Научная статья на тему 'Викторина как форма развития коммуникативных и познавательных УУД кадет'

Викторина как форма развития коммуникативных и познавательных УУД кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукашева Н.Ш.

На сегодняшний день викторина самая распространенная игра, которая, с одной стороны, охватила не только внеурочную воспитательную работу, но и урочную, а также повседневную жизнь: телевизионные викторины, онлайн-викторины, настольные викторины. С другой стороны, викторина, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания, удовлетворяет познавательным потребностям подростков, поскольку данный возраст характеризуется резким возрастанием познавательной активности и любознательности в определенной отрасли знания и снижением познавательных интересов в других. Актуальность викторины в современном мире, многообразие видов викторин, система продуктивного использования и взаимодействия при подготовке и проведении викторин доказывает, что викторина является эффективной формой урочной и внеурочной работы, способствующей развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий кадет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Викторина как форма развития коммуникативных и познавательных УУД кадет»

Теория и методика обучения и воспитания

115

ВИКТОРИНА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД КАДЕТ

© Мукашева Н.Ш.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

На сегодняшний день викторина - самая распространенная игра, которая, с одной стороны, охватила не только внеурочную воспитательную работу, но и урочную, а также повседневную жизнь: телевизионные викторины, онлайн-викторины, настольные викторины. С другой стороны, викторина, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания, удовлетворяет познавательным потребностям подростков, поскольку данный возраст характеризуется резким возрастанием познавательной активности и любознательности в определенной отрасли знания и снижением познавательных интересов - в других.

Актуальность викторины в современном мире, многообразие видов викторин, система продуктивного использования и взаимодействия при подготовке и проведении викторин доказывает, что викторина является эффективной формой урочной и внеурочной работы, способствующей развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий кадет.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), метод обучения, внеурочная деятельность, коммуникативные и познавательные УУД.

Жизнь человека третьего тысячелетия характеризуется динамичностью, изменчивостью, стремительным ростом объема информации, интенсивным внедрением и переплетением современных телекоммуникационных служб. В этом мире надо уметь выбирать и отвечать за свой выбор, определять и решать проблемы, воспринимать окружение и контактировать с ним.

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, новыми образовательными стандартами и возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД). В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

В настоящее время подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурмен-

Воспитатель.

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой. Мы остановимся на развитии коммуникативных и познавательных УУД.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевой, И.А. Зимней, С. Медником особенности развития коммуникации в подростковый период. Основываясь на фундаментальных понятиях и выводах ученых А.Б. Добрович, Н.Д. Никан-дрова, П.В. Растянникова охарактеризована внеучебная деятельность и ее роль в формировании коммуникативной компетенции подростков. Однако стоит отметить, что слабо изученным, но значимым в связи с увеличением кадетских училищ, корпусов, школ остается вопрос о конкретной педагогической работе по формированию коммуникативных универсальных учебных действий кадет.

Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий опираются на труды Л.П. Аристовой, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной.

Познавательные универсальные учебные действия неразрывно связаны с развитием познавательных процессов и предполагают умение учащимися выбирать и применять разные методы познания; анализировать и фиксировать результаты опытов и исследований; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить и проверять информацию, используя современные доступные источники; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Казаренков В.И. в своём учебном пособии «Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников» обращает внимание, на то, что «целесообразно шире использовать именно внеурочную работу» [3].

Основываясь на вышеизложенные теоретические обоснования, а также учитывая особенности президентских кадетских училищ (преемники лучших традиций суворовских и кадетских училищ, имеющих свою специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса), мы считаем, что при правильной, педагогически обоснованной организации целого ряда форм внеурочных занятий можно добиться высокого результата в развитии УУД кадет. С нашей точки зрения, можно выделить викторину как одну из широко используемых форм для развития коммуникативных и познавательных УУД воспитанников.

Теория и методика обучения и воспитания

117

В своих воспитательных мероприятиях первоначально мы использовали наиболее простые в организации и проведении викторины, построенные как ответы на вопросы, подготовленные и предлагаемые самим классным руководителем. Большинство учителей и воспитателей останавливаются на данной интеллектуальной игре, которая, несомненно, развивает находчивость, изобретательность, фантазию и воображение в поиске ответов на поставленные вопросы.

Вторым шагом стали онлайн-викторины. По мнению И.В Дубровиной, «в подростковом возрасте школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы» [2]. Учитывая этот факт, кадеты в свободное время через персональные ноутбуки выходят в интернет, где особой популярностью воспитанников моего класса пользуются сайты «Пандарина», с большим количеством викторин по школьной тематике, «1001 Викторина», с тестовым режимом тематических вопросов, позволяющие каждому проверить свои знания в интересной им области, сайт журнала «Костёр», в котором много развивающих нестандартных викторин, есть страницы литературы, музыки, юмора и кино.

