Научная статья на тему 'ВИНА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСЛАМСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

ВИНА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСЛАМСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНА И ЕЕ ФОРМЫ / УМЫСЕЛ / INTENT / ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ УМЫСЕЛ / DIRECT AND INDIRECT INTENT / ХАЛАТНОСТЬ / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / НЕБРЕЖНОСТЬ / NEGLIGENCE / ЛЕГКОМЫСЛИЕ / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ / VIOLATION OF LAWS AND REGULATIONS / GUILT AND ITS FORMS / IMPRUDENCE / CARELESSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амиров М. Г., Аль-баити Мухтара Авад Абдулла

Статья раскрывает понятие вины и основные признаки субъективной стороны состава преступления в мусульманском уголовном праве в сравнительном анализе с УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guilt as the main subjective sign of crime in Islamic Criminal Law

The article reveals the concept of guilt and main features of subjective side of corpus delicti of Muslim Criminal Law in a comparative analysis of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВИНА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСЛАМСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

УДК 348.97:343.3/7

ВИНА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСЛАМСКОМ

УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Амиров М.Г., заведующий кафедрой трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент (Россия) E-mail: [email protected]

Аль-Баити Мухтара Авад Абдулла, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета (Йемен)

E-mail: [email protected]

Статья раскрывает понятие вины и основные признаки субъективной стороны состава преступления в мусульманском уголовном праве в сравнительном анализе с УК РФ.

Ключевые слова: вина и ее формы, умысел, прямой и косвенный умысел, неосторожность, легкомыслие, халатность, небрежность, нарушение законов и постановлений.

Guilt as the main subjective sign of crime in Islamic Criminal Law

Amirov M.G., Head of the Department of Labour Law and the Basics of Law at Daghestan State University, Candidate of Law, Associate Professor (Russia)

Al-Baiti M.A.A., post-graduate student of Criminal Law and Criminology Department at Daghestan State University (Yemen)

The article reveals the concept of guilt and main features of subjective side of corpus delicti of Muslim Criminal Law in a comparative analysis of the Criminal Code of the Russian Federation.

Key words: guilt and its forms, intent, direct and indirect intent, imprudence, carelessness, negligence, violation of laws and regulations.

Учение о вине является одной из важнейших частей теории отечественного уголовного права. Без вины не может быть уголовной ответственности по уголовному праву. Правильное понимание вины имеет большое значение в борьбе за укрепление законности.

Вина и ее формы - это уголовно-правовые понятия, основанные на данных российской психологии о закономерностях человеческого поведения, разновидностью которого является и преступное поведение. О вине в форме умысла или неосторожности как категории уголовного права можно говорить лишь в случае совершения лицом общественно опасного деяния — преступления.

Обязательными составляющими материального элемента преступного деяния являются само деяние, его результат и причинная связь. К обязательным факторам морального элемента преступного деяния относятся вина, возраст субъекта уголовной ответственности, вменяемость [1, с. 158].

Наиболее распространенными низменными мотивами совершения преступления являются

месть, корысть, ревность и другие. Следует отметить, что в уголовных кодексах Иордании и Палестины мотив не рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность.

По российскому законодательству, субъективная сторона - это обязательный элемент состава преступления. Субъективная сторона включает обязательный элемент - вину и факультативные -мотив, цель, эмоции.

Вина представляет собой определённое внутреннее психическое отношение лица к тому деянию, которое оно совершило, и к его реальным или возможным последствиям. Как правильно отмечает профессор З.А. Астемиров, «вина же выражает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и поэтому является основанием для ответственности за это деяние. Связь вменяемости с совершенным деянием заключается в том, что не должно быть сомнений в ее наличии к моменту совершения данного деяния, а вина же заключена в самом деянии, образуя его субъективную сторону» [2, с. 31]. Преступным признаётся деяние, совершённое умышленно (то есть осознанно, при нали-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2014. № 3.

чии понимания вредного характера вызванных деянием последствий) либо вследствие преступной неосторожности, то есть непреднамеренно.

По мусульманскому праву преступление должно быть непременно совершено для того, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание. Что же касается покушения на преступление, то в мусульманском праве указаний на это условие виновности не найдено. Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание («те'-зир»).

