной чертой виртуальной экономики является наличие асимметричности рынка - продавец знает о товаре значительно больше, чем покупатель, но при этом предложение значительно превышает спрос. Для достижения симметричности виртуального рынка необходимо найти способы, компенсирующие данную разбалансированность, например, обеспечить наличие: дополнительных источников информации о товарах и продавцах; эффективную работу системы поручительства и гарантий.

В качестве затруднений, которые генерируются виртуальной экономикой, следует отметить повышенную степень конкуренции между ее субъектами.

К отрицательной особенности виртуальной экономики следует также отнести невысокий уровень безопасности электронных операций, широкие возможности всякого рода мошенничества.

Особо следует отметить то, что виртуальная экономика несет с собой новые, совсем не характерные для реальной экономики риски. Это, прежде всего, связано с тем, что операции в виртуальной экономике осуществляются «заочно». Оформление покупки происходит на основе изучения товара на экране монитора, вполне возможно, что полученный затем предмет будет значительно отличаться от его виртуального образа. Риск продавца заключается в том, что товар может быть не оплачен покупателем или будет возвращен продавцу.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие отличительные особенности виртуальной экономики: вовлечение в экономические отношения большего количества участников (возможно с повышением среднего уровня компьютерной образованности этих участни-

Серия «Экономика и управление»

ков); увеличение взаимосвязанности этих участников (возникновение зависимости «каждого от всех и всех от всего»); увеличение скорости всех операций, позволяющее экономить временные затраты; появление безграничности возможностей (как продавцов, так и покупателей, иногда с непредсказуемыми последствиями); повышение степени и разнообразия рисков (в т.ч. не предсказуемых, трудно исчисляемых, принципиально новых).

Следует констатировать, что виртуальная экономика - это новое явление. Она функционирует в рамках рыночных законов. Виртуальная экономика существует одновременно с реальной и на нее опирается. Виртуальная экономика все время расширяет зону своего влияния. Увеличение рискованности виртуальной экономики логично вытекает из увеличения предоставляемых ею возможностей, повышения энтропии в виртуальном пространстве, а также, на наш взгляд, внутреннего усложнения при упрощении внешнем.

Российское машиностроение существует в условиях уже появившейся в нашей стране виртуальной экономики. Логично то, что среда оказывает непосредственное влияние на субъекты хозяйствования, а также то, что это влияние должно исследоваться и стать отправной точкой при планировании деятельности субъекта. Предприятия машиностроения не являются исключением из этого правила. На наш взгляд, одной из причин наличия крупных проблем на российских предприятиях машиностроения, как раз и является либо полное игнорирование, либо слишком слабое осознание значимости того факта, что виртуализация экономики (в т.ч. и России) уже происходит в течение двух десятилетий.

Выводы

Для развития экономки, учитывая ее одностороннюю нефтегазовую ориентацию, большое значение приобретают следующие, представляемые виртуальной экономикой, возможности: проведения операций в режиме удаленного доступа; обратной связи с потребителями; анализа их запросов и претензий; самоанализа в условиях высокой конкуренции; создания привлекательного имиджа, путем завоевания доверия потребителей и потенциальных инвесторов; работы в режиме постоянных инноваций; повышения квалификации персонала; и учет рисков и др.

Литература

1. Анчуков С. Виртуальная экономика [Электронный ресурс] //http: //www.whiteworld.ru/rubriki/

2. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб: Питер, 2001. С. 27.

3. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг./Под ред. А.А. Дынкина. М.: Наука. 2000. С. 120.

4. Маслова А.В. Основные направления и формы виртуализации экономических отношений// Век качества. - 2010. - № 1. - С. 12-13.

5. Паульман В.Ф. Виртуальная экономика и глобальный капитализм [Электронный ресурс] //http: // lit.lib.ru/p/ paulxman_w_f/ text_0230.shtml.)

6. Рожнова О.В., Игумнов В.М., Гончарова А.А. Информационная составляющая повышения конкурентоспособности малых и средних российских предприятий Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2010. № 1. С. 210-214.

7. Федорчукова С.Г. Инновации и их роль в экономическом развитии предприятий Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. 2011. № 2. С. 19-25.

8. http://www.dtf.ru/articles/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.