Следующий шаг был подсказан самими кадетами, которые проявили инициативу в самостоятельном составлении викторин не только для классных часов, но и учебных дисциплин. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Израильский психотерапевт Эрика Ландау, справедливо считает, что когда мы учим детей спрашивать, и искать ответы, мы создаем наилучшие предпосылки для их творческого развития. Такой метод обучения помогает развитию как интеллектуальных, так и эмоциональных способностей ребенка. Поэтому нами была составлена методическая копилка упражнений, таких как, «Чёрный ящик», «Пятый элемент», «Следствие ведут», «Почему сегодня дождливо?» и др., направленных на формирование умений кадет составлять вопросы. Мы также использовали систему креативной постановки вопросов, предложенную Э. Ландау. При полном принятии самой системы, на практике предлагаются разные оптимальные последовательности введения различных по содержанию вопросов. Для викторин чаще используют описательные вопросы, это и определило следующий порядок (табл. 1).

Таблица 1

Вопросы Направленность вопроса

1. Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос

2. Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос

3. Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос

4. Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос

5. Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос

6. Куда дальше? Вопрос, ориентированный на будущее

118

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» технологии развития критического мышления через чтение и письмо, метода интервьюирования, в ходе которого интервьюер учится проводить как стандартизированные интервью, так и свободные, описанные выше упражнения, способствуют развитию умения структурировать знания, извлекать необходимую информацию, выделять существенные характеристики текста, объекта, формируют речевую культуру подростков.

Первая самостоятельная викторина воспитанников родилась в совместной работе. Класс разделили на малые группы по 5 человек. Цукерман Г.А. предлагает объединять школьников в группы «с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем... Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы» [6]. Мы постарались учесть эти рекомендации. Каждый получил одинаковое задание: составить по 2 вопроса по параграфу учебника истории (предмет выбрали сами воспитанники). Для данной работы был выбран способ коммуникации, предложенный американским психологом А. Бавеласом, «паутина» (рис. 1). При такой схеме ни один из членов группы не перегружен информацией и каждый находился в равном положении и получал информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. Кадеты обменивались вопросами, обсуждали, корректировали и выбрали 10 лучших. Составленная викторина передавалась другим группам.

На последующих занятиях, используя материал школьных учебников, а позднее и дополнительную литературу к учебному материалу, был выбран другой способ коммуникации этого же автора, «штурвал» (рис. 2), при котором «корректор» в центре группы получает информацию от каждого (по 2-3 заранее подготовленных вопроса), отбирает по 1 лучшему и выдаёт готовый продукт - викторину.

Работая в группе, каждый кадет становится важным участником общего дела - ведь от его труда зависит результат всей группы. В условиях группо-

Теория и методика обучения и воспитания

119

вой работы подростки решают конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие и нравственно-воспитательные задачи, накапливают опыт для перехода к индивидуальной самостоятельной деятельности. Поиск информации активизирует школьников, повышает познавательный и эмоциональный фон совместной деятельности, пробуждает интерес воспитанников к самостоятельной внеурочной поисковой работе.

Параллельно с описанной выше работой мы проводим ещё и викторины по телевизионным передачам: «Звездный час», «Брэйн-ринг», «Кто хочет стать миллионером». После игры «Умники и умницы» у многих кадет появилась мечта выиграть во всероссийской телевикторине Юрия Вяземского и поступить в МГИМО. Первое президентское является постоянным участником программы «Самый умный». Мои воспитанники, соревнуясь в эрудиции в свободное время, стремятся повторить успех старшеклассника, который стал в 2011 г. победителем. Поэтому викторина заслуживает особого внимания ещё и потому, что это соревнование, которое предполагает выявление победителя -человека наиболее эрудированного и сообразительного, моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности, возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

Учитывая тот факт, что продуктивная деятельность позволяет получать не только теоретические знания, но и конкретные умения, а также научные и практические результаты от выполненных заданий, мы планируем, что наши шестиклассники сами будут создавать собственные онлайн-викторины. На сегодняшний день они осваивают на сайте vneuroka.ru мастер-класс, как самостоятельно разработать такую викторину при помощи online-конструктора, а затем отправить в виде флеш-открытки своим друзьям.

Таким образом, вариативность форм, простор для индивидуального, группового и коллективного сотрудничества, широта, глубина и многообразие видов общения воспитанников со взрослыми и сверстниками, огромное познавательное пространство и доступные современные возможности материально-технической базы - позитивные стороны внеурочной деятельности и ее взаимосвязи с урочной. Они обеспечивают реальные условия для развития личности подростков как в школе, так и во внешкольной среде. Использование викторин является эффективной формой урочной и внеурочной работы, способствующей развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий кадет.

Разработанная система по развитию УУД воспитанников дала положительные результаты, поэтому может быть использована во внеурочной работе воспитателями, классными руководителями, педагогами-организаторами.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных дей-

120

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ствий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. -№ 1.

2. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // Руководство практического психолога. - М., 1995.

3. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. - М.: Логос, 2003.

4. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2010. - № 2.

5. Петровская Л. А. Основные характеристики компетентности в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. - Ч. 1. - Кострома, 1986.

6. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.

7. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

© Пеньков В.Е.*

Лицей № 9, г. Белгород

В статье рассматриваются проблемные аспекты работы с одаренными детьми, автором приводится ретроспективный анализ собственной деятельности, показываются способы формирования творческой активности одаренных школьников в процессе обучения.

Ключевые слова одаренные дети, социализация личности, творческая активность, система образования.

В современном российском обществе «происходят глобальные процессы перестройки практически всех сфер» [4, c. 29], возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита.

Заместитель директора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.