Научная статья на тему 'Виртуализация современного общества'

Виртуализация современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2357
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гасилин B., Тягунова Л.

Каковы перспективы развития человеческого общества в XXI веке? Этот вопрос волнует многих. Проанализировав имеющиеся на сегодня сценарии развития, мы хотели бы выделить позицию тех исследователей, которые стремятся более или менее комплексно подойти к оценке того будущего, которое предстоит человечеству1. Эта позиция, на наш взгляд, позволяет определенным образом интегрировать достоинства различных сценариев развития человеческой цивилизации так, как они видятся нам в начале нового века. Мы имеем в виду тех исследователей, которые связывают будущее человеческой цивилизации с развитием компьютерной техники и с теми последствиями этого развития, которые сегодня предстают перед нами как виртуальный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуализация современного общества»

Общество и глобализация

Владимир ГАСИЛИН, Людмила ТЯГУНОВА

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Каковы перспективы развития человеческого общества в ХХI веке? Этот вопрос волнует многих. Проанализировав имеющиеся на сегодня сценарии развития, мы хотели бы выделить позицию тех исследователей, которые стремятся более или менее комплексно подойти к оценке того будущего, которое предстоит человечеству1. Эта позиция, на наш взгляд, позволяет определенным образом интегрировать достоинства различных сценариев развития человеческой цивилизации так, как они видятся нам в начале нового века. Мы имеем в виду тех исследователей, которые связывают будущее человеческой цивилизации с развитием компьютерной техники и с теми последствиями этого развития, которые сегодня предстают перед нами как виртуальный мир.

ГАСИЛИН

Владимир

Николаевич —

заведующий

кафедрой философии

Поволжской

академии

Государственной

службы

им. П. А. Столыпина

ТЯГУНОВА

Людмила Анатольевна — заместитель директора Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного социальноэкономического университета

Возникновение компьютеров совершенно преобразовало наш мир. Видимо, только А. Тоффлер говорил о компьютерной революции. Реальное развитие компьютерной техники в кратчайшие сроки превзошло все прогнозы и ожидания. Результатом явилось возникновение Всемирной компьютерной сети — Интернета.

Когда возможности этой Сети были осознаны, то это породило целый бум в развитии новых взаимосвязей в обществе. И именно это в настоящее время определяет развитие общества и всех его основных составляющих элементов. Возник новый мир, который окрестили виртуальным миром.

Виртуальный — это значит возможный мир. С помощью техники уже сейчас создан мир, который в принципе не мог возникнуть в природе без помощи человеческого разума, мир, который по своим потенциям не уступает миру природы, а возможно, и превосходит его. Вместе с этим возникла и специфическая форма жизнедеятельности человека, которая интенсивно развивается и с нашей точки зрения, нуждается в философском осмыслении того, что же собственно сотворил человеческий разум и к чему в конечном итоге может привести это творение.

Таким образом, мы можем констатировать возникновение совершенно новой реальности по сравнению с миром природы и миром техники — виртуального мира или, как пишет Л. В. Лесков, «виртуальной среды человеческой жизнедеятельности»2.

Понятие виртуальности активно вошло в интеллектуальный обиход в последние десятилетия ХХ в. Тогда же исследователи стали обсуждать понятие «виртуальная реальность». За последние полтора десятилетия термин «виртуальность» приобрел широкое употребление в различных науках и областях интеллектуальной деятельности, в том числе и в философии. Вторжение этих понятий в нашу жизнь приобрело глобальный характер, что позволяет говорить о существенном преобразовании, происходящем во всей культуре человечества. Данное обстоятельство позволило исследователям обратить внимание на феномен, названный «виртуализацией общества»3.

1 Лесков Л. В. XXI век: виртуальные сценарии. Россия и современный мир. 1998, № 2. Лесков Л. В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы. Философия хозяйства, 1999, № 1. Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003

2 Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003, стр. 175

3 Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0, СПб., 2002

#

01 ’2007_____________ВЛАСТЬ____________________61

Есть все основания утверждать, что виртуальность из физического, частнонаучного понятия постепенно перешла в разряд не просто общенаучного понятия, а философской категории.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости серьезного философского осмысления указанного феномена, что предполагает, во-первых, выработку дефиниции виртуальности, во-вторых, выяснение связей этого понятия с другими фундаментальными философскими понятиями. Иными словами, необходимо представить концептуальные основания виртуальности.

Влияние идей виртуальности, как уже указывалось, стало заметным с созданием компьютеров, компьютерных технологий, с появлением сети Интернет. И не просто заметным, а нарастающим и доминирующим. Возникает вопрос: почему?

