Научная статья на тему 'Виртуализация образовательного пространства: перспективы и вызовы'

Виртуализация образовательного пространства: перспективы и вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / технологизация / виртуализация / Интернет / общество / образование / наука / среда / виртуальная образовательная среда / трансформация / реформирование / globalization / technologization / virtualization / Internet / society / education / science / environment / virtual educational environment / transformation / reformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Павлють

В статье представлено понимание феномена виртуализации. Раскрыто понятие виртуализации, дана характеристика этого процесса и обозначены основные подходы к его изучению. Описываются и анализируются процессы виртуализации образовательной среды, дается их определение и интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE: PERSPECTIVES AND CHALLENGES

The article presents an understanding of the phenomenon of virtualization. The concept of virtualization is revealed, a characteristic of this process is given and the main approaches to its study are indicated. The processes of virtualization of the educational environment are described and analyzed; their definition and interpretation are given.

Текст научной работы на тему «Виртуализация образовательного пространства: перспективы и вызовы»

УДК 37.091.3:004:303.425.2

О. А. ПАВЛЮТЬ,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: o.pavlyt@gmail.com

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ

В статье представлено понимание феномена виртуализации. Раскрыто понятие виртуализации, дана характеристика этого процесса и обозначены основные подходы к его изучению. Описываются и анализируются процессы виртуализации образовательной среды, дается их определение и интерпретация.

Ключевые слова: глобализация, технологизация, виртуализация, Интернет, общество, образование, наука, среда, виртуальная образовательная среда, трансформация, реформирование.

O. A. PAVLYT,

Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, o.pavlyt@gmail.com

VIRTUALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE: PERSPECTIVES AND CHALLENGES

The article presents an understanding of the phenomenon of virilization. The concept of virilization is revealed, a characteristic of this process is given and the main approaches to its study are indicated. The processes of virtualization of the educational environment are described and analyzed; their definition and interpretation are given.

Keywords: globalization, technologization, virtualization, Internet, society, education, science, environment, virtual educational environment, transformation, reformation.

Современный этап развития общества можно охарактеризовать через термины: глобализация, ускорение, цифровизация и, наконец, виртуализация. Процессы и технологии во всех сферах жизни общества, а также жизнь каждого индивида в отдельности ускоряются с каждым днем. Производства и экономики в различных странах и государствах с каждым годом все теснее переплетаются между собой. Уже давно события в одном регионе мира влияют на остальные страны, Интернет не только объединяет индивидов, но и создает пространство для получения образования, работы, самореализации и т. д.

В сложившихся условиях неопровержимым становится тот факт, что такие составляющие общемировых процессов, как глобализация и технократи-зация предопределяют трансформацию общества в открытую динамическую систему, а вызванная этими процессами реструктуризация мира затрагивает все сферы социальной жизни. Глобализацию будем рассматривать как процесс растущей взаимозависимости мира, интеграции и унификации обществ.

Основу этого процесса составляют: развитие информационных технологий, образование единых институтов, структур и пространств. Технологизация -основанный на научно-техническом прогрессе процесс распространения, внедрения и использования технических средств и решений для облегчения и усовершенствования человеческой деятельности в конкретных областях. Виртуализация тесно связана и дополняет две вышеприведенные тенденции общественного развития.

В рамках данной статьи особое внимание мы уделим именно феномену виртуализации. Процессам виртуализации способствует, в первую очередь, Интернет. Его распространение изменяет способы организации и механизмы функционирования общества, формирует новую социальную среду. Индивиды, группы, социумы переходят к иным формам социального взаимодействия. При изучении таких механизмов и форм мы обращаемся к понятиям «виртуальность», «виртуальный мир», «виртуализация». Однако нам представляется, что целесообразно рассматривать виртуализацию как процесс, затрагивающий разные уровни реальности и не ограничивающийся искусственной компьютерной средой. Так, Жан Бодрийяр определяет виртуализацию как замещение реальности образами [2], Готтхард Бехманн - как предельную степень визуализации символических структур [1], А. П. Моисеева, О. А. Мазурина, О. А. Пе-репелкин - как утверждение особых форм коммуникации [4].

