Научная статья на тему 'Винтаж - одна из основных тенденций современной моды'

Винтаж - одна из основных тенденций современной моды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1160
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Винтаж - одна из основных тенденций современной моды»

Е. Э. Козлова

Винтаж — одна из основных тенденций современной моды

В начале XXI века в словаре коллекционеров старинной одежды обосновалось новое слово "Vintage". Долгие годы оно являлось лишь винодельческим термином, означающим год сбора урожая винограда, проставленный на бутылке.1 В профессиональной терминологии фотографов, винтаж - это фотоотпечаток, выполненный в то же время, что и негатив, или вскоре после этого, причем, обычно под контролем самого автора, что увеличивает его цену на аукционах по сравнению со стоимостью современного отпечатка.

Придя в моду данное понятие, первоначально, означало предмет одежды с маркой определенного модного Дома из коллекции определенного года. Когда в поиск по антикварным развалам включились любители

- дизайнеры, стилисты, представители богемы, - слово обрело более широкий смысл.

Сегодня «винтаж» подразумевает наряд, ставший символом прошлого столетия и стиля дизайнера: вечернее платье из тафты в горошек Cristobal Balenciaga, твидовый костюм Coco Chanel, смокинг Yves Saint-Laurent, аксессуары от Hermes. «Причем вещь должна быть не моложе двадцати лет, но и не старше семидесяти пяти, так как это уже антиквариат», - объясняет Jonathan Walford, вице-президент «Гильдии винтаж-ной моды».2

Следует уточнить, что четкая формулировка определения «винтаж», как и его временных границ, пока еще не сложилась. Путаницы добавляют понятия «ретро» (сокращенное от «retrospective») и «антиквариата». Патриция Филд, стилист сериала «Секс в большом городе» и большая любительница винтажного стиля, предлагает простое правило, ретро -это последние 25 лет, винтаж - период между 1920-1975, а все остальное

- антиквариат.

Увлечение винтажом приобрело столь массовый характер, что расширило, как сферу применения данного термина, так и число его производных. Появился «Треш-винтаж» - вещи с «блошиного» рынка, не имеющие никакой ценности. «Комбинированный винтаж» подразумевающий использование винтажных тканей, кружева, пуговиц при создании наряда. «Псевдо-винтаж», когда с помощью особых техник дизайне-

1 Vintage (от лат. vindemia - сбор винограда).

2 The Vintage Fashion Guild (VFG) - международное объединение, организованное в 2002 г. группой специалистов по винтажной одежде.

96 © Козлова Е. Э., 2007

ры получают эффект состаренной ткани, линялости и поношенности. Так для весенней коллекции 2004 года Miuccia Prada красила ткани в собственной раковине на кухне, дабы создать «ощущение винтажа».

Выпуск модными Домами самых удачных моделей из своего наследия получил название «Модерн-винтаж». Yves Saint-Laurent снова создает знаменитые смокинги и костюмы в стиле сафари, ограниченными сериями, по специальному заказу. В 2002 году Dolce&Gabbana повторили «сицилийские» платья с корсетами из черного шифона (коллекция весна-лето 1998), а Дом Valentino, по случаю своего 40-летия, выпустил лучшие модели вечерних платьев прошлых лет. Пресс-служба итальянского модельера так прокомментировала это: «После появления Джулии Робертс на «Оскаре» в винтажном платье Valentino в нашем Доме телефоны просто раскалились от звонков клиентов. Мы поняли, что выпуск лучших моделей прошлых лет - дело своевременное».1

История хранит неопровержимые доказательства того, что старую одежду продавали и покупали всегда. Корни увлечения винтажом прослеживаются уже в XVIII веке, простираясь к нам через XIX и ХХ столетия. Джованни Гревемброх в своих манускриптах «Одежда венецианцев» упоминает уличных торговцев ношеной обуви и подержанной одежды, извлекавших прибыль из капризов вкусов, «дешево покупая вещи, которые выбрасывались женщинами, желавшими заменить их на модную одежду, ремонтируя и перепродавая ее «бедным гражда-

нам»2.

Название «блошиный рынок» по легенде возникло в 1860-е годы, когда во время перепланировки Парижа торговцам старьем предоставили площадь перед воротами крепости Клинянкур.3 Покупатели немедленно окрестили это местечко «marche aux puces», то есть «блошиный рынок», так как набивные сиденья старинной мебели, спинки стульев, старая одежда были полны блох.

Распродажа нарядов и аксессуаров приобрела социальную значимость в 1941 году, когда общество австралийских дам, пожертвовало своими гардеробами, с целью выручить деньги на благотворительность.

В отдельные исторические периоды, подержанная одежда несла в себе различные смыслы и знаки. Например у Бодрийяра мы читаем: «Мода может пониматься как самый поверхностный и самый глубинный из социальных механизмов...».4 Интересно проследить, как из символа мате-

1 France Vogue. - 2003. - Арп1. - № 4.- С. 254.

2 Доретта Даванцо Поли. Ремесло и мода в Венеции в XIII-XVIII веках. -СПб., 2005. - С. 79.