Надо сказать, что всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и явный умысел совершения преступления.

Мусульманское уголовное право, как и европейское, рассматривает две формы виновности: 1) умышленную и 2) неумышленную. При наличии или доказанности второй формы наказание в значительной степени смягчается. Неумышленнее убийство, например, не наказывается смертью.

Неумышленность преступления также рассматривается с двух сторон:

1) если виновный в преступлении желал причинить потерпевшему вред в значительно меньшей степени, чем это произошло в действительности, например, удар каким-либо предметом повлек за собой смерть;

2) если виновный даже не пытался совершать какие-либо противоправные действия. К такого рода преступлениям относятся действия вследствие неосторожности или неисполнения постановлений властей, ошибки врачей из-за их неопытности («табиб»). Предлагаем рекомендовать йеменским и другим арабским законодателям, в частности, слово «неумышленный» заменить на другое -«по неосторожности». Обратимся к ст. 10 Уголовного кодекса Йемена [8], где это определение выглядит следующим образом: «Неумышленность считается присутствующей, когда лицо, совершая преступное действие или бездействие, ведет себя не так, как обычный человек, оказавшийся в подобных условиях (ситуации). Действия этого лица отличаются легкомыслием, халатностью, небрежностью или несоблюдением законов, постановлений и решений». Если внести изменение в текст, получим такую формулировку: «Неосторожность считается присутствующей, когда лицо, совершая преступное действие или бездействие...». Так как слово «неосторожность» является абстрактным, оно закрепилось в языке юриспруденции и УК России и стало активно использоваться.

Деление умысла на заранее обдуманный и внезапный не присуще мусульманскому праву. Знатоки мусульманского права не касались прямого или косвенного умысла, также им незнакомо выражение «злой умысел» [3, с. 551]. Однако это не означает, что в шариате не существовало понятия «злой умысел». В соответствии со ст. 63 УК Иордании прямой умысел - это «желание совершить преступление».

Законодатели Западной Европы, в отличие от мусульманских стран, делят умысел на два вида - прямой и косвенный. В действительности в мусульманском законе уже существовало разграничение между прямым и косвенным умыслом со дня его ниспослания. Что мы сегодня называем злым умыслом? Мнения ученых разделились. Рассмотрим точку зрения Малика. Касаясь вопросов убийства, нанесения ранений и побоев, он различает умышленные и неумышленные преступления. В обоих случаях преступник несет ответственность за результат своих действий. Правовед не признает непредумышленного убийства. Он четко разграничил два вида убийства: умышленное убийство и убийство по ошибке. Другая точка зрения у ученых-законоведов в доктрине Абу Ханифы, она же выражена в мнении меньшинства в доктрине Ахмада. Его сторонники разграничивают умысел в преднамеренном убийстве и умысел в преступлениях, совершенных с целью покушения или не с целью покушения на жизнь человека. Это точка зрения Шафии и мнение преобладающего большинства законоведов в доктрине Ахмада. Его сторонники также разграничивают умышленные и неумышленные преступления и считают преступника ответственным за последствия своих действий в обоих случаях. Друг от друга они отличаются намерениями преступника [4, с. 76].

Умысел бывает определенным или неопределенным в зависимости от условий преступления, общим или частным в соответствии с его сущностью по закону. Он делит преступления на умышленные и неумышленные. То есть в зависимости от предмета преступления можно выделить четыре вида умысла: определенный, неопределенный, общий, частный [5, с. 95].

Некоторые современные арабские законы четко сформулировали понятие «прямой умысел» в своих текстах. Среди них УК Йемена, который определил его следующим образом: «Умысел имеет место, если преступник предвидел общественно опасные последствия своих действий, но отважился на них, допуская наступление этих последствий».

Что же касается косвенного умысла, то следует признать, что это один из случаев, в котором трудно выявить основу умысла. Правонарушитель здесь предвидит больше, чем просто результат своей физической деятельности. Его ожидания не сводятся только к одному преступному результату, а увеличиваются до нескольких общественно опасных последствий, которые могут быть незначительными или серьезными, законными или незаконными. Правонарушитель постигает все эти последствия в совокупности и предвидит вероятность их осуществления. Он должен занять определенную позицию по отношению к ним: допускать их наступление или нет. Когда лицо допускает эти последствия и довольствуется ими, то это означает, что его воля была направлена на их осуществление, что позволяет сказать: правонарушитель замышлял их, но только косвенно.