Сущность виртуализации, как и ее основные характеристики, заключается в нематериальности воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условности параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерности (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [3, с. 18]. Еще одна ее важная особенность - вторичность, производность от объективной реальности. Виртуализации подвергаются, прежде всего, те области человеческой деятельности, которые феноменологически имеют реальную природу, поэтому процесс виртуализации для них вторичен [5, с. 46].

Виртуализация - сложный и многогранный процесс, который сегодня затрагивает все сферы общества. Прежде чем приступить к его авторскому осмыслению, необходимо обозначить основные научные подходы к пониманию виртуализации, которые к настоящему моменту сложились в науке. В самом общем виде их можно разделить на несколько больших групп. В рамках первой группы подходов виртуализация может быть рассмотрена как замещение реальности образами и символами, второй - как создание альтернативного социального пространства, третьей - как наложение виртуальной реальности на действительность, встреча виртуального и реального [6, с. 61].

Виртуализация - не исключительно современный феномен, она представляет собой социальное явление, которое в той или иной форме существовало на разных этапах развития общества. Процесс виртуализации начался задолго до появления компьютерной техники и современных информационных технологий. В Античности и Средневековье виртуальное понимается и объясняется

как активное начало, присущая объекту внутренняя сила, энергия, способность, потенция, реализующаяся в действительность при соответствующих условиях. Своеобразное замещение реальности происходит также в мифе, сказании, легенде. В настоящее время виртуализация интерпретируется почти во всех областях человеческого знания: в философии, культурологии, психологии, физике, педагогике и, конечно же, социологии. Социальная реальность, в некоторой степени, виртуальна по своей природе: ведь социальное пространство - символическое, в нем каждая вещь приобретает значение в соответствии с тем культурным контекстом, в который она помещена, и это значение для нас более важно, нежели вещь как таковая. Свобода восприятия мира иллюзорна, каждый человек осмысливает окружающую действительность сквозь призму категорий, которые он приобретает в ходе социализации. Но в социальной сфере всегда существует разница между означающим и означаемым, и именно она лежит в основе процесса замещения реальности образами и символами [6, с. 61]. Хотя виртуализация проявлялась в различные периоды развития общества, особую актуальность этот феномен приобретает в наше время, что связано с развитием информационного содержания и коммуникативных возможностей локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества.

Другой аспект виртуализации выражается в создании альтернативных социальных пространств. На сегодняшний день большой популярностью пользуются виртуальные магазины, банки, аналоги существующих в объективной реальности музеев, выставочных залов, университетов и т. д. Многие индивиды активно пользуются виртуальными формами занятости и коммуникации; все большее распространение получают электронные деньги, билеты, учебники, дневники, системы тестирования и т. д. Эти процессы ускоряют социальные изменения и ведут к появлению новых практик и способствуют созданию альтернативных социальных пространств.

Что касается наложения виртуальной реальности на объективную, предметную действительность, то есть встречи виртуального и реального, то она происходит, в частности, через заимствование успешных моделей из сетевого пространства и дальнейшее их использование в реальной среде, а также через исключительное приобщение к «жизни в Сети», когда индивид социализируется не в реальном мире, а в виртуальном. Действительно, сети Internet принадлежит особое место в процессах виртуализации в связи с информатизацией и компьютеризацией современного общества.

В наше время виртуализация осуществляется за счет развития науки и интенсификации научно-информационных технологий. Наука и образование активно усваивают инновации, являются важнейшими драйверами происходящих в обществе изменений. Так, наука воспроизводит компьютерные решения и модели, которые могут заменить и успешно заменяют различные явления: моделируются погодные условия, печатаются на 3Б-принтере инструменты для опытов, роботами воспроизводятся социальные процессы и т. д.