3 Clignancourt - самый знаменитый блошиный рынок Парижа, простирающийся от Porte de St. Ouen до Porte de Clignancourt.

4 БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. - М., 2000. - С. 169.

риальной несостоятельности, принадлежности к низшему сословию, подержанная одежда стала, благодаря альтернативному образу битников, хиппи и панков, олицетворением контркультуры, испытывающей равнодушие к массовой моде и привычным знакам достатка, выражающей протест против классовых различий, желающей подчеркнуть индивидуальность.

«В 90-х стиль Гранж - новый вариант известного феномена anti-fashion, также поддержал идею небрежности «поношенного» образа и его сознательно подчеркнутую бедность».1 Еще один феномен, появившийся в середине минималистского десятилетия, - японские Fruits из района известного как Harajuku, смело соединяющие элементы национального костюма с вещами винтаж или секонд-хенд. Их яркие образы - не что иное, как реакция на консервативность традиций азиатского общества и борьба с всепоглощающей силой тенденций европейской и американской моды.

Несмотря на все социальные, экономические, политические подтексты и шумиху вокруг старой одежды на протяжении XX столетия, именно в XXI веке винтаж приобрел статус основного направления в моде и стал настоящим бизнесом. В столицах мира появились специализированные бутики, а престижные универмаги, такие как парижский Bon Marche, нью-йоркский Barney's или Bloomingdale открыли отделы вин-тажа. Владельцы винтажных магазинов и консультанты по винтажу стали не менее влиятельными и известными персонажами мира моды, чем сами дизайнеры. На страницах глянцевых изданий непрестанно появляется имя Трейси Толкиен, прославившейся не столько родством с автором знаменитой трилогии, сколько тем, что благодаря ей винтаж получил признание во всем мире: она открыла первый винтажный бутик в Лондоне вместе с Энн Стейнберг - «Steinberg&Tolkien», а затем написала «библию» для всех почитателей стиля «Vintage: Art of Dressing Up».

Кэмерон Силвер - владелец популярного бутика Decades (Лос-Анджелес), которого называют «Модным Колумбом», поскольку он давно возродил забытые имена, такие как Ossie Clark и Loris Azzaro. Именно в его платье блистала Николь Кидман на премьере фильма «Мулен Руж», после чего модный мир уже не смог забыть имя французского Кутюрье.

Одним из самых известных парижских специалистов по винтажной одежде является Дидье Людо, владелец бутика Le Petite Robe Noire и обширной частной коллекции, предметы из которой он нередко выставляет в музеях мира.

1 Nicky Gregson, Louise Crewe. Second-Hand Cultures (Materializing Culture). -Berg, Oxford, 2003. - P. 53. 98

Также все чаще можно заметить звезд шоу-бизнеса в лавках, торгующих винтажом и на блошиных рынках: миланском Сан-Донато, лондонском Портобелло или Кэмден, парижском Клинянкур или Сент-Антуан.

В 2001 году Джулия Робертс появилась на церемонии вручения премии «Оскар» в платье от Valentino 70-х годов, после чего винтаж занял прочное место на красной ковровой дорожке. Многие актрисы, не желая переплачивать и попадать в сомнительную ситуацию обнаружения похожего наряда, неизменно стали выбирать именно винтаж для церемоний Oscar или Cezar, тем более что кардинально новых идей Haute Couture все равно не предлагает.

Одной из первых звезд, которая обзавелась личным консультантом по винтажу, стала Ванесса Паради. Эту роль выполняет Рита Уотник, консультирующая и Рене Зеллвегер. Мадонна доверила свой гардероб Арианн Филипс, именно ее изобретением стал классический платок Hermes, повязанный, как топ в фильме «Унесенные» Гая Риччи. Уилли-ам Бейкер - стилист Кайли Миноуг нарядил поп-диву для клипа «Spin-ning Around» в винтажные шорты из золотого ламе, которые купил за 50 центов на лондонском Портобелло. Их успех, как и успех клипа, превзошел все ожидания, и теперь они почетно представлены в музее Victo-ria&Aberth на выставке, посвященной творчеству «Иконы стиля».

Следует отметить, что каждая выставка повышает стоимость представленных на ней нарядов. К примеру, после ретроспективы творчества Vivienne Westwood в музее Victoria&Aberth, цены на ее ранние работы (1975-1989) увеличились в три раза, а стоимость платформ, с которых во время показа упала Naomi Campbell, возросла вдвое.