М.Г. АМИРОВ, М.А.А. АЛЬ-БАИТИ

Таким образом, становится ясно, что норма косвенного умысла в предумышленных преступлениях не отличается от прямого умысла в формировании основы умысла и установлении уголовной ответственности и наказания. Следует исключить случаи, в которых законодатель предоставляет судье дискреционную власть в определении наказании в рамках юридического описания наказания, где косвенный умысел считается менее тяжким по степени несения уголовной ответственности, чем прямой умысел.

Вышесказанное разъясняет нам, что косвенный умысел в основном базируется на наличии знания и воли у правонарушителя. Он должен фактически предвидеть противозаконное действие, которое совершит. Однако вдобавок к этому необходимо, чтобы это ожидание подвергалось сомнению в возможности наступления других последствий. Столкнувшись с этим сомнением, правонарушитель должен занять определенную позицию по поводу вероятности наступления других незаконных последствий. Этой позицией является принятие им всех возможных результатов, которые могут произойти.

В данной статье мы дадим краткую характеристику этих видов, основываясь на объяснениях, взятых из Закона об уголовных преступлениях. Как уже было упомянуто, неосторожность бывает следующих видов: легкомыслие; халатность и небрежность; нарушение законов и постановлений:

а) легкомыслие - это поведение, отличающееся безрассудством, необдуманностью и опрометчивостью, несоблюдением необходимых условий, требующих размышления, терпения и внимательности [6, с. 448];

б) халатность и небрежность - этот вид преступлений по неосторожности представляет собой пассивное отношение к действительности, когда лицо небрежно относится к мерам предосторожности, которые требуются по технике безопасности [7, с. 239];

в) нарушение законов и постановлений — это когда человеку, возможно, не припишут легкомыслия или безрассудства в поведении, как и небрежности и халатности, но если его поведение не соответствует инструкциям, продиктованным правилами его работы, то результаты такой работы будут зловредными, как если бы эти инструкции заключались в законе и постановлении. Такое поведение, противоречащее инструкциям, является неправильным, неосторожным. Следовательно, лицо подлежит ответственности за неосторожное причинение вредных последствий.

В уголовном праве арабских стран нарушение законов и постановлений - это особый вид пре-

ступлений по неосторожности, даже если лицо не пренебрегало правилами техники безопасности. Наличия этих нарушений достаточно для несения уголовной ответственности за неосторожные преступления, если они явились причиной возникшего вреда. Нарушение законов и постановлений - это поведение, противоречащее инструкциям. Под инструкциями мы здесь понимаем любые правила поведения, исходящие от государства, а также организаций, регулирующих общественное поведение.

В части 1 статьи 26 УК РФ [9] преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию, небрежности. Считаем необходимым внести в данную статью одно дополнение: вследствие несоблюдения законов, постановлений и решений. Это расширит действие статьи, урегулирует квалификацию преступления, распространив его и на сферу государственной деятельности. В результате получим следующую формулировку: «Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию, небрежности или вследствие несоблюдения законов, постановлений и решений».

Литература

1. Аль Халаса Ашраф. Понятие преступления по уголовному праву Иордании: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

2. Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2008.

3. Ахмед Фатхи Сурур. Изучение уголовного закона. Особенная часть. Каир, 1985 (на араб. яз.).

4. Аббас аль-Хусни. Разъяснение уголовного права. Багдад, 1972. (на араб. яз).

5. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права: учеб. пособие по спецкурсу. Махачкала, 2002.

6.Махмуд Мустафа. Комментарии Уголовного кодекса. Общая часть. Каир, 1983 (на араб. яз.).

7. Рауф Убейд. Основы общего раздела уголовного права. Каир, 1979 (на араб. яз.).

8. Уголовный кодекс Республики Йемен 1994 г. Сана, 1994.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.04.2014).

Поступила в редакцию 17 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.