На наш взгляд, общество уже было подготовлено к этому влиянию своим предшествующим развитием. Это влияние не было актуализировано в каких-то понятийных формах, но оно постоянно актуализировалось в различных практиках, составляющих человеческую культуру. «Виртуальность и константность, — как пишет Н. А. Носов, — образует, категориальную оппозицию, не имеющую определенной субстанциальной отнесенности: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константой реальностью. Константная реальность первого уровня может «свернуться», став виртуальным объектом новой константой реальности. Количество порождений виртуальных реальностей, сворачиваний константных реальностей в виртуальные объекты и последующего их разворачивания в принципе не ограничено»1.

Подобное представление об объективной, «константной реальности и реальности виртуальной рождает возможность дальнейшей интерпретации виртуальности в связи с ее влиянием на социум. Разумеется, в гносеологическом аспекте виртуальная реальность, как продукт человеческой деятельности, является основанием для дальнейшего развития представлений о развитии объективной, «константной» реальности.

1 Носов Н. А. Виртуальная реальность. Новая философская энциклопедия в 4 т. М., 2000. Т. 1, стр. 404

«Действительное (константное) и виртуальное (в любом явлении) настолько переплетены, что для того, чтобы конкретизировать стратегии бытия в виртуальном (раз оно есть, то к нему и в нем следует адаптироваться), приходится постоянно заниматься различением и поиском того, что является отправным, а что — производным»2.

Нам представляется, что виртуализация общества является тотальной. Вот как пишет об этом один из видных отечественных исследователей этой проблематики Д. В. Иванов: «О виртуализации применительно к обществу можно говорить, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помощью тех же характеристик. Виртуализация в таком случае — это любое замещение реальности ее симу-ляцией/образом...»3. Тотальность виртуализации социума заключается в том, что все элементы, составляющие общество, виртуализируются. Это не означает, что они, как и общество в целом, прекращают свое существование, это означает, что они существенно меняют свой «облик» и свой статус, свою роль.

Виртуализация общества не является принципиально новым явлением, человек никогда не жил в «чисто» объективной, природной реальности. Как полагают исследователи, виртуальная реальность

— это «своеобразный вызов психике человечества. Как феномен бытия он существовал и ранее (создаваемый религиозными и другими идеологическими системами).»4. Возникновение человечества было и одновременно возникновением человеческой культуры. По мере развития культуры создавалась культурная, искусственная среда обитания, новое пространство, которое принципиально отлично от природного. Поэтому справедливо будет рассматривать культуру в целом, а также все составляющие ее элементы в качестве виртуальных пространств по отношению к природе.

Исходя из этого, весьма важными и актуальными представляются исследование различных элементов культуры в

2 Шугров М. В. Виртуальная герменевтика. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 13. М., 2001, стр. 60

3 Иванов Д. В. Виртуализация общества, стр. 30

4 Меньчиков Г. П. Человеческие аспекты действия основных свойств виртуальной реальности. Человек в виртуальном мире. Материалы межвузовской научной конференции. Казань, 2003, стр. 9

62___________________________ВЛАСТЬ_______________________01’2007

аспекте их виртуальности, выяснение особенностей виртуальных пространств элементов культуры.

Мы проанализировали виртуальные пространства мифа, религии, философии и науки как наиболее значимые элементы виртуальной реальности, соотнесенной с понятием человеческая культура.

В своем исследовании мы прежде всего определились с ключевым понятием

— «виртуальная реальность». В качестве исходного определения мы приняли определение Н. А. Носова: «Виртуальный реальностью называют реальность, продуцируемую порождающей константной реальностью»1. Исследователь полагает2, что виртуальная реальность обладает следующими свойствами.

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активно порождающая константная реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования. В этой реальности для человека нет внеположенного прошлого и будущего.

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том

1 Носов Н. А. Виртуальная психология. М., 2000, стр. 27

2 Носов Н. А. Манифест виртуалистики. Труды лаборатории виртуалистики. М., 2001, вып. 15, стр. 5

числе и с порождающей реальностью как онтологически независимая от них. Интерактивность предполагает влияние виртуальной реальности на константную реальность и вообще на все другие виды реальности.

Исследовав возникновение и развитие каждого из традиционных видов виртуализации — мира мифа, религии, науки и философии и доказав, что каждый из них обладает выше перечисленными свойствами, мы пришли к выводу, что человечество фактически живет в различных виртуальных реальностях.

Проведенное исследование дает основание констатировать, что миф, религия, философия, наука представляют собой своеобразные виртуальные реальности, отличающиеся друг от друга по ряду особенностей как своеобразные сферы духовной культуры человечества. И в то же время они сходны по свойствам своей виртуальности. Проделанный анализ дает основание для утверждения о том, что и другие сферы культуры, а значит, и культура в целом, могут быть рассмотрены в качестве своеобразных виртуальных реальностей.

Очевидно, что влияние виртуальных пространств на общество не ограничивается только традиционными видами виртуализации, а затрагивает и другие ее виды. Это особенно характерно для современного общества. Вместе с тем необходимо констатировать недостаточную философскую отрефлексированность проблематики виртуальности, в том числе онтологических оснований виртуальных реальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.