Аукционные дома с завидным постоянством устраивают торги старинной одежды. После пробного винтаж-аукциона 2004 года Christie's, впечатлившись успехом, решил сделать торги регулярными. Как отмечает бывший куратор департамента винтажной моды аукционного дома Sotheby's и автор книги «Vintage Style: Buying and Wearing Classic Vintage Clothes» Тиффани Дубин: «Наряды знаменитостей - это шедевры, история, безупречные провенанс, и потому выставлять их на продажу одно удовольствие»1. Платье, в котором Мэрилин Монро пришла на день рождения Кеннеди, было продано более чем за миллион долларов, а знаменитое черное платье Одри Хепберн из фильма «Завтрак у Тиффа-ни» (1961) признали самым памятным костюмом в кино - после чего оно ушло с аукциона за 467 тысячи фунтов (Cristie's, декабрь 2006).

1 Tiffany Dubin, Ann E. Berman. Vintage Style: Buying and Wearing Classic Vintage Clothes. - HarperCollins, 2000. - Р. 194. 99

Когда XX век остался в прошлом, на наших глазах все, что ему принадлежало, стало антиквариатом. «Сработал главный закон антикварного рынка: когда вещи определенного периода, бывшие в цене, все уже выкуплены, рынок открывает новый сектор для вложения денег. На него выходят объекты более прикладные и более позднего времени, так и произошло с костюмами и аксессуарами прошлого столетия».1 Но, объяснение массового увлечения винтажом законами рынка, вряд ли исчерпывающе. Если со всей серьезностью подойти к мотивации и психологии потребления моды винтаж, то существует уже некая теоретическая база и ряд исследований по данной теме.

Большинство аналитиков моды склонно рассматривать винтаж, как попытку убежать от страшной действительности в другой мир, познанный, прожитый, а значит, и безопасный. Термин «эскапизм» (от англ. escape - «побег») обычно используют применительно к литературе или кино, подразумевая при этом инстинктивное стремление укрыться от пугающей действительности и всяческих катаклизмов. Эскапизм постепенно проникает во все сферы жизни. И мода - не исключение.

Постоянное обновление межсезонных и промежуточных коллекций, обусловленное потребностями рынка и необходимое для поддержания интереса у публики, становится, порой, пугающим. Приближает ли это нас к «обществу одноразовых стаканов», описанному Элви-ном Тоффлером в книге «Future Shock»? Мир моды задает безудержный темп: все ускоряется, торопится, убыстряется, мы неизбежно становимся «маньяками» культа незамедлительного приобретения и выбрасывания.

Разочарование в ценностях общества массового потребления стало еще одной причиной обращения к стилю винтаж. Процесс эволюции менталитета от массы к индивидууму привел многих к пониманию того, что модная вещь не всегда синоним хорошей, и измерять успех узнаваемостью лейбла невозможно, хотя бы потому, что это единица измерения массовой культуры.

Мода не нуждается в словах и глобализация в ней происходит быстрее, люди во всем мире одеваются одинаково, выбирают одни и те же бренды, демократизирующие моду, ориентирующие ее на усредненность, «кричащие» о социальном статусе, но умалчивающие об индивидуальности. Индустриализация и китайские подделки, с одной стороны, усугубили положение, с другой - выявили подлинную ценность вещей винтаж, сделанных вручную, в нескольких экземплярах.

1 L'Oficiel. - 2003. - Май. - № 37. - С. 188.

«Винтаж - возможность носить что-то не столь определяемое, как Prada».1 Даже если винтажный Christian Dior, Ives Saint Lauren или Chanel и были когда-то серийными, то с годами приобрели уникальность.

XXI век наполнен ремиксами и римейками. Он не радует нас переменами и изобретениями, так как в наши дни новаторский подход возможен только в технологии тканей, а в отношении формы, дизайнеры неизменно находятся во власти реминисценций истории костюма. И если все уже придумано, винтаж - попытка создать вариабельный по содержанию образ, не подразумевающий раз и навсегда установленных деталей и предполагающий смену составляющих в расчете на индивидуальность, что напоминает постмодернистские понятия многозначности и разнообразия, символичности, ассоциативности, двусмысленности и ироничности, отразившиеся и на поисках индивидуальных образов. Винтаж - это постмодернизм в моде, ироничное цитирование, игра с формой и стилем.

Парадоксальный эффект винтажа заключается в том, что он, являясь «прошлым» моды, тем не менее, способен на шаг опережать современные тенденции, и потому оказывается ключом к их определению и прогнозированию. Считать сам винтаж тенденцией, возможно, ошибочно, он безграничен. «Если воспринимать моду, как язык, то мы неизменно используем старые слова для создания нового предложения».2 Но, выводя на подиум образы прошлых десятилетий, современная мода, тем самым, еще больше подогревает популярность и увеличивает цену винтажной одежды.

Если Кристиан Диор - символ 50-х, Ив Сен-Лоран - 60-х, то может быть винтаж станет главным неперсонализированным символом XXI века?

1 Tiffany Dubin, Ann E. Berman. Vintage Style: Buying and Wearing Classic Vintage Clothes. - HarperCollins, 2000. - Р. 73.

2 Valerie Steele - директор музея Fashion Institute of Technology (F.I.T.) для US // Vogue. - 2000. - June. - № 6. -С. 384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.