В сферу образования компьютерные решения внедряются, чтобы превалировать над традиционными конспектами и учебниками, тестами, системами контроля знаний и умений, а в некоторых случаях - даже над фактическим присутствием педагога. В результате виртуализации в образовании возникли такие технологии, как дистанционное обучение, занятия с использованием образовательных интернет-ресурсов, обучающих мобильных приложений, онлайн-тренажеров и другие формы обучения с применением интернет- и видеоконтента. Визуализация информации, технологии виртуальной реальности, «облачные» вычисления, искусственный интеллект, «большие данные» -эти явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательному процессу. Качество образования, отвечающее запросам времени, как и оптимизация ресурсов, в том числе человеческих, может быть достигнута благодаря ИТ-продуктам и решениям, искусственному интеллекту. Например, в Финляндии экспериментально роботы дополняют учителей на занятиях, а в Японии вполне реально роботы учат английскому, хореографии, вокалу и каллиграфии, являются посредниками для трансляции уроков детям с ограниченными возможностями и наставниками для детей с аутизмом. Разумеется, что работа с инновациями в различных сферах науки и образования вызывает интерес у общественности, происходит коммерциализация этих сфер. Ученые, педагоги, разработчики образовательного контента пытаются преподнести свое решение или модель наиболее интересно, сделать эффектную презентацию, привлечь внимание инвесторов.

Попробуем проанализировать природу и сущность виртуализации по отношению к сфере образования. Нам представляется, что прежде всего в этом контексте целесообразно обратиться к понятию виртуальной образовательной среды, поскольку именно эта среда формируется под воздействием проникновения ИКТ в образовательные институты и практики. Итак, виртуальная образовательная среда - информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса [7, с. 199]. Такая среда производит конкретный педагогический эффект, что характерно и для вещественной образовательной среды. Ее объекты достаточно динамичны, они легко изменяются для достижения эффективности процессов. Такая среда не имеет существенных барьеров для входа и выхода, ее ресурса достаточно для всех желающих. Виртуальная образовательная среда, безусловно, имеет реальную модель и прообраз, а процесс виртуализации такой реальной среды призван решить существующие в ней проблемы и некоторые противоречия. Так в виртуальной образовательной среде решается проблема нехватки кадров, мест и оборудования, обеспечения равного доступа к получению образования, отчасти решается проблема качественной подготовки к вступительным испытаниям в вуз и т. д.

В образовательной среде активно происходит встреча виртуального и реального. Так, в виртуальной образовательной среде индивид работает с ин-

формацией напрямую, в такой ситуации наука и образование уже не занимают строго определенное место в иерархии социальных реалий; в организации реального учебного процесса используются виртуальные технологии, технологии обучения онлайн, обмена данными, передачи информации в интерактивном режиме с помощью технического вооружения; онлайн-обучение становится частью жизненного пространства индивида средствами не только обучения, но и поддержания контакта и общения.

Так методологически раскрываются сущностные особенности виртуализации на примере образовательной среды. С практической точки зрения виртуализация процессов в образовательной среде, безусловно, имеет ряд преимуществ как для индивида в отдельности, так и для общества в целом: использование удобных средств обучения, выбор времени и места, собственного темпа обучения, а вместе с тем формирование ценностно-мотивационного компонента личности индивида; экономия затрат, разгрузка вузов, развитие информационных технологий и предпринимательства в области онлайн-обучения как экономический фактор; большие возможности получения образования и преподавания независимо от места проживания и состояния здоровья как фактор социальной справедливости.

Наряду с преимуществами существуют и риски, связанные, в частности, с недостаточностью понимания и подходов к становлению виртуализации как относительно нового социального феномена. К рискам и возможным недостаткам отнесем: нарушение имиджа науки и образования за счет изобретенных для выгодной презентации образов, как пример: фактическое несоответствие образовательной технологии ее содержанию; влияние электронных средств обучения на здоровье индивида, которое может привести к зависимости от гаджетов, нарушению режима дня; индивиду может не хватать личного контакта с преподавателем и обучающей системой; обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны и негативно влиять на процесс освоения материала.

Образовательный процесс под воздействием виртуализации, глобализации и технологического прогресса трансформируется в мобильную и открытую систему, где роль формального образования снижается, а влияние выходящего за рамки стандартной образовательной среды, то есть информального образования, растет. Появляются новые формы получения образовательных услуг, да и сама образовательная среда претерпевает существенные изменения. Рынок труда выдвигает новые требования к профессиональным квалификациям, формируются новые профессии, учитывающие не только технологические, но и социально-экономические драйверы: новые рынки, новая типология рабочих мест, биотехнологии, искусственный интеллект, роботизация, интернет вещей, большие данные, облачные технологии и т. д.

Актуальной является проблема отсутствия виртуализации образовательного процесса во многих конкретных учреждениях образования. Об этом говорят не только педагоги-новаторы, социологи, но и сами субъекты образова-

тельного процесса. В этой связи выражение мнения субъектов образовательного процесса необходимо считать выражением ожиданий от образовательного процесса. В этом вопросе важно учитывать мнение такой социальной группы, как молодежь, так как она непосредственно вовлечена в образовательный процесс, именно эта группа наиболее лояльна к информационным технологиям и использует их в повседневной жизни наиболее часто: для общения, развлечения, самообразования. Выражение ожиданий от непосредственно вовлеченной в образовательный процесс социальной группы подтверждает ее готовность к трансформации отрасли образования. Под трансформацией будем понимать комплекс, включающий: виртуализацию, внедрение информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, повышение цифровой грамотности работников системы образования, актуализацию специальностей и приведение квалификационного справочника в соответствие с реальными потребностями рынка труда, необходимость обеспечить получение цифровых компетенций в ходе получения образования.

В мире уже давно и активно идут процессы реформирования системы образования в этом ключе. Для организации процессов реформирования, трансформации и виртуализации образовательной среды необходимо исследовать реальную среду, механизмы ее виртуализации и промежуточные итоги этих процессов. Ведь реформирование, трансформация и виртуализация призваны помочь образовательной системе не только с персонализацией и индивидуализацией, но и с решением ключевых проблем. Хотя перечисленные аспекты виртуализации описывают скорее видимые явления, они подчеркивают важность виртуализации для общества в целом и индивида в отдельности, подчеркивают изменения нашего мышления и образа действий под влиянием этого нового для общества процесса. Виртуализация значительно изменяет характер социального взаимодействия, переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественный состав участников взаимодействия и освобождая их от географической привязанности. В современном мире резко изменяется социальный ландшафт, появляются новые формы организации общественного бытия, не существовавшие ранее институциональные структуры, меняется система ценностей, поэтому процесс виртуализации, в частности, образовательного пространства в наших интересах изучать, чтобы оценивать связанные с ним потенциальные риски и вырабатывать эффективные стратегии управления ими.

Список использованных источников

1. Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн. - М. : Логос, 2010. - 248 с.

2. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.

3. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2000. - 96 с.

4. Моисеева, А. П. Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация / А. П. Моисеева, О. А. Мазурина, О. А. Перепелкин // Изв. Том. политехн. ун-та. Сер. Философия, социология и культурология. - 2010. - Т. 316, № 6. - С. 141-146.

5. Силаева, В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / В. Л. Силаева. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - 115 с.

6. Соколова, Д. М. Основные тенденции виртуализации социального в информационную эпоху / Д. М. Соколова // Изв. Саратов. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2013. - Т. 13, вып. 2. - С. 61-64.

7. Холодова, Г. Б. Виртуальная образовательная среда - миф или реальность? / Г. Б. Холодова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. : в 2 ч. Пермь, апрель 2011 г. - Пермь, 2011. - Ч. 2. - С. 198-199.

Поступила 15.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.